Научная статья на тему 'Создание целостной педагогической системы социального и гражданского становления личности. . . '

Создание целостной педагогической системы социального и гражданского становления личности. . . Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Ирина Михайловна

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к разработке программы эксперимента по гражданскому воспитанию и социализации личности школьников и практический опыт реализации эксперимента на примере гимназии №15 "Содружество" г. Новосибирска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание целостной педагогической системы социального и гражданского становления личности. . . »

О деревне Харампур

Муниципальное образование деревня Харампур расположена на территории Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа на берегу реки Харампур, в 90 километрах от города Тарко-Сале. Харампур в переводе с ненецкого языка - «лиственница на шумной реке».

Деревня Харампур начала возрождаться в результате действия Соглашения между Пуровским районом и ОАО «НК «Роснефть», и сегодня она представляет собой современное компактное поселение лесных ненцев, построенное нефтяниками ООО «РН-Пурнефтегаз» по европейским стандартам с учетом национальных особенностей быта и промысла коренных жителей. Двухэтажные восьмиугольные коттеджи общей площадью 145 квадратных метров стилизованы под национальное жилище ненцев - чум. Каж-

дый дом, рассчитанный на одну семью, укомплектован мебелью и необходимыми бытовыми приборами.

В Харампуре проложена дорога с твердым покрытием, построены школа-интернат, Дом культуры, цех по переработке рыбы и другие важные объекты. В современной школе-интернате семейного типа созданы все условия для учебы, отдыха, занятий спортом, рукоделием - бисероплетением и шитьем национальной одежды.

Литература

1. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала ХХ века. Сборник литературно-критических статей. -Салехард, 2001. - 114 с.

2. Ругин Р.Н. Избранное: Повести. - Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 2001. - 560 с.

3. Ядне Н. Я родом из тундры. Книга вторая. М.:ППО «Известия», 1999. - 142 с.

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к разработке программы эксперимента по гражданскому воспитанию и социализации личности школьников и практический опыт реализации эксперимента на примере гимназии №15 «Содружество» г. Новосибирска.

Сысоева Ирина Михайловна,

заместитель директора по воспитательной работе гимназии №15 «Содружество» г. Новосибирск

Создание целостной педагогической системы социального и гражданского становления личности

Что необходимо учитывать при разработке программы эксперимента по гражданскому воспитанию?

Ключевые слова: эксперимент, гражданственность, гражданское образование, компетентность, компетенция, социальная активность, социальное проектирование, социальные ценности, толерантность.

Формирование гражданственности школьников является одной из ключевых задач в современной системе образования. Выработка и реализация единой государственной политики в области граж-

данского образования в Российской Федерации, содействующей формированию демократической гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей в содержании образования такие ценности, как права и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории Российской Федерации и её народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия и межкультур-ный диалог является актуальной задачей.

История многонационального народа России доказала значимость и важность формирования таких моральных ценностей, как патриотизм, служение Отечеству, приоритет духовно-нравственных ценностей над материально-прагматическими, милосердие и способность к сопереживанию, справедливость, толерантность (терпимость к другим культурам, народам, людям). Эти ценности могут быть взаимосвязаны с утвердившимися в международном сообществе ценностями, к которым относятся гуманизм, индивидуальная свобода, права человека, равенство людей перед законом, общественнополитическая активность, уважение к собственности, материальное благосостояние как условие жизни, достойной человека.

Россия переживает тот момент истории, когда возникла необходимость в новом осмыслении многообразных отношений «человек - мир», построенных на принципах взаимной открытости. Это диалог и толерантность как ценности демократического сознания; образование как средство личностной самореализации и достижения социального успеха; ценностное равенство источников образования (уважение к личному опыту ученика как источни-

ку образования); проблемный и информационноисследовательский подход в образовании как средство и цель; образование как средство созидания и образование за счет созидательной деятельности; ценность совместной деятельности и общения.

Российская образовательная политика сегодня определяется задачами, связанными с переходом к демократическому обществу и правовому государству, к рыночной экономике; необходимостью преодоления отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития. В новых условиях востребован выпускник, готовый и способный нести личную ответственность как за свое благополучие, так и за благосостояние общества. Школа должна передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылками для успешной самореализации личности.

