Калинина Лариса Владимировна, Аверченко Анастасия Викторовна СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ...
УДК 316.346.32-053.5+373.3.017
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2017
Калинина Лариса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика начального образования» Иркутский государственный университет (664020, Россия, Иркутск, улица Нижняя набережная, 6, e-mail: [email protected]) Аверченко Анастасия Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ СОШ№ 49 (664020, Россия, Иркутск, ул. Мира, 37, e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблема формирования гражданской идентичности личности является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Она находит отражение в нормативных документах начального общего образования, а ее решение занимает значимое место в теории и практике педагогических исследований. Сложность феномена «гражданская идентичность» обусловливает необходимость поиска разных способов организации процесса ее формирования. При этом значимое внимание должно быть уделено способам развития активной гражданской позиции (деятельностный компонент гражданской идентичности). Вместе с тем отмечаем, что в современной педагогической практике при организации деятельности младших школьников недостаточно создаются условия, позволяющие им проявить активное участие в жизни школы, страны и собственную индивидуальную позицию при совершении действий и поступков гражданского содержания. В связи с этим возникает необходимость определить и апробировать эффективные формы формирования социальной активности, готовности к социально значимому поступку и способности к его совершению. В статье предлагается система социальных практик (проб) как средство формирования гражданской идентичности на уровне начального образования. При этом социальная проба рассматривается как последовательное выполнение школьниками социально-преобразующих действий на основе выбора способа поведения в новой ситуации, совершаемых в социальном пространстве.
Ключевые слова: начальное общее образование, младший школьник, гражданская идентичность, деятельност-ный компонент гражданской идентичности, активная гражданская позиция, социальная проба, результативность использования социальной пробы.
SOCIAL TEST AS A MEANS OF CIVIC IDENTITY FORMATION OF JUNIOR
SCHOOLCHILDREN
© 2017
Kalinina Larisa Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of psychology and primary school
Irkutsk State University (664020, Russia, Irkutsk, Niznyaya Nabereznaya street, 6, e-mail: [email protected]) Averchenko Anastasia Viktorovna, deputy director of educational work
School №49
(664020, Russia, Irkutsk, Mira street, 37, e-mail: [email protected])
Abstract. The problem of formation of civic identity is a key problem of modern state educational policy of the Russian Federation. It is reflected in the regulations of primary education, and its solution occupies a significant place in the theory and practice of educational researches. The complexity of the phenomenon of "civic identity" necessitates a search of different ways of organizing the process of its formation. In this case significant attention should be paid to ways of developing active citizenship (active component of civic identity). However, note that in modern teaching practice when organizing activities in primary school it is not enough to create conditions allowing them to take an active part in the life of the school, country and their own individual position to perform the acts and deeds of civil detention. In this regard, there is a need to identify and test effective forms of social activity, willingness to socially meaningful act and ability to commit it. The article proposes a system of social practices (test) as a means of formation of civil identity at the level of primary education. In this case the social test is considered as the consistent implementation of socially transformative action committed in the social space on the basis of choice behavior in new situations.
Keywords: elementary general education, junior schoolchild, civic identity, active component of civic identity, active citizenship, social test, the efficiency of the social test.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Приоритетную цель государственной политики Российской Федерации составляет укрепление духовной общности народов Российской Федерации, упрочение общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России и укрепление национального согласия [1]. Значимость такой ориентации государственной политики в России бесспорна, так как в условиях многонационального государства гражданское единство имеет особую ценность и актуальность. Оно является залогом стабильности государства.
В связи с этим в современной системе российского образования активно происходит процесс реформирования. В школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная жизнь обучающегося [2]. Одним из направлений педагогической деятельности является формирование личности, в основе мировоззрения которой находятся ценности российской культуры, что определяет гражданское самосознание и составляет условие укрепления российской
гражданственности. Важная роль в образовательных организациях отводится формированию системы ценностей и идеалов гражданского общества, формированию гражданской идентичности подрастающего поколения
[3].
Особую значимость в системе общего образования имеет начальное общее образование (НОО). Именно начальная школа составляет неповторимую ценность в становлении и развитии личности. Младший школьник под руководством педагога овладевает основами теоретического сознания и мышления людей, накопленным социальным опытом. У детей этого возраста появляются новообразования: направленность на внешний мир (интерес к событиям, фактам, стремление к активному взаимодействию с окружающим миром); способность к освоению образца, эмоциональной идентификации с другими; становление интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных качеств личности, обусловливающих возможность активно-деятельностного взаимодействия с окружающим миром; стремление к самостоятельным нравственным поступкам [4, 5, 6]. У них развивается
Калинина Лариса Владимировна, Аверченко Анастасия Викторовна СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ...
