УДК 37.013.42
ББК Ч466.4 ГРНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01
Иванова Ирина Викторовна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского; 248023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26, к. 112; е-mail: [email protected].
Макарова Валентина Александровна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского; 248023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26, к. 112; е-mail: [email protected].
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модернизация образования, образовательная сеть, образовательная организация, внеурочная деятельность, авторская программа внеурочной деятельности.
АННОТАЦИЯ. В статье представлено описание модели сетевого взаимодействия образовательных организаций города Калуги в рамках реализации внеурочной деятельности младших школьников в освоении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), которая прошла успешную апробацию на базе четырех начальных школ г. Калуги. Основными результатами апробации модели является развитие личности учащихся в ходе освоения программ внеурочной деятельности; рост уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов в области организации внеурочной деятельности по линии ФГОС ФГОС НОО; развитие организационных навыков и социальной активности студентов, задействованных в проекте. С введением ФГОС внеурочная деятельность получает статус «образовательной деятельности» и становится необходимым компонентом получения образования. Внеурочная деятельность - часть общего образования, позволяющая обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Дополнительное образование способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению личности. Наиболее эффективным способом сотрудничества и взаимодействия образовательных учреждений становится организация сетевого взаимодействия. Сеть - это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Сетевое взаимодействие основано на равном положении организаций в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, то есть неиерархических связей.
Ivanova Irina Viktorovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Social Adaptation and Organization of Work with the Youth, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.
Makarova Valentina Aleksandrovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Social Adaptation and Organization of Work with the Youth, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.
SOCIO-PEDAGOGICAL PARTNERSHIP OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF DIFFERENT TYPES AND KINDS IN THE PROCESS OF EDUCATION MODERNIZATION
KEYWORDS: modernization of education, educational network, educational institution, extracurricular activities, authored program of extracurricular activities.
ABSTRACT. The article describes a model of network interaction of educational institutions of the city of Kaluga in the framework of the extracurricular activity of junior pupils in the process of implementation of the Federal State Educational Standard for primary education, which has been successfully tested on the basis of four elementary schools in the city of Kaluga. The main results of the test of the introduced model are the development of pupils' personality in the process of implementation of extracurricular activities programs; the increase of the level of professional competence of primary school teachers in the organization of extracurricular activities in accordance with the Federal State Educational Standard for primary education; and the development of organizational skills and social activity of students involved in the project. After the implementation of the Federal State Educational Standard extracurricular activity receives the status of "educational activity" and becomes the necessary component of getting education. Extracurricular activity is a part of general education which allows the students to get a stable need to getting knowledge and creative activity, maximally realize themselves and self-determine professionally and personally. Additional education facilitates the development of inclinations, abilities and interests, civil and moral properties and life and professional self-determination of the person. Organization of network partnership becomes the most effective kind of cooperation and interaction. Network is a set of institutions with common purposes, resources for their achievement and one center of control. Network partnership is based on the equal status of institutions in the system in relation to each other and in numerous horizontal, i.e. non-hierarchical relations.
В
последние годы в системе образования проводятся серьезные преобразования, реализуются глобальные проекты, поддерживаемые государством, инициируемые Президентом Российской Федерации. Модернизация образования осуществляется через мероприятия приоритетного национального проекта «Образование», Комплексного проекта модернизации образования, реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В русле рассмотрения индивидуализации образовательной деятельности особую значимость приобретает организация вне-учебной работы. Пространство дополнительного образования является благоприятным и естественным для саморазвития ребенка, позволяя саморазвиваться в том виде деятельности, который соответствует ее направленности, интересам и потребностям, что дает возможность человеку быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в свои возможности и способности [3].
С введением ФГОС внеурочная деятельность получает статус «образовательной деятельности» и становится необходимым компонентом получения образования. Согласно ФГОС начального общего образования (далее - ФГОС НОО) учебный план включает внеурочную деятельность, предполагающую использование специфичных форм работы, отличных от урочной системы. Внеурочная деятельность - часть общего образования, позволяющая обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Сегодня перед педагогами стоит задача грамотной разработки программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС [4; 7].
С введением нового ФГОС значительно возрастает роль дополнительного образования, оно становится сферой социального партнерства, в которой пересекаются интересы города (региона), профессиональных сообществ, родителей, детей.
