ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Гальковская Ирина Владимировна
учитель обществознания, истории права, зам директора по НМР, Мордвина Наталья Дмитриевна
учитель музыки, зам. Директора по ВР МБОУ СОШ № 93 г.Екатеринбург E-mail: [email protected]
НОВЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОПТИМИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Аннотация. В работе представлена модель организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС. Показаны основные направления и инновационные формы воспитательной работы в соответствии с новыми требованиями. Представлена управленческая программа внедрения новых форм организации внеурочной деятельности.
Ключевые слова: качество образования, внеурочная деятельность, воспитание, социализация, системно-деятельностный подход, условия, социальная компетентность.
Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» «главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации», то есть обладать социальной компетентностью. В соответствии с новым тенденциями в образовании предполагается усилить воспитательную функцию образовательного процесса. Перед каждым ОУ стоит проблема выбрать свою модель воспитательной работы, которая в наибольшей степени соответствовала бы социальному заказу и особенностям ученического коллектива школы.
Согласно требованиям ФГОС качество образования должно соотноситься с портретом выпускника школы, который становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.
Новый стандарт фиксирует следующие ключевые социальные результаты образования:
• российская идентичность как важнейшее условие укрепления российской государственности;
• консолидация общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности,
взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
• национальное согласие в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
• патриотизм, основанный на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
• идеалы и ценности гражданского общества: справедливость, свобода, благосостояние, семейные традиции;
• конкурентоспособность личности, общества и государства;
• Ценности личностной, общественной и государственной безопасности.
В соответствие с новым тенденциями предполагается реализация новой модели воспитательного процесса, основанной на компетентностной образовательной парадигме, активной роли всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, развитии творческих способностей обучающихся, оптимальном сочетании индивидуальных и коллективных интересов.
Основным образовательным результатом является достижение стратегической цели российского образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, разделяющих идеалы демократии и правового государства, национальные и общечеловеческие ценностные установки.
38
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
С 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнёров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [2,3,7], в числе ряда других направлений ведётся и системная деятельность по разработке новых форм организации внеурочной деятельности учащихся» [1,4,5].
Данный проект возник как развитие действующего в МБОУ СОШ № 93 инновационного проекта «Создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей развитие способностей учащихся к продуктивной деятельности и конструктивному жизненному самоопределению». В основе инновационного проекта лежит необходимость разрешения противоречия между возросшей потребностью в индивидуализации воспитательной работы и ограниченными условиями массовой общеобразовательной школы.
Идея изменений: Разработать программы внеурочной деятельности, позволяющие наиболее эффективно использовать возможности социального партнёрства в целях расширения социального опыта обучающихся, сочетания индивидуальных и коллективных социальных интересов.
Концепция изменений: С позиций современной педагогики социальная компетентность основывается на индивидуальной способности к решению социальных проблем. Реализация этих способностей обеспечивает максимум позитивных и минимум негативных последствий для каждого человека, участвующего во взаимоотношениях. Важными для нашей воспитательной системы характеристиками социальной компетентности являются:
• Связь социальной компетентности с компромиссом между требованиями сообщества, в которое входит человек, и его персональными потребностями.
• Социальная компетентность ни в коем случае не должна отождествляться только с готовностью помочь, социально ориентированными поступками. Напротив, в гораздо большей степени для неё характерна связь с индивидуальными целями человека.
• Социально компетентное поведение опирается на оценку эффективности, является рациональным с точки зрения поставленной цели.
Таким образом, к наиболее существенным характеристикам социальной компетентности следует отнести ситуационную специфичность, ориентацию на цель и целесообразную рациональность поведения.
Описание инновационного опыта.
Основная задача проекта - формирование и развитие у обучающихся навыков различных форм продуктивного самовыражения и конструктивного социального действия в целях успешной адаптации к быстро меняющейся социальной среде. Это определило следующие приоритеты системы воспитания:
• формирование и развитие компетентности здоровьесбережения как основы бытия человека как со-
циального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека;
• развитие компетентности гражданственности как основы социальной, общественной сущности человека как члена социальной общности, государства;
• развитие компетентности социального взаимодействия как способности адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;
• развитие компетентности общения как способности адекватного ситуациям взаимодействия.
