Вестник Томского государственного университета. 2015. № 391. С. 183-194. DOI 10.17223/15617793/391/30
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 73.3
И. В. Иванова
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области, проект 14-16-40007 а(р) «Разработка и апробация модели сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС начального общего образования (на примере сельских школ Калужской области)».
Представлено авторское видение конструирования модели сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС начального общего образования в сельских школах. Описаны структура модели, условия ее реализации, ожидаемые результаты. Особое внимание уделено методическому блоку сопровождения. Предложено краткое описание авторских программ внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Мой новый мир» и «Маленький принц», которые могут найти широкое применение в региональной образовательной практике. Ключевые слова: модель сопровождения; внеурочная деятельность; Федеральные государственные стандарты начального общего образования.
Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса является ориентация на максимальную индивидуализацию сопровождения развития учащихся, призванную обеспечить достижение результатов и эффектов в их личностном, социальном и интеллектуальном развитии. Именно так ставится вопрос в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, в «Законе об образовании в РФ», в материалах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Важной задачей деятельности образовательных организаций становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания и саморазвития, обретения подлинного призвания. Акцент в воспитательной практике образовательных учреждений постепенно смещается в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, развития у него способности к самопознанию, самоопределению, самореализации.
Активное распространение и внедрение в педагогическую реальность идей гуманизации образования позволили отечественным дидактам и практикам выделить проблему создания условий, комплексной поддержки и сопровождения в образовании индивидуальной траектории становления личности человека, его саморазвития. По словам отечественных психологов Г.А. Цукерман и Б.М. Мастерова, «проблема саморазвития буквально ворвалась в современное педагогическое сознание...» [1. С. 6].
Современные взгляды отечественных психологов на проблему саморазвития личности едины в принципиальном утверждении, согласно которому в процессе саморазвития человек приобретает много новых качеств и способностей, которые ранее не были актуализированы, что демонстрирует большую широту смысла саморазвития (К. А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, В.Г. Маралов, Н.Н. Михайлова, Н.А. Низовских, А.Б. Орлов, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская и др.).
В качестве одного из условий, способного обеспечить саморазвитие учащихся, в современной образовательной практике выступает внеурочная деятельность, которой сегодня отведена особая роль в развитии и воспитании подрастающего поколения. Согласно материалам по внедрению ФГОС начального общего образования (далее ФГОС НОО), под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Эта деятельность в начальной школе принципиально отличается от учебной и призвана решать ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку учащихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности детей [2].
Сквозной, интегрирующей линией решения задач внеурочной деятельности является комплексное (психолого-педагогическое, методическое, информационное) сопровождение процесса внутреннего развития личности каждого учащегося в пространстве внеурочной деятельности.
Особую актуальность проблема сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности приобретает сегодня в условиях сельских школ, поскольку, во-первых, в сельской местности особенно остро стоит проблема профилактики правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, что выявляет потребность в организации социально значимого досуга, во-вторых, многие сельские школы, к примеру в Калужской области, с 2013/14 учебного года перешли на реализацию ФГОС НОО, что предопределило необходимость проектирования и реализации авторских образовательных программ внеурочной деятельности с учетом социальных запросов, сложившихся образо-
вательных тенденций и учета направленности личности учащихся, в связи с чем многие учителя столкнулись с рядом трудностей, в частности психолого-педагогического характера.
Вместе с тем следует констатировать, что на сегодняшний день отсутствуют должная теоретико-методологическая проработка модели сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности, а также методические разработки для учителей по данной тематике.
Одними из путей решения данной проблемы видятся проектирование и реализация модели сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС НОО (на примере сельских школ Калужской области), которая обеспечит личностное, интеллектуальное и социальное саморазвитие учащихся.
Таким образом, актуальность решения проблемы проектирования модели сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС НОО и ее экспериментальной апробации на базе сельских школ Калужской области определяется ориентацией на индивидуализацию образовательного процесса как приоритетным направлением модернизации образования, а также социальными условиями и образовательными факторами, сложившимися сегодня в сельской местности.
Модель сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС НОО в сельских школах видится как система:
- включающая в себя структурные блоки: методическое, психолого-педагогическое и информационное сопровождение саморазвития учащихся;
- основанная на принципах гибкости, вариативности, индивидуализации, творческого взаимоСОдействия (термин П. К. Анохина) всех участников образовательного процесса, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учета региональных особенностей образовательного пространства сельской школы;
- опирающаяся на выработанные адекватные механизмы психолого-педагогического сопровождения учащихся (активно-деятельностная основа притязаний на признание, соподчинение мотивов в иерархич-ном превалировании нравственных норм, мотив самопринятия и стремления к саморазвитию, профилактика и коррекция негативных психологических и личностных образований);
- оснащенная технологией мониторинга измерения результатов ее функционирования касательно каждого структурного блока (методического, психолого-педагогического, информационного).
Целью реализации модели является стимулирование саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС НОО. В качестве частных задач определены следующие: создание условий (методических, психолого-педагогических, информационных), обеспечивающих возможность саморазвития личности младших школьников во внеурочной деятельности в освоении ФГОС НОО в условиях сельской школы.
Модель требует соблюдения определенного перечня условий, позволяющих реализовать основные
концептуальные идеи саморазвития учащихся во внеурочной деятельности:
- учет регионального компонента образовательного пространства (в данном случае сохранение космического наследия Калужского края, что предопределило включение идей космического воспитания (по К.Э. Циолковскому) в содержание авторских программ внеурочной деятельности для младших школьников);
- создание и поддержание развивающей среды внеурочной деятельности (через применение принципов СО-трудничества детей и взрослых);
- обновление форм и методов внеурочной деятельности через включение таких, которые способствуют осуществлению самопознания и саморазвития учащихся (в нашем случае это включение в авторские программы внеурочной деятельности практикоориен-тированных технологий личностного роста: арттера-певтических практик, написание писем героям произведений, в частности Экзюпери «Маленький принц», применение методов рефлексии самопознания, саморазвития и самопрогнозирования: заполнение и анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития, ведение дневников личностного роста; применение следующих форм организации занятий: практикумы или первые образовательные пробы, социальные пробы, дискуссии в парах, круглые столы, тренинги, ролевые проигрывания в группах, экскурсии, миникон-ференции и т.д.);
- модернизация методической базы пространства внеурочной деятельности конкретной сельской школы с учетом требований ФГОС НОО, имеющихся образовательных запросов и предложений (ресурсов школы);
- выбор и использование адекватных механизмов методического, психолого-педагогического и информационного сопровождения с учетом ресурсов конкретной сельской школы, индивидуальных психологических особенностей учащихся;
- оснащение диагностическим комплексом: а) модели сопровождения (системы мониторинга результативности реализации каждого блока модели: методического, психолого-педагогического, информационного); б) мониторингом отслеживания динамики уровня саморазвития учащихся (показатель качества реализации модели).