Вполне закономерна социальная востребованность сферы дополнительного образования со стороны заказчиков и потребителей образовательных услуг, в качестве которых выступает личность, родительское сообщество и инновационные производственные структуры. Дополнительное образование способно влиять на качество жизни, поскольку оно ориентировано на раскрытие творческого потенциала личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и
© Иванова И. В., Макарова В. А., 2015
интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению личности [13].
Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Инновационные тенденции развития системы дополнительного образования направлены на поиск различных путей взаимодействия всех подсистем профессионального образования. И с этих позиций дополнительное образование видится как звено общей системы непрерывного образования, как партнер общеобразовательной и профессиональной школы, как основа формирования современного воспитательного пространства - среда позитивного индивидуального развития личности. Актуализация потребностей в образовании, в ряду которых важным является потребность личности в дополнении и расширении знаний и деятель-ностных умений, а также принятие идеи непрерывности образования человека в течение всей его жизни, обусловливает целесообразность для учреждений дополнительного образования поиска путей взаимодействия с учреждениями общего, начального, среднего, высшего профессионального образования [13].
Введение ФГОС предоставляет новые возможности в организации внеурочной деятельности через налаживание социально-педагогического партнерства между образовательными организациями различных типов и видов. Социально-педагогическое партнерство в системе взаимодействия общего, дополнительного и высшего образования может быть представлено разнообразными по формам и содержанию образовательными взаимодействиями.
Современная образовательная практика уделяет много внимания общественной открытости и социальной активности образовательных организаций как основным стратегическим направлениям их развития. В рамках взаимодействия образовательных организаций разных статусов, типов и видов, где социальными партнерами сотрудничества выступают не одно учреждение/организация, а несколько, можно говорить об образовании определенной сети контактов, затрагивающих различные структурные компоненты и направления деятельности образовательной организации. Наиболее эффективным способом сотрудничества и взаимодействия образовательных учреждений становится организация сетевого взаимодействия. Формирование организационной структуры любого сетевого взаимодействия образовательных организаций
основано в первую очередь на понимании сущности понятия «сетевое взаимодействие». Использование термина «сетевое взаимодействие» в педагогической практике можно отнести к последней четверти XX в., когда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику Ю. А. Ко-наржевским [17].
Разработка схем сетевого взаимодействия образовательных организаций основана на понимании сущности сети и сетевого взаимодействия. Сеть - это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Отличительной чертой сети является особый тип взаимодействия разных типов и видов организаций. Сетевое взаимодействие основано на равном положении организаций в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, то есть неиерархических связей. По этим связям между организациями происходит обмен ресурсами, информацией и перемещение учащихся [12].
Образовательная сеть рассматривается как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга [16].
Социолог М. М. Чучкевич при анализе понятий «сеть» и «сетевое взаимодействие» вводит понятие «сетевая организация» - это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру [15].
В современных работах исследователей в сфере педагогического менеджмента определено, что сетевое взаимодействие - это разные по типу и масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения каких-либо общих педагогических целей [14].
Во всех вышеперечисленных определениях выделено понятие «объединяющая цель». По оценке ученых, объединяющая цель в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети сотрудничества [15].
Важным в организации образовательной сети становится и появление лидера (лидеров) в сетевом сообществе - человека, группы или организации, которые являются носителями финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса, которым можно «поделиться» [17].
В контексте проектирования внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО особенно востребованными становятся сетевые проекты, реализация которых объединяет образовательные организации: школы, организации дополнительного образования детей, городские психологические центры, высшие учебные заведения [11].
Остановимся на описании авторской модели сетевого взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного и высшего образования в рамках реализации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО (далее по тексту - модели), результатах ее экспериментальной апробации.
Основным предметом проектирования выступило социально-педагогическое партнерство в системе взаимодействия общего, дополнительного и высшего образования по линии организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО.
Научная новизна проектирования состоит в разработке модели сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций города Калуги в рамках реализации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО, определении комплекса условий, необходимых для ее осуществления.
