Кабинет школьного психолога
Каждого работника школы обеспечить секретарями, причём лучше симпатичными!
Больше педагогов - мужчин в школу.
Чтобы не переформировывали 4-е классы при переходе в 5-е.
Пусть «отличники» подтягивают «двоечников», а учителя тратят своё время на более важные дела.
Чтобы учителя могли прийти с проверкой в вышестоящие организации (которые проверяют нас).
Отменить заполнение всех бумажек, журналов и отчётов.
Что-то выглядело с определённой долей юмора, но в каждой шутке есть и рациональное зерно. Результаты «мозгового штурма» были в короткое время опубликованы на больших листах ватмана и вывешены на ознакомление в учительской комнате. Директор школы Голоднова Лариса Васильевна сделала пометку на полях этого плаката: «Прочитала! Как похожи наши ожидания и стремления. Думаю! Но с помощью вас!» Наблюдая, как реагировали учителя на этот плакат в учительской, первое, что они читали, это были именно эти слова, написанные от руки. И чувствовалось единение и общий дух коллектива.
Это предполагает и дальнейшие действия всего коллектива при планировании работы на новый учебный год. Уже сейчас планируется кабинет педагога-пси-холога оформить как комнату психологической разгрузки, в ближайшее время будут приобретены массажное и релаксационное оборудование.
Идеи участников тренинга по профилактике эмоционального выгорания предполагают дальнейшее
использование рекомендаций в обсуждении и планировании стратегии школы.
Литература
1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии. - 1988. - N 5.
2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. -2006. - №2.
3. Берн Эрик.Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. — М.: Академический Проект, 2006.
4. Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2009.
5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005.
6. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие // Вестник МГУ, Сер. 14 «Психология», 2000, №3.
7. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг. Под редакцией Хрящевой Н.Ю.- СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.
8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения. М., Новая школа, 1995.
9. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
Киселева Ольга Васильевна
кандидат психологических наук заведующий отделом психологического сопровождения образования НОУ «Нижегородский центр непрерывного образования»
г.Нижний Новгород E-mail: [email protected]
J Ч
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ
ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Каким образом можно подготовить
_______педагогическое сообщество к массовому введению ФГОС?___________^
Аннотация: Автор статьи, анализируя основные направления деятельности педагога-психолога ОУ и сопоставив их с ключевыми положения Стандарта, выделяет следующие задачи, стоящие перед педагогами-психологами: участие в разработке и проведение мониторинговых исследований развития учащихся; совместное проектирование с педагогами условий для развития учащихся в процессе обучения; организация психологического сопровождения внеурочной деятельности учащихся.
Ключевые слова: ФГОС, метапредметные и личностные умения, надпредметная психологическая программа, стандарт.
В профессиональном педагогическом сообществе активно проводится работа по подготовке к массовому введению федерального государственного стандарта. Новые образовательные стандарты вто-
рого поколения основываются на психологических закономерностях развития ребёнка и заставляют существенно пересмотреть представления о том, что и как мы должны формировать и развивать у ре-
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
39
Кабинет школьного психолога
бёнка в процессе обучения. Предполагается внести существенные изменения в методы и технологии обучения, которые позволят в системе решать задачи социально-личностного и когнитивного развития учащихся.
Всё это предполагает значительное увеличение объёма работы психолога в образовательном учреждении, и об этом говорит один из разработчиков федерального государственного образовательного стандарта О.А. Карабанова: «Действительно его психологическая составляющая несоизмерима с той, что была в предшествующем варианте. И это очень серьёзно, потому что перед образовательными учреждениями поставлена задача обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Современные руководители системы образования прекрасно понимают, что без высокой психологической компетентности всех участников образовательного процесса добиться желаемого результата невозможно».
В условиях внедрения ФГОС на педагогов-психо-логов возложена миссия - психологическое сопровождение развития школьников. Каким образом должно осуществляться это сопровождение в новых условиях? Как расставить приоритеты в деятельности педагога-психолога? Какие изменения необходимо внести в его должностные обязанности в свете новых задач, стоящих перед образовательным учреждением? Как правильно и продуктивно организовать взаимодействие педагога-психолога и учителя?
Проанализировав основные направления деятельности педагога-психолога ОУ и сопоставив их с ключевыми положения Стандарта, Центр выделил следующие задачи, стоящие перед педагогами-психологами:
- участие в разработке и проведение мониторинговых исследований развития учащихся;
- совместное проектирование с педагогами условий для развития учащихся в процессе обучения;
- организация психологического сопровождения внеурочной деятельности учащихся.
Центр понимает, что эффективность действий психолога во многом зависит от его профессионализма, т.е. от умения измерять и оценивать метапредметные и личностные образовательные результаты, от умения взаимодействовать с педагогом по проектированию индивидуального маршрута ребёнка в плане развития у него метапредметных и личностных умений.
Анализируя психолого-педагогическое сотрудничество на основе анкетирования психологов, Центр увидел следующую картину:
- 54% специалистов указало на то, что сотрудничество с педагогами останавливается на этапе обсуждения рекомендаций по результатам диагностики, не выстраивая дальнейшую совместную работу по развитию личностных и метапредметных умений учащихся;
- 46% педагогов-психологов обсуждают с учителями принципы подбора содержания обучения школьников в ОУ в процессе консультационных встреч при анализе результатов исследования (в основном с учителями начальной школе);
- 69% психологов вместе с учителями составляют характеристику психологической готовности детей к учению;
- 23% специалистов разрабатывают вместе с учителями программу развития класса.
