УДК 159.99+316.6
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
© 2015
Серафимович Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, научный руководитель психологической службы МОУ СОШ №58 Ярославский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова, Ярославль (Россия) Баранова Юлия Германовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, главный специалист службы по координационной, практико-ориентированной и профориентационной деятельности Куликова Светлана Юрьевна, магистр психологии, педагог-психолог, тренер по групповой работе с детьми МОУ СОШ № 58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла,
Ярославль, (Россия)
Abstract. в данной публикации рассматриваются социально-психологические аспекты включения образовательного учреждения в инновационные процессы по внедрению новых образовательных стандартов (ФГОС НОО и ФГОС ООО). Проанализирован практический опыт сопровождения административных и учебных проектов в контексте внеурочной деятельности. Изменения в образовательном процессе учебного заведения представлены с точки зрении активного включения психологической службы школы в мониторинговые исследования, анализ и экспертизу образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС, разработку программ по внеурочной деятельности социальной и интеллектуальной направленности. Создана административно-управленческая модель по сопровождению внеурочной деятельности на базе муниципальной площадки. Определены возможности психологической работы для содействия формированию личностных результатов учащихся в рамках внеурочной деятельности. Особое внимание сконцентрировано на программах внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы), направленных на формирование и развитие личностных результатов. Показано, что программы являются практической реализацией и апробацией концепции о группах личностных результатов в сферах познания, взаимодействия с другими людьми, социального поведения, здорового образа жизни, духовно-нравственной сферы, самоопределения (на основании разработок Ярославской психологической школы). Обосновано, что направление социально-психологического сопровождения формирования и развития личностных результатов обладает прогностическим потенциалом и является перспективным для дальнейших разработок.
Ключевые слова: социально-психологическое сопровождение, деятельность, внеурочная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и стандарт основного общего образования (ФГОС НОО и ООО), организационно-управленческая модель внеурочной деятельности, личностные результаты образования, психологическая служба образовательного учреждения.
SPECIAL ASPECTS OF PSYCHOSOCIAL SUPPORT OF PERSONAL GOALS SETTING AND DEVELOPMENT
© 2015
Serafimovich Irina Vladimirovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair "Humanities", scientific supervisor of the psychological support service of Mathematical School № 58 Yaroslavl Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Yaroslavl (Russia) Baranova Yulia Germanovna, educational psychologist of the highest qualification category,
chief specialist of practice-oriented activities Kulikova Svetlana Yuryevna, master of psychology, psychologist, group therapist Mathematical School № 58, Yaroslavl (Russia)
Abstract. The given article is devoted to the socio-psychological aspects of engaging educational institutions in innovative processes of implementing Federal State Educational Standard of Primary and Secondary General Education. Practical experience of psychological support of administrative and educational projects in the context of extra-curriculum activity has been analysed. Some changes in teaching-learning process of educational institutions are presented in relation to active participation of school psychological support service in monitoring researches, analysis and expert evaluating of educational programs in accordance with the requirements of FSES, as well as development of extra-curriculum activity programs that are socially and intellectually oriented. Administrative and managerial model of supporting different extra-curriculum activities have been created on the basis of municipal sites. Several possibilities of psychological assistance in formation of personal achievements of schoolchildren within the frame of extra-curriculum activity are defined. Special attention is paid to extra-curriculum activity programs, which are psychologically oriented (for primary and secondary school) and are aimed at forming and developing personal achievements. It has been proved that the programs represent practical realization and approbation of concept of personal achievements groups in different spheres: cognition, social interaction, healthy lifestyle, morality, self-determination (on the base of researches of Yaroslavl psychological school). It is demonstrated that the area of socio-psychological support of personal achievement formation and development has prognostic potential. The research should be continued.