Критериями результативности сетевого взаимодействия образовательных организаций по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО являются:
- функционирование модели сетевого взаимодействия образовательных организаций по реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО с привлечением методических, психолого-педагогических, профессиональных, материально-технических ресурсов образовательных организаций разного типа и вида;
- разработка и реализация образовательных программ внеурочной деятельности по линии ФГОС НОО на базе общеобразовательных школ города Калуги;
- позитивная динамика развития личности младшего школьника, задействованного во внеурочной деятельности;
- повышение профессиональной компетентности учителей начальных классов по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО.
Внедренческой базой выступили: ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского; МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Калуги; МБОУ «СОШ № 1» г. Калуги; МБОУ «СОШ № 8» г. Калуги; МБОУ «СОШ № 25» г. Калуги; МБОУ «СОШ № 30» г. Калуги. В реа-
лизации модели приняли участие: 177 учащихся начальных классов, 7 учителей начальных классов, 12 студентов Института социальных отношений ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.
На сегодняшний день модель организации дополнительного образования детей в современной школе в учебно-воспитательных комплексах (УВК) является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения [1].
В нашем случае модель сетевого взаимодействия расширяется по типу учебно-воспитательных комплексов (УВК), поскольку общеобразовательная школа входит в состав более сложных объединений: «школа - организация дополнительного образования детей - вуз».
В качестве основы сетевого взаимодействия выступили авторские программы внеурочной деятельности для младших школьников «Мой новый мир» (для учащихся 1-
2-х классов) и «Маленький принц» (программа для учащихся 3-4-х классов) [2].
В качестве методического сопровождения для учителей, реализующих данные программы, изданы тексты авторских программ, методические рекомендации по их реализации [5; 6]. Все программы снабжены мониторингами саморазвития учащихся. Изданы статьи методического характера по составлению программ мо-ниторингов [8; 9; 10].
Главным результатом работы является личностный рост учащихся - главных участников внеурочной деятельности. Оценка эффективности реализации программ «Маленький принц» и «Мой новый мир» проводилась с помощью авторской системы диагностики [8; 9; 10].
Анализ проведенных мониторингов развития личности школьников, итоги наблюдений за поведением учащихся, опросов родителей свидетельствует о динамике развития детей по показателям: предметные результаты, метапредметные и личностные результаты.
Не менее важным показателем эффективности реализации модели является развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов в области организации внеурочной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2010. 223 с.
2. Иванова И. В. Авторские программы внеурочной деятельности как основа сетевого взаимодействия между основным и дополнительным образованием в освоении ФГОС НОО // Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 20-28.
3. Иванова И. В. Макарова В. А. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования / / Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 8. С. 14-20.
4. Иванова И. В. Неформальное образование - инвестиции в человеческий капитал / / Вестник Томского государственного университета. 2015. № 390. С 179-184.
5. Иванова И. В., Скандарова Н. Б. Осваиваем ФГОС : методические рекомендации по реализации программ внеурочной деятельности для ФГОС НОО (1 год обучения). Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. 224с.
6. Иванова И. В., Скандарова Н. Б. Осваиваем ФГОС : программы внеурочной деятельности для ФГОС НОО. Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. 140с.
7. Иванова И. В. Сопровождение саморазвития учащихся в дополнительном образовании // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 396. С. 183-193.
8. Иванова И. В. Составление технологии мониторинга саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. Т. 2. № 6. С. 14-22.
9. Иванова И. В., Логинова Л. Г. Технология мониторинга развития личности учащихся в дополнительном образовании // Нижегородское образование. 2013. № 3. С. 113-118.
10. Иванова И. В., Логинова Л. Г. Технология мониторинга саморазвития младших школьников во внеурочной деятельности // Методист. 2014. № 10. С. 9-19.
11. Иванова И. В. ФГОС НОО: новые возможности в организации внеурочной деятельности // Воспитание школьников. 2015. № 2. С. 11-17.
12. Логинова Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. М. : Агентство «Мегаполис», 2008. 392 с.
13. Меркулова Н. В. Интеграция основного, профессионального и дополнительного образования / / Среднее профессиональное образование. 2010. № 4. С. 37-38.
14. Острые проблемы управления учреждением: поиски решения / Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М. : Изд. дом «Новый учебник», 2008. 240 с.