Как было отмечено, модель сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС НОО в сельских школах видится нами в структурном единстве трех ее блоков: методического, психолого-педагогического и информационного.
В данной статье остановимся на освещении методического блока модели, который, в свою очередь, включает в себя два уровня. Реализация программно-методического уровня сопровождения представлена разработкой авторских программ внеурочной деятельности по линии ФГОС НОО и методических рекомендаций по их реализации; подготовкой методических материалов для учителей по вопросам составления и реализации индивидуальных маршрутов саморазвития младших школьников во внеурочной деятельности; подготовкой методических рекомендаций
для учителей по вопросам применения приемов самопознания и саморазвития в условиях внеурочной деятельности в освоении ФГОС НОО. Реализация
образовательного уровня методического сопровождения содержательно представлена проведением семинаров для учителей по реализации авторских программ внеурочной деятельности для младших школьников; проведением обучающих семинаров для учителей по проектированию программ внеурочной деятельности разной направленности по линии ФГОС НОО. В его контексте предусмотрена организация индивидуальной методической помощи учителям в модернизации имеющихся и разработке новых программ внеурочной деятельности с учетом направленности личности младших школьников и имеющихся ресурсов сельских школ; проведение мастер-классов / семинаров-практикумов для учителей по проектированию и реализации индивидуальных маршрутов саморазвития учащихся во внеурочной деятельности, использованию приемов самопознания и саморазвития.
Важным аспектом реализации модели сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС НОО в сельских школах является применение авторских образовательных программ, направленных на решение задач, провозглашенных приоритетными в освоении стандартов: содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности, формирование мировоззренческих установок подрастающего поколения.
Тенденции модернизации современного образования РФ и сложившиеся социальные условия (в частности, в сельской местности) предопределили необходимость разработки и реализации авторских программ внеурочной деятельности для младших школьников «Мой новый мир» и «Маленький принц». В программах отражена специфика регионального компонента, а именно космическое наследие Калужского края. Программы реализуются на базе сельских школ Юхновского района Калужской области.
Программа внеурочной деятельности «Мой новый мир» (автор И.В. Иванова) является адаптационной программой социально-педагогической направленности и ориентирована на детей 6-8-летнего возраста. Программа опирается на тенденции развития современного ребенка, учет направленности личности каждого ребенка и ориентирована на осуществление психолого-педагогической поддержки детей в плане выявления и снятия барьеров развития, предполагает проведение работы, направленной на снижение уровня тревожности, агрессии, профилактику девиантного поведения. В 2012 г. программа «Мой новый мир» отмечена дипломом победителя Первого Всероссийского конкурса авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи «Поддержка творческих инициатив обуча-
ющихся и воспитанников в системе российского образования», ФИРО.
Целью программы является оказание психолого-педагогического сопровождения детям в адаптации к учению как новому виду деятельности, срок реализации программы - 2 года.
Задачи программы: познавательные (знакомство с правилами поведения в школе, других общественных местах; формирование готовности применения правил этики и психологии общения; обучение детей пользоваться вербальными и невербальными средствами общения); развивающие (развитие нравственной основы коммуникативного процесса, коммуникативных способностей детей, их инициативы и активности, развитие компонентов эмоционально-волевой сферы личности: саморегуляции, самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; предупреждение и снижение уровня тревожности; снижение уровня конфликтности, агрессивности; развитие рефлексии поведения); воспитательные (сплочение детского коллектива; формирование навыков сотрудничества с детьми и взрослыми; формирование ценности дружбы и семьи, уважения к старшим; воспитание нравственно-этических качеств личности; воспитание толерантной личности).
Занятия по программе проводятся в групповой форме. Периодичность занятий - 2 раза в неделю. Форма организация занятий - игровая. На занятиях используются сюжетно-ролевые, дидактические игры, ролевое моделирование, упражнения, тематические беседы, техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры. Предлагаемые в содержании программы темы изучаются на практическом уровне (через систему психологических игр, упражнений, творческих заданий, арттерапевтических приемов, организацию тренингов), поскольку эти методы и приемы несут в себе самостоятельное психологическое содержание.
Отличительная особенность программы состоит в активном применении арттерапевтических приемов, сопровождающих воспитательную деятельность. Арттерапия в рамках реализации программы используется как метод развития творческого потенциала личности, как основа реализации потенциальных возможностей личности ребенка младшего школьного возраста. На занятиях с детьми находят применение элементы изотерапии, лепкотерапии и сказкотерапии, поскольку именно они наиболее близки по восприятию детям. Использование данных техник позволяет развивать психические процессы ребенка, раскрывать его внутренний мир чувств и переживаний, работать со страхами, корректировать отношение к себе и миру, формировать умения сотрудничать в коллективе.
Программа 1-го года обучения представлена пятью разделами («Узнаем друг друга», «Мир правильного общения», «Азбука понимания», «Помоги мне», «Мои достижения») и направлена на помощь младшему школьнику в адаптации к учебе как новому виду деятельности.
Программа 2-го года обучения представлена тремя разделами («Правила общения», «Сила общения», «Тренинги общения») и направлена на развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Методическое обеспечение программы заключается в применении ведущих методов обучения (метод передачи знаний, который имеет важное значение для усвоения элементарных психологических знаний о себе и окружающих; метод проблемного обучения, позволяющий побудить интерес у детей к разрешению возникающих проблемных ситуаций; метод творческого проектирования, позволяющий применять на практике полученные знания в области этики и психологии общения); методов воспитания (нравственный пример педагога, личностный эталон, метод персонификации воспитания).
