Эксперимент в школе
сматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране. Несколько месяцев было посвящено сбору материалов, обобщению имеющегося опыта, изучению нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура научного исследовательского общества школьников, были определены цели и задачи, разработаны нормативные документы.
На пути вовлечения учащихся в научноисследовательскую деятельность мы выделяем три этапа:
1. Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности в поиске и решении сложных вопросов, требующих активизации знаний, построения гипотез.
2. Система дополнительного образования в кружках и факультативах, где происходит знакомство с методикой проведения исследований, выполняются реферативные работы.
3. Научно- исследовательская деятельность в НОШ, регламентируемая нормативными документами: положением, уставом.
Главным событием и результатом работы НОШ является День Науки и Творчества, который мы впервые проводили в феврале 2008 года. В этот день не было обычных уроков, а учащиеся являлись участниками научной конференции: докладчиками или активными слушателями. Были заслушаны 25 докладов, разнообразие тем которых просто поразительно! Лучших докладчиков поощрили, и им была предоставлена возможность выступить на городской конференции. Двое учащихся стали победителями ежегодных Г ага-ринских чтений, проводимых в нашем городе. Трое учащихся стали призерами и лауреатами общероссийской научно-методической конференции активистов школьных музеев космонавтики в городе Ярославле. Выступление на конференциях подобного уровня -это результат творческой деятельности юных исследователей.
Продолжение своей работы мы видим в привлечении большего числа учеников к научноисследовательской деятельности, расширении тематики исследований, активного использования психологической службы школы. В наши творческие планы входит активное участие в конференциях российского и международного уровня.
Малышева И.А.,
заместитель директора по НМР Мельник И.И.,
директор МОУ гимназия № 8 г. Новосибирск
Разработка и апробация модели «Школа гражданского воспитания»
Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующие конкурентноспособности всех участвующих в них субъектов, а с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих жизненных проблем.
Сегодня говорить о гражданском воспитании, а главное заниматься им, дело довольно трудное. В свое время из средней школы были изгнаны все детские общественные организации, проводившие и организовывавшие систематическую и целенаправленную общественную работу по формированию гражданского самосознания школьников. Сделано это было под предлогом деидеологизации образования. Но уже тог-
да в 90-е годы людям и педагогам, интересующимся историей и политикой, было ясно, что образование не может быть вне идеологии, вне политики. На смену коммунистическим идеалам, ставившим государство выше человека, придут иные ценности, выражающиеся в абсолютном пренебрежении общественными и государственными интересами. Это проявилось впоследствии в правовом нигилизме, гражданской инфантильности, политическом безразличии подрастающего поколения, угрожая безопасности, как государства, так и общества в целом.
Россия сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Вот почему государственная власть встала на путь борьбы с безыдейностью школьного образования. Концепция модернизации российского образования остро ставит вопрос о патриотическом воспитании детей и молодежи. Все чаще говорят о необходимости воссоздания детских общественных организаций в школах, о необходимости вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь. Задача родителей, учителей, политиков общественности заключается в том, чтобы воспитать сознательных граждан новой России. Необходимо, в первую очередь, привить любовь к своей Родине, чувство гражданского долга.
Однако все изменения, которые произошли в нашем обществе и государстве за последние годы, требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников образовательного процесса в школе. Многие современные воспитательные задачи,
54
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
Эксперимент в школе
в том числе и связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены только традиционными средствами. Это касается не только содержания образования, но и структуры отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и родителями. Их основой является сотрудничество и равноправное партнерство, создающие благоприятные условия для развития демократических начал в школе. Нужен принципиально новый подход, направленный на подготовку и включение учащихся в жизнь гражданского общества, на участие их в ученическом самоуправлении, в детских общественных организациях, клубах, объединениях, способствующих социализации личности.
Анализ научно педагогической литературы позволил констатировать тот факт, что воспитанию гражданственности у школьников посвящено недостаточное число работ практической направленности. В результате анкетирования учащихся было выявлено несоответствие между социальным заказом общества уровнем гражданского самосознания школьников.
Таким образом, обозначились следующие противоречия между:
- пассивностью и аполитичностью учащихся и потребностью общества в активных гражданах, ответственных не только за собственное благополучие, но и за состояние общества в целом;
- переходом России к демократическому и гражданскому обществу и сохраняющимися традиционными подходами к воспитанию юных граждан в общеобразовательных школах;
- между декларацией государства о воспитании в школе ученика-гражданина и отсутствием детских общественных организаций, способных воспитать таких граждан.
Принимая во внимание вышеизложенное, мы закономерно приходим к выводу о существовании актуальной проблемы воспитания гражданственности у подростков в общеобразовательных школах.
