Научная статья на тему 'Интенсификация усилий семьи и школы в контексте формирования гражданской идентичности учащихся'

Интенсификация усилий семьи и школы в контексте формирования гражданской идентичности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СЕМЬЯ / ШКОЛА / CIVIL IDENTITY / SCHOOL STUDENTS / SOCIAL PARTNERSHIP / FAMILY / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махинин Александр Николаевич

В данной работе предпринимается попытка проанализировать возможные точки и резервы сотрудничества и социального партнерства семьи и школы в процессе формирования гражданской идентичности у современных учащихся. Отмечаемые трудности при организации совместной деятельности педагогов с родителями при работе с таким сложным синергетичным феноменом, как идентичность, вызывают к жизни инновационные педагогические практики и разные формы коммуникативно-дидактических объединений, которые способны, по нашему мнению, оказать стимульное образовательно-воспитательное воздействие на всех их участников в контексте рассматриваемого вопроса. Предлагаются некоторые возможные направления и методы совместной деятельности школы и семьи учащихся на начальной ступени образования. Такая интенсификация усилий семьи и школы в процессе формирования гражданской идентичности учащихся способна поддерживать вековую миссию образования способствовать воспроизводству духовного национально-культурного наследия для подрастающих поколений, обеспечить связь природного и социального в человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махинин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIFICATION OF EFFORTS OF FAMILY AND SCHOOL IN THE CONTEXT OF FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF SCHOOL STUDENTS

This article makes an attempt to analyse possible areas and reserves of cooperation and social partnership of the family and school in the process of developing civil identity in present-day school students. Difficulties that we pay attention to in organising joint activities of teachers and parents while working with such a complicated synergetic phenomenon as identity, generate innovative teaching practices and various forms of communicative and didactic entities, which in our opinion can wield stimulating educational and moral influence upon all their participants. The article proposes certain possible directions and methods of joint activities of the school and family of students in primary education. This intensification of efforts of school and family in the process of forming civil identity of students is able to maintain long-established mission of education and to support sustainable spiritual, national and cultural heritage for younger generations, to provide the link between the natural and the social in the person.

Текст научной работы на тему «Интенсификация усилий семьи и школы в контексте формирования гражданской идентичности учащихся»

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2017. Вып. 47. С. 44-54

Махинин Александр Николаевич, канд. пед. наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86 alex-makhinin@yandex.ru

Интенсификация усилий семьи и школы

В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

А. Н. Махинин

В данной работе предпринимается попытка проанализировать возможные точки и резервы сотрудничества и социального партнерства семьи и школы в процессе формирования гражданской идентичности у современных учащихся. Отмечаемые трудности при организации совместной деятельности педагогов с родителями при работе с таким сложным синергетичным феноменом, как идентичность, вызывают к жизни инновационные педагогические практики и разные формы коммуникативно-дидактических объединений, которые способны, по нашему мнению, оказать стимульное образовательно-воспитательное воздействие на всех их участников в контексте рассматриваемого вопроса. Предлагаются некоторые возможные направления и методы совместной деятельности школы и семьи учащихся на начальной ступени образования. Такая интенсификация усилий семьи и школы в процессе формирования гражданской идентичности учащихся способна поддерживать вековую миссию образования — способствовать воспроизводству духовного национально-культурного наследия для подрастающих поколений, обеспечить связь природного и социального в человеке.

Отмечаемые сегодня в качестве маркеров времени такие тенденции, как усложнение процессов глобализации и информатизации сообществ, повышение профессиональной мобильности, трудности социализации подрастающего поколения и его интеграции в современное российское общество актуализируют в качестве необходимой задачу совершенствования педагогической культуры родителей.

Государственные образовательные стандарты возложили на школу стратегически важную миссию: не только обеспечить на минимально допустимом уровне ребенку усвоение совокупности знаний и результатов деятельности, но и способствовать воспитанию жизнеспособного гражданина Российской Федерации. Последнее требование зафиксировано в так называемом портрете будущего выпускника — гражданин России, носитель ценностей гражданского общества1. Подготовка такого гражданина реализуется в ходе систематической образовательной и воспитательной деятельности в целях формирования в личности

1 См.: Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: http://mm брнауки.р ф/документы/543

учащихся развитых гражданских качеств и актуализации способностей успешно выполнять гражданские обязанности.

