Кабинет практического психолога
В данной статье автор рассматривает особенности психологического сопровождения введения ФГОС второго поколения. Основой системы психологического сопровождения автор выделяет единство требований, предъявляемых к ребенку в школе, семье, обществе. Эффективность деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования определяется в зависимости от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Кудрикова Дарья Николаевна
педагог - психолог Узянова Ирина Михайловна
старший методист МУ «НМИЦ» педагог-психолог МОУ - лицей № 10 г. Белгород
Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
Какие виды работ и содержание деятельности психологической службы обеспечивают сопровождение введения ФГОС?
Ключевые слова: профилактику, диагностику, консультирование, развивающую и коррекционную работу, психологическое просвещение и образование, экспертизу.
МОУ - лицей № 10 является экспериментальной площадкой внедрение в действие ФГОС начального общего образования второго поколения.
Психолого-педагогическая служба МОУ — лицея № 10 отвечает за разработку модели психолого-педагогического сопровождения введения стандартов. Актуальность создания такой модели очевидна и связана с особенностями новых стандартов.
В частности, ФГОС второго поколения представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством. Он устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Хотелось более подробно остановиться на личностных требованиях.
Они включают в себя: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивиду-
ально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
В основе ФГОС лежит системно — деятельностный подход, который включает в себя:
— учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся;
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
— обеспечение преемственности образования;
— разнообразие организационных форм.
Основой, своего рода фундаментом, личности выпускника дошкольного образовательного учреждения являются такие качества как: деятельный и активный, любознательный и открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый.
Существуют основные требования к результатам освоения основной образовательной программы определяет портрет выпускника начальной школы:
• Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
• Владеющий основами умения учиться.
• Любящий родной край и свою страну.
• Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
• Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
• Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.
• Умеющий высказать свое мнение.
• Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию, который выдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.
Становиться очевидным, что для реализации требований стандартов необходима активная и содержательная работа психологических служб образовательных учреждений. Основой системы психологического сопровождения является единство
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
59
Кабинет практического психолога
требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности пе-дагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения остаются традиционными и включают в себя: профилактику, диагностику, консультирование, развивающую и коррекционную работу, психологическое просвещение и образование, экспертизу.
1. Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) — выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) — оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) — формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) — организация работы прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Психологическое просвещение и образование — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
7. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).
Необходимо отметить, что при выборе форм работы на первый план выходят практико-ориентированные формы: занятия с элементами тренинговых
технологий; тренинги; мастер-классы; круглые столы; беседы.
Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов.
Цель психологического сопровождения учащихся: формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов. В данное время программа психологического сопровождения реализуется с пятью первыми классами МОУ — лицея № 10 за счет внеурочной деятельности через организацию групповых занятий. Разработаны рабочие и диагностические тетради. Периодичность занятий один раз в неделю, продолжительностью 30 минут. Занятия с психологом проводятся в течение всего учебного года. Результатом сопровождения являются проекты, которые дети готовят самостоятельно.
Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся. В нашем лицее психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастерклассов, индивидуальных и групповых консультаций.
Программа сопровождения родителей повысит их психологическую компетентность, поможет выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.
Хочется отметить, что появление нового результата образования ни в коей мере не предполагает отрицание старых, традиционных результатов, напротив, рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.
Литература
1. Бережная О. В. Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников//Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 2.
2. Ермакова С.Д Психологическое сопровождение груп-
повой работы при вхождении в инновационную дея-тельность//Муниципальное образование: инновации
и эксперимент.- 2008. — № 1.
3. Кадыкова О. М. Комфортная психологическая атмосфера на уроке, как основное условие формирования и развития личности//Эксперимент и инновации в шко-ле.-2009. — № 3.
4. Ковальчук В. И. Учащиеся младшего школьного возраста и их здоровье: физическое, психологическое и нрав-ственное//Инновационные проекты и программы в образовании. —2009. — № 4.
5. Кондратьева Н. В. Основные направления психологического сопровождения спортивной деятельности//Му-
60
Эксперимент и инновации в школе 2011/3