Автор рассказывает о национальных особенностях коренных жителей ямальской деревни Харампур, их самобытной культуре, уникальных обычаях и традициях, подчеркивает значимость духовно-нравственного воспитания личности и формирования активной гражданской позиции учащихся школы-интерната.
Бывалин Олег Валерьянович,
корреспондент корпоративной газеты «Нефтяник Ямала» ООО «РН-Пурнефтегаз» г. Губкинский
Весенняя песня Харампура
Как расширить знания о родном крае, воспитать любовь к Родине, привить интерес к изучению национальных особенностей коренных жителей Ямала, сформировать чувство ответственности за сохранение и развитие богатой культуры и славных традиций народов Крайнего Севера?
Ключевые слова: День оленевода, коренные народы Севера, национальная деревня, оленьи упряжки, ямальская тундра, ненецкий язык, кочевые оленеводы, чум, нарты, ягушка, малица, кисы, тынзян, хорей.
Праздничные мотивы
Мартовским утром длинная дорога по тайге из города Губкинский в национальную деревню Харампур с каждым километром становилась все более оживленной и радовала теплыми лучами весеннего солнца. Первое ощущение предстоящего праздника возникло еще при въезде в деревню, где друг за другом прибывали нарядные оленьи упряжки, которые устремля-
лись на главное место состязаний - берег реки Харам-пур. На центральной площади кипел русский самовар, в нарядных чумах ненецкие женщины готовили разнообразные национальные блюда, пекли пироги с брусникой, вкусные ароматы которых смешивались в чистом воздухе с запахом пылающих березовых поленьев, создавая домашний уют и приподнятое настроение. Гостеприимные хозяева и прибывшие тундровики выделялись необыкновенно красивыми нарядами, которые не повторялись и в то же время создавали органичное единство яркого национального колорита.
Нарядные меховые шубки - ягушки, украшенные фантастическими узорами из разноцветного бисера, цветастые платки подчеркивали природную красоту ненецких женщин и красноречивее любых слов убеждали в удивительном таланте искусных рукодельниц и щедрой широте их души. Не менее праздничными выглядели мужчины в новых малицах - одежде из шкур с капюшоном и рукавицами. Казалось, такие великолепные наряды не только придавали особое очарование их хозяевам, но одновременно вселяли чувство гордости и увеличивали силы для победы в национальных соревнованиях на самом любимом и почитаемом празднике коренных народов Севера - Дне оленевода.
Наиболее привлекательными участниками праздника стали ребятишки, которым родители-оленеводы привезли новые наряды. Девочки в ярких изысканных ягушках и пушистых шапках напоминали маленьких сказочных принцесс, а мальчики в малицах были гордыми и сосредоточенными.
Лица детей и взрослых светились радостью от долгожданной встречи с родными, друзьями и близкими людьми из других поселков. Ребята гордо прогуливались с родителями, прибывшими в деревню из самых
дальних стойбищ, вместе с ними пили душистый чай, терпеливо позировали фотографам, стараясь надолго запомнить этот замечательный весенний день.
Удачного весеннего каслания!
В деревне Харампур, как и на всем Ямале, День оленевода традиционно празднуется в начале весны, потому что именно это время считается наиболее удобным для каслания - передвижения огромных оленьих стад: чтобы пережить суровую зиму, осенью их перегоняют в южные районы, а весной - на север, где меньше мошкары и комаров.
«С праздником! Удачного весеннего каслания!» -доносилось со всех сторон, и эти слова несли в себе глубокий смысл - достойно справиться со всеми тяготами непростого перегона оленей.
Наконец наступили торжественные минуты: бураны с национальными флагами и нарядная колонна тундровиков направились к сцене, где уже собрались почетные гости и организаторы торжества. Депутат районной Думы Сергей Айваседо передал искренние поздравления с Днем оленевода от Губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина. Начальник управления делами ООО «РН-Пурнефтегаз» Василий Скоро-пад заверил, что многолетнее тесное сотрудничество Общества и деревни Харампур будет успешно продолжаться и развиваться. Всех участников праздника тепло поздравили глава муниципального образования деревни Харампур Мария Климова, исполняющий обязанности Главы муниципального образования Пуровского района Евгений Скрябин, генеральный директор сельскохозяйственной Харампуровской
общины Михаил Быстров и другие почетные гости. Выступающие пожелали новых успехов и процветания жителям деревни, сумевшим сохранить свою национальную культуру, традиции и промыслы, а оленеводам быстрых - оленей, богатого улова рыбы и удачного перегона на новые пастбища.
