Научная статья на тему 'Социально-психологическое взаимодействие участников образовательного процесса в обеспечении условий для формирования и развития личностных результатов школьников'

Социально-психологическое взаимодействие участников образовательного процесса в обеспечении условий для формирования и развития личностных результатов школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1146
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL INTERACTION / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL ENHANCEMENT / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PERSONAL RESULTS OF STUDENTS / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCE / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / EDUCATION PSYCHOLOGIST / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / SCHOOL PSYCHOLOGICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна, Беляева Ольга Алексеевна, Баранова Юлия Германовна

Статья посвящена анализу практики общеобразовательных учреждений, имеющих многолетний опыт участия в инновационной деятельности, для которых сферой особого внимания стало решение организационных проблем, связанных с разработкой и созданием системы психолого-педагогических условий для всестороннего личностного развития обучающихся. Привлечено внимание к проблеме создания принципиально нового формата продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, психологов, родителей и самих школьников) для обеспечения требуемых условий. С опорой на современные научные разработки и анализ актуальной социально-психологической практики авторами представлена логика реализации единого проекта, включающего в себя административно-управленческий и информационно-просветительский блоки, программы повышения профессиональной компетентности педагогов и развивающие программы внеурочной деятельности для обучающихся. По результатам апробации разработанных направлений все представленные модули объединены общей идеей содействия формированию и развитию личностных результатов школьников, и обеспечивают реализацию требований ФГОС к соответствию возрастным особенностям и преемственности в организации работы начальной и основной ступеней образования. Доказана важность консолидации усилий всех заинтересованных субъектов учебно-воспитательного процесса в решении обозначенных проблем, определена необходимость дальнейшей разработки методических аспектов в решении вопросов, связанных с формированием всех групп личностных результатов школьников. Рефлексия и осмысление имеющихся проблемных зон необходимы как для построения эффективной стратегии обучения студентов и повышения квалификации работающих в системе образования специалистов, так и для планирования на уровне города и региона отдельных аспектов апробации стандарта педагога-психолога, непосредственно сопровождающего формирование и развитие личностных результатов школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна, Беляева Ольга Алексеевна, Баранова Юлия Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL INTERACTION OF SCHOOL COMMUNITY ENABLING APPROPRIATE CONDITIONS FOR SCHOOLCHILDREN''S PERSONAL RESULTS DEVELOPMENT

The article is devoted to analyzing the practice of the general educational institutions that have long-term experience of contributions towards innovations and which pay particular attention to coping with institutional problems concerning development and creation of the system of psychological pedagogical conditions for comprehensive personal enhancement of students. The attention to the problem of creating absolutely new format of productive interaction of all the participants of educational process (teachers, authorities, psychologists, parents and schoolchildren) is drawn to provide required conditions. Basing on the modern scientific research and analysis of current social-psychological experience the authors have presented the scheme of realization of integrated project that includes administrative-and-managerial and awareness-raising units, teachers' professional competency training programs and also students' extracurricular programs. After considering the results of approbation of developed directions, all presented modules have been combined by the main idea of contributing to formation and development of personal results of schoolchildren. They are child-friendly in accordance to FSES requirements and support the continuity in the primary and secondary education. The importance of combined actions of the interested parties of teaching-educational process directed to solving the defined problems has been proven. The necessity of further development of methodological aspects of coping with all the problems concerning formation of the groups of personal results of schoolchildren has been established. Reflection and comprehension of existing problem areas are necessary for building effective learning strategy and for advanced training of specialists working in educational system, as well as for city and region-level planning of some aspects of standard approbation of an education psychologist who conducts formation and development of personal results of schoolchildren face-to-face.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическое взаимодействие участников образовательного процесса в обеспечении условий для формирования и развития личностных результатов школьников»