15. Семь НОТ менеджмента / Под ред. В. Красновой и А. Привалова; 5-е изд., доп. М. : ЗАО «Журнал Эксперт», ООО «Издательство ЭКСМО», 2010. 656 с.
16. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей / Составители: Л. Н. Буйлова и др. М. : Юнити-дана, 2007. 48 с.
17. Тузовская И. И., Палехина М. С. Возможности сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и дополнительного образования детей / / Образование. Карьера. Общество. 2014. № 2 (41). С. 3-5.
REFERENCES
1. D. V. Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov. Metodicheskiy konstruktor : posobie dlya uchitelya. M. : Prosveshchenie, 2010. 223 s.
2. Ivanova I. V. Avtorskie programmy vneurochnoy deyatel'nosti kak osnova setevogo vzaimodeystviya mezhdu osnovnym i dopolnitel'nym obrazovaniem v osvoenii FGOS NOO / / Vospitanie shkol'nikov. 2015. № 7. S. 20-28.
3. Ivanova I. V. Makarova V. A. Vospitanie i sotsializatsiya detey i molodezhi v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya / / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta. 2015. № 8. S. 14-20.
4. Ivanova I. V. Neformal'noe obrazovanie - investitsii v chelovecheskiy kapital // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 390. C. 179-184.
5. Ivanova I. V., Skandarova N. B. Osvaivaem FGOS : metodicheskie rekomendatsii po rea-lizatsii programm vneurochnoy deyatel'nosti dlya FGOS NOO (1 god obucheniya). Kaluga : KGU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2014. 224s.
6. Ivanova I. V., Skandarova N. B. Osvaivaem FGOS : programmy vneurochnoy deyatel'no-sti dlya FGOS NOO. Kaluga : KGU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2014. 140s.
7. Ivanova I. V. Soprovozhdenie samorazvitiya uchashchikhsya v dopolnitel'nom obrazovanii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 396. C. 183-193.
8. Ivanova I. V. Sostavlenie tekhnologii monitoringa samorazvitiya uchashchikhsya vo vne-urochnoy deyatel'nosti v usloviyakh realizatsii FGOS NOO / / Standarty i monitoring v obrazo-vanii. 2014. T. 2. № 6. S. 14-22.
9. Ivanova I. V., Loginova L. G. Tekhnologiya monitoringa razvitiya lichnosti uchashchikhsya v dopolnitel'nom obrazovanii / / Nizhegorodskoe obrazovanie. 2013. № 3. S. 113-118.
10. Ivanova I. V., Loginova L. G. Tekhnologiya monitoringa samorazvitiya mladshikh shkol'-nikov vo vneurochnoy deyatel'nosti // Metodist. 2014. № 10. S. 9-19.
11. Ivanova I. V. FGOS NOO: novye vozmozhnosti v organizatsii vneurochnoy deyatel'no-sti // Vospitanie shkol'nikov. 2015. № 2. S. 11-17.
12. Loginova L. G. Kachestvo dopolnitel'nogo obrazovaniya detey. Menedzhment. M. : Agent-stvo «Megapolis», 2008. 392 s.
13. Merkulova N. V. Integratsiya osnovnogo, professional'nogo i dopolnitel'nogo obrazo-vaniya / / Srednee professional'noe obrazovanie. 2010. № 4. S. 37-38.
14. Ostrye problemy upravleniya uchrezhdeniem: poiski resheniya / Seriya «Biblioteka Fe-deral'noy programmy razvitiya obrazovaniya». M. : Izd. dom «Novyy uchebnik», 2008. 240 s.
15. Sem' NOT menedzhmenta / Pod red. V. Krasnovoy i A. Privalova; 5-e izd., dop. M. : ZAO «Zhurnal Ekspert», OOO «Izdatel'stvo EKSMO», 2010. 656 s.
16. Slovar'-spravochnik terminologii v dopolnitel'nom obrazovanii detey / Sostaviteli: L. N. Buylova i dr. M. : Yuniti-dana, 2007. 48 s.
17. Tuzovskaya I. I., Palekhina M. S. Vozmozhnosti setevogo vzaimodeystviya uchrezhdeniy srednego professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo obrazovaniya detey // Obrazova-nie. Kar'era. Obshchestvo. 2014. № 2 (41). S. 3-5.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. И. Маслов.