Научная статья на тему 'Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха'

Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
337
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность / идентичность / детский лагерь отдыха / дети / подростки / формирование идентичности / гражданственность / гражданское воспитание. / civil identity / identity / summer camp / recreation / children / adolescents / identity formation / citizenship / civic education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Зритнева Елена Игоревна

Статья представляет собой результаты анализа проблемы формирования гражданская идентичности личности. Цель статьи выделить особенности и механизмы формирования гражданской идентичности детей и подростков средствами летнего лагеря отдыха. Методы исследования теоретический анализ, синтез, обобщение. Проанализированы концепции гражданского воспитания. Обозначены критерии и виды идентичности: социальная, личностная. Значительное внимание уделяется гражданской идентичности, как одному из видов социальной идентичности. На основе теоретического изучения подходов к определению понятия «гражданская идентичность», авторы выделяют в структуре гражданской идентичности когнитивный, ценностно-смысловой, эмоциональный и деятельностный компоненты. В статье определены потенциал и особенности воспитательной работы, проводимой в летнем детском лагере, как механизма формирования гражданской идентичности детей и подростков. Представлены особенности проведения лагерной смены, с точки зрения детской событийной общности при которой необходимо формирование гражданской идентичности. Выделены общепедагогические, предметно-содержательные и организационнопедагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования гражданской идентичности в летнем детском лагере отдыха. Особое внимание уделено внешним и внутренним факторам, оказывающим непосредственное влияние на процесс формирования гражданской идентичности детей и подростков в лагерной смене. Даны рекомендации по использованию внешних и внутренних факторов работы для работы педагогов и вожатых в летнем лагере отдыха для детей и подростков. Обозначены перспективы дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Зритнева Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF CIVIL IDENTITY IN CHILDREN AND ADOLESCENTS IN A SUMMER HOLIDAY CAMP

The article presents the results of the analysis of the problem of the formation of a civil identity of a person. The purpose of the article is to highlight the features and mechanisms for the formation of the civil identity of children and adolescents by means of a summer holiday camp. The research methods theoretical analysis, synthesis, generalization. The concepts of civic education have been analyzed. Criteria and types of identity have been designated: social and personal. Considerable attention is paid to civic identity as one of the types of social identity. The authors highlight cognitive, value-semantic, emotional and activity components in the structure of civic identity on the basis of a theoretical study of approaches to the definition of the concept of “civil identity ”. The article identifies the potential and features of an educational work carried out in a summer camp, as a mechanism for the formation of civil identity in children and adolescents. Features of the camp shift have been presented from the point of view of the children's eventivity in which the formation of civic identity is necessary. General pedagogical, subject-specific, organizational and pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of the process of the formation of civic identity in the summer children's camp have been highlighted. Special attention is paid to external and internal factors that have a direct impact on the process of formation of civic identity in children and adolescents in the camp shift. Recommendations on the use of external and internal factors of the work for teachers and caretakers in a summer holiday camp for children and adolescents are given. Prospects for further research have been indicated.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха»

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

УДК 371.217.3:796.035 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12016

Саенко JI.A., Зритнева Е.И. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ ОТДЫХА

Саенко Людмила Александровна, доктор социологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Северо-Кавказский социальный институт, Ставрополь, Россия E-mail: la-saenko@yandex.ru

Зритнева Елена Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальных технологий

Северо-Кавказского федеральный университет, Ставрополь, Россия E-mail: kafsocteh@yandex.ru

Статья представляет собой результаты анализа проблемы формирования гражданская идентичности личности. Цель статьи - выделить особенности и механизмы формирования гражданской идентичности детей и подростков средствами летнего лагеря отдыха. Методы исследования - теоретический анализ, синтез, обобщение. Проанализированы концепции гражданского воспитания. Обозначены критерии и виды идентичности: социальная, личностная. Значительное внимание уделяется гражданской идентичности, как одному из видов социальной идентичности. На основе теоретического изучения подходов к определению понятия «гражданская идентичность», авторы выделяют в структуре гражданской идентичности когнитивный, ценностно-смысловой, эмоциональный и деятельностный компоненты. В статье определены потенциал и особенности воспитательной работы, проводимой в летнем детском лагере, как механизма формирования гражданской идентичности детей и подростков. Представлены особенности проведения лагерной смены, с точки зрения детской событийной общности при которой необходимо формирование гражданской идентичности. Выделены общепедагогические, предметно-содержательные и организационно-педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования гражданской идентичности в летнем детском лагере отдыха. Особое внимание уделено внешним и внутренним факторам, оказывающим непосредственное влияние на процесс формирования гражданской идентичности детей и подростков в лагерной смене. Даны рекомендации по использованию внешних и внутренних факторов работы для работы педагогов и вожатых в летнем лагере отдыха для детей и подростков. Обозначены перспективы дальнейшего исследования.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

