Научная статья на тему 'Технология длительной игры как средство предпрофильной подготовки учащихся начальной школы при организации внеурочной деятельности'

Технология длительной игры как средство предпрофильной подготовки учащихся начальной школы при организации внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
995
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФГОС / МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ДЛИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черненко Наталья Михайловна

Проект по организации внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта представляет собой разработку инновационной модели внеурочной деятельности с использованием технологии длительной игры, как средства предпрофильной подготовки учащихся начальной школы. В проекте описана технология реализации игры, структура этапов деятельности, система мониторинга, необходимые материально-технические ресурсы, прогнозируемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черненко Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология длительной игры как средство предпрофильной подготовки учащихся начальной школы при организации внеурочной деятельности»

Черненко Наталья Михайловна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №12, г. Ноябрьск [email protected]

Технология длительной игры как средство предпрофильной подготовки учащихся начальной

школы при организации внеурочной деятельности Аннотация. Проект по организации внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта представляет собой разработку инновационной модели внеурочной деятельности с использованием технологии длительной игры, как средства предпрофильной подготовки учащихся начальной школы. В проекте описана технология реализации игры, структура этапов деятельности, система мониторинга, необходимые материально-технические ресурсы, прогнозируемые результаты. Ключевые слова: проект, внеурочная деятельность, ФГОС, модель, технология длительной игры, предпрофильная подготовка обучающихся начальной школы.

Муниципальная общеобразовательная школа №12 города Ноябрьска была открыта в 1993 году. Более восьми лет школа работает в инновационном режиме, успешно решая вопросы организации учебно-воспитательного процесса, при реализации программ развития: с 2002 года - «Развитие личности школьника в интегрированном процессе обучения и воспитания на основе этнокультурных ценностей», с 2007 года - «Школа гражданского становления», с 2012 года - «Эффективная школа».

В 2006 и 2008 году по результатам конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, школа №12 города Ноябрьска вошла в рейтинг 15 лучших школ Ямало-Ненецкого автономного округа и стала двукратным обладателем гранта в размере 1 млн. рублей.

В 2008 году школа вступила в эксперимент по апробации стандартов второго поколения. Переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования гармоничен для развития школы.

Отличительной чертой базисного учебного плана 2008 года является организация занятий по направлениям внеурочной деятельности. Внеурочная работа является частью учебного плана и осуществляется она во второй половине дня.

Анализ организации занятий по направлениям внеурочной деятельности показал, что в настоящее время в общеобразовательных школах города Ноябрьска существует три основных модели организации внеурочной деятельности.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и Внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половине дня не корректируются.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует.

Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры - центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляться на регулярной основе.

Изучив существующие в школах города Ноябрьска модели организации внеурочной деятельности, и определив их сущность и специфику, мы предлагаем инновационную модель организации внеурочной деятельности младших школьников, ориентированную на требования Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.

Предлагаемая нами модель организации внеурочной деятельности предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс (УВК).

На сегодняшний день модель УВК является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования.

Используя материалы по организации внеурочной деятельности в муниципальных общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, работающих по ФГОС НОО, мы предлагаем вариант проектирования внеурочной деятельности с использованием технологии длительной игры через деятельность органов ученического самоуправления и школьного детского объединения «Робинзоны».

Предлагаемая модель внеурочной деятельности ориентирована на социальную адаптацию, подготовку к предпрофильному воспитанию и творческое развитие младшего школьника. Данная модель позволит организовать в начальной школе внеурочную учебно-воспитательную работу с учетом возрастных особенностей младших школьников, ведущей деятельностью которых является игра, дополнит учебный процесс и создаст у ребенка целостную картину восприятия мира. Модель обеспечит эс-

тетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения младших школьников в разнообразную игровую деятельность. Наряду с этим развиваются организаторские способности и задатки, психические свойства личности.

