Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа социализации в современном обществе'

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа социализации в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1638
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ И ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митюшина Вера Васильевна, Лущай Оксана Ивановна

В статье представлены подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания учащихся, ориентированной на культурно-исторические, нравственные и патриотические ценности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митюшина Вера Васильевна, Лущай Оксана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа социализации в современном обществе»

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Патриотическое воспитание на уроках

и во внеурочной деятельности

В.В. Митюшина, О.И. Лущай

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа социализации в современном обществе

Аннотация

В статье представлены подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания учащихся, ориентированной на культурно-исторические, нравственные и патриотические ценности России.

Ключевые слова:

духовно-нравственное воспитание, нравственные и патриотические ценности, сетевое взаимодействие

Проблема сохранения и укрепления нравственности

и духовности становится проблемой сохранения нации и государства как такового. В современных условиях возникает необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения [10, 14, 16, 17, 21, 22].

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности являются базовые национальные ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным явлениям современного мира, и именно они должны лежать в основе уклада школьной жизни и определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся [3, 12, 13, 18, 20]. В последние годы исследование этой проблемы стало одним из важных направлений в работе федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО Минобрнауки РФ, обеспечивающей устойчивое развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона на принципах самоорганизации [4-9].

В этих условиях разработка новой воспитательной программы школы, ориентированной на поиск, организацию и реализацию условий для самопознания, самовыражения, самоопределения учащимися собственных способностей, осознания себя как субъекта деятельности, от которого зависит ее результат, весьма актуальна.

Актуальность исследования основана на противоречии между необходимостью духовно-нравственно-

го становления личности учащихся и неразработанностью соответствующей времени воспитательной программы школы, ориентированной на поиск, организацию и реализацию условий для самопознания, самовыражения, самоопределения учащимися собственных способностей.

Проблема исследования заключается в определении единой системы духовно-нравственного воспитания учащихся.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы исследования, а также выявленное противоречие определили выбор темы исследования: «Духовно-нравственное воспитание как основа социализации личности в современном обществе».

Цель исследования: создание системы духовно-нравственного воспитания учащихся, ориентированной на культурно-исторические, нравственные и патриотические ценности России.

Объект исследования: воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание учащихся.

Согласно сформулированной цели работы были поставлены следующие задачи исследования:

1) организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориента-ций школьников, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;

2) воспитание гражданина и патриота своей Родины через изучение правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдаю-

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа социализации в современном обществе

щихся личностей, традиций, культурного наследия и семейных ценностей;

3) развитие системы внеурочной деятельности, усиление ее воспитывающих функций;

4) создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;

5) организация педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся.

Концептуальные основания деятельности:

► создание единой системы воспитательной работы школы, основанной на культурно-исторических, нравственных и патриотических ценностях России;

► совместная деятельность с региональным опорным учебно-методическим центром по развитию и поддержке ОБЖ в Уральском федеральном округе;

► вовлечение студентов УрГПУ, проходящих практику в школе, во внеклассную работу в соответствии с программой;

► реализация одновременно нескольких подпро-ектов в рамках сетевого проекта «Победные дни России» — победителя очного этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект года» во всех классах школы;

► включение в программу мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников, разработанных Екатеринбургской епархией Русской православной церкви.

Риски программы:

► возможное сопротивление части педагогов [1, 19];

► неизученность новых методик, сложность контроля [11];

► возможна низкая активность родителей и учащихся [2, 15];

► отсутствие опыта работы у молодых педагогов;

► большой объем работы, необходимость постоянного участия в мероприятиях проектов;

► необходимость материальных вложений для сотрудничества.

Методы исследования: теоретический анализ социологической, психологической, педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование; ретроспективный и интроспективный анализ собственной педагогической деятельности; диагностические методы (анкетирование участников образовательного процесса, метод самооценки).

Основное содержание деятельности по проекту. Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:

► образовательная система «Школа-2100»;

► общеобразовательные предметы гуманитарного цикла;

► элективные курсы:

- «Основы религиозных культур и светской этики» (4-й класс);

- «Мой выбор — жизненный успех» (9-й класс);

- «Нравственные основы семейной жизни» (10-11-й классы).

Новизной программы является участие школы в сетевом проекте Дома детства и юношества Кировского района «Шаги навстречу», который позволяет организовать внеурочную деятельность учеников начальной школы в соответствии с ФГОС. В сфере внеурочной и внеклассной работы с учащимися реализация программы также осуществляется через сетевой проект «Победные дни России», занявший 1-е место на областном этапе всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект года». Особенность проекта заключается в том, что он может быть реализован в течение длительного времени, поскольку разработан таким образом, что мероприятия по параллелям не повторяются из года в год. Проект имеет несколько подпроектов, таких как «Память сердца» (посвящен участникам Великой Отечественной войны), «И будет помнить вся Россия про день Бородина», «Романовские чтения».