Ключевые слова: гражданская идентичность, идентичность, детский лагерь отдыха, дети, подростки, формирование идентичности, гражданственность, гражданское воспитание.

Для цитирования: Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2(41). С. 153-161. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12016.

Saenko L.A., Zritneva E.I.

FEATURES OF FORMATION OF CIVIL IDENTITY IN CHILDREN AND ADOLESCENTS IN A SUMMER HOLIDAY CAMP

Saenko Lyudmila Alexandrovna, Doctor of Sociology, a professor of the Department of

Social and Humanitarian Disciplines

The North Caucasus Social Institute, Stavropol, Russia

E-mail: la-saenko@yandex.ru

Zritneva Elena Igorevna, Doctor of Pedagogics, a professor, head of the Department of Social technologies

The North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia E-mail: kafsocteh@yandex.ru

The article presents the results of the analysis of the problem of the formation of a civil identity of a person. The purpose of the article is to highlight the features and mechanisms for the formation of the civil identity of children and adolescents by means of a summer holiday camp. The research methods - theoretical analysis, synthesis, generalization. The concepts of civic education have been analyzed. Criteria and types of identity have been designated: social and personal. Considerable attention is paid to civic identity as one of the types of social identity.

The authors highlight cognitive, value-semantic, emotional and activity components in the structure of civic identity on the basis of a theoretical study of approaches to the definition of the concept of "civil identity ". The article identifies the potential and features of an educational work carried out in a summer camp, as a mechanism for the formation of civil identity in children and adolescents.

Features of the camp shift have been presented from the point of view of the children's eventivity in which the formation of civic identity is necessary. General pedagogical, subject-specific, organizational and pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of the process of the formation of civic identity in the summer children's camp have been highlighted.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

Special attention is paid to external and internal factors that have a direct impact on the process of formation of civic identity in children and adolescents in the camp shift. Recommendations on the use of external and internal factors of the work for teachers and caretakers in a summer holiday camp for children and adolescents are given. Prospects for further research have been indicated.

Key words: civil identity, identity, summer camp, recreation, children, adolescents, identity formation, citizenship, civic education.

For citation: Saenko L.A., Zritneva E.I. Features of formation of civil identity in children and adolescents in a summer holiday camp // Bulletin of Maikop State Technological University. 2019. Iss. 2(41). P. 153-161. DOI: 10.24411 /2078-1024-2019-12016.

Социокультурные трансформации, влияние глобализации на национальный состав многих стран, межкультурные и межэтнические противоречия заставляют многие государства мира решать задачи, связанные с консолидацией граждан своей страны. В этих условиях, основной целью для России является укрепление единства и сплочение народа, что обеспечивает решение следующих задач: развитие гражданского патриотизма, солидарности, сохранение этнического многообразия, оптимизация межнациональных отношений.

Решение обозначенных задач и целей возможно при воспитании личности по трем основным направлениям: этническое, гражданское, общечеловеческое. Реализация трех воспитательных направлений будет способствовать формированию гражданской идентичности личности, поскольку предполагает этническое самоопределение и этническую самоидентификацию, принятие общественных и культурных норм и ценностей своего народа.

Современное российское общество характеризуется кризисом социальной системы, в связи с чем перед педагогической наукой ставятся новые задачи, связанные с выявлением нового понимания, видов и структуры феномена «идентичность», определения условий эффективного формирования гражданской идентичности личности в системе образования. Отметим, что проблема формирования гражданской идентичности рассматривалась с разных точек зрения: как интегральное качество личности (с выделением структурных элементов), как воспитательный процесс (определяя составные компоненты процесса), определялись педагогические условия эффективности формирования гражданской идентичности личности, выделялись системы формирования гражданской идентичности и т.д.