Поставленная перед российским образованием цель готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их свидетельствует о признании роли гражданского образования. Сложность выполнения этой задачи предполагает необходимость формирования системы непрерывного гражданского образования на протяжении всей жизни человека, организации системной деятельности по повышению качества, эффективности гражданского образования.

Гражданское образование - это общественно - государственная, социально - ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства.

Цель гражданского образования - формирование на основе ценностей демократии правовой и политической культуры, становление общественно-активной, социально компетентной, наделенной гражданским самосознанием личности, умеющей представлять и защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других людей.

Гражданское образование является важным условием защиты, поддержки и развития демократических достижений, формирование гражданской компетентности, включающей в себя:

• морально-нравственную компетентность (совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать своё поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям);

• компетентность в сфере культуры;

• компетентность в политико-правовой сфере (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина);

• компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т. д.);

• коммуникативная компетентность (способности, связанные с решением задач осуществления взаимодействия с другими людьми при решении социальных проблем);

• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать, критически мыслить и т. д.) и другие.

Гражданственность как интегративный показатель социализации личности, его адаптационных возможностей в стремительно меняющейся реальности отражает опыт гражданско-правовой деятельности, которая включает в себя гражданско-правовые знания, умения и ценностные отношения. Такой опыт позволяет ребенку и взрослому высказать собственную точку зрения, выразить свое отношение к разным событиям в стране и мире и отстаивать свои мировоззренческие по зиции.

В Концепции модернизации образования формирование гражданственности школьников рассматривается как один из факторов их социального самоопределения. Известно, что процесс самоопределения школьников носит активный характер, поэтому необходимо целенаправленно создавать условия для осуществления гражданско-правовой деятельности.

Гимназия №15 «Содружество» - образовательное учреждение, функционирующее в инновационном режиме.

Воспитание и обучение в нашей гимназии ориентировано на создание комплекса педагогических

условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности. Эти свойства можно представить так: гражданская компетентность (знания об обществе и его законах), активная жизненная позиция (нравственные ценности), гражданская социально-преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества.

По результатам работы на базе гимназии городской экспериментальной площадки по проблемам воспитания была создана целостная педагогическая система социального и гражданского становления личности.

Остановимся более подробно на особенностях и результатах данного эксперимента.

Цель и основополагающие принципы

Цель программы эксперимента: разработка

научно-обоснованных рекомендаций по созданию целостной педагогической системы социального и гражданского становления личности, обеспечивающей самоопределение в практической деятельности старшеклассников, их социализацию.

Эта цель реализуется через выполнение следующих задач:

• развитие лидерских качеств личности как результат социальной успешности;

• формирование гражданской компетентности учащихся и гражданской позиции;

• воспитание толерантности;

• активное участие в разработке и реализации социально значимых проектов.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.

Предмет исследования: педагогическая система социального и гражданского становления.

Программа основывается на принципах научности, демократизма, системности и преемственности, учитывает особенности современного развития российского общества и государства, тенденции развития отечественной и зарубежной практики гражданского образования.

Базовые понятия программы

Гражданственность, как утверждает И.А. Зимняя, это одна из ключевых компетентностей современного человека, заинтересованного в построении успешной собственной адаптации и самоактуализации в условиях государства и гражданского общества, мотивированного на развитие, упрочение статуса общества и государства в мировом сообществе.

По мнению В.А.Сухомлинского, гражданственность - это личностное качество, характеризующее человека как представителя цивилизованного общества; социальный оптимизм, умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями сердца, понимание смысла жизни, гармоничное единство общественного и личного, интеллектуальное, духовное богатство личности, активное отношение к добру и злу, достоинство, чувство чести и долга, осознанная и глубоко переживаемая гражданская позиция.

Под гражданственностью понимается интегративное качество личности по следующим аспектам: мировоззренческому (знания, убеждения, ценностные ориентации); поведенческому (нормы, установки, поступки); оценочному (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания, стиль мышления, познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств); культурному (культура чувств, отношений, поведения, содержание и характер самодеятельного творчества). Характеристикой гражданственности является также позиция гражданина. Гражданская позиция отражает отношение школьников к обществу, человеку, государству, Родине, народу, семье и т.д.

