УДК 37.035.6
Каратаева Т.А.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Е-mail: karataevatatyana@yandex.ru
роль социальных институтов в формировании гражданской идентичности современных подростков
Настоящая статья посвящена выявлению роли основных социальных институтов в формировании гражданской идентичности современных школьников как ценностной характеристики их личностного развития в условиях современного информационного общества. Особое значение придаётся автором системе образования, выполняющей функцию социализации в жизни подростка, в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и внедрения системно-деятельностного подхода в учебный процесс.
Формирование гражданской идентичности школьников выступает в качестве государственной задачи, решение которой возлагается на основные общественные институты, а потому не может быть осуществлено при стихийном стечении обстоятельств, нуждаясь в рациональной организации. Характеризуя влияние семьи на становление гражданских качеств детей, автор обосновывает мысль о значительном расхождении в понимании основных категорий явления гражданской идентичности у взрослых и юных граждан, что объясняется различиями их гносеологических особенностей. В оценке воздействия СМИ на формирование гражданской идентичности старшеклассников следует внимательно рассматривать риск искажённого восприятия действительности и навязывания образа гражданина, не имеющего сознательной основы.
Автор приходит к выводу о необходимости реализации аксиологического и субъектного подходов в процессе целенаправленного формирования гражданской идентичности старшеклассников в современной школе, поскольку образование как социальный институт выполняет государственный заказ, опираясь на примерные программы по предметам и стандарты, направляющие воспитательную деятельность педагогов в отношении подрастающего поколения. Важно осознавать значимость межсетевого взаимодействия семьи, школы, средств массовой информации, ближайшего окружения подростков в развитии их гражданского потенциала, общественной активности, субъектной позиции.
Ключевые слова: гражданская идентичность, социальный институт, субъектность, аксиологический подход.
В современной общественно-политической обстановке особую актуальность приобретает проблема формирования гражданской идентичности подростков, которые наиболее подвержены разнонаправленному влиянию внешних факторов социализации. В подростковом возрасте на первый план в жизни ребёнка выходит личностное самоопределение, в рамках которого он пытается ответить на вопрос «кто я?». В научном сообществе существует мнение о том, что «ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства ...» [3], а значит необходимо определить, каким образом следует воздействовать на сознание школьника, чтобы облегчить этот процесс. Тем более важно учитывать, что возрастной этап развития ребёнка с 14 до 18 лет является «периодом интенсивного формирования нравственных понятий и убеждений, выработки принципов...» [15, с. 17], в том
числе определяющих его гражданскую позицию. Предложенная нами модель гражданской идентичности современного старшеклассника демонстрирует позицию о том, что гражданская идентичность выступает как значимое личностное качество (образование), которое формируется под воздействием различных социальных институтов, функционирующих в рамках государства. В процессе формирования гражданской идентичности современного подростка происходит развитие его субъектности, переход от объектного состояния к субъектному, которому способствует интернализация внешнего влияния общества в систему ценностных ориентаций школьника, его внутренних индивидуальных жизненных установок. Это позволяет утверждать о необходимости реализации аксиологического подхода, суть которого заключается «в особом внимании к формированию внутреннего мира личности, его стремлений, притязаний, интересов, нравственных доминант жизнедеятельности, общей направленности
перспектив» [13, с. 2] в рамках процесса развития гражданской идентичности современных старшеклассников в школе с опорой на признание субъектности школьников.
Важно помнить, что развитие личностного потенциала человека начинается в его семье, где происходит приобретение первых социальных ролей. Принято считать, что семья как малая социальная группа выполняет в социуме прежде всего репродуктивную функцию, но её воспитательного предназначения никто при этом не отменяет. Первые представления о социальных нормах, социальном контроле и социальных ролях дети получают от своих родителей: «ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека» [5, с. 19], что заставляет задуматься о возможностях семейного воспитания в направлении формирования гражданской идентичности. Понятно, что объяснить малолетнему гражданину его статус в стране, где он проживает, уполномочены мать и отец, которые должны сами осознавать свою причастность к государству, понимать различия в трактовках понятий «гражданство» и «гражданская идентичность», видя в первом юридическую связь со страной, а во втором -духовное единство с ней. Это возможно только в том случае, когда « утверждается отношение родителей к ребенку как к равноправной личности, заслуживающей уважение и право на свободный выбор собственного жизненного пути» [14, с. 32], что вполне отвечает тенденции гуманизации современной системы образования, которая является ключевым звеном процесса формирования гражданской идентичности под-
ростков. Только взаимодействие семьи и школы способно обеспечить становление полноценной личности ребёнка. Его формы известны и тради-ционны: проведение родительских собраний и всеобучей, благотворительных акций, ярмарок, спортивных мероприятий и пр.