Понятие «идентичность» (от англ. identity, ранее от лат. identitas) представляется как свойство психики человека к выражению собственной принадлежности к каким-либо национальным, социальным, экономическим, общественным, языковым, профессиональным, религиозным и другим группам.

155

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

H.B. Антонова [1] отмечает, что идентичность подразделяется на два основные вида: социальную и личностную. Социальная идентичность предусматривает типизацию личности на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит и с которой себя соотносит. Личностная идентичность предусматривает систему индивидуальных свойств и качеств личности, его субъективное самоощущение, его индивидуальную жизненную ситуацию.

Гражданская идентичность является одним из видов социальной идентичности. Анализ работ Е.А. Гришиной, О.В. Егорова, И.В. Кожанова, Ю.А. Семеновой, Р.Ю. Шиковой и др. показал, что гражданская идентичность рассматривается как социокультурный и педагогический феномен, является базовой характеристикой личности, определяющей принадлежность личности к сообществу граждан определенного государства на основе общей культуры и норм социума.

С точки зрения И.В. Кожанова [4, 5] гражданская идентичность выступает как «осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан какого-либо государства, что имеет для личности значимый эмоциональный и ценностный смысл».

Гражданская идентичность является фиксатором единства интересов личности и определенной социальной общности, что позволяет реализоваться защитной функции, функции самовыражения и самореализации, способствует проявлению гражданской активности личности. [7] Принадлежность к определенной социальной общности зачастую определяется случайными обстоятельствами (рождение, обучение, проживание) - некой данностью и не является личностным осознанным решением. Таким образом, данная социальная общность является задаваемой извне и, следовательно, социальная роль гражданина может не всегда восприниматься позитивно индивидом. Гражданская идентичность является более сложным новообразованием в структуре личности, восприятием ею общности и ее субъектности. Гражданская общность выступает как большая группа, объединяющая население целого государства, обладающая единством исторической судьбы, традициями, культурными ценностями, политическими основами и эмоциональными связями.

Как отмечают A.A. Логинова (2010), Н.В. Сафин (2015), Н.П. Витенко (2011), С.Л. Посмитная (2009) и др. формирование гражданской идентичности является целенаправленным процессом становления гражданской культуры личности. Следовательно, формирование гражданской идентичности должно начинаться с дошкольных учреждений, продолжаться далее, как в воспитательном процессе школ, так и в процессе воспитательной работы организаций дополнительного образования, а также найти отражение в воспитательной работе организаций отдыха детей и подростков.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

В структуре гражданской идентичности выделяются следующие компоненты:

- когнитивный компонент: осознание принадлежности к какой-либо социальной группе (общности);

- ценностно-смысловой компонент: отношение к этой социальной группе (от позитивного, до негативного);

- эмоциональный компонент: субъективное восприятие своей принадлежности к данной социальной группе;

- деятельностный компонент: реализация своей гражданской позиции в данной социальной группе, гражданская активность, совместная социальная деятельность и т.д.

Опираясь на вышеизложенное, под гражданской идентичностью будем понимать интегральное качество личности, выражающееся в самоотождествлении человека с российской нацией (российским народом), самовосприятие себя как россиянина, характеризующееся включенностью личности в культурную и общественную жизнь, причастностью к историческому прошлому и будущему российского народа.

Рассматривая деятельность летнего лагеря отдыха с точки зрения детской событийной общности, можно выделить ряд признаков: событийность; равность субъектов общения; добровольность нахождения в лагере; свобода и равенство детей и подростков, как участников общения; единство целевых ориентаций; единство смыслового и бытового пространства лагеря; осуществление групповой и индивидуальной рефлексии.

Определим педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха. Выделяются три группы условий: общепедагогические, предметно-содержательные и организационно-педагогические.

К общепедагогическим условия относятся:

1) ценностно-смысловое наполнение содержания воспитательных мероприятий;

2) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, приехавших в смену;

3) историческая и культурная преемственность в воспитательной работе лагерной смены.