это соответствует основным направлениям программы воспитания и социализации обучающихся.
Основная идея - новые формы воспитательной работы создадут дополнительные возможности формирования и развития социальных компетентностей обучающихся на основе сочетания индивидуальных и коллективных социальных интересов, позволят в полной мере реализовать оптимизационную модель организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС.
Новые формы воспитательной работы:
1. Клубная работа.
2. Организация командной проектной работы, в том числе в рамках телекоммуникационных проектов.
3. Введение в систему дополнительного образования программ, связанных с формированием целостных социально ориентированных знаний и умений.
4. Организация новых форм социального партнёрства.
5. Вся система воспитательной деятельности построена на основе системно-деятельностного подхода с учётом индивидуальных образовательных и социальных потребностей обучающихся [6,7,8,9].
Традиционной формой внеурочной деятельности в школах является кружковая деятельность, различные секции, студии. В настоящее время в нашей Школе на бюджетной основе действуют:
• студия танца «Капель»;
• школьный театр «Липос»;
• фольклорная студия «Коробейники»;
• хоровая студия «Лучики счастья»;
• спортивная секция «Баскетбол»;
• спортивная секция «Футбол»;
• студия декоративно-прикладного искусства «Мастерицы»;
• экологический кружок юных исследователей «Экоколобок».
Но для современных подростков требуется что-то новое, необычное. На сегодняшний день более привлекательной формой организации внеурочной деятельности выступает клубная деятельность. Привлекательность клубной жизни для детей и подростков определяется:
• игровой формой усвоения будущих социальных ролей;
• разнообразной по характеру деятельностью;
• возможностью удовлетворить потребность в общении;
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
39
ИНН^ВАЦИ^ННЫеИИСС^^Э^^^ЬСКИе]ПРОЕКТЫ,ПРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ
Основные виды совместной деятельности детей и взрослых в системе воспитательной работы
Приоритеты системы воспитания
Клуб волонтеров «Здоровый дух», кружок юных исследователей «Экоколобок», клуб здорового питания Контакты с социальными партнерами
индивиду альная проектная работа гражданской направленности, клуб молодого избирателя Контакты с социальными партнерами
Социальные акции
школы,
контакты с
социальными
партнерами,
вожатский клуб,
клуб любителей
животных
Контакты с
социальными
партнерами
Дополнительное образование, пресс-клуб «Планета FM -93», участие в телекоммуникаци онных проектах, Контакты с социальными партнерами
• гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями;
• развитым самоуправлением;
• относительной автономией от взрослых.
Первым приближением к созданию клубной формы работы в нашей школе стала агитбригада «Здоровый дух». Ребята принимали участие в таких мероприятиях, как:
• Районный конкурс агитбригад, посвящённый пропаганде здорового образа жизни;
• Районный конкурс агитбригад - представление лучшей профессии;
• Районный конкурс агитбригад в защиту окружающей среды;
• Городской фестиваль «Мы за здоровый город» (2 место), 2012;
• Городской конкурс КВН (1-е место), 2011;
• Областной экологический форум «Безграничен в космос путь», с курса «эко» не свернуть (2-место), 2011;
• За особые заслуги удостоились чести открывать VII молодёжный форум «Молодёжь Екатеринбурга - за здоровое будущее!», 2012.
Важным направлением деятельности стали школьные акции по профилактике ВИЧ/ СПИДа, сохранению репродуктивного здоровья молодёжи, совместно с пресс-клубом по пропаганде здорового образа жизни. Успешность работы, популярность клубной формы у подростков привели педагогический коллектив и Совет старшеклассников к мысли поставить клубную работу на постоянную основу. Как видно из схемы, клубная деятельность предполагается по всем направлениям воспитательной работы.
