2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
3. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 584 с.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981. - 557 с.
5. Мудрик А.В. Общение как предмет педагогического исследования // Проблемы общения и вос-
питания / под ред. Х.И. Лийметса. - Тарту, 1974. -
Ч. 1. - С. 36-59.
6. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994. - 63 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989. - 486 с.
8. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. - М.: Знание, 1976.
УДК 37.017.7
Бакулина Марина Эдуардовна
Одинцовская гимназия № 7, Московская область
«НОВАЯ ШКОЛА»: АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГИМНАЗИИ (из опыта работы МБОУ Одинцовская гимназия № 7)
Статья посвящена актуальным вопросам выявления резервов воспитательной системы гимназии для дальнейшего личностного, общественного и гражданского развития учащихся. В ней рассматриваются педагогические условия реализации воспитательного потенциала, а также отдельные воспитательные технологии, формы и методы, способствующие саморазвитию, самовоспитанию учащихся в условиях требований ФГОС к внеурочной деятельности.
Ключевые слова: воспитательный потенциал гимназии, реализация воспитательного потенциала гимназии, основные принципы, условия реализации воспитательного потенциала, воспитательный потенциал процесса обучения и внеурочной деятельности, воспитательные технологии.
Сегодня как никогда актуальны слова В.А. Сухомлинского о роли школы: «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимоиндивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [5, с. 102].
«Новая школа должна быть школой, способной раскрывать личностный потенциал детей» [3], решать актуальные проблемы социального и профессионального бытия человека на перспективу его жизненного развития. Такова первоочередная задача школы XXI века.
Для выявлении резервов воспитательной системы гимназии, дальнейшего личностного, общественного и гражданского развития учащихся Одинцовская гимназия № 7 совместно с Московским педагогическим государственным университетом под руководством кандидата педагогических наук, профессора Л.И. Маленковой реализует инновационный проект «Развитие воспитательного потенциала гимназии».
Воспитательный потенциал гимназии мы определяем как взаимосвязь, объединение, интегрирование всех внутренних и внешних воспитательных ресурсов, возможностей образовательной системы гимназии, участников педагогического процесса, направленных на развитие и формирование гармонично развитой, нравственной личности.
Целью реализации воспитательного потенциала является нахождение эффективных путей нрав-
ственного, интеллектуального, социокультурного, физического развития учащихся, их мировоззренческого, профессионального и личностного самоопределения, развития всей совокупности отношений человека с миром: отношений к знаниям, труду, обществу, природе, прекрасному, к самому себе.
Для этого необходимо соблюдать основные принципы: безопасность жизни и здоровья детей; приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения; самодеятельности, самостоятельности, самоуправления детей и взрослых; единство образовательной и воспитательной работы с детьми; принцип многообразия форм и методов деятельности детей и сотрудников; выбор видов деятельности; массовость и общедоступность занятий по интересам.
Реализация воспитательного потенциала гимназии предполагает использование разнообразных методов воспитания: 1) убеждение, 2) стимулирующие (или возвратно-оценочные) методы; 3) методы организации жизни и деятельности учащихся (методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия) [2, с. 312].
Под содержанием понятия «воспитательный потенциал гимназии» мы понимаем воспитательный потенциал урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; взаимодействия всех участни-
ков образовательного процесса. Сюда включается деятельность педагога по созданию воспитывающей среды с помощью педагогической интерпретации природных и социальных факторов и конструирование им специальных, воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.
Воспитательный потенциал процесса обучения определяется не только суммой накопленных учеником знаний, умений и навыков, но и сформиро-ванностью отношений к приобретаемым школьником знаниям, умениям и навыкам их применения в жизни [2, с. 46].
Для этого создаются педагогические условия, к которым можно отнести следующие.
1. Усиление воспитательных аспектов содержания учебного материала, что предусматривает связь изучаемого материала с жизнью, будущими личными и профессиональными планами ребенка. Важно согласование вариативной части изучаемого предмета с учетом интересов и потребностей региона, конкретного социума, интересов и потребностей детей, социального заказа родителей. Отбор содержания учебного материала должен проводиться с учетом аксеологического подхода, акцентированием внимания на ценностных и нравственных аспектах его составляющих (например, на биографиях известных ученых, деятелей искусства и т.д.).