Также применяются методы, основанные на
практико-ориентированных технологиях личностного роста и реализующие задачи развития личности, которые мы специально адаптировали с учетом специфики учебной ситуации и возможностей младшего школьного возраста: а) активные методы творческого самовыражения, направленные на то, чтобы научить ребенка понимать свою индивидуальность, выражать себя творчески, а также постигать уникальность личности вообще через понимание себя и другого человека; индивидуальная и коллективная изотерапия (например, «Общение инопланетян (пойми меня)», «Ученики с другой планеты», «Семья с другой планеты»); индивидуальная и коллективная лепкатерапия (например, «Пойми меня»); индивидуальная и коллективная библиотерапия (например, «Каким я буду в старости»; б) психолого-педагогические методы и технологии: слушание и анализ адаптационных сказок (по М.А. Панфиловой «Лесная школа» [3]); психологические игры и упражнения; тренинги (вербального и невербального общения, этики и психологии общения); техники психолого-педагогической поддержки в плане адаптации детей к школьному обучению, снижения уровня тревожности, агрессивности и т. д.
Результаты освоения программы 1-го года обучения следующие:
Предметные: представления о морально-этических нормах и правилах поведения в школе и других общественных местах; предметные умения: умения правильно вести себя в обществе, общаться в коллективе, строить поведение в соответствии с нравственно-этическими нормами; привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой.
Метапредметные: наличие представлений о значении моральных норм и правил поведения в обществе; умения строить умозаключения, делать выводы; осуществлять планирование своего поведения; организовывать совместную деятельность в группе; умение управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность, осознанно использовать речевые средства для организации общения.
Личностные: опыт самопознания и творческой деятельности, сотворчества с детьми, педагогом, ро-
дителями; наличие ориентации на выполнение моральных норм, способности к решению морально-этических проблем, оценки своих поступков; снижение уровня тревожности и агрессивности, развитие эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сфер личности.
Результаты освоения программы 2-го года обучения:
Предметные: знание правил этики и психологии общения, правил составления творческих проектов; предметные умения: владение компонентами этики общения (знакомство, приветствие, прощание, ведение беседы по телефону, общение с родителями, сверстниками, взрослыми людьми); применять знания правил общения на практике, строить поведение в соответствии с нравственно-этическими нормами; привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой.
Метапредметные: наличие представлений о применении средств вербального и невербального общения и осознанно их использовать для организации общения; строить умозаключения, делать выводы; осуществлять планирование своего поведения; организовывать совместную деятельность в группе, умение управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность, осознанно использовать речевые средства для организации общения.
Личностные: опыт самопознания и творческой деятельности; опыт сотворчества с детьми, педагогом, родителями по созданию совместных творческих проектов; наличие ориентации на выполнение моральных норм, способности к решению морально-этических проблем, оценки своих поступков; снижение уровня тревожности и агрессивности, развитие эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сфер личности.
Критерии оценки результативности прохождения программы. Результат занятий по программе предполагает изменения в поведении ребенка: активное общение со сверстниками; умение слушать других; умение применять приемы вежливого общения; умение учитывать мнения других в процессе совместной работы.
Механизм оценки результатов: наблюдение за тем, как ребенок взаимодействует со сверстниками на переменах и занятиях (критерии: активность, дружелюбие, умение решать споры); заинтересованное, активное участие ребенка в сюжетно-ролевых и других играх, тренингах общения, выполнении творческих проектов; анализ результатов мониторингов развития личности по программе.
Основными формами подведения итогов реализации программы «Мой новый мир» являются: наблюдение за индивидуальными достижениями каждого учащегося, за уровнем развития специальных способностей и психических процессов, открытые занятия с участием родителей. В конце обучения проводится занятие, открытое для родителей, на котором воспитанники демонстрируют подготовленный творческий проект «Человек - планета».
Программа внеурочной деятельности «Мой новый мир» в структуре образовательного процесса имеет
характер общего психолого-педагогического сопро-
вождения, ее содержание направлено на развитие каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей личности. Особенно полезна программа для детей, имеющих психологические проблемы в общении, поведенческие проблемы, для таких учащихся ее прохождение может войти в индивидуальный маршрут личностного развития и представлять собой вариант педагогической поддержки. Исходя из этого, психолог может рекомендовать прохождение программы «Мой новый мир», опираясь на результаты собеседований с родителями, бесед с ребенком и итоги проведенного мониторинга (уровень развития коммуникативных умений, преобладающая мотивация, уровень тревожности и агрессивности ребенка).
Программа «Мой новый мир» может представлять интерес для учителей, реализующих внеурочную деятельность по линии ФГОС НОО, педагогов дополнительного образования, а также для специалистов системы образования, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением младших школьников.
В контексте реализации ФГОС начального, общего и основного образования особенно востребованными стали программы внеурочной деятельности, направленные на духовно-нравственное воспитание учащихся. В частности, согласно ФГОС НОО, в число нормативных документов, составляющих в содержание основной образовательной программы начального общего образования, входит «Программа духовно-нравственного развития и воспитания». Актуальность духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения определена «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» [4], согласно которой одним из приоритетных направлений образования должно стать формирование мировоззренческих установок подрастающего поколения.
В марте 2013 г. на заседании Экспертного совета по инновационной и экспериментальной деятельности в управлении образования города Калуги была рассмотрена программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию младших школьников «Маленький принц» (автор: И.В. Иванова), которая была рекомендован к реализации на базе средних общеобразовательных школ г. Калуги в рамках ФГОС НОО. Программа «Маленький принц» является авторской, отмечена дипломом победителя Первого Всероссийского конкурса авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования», ФИРО, 2012 г.
Программа прошла успешную апробацию в контексте организации внеурочной деятельности на базе средних общеобразовательных школ г. Калуги (МБОУ «СОШ № 1», МБОУ «СОШ № 8», МБОУ «СОШ № 25» и МБОУ «СОШ № 30»). Сейчас программа реализуется также на базе сельских общеобразовательных школ Юхновского района Калужской области.
Программа внеурочной деятельности «Маленький принц» имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на детей 7-11-летнего возрас-
та. Целью программы являются самопознание, саморазвитие, самовоспитание и самопрозгнозирование через усвоение морально-этических норм и развитие их ценностно-смысловой сферы, срок реализации программы - 2 года.