Keywords: psychosocial support, after school activities, Federal State Educational Standard of Secondary General Education and Primary General Education, organizational and management structure of extra-curriculum activity, personal educational goals, psychological support service.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изменения в социальной сфере общества накладывают отпечаток на изменения в системе образования. Новые образовательные стандарты и непрерывность их корректировки обусловлена меняющимися требованиями к эффектив-
ности и результативности деятельности специалистов различных отраслей. И пока учащийся воспитывается и обучается в рамках школы, уже тогда необходимо помимо предметных и метапредметных результатов обращать внимание на то, какой личностью он является и с какими преобладающими качествами личности выходит
за порог образовательного учреждения. Приоритет, сделанный в ФГОС НОО и ФГОС ООО [1,2,3] на развитие личности в процессе образования, очень значим, при этом из планируемых результатов образования: предметных, метапредметных и личностных (ЛР), последние из них менее всего разработаны в плане определения тех или иных критериев их достижимости. При всей позитивной направленности на личностные результаты, есть такие проблемные зоны как неразработанность конструкта, неоднозначная ясность, как и какими средствами формировать и развивать ЛР, как оценивать динамику развития. Немаловажна в этой работе роль психолога, что подтверждается новым документом - Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н, в котором утвержден профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [4]. Среди задач, которые сегодня вошли в перечень обязательных в стандарте профессиональной деятельности, одна из наиболее сложных - психологическое сопровождение перехода на новые ФГОС, о чем свидетельствуют мнения многих психологов системы образования: М.Р. Битяновой [5,6], И.В. Дубровиной [7], Л.М. Митиной, Л.А. Ясюковой [8], О.В. Хухлаевой [9]. Авторы считают, что «...В условиях достижения целей образования, соответствующих новому поколению стандартов, эффективными становятся технологии, принципиально меняющие характер учебной деятельности. Возрастает роль активных методов обучения, а также социальных технологий» [9; С. 4]. При этом Битянова М.Р. добавляет, что «гибкость и приспособляемость образовательной среды не может быть бесконечной. Есть ряд требований, норм, жестких правил, которые ребенок должен усвоить» [6, С. 12-13]. Л.А Ясюкова уточняет: «Конкретное определение границ приспособляемости среды и требований к ребенку ученые-теоретики предлагают решать педагогическому коллективу самостоятельно. В качестве ориентиров предлагаются образовательные стандарты» [8, С.15].
Одно из определений «личностных результатов» говорит о том, что это «сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам» [10, С.24]. Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как «психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни» [1,2,3]. Формами фиксации результатов оценивания должны стать заключение по эффективности образовательно-воспитательного процесса образовательного учреждения; психолого-педагогическая характеристика и портфолио учащегося [11].
Индивидуальные личностные особенности детей в силу определенных трансформаций современного мира претерпевают существенные изменения, которые выражаются в неосознанно формирующихся поведенческих проявлениях. В последнее время перед психологической службой практически любой школы встают такие важные практические задачи (непосредственно связанные с личностными результатами), которые необходимо своевременно и оперативно решать: буллинг в детской среде, лень, ложь, воровство, прогулы, асоциальное поведение. Особенность этих задач не столько в том, что они появились (они были и ранее, может в меньшей мере), сколько в том, что они носят уже не такой социально неодобряемый характер, имеют новые мотивы, разнообразные причины. Не является исключением и тот факт, что многие родители считают, что такое поведение «с возрастом пройдет». Формирование психики ребенка осложняется тем, что приходя в школу учащийся может иметь те или иные негативные личностные особенности, которые могут закрепиться по причине попустительско-
го отношения к воспитанию ребенка в семье, а также в результате гиперопеки, гипоопеки, рассогласований в воспитательных позициях (особенно при воспитании ребенка в случае развода и использовании его как инструмента разрешения накопившихся проблем родителей). Практика работы психологической службы позволяет заметить и некоторые другие особенности, влияющие на трудность формирования личностных результатов. Аналогичные тенденции подмечены и другими авторами [12,13]: открытость образовательного пространства дала возможность реализовывать и выполнять образовательные функции кроме школы и семьи еще и другим субъектам: медиасфере, Интернету, институтам организации досуга, бизнес-сообществу, общественным движениям, религиозным организациям - и стимулировала в свою очередь уменьшение контроля и ответственности родителей за воспитание детей. Так отсутствие на государственном уровне единых канонов воспитания, слабая психологическая просвещенность родителей (при чрезмерной информационной, в том числе Интернет-насыщенности) приводит к тому, что родитель не находит оптимума и так называемой «золотой середины» в формах и методах психологического воздействия на ребенка, создании комфортных условий для полноценного психологического развития и формирования гармоничной и сбалансированной личности, и в результате, зачастую колеблется между крайностями: от попустительства до гиперопеки, от прислушивания к каждому мнению, полученному из окружающей среды, до полного игнорирования явных деструктивных нарушений личностного развития ребенка.