произвольность, что делает возможным выбор поступка на основе полученных от взрослых правил и образцов поведения, способность «соподчинения» своих желаний нравственным побуждениям [7].
Формирование гражданской идентичности младших школьников находит отражение в современных документах начального общего образования. В требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы НОО выделены такие требования как освоение основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей [8]. В процессе формирования гражданской идентичности развиваются личностные характеристики ребенка, определенные в «портрете выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности общества [9, с. 65].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблемы формирования гражданской идентичности и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Традиционно для отечественной педагогической науки и практики образования характерно изучение проблем гражданского воспитания: разработаны теоретические основы гражданского воспитания (А.С. Гаязов, А.М. Нургалиева, В.Г. Смольнов, Г.Н. Филонов и др.); изучены компоненты гражданского воспитания (А.В. Зосимовский, А.В. Иващенко, И.С. Марьенко и др.); рассмотрены проблемы формирования гражданской зрелости (А.Ю. Маринкина, Л.К. Фомичева и др.), формирования гражданских качеств школьников в разных видах учебной и внеурочной деятельности (Л.В. Алиева, Б.З. Вульфов, С.В. Тетерский, Д.С. Яковлева и др.); выделены формы и методы гражданского воспитания (Е.В.Бондаревская, О.С. Богданова, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, Т.А. Стефановская, С.Н. Чистякова, Н.Е. Щуркова и др.).
Проблема идентичности личности составляет достаточно новый интерес как для научных исследований в целом, так и для педагогического изучения в частности. Термин «идентичность» (тождественность, одинаковость, полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь) вошел в философский, социологический, психологический словари после опубликования работ Э. Эриксона. Он рассматривал весь период развития человека как процесс становления его идентичности и определил существование психологических стадий развития Я, в ходе которых индивид устанавливает личностные ориентиры по отношению к себе, своей социальной среде. Такое становление личности не завершается в определенном возрасте, а продолжается в течение всей жизни [10]. В современных исследованиях выделяют разные виды идентичности: социальная, половая, гендерная, этническая, культурная, национальная. В отдельных работах гражданскую идентичность рассматривают как один из компонентов социальной идентичности. Данная позиция определяется тем, что «персона» отождествляет свою принадлежность с некоторой социальной группой вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства [11]. Считаем, что целесообразно гражданскую идентичность позиционировать как отдельный вид. Достаточная сложность и многомерность данного феномена требует его самостоятельной трактовки. Рассмотрением данной проблемы занимались А.Г. Асмолов, Т.В. Водолажская, И.В. Конода, Н.С. Попов, М.А. Юшин.
Вслед за авторами рассматриваем гражданскую идентичность как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе [12]. При этом данную категорию нельзя отождествлять с гражданством, так как она имеет личностный характер, который определяет отно-
шение личности к окружающему миру (как к социальной общности, так и к природной среде). Гражданство составляет правовую связь между человеком и государством и нормирует принадлежность к определенной общности.
Считаем, что гражданская идентичность характеризуется следующими позициями: осознание своей принадлежности к определенному государству и его гражданам имеет для человека личностное значение; принятие национальных ценностей, традиций как ориентиров при выборе способов действия; понимание личной причастности к прошлому, настоящему и будущему родной страны; ценностное отношение к Родине, ее языку и народу; проявление чувства личной ответственности за настоящее и будущее своей страны; готовность следовать идеалам российского общества и действовать для пользы своей страны. На основании данных характеристик отмечаем, что основное значение для российской национальной идентичности имеет консолидация личных интересов гражданина России вокруг интересов своей страны.
Анализ структурных компонентов гражданской идентичности, представленных в научно-педагогической литературе [12, 13, 14, 15 и др.], позволяет выделить наиболее значимые для их формирования в младшем школьном возрасте:
- когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности; знание государственной символики, истории Отечества, традиционных российских ценностей, культурных традиций, законов и др.);
- эмоционально-ценностный (наличие или отсутствие у ученика личностного смысла своей гражданственности: личностное ценностное отношение к своей принадлежности Родине на основе принятия этой принадлежности; уважение основ, традиций, истории, ценностей государства и общества и др.);
- деятельностный (поведенческий - ученик проявляет свою гражданскую позицию, которая выражается в виде действий и поступков гражданского содержания, активного участия в жизни школы, страны).