Задачи программы: познавательные (знакомство с художественным произведением Экзюпери «Маленький принц»; освоение морально-этических норм, основных моральных категорий, знакомство с правилами поведения в обществе, индивидуальными качествами личности и способами их выражения; формирование умений проводить анализ высказываний художественного текста; знакомство с социальным проектированием, планированием проектов, способами их оформления и презентации); развивающие (стимулирование развития нравственной устойчивости личности младшего школьника, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей личности, логического мышления через анализ текста, творческого мышления в процессе творческого самовыражения; развитие умений рефлексии и самопрогнозирования, умений осуществлять самопознание и самопрогнозирование по результатам образовательных проб; развитие умений построения маршрута индивидуального саморазвития на основе рефлексии); воспитательные (формирование мировоззренческих установок личности; воспитание нравственно-этических и духовно-нравственных качеств, умений правильно вести себя в обществе; воспитание толерантной личности; формирование готовности к оказанию помощи себе и окружающим, свершению добрых дел и добрых поступков; формирование навыков сотрудничества с детьми и взрослыми). Задачи приобретают особую актуальность в свете реализации ФГОС начального общего образования.
Новизна программы состоит в том, что она построена с учетом принципов космического воспитания, т. е. рельефно отражает региональный компонент образования в Калужском крае. Главной идеей космического воспитания, по А. В. Хуторскому, является активная творческая эволюция человека от низшей свободы к высшей, к богочеловеку. Образование человека заключается в личном самосозидании, расширении микрокосма до подобного ему макрокосма [5]. Космическое воспитание можно соотносить с духовно-нравственным воспитанием, целью которого является духовное самопознание личности в опоре на общечеловеческие ценности жизни и культуры; воспитание личности, способной и готовой к жизненному выбору и самоконтролю. В этом смысле образование понимается как расширение возможностей личности, раскрытие ее внутреннего мира, нравственного начала. Эти представления о человеке и его развитии близки к экзистенциализму как учению о построении своей судьбы и являются общей чертой идей космического воспитания мыслителей-космистов.
Программа «Маленький принц» построена на содержательной основе художественного произведения Антуан де Сент-Экзюпери - одного из первых пилотов авиапочты, который работал во Франции, Африке, Южной Америке, военного летчика, принимавшего участие во Второй мировой войне. Незадолго до сво-
ей гибели Экзюпери написал одну небольшую, совсем не похожую на другие сказку «Маленький принц» и сам ее иллюстрировал. Сказка, рассказанная Антуа-ном де Сент-Экзюпери, - мудрая и человечная, и автор ее не только поэт, но и философ. «Маленький принц» - поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души и о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. Автор и герои сказки помогают детям открывать тайны понимания мира, формировать мировоззренческие основы жизни. Осознанию глубокого заложенного смысла произведения способствуют и книжные иллюстрации - рисунки, выполненные автором, которые рассматривают дети.
«Детство есть тайна. Эта тайна откроется только тому, у кого к ней есть шифры» (Карл Ясперс). В качестве «шифра» к миру детства в программе «Маленький принц» выступает процесс СО-действия и СО-творчества детей и педагога в процессе литературного анализа художественного произведения Экзюпери «Маленький принц». Метод литературного анализа художественного произведения дает возможность сформировать осознанное отношение детей к сложным рассматриваемым понятиям и явлениям (сущность понятий «добро» и «зло», «жизнь» и «смерть», «нравственность», «идеал», «ценность» и т.д.), осмыслить суть философских идей, заложенных в высказываниях героев произведения (например, «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце»; «Искать надо сердцем»; «И сердцу нужна вода»; «Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» и др.).
Выбор художественного произведения Экзюпери «Маленький принц» определен следующими факторами:
- мировоззренческая тематика произведения для детей, позволяющая открывать тайны понимания мира, формировать мировоззренческие основы жизни;
- яркий творческий, привлекательный для детей образ Маленького принца - главного героя произведения, ребенок, носитель духовно-нравственного начала, который имеет все возможности стать «значимым» для детей на пути их самовоспитания;
- наличие основных мировоззренческих, духовно-нравственных, моральных принципов в виде ярких высказываний;
- наличие рисунков автора к каждой главе произведения, рассматривание и анализ которых в совокупности с методом проблемной беседы и методом переживания позволяет сделать процесс формирования мировоззренческих установок личности естественным и осознанным;
- космическая направленности произведения (мальчик с другой планеты, рассказ про астронома, космос), что позволяет осуществлять воспитание в духе космизма. Согласно русским ученым-космистам (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, К.Н. Вентцель, Н. Ф. Федоров), духовно-нравственная сущность человека, развитие его ума и нравственности есть основа воспитания и образования. Космическое воспитание можно соотносить с духовно-нравственным воспитанием, целью которого является духовное самопознание
личности в опоре на общечеловеческие ценности жизни и культуры; воспитание личности, способной и готовой к жизненному выбору и самоконтролю. В этом смысле образование понимается как расширение возможностей личности, раскрытие ее внутреннего мира, нравственного начала. Таким образом, реализация программы по духовно-нравственному развитию младших школьников «Маленький принц» может рассматриваться как программа космического воспитания.
Программа ориентирована на достижение воспитательных результатов трех уровней. Программой заложена возможность перехода от воспитательных результатов знаниевого уровня к практико-ориентированным воспитательным результатам.
Содержание программы первого года обучения направлено на познание учащимися основ духовно-нравственного содержания, их осмысление, приобретение социального знания об общественных нормах, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, получение опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, мир, знания, труд, культура), что обеспечивает достижение воспитательных результатов первого и второго уровней (согласно ФГОС начального общего образования в части внеурочной деятельности).
Содержание программы второго года обучения направлено на обобщение полученных знаний, их применение на практике, получения опыта самостоятельного общественного действия. Выполнение учащимися социальных проектов направлено на достижение воспитательных результатов третьего уровня.
Специфика области развития духовно-нравственной личности и личностного прогнозирования ребенка младшего школьного возраста определяет своеобразие программы «Маленький принц», что, в свою очередь, выражается в необходимости применения педагогических и психологических методов и приемов обучения и воспитания в их синтезе. Также на методику программы оказывает закономерное влияние содержание произведения Экзюпери «Маленький принц».
Программа 1-го года обучения представлена четырьмя разделами («Знакомство», «Первые образовательные пробы. Самопознание», «Размышляю вместе с Маленьким принцем. Самовоспитание», «Рефлексия. Самопознание, саморазвитие и самопроектирование»), ее содержание основано на сюжетной линии произведения Экзюпрери.
Программа 2-го года обучения представлена восьмью разделами («Я. Помощь себе», «Мои родители. Помощь родителям», «Мой класс. Помощь классу», «Наша школа. Помощь школе», «Наши младшие друзья», «Мы уважаем старшее поколение», «Учу этике и этикету своих маленьких товарищей», «Рефлексия»), реализация ее содержания предполагает выполнение учащимися социальных проб и проектов.