Таким образом, можно говорить, что изменившиеся социальные аспекты действительности делают запрос на новые возможности психологического влияния для формирования и развития позитивных личностных особенностей, о чем свидетельствуют не только наши эмпирические наблюдения, но и данные психологических исследований Г.М. Андреевой, М.Р. Битяновой [5,6,14]. В связи с вышесказанным, приоритетной задачей перед школой (на государственном уровне) наряду с обучающей является досуговая функция - вовлечение ребенка во внеурочную деятельность с целью его занятости во внеучебное время, создание таких условий, когда у детей удовлетворяются базовые социальные потребности в защищенности, в положительных, социально одобряемых результатах деятельности. Цель нашей статьи - осуществить социально-психологический анализ существующих условий для реализации программ внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы), направленных на формирование и развитие ЛР, выявить и показать возможности психологической работы для содействия формированию личностных результатов учащихся в рамках внеурочной деятельности. В ходе нашей работы использовались методы теоретического характера (анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов, сопровождающих ФГОС, литературы о состоянии и перспективах развития профессиональной деятельности психолога в сфере образования) и эмпирического характера (методы беседы, наблюдения, анкетирования и экспертной оценки, тестирования).
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных ранее частей общей проблемы. Анализ нормативных документов ФГОС НОО (для начального), ФГОС ООО (для основного), ФГОС СПОО (для среднего полного образования) позволяет отметить, что внеурочная деятельность (ВД) организуется по основным пяти направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) и предполагает сходные формы (экскурсии, кружки, секции, клубы и студии, круглые столы, конференции, диспуты,
школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.). В средней школе, в связи с особенностями возрастного развития добавляются еще другие формы работ (юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, поисковые и научные исследования, военно-патриотические объединения и т.д.). При этом формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение. Организация ВД может быть как самостоятельной (в рамках образовательного учреждения), так и с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Стандартами также предусматривается возможность продолжения ВД в период каникул за счет возможностей тематических лагерных смен, летних школ, кроме того ВД может быть осуществлена и индивидуально. Таким образом, на уровне нормативных документов закреплено, что развитие личностных результатов в рамках ВД может быть организована по пяти направлениям, при этом, на наш взгляд, как минимум в трех из них возможна и целесообразна психологическая составляющая (социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное направления).