В этом большую помощь оказывает использование краеведческого материала, учет местных традиций и культурных ценностей при изучении предмета (в гимназии созданы 2 музея: «История школы и ее выпускников», «Музей спортивной славы»; работает клуб профориентации «Выбор», в котором проходят встречи с интересными людьми разных судеб и профессий).
Создание групп экскурсоводов «Летописец», агитбригад «Юный друг полиции», «Юный друг ГИББД», лекторов «Международная панорама» привлекает внимание учащихся к решению и обсуждению актуальных проблем страны, местных проблем в процессе изучения соответствующих тем по предметам, что значительно расширяет возможности уроков.
Вклад учащихся в разработку проблем района, города, в преобразование окружающей жизни осуществляется через выполнение социально значимых учебных проектов, исследовательскую деятельность (социальные акции «Нет пакету!», «Братья наши меньшие», «Дубовая роща», «Береги птиц», «Стань Дедом Морозом!», социальные проекты и т.д.).
Огромный воспитательный потенциал несет углубленное изучение гуманитарных предметов «Филология», «Обществознание», «Иностранный язык» (в т.ч. второй), «Духовное краеведение», «Граждановедение», «Экономика», введение курса ОРКСЭ (основ религиозных культур и светской этики) в начальной школе.
2. Развитие межпредметных связей предполагает формирование у учащихся целостного представления о научно-предметной и ценностной картинах мира и обучение детей способам применения приобретенных знаний в практической жизни. Достичь этого можно только в том случае, если учитель и ученик совместными усилиями пытаются разгадать загадки не отдельных наук - физики, химии, биологии и других, а окружающего мира в целом. Этому способствуют факультативные курсы «Химия в быту», «Физика в быту», «В мире занимательных наук», «Экология русского языка» и т.д.
Предложенная А.А. Яруловым тематика циклов в курсе социально-психологической компетентности «Жизневедение» позволяет интегрировать урочную и внеурочную деятельность, формирует целостное восприятие человеком себя и окружающего мира с помощью четко, исходя из возраста, выстроенных тематик занятий, мероприятий по параллелям. Этот курс помогает учащимся овладеть социальным знанием, нормами и правилами жизни в обществе, сформировать готовность к осознанным решениям и к индивидуальному, социальному и гражданскому действию. Например, в 1-м классе предлагаются занятия по темам «Введение в школьную жизнь», «Человек хороших и добрых привычек», в 3-ем классе - «Мой мир», «Мир вокруг меня» и т.д. [6, с. 88].
В разделе «Введение в школьную жизнь», направленном на успешную адаптацию первоклассника в школе, могут быть предусмотрены темы: «Что значит быть учеником», «Чем занимается учитель», «Кто такой директор, завуч», «Правила поведения в столовой, спортивном зале», «Для чего и как пользоваться библиотекой», «Что значит быть дежурным» и т.д.
В разделе «Человек хороших и добрых привычек» могут рассматриваться темы: «Правила вежливости», «Правила поведения в общественных местах», «Правила личной гигиены», «Властелин эмоций» и т.д.
В старшем звене курс «Жизневедение» ведется циклами по триместрам: в 6-ом классе - «Физиология подростка», «Психология подростка», «Я и другие», в 7-ом: «Гигиена тела», «Гигиена ума», «Гигиена души» (с привлечением различных специалистов) и т.д.
3. Формирование субъектной позиции учащихся в учебном процессе, которая является результатом, условием и средством индивидуально-ориентированного обучения и воспитания.
Субъектная позиция ученика характеризуется осознанием и принятием цели учебной деятельности. Этому способствуют активные формы организации учебного процесса (проектная деятельность, тренинги, ролевые, организационно-деятельностные и аналитические деловые игры («Дебаты», «Суд над ... (Иваном Грозным, Григорием Мелеховым и т.д.)».
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2
71
Младшим школьникам в качестве домашних заданий по курсу социальной компетентности «Жизневедение» даются поручения узнать, прожить, прочувствовать, принять ту или иную социальную роль, например: во 2-м классе - Читатель, Брат (сестра), Сын (дочь) и т.д., в 4-м классе - Эколог, Краевед, Исследователь и т.д.