Предметно-содержательные педагогические условия:

1) связь с историческими и культурными событиями, несущими отклик в современных мероприятиях и событиях;

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

2) развитие гражданского мышления за счет просмотра документальных источников, видеоматериалов (игровых фильмов), встреч и бесед с носителями ценностей, участников неких событий.

К организационно-педагогическим условиям относим:

1) план работы лагерной смены, программа работы вожатского корпуса;

2) разработка лагерных проектов;

3) работа органа по координации и управлению работы лагерной смены;

4) создание актива лагерной смены.

В условиях все возрастающего влияния средств массовой информации и сети Интернет, потенциал летнего лагеря отдыха для детей и подростков возрастает в связи с тем, что закрытость данной педагогической системы позволяет минимизировать влияние внешних воздействий и в тоже время повысить собственное воспитательное влияние. Как отмечают педагоги и психологи (Т.В. Водолажская, Е.А. Гришина, И.В. Конода, A.M. Кондаков и др.) детский и подростковый возраст являются наиболее значимыми в процессе формирования гражданской идентичности, поскольку этот период характеризуется расширением круга общения, проявляется интерес к общественным делам. Летний лагерь отдыха для детей и подростков создает комфортные и благоприятные условия для такого общения. Приезжая на отдых в лагерную смену, дети и подростки попадают в активную среду общения со сверстниками и взрослыми: игры, участие в коллективных творческих делах, конкурсах, дежурство в столовой, вечерние посиделки у костра, конкурсы песен и стихов.

Включенность детей и подростков в процессы общения разворачивается в соответствии с вектором от микросоциального включения до макросоциального (Мы - наш отряд. Мы - граждане России).

Процесс формирования гражданской идентичности детей и подростков в рамках летнего лагеря отдыха характеризуется трансформационными изменениями в развитии личности. Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и итоговый.

На первом - организационном - периоде осуществляется формирование позитивного образа гражданина России в процессе совместных бесед педагогов, приглашённых лиц с детьми и подростками. Дети «примеряют» образ на себя в процессе творческих дел, цель такой работы с детьми и подростками - развитие потребности в самосовершенствовании, саморазвитии.

Во второй - основной - период лагерной смены у детей и подростков наблюдается более глубокое понимание образа гражданина России, формирование нравственных ценностей, осмысление качеств гражданина. Педагогами и вожатыми создаются условия для творческой самореализации и нравственного раз-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

вития воспитанников. Для этого дети и подростки активно вовлекаются в жизнь лагеря, в дела отряда различного направления.

Третий - итоговый - период предусматривает процедуру самооценивания воспитанниками лагерной смены себя, как гражданина, оценку произошедших изменений, а также оценивание детей и подростков педагогами. Совместно происходит планирование дальнейшего развития и самосовершенствования детей и подростков.

Следовательно, процесс формирования гражданской идентичности должен проходить через всю лагерную смену.

Эффективность протекания процесса формирования гражданской идентичности детей и подростков в условиях летнего лагеря отдыха зависит от следующих факторов:

- работа администрации по организации жизни и быта отрядов в лагере (режим отдыха и деятельности воспитанников, планирование, возможности детского сотворчества, обязанности в отрядах и т.д.);

- система коллективных творческих дел отрядов и лагеря в целом (целесообразно проведение тематических смен, объединяющих детей и подростков по интересам; разнообразие мероприятий и максимальное участие детей в их подготовке и реализации);

- внутренняя социальная среда лагеря отдыха для детей и подростков (пространственная и предметная среда лагеря, сооружения на территории лагеря, терминология лагеря, информационные стенды, особенности общения, освещение событий, песни, речёвки, утреннее построение отрядов, специфика подготовки вожатых в образовательном учреждении (педагогический колледж или институт), легенды, связанные с этим лагерем и т.д.);

- детское самоуправление в лагере (участие в лагерном самоуправлении способствует развитию лидерских качеств у воспитанников, формирует навыки управления в коллективе сверстников, дает возможность в обсуждении планируемых дел с педагогами, развивая навыки общения со взрослыми);

- работа вожатского корпуса, как примера для подражания для детей и подростков (бережное отношение вожатых к символам государственности (флаг, герб, гимн нашего государства), соблюдение ими законов, принятых в лагере, является личным примером для подражания для детей и подростков);

- территориальное расположение лагеря и возможности ландшафта для организации отдыха детей и подростков (окружающая природа, памятники истории и культуры, места военной славы, музеи, выставки, архитектурные сооружения и т.д.).