Гражданское образование - воспитание и обучение, ориентированные на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности. Многосторонний процесс формирования у школьников компетенций, который подразумевает единство учебного и воспитательного процессов.

Гражданское воспитание - процесс целенаправленного и систематического включения учащихся в различные виды общественных отношений и их реальную деятельность, способную формировать социально значимые качества личности.

Гражданское воспитание - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходи-

мых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Мы понимаем под компетентностью способность личности успешно действовать на основе полученных знаний и опыта.

Ценностно-ориентационная компетентность -предполагает осознание и принятие школьниками основных гражданских и правовых принципов, действующих в демократическом государстве (уклад школы), ценности права как способа согласования интересов людей и поддержания стабильности общества (коллектива школы).

Исследовательская компетентность, рассматриваемая через призму не только изучения учебного материала, сколько его практического применения в повседневной жизни, позволит школьникам овладеть компетенцией социального действия, наиболее действенной формой реализации которой является социальное проектирование.

Коммуникативная компетентность - предусматривает наличие готовности всех субъектов образовательного процесса к конструктивному взаимодействию, избеганию конфликтов, ведению переговоров и выработке согласованных решений, презентации собственной точки зрения.

Социальная активность - воздействие общества, классов, групп, личностей на окружающую среду, на других людей и себя, воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику. (Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Минск; М., 2001.)

Социальный проект - программа реальных действий, в основе которых лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.

Социальное проектирование - важнейшая для формирования гражданского общества деятельность подростка, направленная на решение определенной проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с социальными учреждениями и властными органами. Социальное проектирование базируется на формировании таких качествах социальной компетентности как критическое мышление, открытость, толерантность и плюрализм.

Социализация - двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем соци-

альных связей и отношений, в которых он развивается, с другой. (Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Минск; М., 2001.)

Ценности социальные - разделяемые обществом или социальной группой или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достичь, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. (Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Минск; М., 2001.)

Толерантность - способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим людям и их поведению, признание права каждого человека быть различным.

Этапы реализации программы

1.Диагностико-прогностический этап

П.Организационно-подготовительный этап

Ш.Практический этап IV. Обобщающий и внедренческий этап Реализация программы осуществляется на различных уровнях:

• учебном (в рамках курсов истории, обществоз-нания, литературы, английского языка, информатики, технологии и т.п.);

• внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи школьникам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности);

• институциональном (организация в образовательном учреждении такой жизни, чтобы в условиях школьного сообщества как демократического правого пространства были востребованы гражданские качества и умения школьников, возникала ситуативная гражданская активность);

• социально-проектном (разработка и реализация членами школьного сообщества общественно значимых проектов).

Ресурсное обеспечение эксперимента

Кадровое обеспечение

Информационно-аналитическое обеспечение Научно-методическое обеспечение Психолого-педагогическая поддержка Материально-техническое обеспечение Диагностические основания Предмет диагностики воспитания гражданственности - факт включенности школьников в воспитывающие ситуации и их отношение к реалиям школьной жизни (к школе, учителю, классу, совместным делам и праздникам).

Для того чтобы сделать вывод достаточно посмотреть как личность:

• строит отношения с другими людьми

• берет на себя инициативу и ответственность в большом и малом деле

• обладает сознательной дисциплиной

• стремиться принести пользу Отечеству.

Успешность гражданского воспитания экспер-

тно или статистически может быть продиагности-рована:

• в процессе реальной, социально-ориентированной, в том числе и учебной деятельности;

• в ходе решения проблемных ситуаций;

• в ходе изучения и реализации социально значимых проектов;

• в ходе тренингов, дискуссий, в процессе обсуждения;

• через изучение литературных, музыкальных предпочтений, ценностных ориентаций;

• через изучение характера отношений в коллективе;

• через изучение характера лидерства;

• через изучение общественной активности.

