УДК 159.9:37
Г.Ф. Ерисова, Е.Н. Чемёркина, Н.М. Демидова МБОУ СОШ № 134, Новосибирск
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В статье рассматриваются вопросы гражданского и патриотического воспитания обучающихся, рассказывается об инновационной деятельности школы, развитии социального партнерства с представителями общественности и различными организациями города.
G.F. Yerisova, Ye.N. Chemyorkina, N.M. Demidova
Municipal educational establishment general secondary school # 134, Novosibirsk
INNOVATION APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF PATRIOTISM AND CITIZENSHIP OF THE YOUNG PEOPLE THROUGH SOCIAL PARTNERSHIP
The problems of the pupils patriotic spirit and citizenship development are considered. The innovation activities of the school and the development of social partnership with public representatives and different city organizations are described.
Народная мудрость гласит: тот, кто думает о сегодняшнем дне, заботится о хлебе насущном, тот, кто думает о завтрашнем дне, вглядывается в лица молодых.
Гражданское и патриотическое становление юных новосибирцев через развитие социального партнерства - приоритетное направление всех участников образовательного процесса в нашей школе.
В процессе формирования личности обучение и воспитание играют определяющую роль, так как именно посредством их в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Быть востребованным обществом, внести свой вклад в укрепление экономики государства - вот одна из главных позиций гражданина России.
Инновационная деятельность школы осуществляется в соответствии с Концепцией инновационного развития образования Новосибирской области и базируется на духовных, культурных и общественных Ценностях [1]. Гражданские качества личности формируются там, где молодёжь испытывает гордость за свою Родину.
Целеустремлённость, энергия, присущая молодым людям, позволяет им решать жизненные проблемы, влиять на окружающую их социальную среду.
Многое начинается со школьного порога. Каким выйдет в жизнь человек, зависит от нас, взрослых людей.
Понимание места школы в социуме и прогнозируемого социального заказа создало точку отсчёта для анализа педагогической деятельности и выявления проблем, что продиктовало необходимость поиска индивидуального пути
развития нашей школы в реальных социальных условиях через сотрудничество с различными учреждениями, предприятиями и организациями. Работа по данной проблеме является социальным заказом не только семей учащихся школы, но и общественности района на расширение образовательных услуг, на доступность развития надучебных компетенций, на формирование профессионального самоопределения.
Основной целью школы по данному направлению деятельности является создание необходимых организационно-педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности через развитие системы социального партнёрства.
В настоящее время педагогами школы разработаны и апробированы образовательные и воспитательные программы, усиленные вопросами по формированию гражданственности и патриотизма. В их содержание включены материалы, помогающие учащимся освоить ценности общества и культуры, в которых они живут и способы самоопределения в них.
Решающую роль в решении данной задачи занял школьный музей истории Кировского района, на базе которого ведётся:
- Исследовательская деятельность по истории города, района, семей, трудовых династий, предприятий района.
- Организуются семинары, виртуальные экскурсии, тематические экскурсии по музею.
- Разрабатываются и поводятся тематические классные часы.
- Проводятся викторины и конкурсы.
- Работает школа «Юных экскурсоводов».
- Проводятся презентации предприятий района.
Экономику страны определяет уровень развития промышленности. Новосибирск - город, где создан научно-производственный комплекс. Наш Кировский район его индустриальная основа. Промышленный потенциал района представляют 36 крупных и средних предприятий, которые активно занимаются вопросами создания рабочих мест, реконструкцией производства, освоением новых видов продукции, открытием новых производств. В настоящее время на рынке труда востребованы молодые специалисты в производственный сектор экономики. Но отсутствие правильной и достоверной информации о предприятиях сдерживает привлечение молодёжи.
Поэтому цель презентаций: изучение прошлого и настоящего в
деятельности предприятий, организаций и профориентация учащихся, знакомство с профессиями, востребованными на предприятиях и путях их получения. О значимости презентаций говорит тот факт, что на них всегда присутствуют школьники района, их родители, рабочие и служащие различных специальностей, представители администрации, общественных организаций. Работа всех участников вылилась в социальное партнёрство.
На международной выставке-ярмарке «УЧСИБ-2008» был получен диплом за создание электронного пособия «Мы - партнёры». Актуальность пособия в том, что оно призвано познакомить учащихся с потребностями рынка труда в производственной сфере, рассказать о рабочих профессиях, учебных заведениях, которые готовят кадры для промышленного сектора экономики. Это обобщение опыта работы школы по профориентации молодёжи в рамках программы «Социальное партнёрство». Пособие рекомендовано для учащихся всех ступеней обучения, родителей, педагогов.
Данный проект позволил стать школе центром профориентационной работы в районе, а работа по его реализации способствовала получению школой статуса городской экспериментальной площадки «Школа гражданского становления и социального партнёрства». Организационная и исследовательская деятельность в данном направлении сплотила всех участников образовательного процесса: учащихся, их родителей, учителей, а также представителей промышленных предприятий Кировского района и общественных организаций, ветеранов труда и жителей микрорайона.