Предпрофильное воспитание в начальной школе - создание образовательной среды, которая способствует воспитанию у ребенка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения.

Таким образом, система профильного обучения в старшей ступени должна обязательно базироваться на результатах предпрофильной подготовки в основной школе, которая в свою очередь невозможна без опоры на предпрофильное воспитание в начальной школе. Данное расширенное понимание профильного обучения легло в основу ведущих идей модели организации внеурочной деятельности.

Проблема проекта: образовательная среда школы не в полной мере обеспечивает развитие ученика как зрелой личности с осознанной социальной позицией, готовой к личностному и профессиональному самоопределению и не в полном объеме использует воспитательный ресурс внеурочной деятельности.

Гипотеза проекта: личностное самоопределение школьника как центральный механизм становления социальной зрелости будет эффективным при условии трансформации образовательной среды школы в творческую развивающую среду, позволяющую обеспечить развитие ученика как конкурентоспособной личности, готовой к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, творческому и профессиональному самоопределению.

Объект проектирования: внеурочная деятельность младших школьников, как воспитательный ресурс предпрофильной подготовки учащихся.

Предмет проектирования:

- пространственно-предметное содержание внеурочной деятельности;

- социальные отношения во внеурочной деятельности;

- технология длительной игры как метод организации внеурочной деятельности и средство предпрофильной подготовки младших школьников.

Цель проекта: создание модели внеурочной деятельности младших школьников с использованием технологии длительной игры, направленной на предпрофильную подготовку учащихся и ориентированной на требования ФГОС НОО.

Задачи:

- анализ наиболее эффективных моделей организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения;

- определение условий и требований к созданию развивающей среды в образовательном учреждении в процессе учебном и внеучебной деятельности на различных этапах образовательного процесса;

- определение приоритетных направлений внеурочной деятельности в ОУ;

- разработка модели организации внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке младших школьников с использованием технологии длительной игры;

- отработка механизмов кадрового и финансового обеспечения модели;

- разработка системы мониторинга качества внеурочной работы ОУ;

- разработка методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Принципиально новым в настоящей модели является следующее:

- подход к определению содержания воспитания с точки зрения формирования социокультурного опыта младших школьников;

- модель развития детского самоуправления и предпрофильной подготовки в школе первой ступени;

- разработка и реализация программы воспитания в виде школьного детского объединения;

- подготовка к предпрофильному воспитанию, начиная с младшего школьного возраста, через выполнение ролей проектной деятельности младших школьников интегрированных с технологией длительной игры;

Деятельность

В младшем школьном возрасте большое место занимают ролевые игры детей. Они характеризуются тем, что, играя, школьник берет себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации. Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Выполняя различные роли, дети проявляют самостоятельность в принятии решений, учатся брать на себя ответственность за них, развивают организаторские, коммуникативные, лидерские способности и исполнительские навыки. Сформированность данных качеств является необходимым условием для успешной предпрофильной подготовки и развития.

Благодаря тому, что у учащихся начальных классов ведущим мотивом деятельности является игра, она может быть использована, как эффективное средство воспитания во внеурочной деятельности.

Феномен длительной игры состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-обучение, игру-творчество. Долгосрочная игра «Робинзоны» относится к группе игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка, направлена на социализацию

ребенка, формирование навыков межличностного и делового общения и ориентированная на пред-профильную подготовку учащихся младших классов.

Реализация внеурочной деятельности носит поэтапный характер и видоизменяется с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Научно-методическое обеспечение проекта

Долгосрочная игра «Робинзоны» является годичной программой внеурочной деятельности младших школьников. В основу программы положены идеи педагогов Выготского Л. С., Якиманской А. Я., Щурковой Н. Е., теоретический и практический опыт педагогов Савиновой С. В., Афанасьева С., Сысоевой М. Е. Титковой Т. В.