УДК 159.99+316.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ

© 2018

Серафимович Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента и гуманитарных дисциплин, заместитель директора по внеучебной работе Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, филиал в Ярославле (150023, Россия, Ярославль, ул. Большие Полянки, 3, e-mail: iserafimovich@yandex.ru) Беляева Ольга Алексеевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения, педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель психологической службы школы №59 в г. Ярославле Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (150000, Россия, Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1, e-mail: olga-alekseevna@mail.ru) Баранова Юлия Германовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории Средняя школа № 58 суглубленным изучением предметов естественно-математического цикла (150063, Россия, Ярославль, ул. Труфанова, 21А, e-mail: jljli@yandex.ru)

Аннотация. Статья посвящена анализу практики общеобразовательных учреждений, имеющих многолетний опыт участия в инновационной деятельности, для которых сферой особого внимания стало решение организационных проблем, связанных с разработкой и созданием системы психолого-педагогических условий для всестороннего личностного развития обучающихся. Привлечено внимание к проблеме создания принципиально нового формата продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, психологов, родителей и самих школьников) для обеспечения требуемых условий. С опорой на современные научные разработки и анализ актуальной социально-психологической практики авторами представлена логика реализации единого проекта, включающего в себя административно-управленческий и информационно-просветительский блоки, программы повышения профессиональной компетентности педагогов и развивающие программы внеурочной деятельности для обучающихся. По результатам апробации разработанных направлений все представленные модули объединены общей идеей содействия формированию и развитию личностных результатов школьников, и обеспечивают реализацию требований ФГОС к соответствию возрастным особенностям и преемственности в организации работы начальной и основной ступеней образования. Доказана важность консолидации усилий всех заинтересованных субъектов учебно-воспитательного процесса в решении обозначенных проблем, определена необходимость дальнейшей разработки методических аспектов в решении вопросов, связанных с формированием всех групп личностных результатов школьников. Рефлексия и осмысление имеющихся проблемных зон необходимы как для построения эффективной стратегии обучения студентов и повышения квалификации работающих в системе образования специалистов, так и для планирования на уровне города и региона отдельных аспектов апробации стандарта педагога-психолога, непосредственно сопровождающего формирование и развитие личностных результатов школьников.

Ключевые слова: социально-психологическое взаимодействие, личностное развитие, личностные результаты обучающихся, проект, профессиональная педагогическая компетентность, внеурочная деятельность школьников, педагог-психолог, психологическая служба образовательного учреждения.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL INTERACTION OF SCHOOL COMMUNITY ENABLING APPROPRIATE CONDITIONS FOR SCHOOLCHILDREN'S PERSONAL RESULTS DEVELOPMENT

© 2018

Serafimovich Irina Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the Department of Management and Humanities, vice-principal for extra-curricular activities Plekhanov Russian University ofEconomics, Branch in Yaroslavl (150023, Russia, Yaroslavl, Bolhiye Polianki St 3, e-mail: iserafimovich@yandex.ru) Belyaeva Olga Alekseevna, candidate of psychological sciences, senior lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology of Elementary Education, a teacher-psychologist of the highest qualification category, the head of the psychological service of school Secondary school №59 in Yaroslavl

Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (150000, Russia, Yaroslavl, Republican St. 108/1, e-mail: olga-alekseevna@mail.ru)

Baranova Yulia Germanovna, educational psychologist of the highest qualification category, chief specialist Practice-oriented activities of Mathematical School № 58 (150063, Russia, Yaroslavl, Trufanovа, St. 21А, e-mail: jljli@yandex.ru)

