УДК 37.035 : 379.835 - 056.6
А. А. Кателина
Интегрированная модель формирования гражданской идентичности подростков в условиях детского лагеря
В статье рассматривается модель построения воспитательной системы детского загородного лагеря, направленной на формирование гражданской идентичности подростков; дается описание факторам, влияющим на процесс ее формирования, и содержания педагогического процесса воспитания подростков на основе гражданско-патриотического идеала.
This article presents the model of children's camps, which aim is to form civic identity of adolescents; the factors affected the process of its formation and maintenance of pedagogical process of education of adolescents on the basis of civil-Patriotic ideal.
Ключевые слова: гражданская идентичность, компоненты гражданской идентичности, модель формирования гражданской идентичности, гражданско-патриотический идеал, система воспитательной работы в детском лагере.
Key words: civic identity, civic identity components, a model of formation of civic identity, civic and patriotic ideal, the system of educational work in a children's camp.
Политические и экономические преобразования, произошедшие в России в конце прошлого - начале нынешнего века, привели к изменениям духовно-нравственного характера, смене ценностных эталонов, отходу от народных культурных традиций, падению субъективного восприятия населением России значимости национальных достижений. Новые геополитические и социокультурные реалии определили заказ системе образования - формирование общенациональной российской идентичности [4]. Этот заказ нашел свое отражение в нормативных документах (Законе об образовании и ФГОСах), где красной нитью проходит идея формирования гражданской идентичности. Повышенный интерес к данной проблеме связан с тем, что гражданская идентичность рассматривается обществом как основа группового самосознания, консолидирующая население страны, как залог единства и стабильности государства. Учитывая многомерность и сложность поставленных задач, на их достижение должны быть направлены усилия не только системы школьного образования, но и таких институтов социализации, как семья, общественные организации и учреждения дополнительного образования, среди которых немаловажное место занимают детские загородные лагеря. Стоит отметить, что и деятельность детских лагерей
© Кателина А. А., 2018
постепенно приобретает новое значение. Подтверждение тому мы находим в официальных документах, которые определяют целый комплекс стоящих перед детским лагерем задач, направленных на развитие личности подростка, разделяющего российские традиционные духовные ценности, способного реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готового к мировому созиданию и защите Родины [4].
Согласно современным исследованиям, гражданская идентичность - осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства [1], а также соотнесение себя с ценностями и нормами данного сообщества, понимание своих прав и обязанностей, содействие повышению стабильности и единства этого сообщества.
Формирование гражданской идентичности - процесс долговременный, объективно продолжающийся в течение всей жизни человека, но если в детском лагере выстроить целостную воспитательную систему и определить основные механизмы действий, то результат даже краткосрочной работы будет ощутимым. Интенсивное проживание лагерной смены, богатой по содержанию и количеству тематических дел, дает нам возможность говорить о некотором ускорении протекания процесса позитивной идентификации, о возможности обозначить ориентиры, повысить уровень гражданской позиции подростков, чтобы в дальнейшем каждый из них мог самостоятельно выбрать свой жизненный путь. «Лагерь - не место, где воспитывают, а место, где созданы условия для раскрытия ребенком самого себя, -это самые лучшие открытия. Ребята вполне способны осуществлять свой рост сами. Мы им только помогаем» [6, с. 303].
В новых информационных условиях, когда определяющими факторами формирования гражданской идентичности становятся средства массовой информации и Интернет, потенциал загородных лагерей возрастает в связи с тем, что автономность и закрытость их педагогических систем позволяет снизить влияние внешних факторов и вместе с тем усилить их собственный воспитательный эффект.
Именно подростковый возраст является наиболее значимым в процессе становления гражданской идентичности, потому как в этот период происходит расширение поля общения растущего человека. И детский лагерь создает благоприятные условия для этого. Приезжая на смену, подросток попадает в коммуникативно насыщенную среду, где он общается с ровесниками и взрослыми в самых разнообразных ситуациях: играя, придумывая и готовя творческие дела, дежуря по столовой или напевая песни, сидя у костра. Включение подростка в социум развертывается от микросоциального соотнесения («МЫ» - делегация нашего региона > «МЫ» - наш отряд > «МЫ» - наш лагерь) к макросоциальному («МЫ» - граждане России»).
Основой формирования гражданской идентичности в условиях летнего лагеря может выступить модель построения воспитательной системы лагеря, отражающая компоненты гражданской идентичности, факторы, влияющие на процесс ее формирования, а также цель и содержание педагогического процесса (см. рисунок).