Однако реалии информационного общества предъявляют новые требования к организации сотрудничества родительской общественности и образовательных учреждений, поскольку развитые возможности коммуникационной системы отношений позволяют осуществить обоюдный контроль за процессом формирования гражданской идентичности школьников. Но начинать совместную работу нужно с теоретической подготовки самих родителей. По результатам опроса, проведённого в 2014 году среди родительской аудитории учащихся МОАУ «Гимназия №°3» г. Оренбурга, удалось выяснить, что большинство родителей с трудом могут чётко ответить на вопрос «Кто такой гражданин?» (таблица 1), причём в сравнении с данными ответов учащихся.
Оценивая синонимичность понятий «гражданин» и «патриот», 67,4% респондентов-родителей ответили утвердительно, в то время как их дети отрицали её в 70,3% случаев. Эта статистика показывает расхождения в понимании основных категорий явления гражданской идентичности у взрослых и юных граждан, что вызвано слабостью когнитивной базы родительской массы, представляющей собой выпускников 1990-х годов. В тот период содержание школьной программы не вполне отвечало требованиям времени, а больше носило идеологический характер, что соответствовало переходному этапу в политическом развитии России. Интересным представляется и мнение родите-
Таблица 1 - Гражданин - это ...
№ п/п Предложенная формулировка Число респондентов (%)
родителей учащихся 11 класса
1 Человек, который любит свою Родину 8,1 3,7
2 Человек, который честно соблюдает законы своей страны 22,4 25,9
3 Человек, который трудится на благо своей страны и исправно платит налоги 27,2 25,9
4 Человек, постоянно проживающий в определённой стране 42,3 44,5
Каратаева Т.А._
лей по поводу необходимости затрагивать отдельные темы общественной жизни в семейном воспитании. Участвуя в опросе 2016 г. на тему «Обсуждаете ли вы вопросы политической жизни и общественных отношений в домашней обстановке с членами своей семьи?», 45% респондентов отметили, что постоянно разговаривают в семье о событиях, определяемых новостными передачами; 49% указали, что редко рассуждают о политике дома; остальные отметили, что чаще общаются в семье на личные темы. Их позиция практически копирует данные анкетирования старшеклассников по данной проблеме: 40% ребят постоянно общаются с домочадцами по поводу актуальных событий; 51% редко обсуждают политические новости; 9% никогда не говорят о политике с родителями. В итоге следует отметить, что не каждая семья, которая согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» должна в первую очередь закладывать основы ценностей «любви и верности, здоровья, достатка, уважения к родителям, заботы о старших и младших, заботы о продолжении рода» [5, с. 22], в полной мере справляется с задачей формирования гражданской идентичности. Налицо тот факт, что в современном обществе «наблюдается процесс отчуждения семьи от образовательных учреждений, усиливается недоверие родителей к школе» [4], которая играет ведущую роль в развитии социально значимых характеристик личности ребёнка.
Преодоление противоречий между семьёй и системой школьного обучения как важнейших социальных институтов возможно благодаря федеральным государственным стандартам образования, выступающим своеобразным договором между образовательными учреждениями и обществом о содержании учебных предметов и об основных результатах итоговой аттестации выпускников. Так, необходимо рассматривать более тесное эффективное сотрудничество школы и государства в решении проблемы формирования гражданской идентичности подростков. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. определяет «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью...» как
Роль социальных институтов в формировании...
одну из перспектив развития современного образования в стране» [9, с. 150], что в свою очередь делает гражданское воспитание подрастающего поколения одной из государственных задач. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [5, с. 5], но решения о развитии сферы образования имеют политическое значение, поскольку возможны только в правовом пространстве, имеющем законодательную основу. Особый интерес вызывает мнение жителей страны в рамках обозначенного опроса о том, от чего больше зависит реализация человека как гражданина: от государства, в котором он живёт, или от его личных качеств и поступков. 49,3% респондентов из числа родителей указали на значимость государства в этом вопросе, в то время как лишь 14,8% школьников поддержали эту мысль. Большинство старшеклассников (62,9% опрошенных) убеждены в том, что человек формирует себя сам (на фоне 35,2% родительской группы), а это означает, что подростки готовы становиться гражданами в полном смысле этого слова, добиваясь успехов в своей родной стране собственными усилиями.
