йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-114-117 УДК 159.99
Серафимович Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, доцент Институт развития образования Ярославской области
Беляева Ольга Алексеевна
кандидат психологических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
[email protected], [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВОРКШОПА
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00102а
Актуальность данной статьи определена возрастающими требованиями к уровню готовности специалистов сферы образования в обеспечении условий по формированию всей совокупности образовательных результатов школьников. Впервые представлен опыт применения воркшопа как особого формата работы в системе непрерывного профессионального образования, направленного на профессионализацию мышления педагогов. Дан анализ результативности деятельности воркшопа, ориентированного на выявление проблемных ситуаций в психолого-педагогическом сопровождении процесса формирования личностных результатов обучающихся. Доказана эффективность работы с учителями средствами представленной технологии, обеспечившей значимые изменения в уровне когнитивного, операционального и мотивационного компонентов их готовности к организации деятельности по всей совокупности обозначенных образовательных результатов школьников. Представленный опыт работы позволяет расценивать формат воркшопа как перспективную форму работы с субъектами образовательных отношений.
Ключевые слова: воркшоп, педагоги, непрерывное образование, личностные результаты обучающихся, метаког-нитивные способности, профессионализация мышления.
Изменения в Российском образовании на всех его уровнях являются основой для переосмысления педагогами процесса построения своей профессиональной деятельности и оценки ее результативности. Прослеживаются обозначенные тенденции и в федеральных государственных образовательных стандартах, указывающих требования к предметным, мета-предметным и личностным результатам выпускников школы и определяющих совокупность требований к организации образовательной деятельности для их достижения, и в профессиональном стандарте учителя, вступившим в силу с 2017 года. В обязанности педагогов, согласно требованиям профстандарта, включается: обеспечение безопасности образовательной среды; постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся; проектирование и реализация воспитательных программ, ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка; развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей; формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира; формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде; мониторинг (совместно с психологом) личностных характеристик [5]. Реализация перечисленных трудовых действий фактически выступает основой для построения работы педагога в направлении
формирования и развития личностных результатов школьников в различных областях [3].
Для достижения стойких эффектов в деятельности образовательного учреждения и значимых изменений в личностных результатах обучающихся требуется системная скоординированная работа со всеми участниками образовательного процесса. Однако, анализ многолетнего опыта работы с педагогическими коллективами позволил нам определить круг проблем, наличие которых серьезно затрудняет реализацию данных задач.
Во-первых, сущность современных подходов к формированию и развитию личностных результатов школьников и путей их внедрения в образовательную практику во многом остаются непроясненными, в частности, отсутствует единое понимание методологических оснований этой деятельности, не сформирован общий профессиональный «язык» общения всех участников образовательных отношений, задействованных в построении системы сопровождения процесса формирования личностных результатов обучающихся. Во-вторых, наблюдается не просто неготовность довольно большого количества педагогов, но и отсутствие их убежденности в необходимости активизации данного направления работы, в связи с чем, зачастую, имеет место быть формально-организационный подход. Считаем, что преодоление сложившихся противоречий между требованиями, обозначенными стандартами, и реальной ситуацией в образовательной практике, возможно только посредством построения системы работы по по-
114
Вестник КГУ 2019
© Серафимович И.В., Беляева О.А., 2019
вышению психологической готовности к деятельности в этом направлении и развитию профессионального педагогического мышления работников сферы образования. Соответственно, перед системой непрерывного профессионального образования встают задачи дополнительной подготовки педагогов к работе с личностными результатами обучающихся.
