Научная статья на тему 'Профессионализация мышления и психолого-педагогическая подготовка педагогов к работе с личностными результатами обучающихся средствами воркшопа'

Профессионализация мышления и психолого-педагогическая подготовка педагогов к работе с личностными результатами обучающихся средствами воркшопа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОРКШОП / ПЕДАГОГИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ / WORKSHOP / PEDAGOGUES / CONTINUOUS EDUCATION / PUPILS' PERSONAL RESULTS / METACOGNITIVE ABILITIES / PROFESSIONALISATION OF THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна, Беляева Ольга Алексеевна

Актуальность данной статьи определена возрастающими требованиями к уровню готовности специалистов сферы образования в обеспечении условий по формированию всей совокупности образовательных результатов школьников. Впервые представлен опыт применения воркшопа как особого формата работы в системе непрерывного профессионального образования, направленного на профессионализацию мышления педагогов. Дан анализ результативности деятельности воркшопа, ориентированного на выявление проблемных ситуаций в психолого-педагогическом сопровождении процесса формирования личностных результатов обучающихся. Доказана эффективность работы с учителями средствами представленной технологии, обеспечившей значимые изменения в уровне когнитивного, операционального и мотивационного компонентов их готовности к организации деятельности по всей совокупности обозначенных образовательных результатов школьников. Представленный опыт работы позволяет расценивать формат воркшопа как перспективную форму работы с субъектами образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна, Беляева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalisation of thinking and psychological-pedagogic training of pedagogues for working with personal results of pupils using workshop facilities

The applicability of the article is determined by increasing demands to the level of readiness of the educators for providing proper conditions for formation all the educational results of pupils. The experience of applying workshop as a special format of working in the system of continuous professional training, that is oriented to professionalisation of pedagogues’ thinking, has been presented for the first time. The analysis of performance outcomes of the workshop, oriented towards identification of problem situations in the pedagogic and psychological support of the process of formation of pupils’ personal results, has been done. The efficiency of work with teachers by means of proposed technology which ensures significant change in the level of cognitive, operational and conative components of their willingness for operating with the whole range of the pupils’ educational results has been proved. The work experience represented in the article allows appraising the format of workshop as challenging form of work with the parties of educational process.

Текст научной работы на тему «Профессионализация мышления и психолого-педагогическая подготовка педагогов к работе с личностными результатами обучающихся средствами воркшопа»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-114-117 УДК 159.99

Серафимович Ирина Владимировна

кандидат психологических наук, доцент Институт развития образования Ярославской области

Беляева Ольга Алексеевна

кандидат психологических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

[email protected], [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВОРКШОПА

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00102а

Актуальность данной статьи определена возрастающими требованиями к уровню готовности специалистов сферы образования в обеспечении условий по формированию всей совокупности образовательных результатов школьников. Впервые представлен опыт применения воркшопа как особого формата работы в системе непрерывного профессионального образования, направленного на профессионализацию мышления педагогов. Дан анализ результативности деятельности воркшопа, ориентированного на выявление проблемных ситуаций в психолого-педагогическом сопровождении процесса формирования личностных результатов обучающихся. Доказана эффективность работы с учителями средствами представленной технологии, обеспечившей значимые изменения в уровне когнитивного, операционального и мотивационного компонентов их готовности к организации деятельности по всей совокупности обозначенных образовательных результатов школьников. Представленный опыт работы позволяет расценивать формат воркшопа как перспективную форму работы с субъектами образовательных отношений.

Ключевые слова: воркшоп, педагоги, непрерывное образование, личностные результаты обучающихся, метаког-нитивные способности, профессионализация мышления.

Изменения в Российском образовании на всех его уровнях являются основой для переосмысления педагогами процесса построения своей профессиональной деятельности и оценки ее результативности. Прослеживаются обозначенные тенденции и в федеральных государственных образовательных стандартах, указывающих требования к предметным, мета-предметным и личностным результатам выпускников школы и определяющих совокупность требований к организации образовательной деятельности для их достижения, и в профессиональном стандарте учителя, вступившим в силу с 2017 года. В обязанности педагогов, согласно требованиям профстандарта, включается: обеспечение безопасности образовательной среды; постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся; проектирование и реализация воспитательных программ, ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка; развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей; формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира; формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде; мониторинг (совместно с психологом) личностных характеристик [5]. Реализация перечисленных трудовых действий фактически выступает основой для построения работы педагога в направлении

формирования и развития личностных результатов школьников в различных областях [3].