Abstract. The article is devoted to analyzing the practice of the general educational institutions that have long-term experience of contributions towards innovations and which pay particular attention to coping with institutional problems concerning development and creation of the system of psychological pedagogical conditions for comprehensive personal enhancement of students. The attention to the problem of creating absolutely new format of productive interaction of all the participants of educational process (teachers, authorities, psychologists, parents and schoolchildren) is drawn to provide required conditions. Basing on the modern scientific research and analysis of current social-psychological experience the authors have presented the scheme of realization of integrated project that includes administrative-and-managerial and awareness-raising units, teachers' professional competency training programs and also students' extracurricular programs. After considering the results of approbation of developed directions, all presented modules have been combined by the main idea of contributing to formation and development of personal results of schoolchildren. They are child-friendly in accordance to FSES requirements and support the continuity in the primary and secondary education. The importance of combined actions of the interested parties of teaching-educational process directed to solving the defined problems has been proven. The necessity of further development of methodological aspects of coping with all the problems concerning formation of the groups of personal results of schoolchildren has been established. Reflection and comprehension of existing problem areas are necessary for building effective learning strategy and for advanced training of specialists working in educational system, as well as for city and region-level planning of some aspects of standard approbation of an education psychologist who conducts formation and development of personal results of schoolchildren face-to-face.

Keywords: social-psychological interaction, personal enhancement, personal results of students, project, professional pedagogical competence, extracurricular activity of schoolchildren, education psychologist, school psychological service.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- венные социально-экономические преобразования в ными научными и практическими задачами. Сущест- России не могут не отражаться на запросе, выдвигае-

Серафимович Ирина Владимировна, Беляева Ольга Алексеевна, Баранова Юлия Германовна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ...

мом обществом к системе образования. Последние годы функционирования образовательной сферы связаны с активными инновационными процессами. В сложившихся условиях педагогические коллективы образовательных учреждений сталкиваются с необходимостью не просто пересмотреть сложившуюся у них годами систему работы, но и в кратчайшие сроки самостоятельно найти пути практической реализации новых требований Федерального государственного образовательного стандарта. При этом следует отметить, что решать весь объем возникающих, достаточно глубоких и серьезных проблем силами одного, даже имеющего опыт инновационной деятельности, коллектива практически невозможно, поскольку одновременному реформированию должны быть подвергнуты и система обучения, и воспитательная работа, и приоритеты социально-психологического сопровождения. Выходом из подобной ситуации может стать стратегия активного обмена опытом практической педагогической деятельности, методической работы, реализации психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса, который обеспечит целенаправленный совместный поиск вариантов решения возникающих затруднений. Одним из вопросов, требующих в настоящее время скорейшего решения, становится проблема разработки способов содействия формированию и развитию личностных результатов школьников. Из трех групп планируемых результатов образования: предметных, метапредметных и личностных - именно последние, согласно ФГОС, являются самыми важными, и в то же время именно они пока выступают самыми сложными для понимания, диагностики и развития. Сущность и содержание личностных результатов образования школьников раскрыты в работах А.Г.Асмолова [1,2], Н.Л.Галеевой [3], А.В.Хуторского [4]. Попытки осмысления этих вопросов были представлены нами в ряде предыдущих публикаций [5,6,7,8]. Однако, при всей детализации требований ФГОС к условиям и результатам обучения в плане обеспечения личностного развития школьников, сотрудники образовательных учреждений сталкиваются с нехваткой методических пособий, программ, рекомендаций для практической работы педагогов, психологов, администраторов, осуществляющих реализацию заявленных идей.

Подчеркнем, что в поиске подходов разрешению обозначенной проблемы несомненной признается позиция, определяющая необходимость консолидации усилий всех участников образовательного процесса на всех ступенях обучения. М.Р.Битянова [9], Л.А.Витвицкая [10], Н.В.Гафурова [11], Е.Л.Яковлева [12], Л.А.Ясюкова [13], описывая стратегии психологического обеспечения образовательной деятельности, говорят об обязательном комплексном подходе к вопросу психолого-педагогического сопровождения процесса личностного развития школьника, об активном содействии этому всех заинтересованных участников образовательных отношений. Личностное развитие обучающихся - долговременный целостный процесс, согласованное влияние на который должно оказываться всеми имеющимися в образовательном учреждении средствами. Организация урока, внеурочной деятельности, воспитательной работы в своих приоритетах должны предполагать именно такую содержательную направленность. Поэтому крайне важно, чтобы эти задачи в школе реализовывались комплексно педагогами-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами и педагогами-психологами, чтобы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности специалистов были найдены соответствующие организационные формы и разработано методическое программное оснащение.

