Гуманитарные науки
© Чегодаев А.В.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА
В статье обсуждается место учебных заведений повышенного уровня в системе общего образования Российской Федерации. Указаны особенности образовательного процесса в одном из ведущих учебных заведений Вологодской области, специализирующихся на работе с одарёнными детьми, - Вологодском многопрофильном лицее. Описаны педагогические технологии, способствующие максимальной реализации личного потенциала обучающихся, обеспечению высокого уровня качества и доступности образования.
Одарённые дети, олимпиады, лицеи, гимназии, профильное обучение.
В настоящее время обращение на государственном уровне к проблеме системной работы с одарёнными детьми обусловлено переменами, связанными с модернизаци-онными процессами в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества. Важнейшим условием инновационного развития страны является интеллектуализация человеческого капитала [3]. В связи с этим проблема выявления и поддержки талантливой молодёжи в современном образовании выходит на приоритетные позиции, причём особая роль в этом процессе уделяется лицеям и гимназиям, специализирующимся на работе с одаёнными детьми. Во многих учебных заведениях развивается система конкурсов
ЧЕГОДАЕВ Александр Вячеславович кандидат физико-математических наук, зам. зав. отделом ФГБУН ИСЭРТ РАН [email protected]
и предметных олимпиад, научно-практических конференций, дополнительного и дистанционного образования.
В «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» говорится о богатом опыте специализированных учебно-научных центров и школ для одарённых детей, формирующих необходимую для развития способностей среду [2]. Первые школы с углублёнными программами физико-математического профиля появились в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Массовое возникновение школ нового вида (гимназий, лицеев и пр.) по инициативе гражданского общества в 1990-х годах стало результатом естественного эволюционного процесса, поддержанного государством и направленного на преодоление противоречий советской средней школы между:
- требованием всестороннего развития личности и однотипной структурой средней общеобразовательной школы;
- требованиями повышенного уровня общеобразовательной подготовки всех выпускников средней школы и индивидуальными возможностями каждого учащегося;
- нарастающей сложностью учебного материала, ориентированного на высшую школу, и недостаточной сформиро-ванностью учебных умений и навыков, самостоятельности и творчества учащихся в процессе обучения.
По состоянию на 2012 год на территории Российской Федерации действует 1137 лицеев и 1574 гимназий [7]. Процесс превращения многих средних школ в гимназии и лицеи был достаточно хаотичен и случаен, в результате чего многие такие учебные заведения сложно идентифицировать. Вариативность образовательных учреждений в «Законе об образовании» 1992 года не была подкреплена типовыми положениями о видах учебных заведений. В новом «Законе об образовании» [6] предполагается сократить разнообразие видов общеобразовательных учреждений (организаций). Образовательные организации в рамках одного типа смогут использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потреб-
ностями обучающихся) [11]. Аккредитация должна быть направлена на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов. Для выявления и поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности, учредитель имеет право создавать нетиповые образовательные организации, что должно позволить сохранить уникальные учебные заведения для одарённых школьников.
В настоящее время в Вологодской области функционируют 3 лицея, 5 гимназий и 6 школ с углублённым изучением отдельных предметов, предусматривающих работу с интеллектуально одарёнными детьми (табл. 1) [5].
По результативности работы с одарёнными детьми лидирующие позиции в области занимает Вологодский многопрофильный лицей (далее - ВМЛ, Лицей), учащиеся которого в 2008 - 2013 гг. завоевали 55% всех наград региона на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников (рис. 1). По итогам 2012 - 2013 учебного года лицей занял 15 позицию в рейтинге «Топ-500» лучших школ России Московского центра непрерывного математического образования по результатам, показанным выпускниками в ЕГЭ и Всероссийской
Таблица 1. Образовательные учреждения Вологодской области, реализующие программы с углублённым изучением предметов
Вид общеобразовательного учреждения Название общеобразовательного учреждения
Лицеи БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей», г. Вологда МОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК», г. Череповец МОУ «Лицей № 32», г. Вологда
Гимназии МОУ «Гимназия № 2», г. Вологда МОУ «Гимназия № 8», г. Череповец МОУ «Женская гуманитарная гимназия», г. Череповец МОУ «Гимназия», г. Великий Устюг МОУ «Гимназия», г. Устюжна
Средние общеобразовательные школы с углублённым изучением предметов МОУ «СОШ № 1 с углублённым изучением английского языка», г. Вологда МОУ «СОШ № 8 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Вологда МОУ «СОШ № 9 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Череповец МОУ «СОШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Череповец МОУ «СОШ № 21 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Череповец МОУ «СОШ № 26 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Череповец
Количество победителей и призёров
90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0-------------
83
45
17
О
ВМЛ
г. Вологда
г. Череповец
Муниципальные районы
Рис. 1. Территориальное распределение победителей Всероссийской олимпиады школьников (2008 - 2013 гг.)