В ходе реализации программы эксперимента диагностируется:

1. Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания

2. Детский коллектив как условие развития школьника

3. Профессиональная позиция педагога как условие развитие личности ребенка

4. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания:

4.1. материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.2. укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания

4.3. предметно-эстетическая среда, в которой реализуется процесс воспитания

4.4. деятельность детских объединений и органов самоуправления, необходимых для самореализации школьников

4.5. программно-методическое обеспечение процесса воспитания.

Результаты инновационной деятельности по итогам эксперимента:

• на базе гимназии создана целостная педагогическая система социального и гражданского становления личности, охватывающая учебный, воспитательный процессы и весь уклад ОУ

• органами общественно-государственного управления гимназии являются Совет гимназии, Попечительский совет, педагогический совет и Детский парламент (орган ученического самоуправления)

• деятельность предметных кафедр и кафедры методики воспитательной работы носит инновационную направленность

• внедрение инноваций, реализация инновационных технологий в общеобразовательном учреждении отмечена дипломами и наградами:

• 2005-2006 уч.г. - диплом победителя конкурса инновационных образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование»;

• 2006-2007 уч.г. - диплом лауреата городского конкурса «Школа года»

• гимназия является базовой для проведения семинаров по проблемам гражданского и социального становления районного, городского и Всероссийского уровней

• педагоги, учащиеся и родители гимназии принимают активное участие в разработке и реализации социально значимых проектов

• члены детского общественного объединения «Содружество» занимаются исследовательской деятельностью по проблемам детского движения (победители и дипломанты Всероссийского конкурса «Национальное достояние России», обладатели серебряного знака «Национальное достояние России»)

• члены Детского парламента - призеры Всероссийского дистанционного конкурса ученического самоуправления в номинациях «Я - лидер», «Мы - социальные партнеры», «Мы в управляющем совете»

• Детский парламент и детское общественное объединение «Содружество» гимназии занесены в «Золотую книгу» города Новосибирска

• сложились партнерские отношения гимназии с ВУЗами, общественными организациями и другими учреждениями города Новосибирска.

По итогам эксперимента выпущен сборник методических материалов «Школа гражданского и социального становления».

Приложение

План действий по реализации Программы эксперимента «СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

№ п/п Вид деятельности Сроки Ответственный исполнитель Ожидаемый результат

I. Диагностико-прогностический этап_ Цель: получение полной объективной информации по проблемам эксперимента и разработка программы эксперимента

1. Проведение констатирующего эксперимента в ОУ с целью определения направления развития учреждения, возможностей для создания целостной педагогической системы октябрь заместитель директора по НМР заместитель директора по ВР Выявление возможностей для создания целостной педагогической системы по гражданскому и социальному становлению личности

2. Разработка программы ОЭР, методики эксперимента декабрь заместитель директора по НМР заместитель директора по ВР Разработка программы эксперимента

3. Организация работы с педагогическими кадрами октябрь заместитель директора по НМР заместитель директора по ВР Выявление профессиональных затруднений в работе по данному направлению

4. Подготовка общественного мнения через социологический опрос учителей, учащихся, родителей ноябрь заместитель директора по ВР педагог-психолог Подготовка общественного мнения всех участников образовательного процесса

5. Проведение педагогический совет «Социализация личности ребенка в условиях воспитательной системы» март заместитель директора по ВР Привлечение внимания всех педагогов ОУ к данной теме

6. Участие ОУ в «Сибирской ярмарке» (номинация «Программы и концепции развития образовательных учреждений») март заместитель директора по НМР Привлечение внимания к ОУ в образовательном пространстве города

7. Участие школы в областном этапе Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» в номинации «Школа успеха» декабрь администрация школы Презентация опыта ОУ на уровне регионе

8. Участие в городском конкурсе методических разработок «Новое образование - новой России» в номинации «Программы развития» январь администрация школы Привлечение внимания к ОУ в образовательном пространстве города

9. Знакомство с технологией социального проектирования ноябрь кафедра методики воспитательной работы Разработка и реализация социально значимых проектов

10. Проведение заседания кафедры методики воспитательной работы по теме «Воспитание толерантности в процессе организации деятельности младших школьников» ноябрь кафедра методики воспитательной работы Внедрение идей толерантности в учебно-воспитательный процесс