Главными принципами организации стали:
• Добровольность;
• Посильность;
• Социальная значимость;
• Индивидуальный интерес к данному виду деятельности.
Базой для формирования клуба стали отдельные классы, которым отводится роль организаторов деятельности по определённому направлению. К ним присоединяются все желающие. На сегодняшний день в Школе действуют 5 клубов:
40
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Клуб Базовый класс Направление деятельности Общешкольные мероприятия, организуемые клубом Руководитель
Клуб волонтёров «Здоровый дух» 9-А Пропаганда здорового образа жизни Праздник «Папа, мама, я - спортивная семья!»; «Весёлые старты» «Верёвочный курс» (курс выживания), школьный конкурса агитбригад «Сегодня приоритет-здоровье», Дни здоровья, классные часы по профилактике чрезвычайных ситуаций. Мордвина Н.Д., заместитель директора по воспитательной работе, Рекун Л. В., заместитель директора правовым и семейным вопросам.
Клуб молодого избирателя «Я -гражданин» 9-А, Б Повышение правовой культуры подростков, привлечение внимания к политическим событиям в стране, формирование активной гражданской позиции Организация выборов в молодёжный парламент, индивидуальная и командная работа над проектами гражданской направленности, классные часы по правовой тематике. Хамьянова Л.А., учитель иностранного языка
Клуб здорового питания «Витамин» 8-А Пропаганда здорового образа жизни и правильного питания Организация школьного смотра агитбригад «Как питаемся, так и улыбаемся» для учащихся начальной школы, классные часы по здоровому питанию, участие в опросах о качестве питания в школьной столовой Быстрых И.Л., учитель математики, классный руководитель
Клуб любителей животных «Верный друг» 6-В Организация сотрудничества с общественной организацией «Зоозащита», пропаганда гуманного отношения к животным, в том числе в городской среде Акции «Поможем приюту для бездомных животных», выпуск газет, классные часы о милосердии к братьям нашим меньшим Анохина О.В., учитель истории и обществознания, классный руководитель
Пресс-клуб «Планета FM-93» 9-10 классы Освещение основных событий школьной жизни Выпуск газет, передач школьного радио, сбор материала для помещения на сайт школы, участие в опросах по актуальным проблемам школьной жизни. Мордвина Н.Д., заместитель директора по воспитательной работе
Участие обучающихся МБОУ СОШ № 93 в командных проектах
Важной особенностью клуба является возможность привлечения к его деятельности социальных партнёров. Так, клуб волонтёров «Здоровый дух» в этом году планирует провести праздник «Папа, мама, я - спортивная семья!» совместно с родителями учащихся начальной школы, «Весёлые старты» совместно с клубами по месту жительства «Огонёк», «Хобби», «Салют», «Верёвочный курс» совместно со студенческим педагогическим отрядом РГПУ «Амплитуда». «Курс молодого бойца» проводят участники войны в Афганистане. это не только повышает интерес к деятельности клуба, но и позволяет реализовать модель школы как центра объединения всех субъектов образования, заинтересованных в успешной социализации обучающихся, их конструктивной адаптации к социальной среде.
Клуб волонтёров «Здоровый дух» - многофункционален. В его состав входят:
• Лекторская группа волонтёрского отряда по профилактике чрезвычайных ситуаций;
• Вожатский отряд «Вырастим смену сами», который организует досуговые мероприятия и акции в начальной школе;
• Агитбригада «Здоровый дух», основным направлением деятельности которой является пропаганда здорового образа жизни;
• Трудовой отряд «Импульс», основным направлением работы которого является организация летней трудовой практики, участие в акциях разного уровня.