олимпиаде школьников [9], и 16 позицию в рейтинге «Топ-20» I олимпиадного рейтинга школ Российского союза ректоров по результатам олимпиад, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников [10].
Лицей был основан в 1993 году, и его основными целями стали поиск и развитие способностей талантливых школьников Вологодской области по предметам естественно-математического цикла. Большинство выпускников поступали в ведущие вузы страны, занимающиеся подготовкой кадров для фундаментальной и прикладной науки. В 2003 году в результате объединения с гуманитарной гимназией «Гармония» ВМЛ стал многопрофильным с двумя отделениями: естественно-научным и гуманитарным. На сегодняшний день Лицей является центром по работе с одарёнными детьми, на который возложены следующие функции: взаимодействие со структурами, занимающимися организацией работы с одарёнными детьми на местах (в районах Вологодской области); разработка образовательных программ для одарённых школьников; координация олимпиадно-го движения и научно-исследовательской
деятельности; дистанционное сопровождение процесса обучения одарённых детей; проведение обучающих семинаров для педагогов; развитие дистанционных образовательных ресурсов. Указанные направления деятельности отражены в организационной структуре работы с обучающимися лицея (рис. 2) [1].
Лицей является открытым учебным заведением, приём учащихся производится в течение всего учебного года по результатам конкурсных испытаний и собеседований по профильным предметам. С целью выявления талантливых детей педагогическим коллективом применяется комплексный подход, сочетающий в себе достаточно обширный спектр разнообразных методов и позволяющий выявить в том числе детей с потенциальным характером одарённости:
- психодиагностические контрольно-оценочные методики, выявляющие потребности в развитии;
- включение детей в специальные предметно ориентированные занятия («пробные уроки»);
- экспертное оценивание способностей и уровня подготовки детей профессионалами;
5
Рис. 2. Организационная структура образовательного процесса БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»
- конкретные достижения ребёнка в различных интеллектуальных и предметных мероприятиях состязательного характера.
В данной статье рассмотрены особенности систем психолого-педагогического, учебно-методического и научно-методического сопровождения учащихся лицея.
1. Психолого-педагогическое сопровождение. Полноценное развитие способностей одарённых детей требует определения критериев одарённости, механиз-
мов выявления этих детей и создания для них соответствующей среды обучения и воспитания. Для выработки стратегических направлений работы с одарёнными учащимися педагогами лицея изучены фундаментальные работы российских и зарубежных учёных, внесших огромный вклад в развитие теории одарённости:
- в исследование принципов проблемного (А.М. Матюшкин), развивающего (В.В. Давыдов) и личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская);
- в понимание одарённости как интегральной характеристики, включающей не только когнитивную, но и мотивационно-личностную сферы (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Б.М. Теплов,
Н.С. Лейтес);
- в исследование возрастных закономерностей и зависимости проявлений и развития одарённости от социального окружения, в т. ч. школьного обучения (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.А. Петровский, Дж. Фримен, Ф. Ганье);
- в разработку средств измерения интеллекта (А. Бине, Дж. Гилфорд).
В соответствии с определением одарённости, предложенным авторами отечественной Рабочей концепции одарённости (В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская и др.), мы определяем одарённость как системное качество человека, развивающееся в процессе его жизнедеятельности и определяющее возможность достижения им выдающихся результатов в ценных для общества видах деятельности.