Одним из направлений деятельности школы в соответствии с программой является постоянное взаимодействие с учебным отделом Екатеринбургской епархии Русской православной церкви и участие обучающихся в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию, разработанных этим отделом.

Планируемый результат изменений:

► совершенствование существующей системы воспитательной работы в школе;

► формирование целостной образовательной среды, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

► постоянное взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа — центр социокультурной среды.

Количественные и качественные показатели деятельности по направлению в рамках научно-образовательной сети

1. Публикационная активность педагогического коллектива:

► 2012 г. — материалы 1-го этапа XVIII городских открытых педчтений;

► 2013 г. — материалы 2-го этапа XVIII городских открытых педчтений;

► 2013 г. — материалы региональных Екатерининских образовательных чтений;

► 2013 г. — диск с материалами проекта «Дети войны» (авторы — учащиеся 1-8-х классов);

► 2013 г. — фильм «Дети войны» (авторы И.А. Ели-зарьева, учитель истории; Н. С. Деревскова, учитель начальных классов).

2. Участие инновационно-активного образовательного учреждения в грантах и конкурсах:

► 2012 г. — «Инновации в образовании»;

► 2013 г. — городской конкурс «Есть идея!» (И.А. Елизарьева — победитель в номинации «Лучшая воспитательная идея»);

► 2013 г. — численность образовательных учреждений и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности инновационно-

Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015

активного образовательного учреждения, — 30 педагогов. 3. Организация и проведение образовательным учреждением мероприятий общешкольного и районного уровня (конференций, семинаров, творческих отчетов, круглых столов, консультаций, презентаций и т. д.):

► 2011 г. — открытый педагогический совет в присутствии родителей и представителей епархии;

► 2013 г. — районный семинар для заместителей руководителей по воспитательной работе «Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочное время»;

► 2013 г. — педагогический совет «Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся».

Результаты деятельности были представлены на городском семинаре «Инновации в образовании Кировского района» и на сайте школы [23]:

Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, региональный опорный учебно-методический центр по развитию и поддержке ОБЖ в Уральском федеральном округе; Екатеринбургская епархия Русской православной церкви; ФГАОУ ВПО УрГПУ; Дом детства и юношества Кировского района Екатеринбурга; спортивный клуб «Виктория» Кировского района, образовательные организации — члены сетевого взаимодействия ФЭП АПК и ППРО.

Литература

1. Акимова О.Б., Табаченко Т.С. Педагогическое образование: когнитивный компонент толерантности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2.С. 7-13.

2. Акутина С.П., Николина В.В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С. 33-36.

3. Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24-30.

4. Артюхова Е.С. Основные направления в формировании духовно-нравственной личности / / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 26-28.

5. Давыдова Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С. 66-84.

6. Давыдова Н.Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-об-

разовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С. 240-246.

7. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.

8. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С. 49-54.

9. Дорожкин Е.М., Давыдова Н.Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 11-17.

10. Дудина М.Н. Новая образовательная парадигма: проблемы содержания образования / / Образование и наука. 2010. № 2. С. 3-18.

11. Зеер Э.Ф. Основные смыслообразующие положения лич-ностно-развивающего образования / / Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 3-9.

12. Клепиков В.Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 44-50.

13. Клепиков В.Н. Интеграция образования в контексте духовно-нравственного воспитания школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 201 3 . № 5 . С. 13-18.

14. Клепиков В.Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодежи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С. 3946.

15. Лобок А.М., Никонова Л.М., Ярославцева Е.А., Бордюго-ва О.А. Формирование гражданского самосознания и духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях ученического самоуправления // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 53-58.

16. Лурье Л.И. Духовно-нравственное воспитание или светская этика // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3. С. 25-31.

17. Осмоловская И.М. Предметность обучения и учебные предметы в контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. 2012. № 7 (96). С. 67-79.

18. Пестова С.И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 5. С. 48-52.

19. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1 (90). С. 56-65.

20. Строкова Т.А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С. 57-64.

21. Теплякова О.А. Социальный заказ на воспитание духовно-нравственной личности в государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С. 18-21.

22. Фельдштейн Д.Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / / Образование и наука. 2010. № 5. С. 3-14.

23. http://134.uralschool.ru/?_year=2013&category=28&class= news_main&id=176&r_month=18&r_year=2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.