Считаем, что в теоретических исследованиях проблема формирования гражданской идентичности имеет достаточную степень изученности и решения. Практический опыт педагогической работы показывает, что на уровне НОО становление основ гражданской идентичности обучающихся главным образом способствует формированию когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов. Педагоги способствуют осознанию школьниками своей принадлежности к России, идентификации себя с образом «Я - гражданин России»; усвоению нравственных норм и ценностей страны; формированию чувства гордости за свою Родину, ее историю; становлению основ патриотизма и толерантного сознания к разным ее национальностям. При этом недостаточно внимания уделяется созданию условий для формирования деятельностного компонента гражданской идентичности. Педагогической проблемой остается развитие активной гражданской позиции младших школьников. Однако в основе развитой личности находятся такие качества как социальная активность, стремление к реализации своей позиции, трансформация идеалов общества в глубоко личные для человека ценности, готовность и стремление к социально необходимой деятельности [16].
В связи с этим цель статьи заключается в обобщении материалов, полученных в ходе проведения эмпирического исследования в образовательной организации, направленного на решение проблемы формирования гражданской идентичности младших школьников. Основное внимание уделено поиску практических способов организации деятельности обучающихся, позволяющих ученикам проявить активное участие в жизни школы, страны и собственную индивидуальную позицию при совершении действий и поступков гражданского содержания.
Калинина Лариса Владимировна, Аверченко Анастасия Викторовна социологические
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ... науки
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» значимым направлением педагогической деятельности рассматривается реализация механизмов вовлечения школьников в активную социальную практику [17], что в полной мере способствует развитию их гражданской активности. Считаем, что в младшем школьном возрасте целесообразно использовать социальные пробы, которые предполагают инициативное участие ребенка в социальном деле, акции, организованной взрослым [18]. При этом ученик выполняет социально-преобразующие действия на основе выбора способа поведения в новой ситуации. Данное действие совершается достаточно непродолжительное время и является завершенным. В результате его выполнения ученик видит реальный социально значимый продукт. В процессе такой деятельности школьник знакомится с окружающей социальной средой, получает новую информацию об объектах и явлениях этой среды в ходе взаимодействия с ними, опыт самостоятельности и ответственности. Он осуществляет самопознание себя как личности, познание собственной позиции, позиционирует себя как гражданина своей страны, анализирует свои возможности и социальные предпочтения.
Большим потенциалом для включения младших школьников в выполнение социальных проб обладают детские общественные организации, которые составляют особый тип общественного самодеятельного и самоуправляемого объединения. Такая организация создана в МБОУ г. Иркутска СОШ № 49. Она является единственной в городе, входящей в состав Международного движения «Добрые Дети Мира».
Название организации: «Добрые сердца».
Цель создания организации: формирование высоконравственной, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры, содружества учителей и учеников разных возрастов.
Вступление в организацию осуществляется на добровольной основе. Деятельность ее строится на основах сотрудничества, содружества и сотворчества. Именно творчество, стремление к общению со сверстниками, объединению интересов является естественной потребностью для детей младшего школьного возраста.
В деятельности детской организации реализуется несколько воспитательных направлений: социальное, эстетическое, экологическое, духовно-нравственное и патриотическое. Приоритетными направлениями являются духовно-нравственное и патриотическое.
В детской организации «Добрые сердца» важное значение имеют формы знаково-символического сознания: элемент одежды, указывающий на принадлежность к объединению (красно-голубой шарф, который символизирует сердце, солнце и небо); клятва члена организации; гимн организации; знаки продвижения члена организации и личного успеха. В организации созданы и действуют собственные законы, девизы. Члены организации выпускают печатную продукцию (информационный листок «Добрые сердца»). Все это является мощным фактором повышения эффективности функционирования детской организации.