Понимание одарённости как интегрального феномена, соотносимого с личностью в целом, а также её потенциального характера в детском возрасте определяет и принципиальный подход к обучению таких детей: обучение должно быть подчинено процессу развития личности, т. е. быть «личностно развивающим» [4]. Реализации данного подхода в лицее способствует:
- наличие широкого выбора факультативов и спецкурсов, что позволяет вести практически индивидуальную работу с учащимися;
- наличие в учебном плане индивидуальных консультаций для отстающих и пропустивших занятия школьников;
- вовлечение школьников в исследовательскую работу и олимпиадную деятельность с первых лет обучения;
- регулярный мониторинг индивидуальных и личностных особенностей
школьников, загруженности домашними заданиями, удовлетворённости работой лицея;
- регулярная консультативно-тренинговая работа психологов, направленная на развитие самосознания и коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки и др.
Коллектив освобождённых классных руководителей уделяет большое внимание оказанию плановой и оперативной помощи учащимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным обучением, общением, жизненным и профессиональным самоопределением.
2. Учебно-методическое сопровождение включает организацию занятий и элективных курсов, мониторинг качества обучения и его эффективности. Учебный процесс осуществляется с использованием «сдвоенных» уроков, чередованием лекционных, семинарских и практических форм занятий. В основе образовательной деятельности обоих отделений лицея лежит принцип пред-профильной и профильной подготовки по предметам. На естественно-научном отделении с 5 класса вводится изучение физики, химии; увеличено число часов на преподавание математики. В 9 классе учащиеся выбирают специализацию по определённому профильному направлению (математика, физика, химия) с возможностью перехода с одного предмета на другой. На гуманитарном отделении углублённо изучаются русский и английский языки, литература, история.
Высокие результаты деятельности учебного заведения (табл. 2) обусловлены рядом педагогических условий:
программы, по которым ведётся преподавание профильных предметов, являются авторскими и включают в себя
ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к курсам для классов с углублённым изучением предметов;
- в учебный план введено большое количество спецкурсов, элективных курсов и факультативов по олимпиадной подготовке;
- деление класса на подгруппы по профильным предметам;
- сформирован сильный коллектив учителей: более 70% имеют высшую квалификационную категорию, работают 3 доктора наук и 9 кандидатов наук, 5 заслуженных учителей РФ;
- использование современных образовательных технологий: метод проектов, исследовательский метод, технология развития критического мышления.
В последние 3 года наблюдается положительная динамика эффективности участия в соревнованиях по гуманитарным дисциплинам при снижении результатов в сфере естественно-математических наук [12].
Для анализа результативности дея-тельностиучениковиспользуется,наря-ду с традиционной, рейтинговая система оценки знаний и умений учащихся, которая закреплена Уставом и прошла апробацию в учебном заведении с 1993 года. Её суть заключается в возможности оценивать результаты работы учащихся на каждом этапе обучения в зависимости от объёма выполняемой работы и её качества, что даёт более объективную оценку деятельности школьников.
Качество работы учащегося определяется по уровню достигнутого им результата:
1. Уровень узнавания учебного материала (от 0 до 30% рейтинга) - неудовлетворительный.
2. Репродуктивный уровень, простое воспроизведение с элементами понимания (от 30 до 60% рейтинга) - удовлетворительный.
3. Продуктивный уровень, понимание с элементами творчества (от 60 до 80% рейтинга) - хороший.
4. Творческий уровень, умение применить имеющиеся знания и умения для выполнения нестандартных действий (от 80 до 100% рейтинга) - отличный.
Для организация работы с одарёнными детьми из районов Вологодской области в Лицее с 1994 года функционирует Центр дистанционного обучения. Работа идёт по двум направлениям: проведение систематического дистанционного обучения по ряду предметов школьной программы на расширенном и углублённом уровнях и организация заочных олимпиад (табл. 3). За последние 6 лет в центре прошли обучение около 1000 учеников практически из всех районов области, из них 14 были приняты на очное отделение Лицея [11].