Необходимость разрешения данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Разработка и апробация модели «Школа гражданского воспитания» в условиях общеобразовательной школы.
В гимназии №8 накоплен достаточный опыт и имеются серьезные предпосылки для создания и внедрения такой модели в образовательное пространство школы:
• разработана концепция и программа развития воспитательной системы, направленные на создание такого воспитательного пространства, в котором каждый ученик сможет развить собственные культурно-нравственные компетенции и стать носителем традиций семьи, школы, государства;
• создана детская общественная организация «Ритм», работа в которой построена на принципах соуправления и самодеятельности школьников;
• по всем направлениям гражданского воспитания работают клубы и объединения.
Цель эксперимента: разработать и внедрить модель «Школа гражданского воспитания».
Объект исследования: воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: разработка и апробация модели «Школа гражданского воспитания».
Гипотеза исследования: эффективность функционирования модели «Школа гражданского воспитания» достигается при создании следующих организационно-педагогических условий:
1) использование соответствующих образовательных технологий (технология критического мышления, технология исторического мышления, технология ролевых и деловых игр, технология КТД, технология социального проектирования, технология воспроизведения профессионального творческого телевизионного цикла), направленных на формирование гражданственности у школьников;
2) создание в школе органов самоуправления, которые помогают воспитывать социально активную личность, участвующую в общественной жизни школы, микрорайона и города;
3) согласованное действие всех звеньев модели «Школа гражданского воспитания», направленных на создание единого образовательного пространства.
В соответствии с обозначенной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:
- разработать модель «Школа гражданского воспитания» (приложение);
- внедрить модель в образовательное пространство МОУ гимназии № 8, используя соответствующие образовательные технологии;
- провести мониторинг эффективности функционирования модели «Школа гражданского воспитания»;
- разработать методические рекомендации по реализации модели «Школа гражданского воспитания» в образовательных учреждениях района и области.
Методологической основой исследования являются:
• философские положения о взаимосвязи патриотического сознания и сформированности социального опыта под влиянием окружающей культурно-социальной среды и воспитания;
• положения об определяющей роли деятельности в процессе развития личности, психологические теории деятельности (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев. С.Л. Рубинштейн); современ-
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
55
Эксперимент в школе
ные концепции развития самодеятельности школьников (В.М. Коротов, Л.Г. Садакова);
• исследования о значимости отношений сотрудничества в деятельности (Ш.А. Амонашвили,
A. А. Бодалев, А.В. Мудрик);
• теория саморазвития личности (Д.Б. Богоявленская, Н.Г. Григорьева, И.И. Ильясов, Г.К. Селев-ко);
• личностно ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева,
B. C. Ильин);
• идея о свободе личности как условии ее развития (М. Монтессори, Ж.-Ж. Руссо и другие).
Проблема формирования гражданственности школьников привлекает пристальное внимание ученых, политических деятелей, писателей, педагогов на протяжении всей истории человечества.
В педагогике теоретическим обоснованием этой проблемы занимались такие исследователи, как А.В. Зосимовский, В.Д. Иванов, И.Л. Иванов, В.М. Коротов, Л.Г. Садакова, Г.В.Чанишвили. Концепция педагогики сотрудничества нашла воплощение в авторских моделях гуманистических школ Ш.А. Амонаш-
вили, И.П. Волкова, В.А. Караковского, А.А. Католи-кова, А.Н. Тубельского, М.П. Щетинина.
Истории гражданского воспитания в России посвящены исследования А.Н. Джуринского, А.С. Гаязова, Б.С. Гершунского, О.В. Лебедевой, И.Ю. Синельникова.
В ходе экспериментальной работы предполагаются следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы; анализ уровня гражданского самосознания учеников гимназии; анализ и синтез эмпирических данных, полученных в ходе эксперимента; анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, включенное наблюдение, статистические методы обработки результатов эксперимента, компьютерно-статистическая обработка данных, графическое отображение результатов. Основным методом экспериментальной работы является опытно-педагогическая работа.
Поставленные задачи определили ход исследования, включающий три этапа: подготовительный, практический, обобщающий.