Работа по формированию гражданской идентичности не может в полной мере быть реализована без активного участия родителей учащихся. Однако в процессе анализа реальной практики взаимодействия школы и семьи мы отмечаем наличие серьезных рисков в вопросах воспитания и развития детей, которые вызваны недостаточной информированностью современных родителей о том, чтб есть гражданская идентичность, каково ее влияние и значение для развития личности растущего человека, как грамотно сформировать ее и поддерживать на должном уровне и пр. Заметим, что именно достижение позитивной гражданской идентичности должно способствовать успешной интеграции и целостности самосознания личности учащихся как граждан многонационального российского общества. В основе этого лежит принцип реализации свободы собственного самовыражения, принимается во внимание многообразие норм и ценностей, а также социальных установок.

Российская гражданская идентичность личности, по нашему мнению, есть «элемент самосознания, проявляющийся в процедурах ощущения, осмысления и реализации субъектом своей определенности и непрерывности в процессах принятия, интериоризации и интрариоризации культурной модели "Гражданин России", транслируемой значимыми с точки зрения личности социальными институтами, общностями, группами, отдельными субъектами»2. Становление этого вида идентичности личности как осознание учащимся своей принадлежности к общности граждан России и элемента самосознания требует формирования четырех личностных компонентов (см. рис. 1)3. Создание условий для их развития есть суть педагогической работы по формированию гражданской идентичности учащихся.

Следует иметь в виду, что гражданская идентичность — не статическое образование, она формируется, изменяется, вследствие чего можно говорить о возможности ее становления в педагогическом смысле. Ее качество и вектор развития зависят от влияния многих воздействующих на нее агентов: семьи, школы, других общественных организаций и учреждений дополнительного образования. Мы не в силах заставить индивида полюбить свое Отечество, если он не имел возможности эмоционально пережить, прочувствовать эту связь посредством участия в социально значимых событиях и акциях, в том числе совместных проектах со взрослыми, в первую очередь со своими родителями. Поэтому для педагогики так важна деятельностная составляющая в процессе формирования гражданской идентичности.

Школьный возраст благоприятен для усвоения социальных и моральных норм, «позволяет активно включаться в процессы социализации, так как психика готова к интериоризации правил, норм и ценностей социального взаимодей-

2 Махинин А. Н., Шакурова М. В. Педагогические условия формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучебной деятельности в образовательном учреждении. Воронеж, 2012. С. 12.

3 Там же. С. 21.

ствия, учитывая при этом возрастную чувствительность к моделям поведения, принятым в обществе»4.

Важнейшим фактором, позволяющим интенсифицировать педагогические усилия в вопросе достижения учащимися полноценной гражданской идентичности, является развитие социального партнерства института семьи и общеобразовательных организаций, готовность школы и семьи к повышению их воспитательного потенциала. Роль семьи в формировании гражданской идентичности у детей и подростков (см. рис. 1) обусловлена тем, что:

• семья для ребенка (особенно в младшем и среднем школьном возрасте) — важный агент его идентификации, поскольку выступает носителем базовых установок и ценностей, которые ориентируют школьника на поиск личностных смыслов жизни, в основе которого лежит необходимость решения задачи выработки и усвоения духовно-нравственного идеала;

• семья обеспечивает ребенку преемственность национальной культуры, знакомит его с историей и традициям собственного народа, что должно вызвать потребность у растущего человека переживать чувство сопричастности к судьбе своего Отчества и ответственности за его прошлое, настоящее и будущее;

• воспитание подрастающего поколения — общая забота семьи и общества. Новый ФГОС — своего рода общественный договор между семьей, обществом и государством, который призван интегрировать потребности и интересы названных агентов. В этом смысле социальное партнерство семьи и школы есть действенный механизм решения актуальных задач социализации и воспитания современных молодых людей.

Во многом такое взаимодействие института семьи и образовательных организаций специфично, поскольку реализуется в самых разнообразных пространствах жизнедеятельности личности учащегося. Именно поэтому педагоги и родители должны иметь четкое и осознанное представление о современной воспитательной стратегии и владеть актуальными практиками взаимодействия с ребенком и друг с другом. При этом следует понимать, что школа в этом взаимодействии представляет собой профессиональный институт, в котором задействованы профессионалы, обладающие специальными знаниями в области педагогики и психологии, в то время как искусство воспитания для большинства родителей строится на принципах традиций и любви. По этой причине в логике сотрудничества семьи и школы по рассматриваемому вопросу приоритетная позиция отводится последней. Такое социальное партнерство будет эффективно в том случае, если оно выстраивается на базе обоюдно принятых принципов: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности.