В рамках деятельности детской организации «Добрые сердца» реализуется проект «Панорама Добрых дел». Его целью является актуализация и формирование социально-нравственных ценностей (добра, взаимопомощи, сопереживания, уважения к старшему поколению, толерантности, милосердия, патриотизма), развитие активной гражданской позиции подрастающего поколения через участие в акциях и проектах. В рамках реализации данного проекта в школе работает «Лаборатория Добрых дел». «Лабораторией» называется место сборов актива детской общественной организации. Именно там, в спорах и дискуссиях рождаются идеи по проведению 334
акций и краткосрочных проектов, которые предполагают комплекс мероприятий, направленных на вовлечение школьников в самостоятельную работу - в процесс создания «доброго пространства» внутри школы. Участвуя в таких мероприятиях, младшие школьники совершают социальную пробу, выполняя новые для себя действия и расширяя границы социального пространства.
Представим некоторые дела, в которых участвовали младшие школьники. Ребята на сборе «Лаборатории» предложили провести акцию «Сад добра». Она предполагала, что в фойе школы для обучающихся, родителей и педагогов будут размещены нарисованные деревья, а рядом с ними - «постики» (самоклеющиеся листочки). Участники акции ежедневно заполняли деревья, записывая на листочках сделанные ими добрые дела. Постепенно дерево «обросло» яркими листками и радовало школьников, педагогов и гостей школы. Активисты анализировали заполнение деревьев в процессе выполнения акции. Было установлено, что свою частичку добра внесли большинство учеников. По результатам акции «Сад добра» был проведен опрос «Внесли ли вы частичку добра в наш сад?». Утвердительно ответили 74% обучающихся, 15% сказали, что забывали заполнить «по-стики», 11% ответили отрицательно. Это было первое дело, где ребята могли проявить личную позицию, ориентированную на традиционные российские ценности добра, взаимопомощи. Полученные результаты определяют значимость дальнейшей работы, направленной на формирование гражданской идентичности. Сделать вывод об отношении школьников к ценностям общества можно из следующих высказываний: «Оказывается, вокруг очень много людей, которые хотят помочь другому человеку» (Маша А.); «Думаю, что наша страна станет намного лучше, если все будут делать добрые дела» (Саша М.); «Доброта - это важное качество, которое необходимо русскому человеку» (Дима М.).
Акция «С заботой в каждый дом» предполагала, что ученики совместно с педагогами распределили ветеранов и пожилых людей микрорайона, которым необходима помощь. Дети составили график их посещения для оказания помощи в приобретении продуктов и лекарств, визита в поликлинику. При этом их деятельность заключалась не только в оказании помощи в решении бытовых проблем, но и в коммуникационном взаимодействии с пожилыми людьми. В рамках этой акции был проведен праздник «День пожилого человека». Школьники организовали и провели красочный концерт, подарили пожилым людям подарки.
В школе обучаются ученики разных национальностей. В связи с этим, а также для формирования у них уважения к истории и культуре народов России, изучения культурного наследия, обычаев и традиций разных народов был проведен проект «Фестиваль национальностей». Результаты поисковой и творческой деятельности были представлены на заключительном мероприятии, на которое были приглашены родители разных национальностей. Каждый класс представлял одну из национальностей России (символы, костюмы, предметы быта, изделия декоративно-прикладного творчества, жанры устного творчества, национальную кухню и пр.). Фестиваль прошел на высоком эмоциональном подъеме, а его основную идею составила идея мирного сосуществования наций на земле. В результате реализации проекта отмечаем не только повышение у школьников интереса к культуре разных национальностей, формирование толерантного сознания, но и развитие умения взаимодействовать с людьми разных национальностей как на этапе подготовки к фестивалю, так и на завершающем смотре-концерте.
Знаковой для ребят стала акция «Полотно Победы». Цель акции: собрать и сохранить имена и пожелания наших земляков, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны для будущих поколений. Были поставлены задачи: посетить участников Великой АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
Калинина Лариса Владимировна, Аверченко Анастасия Викторовна
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ...
Отечественной войны и записать информацию о них; создать именные альбомы для музея школы и для самих ветеранов; запечатлеть пожелания ветеранов на Полотне Победы; передать Полотно Победы в школьный музей для хранения. Было создано 5 инициативных групп по 5-7 человек в каждой. Для каждой группы были распределены задания: 1 группа - работа со списком участников Великой Отечественной войны, предоставленным Советом ветеранов и оформление Полотна Победы (красная материя с надписью «Полотно Победы»), запись на нем фамилий ветеранов; 2 группа - встречи с ветеранами войны с целью сбора информации о них, а также запечатления пожеланий на Полотне; 3 группа -изготовление подарков для вручения ветеранам во время встреч; 4 группа - изготовление памятных альбомов. Первое представление Полотна Победы прошло в торжественной обстановке на праздничном концерте, посвященном Великой Победе, где присутствовали ветераны и участники Великой Отечественной войны, педагоги школы, члены организации «Добрые сердца». Был представлен творческий отчет о проделанной работе в рамках акции. 9 мая во время шествия ребята пронесли Полотно Победы по улицам родного микрорайона.