11. Проведение заседания кафедры методики воспитательной работы по теме «Педагогические основы лидерской одаренности у старших школьников» январь кафедра методики воспитательной работы Педагогически осмысленная работа классных руководителей с лидерами

12. Проведение заседания кафедры методики воспитательной работы по теме «Актуальность проблемы развития ученического самоуправления» январь кафедра методики воспитательной работы Активизация деятельности ученического самоуправления

II. Организационно-подготовительный этап Цель: создание условий, обеспечивающих реализацию программы эксперимента, и реализация индивидуально-личностных возможностей учителей и учащихся в ходе эксперимента

1. Проведение анализа инновационных процессов в школе май заместитель директора по НМР заместитель директора по ВР Оценка реальных возможностей

№ п/п Вид деятельности Сроки Ответственный исполнитель Ожидаемый результат

2. Внесение корректив проблем и темы ОЭР июнь заместитель директора по НМР Выявление противоречий, нуждающихся в разрешении

3. Изучение особенности социального проектирования сентябрь заместитель директора по НМР заместитель директора по ВР Разработка и реализация социально значимых проектов

4. Разработка методики оформления «Портфолио ученика», «Портфолио учителя» октябрь заместитель директора по НМР заместитель директора по ВР Помощь в самопрезентации учителя и ученика

5. Районный семинар для заместителей директоров по воспитательной работе «Ученическое самоуправление как фактор формирования социально активной личности» ноябрь заместитель директора по ВР Обобщение опыта работы ОУ по данному направлению

6. Городской семинар «Социализация личности ребенка в воспитательной системе школы» в рамках Всероссийского научно-практического семинара «Воспитательные системы сегодня: традиции и перспективы» март заместитель директора по ВР Обобщение опыта работы ОУ по данному направлению

7. Участие в городском конкурсе методических разработок «Образование - будущее России» в номинации «Организация жизнедеятельности детского коллектива» январь заместитель директора по ВР Привлечение внимания к ОУ в образовательном пространстве города

8. Участие в конкурсе инновационных образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование» декабрь администрация школы Привлечение внимания к ОУ в образовательном пространстве города, страны

9. Пополнение нормативно-правовой базы воспитательного процесса сентябрь кафедра методики воспитательной работы Повышение правовой культуры классных руководителей

10. Проведение семинара-практикума «Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности» январь кафедра методики воспитательной работы Привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса

11. Проведение заседания кафедры методики воспитательной работы по теме «Условия успешного взаимодействия классного руководителя и семьи» январь кафедра методики воспитательной работы Выявление условий успешного взаимодействия педагогов и родителей

12. Проведение круглого стола «Воспитательные системы сегодня: традиции и перспективы» (по итогам участия во Всероссийском научнопрактическом семинаре) март кафедра методики воспитательной работы Знакомство с опытом работы ОУ города

III. Практический этап Цель: полная реализация возможностей коллектива в ходе эксперимента

1. Подготовка и проведение педсовета «Гражданское становление личности» март заместитель директора по ВР Привлечение внимания всех педагогов ОУ к данной теме

2. Провести диагностику индивидуальных особенностей ребенка и развития детского коллектива апрель заместитель директора по ВР классные руководители Выявление проблем и оценка реальных возможностей

4. Организация работы семинара для учащихся 10-11-х классов «Твои права, ученик» сентябрь заместитель директора по НМР заместитель директора по ВР Правовое образование школьников

5. Проведение семинара «Особенности деятельности детского общественного объединения «Содружество» в рамках Областного Лидерского форума ноябрь заместитель директора по ВР члены ДОО «Содружество» Обобщение опыта работы ОУ по данному направлению

№ п/п Вид деятельности Сроки Ответственный исполнитель Ожидаемый результат

6. Проведение городского семинара «Исследовательская деятельность членов детских общественных организаций» в рамках Всероссийского научно-практического семинара «Участие детей в жизни общества: региональная специфика» март заместитель директора по ВР члены ДОО «Содружество» Обобщение опыта работы ОУ по данному направлению

7. Проведение на базе школы практического семинара «Критическое мышление» январь заместитель директора по ВР Знакомство с новыми педагогическими технологиями

8. Участие в городском конкурсе «Школа года» декабрь администрация школы Привлечение внимания к ОУ в образовательном пространстве города