Теоретико-методологической основой проекта являются идеи гуманистического, системного подходов в образовательном процессе, получившие отражение в следующих фундаментальных трудах ученых-педагогов и философов:

- философских теориях самоценности личности человека (Н. А. Бердяев, Н. Я. Грот, Э. В. Ильенков, Дж. Келли, Я. Корчак, А. Ф. Лосев, А. Маслоу, К. Роджерс, В. В. Розанов, Ж. Сартр,

B. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, О. П. Флоренский, С. Л. Франк, В. Франкл и др.);

- теориях и концепциях оптимизации образования, управления развитием образовательных систем (Ю. К. Бабанский, И. Т Огородников, М. Н. Скаткин, В. С. Леднев, М. М. Поташник, И. Я. Лер-нер, В. В. Краевский, М. А. Данилов, А. А. Орлов, М. Г. Захаров, М. Л. Портнов, П. Т. Фролов, А. П. Владиславлев, В. П. Беспалько, И. А. Богачек и др.);

- идеях демократизации и гуманизации отечественной педагогики (Ш. А. Амонашвили, О. С. Газман, Г. С. Батищев, А. И. Адамский, В. И. Гинецинский, Е. А. Ямбург, Е. В. Бондаревская,

C. Л. Соловейчик, Н. С. Розов, Г. Б. Корнетов, В. В. Веселова и др.);

- теории школьных воспитательных систем (Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова, О. В. Заславская, А. В. Гаврилин, А. М. Сидоркин, А. Т. Куракин, Р. Б. Вендроновская и др.);

- теориях социализации, социальной адаптации ребенка (А. В. Мудрик, И. В. Бестужев-Лада, Г. М. Андреева, А. В. Гордеева, И. А. Милославова, Е. М. Рыбинский, Н. В. Андреенкова, В. В. Москаленко, Л. Г. Жедунова, И. Л. Зимняя, О. В. Заводилкина, Б. А. Куган, Л. В. Байбородова и др.).

Технология игры «Робинзоны».

Содержание организационного периода

1. Составление свода правил длительной игры «Робинзон».

2. Создание «Морского Совета» - штаба игры, в который входят руководители школьных объединений, психолог, педагог-организатор.

3. Разработка маршрута экспедиции, легенды игры.

4. Составление «Карты пути», в которой отражены основные мероприятия (конкурсы, смотры, игры-путешествия, викторины, профориентационные игры, КТД).

5. Создание Совета Капитанов, как органа ученического самоуправления, в который входят по два представителя от каждого творческого объединения.

6. Информирование участников образовательного процесса о проведении игры.

Содержание основного периода

1. Объединение и сплочение детей и педагогов в общешкольный коллектив.

2. Содействие в сплочении классного коллектива.

3. Использование группового соревнования, как наиболее эффективного метода привлечения детей к внеурочной деятельности.

4. Организация традиционных мероприятий в школе.

5. Проведение мероприятий по предпрофильному развитию и воспитанию младших школьников.

Общие требования и условия.

1. Каждое творческое объединение представляет собой экипаж корабля, у которого есть название, флаг и девиз.

2. Капитан корабля и его Помощник избираются путем общего голосования членов творческого объединения, и являются его представителями на Совете Капитанов, который проводится один раз в неделю. Внутри творческого объединения распределяются роли в соответствии с темой игры. Коллектив творческого объединения может досрочно переизбрать Капитана или Помощника, но не чаще двух раз в год. Между Капитанами на протяжении всей игры ведется конкурс «Лучший Капитан».

3. На Совете Капитанов обсуждается текущая жизнь школы, творческих объединений, проходят тренинги и обучающие занятия. Капитан и его помощники могут вносить предложения, направленные на организацию разнообразной досуговой деятельности и добиваться их реализации. Капитаны информируют членов творческого объединения о проводимых мероприятиях, организуют инициативные группы для выполнения поставленной задачи, назначают ответственных.