Отмечая реальные трудности в работе с родителями обучающихся в контексте педагогической работы с феноменом гражданской идентичности, педагоги-практики среди прочих указывают следующее:

• занятость большинства родителей по месту работы;

4 Фофанова М. И. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Концепт. 2016. Т. 28. С. 215-217. URL: http://e-koncept.ru/2016/56521.htm

Формирование российской гражданской идентичности личности ~ + -

Когнитивно-ценностаый компонент

а) получение информации о принадлежности к гражданской общности,

б) наличие представлений ой идентифицирующих признаках.

в) представления о принципах и основах данного объединения, о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства \ и граждан между собой;

г) интерпретация ситуаций

(кате гориза ция, стилиза ци я, [ тематизация, ретемапгзация) в соответствии с представлениями о себе ;

Эмоционально-ценностный компонент

а) формирование и демонстрация ! позитивного (негативного) отношения к антропо-обр азам и образцам, характеризующим комплексные характеристики «россиянин», «гражданине, факту принадлежности к гражданской общности,

б) формпронание и демонстрация патриотизма как одного из выражении эмоционального переживания гражданской идентичности;

в) демонстрация тематической «обратной связи» и эмоциональных переживаний как результат удовлетворенности членством в референтной группе

Деятельн осгный компонент

Рефлекеивно-риулятивный компонент

а) реализация j совершенствование

гражданской позиции в регуляшш

поведении и поведения в

деятельности; соответствии с

б) формирование тематическими

желания п готовности нормами и

участвовать в ценностями

общественной и оВщности

обгпественно-

гтолтгтнческой жизни

страны;

в) стимулирование

самостоятельности в

выборе решений;

г) формирование

способности

противостоять

асоциальным и против

ответственности за

принятые решения

Интерпретация

Caмообо- Ca мощен-

значение гификация

Оформлетгие гражданской идентичности

или кризис идентичности

Самопрезентация

Результаты: информация о самом себе, своей позиции в социуме, историческом прошлом страны, самоназвании гражданской общности, общем языке и культуре; осмысление образа Родит»! и опыта

Результаты:

определение себя в категориях «россиянин» и «гражданин России»; патриотизм как выражение чувства сопричастности к судьбам государства и общности, определение индивидуальной российской гражданской идентичности и ее составляющих; следование нормам, принципам и ценностям, принятым в гражданской общности

Результаты: обретение целостной гражданской идентичности либо спутанная российская гражданская идентичность, потребность в определении (выборе) идентичности

Результаты' определение границ реализации российской гражданской идентичности, определение ее адекватности, выбор средств для самообозначения, демонстрации и презентации

Рис. 1. Процесс формирования российской гражданской идентичности личности

• нежелание, неготовность или вовсе отсутствие потребности на более или менее регулярной основе взаимодействовать с классным руководителем и другими участниками школьной жизни (например, социальным педагогом, психологом и пр.) в области профилактики и превенции дефектов воспитания;

• отсутствие мотивации некоторых родителей к повышению уровня педагогической компетентности;

• ориентация подавляющего большинства родителей на результаты учебной деятельности своих детей, получение высоких результатов в изучении предметов для успешной карьеры в будущем и связанных с этим личностных и профессиональных достижений;

• уклонение в связи с вышесказанным большинства родителей от деятельности по становлению и развитию гражданской идентичности своих детей, поскольку считают решение этой важной задачи приоритетным направлением образовательных организаций;

• возникает также проблема выбора оптимальных для педагогов и родителей времени и форм проведения совместных мероприятий, ориентированных на реализацию рассматриваемой задачи.

В целом мы можем говорить о наличии консервативности и инертности большинства родителей, их стремлении переложить ответственность за воспитание своих детей исключительно на систему образования, собственно дистанцируясь от нее, особенно, что касается воспитательных практик современной школы, в том числе актуальной задачи развития позитивной гражданской идентичности учащихся5. Это обстоятельство снижает возможности полноценного развития личности учащихся, сводя до минимума усилия педагогических коллективов по организации сотрудничества школы и родителей в контексте рассматриваемого вопроса, что не может не вызывать у нас тревогу.