Опора на данные факторы, их использование в работе педагогов лагерной смены по способствует формированию гражданской идентичности детей и под-

159

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

ростков, развитию их мировоззрения, составлению многомерной картины мира и познание истории и культуры нашей страны. Необходимо, чтобы воспитательный процесс строился не навязчиво и естественным образом. Таким образом, дети и подростки приобретают опыт коммуникации в социальной группе, что стимулирует их консолидацию с общностью «российский народ».

Литература:

1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в западной психологии//Вопросы психологии. 1996. №1. С. 131-143.

2. Сергеева В.П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 04.05.2019).

3. Кателина А.А. Интегрированная модель формирования гражданской идентичности подростков в условиях детского лагеря // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. №2. С. 166-174.

4. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7, №5(30). С. 200.

5. Кожанов И.В. Показатели сформированности гражданской идентичности личности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. №4. URL: http://www.science-education.ru/110-9802.

6. Кожанов И.В. Сущность и структура гражданской идентичности личности // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сборник научных трудов: в 4-х ч. Ч. 3. Уфа: БашГУ, 2013. С. 87-92.

7. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Развитие гражданской активности студенческой молодежи средствами студенческого самоуправления: монография. Ставрополь: АГРУС, 2018. 152 с.

8. Pashina N. Civil idea as a forming factor of political identity of Ukrainian citizens // В1сник MapiyncmbCbKoro державного ушверситету. Серия: 1стор1я. Псшто-лопя. 2014. №11. С. 184-191.

9. Onorato R.S., Turner J.С. Fluidity in the self-concept: the shift from personal to social identity // European Journal of Social Psychology. 2004. Vol. 34. P. 257-278.

Literature:

1. Antonova N. V. The problem of personal identity in Western psychology // Questions of psychology. 1996. No. l.P. 131-143.

2. Sergeeva V.P. Formation of civic identity in an educational process [Electronic resource] //Problems of modern education. 2011. №4. URL:

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://cyberleninka.rn/arti cle/n/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-v-obrazovatelnom-protsesse (access date: 04.05.2019).

3. Katelina A. A. Integrated model of civic identity formation in adolescents in a summer camp // Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2018. No. 2. P. 166-174.

4. Kozhanov I.V. Formation of civic identity of a person in the process of eth-nocultural socialization in the system of lifelong education // Naukovedenie Internetjournal. 2015. Vol. 7, No. 5(30). P. 200.

5. Kozhanov I.V. Indicators of civic identity formation of an individual [Electronic resource] // Modern problems of science and education. 2013. №4. URL: http://www.science-education.ru/110-9802.

6. Kozhanov I.V. The essence and structure of civic identity of a person// Theoretical and practical issues of the development of scientific thought in the modern world: a collection of scientific papers: in 4 parts. P. 3. Ufa: BashSU, 2013. P. 87-92.

7. Saenko L.A., Kartashova V.N. Development of civic activity of student youth by means of student self-government: a monograph. Stavropol: AGRUS, 2018. 152 p.

8. PashinaN. Civil idea as a forming factor of political identity of Ukrainian citizens // Bulletin of Mariupol State University. Series: History. Polytology. 2014. No. 11. P. 184-191.

9. Onorato R.S., Turner J.C. Fluidity in the self-concept: European Journal of Social Psychology. 2004. Vol. 34. P. 257-278.

Серкина Надежда Евгеньевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Йошкар-Ола, Россия E-mail: nserkina@mail.ru

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью теоретического анализа масштабных изменений, которые происходят в современном обществе, под воздействием стремительного развития информационно-коммуникативных технологий. Социальные изменения рефлексируются учеными в рамках концепций «информационного», «постиндустриального», «технотронного» и т.п. общества, при этом каждый автор выделяет собственные причины генезиса и основные признаки актуального этапа развития западной техногенной цивилизации, что представляет собой определенную проблему ее социально-гуманитарного

УДК 316.012

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12017

Серкина Н.Е.

ПОНЯТИЕ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА М. КАСТЕЛЬСА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.