Этапы эксперимента
Этапы эксперимента Задачи Содержание деятельности Сроки исполнения
Подготовительный 1) углубление представления об объекте и предмете исследования; 2) теоретическое осмысление проблемы; 3) организация работы по проведению констатирующего эксперимента. 1) анализ объекта и предмета исследования; 2) разработка модели «Школа гражданского воспитания»; 3) анализ эффективности действующих звеньев модели «Школы гражданского воспитания» и введение новых форм организации деятельности учащихся в данном направлении; 4) разработка и проведение серии интегрированных уроков, классных часов и мероприятий, посвященных данной проблеме; отбор соответствующих образовательных технологий, направленных на реализацию модели «Школа гражданского воспитания» 2006-2007 учебный год
Практический Организация работы по реализации модели «Школа гражданского воспитания» 1) внедрение в практику образовательных технологий, реализующих модель «Школа гражданского воспитания»; 2) проведение серии интегрированных уроков, классных часов и мероприятий по всем направлениям гражданского воспитания; 3) создание и проведение мониторинга эффективности функционирования модели «Школа гражданского воспитания» 2007-2008 учебный год.
Обобщающий 1) мониторинг экспериментальной деятельности 2) анализ экспериментальной деятельности; 2) обобщение и систематизация полученных результатов. 1) проведение мониторинга эффективности функционирования модели «Школа гражданского воспитания; 2) разработка и публикация методических рекомендаций по реализации модели «Школа гражданского воспитания»; 3) распространение опыта экспериментальной площадки через - семинары; - публикации в прессе; - школьный сайт; - школьный информационный центр. 2008-2009 учебный год
56
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
Эксперимент в школе
Организационно-функциональная структура управления экспериментальной деятельностью
Реализация Программы экспериментального педагогического исследования - важнейшая задача деятельности научно-методического_совета (НМС) гимназии. Для разработки проекта модели «Школа гражданского воспитания» в гимназии создана инициативная группа, включающая в себя: заместителей директора, зав. гуманитарной кафедрой, зав. естественнонаучной кафедрой, социального педагога, психолога. В ходе экспериментальной работы заместитель директора по НМР консультируется с научным руководителем эксперимента. На каждый этап эксперимента планируются проблемный педсовет, семинары, заседания кафедр, на которых выступают участники эксперимента. Эффективность анализа результатов эксперимента повышается за счет выстроенной системы мониторинга функционирования модели «Школа гражданского воспитания».
Развитие промежуточных и конечных результатов можно проследить:
1) по росту активности учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
2) по качеству «творческого продукта», выпускаемого педагогами и учащимися в ходе эксперимента (проекты, печатные издания и др.);
3) по качеству проведенных общешкольных и классных мероприятий гражданской направленности;
4) по уровню развития гражданских компетенций учащихся:
• правовой
• коммуникативной
• экологической
• социо- и кросскультурной.
Содержание деятельности заместителя директора
по НМР в ходе эксперимента осуществляется в следующих направлениях:
1) помощь кафедрам в разработке методических рекомендаций по теме эксперимента;
2) организация и проведение научно-практических семинаров учителей и других мероприятий, реализующих модель «Школа гражданского воспитания»;
3) руководство деятельностью творческой группы по измерению и анализу результатов исследования.
Оценка результатов исследования
Одна из главных задач в деятельности педагогического коллектива в условиях эксперимента - проблема уровня сформированности гражданского самосознания школьников.
Для получения полных и качественных данных, позволяющих проверить эффективность функционирования модели «Школа гражданского воспитания» инициативной группой была разработана система мониторинга.
С целью выяснения соответствия заявленных целей достигнутому результату проводится сравнительный анализ влияния гражданского воспитания на развитие интеллектуальных, творческих и личностных способностей учащихся. Разработанная модель личности ученика-гражданина включает в себя 4 вида компетенций с критериями их оценки.
Коммуникативная компетенция
• умение слушать и слышать других;
• умение устанавливать контакты со сверстниками в группе и взрослыми;
• умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;
• умение рефликсировать.
Правовая компетенция
• умение применять правовые знания;
• умение проектировать правомочные способы действий в различных жизненных ситуациях;
• давать правовую оценку поступкам людей собственным действиям, явлениям жизни.
Экологическая компетенция
• участие в 'трудовых делах:, направленных на благо общества;
• отношение к своему здоровью как важной личной и общественной ценности;
• бережное отношение к окружающей среде, к своейг малой! родине, к школе.
Социокультурная и кросскультурная компетенция
• развитие толерентности, по отношению к другим культурам;
• формирование активной жизненной! позиции;
• умение взаимодействовать в социуме
(общительность - конфликтность - агрессивность).
Предполагаемые результаты
В течение четырех лет в гимназии разработаны и действуют Концепция воспитательной системы и Программа воспитания школьников. Однако в связи с новыми требованиями к образованию, заложенными в
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
57
Эксперимент в школе
Концепции модернизации российского образования возникла необходимость разработать и апробировать модель «Школа гражданского воспитания». Предполагается выстраивание всех структурных элементов данной модели таким образом, чтобы происходила социализация и гражданское становление личности школьника.