Таким образом, одно из социальных условий - наличие нормативных и регламентирующих документов - удовлетворено. Вторым, как минимум, условием должно быть наличие конкретных программ, технологий, способов для выполнения поставленных задач. Для удовлетворения этого условия используются учеными и практиками не менее двух направлений деятельности. Первое направление - это создание общего информационного образовательного пространства. Так, например, стоит отметить, что в последние годы в Интернет-пространстве активизировалась работа с использованием IT-технологий, а именно увеличилось количество статей, семинаров, вебинаров, реализуемых на наиболее известных сайтах и порталах, например, клуба «Золотая Психея» (http://psy.su/psyche/), педагогического университета «Первое сентября» (http://edu.1september.ru/), Общероссийского проекта «Школа цифрового века» (Мф://шцв.рф/), на страницах методического журнала для педагогов-психологов «Школьный психолог» (http:// samlib.ru/s/shkolxnyj_p/), на портале «Я-родитель» (http:// www.ya-roditel.ru/), на Интернет-ресурсах Ярославля и Ярославской области (помимо сайтов отдельных образовательных учреждений: школ, дошкольных образовательных учреждений): ГУЯО Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» (http://resurs-yar.ru/), ГАУДПО Института развития образования (http://www.iro.yar.ru/), Муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Городской центр развития образования» (http://www.gcro.ru/), Муниципального учреждения «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (http://gc-pmss.ru/), Молодежного портала для воспитанников и выпускников детских домов «Ты можешь сам (ТМС)» созданном при поддержке правительства ЯО и участии нескольких учреждений города (http://www.tmsam.ru/). Так, обращение нами к системе веб-аналитики (Top.Mail.Ru) показало, что количество посетителей на сайте «Школьный психолог» (по данным на май 2016 года) составляет в среднем за сутки 82047, другая аналитическая система (Livelnternet) оценила количество посетителей портала «ТМС» в среднем за сутки 2662. И в то же время более глубокий анализ представленных материалов позволяет обнаружить, что среди авторов и исследователей отсутствует единое понимания сущности внеурочной деятельности в школе, роли психологической службы в реализации данного направления, также можно зафиксировать разночтения в понимании некоторых аспектов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 264
Помимо активизации дискуссий и обсуждений вокруг вышеуказанной тематики еще одним перспективным направлением (вторым) в достижении поставленных целей по формированию и развитию ЛР в рамках образовательных учреждений является идея использования уже имеющихся качественных разработок и зарекомендовавших себя психологических программ для новых задач ВД. На региональном уровне мы воспользовались наработками ГУ ЯО «Центр профессионально ориентации и психологической поддержки «Ресурс», который выпустил электронный пакет материалов по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС второго поколения, обобщив и сделав компиляцию, по возможности многочисленных наработок Российский ученых и практиков в данной области [15]. Проанализировав предоставленные материалы, мы определили, что из более чем 40 предложенных программ для занятий по внеурочной деятельности не более 10% представляют интерес для педагогов-психологов в рамках реализации ими в учреждении направления работы по ВД и имеют научно-практические характеристики для их эффективного применения (апробацию, методическую обоснованность). Проанализировав содержание программ, установили, что для начальной школы их не так много, как кажется на первый взгляд, а именно: И.В.Вачков, Т.А.Аржакаева, А.Х.Попова («Психологическая азбука» - 1 класс, 2 класс, 2003), Ю.Б.Гатанов («Курс развития творческого мышления» - 5-14 лет, 1999), А.З.Зак («Интеллектика: 800 занимательных задач. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов», 2003), С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник («Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», 2002)., Н.П.Локалова («120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов», 2006), О.В.Хухлаева («Лесенка радости», 5-9 лет, 1998). Для средней ступени разработанных программ личностной и социально-психологической направленности не представлено в достаточной степени, кроме того, даже для вышеуказанных программ начальной школы преемственного сопровождения в среднем звене нет, что дает основания говорить о том, что реализация собственно психологических занятий в рамках внеурочной деятельности представляет определенные сложности в виду недостаточной методической оснащенности и разработанности.