Рисунок. Модель формирования гражданской идентичности подростков
в условиях детского лагеря
Современные исследователи в структуре идентичности выделяют три уровня: социокультурная, личностная, самоидентичность. <...> Если оценивать уровни по степени «управляемости», то максимальную роль педагоги могут сыграть в формировании социокультурной идентичности подростков посредством предложения образца-референта, по образу и подобию которого возможно и нужно строить себя [7, с. 25]. Опора на эту идею даёт нам возможность построения модели гражданской идентичности, ядром которой будет являться процесс воспитания подростков на основе гражданско-патриотиче-ского идеала. Многие исследователи занимались разработкой характеристик личности как особого «идеального типа». А.Г. Асмолов к ним относит следующие: выражение индивидом себя в качестве гражданина российского общества, который уважительно относится к историческому прошлому своего Отечества и который ощущает и разделяет ответственность за ее судьбу в настоящем; гражданский патриотизм; ценностное отношение к традициям и нормам культуры национальной и «малой родины»; открытость человека для диалога
с представителями иных культур и убеждений; толерантность и великодушие к другому видению мира и др. [2, с. 80]. В зависимости от профиля детского лагеря, и направленности смены данный идеал может быть представлен собирательным образом моряка, героя ВОВ, туриста-путешественника, спортсмена, писателя и т. д.
Цель педагогического процесса, реализуемого в течение лагерной смены, - содействие становлению гражданской идентичности личности подростка.
Задачи:
1) создание условий для осмысления подростками гражданско-патриотических ценностей и расширения их знаний об отечественной истории и культуре, о географическом положении нашей страны, о ее национальном достоянии;
2) формирование гражданско-патриотических чувств и опыта проявления гражданско-патриотической позиции;
3) формирование чувства собственного достоинства и уважения других, стремления в своих делах и поступках следовать нравственным ценностям;
4) воспитание бережного отношения к природе своей страны;
5) воспитание бережного отношения к русскому (и родному) языку, многонациональной культуре России, стремления строить отношения с людьми на основе уважения, взаимопонимания, взаимозаботы, формирование потребности в осмыслении нравственных ценностей;
6) приобщение к здоровому образу жизни, создание условий для физического развития подростков, оздоровления и закаливания их организма, формирование ценностного отношения к здоровью;
7) развитие лидерских качеств как значимых для активного проявления гражданско-патриотической позиции подростков, освоения демократических норм через включение их в систему самоуправления жизнедеятельностью лагеря.
В задачах отражен гражданско-патриотический идеал - это россиянин:
- любящий свою Родину - Россию, знающий и уважающий ее историю, культуру, государственные символы, ориентированный на защиту Отечества и его национальных интересов;
- стремящийся к познанию окружающего мира, преобразующий его с учетом сохранения природы;
- бережно относящийся к русскому (и родному) языку, отечественной культуре;
- обладающий чувством собственного достоинства и уважающий это чувство в других, в своих делах и поступках стремящийся следовать нравственным ценностям (умеющий дружить, готовый прийти на помощь, быть милосердным и т. п.);
- ответственно относящийся к здоровью, стремящийся к физическому совершенствованию, выбирающий здоровый образ жизни;
- трудолюбивый, ответственно относящийся к выбору профессии;
- способный к созидательной деятельности и готовый стать организатором деятельности коллектива (умеет договариваться, распределять поручения, ответственно относиться к их выполнению) [5, с. 6].
Педагогический процесс формирования гражданской идентичности в условиях детского лагеря представляет собой трансформационное развитие личности. В организационный период смены происходит формирование положительного образа россиянина в процессе совместного размышления над ним подростков и педагогов. Содержание творческих дел смены конкретизирует данный образ. Этот период предполагает «примеривание» подростком образа на себя, сопоставление себя с ним, появление у подростка потребности в самосовершенствовании. В основной период смены происходит углубление понимания образа россиянина, осмысление качеств личности и смыслов нравственных ценностей, составляющих их основу. Подростки вовлекаются в сотворчество по организации жизнедеятельности в лагере и дел различной направленности. Педагогами создаются условия для раскрытия, самореализации и нравственного самосовершенствования подростков. Итоговый период предполагает оценивание педагогами и окружающими, а также самооценивание самим подростком уровня развития качеств его личности, размышление над произошедшими в нем изменениями. Вместе с тем происходит размышление о перспективах дальнейшего самосовершенствования подростка. Таким образом, работа по формированию гражданской идентичности проходит через всю смену.