Также существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения является его активная социализация. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. В школе действует детская общественная организация «АрГоС» (Армия горящих сердец), которая активно участвует в социальном проектировании, организации творческих дел, а также способствует формированию активной, социально адаптированной личности
Данный проект осуществляется для учащихся школ Кировского района (города Новосибирска) и их родителей, педагогов, представителей предприятий и организаций, заинтересованных в формировании гражданской позиции и воспитании социально-адаптированной личности.
Мы согласны с авторами статьи «Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы» [2], что тиражирование инновационного результата есть одна из составляющих кризиса в инновационном движении. Поэтому наша инновация является уникальной в профориентационной работе с молодёжью. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Определение содержания обучения и воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учётом конкретных возможностей и специфики школы для успешной реализации основных направлений модернизации образования. Организация профильного обучения, функционирования предшкольного класса, реализация программы предпрофильного обучения, расширение услуг дополнительного образования. Системный подход в формировании гражданственности и патриотизма представлен единым комплексом политического, правового и нравственного образования и воспитания, реализуемый посредством организации уроков, элективных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы.
2. Разработка и апробация образовательных и воспитательных программ, направленных на формирование гражданственности, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуры, в которых они живут, и способы самоопределения в них.
3. Определение места школы в системе социальных связей Решение данной задачи должно привести к расширению социальных связей, что будет способствовать дальнейшему формированию позитивного отношения общественности к школе.
4. Формирование единого образовательного пространства через соорганизованную деятельность всех субъектов, интересы которых лежат в области эффективного гражданского образования подрастающего поколения и его самоопределения. В широком смысле социальное партнёрство и есть пересечение интересов всех участников воспитательного процесса: педагогического коллектива школы и научных кадров высших учебных заведений, родителей, организаций и предприятий, учреждений дополнительного образования, детского общественного движения и др.
5. Предоставление реальных возможностей для участия в деятельности различных творческих и общественных объединениях. Реализация этой задачи будет способствовать формированию активной, социально адаптированной личности.
6. Содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся. Опора на опыт действующей воспитательной программы «Развитие личности», систему психолого-педагогической поддержки, программу работы музея способствует развитию инноваций в этом направлении.
7. Создание условий для активного участия семей в воспитательном процессе. Тесное сотрудничество педагогов, работников социальнопсихологической службы и родителей стало основой создания программы «Семья и школа».
8. Вовлечение всех участников образовательного процесса в социальнозначимые дела. В ходе реализации программы развития решается задача по формированию социальной активности и зрелости, школа активный участник социальнозначимых акций и проектов.
9. Совершенствование материально-технической базы учебновоспитательного пространства. В процессе решения этой задачи осуществляется модернизация учебных кабинетов в свете современных требований, приобретены интерактивных доски, компьютеры нового поколения
10. Накопление и распространение опыта по формированию гражданственности и самоопределению школьников, укреплению социальных связей.
Наиболее интересной и перспективной формой деятельности является проектная деятельность. Школьники участвуют в подготовке программ, проектов, сборе материала, распределении сфер деятельности, принятии самостоятельных решений, проведении и анализе деятельности. Это способствуют развитию определенных свойств личности, определяющих активную жизненную позицию и ее социализацию.
Особое внимание в школе уделяется работе с родителями. Создан Фонд поддержки и развития МОУ СОШ № 134 с правом юридического лица, координирующий взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью успешной реализации прав и обязанностей, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Президент Фонда Бабич Г.Е. делилась опытом работы на втором Форуме попечителей, награждена грамотой мэра.
Одним из направлений деятельности школы является отслеживание и анализ результатов работы по вопросам гражданского становления личности
Согласно результатам диагностики духовно-нравственных качеств учащихся 5-11 классов, педагогическим коллективом совместно с родителями определены цели и задачи, направленные на изменение состояния воспитательного процесса в отношении конкретного ученика, как в классе, так и в школе в целом, скорректирована образовательная программа.
Для создания условий самовыражения детей, воспитания гражданина на базе школы функционируют 22 кружка по различным направлениям: художественно-эстетическому, историко-краеведческому, информационнотехнологическому, спортивному.
Одним из результатов работы по гражданскому становлению личности явилось повышение интереса школьников к исследовательской деятельности, определению своей роли в сохранении истории своего народа, его культурных и национальных традиций.
Результативность работы средней школы № 134 по направлению
«Гражданское становление и социальное партнёрство», начало которой положило создание музея истории Кировского района, можно в целом определить как переход в инновационный режим развития, направленный на воспитание человека и гражданина, социализацию, развитие надпредметных компетенций учащихся, основанный на государственно-общественном управлении учреждением, что и предусматривает сама жизнь.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Концепция инновационного развития образования Новосибирской области.
2. Г.И. Герасимов, Л.В. Илюхина, Русский Гуманитарный Интернет-Университет, 2006.
© Г.Ф. Ерисова, Е.Н. Чемёркина, Н.М. Демидова, 2010