Таким образом, необходимость осуществить преемственность начальной и средней школ, запросы нашего времени в работе в рамках единого конструкта, значимость практической апробации разработанных теоретических положений, интеграцию накопленного опыта некоторых Ярославских школ под единую структурную схему обусловила создание нами новых образовательных программ внеурочной деятельности по психологии, которые разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО и предполагают «для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся отдельное время в учебном плане на изучение отдельных обязательных учебных предметов. обеспечивающих различные интересы обучающихся, .в том числе, на внеурочную деятельность»[1]. Для выбора единого конструкта, обеспечивающего преемственность программ для начальной и средней школы, мы воспользовались наработками авторского коллектива Ярославских ученых под руководством Н.П. Ансимовой, И.В. Кузнецовой [16,17], которым была предпринята попытка выделить показатели личностных результатов, их структуру и особенности проявлений и были выделены 6 групп личностных результатов для обучающихся начальной школы: в области познания, в области взаимодействия с другими людьми, в области социального поведения, в области здорового образа жизни и безопасности поведения, в духовно-нравственной сфере, в области самоопределения. Мы опираемся на определение, данное вышеуказанными авторами, которые считают, что под АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)
«личностными результатами образования можно понимать те личностные качества, знания, умения, навыки и способности, которые обеспечивают возможность эффективного применения предметных и метапредметных результатов, а также других результатов образования в различных жизненных ситуациях» [17, С.11].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В нашей школе (ОШ № 58) психологическая служба осуществляет сопровождение двух проектов в контексте ВД: собственно психологические занятия в рамках ВД и психолого-педагогическое сопровождение организационно-управленческой модели ВД (аналитика и мониторинг). Проект «Создание организационно-управленческой модели внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в рамках внедрения ФГОС» был разработан в 2013-2014 учебном году и рассчитан на 3 года. В настоящее время в школе в 45 классах обучается 1202 учащихся, внеурочной деятельностью в основной школе охвачено не более 50% учащихся. Социально-психологический мониторинг реализуется по двум основным направлениям: во-первых, отслеживаются параметры деятельности, причем основное внимание уделяется процессуальным характеристикам, т.е. особенностям осуществления деятельности (ее трудностям, препятствиям, искажениям), поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными и результативным (оценка эффективности и удовлетворенности детей и родителей, внешняя экспертиза). Рефлексия деятельности учреждения: осознание «проблемных» зон, обмен опытом решения проблемных ситуаций на уровне школы, города, региона, участие в научно-практических конференциях - позволила частично видоизменить систему работы и решить некоторые вопросы, по которым было рассогласование (неоптимальное расписание занятий, недостаточное материальное оснащение занятий, низкая посещаемость, невысокая мотивация, несогласованность решения детей и родителей в отношении выбора курсов), и смоделировать маркетинговые шаги для родителей и педагогов ОУ по привлечению к внеурочной деятельности. Так мы можем констатировать, что перспективы развития ВД в учреждении рассматриваются нами как положительные, чему свидетельствуют отзывы о данном направлении деятельности обучающихся, родителей и педагогов. Кроме того, в виду небольшой наполняемости групп по ВД мы посчитали возможным использовать их в качестве тью-торской помощи детям для создания индивидуальных образовательных маршрутов. Основные результаты наработок в этом направлении были опубликованы нами [18,19,20,21].
Что касается собственно психологических занятий в рамках ВД, то это более трудоемкое и сложное дело, чем казалось на первый взгляд. На базе психологической службы МОУ СОШ № 58 (муниципальной площадки) была создана инициативная творческая группа психологического сопровождения ФГОС, объединяющая нескольких психологов различных образовательных учреждений г.Ярославля для решения новых задач интеграции внутри образования. Совместно были выпущены методические рекомендации [22] для педагогов-психологов системы образования и других специалистов, реализующих психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС, в которые вошли четыре программы ВД по психологии (для начальной и средней школы). Программы включают в себя комплекс занятий с вариативными заданиями и упражнениями, комментариями для ведущего и оценкой эффективности и результативности, приложений, содержащих разнообразные практические материалы (представлены в полном объеме на CD). Цель каждой программы - способствовать формированию и развитию личностных результатов. Каждая программа проходила апробацию, включившую:
1. Проведение занятий и апробацию вариативности
заданий, оптимальности подбора упражнений, результативности по параметрам соотношения поставленных задач и ожидаемых результатов, отзывы о занятиях различных участников образовательного процесса. Апробация программ проходила в течение трех лет на базе муниципальных образовательных учреждений (МОУ) средней общеобразовательной школы № 84 с углубленным изучением английского языка, средней общеобразовательной школы №58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла, средней общеобразовательной школы № 76 г. Ярославля. Всего было задействовано 1856 обучающихся, более 150 родителей и 150 педагогов. Отзывы, собранные от различных участников образовательного процесса, характеризовались конструктивной направленностью и положительной динамикой.