Программой предусмотрено применение следующих методов обучения: метод передачи знаний, который имеет важное значение для усвоения элементарных психологических знаний о себе и окружающих; метод литературного анализа художественно-
го произведения, который дает возможность сформировать осознанное отношение детей к сложным рассматриваемым понятиям и явлениям; метод проблемного обучения, пронизывающий все занятия и позволяющий побудить интерес у детей к разрешению возникающих проблемных ситуаций в плане самовоспитания; методы интерактивного обучения (ведение дискуссий в группе, ролевых дискуссий в парах, использование метода «мозгового штурма»); метод самообучения (самостоятельный отбор детьми тем для подготовки докладов и выступлений по тематике нравственного совершенствования и личностного роста на основе анализа карт маршрутов индивидуального саморазвития группы; самостоятельная подготовка содержания докладов и их обсуждение на занятиях); метод наблюдения, дающий возможность изучения психических явлений; метод социального проектирования, позволяющий применять на практике полученные знания в области нравственно-этической ориентации (в контексте данной программы).
Методы воспитания: нравственный пример педагога; личностный эталон; метод персонификации воспитания, который позволяет содействовать духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения средствами духовной связи с личным опытом, с опытом семьи (в процессе подготовки к занятиям активная позиция принадлежит не только педагогам, учащимся, но и родителям, которые делятся своим опытом; важно, чтобы каждый ребенок почувствовал себя и своих близких напрямую причастными к событиям, важным и знаменательным для всех); метод обеспечения переживания, основывающийся на том, что понимание действительности происходит тогда, когда оно основано на эмоциональном отклике (только переживая эмоции, ребенок способен осознавать сущность явлений, задумываться о происходящем и учиться делать выводы, опираясь на сформированные ценностные ориентации).
Использование таких методов позволяет естественным образом побудить ребенка к активному размышлению и, как следствие, формировать нравственные ценностные установки подрастающего поколения.
Кроме известных в педагогике методов обучения и воспитания, в методике реализации программы «Маленький принц» используются методы, основанные на
практико-ориентированных технологиях личностного роста, и реализующие задачи развития личности, которые мы специально адаптировали с учетом специфики учебной ситуации и возможностей младшего школьного возраста:
1) активные методы творческого самовыражения, направленные на то, чтобы научить ребенка понимать свою индивидуальность, выражать себя творчески, а также постигать уникальность личности вообще через понимание себя и другого человека:
- арттерапевтические практики как метод творческого самовыражения и самопознания в художественных видах деятельности (индивидуальная и коллективная изотерапия, лепкатерапия, библиотерапия);
- составление коллективных панно с целью развития коммуникативных способностей младших школь-
ников (например, «Коллективный портрет Маленького принца», «Наш мир детства»);
- написание писем различным героям и существующим людям с целью проговаривания своих идей, закрепления достигнутого уровня развития (например, «Письмо Маленькому принцу», «Письмо королю с астероида», «Письмо пьянице», «Письмо тщеславному "глухому" человеку», «Письмо честолюбцу», «Письмо занятому человеку»);
2) метод рефлексии самопознания, саморазвития и самопрогнозирования:
- заполнение и анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития (в текущем и итоговом режиме) как материализация идейных замыслов, закрепление достигнутого уровня саморазвития и проектирование перспектив личностного роста каждым ребенком;
- ведение дневников личностного роста (на каждом занятии), в котором материализуются обобщения и выводы, к которым пришел каждый ребенок в итоге размышлений на текущем занятии. Ведение дневников личностного роста развивает системность и структурность мышления, психологически закрепляет и оформляет полученное знание, способствует развитию рефлексии.
Основные формы проведения занятий:
- практикумы или первые образовательные пробы как форма погружения учащихся в различные виды деятельности, задачей метода является помощь в самопознании, осознании своих характерных особенностей и предпочтений, начальная профилизация и самопрогнозирование, формирование готовности к самоанализу. Тематика занятий с элементами включения детей в разные образовательные пробы (примеры тем: «Я люблю рисовать с Маленьким принцем. Я -художник», «Летаем вместе с Маленьким принцем. Я - конструктор», «Дом для барашка. Я - архитектор, «Что такое космос. Я - астроном»);
- социальные пробы, включающие метод социального проектирования;
- дискуссии в парах (тематика дискуссий «Почему не стоит быть эгоистом? Как стать отзывчивым человеком?», «Чем я могу помочь людям?»);
- круглые столы (пример темы «Кем я хочу стать»);
- ролевые проигрывания в группах (например, тема «Фонарщик», 1-я группа детей выступает в роли фонарщиков, играя роль воспитателей, 2-я группа - гости планеты, играют роль воспитанников. Тема беседы «Ценные советы по личностному росту»);
- экскурсии. По итогам анализа заполненных карт маршрутов индивидуального саморазвития определяется тематика экскурсионных программ, направленная на нравственное и интеллектуальное обогащение, первичное профессиональное определение на пути самопознания. Варианты экскурсионных программ: посещение Дома-музея К.Э. Циолковского; Драматического театра; производства / завода; картинной галереи / художественного музея; участие в конференции школьников в качестве слушателей;
- миниконференции, предусматривающие выступления детей с докладами по выбранным ими темам в
контексте нравственного совершенствования и личностного роста, учитывающие результаты анализа карт маршрутов индивидуального саморазвития. Варианты тем мини-конференций: Что мне нравится и не нравится в людях? Как стать добрее? Как исправить эгоизм? Почему надо думать не только о себе? Зачем нужны друзья? Как быть хорошим другом? Почему важно уважать старших? Что находится в музеях, галереях? Что там интересного? Как я могу помочь окружающим? Каким может быть мой вклад в изменение окружающего мира?..
Основные формы подведения итогов по каждому разделу: заполнение и анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития, сравнительный анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития ребенка (в текущем и итоговом режиме); проблемные беседы; итоговые занятия, открытые для родителей и педагогов.
Реализация программы «Маленький принц» учитывает ведущие методы осуществления идей «Концепции духовно-нравственного развития личности в сфере общего образования»: индивидуально-личностное развитие, которое может быть реализовано в условиях индивидуального подхода к учащимся; интегративность программы духовно-нравственного воспитания (в данном случае в структуре и содержании программы «Маленький принц» происходит интеграция литературного, социально-педагогического и психологического блоков обучения младших школьников).