По этой причине выскажем несколько соображений в отношении перспективы выстраивания партнерских отношений и укрепления сотрудничества семьи и школы. Суть их сводится к следующему. Мы склонны полагать, что в настоящее время для большинства современных родителей, детство которых прошло в трудные для страны 1980—1990-е гг., требуется тонкая и грамотная коррекция системы ценностей, ориентаций и жизненных смыслов, что актуализирует целенаправленную и систематическую работу по педагогическому просвещению родителей. Задача школы здесь заключается в том, чтобы в доступной форме дать родителям представление об основополагающих мировоззренческих ценностях и разъяснить их значимость в свете преобладающей в отечественном образовании так называемой культурно-деятельностной парадигмы. Не только просветительская работа среди родителей, но и построение твердых основ для налаживания социального партнерства между школой и семьей обязательно предполагают создание инновационных коммуникативно-дидактических объединений, оказывающих стимульное образовательно-воспитательное воздействие на всех их участников (особенно в контексте рассматриваемого вопроса). К их числу нами

5 См.: Харисова А. Ф. Семья и школа: проблема формирования гражданской идентичности у обучающихся // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 22. С. 79-83.

могут быть отнесены различные переговорные площадки, школьно-семейные клубы, лектории по микрогруппам, открытые занятия для родителей, вовлечение родителей в активные формы работы с учащимися (перекресток мнений, проблемный треугольник, «свободный микрофон», заседание клуба «Диалог», презентация позиций, совместные социальные акции различной направленности, волонтерские дни и прочие объединения в контексте педагогических реальностей школ, помогающих решению важных социальных и образовательно-воспитательных задач, используя для этого возможности семейного и школьно-семейного проектирования и моделирования индивидуальных сценариев жизни учащихся).

Подчеркнем еще раз, что достижение целей, которые отражены во ФГОС, требует создания особой системы условий, в реализации которых важнейшее место отводится активной роли родителей в жизни своего ребенка в пространстве школы, стимулированию их к повышению собственной педагогической компетентности. Еще В. А. Сухомлинский утверждал, что успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения и повышение педагогической культуры родителей.

Таким образом, для налаживания эффективного социального партнерства семьи и школы в рамках формирования позитивной российской гражданской идентичности учащихся актуальными направлениями признается необходимость улучшения детско-родительских отношений, повышения родительского авторитета; стимулирования собственного личностного роста как взрослых людей, так и детей. В свою очередь, школа обращается к ресурсам семьи для развития инфраструктуры воспитательного процесса, повышения мотивации учащихся к саморазвитию, преодоления кадрового и компетентностного дефицита в сфере воспитания за счет мастерства и опыта отдельных родителей.

Для запуска социального партнерства школы и семьи по вопросам формирования и развития рассматриваемого вида идентичности учащихся необходимо:

• создание переговорной площадки, удобной для обеих сторон;

• выявление оснований партнерства, т. е. взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон;

• инвентаризация организационно-структурных форм социального партнерства школы и семьи и выбор из них наиболее приемлемых для конкретных участников;

• формирование нормативно-правовой базы социального партнерства на уровне образовательной организации, фиксация в договорной форме целей, задач, принципов (добровольности, кооперативности, взаимного доверия, взаимной ответственности и контроля, открытости и т. д.);

• выработка управляющей системы социального партнерства;

• разработка и реализация программ, планов, проектов партнерского взаимодействия по формированию российской гражданской идентичности учащихся.

Поэтому мы полагаем, что возможно выделить следующие критерии оценки эффективности совместных усилий семьи и школы в рамках формирования российской гражданской идентичности:

1) когнитивно-смысловой — достижение общих и непротиворечивых представлений всех педагогов, учащихся и их родителей о нормах социального взаимодействия, актуальных моделях интерпретации ситуаций и вопросов, составляющих когнитивно-смысловое поле гражданской идентичности;

2) эмоционально-ценностный — согласованность социальных переживаний по поводу отношения к принятым в обществе нормам и образцам поведения, эмоциональная личностная реакция на существующие ценностные ориентации и установки;

3) деятельностный — гармоничное согласование образовательных и воспитательных воздействий, наличие адекватной обратной связи между семьей и школой по рассматриваемому вопросу, готовность к неформальному общению всех участников в проблемном поле гражданской идентичности;

4) рефлексивно-регулятивный — готовность соотносить свои действия в соответствии с принятыми и разделяемыми в данном сообществе актуальными установками, образцами и моделями поведения.

Считаем, что в качестве главного параметра эффективности взаимодействия семьи и школы по вопросам формирования рассматриваемого вида идентичности учащихся следует понимать степень сформированности всех предложенных критериев.