Сопоставив задачи психологического сопровождения младших школьников, продиктованные ФГОС, и результаты анкетирования педагогов-психологов, Центр увидел? с какими проблемами могут столкнуться педагоги-психологи ОУ:
- недостаточная просвещенность в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития учащихся в соответствии с новыми требованиями;
- отсутствие системы в отслеживании динамики психического и личностного развития учащихся;
- отсутствие надпредметной психологической программы, направленной на развитие универсальных учебных действий у учащихся.
Для решения этих проблем на базе Центра были организованны для педагогов-психологов две мастерские, которые ориентированы на ключевые положения Стандарта, «Психологическое сопровождение формирования и развития познавательных и регулятивных универсальных действий у учащихся», «Развитие учебно-коммуникативных умений учащихся в процессе внеурочной деятельности».
Успешность ученика во многом определяется уровнем развития познавательных и регулятивных универсальных действий. Недостаточное развитие данных действий приводит к трудностям в обучении учащихся. Поэтому учителю важно знать, как идёт развитие у учащихся данных действий, есть ли какие проблемы и как с ними работать в дальнейшем. Задача педагога-психолога изучить уровень развития познавательных и регулятивных действий у учащихся, спроектировать с педагогами дальнейшее развитие у учащихся данных действий в процессе обучения, спланировать развивающую работу с учащимися.
Развивающая работа психолога - одно из наиболее важных направлений работы психолога образования с детьми. В процессе развивающей работы выстраивается «мостик» между «сегодня» и «завтра» ребёнка, решаются задачи его развития. Ведение развивающих занятий дают возможность психологу: во-первых, наблюдать и анализировать развитие ребенка в течение учебного года на своих занятиях, а не делать вывода из разовой диагностики об уровне развития ребёнка; во-вторых, психолог, анализируя развитие ребёнка на своих занятиях, может в течение года, взаимодействуя с учителем и родителями, повлиять на те психологические функции, которые создадут основу для успешного обучения школьника.
В новом Стандарте, по сравнению с предыдущим, отводится гораздо больше времени на внеурочную развивающую деятельность обучающихся начальной школы, и это ещё одна, ранее практически не востребованная область применения психологического сопровождения младших школьников. Поэтому на мастерской «Психологическое сопровождение формирования и развития познавательных и регулятивных универсальных действий у учащихся» педагоги-психологи разрабатывают цикл занятий для курса «Я - школьник». Цель данного курса - сопровождение формирования и развития универсальных учебных действий в ходе специально организованной деятельности учащихся.
40
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
Кабинет школьного психолога
Наряду с регулятивными и познавательными универсальными действиями стандарты второго поколения выделяют так же коммуникативные универсальные действия. В блок коммуникативных универсальных учебных действий входят действия учащихся, направленные на кооперацию - совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты). Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников является одной из важнейших задач развития учащихся. В основной школе формы и виды сотрудничества детей весьма многообразны и нередко выходят за рамки школы. Однако по-прежнему большие возможности предоставляет организация совместной деятельности школьников на уроке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников и т.д. Нижегородский центр непрерывного образования уделяет большое внимание развитию социально-коммуникативных умений учащихся в процессе обучения, через внедрение на уроках специальных педагогических технологий и проведение развивающих психологических занятий, где активно осуществляется учебное сотрудничество учащихся.
В целях совершенствования психолого-педагогического сотрудничества по проблеме развития социальнокоммуникативных умений у учащихся была организована мастерская «Развитие учебно-коммуникативных умений учащихся в процессе внеурочной деятельности». Участники данной мастерской разрабатывают развивающие занятия для школьников по проблеме
развития коммуникативных умений учащихся. Данные занятия включены в курс «Учимся мыслить и взаимодействовать» и предназначены для учащихся 5 класса. Занятия по данному курсу являются сопровождающими к той деятельности по развитию социально-коммуникативных универсальных учебных действий, которая осуществляется педагогами на учебных предметах.
Методические материалы, разработанные на мастерских, могут стать серьёзным подспорьем для педа-гогов-психологов в решении проблем психологического сопровождения учащихся в условиях внедрения ФГОС.
Литература
1. Абанкина И.В. Механизмы организации финансово-экономической деятельности учреждений, обеспечивающие реализацию ФГОС с учётом особенностей финансирования трёх типов учреждений (казённые, бюджетные, автономные). // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №5.
2. Белорукова Е.М. Краткие методические рекомендации по итогам эксперимента «Апробация механизма введения ФГОС в практику начальной школы». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №2.
3. Гайдукова В.И. Новые стандарты и принцип психологической комфортности. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №5.
4. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №4.
5. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №2.
Орлова Ольга Михайловна
психолог
Нижегородский центр непрерывного образования
г. Нижний Новгород E-mail: [email protected]
J ^
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ТРЕНИНГ
В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Как с помощью данной модели рефлексии, можно достичь высокого уровня профессионализации учителей начальных классов?
S___________________________________________________________г
Аннотация: Рефлексивный тренинг профессиональной деятельности становится особенно актуальным для образовательных учреждений в период внедрения стандартов нового поколения, так как развитие навыков профессиональной рефлексии способствует конструктивной профессионализации педагогов, повышению качества их труда.
Ключевые слова: рефлексия, тренинг, ретроспективный и проспективный анализ, визуализация, актуализация, супервизия, воспроизведение. Логический анализ.
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
41