Перспективным направлением воспитательной работы является организация командной проектной работы, в том числе в рамках телекоммуникационных проектов. В 2012-2013 г. Совет старшеклассников совместно с клубом по месту жительства «Огонёк» участвует в областном сетевом проекте «Молодёжная жизнь». Ребята создали команду «Мы - в теме!», участвовали в конкурсе эссе «Символика России», в областном марафоне милосердия «Рука помощи», лидер-группа участвует в разработке мероприятий проекта. Коллективная проектная и творческая деятельность позволяет реализовать основные принципы формирования социальных компетентностей. Предпочтительным является тот вариант, когда исследовательский и/ или творческий проект рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, родителей. В этом случае учитываются интересы и потребности каждого; индивидуальные цели не противоречат общим
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
41
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле.
Целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с практической реализацией воспитательного потенциала коллективной проектной и творческой деятельности:
• доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;
• выработка ценностей, идеалов, образцов поведения в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;
• определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
• создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
• от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
• создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;
• оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.
В системе дополнительного образования акценты сместились с целей, связанных с организацией досуга детей, на иные - связанные с формированием целостных социально ориентированных знаний и умений. В этом отношении показателен опыт учителя начальной школы Ю. А. Воиновой, разработавшей и реализующей составительскую программу «Азбука здоровья» для экологического кружка юных исследователей «экоколобок».
это программа эколого-валеологической направленности учитывает высокий познавательный интерес детей младшего школьного возраста к своему ближайшему природному и социальному окружению, их особую чувствительность к различным воздействиям окружающей среды, а также психофизические особенности детей данного возраста: преобладание у них наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, доминирование предметно-чувственной деятельности.
Исследованиями психологов подтверждено, что наилучшим периодом для экологического воспитания является возраст детей от 7 до 10 лет. У детей младшего школьного возраста отношения ребёнка с окружающей его природной и социальной средой существуют на бессознательной основе, они безотчётно практически отождествляют себя с миром природы. Ребёнок открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. этот возраст наиболее благоприятен и сенситивен для экологических воздействий (Б. Т. Лихачев).
Между тем, следует отметить, что большинство существующих обучающих программ по здоровьесбережению, не учитывает опыт, позицию маленького ребёнка в данной сфере.
Таким образом, разработанная программа «Азбука здоровья», предполагает постановку и реализацию следующей цели: пропаганда здорового образа жизни и формирование ценностного отношения у младшего школьника к собственному здоровью.
Задачи программы воспитательного характера: • формирование личностно значимых, научных знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека, здоровьеразрушающих факторах и факторах, способствующих сохранению, укреплению и формированию здоровья и ЗОЖ;
Участие обучающихся МБОУ СОШ № 93 в командных проектах
год команда проект результат
2009-2010 «Драйверы» (команда учащихся 8 классов) Межпредметный телекоммуникационный проект «Драйверы» Диплом 1 степени
2010-2011 Команда учащихся 8 классов Городской конкурс «Я-гражданин России» Диплом лауреата
2010-2011 Команда учащихся 8-классов Конкурс на лучшую презентацию зарубежной системы выборов местных органов управления среди учащихся 5-8 классов Диплом за 3 место
2010-2011 Агитбригада «Экологи из школы 93» Конкурс театрализованных представлений «Безграничен в космос путь - с курса ЭКО не свернуть» в рамках 9 областного экологического Форума Диплом II степени
2010-2011 Команда 6-А класса Городской конкурс «Безопасный город» Призёры
2011-2012 Агитбригада «Здоровый дух» Районный конкурс агитбригад «Екатеринбург - территория здоровья» Победители
2012-2013 Агитбригада «Здоровый дух» Районный конкурс «Жизни и мечте - да!» Диплом II степени
2012-2013 Агитбригада «Здоровый дух» Городской конкурс «Новое поколение выбирает» Диплом II степени
2012-2013 Команда Совета старшеклассников и клуба «Молодёжный портал» (ЕМЖ «Огонёк») «Мы - в теме!» Областной сетевой проект «Молодёжная жизнь»
42
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
• формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции, творческого мышления, укрепление «социального иммунитета»;
• формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ, а также здоровью окружающих людей;
• формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• формирование психологической установки на успешную деятельность в современной техносоциальной среде;
• организация оздоровительной работы с обучающимися, педагогами и семьёй.