В песне бьется сердце тундры
Украшение Дня оленевода, его душа - ненецкая народная песня, нежная и мелодичная, талантливо исполненная учениками школы-интерната деревни Харампур и школы искусств соседнего города Тарко-Сале. Дети вдохновенно пели на ненецком языке и старательно выполняли ритмичные танцевальные движения, стремясь передать богатый мир северной природы: бег оленьей упряжки, скрип нарт, вой вьюги в полярную ночь, потрескивание дров в чуме, все заветные мечты, пожелания и мысли, которые всегда звучат непрерывной мелодией. Искренняя детская душа, вложенная в песни, единство своеобразных горловых интонаций, меняющихся темпов и естественных движений придавали исполнению особое очарование, а юным певцам - признательность и аплодисменты благодарных слушателей. Некоторые исполнители, несмотря на юный возраст, имели серьезный опыт сценичных выступлений: сестры Айваседо, Анастасия и Марьяна Пяк, Нина и Лиля Ненянг из Харампура - постоянные участники различных концертов, а Ксения Ши-панова из Тарко-Сале и ансамбль ямальской песни «Син-гакоця», что в переводе с ненецкого языка значит «Колокольчики», - лауреаты международных конкурсов.
Порадовал дебют юных танцоров Петра Пяка и Виктора Айваседо из Харампурской школы-интерната. Бурные овации зрителей и счастливые улыбки мальчиков подтвердили рождение новых «звездочек» в больших семьях Пяков и Айваседо.
Любовь Устинова, преподаватель детской школы искусств города Тарко-Сале и Лидия Важенина, педагог-организатор школы-интерната деревни Ха-рампур, много лет обучающие детей оленеводов, с нескрываемой гордостью рассказывали об интересной работе с талантливыми школьниками, в которой есть немало достижений, и главные из них - взаимное доверие, радость общения и прочный творческий союз ученика и учителя. Пример тесного единения поколений - Сабира Айваседо, выпускница школы-интерната, которая после окончания Салехардского училища искусств вернулась работать в родную деревню Харампур. Вскоре здесь откроется филиал школы искусств города Тарко-Сале, и Сабира вместе со своими педагогами будет обучать тундровых детей.
«Олень! Он в упряжке - живая струна»
Невозможно представить себе ямальскую тундру без оленя, а День оленевода - без гонок на оленьих упряжках. «О человеке складывается мнение
по упряжке его оленей», - гласит ненецкая поговорка. Тундровики, не жалея сил, тщательно готовят свои упряжки, чтобы достойно выступить в праздничных состязаниях: готовят специальные гоночные нарты, кожаную упряжь, а в женских упряжках изящные мордочки оленей наряжают яркими украшениями.
Самое красивое и захватывающее зрелище Дня оленевода - гонки на оленьих упряжках. Перед женскими стартами мужчины строго осматривали нарты и с особой тщательностью проверяли оленьи упряжки. Женщины оправдали их старания, показав поистине мастерское умение управлять. Многие заезды были завораживающе динамичными и впечатляли непривычной скоростью: олени неслись так лихо и стремительно, что позади них плотной стеной оставались бурные снежные вихри.
- Я родился в тундре, и другой жизни не знаю. Здесь все по-другому, даже воздух, которым дышу, намного чище, и самое главное - много оленей. Когда два года служил в Забайкалье, мне каждую ночь снились олени и тундра. Сейчас мне 45 лет и снятся все те же сны, - рассказал потомственный оленевод Анатолий Пяк, работающий в Харампурской общине. На празднование Дня оленевода он приехал из Ханымея, откуда добирался двое суток. Для обаятельного оленевода главное его богатство - девять детей: четыре мальчика и пять девочек, самой младшей из которых исполнилось всего шесть месяцев. А еще он очень гордится своими самыми быстрыми оленями и это доказал на прошлогодних гонках оленьих упряжек в деревне Харампур, где его признали бесспорным победителем в главных состязаниях местных оленеводов. Анатолий следует древней традиции предков: перед соревнованиями он всегда мысленно желает добра всем ближним и верит, что только так сможет добиться успеха.
Мужчины продолжали оспаривать свое мастерство в метании тынзяна на хорей. Тынзян - веревка с петлей из тонких полос кожи, которую тундровики
называют «длинной рукой» для отлова оленей.
Метатели арканов уступили место борцам. Национальная борьба для тундровиков - ответственное испытание, поскольку без нее не обходится ни один праздник оленевода. Самым сильным тут же вручались заслуженные подарки.
Не менее красочным стал конкурс национальной одежды, где свое умение и мастерство показали тундровые мастерицы, у которых бисер, олений мех и суконные ленточки легко превращались в неповторимые одежды. Самой нарядной оказалась Ирина Пяк, и ей заслуженно присудили первое место. В конкурсе модельной семейной одежды зрителей очаровали семьи Анастасии Пяк и Александры Айваседо, а многодетная мама Лада Айваседо покорила красиво одетой многочисленной детворой.