На успешное протекание процесса формирования гражданской идентичности в условиях детского лагеря наибольшее влияние оказывают следующие факторы:
- особая организация жизнедеятельности отрядов в лагере;
- система отрядных и общелагерных творческих дел;
- внутренняя среда детского лагеря;
- работа органов самоуправления;
- пример вожатского отряда;
- ближайшая внешняя среда, окружающая детский лагерь.
Кратко охарактеризуем значение каждого из них.
Особая организация жизнедеятельности в лагере - соблюдение режима дня, четкое ежедневное планирование деятельности -расширяет воспитательные возможности детского лагеря. Объединение подростков в отряды, их сотворчество, определение коллективных целей на смену, распределение обязанностей в отряде
воспитывает в подростках ответственность, толерантность и взаимоуважение, способность к сопереживанию и взаимопомощи, стремление к достижению не только личных, но и общих значимых целей.
Система отрядных и общелагерных дел несет в себе основное содержание тематического проекта. И если в начале смены подростки занимают роль зрителя/наблюдателя, то с течением времени они становятся не только активными участниками, но и инициаторами и организаторами дел. Через их содержание подростки приобретают новые знания, им демонстрируются образцы поведения; они сами пробуют себя на сцене, исполняя те или иные роли, соотнося свои чувства и эмоции с чувствами своего персонажа. Многообразие творческих форм работы дает возможность демонстрировать подросткам самые разнообразные образцы служения Отечеству, которые вместе составляют многомерную картину истории и культуры нашей страны.
Особыми воспитательными возможностями обладает внутренняя среда детского лагеря - предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение ребёнка. Это архитектурные сооружения, расположенные на территории лагеря, интересные места, окутанные легендами, информационные стенды, законы лагеря, его название, традиционно проводимые формы дел, отличный от других песенный репертуар и особая терминология, используемая в данном лагере. Все это не должно быть случайным, а логически сочетаясь, должно усиливать воспитательный эффект лагеря. Подросток, погружаясь в ценностно-насыщенную среду и принимая её, практически должен «пропитываться» ее ценностными смыслами [4, с. 144]. Именно поэтому восприятие подростком ценностей происходит естественно и ненавязчиво.
Участие подростков в работе органов самоуправления содействует обогащению лидерских знаний и умений, развитию качеств лидера и формированию лидерской позиции. Вместе с тем это повышает чувство собственной значимости подростка, он приобретает опыт межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Главным носителем субкультуры детского лагеря является во-жатский отряд. Личный пример, заключающийся в уважительном и трепетном отношении вожатых к символам и ритуалам, проводимым в лагере, в соблюдении ими принятых традиций и законов, наилучшим образом воспитывает все это в подростке.
В педагогическом процессе важно использовать и ближайшую внешнюю среду. Это располагающиеся поблизости с лагерем памятники культуры и архитектуры, места боевой воинской славы, музеи и выставки, которые можно использовать, и как иллюстрацию содержа-
ния тематического проекта смены, и как место проведения творческого дела. Кроме того, огромный воспитательный эффект оказывает сама природа, ведь проживая лагерную смену в естественных условиях, подростки незаметно проникаются окружающей их красотой, начинают ценить её и бережно к ней относиться. «Это, очевидно, очень важное воспитательное мероприятие, когда дети носами и ушами вбирают красоту и щедрость русского леса. Можно не сомневаться, что после каждого свидания с природой ребенок обязательно станет чуточку добрее, справедливее, тоньше» [8, с. 30].
По своей структуре гражданская идентичность является сложным образованием, которое включает в себя ряд компонентов. Мы будем опираться на четырехкомпонентную структуру, описание которой в своих исследованиях дают А. Г. Асмолов и И. В. Кожанов. Каждый компонент имеет свое содержание (см. табл. 1).