Готовность как психологическая характеристика представляет собой активно-деятельностное состояние личности, отражающее предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом. По мнению Л.Н. Кабардо-вой, готовность к самореализации в некоторой сфере определяется наличием, успешностью выполнения и эмоциональным подкреплением у субъекта соответствующих навыков и умений; в ней можно рассматривать соотношение мотивационного, когнитивного и практического компонентов [5]. Рост готовности к выполнению профессиональной деятельности связан с формированием более четких представлений о складывающихся обстоятельствах, достаточным знанием своих собственных сильных и слабых сторон, адекватной самооценкой и уверенностью в своих силах, гибкой ориентацией в меняющихся ситуациях. Фундаментом таких изменений в профессиональной позиции может стать развитие в процессе обучения (формального и неформального) надситуативного мышления и его метакогнитивных составляющих, позволяющих педагогам понимать глубинный смысл и объективно оценивать ситуацию, определять приоритетность задач, стратегическую последовательность в их решении, актуализировать внутренний ресурс для достижения искомого результата, сопоставлять требования среды и собственные когнитивные ресурсы. Надситуативный уровень профессионального мышления предполагает также актуализацию у субъекта деятельности позиции «на равных», направленности на конструктивное решение проблемных ситуаций, совладание с собственными деструктивными эмоциями [2].
Материалы и методы. Учитывая современные подходы в системе непрерывного профессионального образования и реальные условия в образовательных учреждениях, как основная технология в работе с педагогами нами был выбран формат воркшопа. Воркшоп (workshop) - краткосрочный семинар, мастерская, интенсивное учебное мероприятие, на котором обучение происходит за счет собственной активности участников и демонстрации работы коллегам. Согласно концепции К. Фо-пеля, подобная форма организации работы с группой представляет собой интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе, сами определяют цели и разделяют с ведущим ответственность за результаты, их самостоятельное
обучение сочетается с интенсивным групповым взаимодействием [6, с. 13-14]. Подчеркнем, что сотрудничество рассматривается как стратегия решения задач XXI века: нарастает запрос на совместную разработку проблем, смещаются акценты с индивидуальной на групповую работу [9]. В работах зарубежных авторов все чаще встречается понятие «collaborativ e learning (CL)», «совместное обучение», где участники получают возможность знакомиться с разными точками зрения и перспективами, обмениваться убеждениями, формулировать и защищать свои идеи, создавать собственные концепции, не полагаясь исключительно на мнение эксперта или готовые решения [10], активно взаимодействуя, проявляя уважение к способностям и вкладу каждого, формируя и используя социальные навыки [8].
Отметим, что на настоящее время воркшоп представлен в большинстве публикаций как форма работы с бизнес-сообществами, производственными компаниями, сотрудниками финансовых структур [15], а в образовательной практике - со студентами [1], при этом отсутствует описание опыта его применения в сфере непрерывного профессионального педагогического образования. С нашей точки зрения, данная технология имеет большой потенциал применения в этом направлении, однако, должна быть учтена специфика аудитории. Нашей стратегией работы стали не единичные семинары, а цикл встреч в течении учебного года, которые имели одну стержневую идею и были осуществлены в рамках различных мероприятий при сетевом взаимодействии ряда образовательных учреждений Ярославской области. По своей организации эта форма работы стала макси-ворк-шопом, посвященным проблемам психолого-педагогического сопровождения формирования и развития личностных результатов школьников. Была выстроена программа (см. табл. 1), состоявшая из ряда модулей, соответствующих обозначенным группам личностных результатов [3].
Целью работы стало повышение профессионализации мышления и уровня готовности педагогов к работе с совокупностью личностных результатов школьников средствами их участия в серии воркшопов.
Методы: самооценка педагогами (в виде блиц-опроса) уровня профессионального мышления в вопросах формирования и развития совокупности личностных результатов школьников по критериям «понимание содержания (сути) вида личностных результатов», «наличие знаний, как формировать и развивать отдельные группы личностных результатов», «понимание, как диагностировать личностные результаты» и психологической готовности к деятельности в обозначенных направлениях.
Вся работа была ориентирована на динамичное сочетание теоретико-информационной и практико-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2
115
Таблица 2
Таблица 1
Тематика встреч в рамках воркшопа 2017-2018 г.
Группа личностных результатов обучающихся Тема встречи с педагогами
область познания «Мотивация и демотивация к обучению»; «Современные требования к организации процесса оценивания в школе: формирующее оценивание»
область взаимодействия «Конструктивное и деструктивное педагогическое общение».