Гостеприимные обитатели деревни Харампур, колоритный пейзаж берега реки с национальными чумами, захватывающие состязания надолго останутся в памяти всех, кому посчастливилось побывать на этом удивительном торжестве. Особенно праздник запомнится самим оленеводам, а полученные призы и подарки будут признанием их профессионального умения и мастерства. После праздника кочевые оленеводы отправятся к своим стойбищам, чтобы через год снова вернуться в деревню Харампур.
Об оленях, легендах и поверьях
Об оленях существует много увлекательных легенд и поверий. Не менее интересными являются рассказы опытных тундровиков, которые до мельчайших подробностей знают все повадки оленей. Например, когда животные злятся, то скрипят зубами. Радость угадывается по глазам, бодро торчащим ушкам и вилянию хвостика. Олени очень чувствуют людей, находящихся в санях: если ими управляет хозяин, тогда они радуются, бегут весело и непринужденно. Если же в нартах чужой человек, то поведение будет совершенно иным. Олени очень консервативные животные: если хозяин подойдет к ним не с той стороны, с которой они привыкли его видеть, то начинают беспокоиться, могут даже боднуть рогами. Удивительно, но факт: когда олени злятся, их задабривают мелкой сырой рыбкой. Это для тундровых животных весьма желанное лакомство! Общеизвестно, что олени питаются ягелем, а в летнее время их любимая еда - трава, корни осота и пырея, необходимые в качестве витаминной подкормки. Еще они с удовольствием поедают грибы и березовую чагу.
О деревне Харампур
Муниципальное образование деревня Харам-пур расположена на территории Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа на берегу реки Харампур, в 90 километрах от города Тарко-Сале. Ха-рампур в переводе с ненецкого языка - «лиственница на шумной реке».
Деревня Харампур начала возрождаться в результате действия Соглашения между Пуровским районом и ОАО «НК «Роснефть», и сегодня она представляет собой современное компактное поселение лесных ненцев, построенное нефтяниками ООО «РН-Пурнефтегаз» по европейским стандартам с учетом национальных особенностей быта и промысла коренных жителей. Двухэтажные восьмиугольные коттеджи общей площадью 145 квадратных метров стилизованы под национальное жилище ненцев - чум. Каж-
дый дом, рассчитанный на одну семью, укомплектован мебелью и необходимыми бытовыми приборами.
В Харампуре проложена дорога с твердым покрытием, построены школа-интернат, Дом культуры, цех по переработке рыбы и другие важные объекты. В современной школе-интернате семейного типа созданы все условия для учебы, отдыха, занятий спортом, рукоделием - бисероплетением и шитьем национальной одежды.
Литература
1. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала ХХ века. Сборник литературно-критических статей. -Салехард, 2001. - 114 с.
2. Ругин Р.Н. Избранное: Повести. - Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 2001. - 560 с.
3. Ядне Н. Я родом из тундры. Книга вторая. М.:ППО «Известия», 1999. - 142 с.
В статье рассматриваются основные теоретические подходы к разработке программы эксперимента по гражданскому воспитанию и социализации личности школьников и практический опыт реализации эксперимента на примере гимназии №15 «Содружество» г. Новосибирска.
Сысоева Ирина Михайловна,
заместитель директора по воспитательной работе гимназии №15 «Содружество» г. Новосибирск
Создание целостной педагогической системы социального и гражданского становления личности
Что необходимо учитывать при разработке программы эксперимента по гражданскому воспитанию?
Ключевые слова: эксперимент, гражданственность, гражданское образование, компетентность, компетенция, социальная активность, социальное проектирование, социальные ценности, толерантность.
Формирование гражданственности школьников является одной из ключевых задач в современной системе образования. Выработка и реализация единой государственной политики в области граж-
данского образования в Российской Федерации, содействующей формированию демократической гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей в содержании образования такие ценности, как права и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории Российской Федерации и её народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог является актуальной задачей.
История многонационального народа России доказала значимость и важность формирования таких моральных ценностей, как патриотизм, служение Отечеству, приоритет духовно-нравственных ценностей над материально-прагматическими, милосердие и способность к сопереживанию, справедливость, толерантность (терпимость к другим культурам, народам, людям). Эти ценности могут быть взаимосвязаны с утвердившимися в международном сообществе ценностями, к которым относятся гуманизм, индивидуальная свобода, права человека, равенство людей перед законом, общественно-политическая активность, уважение к собственности, материальное благосостояние как условие жизни, достойной человека.
Россия переживает тот момент истории, когда возникла необходимость в новом осмыслении многообразных отношений «человек - мир», построенных на принципах взаимной открытости. Это диалог и толерантность как ценности демократического сознания; образование как средство личностной самореализации и достижения социального успеха; ценностное равенство источников образования (уважение к личному опыту ученика как источни-