Для достижения стойких эффектов в деятельности образовательного учреждения и значимых изменений в личностных результатах обучающихся требуется системная скоординированная работа со всеми участниками образовательного процесса. Однако, анализ многолетнего опыта работы с педагогическими коллективами позволил нам определить круг проблем, наличие которых серьезно затрудняет реализацию данных задач.

Во-первых, сущность современных подходов к формированию и развитию личностных результатов школьников и путей их внедрения в образовательную практику во многом остаются непроясненными, в частности, отсутствует единое понимание методологических оснований этой деятельности, не сформирован общий профессиональный «язык» общения всех участников образовательных отношений, задействованных в построении системы сопровождения процесса формирования личностных результатов обучающихся. Во-вторых, наблюдается не просто неготовность довольно большого количества педагогов, но и отсутствие их убежденности в необходимости активизации данного направления работы, в связи с чем, зачастую, имеет место быть формально-организационный подход. Считаем, что преодоление сложившихся противоречий между требованиями, обозначенными стандартами, и реальной ситуацией в образовательной практике, возможно только посредством построения системы работы по по-

114

Вестник КГУ 2019

© Серафимович И.В., Беляева О.А., 2019

вышению психологической готовности к деятельности в этом направлении и развитию профессионального педагогического мышления работников сферы образования. Соответственно, перед системой непрерывного профессионального образования встают задачи дополнительной подготовки педагогов к работе с личностными результатами обучающихся.

Готовность как психологическая характеристика представляет собой активно-деятельностное состояние личности, отражающее предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом. По мнению Л.Н. Кабардо-вой, готовность к самореализации в некоторой сфере определяется наличием, успешностью выполнения и эмоциональным подкреплением у субъекта соответствующих навыков и умений; в ней можно рассматривать соотношение мотивационного, когнитивного и практического компонентов [5]. Рост готовности к выполнению профессиональной деятельности связан с формированием более четких представлений о складывающихся обстоятельствах, достаточным знанием своих собственных сильных и слабых сторон, адекватной самооценкой и уверенностью в своих силах, гибкой ориентацией в меняющихся ситуациях. Фундаментом таких изменений в профессиональной позиции может стать развитие в процессе обучения (формального и неформального) надситуативного мышления и его метакогнитивных составляющих, позволяющих педагогам понимать глубинный смысл и объективно оценивать ситуацию, определять приоритетность задач, стратегическую последовательность в их решении, актуализировать внутренний ресурс для достижения искомого результата, сопоставлять требования среды и собственные когнитивные ресурсы. Надситуативный уровень профессионального мышления предполагает также актуализацию у субъекта деятельности позиции «на равных», направленности на конструктивное решение проблемных ситуаций, совладание с собственными деструктивными эмоциями [2].

Материалы и методы. Учитывая современные подходы в системе непрерывного профессионального образования и реальные условия в образовательных учреждениях, как основная технология в работе с педагогами нами был выбран формат воркшопа. Воркшоп (workshop) - краткосрочный семинар, мастерская, интенсивное учебное мероприятие, на котором обучение происходит за счет собственной активности участников и демонстрации работы коллегам. Согласно концепции К. Фо-пеля, подобная форма организации работы с группой представляет собой интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе, сами определяют цели и разделяют с ведущим ответственность за результаты, их самостоятельное

обучение сочетается с интенсивным групповым взаимодействием [6, с. 13-14]. Подчеркнем, что сотрудничество рассматривается как стратегия решения задач XXI века: нарастает запрос на совместную разработку проблем, смещаются акценты с индивидуальной на групповую работу [9]. В работах зарубежных авторов все чаще встречается понятие «collaborativ e learning (CL)», «совместное обучение», где участники получают возможность знакомиться с разными точками зрения и перспективами, обмениваться убеждениями, формулировать и защищать свои идеи, создавать собственные концепции, не полагаясь исключительно на мнение эксперта или готовые решения [10], активно взаимодействуя, проявляя уважение к способностям и вкладу каждого, формируя и используя социальные навыки [8].