область социального поведения «Развитие личности обучающихся и их социализация: риски школьного буллинга и моббинга»
область здорового образа жизни «Социальная инклюзия»
область самоопределения «Работа над ошибками: педагогическая поддержка школьников в ситуации профессионального выбора»
Анализ эффективности работы по группам личностных результатов
Критерий оценки Группа личностных результатов школьников Самооценка педагогов
До занятий После занятий Т-критерий
Понимание содержания Область познания 1,3810 1,7143 -3,162
Область взаимодействия с другими людьми 1,5238 1,8095 -2,828
Область социального поведения 1,3810 1,7619 -3,508
Наличие знаний, как формировать и развивать Область познания 1,2381 1,5238 -2,828
Область взаимодействия с другими людьми 1,2381 1,7143 -3,211
Понимание, как диагностировать Область взаимодействия с другими людьми 1,0952 1,5714 -3,627
Область здорового образа жизни и безопасности поведения 1,2857 1,9048 -3,833
Примечания: Г-критическое = 2,787, р < 0,01; и
методической составляющих, блоков, направленных на самопознание педагогов. На каждом из занятий создавались условия для формирования всех компонентов профессионального педагогического мышления и развития метакогнитивных способностей, использовались формы обучения, связанные диалогическим общением, рефлексией, анализом результатов и определением перспектив работы.
Выборка: в рамках воркшопа обучились более 100 педагогов города и области, мнения 25 из них, являвшихся постоянными участниками, были проанализированы в рамках оценки эффективности работы.
Результаты и их обсуждение. Полученные данные позволяют отметить, что у педагогов произошли значимые изменения в уровне их готовности работать с несколькими группами личностных результатов: в области познания, взаимодействия с другими людьми, социального поведения, здорового образа жизни и безопасности поведения (в четырех из шести групп личностных результатов). Самооценка производилась до начала и после окончания проведенных мероприятий в рамках воркшопа (см. табл. 2).
Стоит отметить, что эти изменения касались не только улучшения понимания содержания тех или иных аспектов личностных результатов, но и уровня осведомленности учителей о способах работы,
2,05, р < 0,05.
возможных стратегиях и технологиях их формирования и развития, в некоторых случаях и способов диагностики.
Качественный анализ высказанных педагогами идей и мнений на протяжении работы и в режиме «обратной связи» позволил нам отметить изменения знаниевого, операционального и мотивацион-ного компонентов готовности педагогов работать в направлении сопровождения формирования личностных результатов школьников. С точки зрения теоретических знаний, участники отмечали «переход» от эклектичных представлений, связанных с отрывочными и поверхностными сведениями, при которых возникают сложности в анализе ситуации и поиске путей влияния на нее, к проблемно-ориентированному подходу в проработке возникающих вопросов. В оценке практической значимости отмечено обогащение конкретными методами и приемами работы, которые «проработаны» в процессе совместной деятельности с коллегами. С позиций личностной готовности - снижение психологических «барьеров» к деятельности в соответствии с современными требованиями и условиями, что отражалось в росте активности самих учителей при выполнении заданий и интерактивном обсуждении, глубине осмысления идей и вопросов.
Наш опыт работы согласуется с мнением М.М. Кашапова, отмечающего, что в режиме
116
Вестник КГУ ^ 2019
привычного обучения педагоги гораздо успешнее осваивают ситуативные, тактические приемы воздействия на учащихся и хуже обнаруживают способность выходить за привычные узкие рамки и намечать дальнюю перспективу развития [2]. Следовательно, возникает актуальная необходимость выстраивать подготовку педагогов именно в интерактивном режиме, и полученный по итогам работы в формате воркшопа комплексный результат говорит о продуктивности избранного подхода, позволившего обеспечить «выход» учителей на надситуативный уровень профессионального мышления.
Выводы:
1. Применение воркшопа как особого формата обучения способно обеспечить формирование мо-тивационного, когнитивного и операционального компонентов готовности педагогов к инновационной профессионально-педагогической деятельности, в нашем случае - к организации работы с совокупностью личностных результатов школьников.
2. Воркшоп как технология работы позволяет отследить динамические характеристики и изменения в профессионализации мышления педагогов: повышение уровня осознанности ресурсов, расширение оценочного и рефлексивного опыта, рост проявлений надситуативного видения и стратегического подхода в решении проблем.
Библиографический список
1. Дегтярева Е.А. Воркшоп как средство формирования готовности к инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. -С. 1386-1390. - Режим доступа: http://e-koncept. ru/2017/970292.htm. (дата обращения: 5.08.2018).