Важно формирование у учащихся адекватности самооценки своих возможностей и способностей, критичности; способности действовать целенаправленно и самостоятельно, принимать ответственные решения.
Цикл конкурсных мероприятий «Самый, самый... » направлен на стимулирование выполнения программы воспитания школьников и опирается на природную потребность ребенка быть успешным. В качестве номинаций цикла могут быть использованы «Самый читающий», «Самый спортивный», «Юный знаток...», «Лучший составитель кроссвордов», «Знаток природы», «Знаток истории города», «Лучший умелец», «Лучший изготовитель...» и т.д.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции ученика являются ориентация на интересы и потребности учащихся, смотивирован-ность ученика на предстоящую деятельность, осознание ее важности.
Для этого в гимназии для сообразности организации педагогической деятельности вводится «Единая структура учебного занятия». В зависимости от типа урока (урок осознание, урок осмысления, урок текущего повторения, урок контроля, самоконтроля и т.д.) технология интегрированного построения учебных занятий предусматривает в рамках каждого учебного занятия этапы: а) непосредственной деятельности учащихся под руководством учителя; б) групповые формы деятельности; в) индивидуальные формы деятельности.
4. Сотворчество участников учебного процесса. Общеизвестно, что воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в процессе этой деятельности. Наиболее воспитывающими и развивающими ученика являются сотруднические отношения с учителем и учащимися. Реализуя данную идею, педагогу важно изыскать возможности и для развития сотворчества детей и родителей (открытые уроки для родителей, проведение Дней родительских инициатив, создание совместных проектов)
5. Использование воспитательного потенциала среды в учебном процессе. «Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды» [1, с. 7].
Для обеспечения этой идеи необходимо шире использовать возможности, прежде всего, самой гимназии, изменив структуру организации учебновоспитательного процесса. Преодолеть ограниченность учебного процесса рамками класса в нашей
гимназии позволяет использование школьных музеев, компьютерной техники, в том числе мобильного компьютерного класса и инновационного цифрового комплекса по разработке и демонстрации многомерных учебных материалов («3Д-кабинет»), хореографического зала, 2-х спортивных залов; за пределами школы - проведение «зеленых уроков» на лыжероллерной трассе, стадионе, спортивных площадках, выездные занятия в музеи, на предприятия и социальные объекты города, района.
6. Организация взаимодействия детей разного возраста в учебной деятельности. Такое взаимодействие имеет большие воспитательные возможности и обеспечивает успешность освоения учащимися социальных ролей; преобразование имеющегося опыта старших, развитие и обогащение опыта младших детей.
Так, «День дублера», шефская работа и др. обеспечивают социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи старших младшим в случае возникновения трудностей при выполнении учебной работы, поддержку тех учащихся, которые не могут реализовать себя по разным причинам в группе своих сверстников.
Для реализации этой идеи могут создаваться временные и постоянные группы, в которых собираются учащиеся разного возраста, разных классов.
Так, этому во многом содействует создание в гимназии Единого ресурсного центра, который представляет собой систему взаимодействующих мини - ресурсных центров («Экология русского языка» - по проблемам культуры речи, «Экология детства» - в начальной школе, «Экология права» -по проблемам экологизации законодательства, «Эколингвистика» - по проблемам диалога культур, «Истоки» - по проблемам духовно-нравственной культуры, «Экология искусства» и т.д.).
Эти центры стали местом сосредоточия многих видов и форм образовательной и воспитательной деятельности (научно-исследовательской, инновационной, учебной, внеклассной деятельности учителей и учащихся).
Необходимыми условиями для развития воспитательного потенциала школы в современных условиях, является пространственно-предметное окружение (имидж школы, ее облик, дизайн здания и прилегающих к школе строений и территорий, целесообразность и достоинство обстановки, оснащенной современными учебными помещениями, оборудованием и средствами информации); психологические факторы (атмосфера школы, ее психологический климат, история школы, школьная символика, традиции, обряды, ритуалы и т.д.).