Целью реализации проекта стало расширение профессиональных компетенций и консолидация усилий участников образовательного процесса в направлении формирования и развития личностных результатов школьников. Задачи были поставлены следующие:_

1. Определение оснований для организации взаимодействия участников образовательного процесса в направлении формирования и развития личностных результатов школьников.

2. Создание психолого-педагогических программ, ориентированных на развитие личностных особенностей учащихся.

3. Повышение эффективности использования ресурсов внеурочной деятельности.

4. Разработка подходов, ориентированных на создание развивающей образовательной среды, способов включения педагогов-психологов в административно-управленческие проекты.

5. Создание программ повышения профессиональной компетентности педагогов в решении вопросов содействия личностному развитию школьников.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных ранее частей общей проблемы. Понятие «взаимодействие» является базовой категорией современной педагогической психологии. Сам термин «взаимодействие» по своему смыслу, отраженному в различной справочной литературе, означает помощь, поддержку, связь, обусловленность, отношения, усилия, обогащение, интерес, заинтересованность, обязательства, уступки, услуги, доверие, согласие, договоренность, расположение, уважение и т.д. В психологии этот процесс характеризуется как непосредственное или опосредованное воздействие субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие человека с человеком есть «взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние» [14, с.43-44]. Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения, рассматривается и как способ осуществления преемственности поколений, освоения культурного наследия. В образовательном учреждении в такую систему социального взаимодействия включены и учителя (предметники, классные руководители), и педагоги-психологи, и социальные педагоги, и родители, и сами обучающиеся. О важности создания особой атмосферы взаимодействия и взаимоотношений между детьми и взрослыми в рамках учебно-воспитательного процесса говорится в работах одного из основателей гуманистической психологии Карла Роджерса: «уважение», «сопереживание» и «подлинность» обосновываются им как важнейшие характеристики таких отношений [15].

Идея целенаправленной организации взаимодействия субъектов образовательных отношений в школе актуальна и для современных исследований. О необходимости анализа особой педагогической позиции, включающей в себя готовность к выполнению целого спектра «ролей» в процессе построения продуктивного общения и взаимодействия со школьниками, пишет Т^гк

[16]. Американские ученые Т.иМап и Е^ЛоейеШег

[17] обосновывают значимость организации благоприятных условий межличностного взаимодействия между педагогами и обучающимися в решении задач формирования продуктивной учебной мотивации. В работах Б.Б.Айсмонтас [18], М.Р.Битяновой [9], И.В.Дубровиной [19], И.Н.Прониной [20], В.А.Родионова [21] рассматривается ряд аспектов реализации идей взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса и его психолого-педагогического сопровождения на различных ступенях обучения. Мы придерживаемся точки зрения Н.В.Клюевой [22], Н.В.Цириховой [23] о том, что гуманистическое педагогическое взаимодействие — диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное. На наш взгляд, именно такое взаимодействие способно обеспечить не просто передачу некоторого содержания знаний, умений, навыков, привычек, способов

действия от учителя учащимся, но и их взаимное обогащение личностного развития.

Практика работы педагога-психолога доказывает высокую значимость решения вопросов о согласовании позиций участников образовательных отношений в вопросах личностного развития ребенка [24]. Эмпирически установлено, что разнонаправленность воздействий на обучающегося со стороны значимых субъектов вну-тришкольного взаимодействия крайне негативно сказывается и на процессе, и на результатах учебно-воспитательного процесса [25, 26]: провоцируется череда конфликтных ситуаций; затрудняются процессы адаптации учащихся на новой образовательной ступени; повышается общая, школьная и самооценочная тревожность; снижается внутренняя содержательная учебная мотивация, нарастает влияние мотивационных стереотипий и антимотивационных тенденций; существенно усложняется выработка у школьников устойчивой внутренней позиции относительно собственных образовательных и профессиональных перспектив. В целом такая ситуация существенно снижает удовлетворенность школьников процессом обучения и складывающимися взаимоотношениями.

