Научная статья на тему 'Первые шаги в науку'

Первые шаги в науку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые шаги в науку»

Эксперимент в школе

Иванова С.И.,

учитель

СОШ №1 имени Ю.А.Гагарина г. Гагарин

Первые шаги в науку

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся - это составная часть обучения и воспитания школьников. Мы считаем, что важно не только выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, но и помочь ребятам сформировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса, предоставить им возможность участвовать в исследованиях и получать практические навыки, а также научить организации и описанию исследовательской работы.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся является одной из приоритетных задач современного образования. Возрождая новую Россию, мы обращаемся к наследию российского просвещения. Хотелось, чтобы в нашем учебном заведении жили традиции, которые закладывал М.В. Ломоносов, создавая первый русский университет и гимназию при нем: жажда знаний, дух исследования, гражданская устремленность.

В нашей школе сложилась определенная система работы и накопился соответствующий опыт: создание авторских учебных программ, работа факультативов и элективных курсов, проведение олимпиад, научно-практических конференций. В школе действует НОШ (научное общество школьников), которым руководит Совет НОШ в рамках школьного самоуправления. Членами НОШ являются учащиеся

5-11 классов, изъявившие желание участвовать в научной работе. Научное общество школьников - это добровольное объединение учащихся, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно - исследовательской работы под руководством учителей школы.

Целью работы НОШ является: развитие познавательного интереса учащихся школы.

НОШ осуществляет следующие задачи:

• формирование единого школьного научного общества со своими традициями;

• раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;

• создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов;

• диагностика одаренности детей и подростков, осуществление их поддержки в рамках учебного процесса школы;

• содействие эффективности профориентации к профотбору выпускников школы;

• пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

Организация работы НОШ в нашей школе строится по следующим принципам:

1. Интегральности - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся.

2. Непрерывности - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей.

3. Межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое, систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Основными формами работы НОШ являются:

• организация и проведение исследовательских или проектных работ;

• изготовление учебных пособий (видеопособий, компьютерных учебных программ, презентаций и т.д.);

• проведение научных конференций;

• организация лекториев по темам исследований, проектов, отдельным вопросам науки и техники, организация выставок, выпуск школьной газеты.

Работа в научном обществе дает ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

• развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;

• формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

• воспитывает целеустремленность и системность в учебной и трудовой деятельности;

• дает возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

• благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

Следует отметить, что необходимость создания НОШ продиктована всем ходом развития школы. Идея создания общества принадлежит администрации, методическому совету школы. С 2007 года началось его организационное оформление. Первый этап преду-

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

53

Эксперимент в школе

сматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране. Несколько месяцев было посвящено сбору материалов, обобщению имеющегося опыта, изучению нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура научного исследовательского общества школьников, были определены цели и задачи, разработаны нормативные документы.

На пути вовлечения учащихся в научноисследовательскую деятельность мы выделяем три этапа:

1. Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности в поиске и решении сложных вопросов, требующих активизации знаний, построения гипотез.

2. Система дополнительного образования в кружках и факультативах, где происходит знакомство с методикой проведения исследований, выполняются реферативные работы.

3. Научно- исследовательская деятельность в НОШ, регламентируемая нормативными документами: положением, уставом.

Главным событием и результатом работы НОШ является День Науки и Творчества, который мы впервые проводили в феврале 2008 года. В этот день не было обычных уроков, а учащиеся являлись участниками научной конференции: докладчиками или активными слушателями. Были заслушаны 25 докладов, разнообразие тем которых просто поразительно! Лучших докладчиков поощрили, и им была предоставлена возможность выступить на городской конференции. Двое учащихся стали победителями ежегодных Г ага-ринских чтений, проводимых в нашем городе. Трое учащихся стали призерами и лауреатами общероссийской научно-методической конференции активистов школьных музеев космонавтики в городе Ярославле. Выступление на конференциях подобного уровня -это результат творческой деятельности юных исследователей.

Продолжение своей работы мы видим в привлечении большего числа учеников к научноисследовательской деятельности, расширении тематики исследований, активного использования психологической службы школы. В наши творческие планы входит активное участие в конференциях российского и международного уровня.

Малышева И.А.,

заместитель директора по НМР Мельник И.И.,

директор МОУ гимназия № 8 г. Новосибирск

Разработка и апробация модели «Школа гражданского воспитания»

Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующие конкурентноспособности всех участвующих в них субъектов, а с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих жизненных проблем.

Сегодня говорить о гражданском воспитании, а главное заниматься им, дело довольно трудное. В свое время из средней школы были изгнаны все детские общественные организации, проводившие и организовывавшие систематическую и целенаправленную общественную работу по формированию гражданского самосознания школьников. Сделано это было под предлогом деидеологизации образования. Но уже тог-

да в 90-е годы людям и педагогам, интересующимся историей и политикой, было ясно, что образование не может быть вне идеологии, вне политики. На смену коммунистическим идеалам, ставившим государство выше человека, придут иные ценности, выражающиеся в абсолютном пренебрежении общественными и государственными интересами. Это проявилось впоследствии в правовом нигилизме, гражданской инфантильности, политическом безразличии подрастающего поколения, угрожая безопасности, как государства, так и общества в целом.

Россия сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Вот почему государственная власть встала на путь борьбы с безыдейностью школьного образования. Концепция модернизации российского образования остро ставит вопрос о патриотическом воспитании детей и молодежи. Все чаще говорят о необходимости воссоздания детских общественных организаций в школах, о необходимости вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь. Задача родителей, учителей, политиков общественности заключается в том, чтобы воспитать сознательных граждан новой России. Необходимо, в первую очередь, привить любовь к своей Родине, чувство гражданского долга.

Однако все изменения, которые произошли в нашем обществе и государстве за последние годы, требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников образовательного процесса в школе. Многие современные воспитательные задачи,

54

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.