4. Каждое творческое объединение ведет «Бортжурнал», своеобразную летопись творческого объединения, которая ведется на протяжении всей игры. В нем отражаются все интересные события. В оформлении бортжурнала могут быть использованы фотографии с различных мероприятий, рисунки, статьи, отражающие жизнь объединения.

5. Ежемесячно подводятся итоги участия творческих коллективов в проведении игры (по «Карте Пути»). Объединение-победитель награждается переходящим тотемом - Робинзоном. По итогам каждого этапа (года обучения) проводится награждение творческих коллективов, победителей длительной игры «Робинзоны». Победитель определяется путем подсчета баллов рейтинговой таблицы по пяти критериям: участие в общешкольных мероприятиях, организация мероприятий внутри творческого объединения, разработка игровых программ, оформление «бортжурнала», посещение Совета Капитанов.

Формы и методы реализации игры.

В соответствии с поставленными целями и задачами игры используются следующие формы и методы работы:

- моделирование;

- викторины;

- лекции;

- «мозговой» штурм;

- анкетирование, тренинги, тестирование, наблюдение;

- индивидуально-групповые беседы;

- конкурсы;

- ролевые профориентационные игры;

- технология КТД;

- участие в школьных, городских мероприятиях;

- проведение игровых программ.

- диспуты, дискуссии;

- профориентационные кроссворды;

- творческие этюды по профориентации.

Формы работы с родителями:

- совместные праздники, творческие конкурсы;

- родительские собрания;

- консультации;

- беседы;

- открытые занятия.

Методы проектной деятельности.

При реализации модели внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования используются следующие методы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- теоретические (анализ, сравнение, обобщение, контент-анализ, моделирование);

- эмпирические (наблюдение, беседа, опросно-диагностические методы, анализ продуктов деятельности учащихся, эксперимент);

- методы статистической обработки данных.

Реализация модели внеурочной деятельности.

Предлагаемая нами технология представляет собой игровую оболочку и наполняется конкретным содержанием в зависимости от целей и задач каждого этапа. Модель ориентирована на четыре года обучения (начальная школа) и состоит из четырех основных этапов.

Первый этап «Хочу все знать!» (первый год обучения) ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации, социально-психологическую адаптацию, предпрофильное воспитание.

Второй этап «На всех парусах!» (второй год обучения) ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей, предпрофильное развитие, формирование адекватной самооценки, приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.

Третий этап «Дружный экипаж корабля» (третий год обучения) ориентирован на развитие коммуникативных умений, формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми, развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими, развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, создание и поддержание благоприятного эмоционального климата, предпрофильную подготовку младших школьников.

Четвертый этап «Путь к маяку» (четвертый год обучения) - направлен на развитие компетентного социального и профессионального самоопределения, предпрофильную подготовку младших подростков, развитие адаптационных возможностей выпускников начальной школы.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач модели организации внеурочной деятельности младших школьников.

Риски, препятствующие достижению цели и задач проекта и мероприятия по минимизации их негативного влияния

№ п/п Возможные риски Мероприятия по минимизации влияния факторов риска

1 Конкуренция школ микрорайона - формирование соответствующего имиджа школы в глазах потенциальных потребителей образовательных услуг; - мероприятия по закреплению социального статуса школы: постоянное информирование потребителей образовательных услуг, общественности микрорайона школы о результативности работы ОУ, проведение ежегодных открытых (публичных) докладов, дней открытых дверей, проведение социологических исследований удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг

2 Отсутствие позитивной динамики Развития демографической ситуации микрорайона школы - пропаганда семьи как основной - общечеловеческой ценности; - пропаганда здорового образа жизни

3 Недостаточность финансирования на развитие материально-технической базы школы. Использование новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе не в полном объеме - привлечение внебюджетных и спонсорских средств; - оснащение учебных кабинетов учебно-наглядными пособиями, новой компьютерной техникой, учебным и лабораторным оборудованием

4 Недостаточный уровень знаний у педагогов школы в области современных методов обучения и воспитания, компьютерной грамотности - повышение профессиональной компетенции педагогических работников, модернизация методической работы, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий

5 Рост перегрузки учащихся. - проведение плановых мониторингов дозировки домашнего задания, организации учебного дня.