Основными условиями эффективной реализации программ по формированию рассматриваемого вида идентичности посредством совместных усилий семьи и школы могут быть признаны:

• научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования гражданской идентичности личности;

• создание в образовательной организации системы психолого-педагогического образования родителей;

• использование в образовательном учреждении организационно-педагогических возможностей (кадровых, материальных, учебно-методических, организационных) по подготовке родителей к формированию гражданской идентичности учащихся;

• вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве востребованных практик формирования гражданской идентичности учащихся в контексте развития социального партнерства и интенсификации совместных усилий школы и семьи для начальной ступени образования предлагаются следующие проекты:

• составление родословной «Пишем родословную своей семьи»;

• сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;

• «Домашние архивы, или как сохранить историю семьи»;

• «Символ Родины моей»;

• «Где мы живем. Наш "адрес" в мире»;

• фото-, видеоколлаж «Мой край в наши дни»;

• «Семейные ценности»;

• «Семейные традиции»;

• «Жизнь дана на добрые дела» (погружение в этнокультурные традиции региона и страны в целом, результатом может стать составление игры-путеводителя, игры-мозаики и т. п.);

• «Воспитание хозяина земли» (проект экологической направленности) и др. По длительности проекты могут быть краткосрочными (например, проекты

генеалогической направленности могут быть рассчитаны на 1-3 недели), средней продолжительности (проект «Семейные ценности» может длиться 1-2 месяца), долгосрочные (проект «Семейные традиции» может выполняться в течение учебного года). Причем, заметим, что нас интересует все многообразие совместных акций и активных мероприятий и их взаимопроникновение, а именно: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

В этом смысле педагоги должны предоставить учащимся и родителям четкие мотивационные критерии, этапы работы, алгоритмы реализации и прогнозируемые результаты и эффекты совместной активности учащихся, родителей и школы (см. табл. 1).

1 этап — побудительный. Учитель должен суметь организовать положительный мотивационный фон около проблемы, над решением которой будут трудиться школьники совместно с родителями. Педагог обязан в доступной форме объяснить актуальность работы над проблемой проекта, пробудить интерес и смотивировать всех участников на работу. Здесь же определяется тема, обсуждаются возможные результаты проекта или конкретный продукт.

2 этап — планирующий. Идет работа над замыслом проекта, обозначаются задачи и план реализации проекта, происходит согласование способов и форм совместной деятельности. В случае необходимости, если проект коллективный, педагог оговаривает возможность разделения на группы.

3этап — технологический. Здесь собственно реализуется проект: прорабатывается отобранная информация, адаптируется к целям, задачам и замыслу проекта. Задача педагога на этой стадии заключается в наблюдении, координации и консультировании детей и родителей.

4 этап — рефлексивно-оценочный. Участники защищают свои проекты, инициируется самооценка и коллективная рефлексия результатов проектов. Причем хотим заметить, что на этой стадии решаются такие важные дидактические задачи, как пополнение знаний, развитие научного стиля изложения, способности представлять свои достижения, аргументированно защищать свои взгляды и убеждения.

Таблица 1

Карта работы над проектом

Проблематика проекта «Почему?» (это для меня лично является важным) Актуальность разрабатываемой темы

Цели «Зачем?» (для чего делается проект) Целеполагание

Задачи «Что?» (что мы должны сделать для реализации проекта) Постановка задач

Технология разрешения задач проекта «Как?» (мы это можем делать) Отбор форм и методов, планирование

Результаты «Что должно получиться в итоге?» (как решение проблемы) Ожидаемый результат

Таким образом, в логике педагогической работы по формированию гражданской идентичности для учащихся начальной ступени общего образования, когда значимость общения и взаимодействия с родителями учащихся трудно недооценить, продуктивным оказывается вовлечение родителей в совместные с педагогами формы деятельности в контексте рассматриваемой задачи.

В результате планомерной и систематичной работы на этой ступени образования предполагается, что учащиеся способны демонстрировать следующие результаты:

1. Осознавать себя гражданами Российской Федерации:

• уметь доказательно рассказывать о том, что тебя связывает с культурой и историей, судьбой российского народа и страны;

• демонстрировать гордость за свою Родину и соотечественников, переживать им в бедах и радостях, проявляя эти эмоции в нравственных поступках;

• в границах собственных возможностей отстаивать гуманный порядок, быть способным на общественно полезные добрые дела на благо другим людям и своей стране, в том числе иметь стойкость и мужество отказаться во имя этого от каких-либо собственных желаний.