Отмечаем социальную активность младших школьников, проявление интереса к участию в жизни школы при проведении акции «Помоги братьям меньшим» (сборы продуктов питания, покрывал для собак в питомник «К-9»), а также акции «День сердец», которая была проведена в день рождения организации «Добрые сердца». Ребята заранее заготовили из бумаги сердца, написали на них добрые слова одноклассникам и работникам школы (педагогам, поварам, техническому персоналу, дворнику, врачу, библиотекарю), а затем дарили их. Эти дела помогли ребятам проявить не только доброе отношение к окружающему миру, но и готовность и стремление к социально значимой деятельности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Представленные дела, в которых младшие школьники были включены в социальные пробы, не являются исчерпывающими. Отмечаем, что дети с желанием участвуют в работе детской организации и осуществляют в социальном пространстве деятельность гражданского содержания. Приведем примеры мини-сочинений детей: «...Каждый человек приходит в этот мир, чтобы помогать ближним, совершать добрые и полезные дела. Помочь перейти дорогу, убрать мусор на улице, в подъезде, уступить место пожилому человеку, подарить хорошее настроение близкому - это и есть нужные людям дела. Если каждый человек будет это делать, то мир будет добрее. В «Добрых сердцах» я присоединяюсь к людям, несущим добро» (Артем Д.); «... Я думаю, что детская организация научит меня ценить и уважать других людей; подскажет, как помогать слабым, быть ответственной, доброй и помогать своей стране. «Добрые сердца» помогут сделать наш класс милосердным и ответственным» (Анна Н.).
На начальном и заключительном этапах проекта «Панорама Добрых дел» была проведена анкета «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания учеников». Анализ полученных результатов показал положительную динамику: активно участвуют в жизни класса, школы - на 46% детей больше; готовы выражать и отстаивать свою гражданскую позицию - на 32%; готовы к сотрудничеству с людьми иной национальности, религии - на 37%; готовы взять на себя ответственность в трудной ситуации - на 15%; умеют отвечать за свои поступки - на 15%. На основании проведения методики ранжирования предпочтений учеников, установлено, что они выделяют патриотизм как одно из значимых качеств человека.
Процесс формирования гражданской идентичности является сложным и длительным. Считаем эффективным проектирование и реализацию акций, проектов, в которых обучающиеся совершают социальную пробу. В
такой деятельности происходит осмысление традиционных гражданских ценностей, перевод их во внутренний план личности, данные ценности становятся личностно значимыми и начинают выполнять функцию регулятора поведения и поступков школьника. Перспективным направлением работы рассматриваем дальнейшую разработку продуктивных форм, позволяющих школьнику проявить себя как носителя гражданской активности, освоить способы действий в социальном пространстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года http://www.consultant.ru/ document/cons (дата обращения: 15.01.2017).
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.М. Кондакова, А.Я. Данилюк, В.А. Тишкова. М. : Просвещение, 2014. 24 с. (Стандарты второго поколения).
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 39 с. (Стандарты второго поколения).
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во ин-та практ. психол, 1995. 352 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1991. 480 с.
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Академия, 1997. 456 с.
7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М. : Академия, 2000. 184 с.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2012. 223 с. (Стандарты второго поколения).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. А.А. Казаковой. М.: Просвещение, 2016. 53 с. (Стандарты второго поколения).
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
11. Фофанова М.И., Симонова Г.И. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 28. С. 215-217.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
13. Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 250-254.
14. Измерова Я.Е. Гражданское воспитание личности учащихся в процессе изучения литературы (на материале образовательных учреждений) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Измерова Ясина Евгеньевна. - Барнаул, 2015. 225 с.
15. Логинова А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Логинова Александра Александровна. - Самара, 2010. 229 с.
16. Фельдштейн Д. И. События. Люди. Жизнь. Московский психолого-социальный институт, 2009. 312 с.
17. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. URL: http://gov-ernment.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 15.01.2017).
18. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. -М.: Просвещение, 2010. 223 с. (Стандарты второго поколения).