2. Кашапов М.М. Имитационные активные методы обучения. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2011. - 47 с.
3. Личностные результаты образования: содержание, показатели, формирование / под общ. ред. Н.П. Ансимовой, И.В. Кузнецовой. - Ярославль: ИД «Канцлер», 2015. - 107 с.
4. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под ред. М.М. Кашапова. - Ярославль, 2012. - 428 с.
5. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993. - 256 с.
6. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. - М.: Генезис, 2010. - 360 с.
7. Что такое Workshop? / сост. и автор О.Б. Чи-куров. - Псков, 2001. - 59 с.
8. LaalМ., LaalА. Challenges for lifelong learning [Электронный ресурс] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - V 47. - Рp. 15391544. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j. sbspro.2012.06.857 (дата обращения: 15.08.2018).
9. Laal М., Laal А. Collaborative learning: what is it? [Электронный ресурс] II Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - V 31. - Рр. 491-495. -Режим доступа: https:IIwww.sciencedirect.comI sciencelarticlelpiilS 1877042811030217, https:IIdoi. orgI10.1016Ij.sbspro.2011.12.092 (дата обращения: 15.08.2018).
10. Leonard P.E. & Leonard L.J. The collaborative prescription: Remedy or reverie? [Электронный ресурс] II International Journal of Leadership in Education. - 2001. - N 4 (4). - Рp. 383-399. - Режим доступа: https:IIpdfs.semanticscholar.orgI9382I602df 2720922215a70fa0f465bf28ddbf70b.pdf (дата обращения: 16.08.2018).
References
1. Degtyareva Е.А. Vorkshop kak sredstvo formirovaniya gotovnosti k innovacionnoj deyatel'nosti [Elektronnyj resurs] II Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». - 2017. - T. 31. -S. 1386-1390. - Rezhim dostupa: http:IIe-koncept. ruI2017I970292.htm. (data obrashcheniya: 5.08.2018).
2. Kashapov M.M. Imitacionnye aktivnye metody obucheniya. - YAroslavl': YArosl. gos. un-t, 2011. -47 s.
3. Lichnostnye rezul'taty obrazovaniya: soderzhanie, pokazateli, formirovanie I pod obshch. red. N.P. Ansimovoj, I.V. Kuznecovoj. - YAroslavl': ID «Kancler», 2015. - 107 s.
4. Metakognitivnye osnovy konfliktnoj kompetentnosti I pod red. M.M. Kashapova. -YAroslavl', 2012. - 428 s.
5. Ovcharova R.V. Spravochnaya kniga shkol'nogo psihologa. - M.: Prosveshchenie, 1993. - 256 s.
6. Fopel' K. Psihologicheskie principy obucheniya vzroslyh. Provedenie vorkshopov: seminarov, master-klassov. - M.: Genezis, 2010. - 360 s.
7. CHto takoe Workshop? I sost. i avtor O.B. CHikurov. - Pskov, 2001. - 59 s.
8. Laal M., Laal A. Challenges for lifelong learning [Elektronnyj resurs] II Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - V 47. - Rp. 1539-1544. - Rezhim dostupa: https:IIdoi.orgI10.1016Ij.sbspro.2012.06.857 (data obrashcheniya: 15.08.2018).
9. Laal M., Laal A. Collaborative learning: what is it? [Elektronnyj resurs] II Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - V. 31. - Rp. 491495. - Rezhim dostupa: https:IIwww.sciencedirect. comIscienceIarticleIpiiIS1877042811030217, https:IIdoi.orgI10.1016Ij.sbspro.2011.12.092 (data obrashcheniya: 15.08.2018).
10. Leonard P.E. & Leonard L.J. The collaborative prescription: Remedy or reverie? [Elektronnyj resurs] II International Journal of Leadership in Education. -2001. - N 4 (4). - Rp. 383-399. - Rezhim dostupa: https:IIpdfs.semanticscholar.orgI9382I602df2720922 215a70fa0f465bf28ddbf70b.pdf (data obrashcheniya: 16.08.2018).
Педагогика. Психология. Социокинетика J №2
117