В гимназии ведется работа по созданию воспитывающего уклада школьной жизни. Разработаны и внедряются «Единые правила культуры взаимодействия всех участников образовательного процесса», культивирующие партнерский, доброжела-
тельного стиль общения внутри педагогического и ученического сообществ гимназии.
Поддерживаются и развиваются традиционные общешкольные традиции и ритуалы, вводящие ученика в мир гимназической жизни, формирующих чувство школьного патриотизма, причастности к тому, что происходит в гимназии: праздники: «Посвящение в гимназисты», «День учителя» с концертом и проведением «Дня дублера», «Минута славы», «Масленица», «Рождество», школьные балы, конкурс инсценированной песни «Когда поют солдаты», «Вахты памяти», «Последний звонок»; Декады добрых дел (социальные акции); организация и проведение Дней здоровья, Экологиад и т.д.
Необходимым залогом развития воспитательного потенциала гимназии сегодня становится постоянно развивающийся духовно-нравственный потенциал учителя. Это, в свою очередь, выдвигает особые требования к процессу педагогического образования. Поэтому в гимназии № 7 не только классными руководителями, но и всеми членами педагогического коллектива осуществляется обязательное прохождение проблемных курсов «Теория и методика воспитательного процесса» под руководством профессора Л.И. Маленковой.
Каждому учителю необходимо вырабатывать: позицию учителя-профессионала (демонстрирует культурные образцы действий, инициирует пробные действия детей); позицию воспитателя (создает условия для приобретения детьми жизненного опыта); позицию педагогической поддержки (оказывает адресную помощь ребенку).
Отказ от авторитарно-командного, нормативнооценивающего стиля руководства на уроках и переход на демократически требовательный, сотруднически поддерживающий стиль способствует формированию у учеников стратегии достижения успеха, а не стратегии избегания неудачи.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в гимназии осуществляется по различным направлениям:
1. Педагогическое влияние на семью как фактор воспитания. Помимо традиционных общешкольных Конференций, родительских собраний важное место приобретает составление «Плана-программы образовательной деятельности семьи» (1-9 класс). Он предполагает каждой семье вместе с ребенком намечать совместные рубежи: знакомство с творчеством писателя, композитора, художника, режиссера, участие в проведении школьных, классных мероприятий; посещение театра, музея и т.д. План стимулирует совместную деятельность родителей и ребенка, что способствует выстраиванию нового стиля взаимоотношений в семье, основанных на сотрудничестве.
2. Создание и развитие ученического коллектива как среды обитания и самоактуализации ребенка (подростка).
3. Содействие детскому движению в школе и вне ее (начальная школа - «Город солнца», Совет старшеклассников, «Школа лидера»).
4. Помощь в создании и функционировании детско-юношеских позитивных организаций и объединений (клубы «Поиск», «Я - гражданин России»).
5. Сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей и взрослых клубного типа (в школе и вне школы).
6. Взаимодействие с неформальными объединениями молодежи, формирование у школьников адекватного отношения к позитивным и негативным (асоциальным и антисоциальным) объединениям (подпрограммы «Твори добро, «Забота» и другие).
В гимназии наряду с традиционными формами воспитательной работы применяются новые воспитательные технологии (автор А.А. Ярулов). Так, технология «Девизы недели» ставит задачу ежедневной работы всех педагогов с ключевыми жизненными понятиями, которые позволяют учащемуся расширить и обогатить смысловое пространство взаимодействия с самим собой и окружающей действительностью. Каждая неделя имеет свой девиз, по которому живет вся школа: «Ради Отечества следует жертвовать даже славой» (Овидий); «Нравственность - основа всех человеческих ценностей» (А. Эйнштейн) и т.д. Работа с понятиями дает больше поле деятельности учителям-предметникам на уроках, так и классным руководителям, воспитателям во внеурочной деятельности.
Технология «Рецепты и сценарии успешной жизнедеятельности» (А.А. Ярулов) позволяет каждому ученику, переходя из класса в класс, со 2-го по 11-й, каждый год работать над разными темами саморазвития (выбираемыми из предложенных 2530 тем самим ребенком): «Как быть правдивым», «Как быть смелым», «Как стать другом» и т.д.