Важной составляющей системы дополнительного образования ВМЛ является летний профильный лагерь «Математик», куда приглашаются учащиеся Лицея и области, проявившие успехи в олимпиадах. Каждый школьник выбирает один из потоков: физико-математический, химический, филологический, социально-
Таблица 2. Количество дипломов победителей и призёров, полученных учащимися ВМЛ на предметных олимпиадах школьников
Количество дипломов, шт. 2007 - 2008 уч. г. 2008 - 2009 уч. г. 2009 - 2010 уч. г. 2010 - 2011 уч. г. 2011 - 2012 уч. г. 2012 - 2013 уч. г.
На международных олимпиадах 3 3 1 1 2 0
На заключительном этапе Всероссийской олимпиады 15 12 11 15 15 15
На региональном этапе Всероссийской олимпиады 67 54 63 78 89 77
Таблица 3. Основные показатели заочной олимпиады ВМЛ (2008 - 2013 гг.)
Показатель 2008 - 2009 уч. г. 2009 - 2010 уч. г. 2010 - 2011 уч. г. 2011 - 2012 уч. г. 2012 - 2013 уч. г.
Количество предметов, шт. 9 11 12 10 10
Количество участников, чел. 590 923 1170 1232 1151
Количество регионов РФ, представленных участниками, шт. 16 20 45 20 26
Количество участников из регионов РФ, чел. 160 196 571 501 534
Количество участников из регионов РФ, % от общего числа 27 21 48 40 46
гуманитарный. Обучение состоит из регулярных ежедневных занятий с 9.00 до 12.30, а также проводимых во второй половине дня соревнований, консультаций, лекций и факультативов. Преподаватели лагеря - как высококвалифицированные специалисты по работе с одарёнными детьми г. Вологды, так и бывшие ученики лагеря - студенты и аспиранты ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга.
3. Научно-методическое сопровождение учебного процесса реализуется через организацию и привлечение школьников к участию в научно-исследовательской деятельности, которая рассматривается как компонент образовательной деятельности обучающегося и направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей. Организация исследовательской деятельности основана на стимулировании интереса к самостоятельному поиску новой информации и осознанию значения этой деятельности для самореализации; на создании ситуаций творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях [8]. Все лицеисты обучаются основам научноисследовательской деятельности.
По мнению психологов, младший школьный - начало подросткового возраста является наиболее сензитивным периодом с точки зрения становления той или иной позиции ребёнка (иссле-
довательской или репродуктивной) [14, с. 42]. Учащиеся начальной школы выполняют проекты, которые защищают во внеклассной учебной деятельности в форме докладов на научно-практической конференции младших школьников «Первые шаги в науку». Учебная деятельность учащихся средней ступени осуществляется как частично исследовательская деятельность (учебный процесс строится как ситуация поисковой исследовательской деятельности). На этапе профильного обучения (10 - 11-е классы) научно-исследовательская деятельность реализуется в рамках научного общества учащихся.
Ученики 5 - 7 классов естественно-научного отделения в течение года выступают на 3-х конференциях, после завершения работы по каждому из предметов (математике, физике, химии). Обучающиеся 8 - 11 классов выступают на конференции класса, где также присутствуют руководители работ, учителя, родители и все желающие. В конце учебного года проводится общелицейская конференция, на которую выносятся наиболее достойные внимания доклады. В 2012
- 2013 учебном году на лицейской конференции ребятами было сделано 57 докладов на 5 секциях (естественные науки, литература, история, английский язык). Следует отметить высокое качество работ, которое подтверждается участием с докладами на конференциях всероссийского и международного уровней
и занятием призовых мест (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений им. Д.И. Менделеева, г. Москва; Международная научно-техническая конференция школьников МФТИ «Старт в науку», г. Долгопрудный; Всероссийская молодёжная конференция студентов и аспирантов по физике, г. Санкт-Петербург; Российский конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура», г. Обнинск; Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Молодые исследователи -регионам», г. Вологда и др.) (табл. 4).
Важно отметить, что более 40% выпускников естественно-научного отделения Лицея после окончания вузов поступили в аспирантуру и занимаются научной деятельностью, более 20 человек уже защитили кандидатские диссертации по химии, физике, математике, экономике. Таким образом, органи-
зация педагогического процесса в ВМЛ обеспечивает преемственность между школьным и высшим профессиональным образованием.