9. Участие педагогов школы в конкурсе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» март администрация школы Внешняя экспертиза профессиональной компетентности учителя

10. Участие в городском конкурсе учебнометодических материалов: «Образование -взгляд в будущее» номинация «Готовимся жить в современном мире» декабрь заместитель директора по ВР Привлечение внимания к ОУ в образовательном пространстве города

11. Участие в работе Всероссийского научнопрактического семинара «Организация воспитательного процесса в школе» (г.Москва) декабрь заместитель директора по ВР Знакомство с опытом работы московских школ

12. Участие в Международном слете «Пионерия собирает друзей» (г.Москва) май заместитель директора по ВР члены ДОО «Содружество» Знакомство с опытом работы московских школ и представление своего опыта работы

13. Совместное заседание художественно-эстетического центра и кафедры методики воспитательной работы «Формирование нравственных ценностей и патриотизма у школьников в системе дополнительного образования» март кафедра методики воспитательной работы Определение перспектив совместной деятельности кафедры и центра по реализации программы эксперимента

14. Круглый стол «Модернизация российского образования и особенности воспитательного процесса в школе» (по материалам Всероссийского научно-практического семинара «Организация воспитательного процесса в школе») май кафедра методики воспитательной работы Знакомство с опытом работы московских школ

IV. Обобщающий и внедренческий этап Цель: обобщить данные и соотнести результаты эксперимента с поставленными целями

1. Апробация программы «Создание целостной педагогической системы социального и гражданского становления личности» январь- декабрь заместитель директора по НМР заместитель директора по ВР Создание банка данных по ходу эксперимента

2. Апробация новых управленческих технологий в работе с педагогическими кадрами январь- декабрь администрация ОУ Выявление проблем и оценка реальных возможностей

3. Диагностика самооценки психологического состояния учащихся 5-6 классов апрель психолог Определение показателей, влияющих на социальный статус личности

4. Диагностика учащихся 7-8 классов по выявлению коммуникативных и организаторских способностей январь психолог Выявление коммуникативных и организаторских способностей

№ п/п Вид деятельности Сроки Ответственный исполнитель Ожидаемый результат

5. Диагностика уровня субъективного контроля учащихся 9-10 классов март психолог Определение уровня субъективного контроля и разработка рекомендаций для учащихся

6. Проведение психологических семинаров для педагогического коллектива сентябрь декабрь психолог Определение перспективы работы по формированию успешной, психологически зрелой лич ности

7. Проведение занятий курса «Мой выбор» для учащихся старших классов психолог формирование у учащихся умения анализировать любую социальную ситуацию и потребность нести персональную ответственность за последствия принимаемых решений

8. Проведение общешкольных родительских собраний по гражданскому и социальному становлению сентябрь декабрь администрация ОУ Осознание всеми членами школьного коллектива общей цели и определение путей совместной деятельности в ходе эксперимента

9. Участие в научно-практических семинарах, конференциях по проблемам гражданского образования городского, Всероссийского, Международного уровней сентябрь декабрь администрация ОУ, педагоги Повышение компетентности учителя и знакомство педагогов города с опытом работы ОУ

10. Публикация материалов по проблеме «Гражданское и социальное становление личности» апрель- май администрация ОУ Знакомство педагогов города с опытом работы ОУ

11. Проведение областного семинара «Социальное партнерство как фактор гражданского становления» (в рамках Сибирской ярмарки «УЧСИБ -2008») март администрация ОУ Обобщение опыта работы ОУ по данному направлению, поиск новых партнеров

12. Участие педагогов ОУ в конкурсе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» март администрация ОУ Внешняя экспертиза профессиональной компетентности учителя

13. Обработка данных эксперимента январь- март заместитель директора по НМР заместитель директора по ВР Выявление проблем и оценка реальных возможностей

14. Описание хода и оформление результатов апрель- май заместитель директора по НМР заместитель директора по ВР Подготовка информации о ходе эксперимента

15. Распространение опыта в районе, городе, области. январь- декабрь заместитель директора по НМР заместитель директора по ВР Знакомство педагогов города с опытом работы ОУ и установление партнерских отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.