Отметим, что на настоящее время воркшоп представлен в большинстве публикаций как форма работы с бизнес-сообществами, производственными компаниями, сотрудниками финансовых структур [15], а в образовательной практике - со студентами [1], при этом отсутствует описание опыта его применения в сфере непрерывного профессионального педагогического образования. С нашей точки зрения, данная технология имеет большой потенциал применения в этом направлении, однако, должна быть учтена специфика аудитории. Нашей стратегией работы стали не единичные семинары, а цикл встреч в течении учебного года, которые имели одну стержневую идею и были осуществлены в рамках различных мероприятий при сетевом взаимодействии ряда образовательных учреждений Ярославской области. По своей организации эта форма работы стала макси-ворк-шопом, посвященным проблемам психолого-педагогического сопровождения формирования и развития личностных результатов школьников. Была выстроена программа (см. табл. 1), состоявшая из ряда модулей, соответствующих обозначенным группам личностных результатов [3].

Целью работы стало повышение профессионализации мышления и уровня готовности педагогов к работе с совокупностью личностных результатов школьников средствами их участия в серии воркшопов.

Методы: самооценка педагогами (в виде блиц-опроса) уровня профессионального мышления в вопросах формирования и развития совокупности личностных результатов школьников по критериям «понимание содержания (сути) вида личностных результатов», «наличие знаний, как формировать и развивать отдельные группы личностных результатов», «понимание, как диагностировать личностные результаты» и психологической готовности к деятельности в обозначенных направлениях.

Вся работа была ориентирована на динамичное сочетание теоретико-информационной и практико-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2

115

Таблица 2

Таблица 1

Тематика встреч в рамках воркшопа 2017-2018 г.

Группа личностных результатов обучающихся Тема встречи с педагогами

область познания «Мотивация и демотивация к обучению»; «Современные требования к организации процесса оценивания в школе: формирующее оценивание»

область взаимодействия «Конструктивное и деструктивное педагогическое общение».

область социального поведения «Развитие личности обучающихся и их социализация: риски школьного буллинга и моббинга»

область здорового образа жизни «Социальная инклюзия»

область самоопределения «Работа над ошибками: педагогическая поддержка школьников в ситуации профессионального выбора»

Анализ эффективности работы по группам личностных результатов

Критерий оценки Группа личностных результатов школьников Самооценка педагогов

До занятий После занятий Т-критерий

Понимание содержания Область познания 1,3810 1,7143 -3,162

Область взаимодействия с другими людьми 1,5238 1,8095 -2,828

Область социального поведения 1,3810 1,7619 -3,508

Наличие знаний, как формировать и развивать Область познания 1,2381 1,5238 -2,828

Область взаимодействия с другими людьми 1,2381 1,7143 -3,211

Понимание, как диагностировать Область взаимодействия с другими людьми 1,0952 1,5714 -3,627

Область здорового образа жизни и безопасности поведения 1,2857 1,9048 -3,833

Примечания: Г-критическое = 2,787, р < 0,01; и

методической составляющих, блоков, направленных на самопознание педагогов. На каждом из занятий создавались условия для формирования всех компонентов профессионального педагогического мышления и развития метакогнитивных способностей, использовались формы обучения, связанные диалогическим общением, рефлексией, анализом результатов и определением перспектив работы.

Выборка: в рамках воркшопа обучились более 100 педагогов города и области, мнения 25 из них, являвшихся постоянными участниками, были проанализированы в рамках оценки эффективности работы.

Результаты и их обсуждение. Полученные данные позволяют отметить, что у педагогов произошли значимые изменения в уровне их готовности работать с несколькими группами личностных результатов: в области познания, взаимодействия с другими людьми, социального поведения, здорового образа жизни и безопасности поведения (в четырех из шести групп личностных результатов). Самооценка производилась до начала и после окончания проведенных мероприятий в рамках воркшопа (см. табл. 2).

Стоит отметить, что эти изменения касались не только улучшения понимания содержания тех или иных аспектов личностных результатов, но и уровня осведомленности учителей о способах работы,

2,05, р < 0,05.

возможных стратегиях и технологиях их формирования и развития, в некоторых случаях и способов диагностики.