Эта позиция заставляет задуматься о необходимости целенаправленного формирования гражданской идентичности современного школьника, поскольку в ходе данного процесса происходит развитие его субъектности, под которой в педагогической науке понимают целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения человека [12], а также трансформация его сознания от объектного состояния к субъектному, которой способствует преломление внешнего влияния общества через систему ценностных ориентаций школьника, его внутренних личностных установок. Сегодня актуальны базовые национальные ценности, представляющие собой совокупность значимых для каждого жителя страны идей и взглядов, связанных не только с его личными интересами,
но и с ведущими тенденциями развития государства. Эту связь как нельзя лучше отражает понятие «гражданская идентичность», под которым следует понимать «осознание человеком своей принадлежности к числу граждан определённого государства, предполагающее наличие у него высокого уровня политической и правовой культуры, достаточного аксиологического потенциала, стремления к регулярному проявлению гражданской активности в обществе» [8, с. 177], что в свою очередь позволяет видеть в нём самом гражданскую ценность. Велика при этом роль школьного учителя, организующего и направляющего социализацию своих учеников: «осознание и принятие педагогом целевых установок формирования гражданской ... идентичности личности ребёнка как цели и результата своей профессиональной деятельности» [7, с.68] становятся его главными приоритетами в работе.
Отдельного внимания заслуживают средства массовой информации как социальный институт, значительно влияющий на социализацию ребёнка: «на современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие и трансформирующие внутренний, духовный мир человека» [11, с. 71] -считают специалисты. Особенно опасно это влияние для школьников, зачастую неспособных в силу недостатка опыта и когнитивной базы рационально дифференцировать сведения об общественной жизни, о политической обстановке, экономических и социальных явлениях. «Налицо способность СМИ конструировать новую фрагментарную реальность, подчас очень далекую от истинной, создавая иллюзию участия и сопричастности к событиям и явлениям в мире и обществе» [2, с. 268], что мешает подростку проявлять свою субъектность, своё личностное начало, на формирование которых направлено воздействие образовательной среды.
Мнение о том, что «школа практически игнорирует проблему влияния на молодежь СМИ, мало учитывает и в учебной и в воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области» [6], получает всё большее распространение. Однако, обращаясь к статистике, следует заметить, что в 50% случаев влияние на становление личности подростка оказывает семья, в 30% - средства массовой информации, в 10% - улица и школа [6], что демонстрирует слабость возможностей системы образования в решении проблемы социализации, в рамках которой происходит в том числе и формирование гражданской идентичности подрастающего поколения. Тем не менее педагогам под силу использовать медийные средства в образовательных и воспитательных целях. Наш собственный опыт реализации так называемой «новостной пятиминутки» урока в курсе изучения обще-ствознания обучающимися 9-11 классов, привлечения тематических видеофрагментов из телевизионных программ на учебных занятиях на этапе актуализации знаний приносит положительные результаты в освоении универсальных учебных действий старшеклассниками, в подготовке к государственной итоговой аттестации. Важно понимать роль учителя, организующего взаимодействие образовательного учреждения и СМИ, в процессе. В рамках опроса, проведённого в 2016 г. среди учителей и учащихся МОАУ «Гимназия №3» г. Оренбурга, респондентам было предложено определить, насколько они интересуются актуальными вопросами общественной жизни (таблица 2). Результаты исследования свидетельствуют об отсутствии у большинства школьников интереса к событиям, происходящим в стране и мире.
Понятно, что существует угроза навязывания через СМИ искажённого образа гражданской идентичности, не соответствующего ценностям доминирующей культуры, а так-
Таблица 2 - Как часто вы смотрите новостные передачи о событиях в стране и мире?
№ п/п Предложенная формулировка Число респондентов (%)
учителей учащихся 10-11 классов
1 Каждый день слежу за событиями в стране и мире 83 22
2 Интересуюсь новостями от случая к случаю 17 69
3 Никогда, меня новостные передачи не интересуют - 9
Каратаева Т.А.