2. Публикации, включающие в себя различные аспекты апробации программы, выступления с докладами на научно-практических конференциях, проведение открытых мероприятий на базе школы по обмену опытом (семинары, мастер-классы). В целом по всем программам было издано 9 публикаций, проведено 5 выступлений на научно-практических конференциях, организовано 8 городских и областных мероприятий по обмену опытом на базе школ.
3. Экспериментальное исследование динамики показателей до и после проведенных занятий. Была проведена статистическая обработка полученных результатов диагностики до и после прохождения учащимися курса занятий. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью U-критерия Манна-Уитни, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, Т - критерия Вилкоксона для сравнения изучаемых показателей экспериментальной группы до и после проведения программы. Личностные результаты (согласно ФГОС) включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. В нашем исследовании изменились показатели творческого мышления, которое мы рассматриваем как основу для саморазвития (Erikson E.H., Irvin Y. D., Rogers C.R.) [24,25,26] и важные личные свойства в современном мире (увеличились показатели беглости, гибкости, оригинальности (р<0,05). Значимые различия были обнаружены в самооценке учащихся по фактору «целеустремленный» (р<0,05) [23]. Экспертная оценка педагогического и родительского сообществ показала, что изменились социальные компетенции учащихся, а именно, отметили уменьшение конфликтности в общении у ребенка 12%, повышение речевой компетентности, умение слушать собеседника, регуляцию своего поведения. Умение сотрудничать и работать в команде отметили у детей около 50% экспертов, а мотивация к самопознанию увеличилась на 15%.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
1. На основе социально-психологического анализа существующих условий для реализации программ внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы) создана административно-управленческая модель сопровождения внеурочной деятельности и ее реализации, которая показала перспективность и целесообразность дальнейшей работы в этом направлении.
2. Выявлены и показаны возможности психологической работы для содействия формированию личностных результатов учащихся в рамках внеурочной деятельности. Представлена целесообразность интегративной работы психологических служб различных образовательных учреждений города на базе муниципальной площадки.
3. Продемонстрирован вариант комплексной рабо-
ты ученых и практиков: разработанный теоретический конструкт Ярославской психологической школы о группах личностных результатов (в сферах познания, взаимодействия с другими людьми, социального поведения, здорового образа жизни, духовно-нравственной сферы, самоопределения) нашел свое применение в апробации программы внеурочной деятельности для начальной и средней школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009, N 373.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. Пр. N 1897.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СПОО) [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.04.2012. Пр. N 413.
4. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования) [Текст]: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015, N 514н.
5. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст]: для администрации школ, педагогов и школьных психологов / М. Р. Битянова. М.: Образовательный центр «ПедПоиск». 1997. 112 с.
6. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей [Текст]. Учеб. пособие. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2001. 576 с.
7. Дубровина И.В. Исповедь педагога-психолога [Текст] //Развитие личности, 2013. №2. С.219-220.
8. Ясюкова Л.А. Реформирование образования: цели и проблемы [Текст] // Школьные технологии. 2011. №2 5. С. 7-19.
9. Хухлаева О.В., Кядикова, Е.А., Структура деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом [Текст] // «Справочник педагога-психолога». М.: МЦФЭР. 2014. №12. С. 4-11.
10. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 74-76.
11. Карабанова О.А. Об оценке личностных результатов образования [Текст] / [Электронный ресурс]// Доклад профессора кафедры возрастной психологи факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Ольги Карабановой, представленный 12 ноября 2012 г. в рамках научно-методического семинара по вопросам обеспечения Программы развития универсальных учебных действий как компонента новых ФГОС общего образования. URL:http://www.gos-book.ru/user/login?destination=node%2F65824 (дата обращения 05.05.16).
12. Думчева А.Г. ФГОС: вызовы времени. О новой профессиональной реальности [Текст] // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2016. №1. С. 4-8.