Результаты освоения программы 1-го года обучения:
Предметные: понимание смысла произведения Экзюпери «Маленький принц»; умения проводить анализ высказываний художественного текста; знание морально-этических норм, основных моральных категорий, правил поведения в обществе, индивидуальных качеств личности и способов их выражения; умения выражать эмоции и чувства, правильно вести себя в обществе, строить поведение в соответствии с нравственно-этическими нормами; умения проводить рефлексию, осуществлять самопознание и самопрогнозирование по результатам образовательных проб; строить маршруты индивидуального саморазвития на основе рефлексии.
Метапредметные: умения управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность, иметь навыки сотрудничества; умения работать с информацией, строить умозаключения, делать выводы, осуществлять планирование своего поведения, организовывать совместную деятельность в группе.
Личностные: опыт самопознания и творческой деятельности, сотворчества с детьми, педагогом, родителями; повышение уровня нравственной устойчивости личности и развитие эмоционально-волевой сферы; формирование познавательной мотивации.
Результаты освоения программы 2-го года обучения:
Предметные: знание особенностей разработки, реализации, оформления и презентации социальных проектов; практическое применение знаний морально-этических норм, основных моральных категорий,
правил поведения в обществе; способность выражать эмоции и чувства, правильно вести себя в обществе, строить поведение в соответствии с нравственно-этическими нормами, проводить рефлексию, осуществлять самопознание и самопрогнозирование, строить маршруты индивидуального саморазвития на основе рефлексии.
Метапредметные: умения управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность, иметь навыки сотрудничества; умения работать с информацией, строить умозаключения, делать выводы, осуществлять планирование своего поведения, организовывать совместную деятельность в группе.
Личностные результаты: опыт самопознания и творческой деятельности, сотворчества с детьми, педагогом, родителями; повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы и нравственной устойчивости личности; наличие готовности к оказанию помощи классу, школе, старшему поколению, заботе о малышах; формирование познавательной мотивации.
Критерии оценки результативности прохождения программы. Результат занятий по программе предполагает изменения в поведении ребенка, выражающем готовность к духовному росту и нравственному самосовершенствованию: умение применять элементарные приемы вежливого общения, умение слушать других, активное общение со сверстниками, умение учитывать мнения других в процессе совместной работы, умение оценивать поведение по категориям нравственности, готовность к принятию участия в изменении поведения другого человека (готовность убедить, показать пример поведения), чтение книг и ведение бесед нравственного содержания, тактичное общение с ровесниками и взрослыми людьми, проявление уважения к старшим людям, готовность и потребность к оказанию помощи людям.
Механизм оценки результатов: наблюдение за тем, как ребенок взаимодействует со сверстниками (критерии: активность, дружелюбие, умение решать споры); заинтересованное, активное участие ребенка в играх, беседах; активность участия в социальных проектах; оказании помощи людям; анализ результатов мониторинга развития личности по программе.
Основными формами подведения итогов реализации программы 1-го года обучения являются: заполнение и анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития; сравнительный анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития ребенка (динамика развития ценностно-смысловой сферы, нравственных установок, личностных достижений); наблюдение за индивидуальными достижениями каждого обучающегося, поведением, уровнем развития специальных способностей.
Основными формами подведения итогов реализации программы 2-го года обучения являются: заполнение и анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития, сравнительный анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития ребенка (динамика развития ценностно-смысловой сферы, нравственных установок, личностных достижений); участие ребенка в социальных проектах; итоговое заня-
тие «Наши достижения», открытое для педагогов и родителей.
С нашей точки зрения, космическое воспитание может стать достойной идеологической основой проектирования и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Считаем, что опора программ духовно-нравственной направленности на содержательные линии литературных произведений таит в себе богатые возможности в плане формирования ценностно-смысловой сферы детей.
Итак, в контексте рассмотрения возможностей внеурочной деятельности в решении приоритетных задач воспитания и социализации младших школьников особую актуальность приобрели разработка и применение в образовательной практике программ внеурочной деятельности. В данном контексте заметим, что в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Постановление от 5 августа 2013 г. № 662), которое вступило в силу с 1 сентября 2013 г. [6], каждая программа должна быть
оснащена системой диагностики. Содержание положений Постановления содержит указание на обеспечение систематического стандартизированного наблюдения за состоянием системы образования и динамикой изменений результатов её функционирования и развития путём сбора данных, обработки, систематизации и хранения полученных сведений, а также непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования вне зависимости от вида, уровня и направленности образовательных программ, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности организаций, входящих в систему образования. Одна из функций мониторинга, согласно документу, состоит в обеспечении усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений.
В соответствии с данными требованиями авторские программы «Мой новый мир» и «Маленький принц» оснащены системами диагностики, которые выстроены с учетом задач, на решение которых направлена их реализация (табл. 1, 2).
Т а б л и ц а 1
Мониторинг развития личности по прохождении программы внеурочной деятельности «Мой новый мир»
№ п/п | Критерии | Методы диагностики
I. Диагностика уровня достигнутых предметных результатов
1 Владение предметным знанием по направлению образовательной деятельности (оценка знаний правил общения и поведения в обществе) Наблюдения за тем, как ребенок взаимодействует со сверстниками на переменах и занятиях (критерии: активность, дружелюбие, умение решать споры); за поведением детей в ситуации выбора, проблемной ситуации, ролевой игре
2 Опыт предметной деятельности Оценка психологических навыков (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой); оценка поведения ребенка. Методы: наблюдение, беседа с родителями
II. Диагностика уровня достигнутых метапредметных результатов
1 Регулятивный компонент (умение управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность) Наблюдение. Беседа «Комфортно ли тебе в школе?»