же недопонимания самим школьником своего гражданского предназначения вследствие стихийности процесса формирования гражданской идентичности через источники массовых коммуникаций. Представители психологической науки полагают, что «через средства массовой коммуникации индивид проникается иллюзией собственной просвещенности и исключительности» [1], а это в свою очередь вредит личностному развитию подростка. Средства массовой информации способны вызвать диссонанс морально-нравственных ориентиров молодёжи, пропагандируя приоритет материальных ценностей, демонстрируя сцены насилия, призывая к экстремизму. Подобное неоднозначное влияние могут оказать на старшеклассника улица и его ближайшее окружение: зачастую его сложно отследить и направить в цивилизованное русло.
Таким образом, формирование гражданской идентичности подростков выступает важнейшей целевой установкой современной системы образования, которая выстраивая отношения с обучающимися во взаимодействии «субъект-
Роль социальных институтов в формировании...
субъект» и обеспечивая их социализацию, выполняет государственный заказ по развитию личностных качеств человека и гражданина. Эта проблема будет решена успешнее и быстрее, если в рамках процесса становления гражданской идентичности старшеклассников реализуются аксиологический и субъектный подходы. Однако нельзя забывать о необходимости взаимодействия основных социальных институтов современного мира в процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников, которое должны обеспечить прежде всего образовательные учреждения, работающие в рамках федеральных стандартов, устанавливаемых государственными структурами. Именно школа, семья, средства массовой информации, ближайшее окружение подростков способны определить их будущее как граждан своей страны, сделав их субъектами собственной деятельности и общественной жизни, заложив ценностные основы их личностного развития, назначив им определённые социальные роли.
01.03.2017
Список литературы:
1. Акимова, И.А. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе / И.А. Акимова // Журнал «Сервис Plus». -2009. - №1. - URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/media_identity.htm (дата обращения: 07.02.2017).
2. Архипова, К.А. СМИ в процессе становления российской идентичности / К.А. Архипова // Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России: сборник научных трудов. - Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 343 с.
3. Бердников, А.Г. К вопросу об «осознании формирования российской гражданской идентичности в поликультурном социуме» [Электронный ресурс] / А.Г. Бердников. - URL: http://gimn1-angarsk.ru/attachments/article/667/berd.pdf (дата обращения 18.03.2016).
4. Вилкова, И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность [Электронный ресурс] / И.В. Вилко-ва. - URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1386 (дата обращения 13.05.2015).
5. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.
6. Джишкариани, Т.Д. Влияние СМИ на формирование личности подростков как педагогическая проблема / Т.Д. Джишкариани, И.С. Кокарев // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». - 5 февраля - 31 марта 2012 г.
7. Дьячкова, Т.В. Педагог как субъект формирования гражданской (российской) идентичности личности учащихся / Т.В. Дьяч-кова // Человек и образование. - 2014. - №4 (41). - С. 67-69.
8. Каратаева, Т.А. Гражданская идентичность как объект исследования в педагогической науке / Т.А. Каратаева // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. - Ч.1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 173-177.
9. Каратаева, Т.А. Нормативно-правовая база изучения проблемы формирования гражданской идентичности подрастающего поколения в РФ / Т.А. Каратаева // Наука сегодня: опыт, традиции, инновации: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 27 июля 2016 г. - Вологда: ООО «Маркер», 2016. - С. 149-151.
10. Кирьякова, А.В. Аксиологический подход к анализу проблематики современного университетского образования / А.В. Ки-рьякова, Т.А. Ольховая // Психология и педагогика XXI века: Теория, практика и перспективы: монография / Под общ. ред. Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгуровой. - М., 2015. - С. 79-94.
11. Конюхова, Т.В. Влияние СМИ на массовое созннаие в информационном обществе [Электронный ресурс] / Т.В. Конюхова // Фундаментальные исследования. - 2005. - №3. - С. 71-72. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5873 (дата обращения: 07.02.2017).
12. Ольховая, Т. А. Теория и практика становления субъектности студента университета [Текст] : учеб. пособие / Т.А. Ольховая. - Нижний Новгород : ВГИПУ 2006. - 133 с.
13. Реализация ценностного подхода в педагогике школы [Текст] : монография / Под ред. А.В. Кирьяковой. - Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 240 с.
14. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы. - М., 2012. - 247 с.
15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2016. - 159 с.
Сведения об авторе:
Каратаева Татьяна Алексеевна, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, учитель истории и обществознания МОАУ «Гимназия №3» г. Оренбурга 460050, г Оренбург, ул. Ноябрьская, 41, тел. (3532) 527301, е-тяП: karataevatatyana@yandex.ru