В качестве ведущей цели взаимодействия взрослых участников образовательных отношений и школьников мы определяем развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализацию его воспитательных возможностей. Процесс взаимодействия расцениваем как «.. .единство мотивационного, эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов (единство внутреннего и внешнего проявлений), сопровождающееся процессом отражения субъектов в сознании друг друга, соотносящееся со структурными образованиями личности: мотивами, установками, ценностями, убеждениями, идеалами» [27, с.10].

Именно поэтому в решении задач содействия личностному развитию обучающихся нами сделан акцент на координацию усилий, согласование содержания, форм и методов совместной деятельности специалистов в школьном коллективе, предложена к реализации серия программ, объединенных в единый проект общей идеей содействия формированию и развитию личностных результатов школьников.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для поиска решений обозначенных выше противоречий и проблемных зон основным содержанием и направлениями работы в проекте стали:

- реализация административно-управленческих и информационных проектов по созданию развивающей образовательной среды;

- создание и апробация программ повышения профессиональной компетентности педагогов;

- разработка программ содействия развитию личностных результатов в области взаимодействия с другими людьми и в направлении первичной профориентации учащихся.

Более подробно основные модули проекта взаимодействия участников образовательного процесса для формирования и развития личностных результатов школьников представлены в таблице 1.

Апробация модулей проходила в течение пяти лет на базе образовательных учреждений города (школ и вузов) и в ней приняли участие более 2000 обучающихся, более 200 студентов, около 1700 родителей, более 500 педагогов, в том числе представителей администрации школ.

Кроме того, опыт работы в рамках отдельных модулей был представлен в четырнадцати публикациях, семи выступлениях на научно-практических конференциях разного уровня, четырех городских мероприятиях.

Продемонстрируем кратко результативность некоторых модулей. В частности, информационные буклеты,

разработанные в рамках информационного проекта, стали формой ответа педагогического коллектива на возникающие актуальные социальные запросы. Они явились своеобразным продолжением профилактической работы, направленной на повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса, стали дополнением к деятельности в рамках развивающих программ с обучающимися.

Таблица 1. Основные модули проекта взаимодействия участников образовательного процесса для формирования и развития личностных результатов школьников

Модуль Цель

I -i I 1 i If II If r г Внеур очная деятельно сть на ур овнях начального общего образованной основного общего образования как о снова индивидуального образовательного маршрутав процессе профессионализации Разработка ивнедрение организационно-управленческой модели внеурочной деятельно ста как составляющей формирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Содействие повышению эффективности воспитательного процесса через внеур очную деятельность в рамках внедренияФГОС

П сих о л о го -пе д aro гиче с ко е сопровождение потенциально одаренных обучающихся в школе Совершенствование системы выявления, поддержкин развития одаренныхипотенциально одаренных обучающихся, сопровождение их развитиячерез с оздание комплекса организационно-педагогических у словий в нутр «школьной среды

Информационный пр о ект по по ддержанню р азвивающей образовательной среды. Повышение психол ого-пед агогиче ской компетентности участников образовательного процесса в вопросах оказания помощи школьникам при решении значимых жизненных задач.