13. Царева А. Массовое открытое онлайн-образова-ние. Бесплатно и в любое время [Текст] // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2016. №1С. 28-31.
14. Андреева Г.М. Социальная психология //М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.
15. Пакет материалов по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС второго поколения. Начальная школа [Текст] //Под ред. И.В. Кузнецовой [Электронный 266
ресурс] - Ярославль: Ресурс, 2015 - электрон. опт. диск (CD-ROM, 700 экземпляров).
16. Личностные результаты образования: содержание, показатели, формирование [Текст]: издание для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС начального общего образования второго поколения / авт.сост. Н.П. Ансимова, О.В. Большакова, О.Н. Кащеева, И.В. Кузнецова, Н.Г. Рукавишникова, И.В. Серафимович, М.Н. Хахунова; под общ. ред. Н.П. Ансимовой, И.В. Кузнецовой -Ярославль: ИД «Канцлер». 2015. 107 с.
17. Содержание деятельности педагога-психолога [Текст]: Методические рекомендации/ авт.сост.: Н.П. Ансимова, О.В. Большакова, И.В. Кузнецова, Н.Г. Рукавишникова, И.В. Серафимович, М.Н. Хахунова; под общ. ред. Н.П. Ансимовой, И.В. Кузнецовой. Ярославль: ИД «Канцлер» 2015. 226 с.
18. Леднева, И.Ю., Чупыгина, Н.В., Тулякова, Е.А., Серафимович И.В. Вариант практического подхода к организации преемственности начального и среднего звена при переходе на новые ФГОС [Текст] //Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и перспективы: сборник научных статей второй Всероссийской интернет-конференции [Октябрь-декабрь 2013 г.] / под ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. -С.91-95 //[Электронный ресурс] «Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и перспективы» - 2013 - Сборник научных статей второй Всероссийской интернет-конференции - Режим доступа: http://yspu.org
19. Серафимович, И.В. Остапенко, И.С., Крупкина, Т.В. Особенности организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в рамках внедрения ФГОС [Текст] //Современное дошкольное и начальное образование: многообразие теоретических конструктов и методических моделей: материалы конференции «Чтения Ушинского», Ч. 1. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. с. 125-130.
20. Серафимович, И.В., Баранова, Ю. Г., Гар, М.И., Геттих, О.В. Практические рекомендации по тьютор-скому сопровождению педагогов для развития креативной компетентности [Текст] //Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография /Под ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г.Киселевой, доц. Т.В.Огородовой - Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. - с 211-239.
21. Серафимович И.В., Баранова Ю.Г. Особенности психолого-педагогического сопровождения внеурочной работы в начальной и средней школе [Текст] // Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы: материалы международной конференции «Чтения Ушинского» - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. с. 132-140.
22. Формирование и развитие личностных результатов образования: программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы) [Текст]: методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС /авт.-сост. Серафимович И.В., Вишневская С.Ю., Баранова Ю.Г., Куликова С.Ю., Крутикова Е.Н.; под общ. Ред. Серафимович И.В. - Ярославль: ИД «Канцлер», 2015. - 128с. (с приложениями на CD).
23. Серафимович, И.В. Крутикова, Е.Н. Психологическое сопровождение развития потенциальной одаренности детей младшего школьного возраста [Текст] // Современное дошкольное и начальное образование: многообразие теоретических конструктов и методических моделей: материалы конференции «Чтения Ушинского», Ч. 1. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. с. 104110.
24. Erikson E.H. Childhood and Society//W. W. Norton & Company. Vintage, 1995. 397p.
25. Irvin Y. D. Inpatient Group Psychotherapy. Basic Books. 1983. 416 p.
26. Rogers C.R. On Becoming a Person: A Therapists АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)
View of Psychotherapy.// California: Western Behavioral Sciences institute La /11i, 1995.420 p.
27. Rogers C.R. Client-Centered Therapy //US & Canada: Psychotherapy.net 150 Shoreline Highway. 2012. 49 p.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Метакогнитивные процессы в профессионализации субъекта» (проект № 15-06-10823а)