2 Коммуникативный компонент (анализ уровня развития коммуникативных способностей, анализ достигнутого уровня навыков сотрудничества) Методика «Потребность в общении» (М.Р. Гинзбург). Социометрическая игра «Секрет». Методика Рене Жиля (Межличностные отношения младшего школьника -отношение к родителям, педагогам...). Наблюдение. Беседы с родителями
3 Познавательный компонент (диагностика уровня развития логического мышления) Методика оценки логического мышления «Четвертый лишний». Наблюдение за поведением детей
III. Диагностика уровня достигнутых личностных результатов
1 Самоопределение (анализ внутренней позиции, самооценки, самоуважения) Методика измерения уровня самооценки личности Будасси. Методика изучения ценностей «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка», «Мой герой». Наблюдение
2 Смыслообразование (выявление преобладающей мотивации, границ знания / незнания, самоорганизация свободного времени) Методика определения потребности в достижениях (М. Р. Гинзбург). Анкета «Самоорганизация свободного времени». Наблюдение
3 Морально-этическая ориентация (определение ориентации на выполнение моральных норм, способности к решению морально-этических проблем, оценки своих поступков) Методика «Картинки предметные» («КП») на выявление ценностности (Н.И. Непомнящая). Методика М.И. Шиловой «Уровни нравственной воспитанности». Наблюдение за поведением детей на занятиях, общением со сверстниками и взрослыми людьми
4 Творческое мышление Диагностика Е.П. Торренса «Креативность» (модифицированные субтесты). Анализ творческих продуктов деятельности, выполненных в итоге арттера-певтических практик
5 Направленность личности Ориентационная анкета Б. Басс «Определение направленности личности»
6 Тревожность Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг). Наблюдения
7 Агрессивность Методика «Кактус». Наблюдения
Т а б л и ц а 2
Мониторинг развития личности по прохождении программы внеурочной деятельности «Маленький принц»
№ п/п Критерии Методы диагностики
I. Диагностика уровня достигнутых предметных результатов
1 Владение предметным знанием по направлению образовательной деятельности (оценка знаний морально-нравственных и ценностно-смысловых категорий, анализ умений (чем для самого ребенка становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения)) Наблюдения: - за грамотностью, полнотой и глубиной ответов учащихся, характером рассуждений, глубиной анализа текста художественного произведения; - поведением учащихся во время прохождения образовательных и социальных проб; - поведением детей в ситуации выбора, проблемной ситуации, ролевой игре; - распознаванием и называнием эмоций, чувств, состояний человека, персонажей произведения. Анализ заполнения карт маршрутов индивидуального саморазвития, сравнительный анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития ребенка в текущем режиме (динамика развития ценностно-смысловой сферы, нравственных установок, личностных достижений)
2 Опыт предметной деятельности Анализ портфолио учащегося (социальные проекты). Оценка психологических навыков (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой)
II. Диагностика уровня достигнутых метапредметных результатов
1 Регулятивный компонент (умение управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность) Шкала социального самоконтроля (ШСС). Наблюдение за поведением
2 Коммуникативный компонент (анализ уровня развития коммуникативных способностей, навыков сотрудничества) Методика «Потребность в общении» (М. Р. Гинзбург). Социометрия. Наблюдение
3 Познавательный компонент (анализ учений работать с информацией, диагностика уровня развития логического мышления) Наблюдение за поведением детей
III. Диагностика уровня достигнутых личностных результатов
1 Самоопределение (анализ внутренней позиции, самооценки, самоуважения) Методика измерения уровня самооценки личности Будасси. Наблюдение
2 Смыслообразование (выявление преобладающей мотивации, границ знания / незнания, самоорганизация свободного времени) Анкета «Самоорганизация свободного времени». Наблюдение
3 Морально-этическая ориентация (определение ориентации на выполнение моральных норм, способности к решению морально-этических проблем, оценки своих поступков) Методика «Картинки предметные» («КП») на выявление ценностности (Н.И. Непомнящая). Наблюдение за поведением детей в ходе выполнения социальных проектов, общения со сверстниками и взрослыми людьми
4 Творческое мышление Анализ творческих продуктов деятельности, выполненных в итоге арттера-певтических практик
5 Направленность личности Ориентационная анкета Б. Басс «Определение направленности личности». Наблюдение за поведением детей в ходе выполнения первых профессиональных проб, социальных проектов
Приведенный в таблицах диагностический инструментарий носит рекомендательный характер. Выбор видов диагностических процедур (наблюдение, беседа, опросник и т. д.) педагог делает самостоятельно. К проведению диагностик по различным параметрам может привлекаться психолог, социальный педагог.
Ведущая задача осуществления педагогами мониторинга развития личности в ходе освоения программы внеурочной деятельности заключается в отслеживании динамики развития учащихся, слежение за результативностью реализации используемых методов и образовательных технологий, выстраивании на основе рефлексии оптимальных условий для саморазвития каждого ребенка путем предложения индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий личностного роста и т. д. Данные, полученные в результате мони-торингов развития личности ребенка по прохождению им образовательной программы, служат основой для осуществления рефлексии качества педагогического труда, выступают основанием для модернизации программ, построения индивидуальных маршрутов раз-
вития для каждого ребенка. Результаты использования мониторинга динамики развития личности детей могут быть применены в управленческой деятельности образовательной организации [7].
Основным результатом реализации модели сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС НОО является положительная динамика саморазвития учащихся в контексте освоения программ внеурочной по критериям:
а) развитие ценностно-смысловой сферы личности (показатели: готовность к присвоению социальных норм, ценностей культуры, ориентация на выполнение моральных норм, способности к решению морально-этических проблем, оценки своих поступков);
б) развитие личностной сферы (показатели: позитивная «Я-концепция», уверенность в себе, сформированная потребность и готовность к самопознанию и саморазвитию);
в) развитие мотивационно-деятельностной сферы личности (показатели: увлеченность делом, высокая
мотивация, самостоятельность, социальная активность, ответственность, способность к самоорганизации, готовность к пониманию, принятию других, сотрудничеству);
г) развитие креативной сферы личности (творческая направленность личности, оригинальность и гибкость творческого мышления).
Данные показатели оценки учтены при проектировании мониторингов.