1 I ¡1 1 I t s a 1 = E Социально-психологическое здоровье пед aro го в и мет акогннтнвные составляющие пр офессионального нал ситуативного мышления Создание условий для мотивации пед агогоБ на сохранение иукрепление социально-психологического здоровьячерез развитое метакогнитиБных составляющих

Психолого-педагогические основы пр о еоно й деятельно сти Освоение педагогамн'пснхологами теоретических и практических основпроектнойдеятельности, обеспечивающих компетентность в психологических и педагогических аспектах организации проектной деятельно сти школьников

7 i i ¡ ¡В Í Программа содействия первичной профориентации учащихся начальной школы. Содействие формированию иразвитию личностных результатов в области самоопределения, обеспечивающих адекватные представления о себе самом, принятие себя, формирование позитивного образа будущего,умение самостоятельно делать выбор вразличных ситуациях

Программа с о действия развитию лично с тных р езулмато в младших подростков б области взаимодействия с другими людьми кЯ - личность» Обеспечение адаптационныхпроцессовисоздание условий для успешного обучения на ступени средней школы

За реализуемый промежуток времени создано более 30 информационных буклетов. С ними ознакомлены более 800 участников образовательного процесса. Подобный вариант организации информирования позволил привлечь внимание довольно большого количества субъектов учебно-воспитательного процесса к образовательным и воспитательным проблемам, сделать предлагаемую информацию лаконичной, краткой, ориентированной непосредственно на избранную целевую аудиторию.

Такой способ представления информации оказался востребован и как самостоятельный, и как дополнительный при организации традиционных просветительских мероприятий (педагогических советов, семинаров, родительских собраний, консультаций и т.д.).

При апробации «Программы содействия развитию личностных результатов младших подростков в области взаимодействия с другими людьми «Я - личность» наблюдалась положительная динамика по исследуемым параметрам: социометрический статус ребенка в группе изменился в лучшую сторону у 20% участников, эмоциональное удовлетворение тренингом диагностировано у 98% обучаемых, направленность на общение конструктивного характера повысилась у 24%, возросло умение высказывать свою точку зрения - 38%.

При апробации программы «Социально-психологическое здоровье педагогов и метакогнитивные составляющие профессионального надситуативного мышления» выявлены изменения в уровне социально-психологического здоровья и мышления педагогов: повысилась самооценка (1=4,733 р<0,01); увеличилась рефлексия (1=2,162 р<0,05); возросла готовность эмоционально объединиться для решения общей задачи (1=-2,276 р<0,05); увеличилась надситуативность мышления (1=3,162 р<0,05). Статистическая обработка проводилась с помощью ^критерия Стьюдента - по 50 респондентов в экспериментальной и контрольной группах.

В целом опыт работы получил признание профессионального сообщества, был реализован в рамках городской инновационной площадки и муниципального

Серафимович Ирина Владимировна, Беляева Ольга Алексеевна, Баранова Юлия Германовна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ...

ресурсного центра «Создание муниципальной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» (2014-2017гг). Представленные материалы получили рекомендацию Департамента образования мэрии г. Ярославля к использованию при реализации ФГОС. Изданный сборник программ [28] стал победителем конкурса научно-методических материалов на межрегиональной конференции «Психологические ресурсы образования: разнообразие, возможности, выбор» (2017).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В рамках реализации представленного проекта решены следующие задачи:

1. Определены психолого-педагогические, методические основания и разработаны модели организации взаимодействия участников образовательного процесса в направлении формирования и развития личностных результатов школьников. Разработаны подходы, ориентированные на создание развивающей образовательной среды, способы активного привлечения педагогов-психологов к административно-управленческим проектам.

2. Проанализированы условия повышения эффективности использования ресурсов внеурочной деятельности; созданы и апробированы психолого-педагогические программы, ориентированные на развитие личностных особенностей учащихся.

3. Созданы программы повышения профессиональной компетентности педагогов в решении вопросов содействия личностному развитию школьников. Подготовлены методические рекомендации для педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама. 2016. № 1. С. 6-8.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. Асмолова А.Г. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

3. Галеева Н.Л. Ресурсы учебного успеха ученика // Справочник заместителя директора школы. 2010. №4. С.20-32.

4. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. Хуторского А.В. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С.12-20.