Система мониторинга реализации проекта.

Мониторинг осуществляется в два этапа. Задачи первого этапа: получение информации о качестве внеурочной работы, задачи второго этапа: анализ информации о качестве условий, процессов, результатов, ее систематизация, формулировка выводов, разработка рекомендаций для принятия управленческих решений.

На первом этапе мониторинга проводится сбор информации через наблюдение, собеседование, анализ документации, тестирование, анкетирование, проведение диагностик.

На втором этапе качество работы определяется статистической обработкой данных по показателям: кадровое обеспечение (укомплектованность штатами, уровень квалификации, стаж педагогов); направленность реализуемых программ внеурочной деятельности (программно-методическое обеспечение); материально-техническое обеспечение; охват учащихся внеурочной деятельностью (по направления, по возрастам); состояние здоровья учащихся; состояние социокультурной среды; психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса.

Источники информации для мониторинга:

- статистика;

- анкетирование;

- анализ документов;

- портфолио учащихся.

Порядок проведения социально-психологических и педагогических исследований при проведении мониторинга эффективности внеурочной деятельности регламентируется Положением об организации социально-психологической диагностики в МБОУ «СОШ 12» муниципального образования город Ноябрьск.

Система мониторинга по изучению эффективности внеурочной работы выстраивается в соответствии с требованиями к содержанию психолого-педагогического статуса выпускника начальной школы.

Психолого-педагогические требования к содержанию статуса выпускника начальной школы

Параметры психолого-педагогического статуса Психолого-педагогические требования к содержанию статуса выпускника начальной школы

1. Познавательная сфера: 1.1. Произвольность психических процессов; Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче

1.2. уровень развития мышления; Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями

1.3. сформированность важнейших учебных действий; Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков.

1.4. умственная работоспособность и темп умственной деятельности Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом.

Параметры психолого-педагогического статуса Психолого-педагогические требования к содержанию статуса выпускника начальной школы

2. Особенности общения и поведения: 2.1. во взаимодействии со сверстниками; Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты конструктивным путем. Способность к эмоциональным привязанностям.

2.2. взаимодействие с педагогами; Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом.

2.3. соблюдение социальных и этических норм; Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения

2.4. поведенческая саморегуляция; Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и иных ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению.

2.5. активность и автономность поведения. Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности; умение совершать осознанный выбор, определять приоритетные направления видов деятельности; обладать развитым профессиональным самосознанием

3. Особенности мотивационно-личностной сферы: 3.1. наличие и характер учебной мотивации; Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям и принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний

3.2. устойчивое эмоциональное состояние в школе. Отсутствие выраженных противоречий между: -требованиями школы (педагога) и родителей; -требованиями взрослых и возможностями ребенка.

4. Особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе: 4.1. отношения со сверстниками; Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей

4.2. отношения с педагогами; Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

4.3. отношение к значимой деятельности; Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя».

4.4. отношение к себе. Устойчивая положительная самооценка.

Бизнес-план проекта.

Как известно, грамотно составленный бизнес-план - залог успешного осуществления коммерческого проекта. Так как наш проект некоммерческий и финансовой прибыли от его реализации не предполагается, то составление к нему бизнес-плана по общепринятым стандартам, где основной целью является представить инвесторам выгодность (прибыльность) проекта, не представляется возможным. Поэтому цель нашего бизнес-плана - показать целесообразность вложения денежных средств в реализацию проекта с точки зрения его инновационной ценности для образовательного учреждения.

Любой осуществляемый проект требует затрат каких-либо ресурсов, будь то материальные, физические, моральные и другие. В нашем случае, одной из немаловажных задач по воплощению проекта в жизнь, является привлечение финансовых средств для обеспечения технической оснащенности.