Кроме этого, результатами реализации модели являются:
- повышение профессиональной компетентности учителей, администрации в вопросах организации сопровождения саморазвития учащихся в условиях внеурочной деятельности по линии ФГОС НОО в условиях сельских школ (критерии: уровень освоения, готовность применения и использование в практике внеурочной деятельности образовательных технологий, направленных на стимулирование саморазвития учащихся; готовность к созданию программ внеурочной деятельности в освоении ФГОС НОО с учетом требований Стандарта, социальных запросов и направленности личности учащихся; готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности учащихся в образовательном процессе);
- предоставление широких образовательных возможностей для саморазвития младших школьников во внеурочной деятельности в освоении ФГОС НОО в сельской школе через реализацию индивидуальных маршрутов саморазвития (критерии: наличие реализации в школе разнообразных программ внеурочной деятельности различной направленности в целях обеспечения возможности выбора индивидуального маршрута саморазвития во внеурочной дпеятельности);
- объединение усилий образовательных организаций для внедрения современных технологий, инновационных проектов (критерий: участие в реализации модели сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности различных организаций: образовательных (организации дополнительного образования, среднего общего образования, высших учебных заведений и т.д.), предприятий различного профиля (в случае реализации внеурочной деятельности по типу учебно-производственного комплекса, к примеру «школа - вуз - производственное предприя-
тие» как УПК по организации внеурочной деятельности научно-технической направленности));
- эффективность использования методических, информационных и психолого-педагогических ресурсов образовательных организаций, задействованных в реализации модели сопровождения (результативность данного показателя напрямую зависит от объединения усилий образовательных организаций для внедрения современных технологий, инновационных проектов (отражен выше), критерий эффективности: качество и разнообразие созданных в рамках реализации модели образовательных, методических, психолого-педагогических и информационных продуктов (авторские программы внеурочной деятельности, информационные программы сопровождения учащихся, методические рекомендации, конспекты занятий, разработки тренингов и т. д.));
- удовлетворение профессиональных запросов участников образовательного процесса;
- возможность диссеминации достигнутого опыта реализации сопровождения саморазвития учащихся в освоении ФГОС в условиях сельских школ в региональной образовательной практике.
Прогнозируемая научная значимость подхода видится в том, что исследование позволит внести вклад в систему инновационного проектирования содержания внеурочной деятельности учащихся в освоении ФГОС НОО в сельских школах; покажет возможность обновления содержания внеурочной деятельности в сельских школах в целях реализации личностного подхода в образовании; раскроет возможности мобилизации ресурсов развития индустрии свободного времени в целях стимулирования личностного роста учащихся; определит пути осуществления психолого-педагогического, методического и информационного сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС НОО; покажет эффективность использования инновационных технологий внеурочной деятельности в саморазвитии учащихся, активизации процессов позитивной социализации.
Модель сопровождения саморазвития учащихся может найти широкое применение в образовательной практике внеурочной деятельности в условиях освоения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М. : Интерпракс, 2000. 288 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Минобразования и
науки РФ от 06.10.2009 г. № 373). М., 2009.
3. Панфилова М.А. Лесная школа: коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера»,
2002.
4. Стандарты второго поколения «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего
образования» / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. М., 2011.
5. Хуторской А.В. Педагогика русского космизма. М. : Частная школа, 1993. № 2. С. 11-22.
6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Утверждено постанов-
лением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662). П. 3-и.
7. Иванова И.В., Логинова Л.Г. Технология мониторинга развития личности учащихся в дополнительном образовании // Нижегородское
образование. 2013. № 3. С. 113-118.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 02 декабря 2014 г.
DEVELOPING A MODEL OF STUDENTS' SELF-DEVELOPMENT SUPPORT IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN RURAL SCHOOLS OF KALUGA OBLAST IN THE CONTEXT OF PRIMARY EDUCATION FSES
Tomsk State University Journal, 2015, 391, 183-194. DOI 10.17223/15617793/391/30
Ivanova Irina V. Kaluga State University (Kaluga, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: model support; extracurricular activities; federal state standards of primary education.
An important task of educational institutions in Russia is assisting a growing person in the process of self-creation and self-development, gaining a true vocation, which is reflected in the "Law on Education in Russia", in proceedings of federal state educational standards, and in a new generation of national educational initiative "Our New School". According to the Federal state educational standards in primary education, one of the conditions that can provide self-development of students today is extracurricular activities. In the present situation demanded is the design and implementation of the model of self-development support of students in extracurricular activities in the context of the Federal state standards of elementary general education which will provide personal, intellectual and social self-development of students. Of particular relevance is solving the problem of self-development support of students in extracurricular activities in rural areas, due to the existing social conditions and established educational factors. A team of scholars built and prepared for experimental testing an author's model of supporting students' self-development in extracurricular activities on the basis of the rural schools of Kaluga Oblast. The model is intended to address a key objective to encourage the self-development of younger schoolboys in extracurricular activities. It is based on the principles of flexibility, variability, individualiza-tion and creative interaction of all participants in the educational process, taking into account the age and individual characteristics of students, regional peculiarities of educational environment of rural schools. It has a three-tier structure and includes methodological, psychological pedagogical and information support. It is based on the developed mechanisms of psycho-pedagogical support of students (active basis for claims to recognition, motifs subordination with the hierarchical prevalence of moral norms, the motif of self-acceptance and desire for self-development, prevention and correction of negative psychological and personality structures). It is built with the definition of the conditions for its implementation in educational practice, vision of the results and design of the tools for their assessment. The practical significance of the study lies in the fact that the present model can be widely used in the regional educational practice in the context of extracurricular activities organization of younger students.
REFERENCES
1. Tsukerman G.A., Masterov B.M. Psikhologiya samorazvitiya [Psychology of self-development]. Moscow: Interpraks Publ., 2000.
288 p.
2. Federal State Educational Standard of primary education (approved by the order of the Ministry of Education and Science of the
Russian Federation of 06.10.2009 no. 373). Moscow, 2009. (In Russian).
3. Panfilova M.A. Lesnaya shkola: korrektsionnye skazki i nastol'naya igra dlya doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov [Forest
School: correctional fairy tales and a board game for preschoolers and primary school children]. Moscow: TTs "Sfera" Publ., 2002.
4. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Standarty vtorogopokoleniya "Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i
vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya" [Standards for the second-generation "The concept of spiritual and moral development and education of the personality of the citizen of Russia in the field of general education"]. Moscow, 2011.
5. Khutorskoy A.V. Pedagogika russkogo kosmizma [Pedagogy of Russian cosmism]. Chastnaya shkola, 1993, no. 2, pp. 11-22.
6. Resolution of the Government of the Russian Federation "On monitoring the system of education" (approved by the Government
of the Russian Federation on August 5, 2013 no. 662). Point 3-I.
7. Ivanova I.V., Loginova L.G. Tekhnologiya monitoringa razvitiya lichnosti uchashchikhsya v dopolnitel'nom obrazovanii [The
technology of monitoring the development of personality of students outside the classroom]. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2013, no. 3, pp. 113-118.
Received: 02 December 2014