СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ
УДК 37.035.6
Г. Н. Ищук, В. М. Шутова
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ (в рамках проекта «Война - Блокада - Холокост»)
В статье рассмотрена проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, представлены различные формы и методы организации деятельности по формированию гражданской идентичности личности в школе, отмечена важная роль социального партнерства образовательных учреждений, в том числе и с семьями учащихся.
In this article the authors discuss the issues of young people patriotic education, forms and methods of development of the civil identity of young people personalities and also the important role of educational institutions partnership as well as the role cooperation between young people families and educational institutions.
Ключевые слова: социальное партнерство, гражданская идентичность, патриотическое воспитание, инновационные технологии, семья, школа, школьный музей.
Keywords: social partnership, civil identity, patriotic education, innovative technologies, family, school, school museum.
Реалии жизни людей, населяющих Россию, показывают рост национального самосознания народов и этнических групп, рост миграции как внутри страны, так и из-за рубежа. Пересматриваются также образовательные стандарты, учитывающие интересы семьи, общества и государства. В образовательных учреждениях изменяется контингент учащихся в сторону их поликультурного со-
става. Все эти изменения порождают актуальные проблемы формирования гражданской идентичности, прежде всего детей и молодёжи, обусловленные особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующимися трансформацией сложившейся системы воспитания в семье и в образовательных учреждениях.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [1]. Исходя из этого, можно отметить, что поликультурность общества требует повышенного внимания к коммуникационному взаимодействию и толерантности его членов, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Воспитание ответственного гражданина стало основной задачей современной школы, так как в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков [2]. Однако, эффективное воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в быстро меняющемся конкурентном мире не могут быть реализованы в полном объёме без взаимодействия и сотрудничества с важнейшим институтом социализации -семьёй. Кроме семьи и школы, формирование гражданской идентичности личности детей и молодёжи осуществляется и другими институтами социализации, такими, как общественные организации, учреждения дополнительного образования, культура и спорт, средства массовой информации и т. д.
Взаимодействие всех социальных институтов с семьёй и школой формирует представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе. Таким образом, задаются ценностные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребёнка.
В настоящее время, в условиях введения новых государственных стандартов, реализации проекта «Наша новая школа» и приня-
тия Федеральной целевой программы развития образования 20112015 гг. задача воспитательного потенциала семьи и школы, установления плодотворного партнёрства между ними и другими социальными институтами является ключевой. Таким образом, формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества. Ретроспективный анализ учебно-методической литературы показал, что к наиболее распространённым технологиям формирования гражданской идентичности в массовой образовательной практике можно отнести следующие: коммуникативные (беседа, диспут, технология «Дебаты»); игровые (деловая игры, ролевая игра); социально-деятельностные (технология социальной пробы, технология коллективных творческих дел, социальный проект).
Особо можно отметить, что использование различных инновационных технологий и организационных форм гражданско-патриотического воспитания приобретает особую актуальность в рамках развития социального партнёрства семьи и школы в условиях социокультурной модернизации российского образования. Успешность гражданско-патриотического воспитания зависит от эффективного использования многообразия форм его организации, это: учебная деятельность, внеучебная (внеклассная) и система дополнительного образования детей.
В системе формирования патриотизма и гражданственности играют роль и уроки гуманитарного цикла. Так, например, на уроках истории ученики знакомятся с историческими личностями, которые внесли большой вклад в развитие России. Жизнь этих людей является примером гражданской активности и самоотверженного служения своему Отчеству [3].
К особой форме организации учебной работы по формированию гражданской идентичности можно отнести экскурсию. Такая форма позволяет осуществлять выход учащихся на место изучаемых объектов (исторических памятников, музеев, достопримечательностей прошлого и настоящего, мест боевой славы, а также школьного музея и др.). Вводные и обобщающие лекции, адаптированные к возрасту учащихся, успешно применяются при изучении гуманитарных дисциплин. Так, например, в курсе «История Отечества» могут быть лекции для старшеклассников «Внешняя
политика СССР накануне Второй мировой войны»; «Начальный этап Великой Отечественной войны»; «Реформы в Российской Федерации в 1990-е гг.» и др. Эти темы имеют особое значение для формирования у школьников гражданственности и патриотизма [4]. Особая роль в проведении учебных семинаров и конференций отводится коллективному обсуждению предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя. Такими темами могут быть следующие: «Вклад СССР в разгром фашизма»; «Цена победы»; «Уроки Великой Отечественной войны»; «Значение сотрудничества стран антигитлеровской коалиции»; «Нюрнбергский и Токийский трибуналы как предостережение для возможных агрессоров» и т. д.
В данной статье представлены только некоторые примеры формирования гражданской идентичности у современных школьников. Представленные материалы участников Межрегиональной научно-практической конференции «Формирование гражданской идентичности личности детей и молодёжи в условиях социального партнёрства образовательного учреждения» (в рамках проекта «Война - Блокада - Холокост»), проводимой 27-29 января на базе Еврейской благотворительной организации «Ева» и ГБОУ гимназии № 278 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, представили различные подходы образовательных учреждений в формировании гражданской идентичности. В этой конференции принимали участие представители администрации и музея Холокоста еврейской благотворительной организации «Ева», администрация, педагоги во главе с директором ГБОУ гимназии № 278, Валентиной Михайловной Шутовой, руководители и педагоги государственных бюджетных образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, представители АНО «Связь поколений» (Москва) и представители учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования.
Проведённый анализ показал, что представители образовательных учреждений, принимавших участие в этой конференции, показали целенаправленную планомерную работу по формированию гражданской идентичности: продуманную тактику в воспитании гражданской идентичности; использования воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов; вовлечённость уча-
щихся в социально активные виды деятельности; интеграцию «зна-ниевой» парадигмы с компетентностной и деятельностной системами организации обучения учащихся, в своих школах.
Примечания
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. ЬИр://^'^^. г-кошйе1. гц
2. Антуфьева О. А. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. 5-11 классы: метод. пособие / О. А. Ануфриева, Т. А. Фалькович, Л. А. Обухова. М.: 5 за знания, 2006. 266 с. (К вершинам педагогического мастерства).
3. Беспятова Н. К., Яковлев Д. Е. Военно-историческое воспитание детей и подростков: метод пособие. М.: АЙРИС ПРЕСС: АЙРИС дидактика, 2006. 191 с. (Методика в образовательном учреждении).
4. Зинченко Ю. П. психологические основы формирования образа современной России // Образ России в стране и за рубежом: гуманитарное измерение. М., 2008.