В техническую оснащенность проекта входят:

- детская игровая комната;

- стереоустановка и микрофоны;

- передвижной информационный стенд;

- атрибуты одежды учащихся.

Считаем, что все затраченные финансовые средства обеспечат не только работоспособность проекта на ближайшие 5 лет, но и послужат гарантией его дальнейшего долгосрочного существования и развития.

Заключение.

По итогам реализации проекта «Технология длительной игры как средство предпрофильной подготовки учащихся начальной школы при организации внеурочной деятельности» планируется проведение анализа эффективности применения предлагаемой модели, с точки зрения целесообразности ее использования во внеурочной деятельности.

Изучение полученных данных мониторинговых исследований, проводимых на протяжении всех этапов реализации модели, с целью получения объективной информации о реализации поставленных целей и задач проекта.

Оценка «сильных» и «слабых» сторон модели. Разработка системы мер по устранению выявленных недостатков модели.

Разработка методических рекомендаций по применению предложенной нами модели организации внеурочной деятельности младших школьников, с учетом требований ФГОС НОО в образовательных учреждениях.

Представление модели, как оптимального способа организации внеурочной деятельности младших школьников в средствах массовой информации с целью информирования общественности, привлечения контингента учащихся в образовательное учреждение.

Андреева Ольга Николаевна,

заместитель директора МБОУ ДОД «Лянторский ЦДТ», г. Югра, Тюменская область [email protected]

Система совместной работы педагогического коллектива и администрации по внедрению в учебный процесс инновационных технологий с целью совершенствования образованности обучающихся Аннотация. В данной работе представлен инновационный опыт Центра детского творчества, в деятельности которого нашла свое решение идея объединения учебной и внеурочной творческой деятельности учащихся на основе использования информационно-коммуникативных технологий. В настоящее время концепция внедрения инновационных технологий: личностно-ориентированных, проектного метода обучения, информационно-коммуникативных, все активнее проникает в различные сферы деятельности человека. Система дополнительного образования не является исключением. В информационном обществе и обществе знаний каждый должен иметь право воспользоваться возможностями, которые предоставляют инновационные технологии. Внедрение данных технологий в учебный и воспитательный процесс - одно из приоритетных концептуальных направлений развития нашего учреждения. Данные технологии рассматриваются как важнейший инструмент развития личности и способствуют увеличению доли самостоятельной учебной деятельности и активизации обучаемого, формированию личности обучаемого за счет развития его способности к саморазвитию, самоактуализации, самореализации, профессионального самоопределения. Опыт апробации этой технологии показывает, что намного меньше стали такие феномены, как списывание и подсказки. Напротив, незнание ученика является пусковой точкой педагогического взаимодействия. Но еще существует проблема мотивации учения, принуждения к выполнению учебных заданий. У обучающихся еще недостаточно развивается самоорганизованность, внутренняя собранность, ответственность.

Ключевые слова: учебный процесс, инновационные технологии, дополнительное образование, саморазвитие, самоактуализация, самореализация.

Николаева Валентина Владимировна,

заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 136», г. Нижний Новгород

[email protected]

Концепция воспитательной системы гимназии «Восхождение к культуре» Аннотация. Предлагаемая концепция «Восхождение к культуре» воспитательной системы гимназии является результатом теоретической подготовки и практической деятельности педагогического коллектива гимназии и имеет своей целью определение ценностных и нормативных основ взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития и воспитания. Концепция - стержень воспитательной системы гимназии, она разработана в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Указом президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Таким образом, воспитание, реализующееся посредством ВСГ, регламентированной Концепцией, есть целенаправленный процесс по созданию условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и общественных ценностей, оказанию им помощи в нравственном, гражданском, профессиональном становлении, жизненном самоопределении и самореализации личности. Ключевые слова: воспитательная система, Концепция, духовность обучающихся, общественные ценности, нравственность, гражданственность, самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.