Для совершенствования основных направлений работы Лицея можно сформулировать следующие предложения (табл. 5).
Как свидетельствуют результаты многолетней работы, Вологодский многопрофильный лицей для одарённых детей в региональной системе образования является инновационным учреждением, способным достигать чрезвычайно высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся. Важным фактором создания условий для обучения талантливых школьников является организация блока дополнительного образования. Реализация обозначенных в статье планов позволит повысить результативность обучения школьников, а также будет способствовать выполнению миссии Лицея по формированию интеллектуального
Таблица 4. Результативность участия учащихся ВМЛ в научно-исследовательских конференциях
Показатель 2007 - 2008 уч. г. 2008 - 2009 уч. г. 2009 - 2010 уч. г. 2010 - 2011 уч. г. 2011 - 2012 уч. г. 2012 - 2013 уч. г.
Количество лауреатов Всероссийских и международных очных научно-исследовательских конференций 13 5 5 7 10 6
Таблица 5. Совершенствование основных направлений работы лицея
Направление работы Содержание
Повышение результативности участия лицеистов в олимпиадах - расширение перечня предметов, по которым учащиеся Лицея принимают участие в олимпиадах; - привлечение высококвалифицированных преподавателей вузов в Лицей в качестве основного места работы (сейчас 33% педагогического состава являются совместителями, а среди преподавателей, имеющих учёную степень, - 92% совместителей); - проведение регулярных учебно-тренировочных сборов.
Повышение эффективности образовательного процесса - введение индивидуальных образовательных маршрутов на этапе профильного обучения; - обобщение опыта научно-исследовательской и олимпиадной деятельности педагогами Лицея в виде научных публикаций, выступлений на семинарах и конференциях, мастер-классах.
Развитие программ психологического сопровождения образовательного процесса - совершенствование комплекса диагностических процедур и методов выявления одарённости; - проведение тренинговых занятий, направленных на обучение социально-психологическим навыкам и умениям.
Развитие информационно-коммуникационных технологий - внедрение системы автоматизированного мониторинга успеваемости учащихся (электронный журнал, электронный дневник); - внедрение информационных обучающих программ в системе регионального дистанционного образования.
потенциала общества через выявление одарённых детей и создание благоприятных условий, способствующих развитию
интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция государственного образовательного учреждения «Вологодский многопрофильный лицей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vml-vologda.ru/index/0-32
2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu53.ru/np-includes/ ирк^/2012/09/10/2837р^
3. Леонидова, Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы [Текст] / Г.В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1 (13). - С. 90-100.
4. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.М. Митина. - М.: Флинта: МПСИ, 1998. - 200 с.
5. Модель по выявлению и работе с обучающимися, проявившими выдающиеся способности, в Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu35.ru/index. php/obshsovet/obshdocs/viewdownload/19/3874
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_01/IssWWW.exe/Stg/d12/3-5.htm
8. Проказова, О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе: автореф. дис.... к.пед.н.: 13.00.01 [Текст] / О.Г. Проказова. - Астрахань, 2010. - 23 с.
9. Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/52738
10. Сайт Российского союза ректоров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rsr-online. ru/doc/olimp1.pdf
11. Чегодаев, А.В. Дистанционное образование талантливых школьников: проблемы и перспективы [Текст] / А.В. Чегодаев, Л.Н. Суханов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 28. - С. 197-203.
12. Чегодаев, А.В. Участие вологжан во Всероссийской олимпиаде школьников: результативность и пути развития [Текст] / А.В. Чегодаев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 26. - С. 185-193.
13. Чугреев, В.Л. Выявление способностей к программированию [Текст] / В.Л. Чугреев // Вузовская наука - региону: материалы одиннадцатой Всероссийской научно-технической конференции. - Вологда: ВоГТУ 2013. - С. 330-332.
14. Шумакова, Н.Б. Развитие общей одарённости детей в условиях школьного обучения: автореф. дис.. д.психол.н.: 19.00.13 [Текст] / Н.Б. Шумакова. - М., 2006. - 48 с.