Таблица 1
Структура гражданской идентичности
Содержание компонента Основные направления и формы работы
Когнитивный (познавательный) компонент
- представления о своей гражданской принадлежности; - знания о своем Отечестве: географическое положение, история и культура, национальное достояние страны; - представления о государственных символах, об основном законе Российской Федерации, о правах и обязанностях гражданина России > оформление субкультуры отряда; > составление отрядной конвенции; > знакомство с правилами, традициями и законами лагеря; > кружковые занятия; > выборы в органы самоуправления; > пример вожатского отряда; > содержание информационных стендов; > КТД о малой Родине; > хозяйственный сбор отряда; > урок гражданственности; > конкурс знаменных групп; > интеллектуальные игры
Эмоционально-оценочный (коннотативный) компонент
- принятие своей гражданской принадлежности; - ценностное отношение к Родине, ее истории и культуре; - формирование собственного отношения к происходящим событиям; - способность аргументировать свою точку зрения и суждения > утренний подъем флага, линейки; > тематические огоньки; > вечер песни; > киновечер; > литературные и поэтические вечера; > вечер памяти; > творческие тематические концерты; > туристские походы и лесные прогулки; > экскурсии к памятным местам; > соревнования; > отражение жизни отряда и лагеря на стендах, в системах стимулирования; > демонстрация отношения к пережитым событиям в виде стенгазет, видеоотчетов, радиопередач
172
Ценностно-ориентировочный (аксиологический) компонент
- принятие и уважение прав других людей; - уважительное отношение к другим народам России; - ценностное отношение к своему здоровью; - бережное отношение к природе и стремление к ее благоприятному преобразованию; - ценностное отношение к русскому (родному) языку и многонациональной культуре России; - осознание содержания таких ценностей, как «жизнь», «время», «дружба» и др.; - готовность к анализу происходящих событий > утренние и вечерние режимные моменты (утренняя зарядка, купание, ВЛГ (время личной гигиены), уборка комнат и территории); > спортивно-оздоровительные мероприятия; > экологические акции; > экскурсии по лагерю и в природу; > демонстрация ценностного отношения во-жатским отрядом; > игры, в том числе и игра «Ангел-хранитель» или «Тайный друг»; > отрядные и общелагерные сборы; > ежедневные вечерние сборы отряда; > огоньки; > дискуссии; > встречи с интересными людьми
Деятельностный (поведенческий) компонент
- активная жизненная позиция и активное участие в делах лагеря; - проявление самостоятельности, ответственности за свои слова и поступки, принятые решения и последствия действий; - получение разностороннего опыта в организации и проведении творческих дел > проявление ответственности за свой отряд, за чистоту в комнате, за успех участия отряда в конкурсах и творческих делах; > соблюдение правил, законов и традиций лагеря; > ежедневное планирование своей деятельности и деятельности своего отряда; > поведение подростков во время торжественных мероприятий и в повседневной жизни; > работа в органах соуправления; > участие в работе творческой группы; > шефство над младшими отрядами; > проведение мастер-классов; > дежурство по лагерю
Реализация модели по формированию гражданской идентичности подростков в условиях детского лагеря будет успешной и результативной при условии, что полученные подростками знания будут соотнесены с переживаемыми ими эмоциями и чувствами, а также будут созданы условия для демонстрации подростками их ценностного отношения в поведении и творческой деятельности. Таким образом, система воспитательной работы в детском лагере должна объединять в себе содержание всех четырех компонентов структуры гражданской идентичности.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Идентичность реальная и виртуальная // Вести образования. - 2014. - №25 (от 22 дек.). [Электронный ресурс]. - URL: http://vogazeta.ru/ivo/info/14423.html, свободный. - Загл. с экрана.
2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопр. образования. - 2008. - №1. - С. 65-86.
3. Кожанов И. В. Гражданская и этническая идентичности личности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №3. - С. 193-200.
4. Маклаков А. Г., Коновалова Л. В. Интеллектуально-нравственный потенциал личности как стратегический ресурс развития общества // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI междунар. науч. конф. 12-13 нояб. 2016 г. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. - С. 11-15.
5. Морозова М.И., Кателина А. А. Воспитывающая среда как фактор формирования гражданской идентичности подростков в условиях детского лагеря // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы междунар. науч. конф. 1213 нояб. 2015 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 143-147.
6. Морозова М.И., Хацкевич Т.Л., Кателина А.А. Судьба и Родина - едины! Сборник методических материалов по формированию гражданской идентичности подростков в условиях детского лагеря / под общ. ред. М.И. Морозовой. -ФГБОУ ВДЦ «Орленок», 2015.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Российская газета. - Электрон. дан. - URL: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html, свободный. - Загл. с экрана.
8. Теория, методика и практика воспитания и организации досуговой деятельности школьников (по материалам работ профессора С.А. Шмакова): справ. / отв. ред. Л.П. Шопина. - Липецк, 2008.
9. Шакурова М.В. Российская идентичность как личностный результат: опыт размышления // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2013. - №7 (82). - С. 23-26.
10. Шмаков С. А. Лето в лагере. - М.: Знание, 1970.
Статья поступила: 06.04.2018. Принята к печати: 18.05.2018