Курс «Азбука здоровья» содержит разнообразный учебный материал, который может быть использован для гигиенического, физического, и нравственного воспитания (гражданственность, гуманизм, милосердие и т.п.). Программа «Азбука здоровья» рассчитана на два года, количество часов и занятий в неделю - 1 занятие. Реализация программы осуществляется на базе экологического отделения ГБОУ СО «Дворец молодёжи», а также МБОУ СОШ № 93 г.Екатеринбурга.
Успешная адаптация обучающихся в социуме, проходит в рамках тесного сотрудничества с социальным партнёром - клубом по месту жительства «Огонёк». Все программы носят интегрированный характер, т. к. реализуются в едином образовательном пространстве, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС. Внимание акцентируется на методах самовоспитания, самоуправления, саморазвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций и передача их от поколения к поколению. Клуб позволяет глубже погрузиться в волонтёрскую практику (клуб внутри клуба «Новое поколение»), заняться разработкой собственных или командных творческих проектов (клуб «Молодёжный портал»). Традиционными стали для нас такие совместные мероприятия как: праздники двора: «Широкая Масленица», «Новогодний серпантин», «День Защиты детей» и др.; семейные праздники: «День именинника», «Мамина страна», «День защитника Отечества»; встречи с ветеранами: капустники, «Листопад поздравлений» (ко Дню пожилого человека), «Дороги Победы»; акции: «Я здесь живу - и потому за все в ответе», «Найди дело по душе», «Подросток и игла», «Лето, подросток, где ты?». В процессе воспитания и обучения не может быть отпуска или каникул -успешность этого процесса зависит от системности, принципа непрерывности. В каникулярное время дети продолжают развивать свои творческие способности в рамках проекта «Каникулы с пользой», а подростки, кроме творчества, работают в трудовом отряде.
Правильность выбора совместных методов, форм и средств обучения и воспитания подтверждается результативностью: только за 2011-2012 учебный год ребята стали лауреатами и дипломантами:
• всероссийского конкурса «Окно в Шотландию» в номинации «Рисунок»;
• победителем городского КВН «Быть здоровым - это круто!»;
• районных конкурсов: изобразительного искусства «Золотая кисточка» и вокального творчества «Молодёжный меридиан», а также победителем на звание лучший трудовой отряд Главы администрации Ленинского района.
Ожидаемые результаты введения новых форм воспитательной работы в воспитательную среду школы
1. Обеспечение многообразия форм воспитательной работы в школе, предоставление обучающимся и родителям возможности выбора.
2. Индивидуализация воспитательной работы: максимальный учёт интересов и потребности каждого обучающегося. В новых формах организации индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле.
3. Привлечение к воспитательной работе в школе социальных партнёров, что позволяет реализовать модель школы как центра объединения всех субъектов образования, заинтересованных в успешной социализации обучающихся, их конструктивной адаптации к социальной среде.
4. Последовательная ориентация воспитательной работы, внеурочной деятельности на формирование и развитие целостных социально ориентированных знаний и умений, то есть социальной компетентности обучающихся.
Литература
1. Белова Е. Г., Давыдова Н. Н., Крюкова Е. М. Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС // Успехи современного естествознания.- 2011.- № 10.-С.67-68.
2. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука.- 2010. № 11 (79). С.23-33.
3. Давыдова Н. Н., Суслов А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление. 2011.- № 5 (75). С.39-45.
4. Давыдова Н. Н., Журавлева А. В. Разработка интегративной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 3.- С.51-55.
5. Журавлева А. В., Давыдова Н. Н. Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- № 4.- С.68-74.
6. Никандров Н. Д. Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука. - 2011. - № 2. С.3-15.
7. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука.- 2012.-№ 1. С.3-16.
8. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука.- 2012.- № 8. С.5-17.
9. Фоменко С. Л. Процесс освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетент-ностного подхода в образовании // Образование и наука.- 2012.- № 6. С.65-78.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
43