Учащемуся предлагается понять смысл слов, понятий; познакомиться с мнением известных людей на данный счет. Исходя из изученного материала, ученик может предложить свой собственный алгоритм «Как стать.». В ходе работы подбираются пословицы, поговорки по данной проблеме, список рекомендуемых для просмотра фильмов, литературы. С данным материалом ученик (по желанию) может выступить на классном часе, научно-практической конференции.
«Сила школы - в способности организовать в пространстве своих управленческих влияний систему, содействующую обогащению и умножению духовных, нравственных, волевых и многих других сил взрослеющего человека» [7, с. 207]. Этому во многом способствует «Программа СИЛа» (Са-мостановление, Индивидуальность, Личность) (А.А. Ярулов), помогающая взрослеющему человеку овладеть знаниями, нормами и правилами
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
73
жизни в обществе. Каждому ученику с 1 по 11 класс согласно его возрасту, психологическим, физическим и интеллектуальным особенностям даются ориентиры самодеятельности по нескольким направлениям: успеваемость - каждый учащийся ставит перед собой цель улучшить учебные результаты по предметам; учебные умения и навыки (для 1-7 классов) - скорость осмысленного чтения, скорость безошибочного письма, скорость безошибочных вычислительных навыков; школьное многоборье -каждым школьником ведется Дневник здоровья, творческая, исследовательская деятельность и дополнительное образование - участие в НОО «Сова», факультативах, творческих кружках, клубах; иные виды деятельности - участие в волонтерском движении, акциях, шефской помощи и т.д.
Критериями эффективности и показателями реализации воспитательной системы мы считаем позитивные тенденции развития: личности школьника (как главный показатель эффективности процесса воспитания); детского коллектива (как условие развития личности школьника); профессиональной позиции педагога (как условие развития личности школьника); организационных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания [4].
Данные социометрии, проведенные школьным психологом, показывают, что сократилось количество классов с высоким процентом дезадаптантов с 10 (33%) до 4 (13%), увеличилась количество социально значимых инициатив школьников и их участия в школьных и районных мероприятиях.
Отмечается рост родительского творчества в совместных мероприятиях, проведении Дней родительских инициатив.
Педагогическое наблюдение, анкетирование учащихся, их беседы с психологом показывают, что педагогические и психологические механизмы развития воспитательного потенциала образовательной системы стимулируют учащихся к самовоспитанию, вызывают потребность в работе над своим самосовершенствованием.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2005. - 671 с.
2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М.: Пед. об-во России, 2004. - 480 с.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 03.01.2013).
4. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 с.
5. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев, 1980. - Т. 5. - С. 102.
6. Ярулов А. Индивидуально-ориентированный подход в начальной школе. - Красноярск: КГПУ, 2002. - 138 с.
7. Ярулов А.А. Интегративное управление средой образования в школе. - М: НИИ школьных технологий, 2008. - 293 с.
УДК 159.928
Киселева Татьяна Геннадьевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
В статье рассматривается понятие «социальная одаренность», которая понимается как одна из разновидностей общей одаренности, дано операциональное определение этого понятия, проведен сравнительный анализ общей и социальной одаренности, обоснованы методы диагностики компонентов в структуре социальной одаренности. Ключевые слова: общая и социальная одаренность, психодиагностика компонентов социальной одаренности.
В связи с введением новых образовательных стандартов в психолого-педагоги-ческой литературе очень активно обсуждается вопрос о формировании метапредметных и личностных результатов. Чрезвычайно важной является проблема становления личности ребенка, его самосознания, формирования активной жизненной позиции. Мы разделяем эту точку зрения и в качестве одного и возможных личностных результатов рассматриваем становление лидерских качеств, проявляющихся в социально одобряемых видах деятельности, имеющих гражданскую, гуманистическую, нравственно-патриотическую направлен-
ность. Высшим уровнем развития выше названных качеств выступает социальная одаренность.
Социальная одаренность рассматривается нами как один из видов одаренности, выделенный на основе качественного критерия, отражающего специфику психических возможностей человека и особенностей их проявления в тех или иных видах деятельности, а именно ведущий вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики. Мы разделяем точку зрения на общую одаренность, сформулированную в «Рабочей концепции одаренности» под ред. Д.Б. Богоявленской [1], следовательно, социальная одаренность как частный случай