5. Личностные результаты образования: содержание, показатели, формирование: издание для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС начального общего образования второго поколения. Методические рекомендации / Авт. сост. Ансимова Н.П., Большакова О.В., Кащеева О.Н., Кузнецова И.В., Рукавишникова Н.Г., Серафимович И.В., Хахунова М.Н.; под общ. ред. Ансимовой Н.П., Кузнецовой И.В. Ярославль: ИД «Канцлер», 2015. 107 с.

6. Содержание деятельности педагога-психолога. Методические рекомендации / Авт.-сост.: Ансимова Н.П., Большакова О.В., Кузнецова И.В., Рукавишникова Н.Г., Серафимович И.В., Хахунова М.Н.; под общ. ред. Ансимовой Н.П., Кузнецовой И.В., Ярославль: ИД «Канцлер», 2015. 226 с.

7. Формирование и развитие личностных результатов образования: программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы) // Методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС /авт.-сост. Серафимович И.В., Вишневская С.Ю., Баранова Ю.Г., Куликова С.Ю., Крутикова Е.Н.; под общ. ред. Серафимович И.В. Ярославль: ИД «Канцлер», 2015. 128с._

8. Kashapov, M.M., Serafimovich, I.V., Poshekhonova, Y.V. Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking. Psychology in Russia: State of the Art. 2017. № 10 (1). PP. 80-94.

9. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно методическое пособие для психологов и педагогов. М.: МГППУ, 2006. 96 с.

10. Витвицкая Л.А. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе школы. Оренбург: [Б.и.], 2002. 138 с.

11. Гафурова Н.В. О педагогических основаниях формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению // Профильная школа. 2005. №6. С. 6-10.

12. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. № 5. С.5-9.

13. Ясюкова Л.А. Реформирование образования: цели и проблемы // Школьные технологии. 2011. № 5. С. 7-19.

14. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 688с.

15. Scrivener, J. Learning Teaching. A guidebook for English language teachers. Oxford: Macmillan Publishers Ltd, 2005. 432 р.

16. Write, T. Roles of Teachers and Learners. Oxford: Oxford University Press, 1987. 164 p.

17. Urdan, T., Schoenfelder, E. Classroom effects on student motivation: Goal structures, social relationships, and competence beliefs // Journal of School Psychology. 2006/10/1 Vol. 44, № 5. PP 331-349.

18. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 208с.

19. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

20. Пронина И.Н. Взаимодействие школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Пятигорск, 2009. 21 с.

21. Родионов В.А. Психолог и педагог: эффективное взаимодействие в учебном процессе: методические рекомендации по организации работы школьного психолога с педагогами. М.: НОУ «Школа Премьер», 2000. 69с.

22. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Клюевой Н.В. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 400 с.

23. Цирихова Н. В. Педагогические проблемы развития личности будущего учителя в условиях колледжа // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февр. 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 121-125.

24. Кочнева Е.М. Жарова Д. В., Костылева Е.А., Харитонова Т. Г. Подходы к изучению понятий «позиция» и «профессиональная позиция» в психологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Том 6. № 2 (19) С.255-259.

25. Беляева О.А. Рассогласованность позиций участников образовательного процесса как фактор профильного выбора старшеклассников : автореферат дис. ... канд. псих. наук. 19.00.07. Ярославль, 2011. 23 с.

26. Беляева О.А, Линник И.С. Согласованность позиций участников образовательного процесса как условие социально-психологической адаптации пятиклассников // Актуальные проблемы педагогики и психологии в современном образовании: материалы международной заочной научно-практической конференции. Ярославль-Минск, Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. С. 192-194.

27. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. пособие/ Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Левшунова Ж.А., Свиридова А.Н. Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2015. 127с.

28. Содействие формированию и развитию личностных результатов школьников. Методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС / под ред. Серафимович И.В., Беляевой О.А. Ярославль: ИД «Канцлер», 2017. 261 с.

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Метакогнитивные процессы в профессионализации субъекта» (проект № 15-06-10823а)

Статья поступила в редакцию 05.02.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.