2. Оценивать свои действия, в том числе в спорных обстоятельствах, принимая во внимание:

• мировоззрение и культуру народа, с которым себя идентифицируешь;

• систему традиционных российских ценностей;

• совокупность гуманистических общечеловеческих ценностей, среди них — уважение к праву на сосуществование разных культур и мировоззренческих установок.

3. Осознавать себя ценной частью большого, динамично меняющегося мира:

• понимать, что тебя связывает с твоими друзьями и близкими, с земляками, твоей страной и соотечественниками, со всеми людьми и окружающей средой;

• определить собственную позицию в пространстве многообразия мировоззренческих, культурных и иных предпочтений;

• демонстрировать готовность к взаимопониманию с представителями разных народов и культурных традиций на основе уважения и интереса, не допуская их высмеивания и оскорбления;

• придерживаться (в ситуации противоречий и конфликтов) правил поведения, которые способствуют ненасильственному разрешению спорных ситуаций.

4. Сталкиваясь с моральными противоречиями, оценивать свои поступки как «хорошие» или «плохие», имея в виду:

• приоритет уважительного отношения к природе и здоровью человека;

• взаимосвязь общечеловеческих и российских ценностей, таких как человеколюбие, уважение к культуре, труду и пр.

Подводя итог нашим размышлениям, выразим надежду, что реализация социально важной миссии новой российской школы — воспитание гражданина России — позволит привлечь внимание родителей к проблемам подготовки к жизни юных граждан Отечества и будет способствовать развитию востребованных педагогической практикой и вызовами времени форм сотрудничества образовательных организаций и института семьи. В то же время это позволит совершенствовать конкретные программы повышения общей и педагогической культуры родителей, поскольку социокультурная обусловленность воспитания в качестве необходимого требует закрепления за родителями и семьей в целом права быть полноправным партнером педагогов в вопросах воспитания и социализации детей.

Мы убеждены, что потенциал социального партнерства семьи и школы в контексте становления и развития гражданской идентичности школьников реализуется через совместную жизнедеятельность этих главных участников образовательных отношений, обеспечивая связь природного и социального в человеке, воспроизводство духовного национально-культурного наследия для подрастающих поколений.

Ключевые слова: гражданская идентичность, учащиеся, социальное партнерство, семья, школа.

Список литературы

Махинин А. Н., Шакурова М. В. Педагогические условия формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучебной деятельности в образовательном учреждении. Воронеж, 2012. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL:

Ы*р://минобрнауки.рф/документы/543 Фофанова М. И. Формирование гражданской идентичности младших школьников //

Концепт. 2016. Т. 28. С. 215-217. URL: http://e-koncept.ru/2016/56521.htm Харисова А. Ф. Семья и школа: проблема формирования гражданской идентичности у обучающихся // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 22. С. 79-83.

St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology.

2017. Vol. 47. P. 45-54

Makhinin Alexander, Candidate of Sciences in Education, Voronezh State Pedagogical University, 86, Lenina Str., Voronezh, 394043, Russian Federation alex-makhinin@yandex.ru

Intensification of Efforts of Family and School in the Context of Formation of Civil Identity of School Students

A. Makhinin

This article makes an attempt to analyse possible areas and reserves of cooperation and social partnership of the family and school in the process of developing civil identity in present-day school students. Difficulties that we pay attention to in organising joint activities of teachers and parents while working with such a complicated synergetic phenomenon as identity, generate innovative teaching practices and various forms of communicative and didactic entities, which in our opinion can wield stimulating educational and moral influence upon all their participants. The article proposes certain possible directions and methods of joint activities of the school and family of students in primary education. This intensification of efforts of school and family in the process of forming civil identity of students is able to maintain long-established mission of education and to support sustainable spiritual, national and cultural heritage for younger generations, to provide the link between the natural and the social in the person.

Keywords: civil identity, school students, social partnership, family, school.

References

Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya, available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/543 Fofanova M. I., "Formirovanie grazhdanskoj identichnosti mladshikh shkol'nikov", in: Kontsept, 2016, 28, 215-217, available at: http://e-koncept.ru/2016/56521.htm Kharisova A. F., Sem'ya i shkola: problema formirovaniya grazhdanskoj identichnosti

u obuchayushchikhsya, in: Problemy i per-spektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii, 22, 2013, 79-83.

Makhinin A. N., Shakurova M. V., Pedago-gicheskie usloviya formirovaniya rossijskoj grazhdanskoj identichnosti starsheklassnikov vo vneuchebnoj deyatel'nosti v obrazovatel nom uchrezhdenii, Voronezh, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.