В ходе реализации модели «Школа гражданского воспитания» происходит расширение образовательного пространства гимназии за счет социального партнерства, более эффективной деятельности существующих клубов, объединений, организаций, а также введение новых структурных элементов модели таких, как «Школьное TV», клубов «Общество и реклама», патриотический клуб «Альбатрос». Таким образом, ученик сможет расширить свои познания и найти применение своим способностям в историко-краеведческом, экологическом, социальном и патриотическом направлениях, а также развивать мышление, коммуникативные способности, стремление к самообразованию и гражданскому становлению.
Реализация модели «Школа гражданского воспитания» предполагает развитие сознания и самосознания школьников, определяет вектор его направленности:
историческое сознание:
- приобщение детей к системе историко-культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, и, в первую очередь культуры своей семьи, Отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
нравственное сознание:
- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные силы человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения, интеллигентности как высокой меры воспитанности;
- формирование самосознания ребенка, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании, реализации, развитие внутренней свободы, способности объективной самооценке, способности к рефлексии;
правовое сознание: воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности, как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о благополучии дома (семьи, малой и большой Родины);
социальное сознание:
- обеспечение вхождения детей в систему социальных связей, широкое приобщение их к разнообразному социальному опыту современной жизни;
- воспитание положительного отношения к труду как к высшей ценности жизни, развития потребности в творческом труде, воспитание социально-значимой целеустремленности, ответственности в деловых отношениях;
- обучение и обобщение умений, навыков работы по профилю (техническое творчество, информатика, журналистика, лидерство и др.);
экологическое сознание:
- интегрирование нравственно-экологической культуры, проявляющееся в знании и ответственном отношении ребенка к природе;
- развитие потребности в здоровом образе жизни, доведение до сознания детей понятия «здоровье» и значимость его для каждого в отдельности и общества в целом.
Итогом экспериментальной деятельности станет:
- модель «Школа гражданского воспитания»;
- технологии внедрения модели в образовательное пространство ОУ;
- система мониторинга эффективности функционирования модели «Школа гражданского воспитания»;
- методические рекомендации по реализации модели «Школа гражданского воспитания».
Список публикаций членов инициативной группы
1. Гусева Т.Л., Малышева И.А. Биоэкоклуб «Родник». Новые подходы к экологическому воспитанию // Лицеист- 2007. - № 1 (16). - С.37-38.
2. Гусева Т.Л., Мельник И.И. Экологическое образование в гимназии № 8 г.Новосибирска // Труды экологического семинара. - Новосибирск: 2002. С.316.
3. Жданова Н.В., Бахарева С.Э. Организация коммуникативного события на уроках риторики // Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания»: Материалы научно-практической конференции, 28-29 марта 2003 г. -Новосибирск: 2004, с.151-153.
4. Кенф А.А. Учебник истории как текст и варианты его интерпретации // Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания»: Материалы научно-практической конференции, 28-29 марта 2003 г. -Новосибирск: 2004, с.65-67.
5. Кенф А.А. Концепция гуманитарной кафедры. Проблема интеграции предметов гуманитарного цикла //Научнометодическое партнерство в сфере образования: Материалы III региональной научно-практической конференции, 15 ноября 2005.- Новосибирск.- 2006.- 168с.-
С.92-95.
6. Мельник И.И. Концепция гуманитарной гимназии -основа научно-методической деятельности педагогов // Аспирантский сборник НГПУ -Новосибирск: 2001. Часть 4, с.72-76.
7. Мельник И.И. Исследовательская деятельность педагогического коллектива - необходимое условие развития школы // Сибирский учитель. -Новосибирск: 2001. - №
9. С.46-48.
8. Мельник И.И. Гуманитарное знание как основа развития гимназического образования // Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания»: Материалы научно-практической конференции, 28-29 марта 2003. - Новосибирск: 2004. - С. 284-288.
9. Шакирова И.Т. Муниципальная гимназия. Воспитательная система. Оптимальная модель // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. -Новосибирск: 2004. - № 1. - С.16-18.
58
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
Модель «Школа гражданского воспитания»
Приложение
Учебная деятельность на принципах сотрудничества
-^eeeffWстав
Все
предметы гуманитарно -го цикла
Х£гич
Спецкурсы,
факультативы
чО
л —► J
Маленький историк
1 Г
История в лицах
1 Г
мхк
1
Этика и право
1 Г
Социальная практика
1
Экономика
Детдом № 8
7-------------'N
9 отряд морской авиации «Альбатрос»
W
я
о
а
<Т>
*о
а
3
п
а
н
в школе