Качественный анализ высказанных педагогами идей и мнений на протяжении работы и в режиме «обратной связи» позволил нам отметить изменения знаниевого, операционального и мотивацион-ного компонентов готовности педагогов работать в направлении сопровождения формирования личностных результатов школьников. С точки зрения теоретических знаний, участники отмечали «переход» от эклектичных представлений, связанных с отрывочными и поверхностными сведениями, при которых возникают сложности в анализе ситуации и поиске путей влияния на нее, к проблемно-ориентированному подходу в проработке возникающих вопросов. В оценке практической значимости отмечено обогащение конкретными методами и приемами работы, которые «проработаны» в процессе совместной деятельности с коллегами. С позиций личностной готовности - снижение психологических «барьеров» к деятельности в соответствии с современными требованиями и условиями, что отражалось в росте активности самих учителей при выполнении заданий и интерактивном обсуждении, глубине осмысления идей и вопросов.

Наш опыт работы согласуется с мнением М.М. Кашапова, отмечающего, что в режиме

116

Вестник КГУ ^ 2019

привычного обучения педагоги гораздо успешнее осваивают ситуативные, тактические приемы воздействия на учащихся и хуже обнаруживают способность выходить за привычные узкие рамки и намечать дальнюю перспективу развития [2]. Следовательно, возникает актуальная необходимость выстраивать подготовку педагогов именно в интерактивном режиме, и полученный по итогам работы в формате воркшопа комплексный результат говорит о продуктивности избранного подхода, позволившего обеспечить «выход» учителей на надситуативный уровень профессионального мышления.

Выводы:

1. Применение воркшопа как особого формата обучения способно обеспечить формирование мо-тивационного, когнитивного и операционального компонентов готовности педагогов к инновационной профессионально-педагогической деятельности, в нашем случае - к организации работы с совокупностью личностных результатов школьников.

2. Воркшоп как технология работы позволяет отследить динамические характеристики и изменения в профессионализации мышления педагогов: повышение уровня осознанности ресурсов, расширение оценочного и рефлексивного опыта, рост проявлений надситуативного видения и стратегического подхода в решении проблем.

Библиографический список

1. Дегтярева Е.А. Воркшоп как средство формирования готовности к инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. -С. 1386-1390. - Режим доступа: http://e-koncept. ru/2017/970292.htm. (дата обращения: 5.08.2018).

2. Кашапов М.М. Имитационные активные методы обучения. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2011. - 47 с.

3. Личностные результаты образования: содержание, показатели, формирование / под общ. ред. Н.П. Ансимовой, И.В. Кузнецовой. - Ярославль: ИД «Канцлер», 2015. - 107 с.

4. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под ред. М.М. Кашапова. - Ярославль, 2012. - 428 с.

5. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993. - 256 с.

6. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. - М.: Генезис, 2010. - 360 с.

7. Что такое Workshop? / сост. и автор О.Б. Чи-куров. - Псков, 2001. - 59 с.

8. LaalМ., LaalА. Challenges for lifelong learning [Электронный ресурс] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - V 47. - Рp. 15391544. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j. sbspro.2012.06.857 (дата обращения: 15.08.2018).

9. Laal М., Laal А. Collaborative learning: what is it? [Электронный ресурс] II Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - V 31. - Рр. 491-495. -Режим доступа: https:IIwww.sciencedirect.comI sciencelarticlelpiilS 1877042811030217, https:IIdoi. orgI10.1016Ij.sbspro.2011.12.092 (дата обращения: 15.08.2018).

10. Leonard P.E. & Leonard L.J. The collaborative prescription: Remedy or reverie? [Электронный ресурс] II International Journal of Leadership in Education. - 2001. - N 4 (4). - Рp. 383-399. - Режим доступа: https:IIpdfs.semanticscholar.orgI9382I602df 2720922215a70fa0f465bf28ddbf70b.pdf (дата обращения: 16.08.2018).

References

1. Degtyareva Е.А. Vorkshop kak sredstvo formirovaniya gotovnosti k innovacionnoj deyatel'nosti [Elektronnyj resurs] II Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». - 2017. - T. 31. -S. 1386-1390. - Rezhim dostupa: http:IIe-koncept. ruI2017I970292.htm. (data obrashcheniya: 5.08.2018).

2. Kashapov M.M. Imitacionnye aktivnye metody obucheniya. - YAroslavl': YArosl. gos. un-t, 2011. -47 s.

3. Lichnostnye rezul'taty obrazovaniya: soderzhanie, pokazateli, formirovanie I pod obshch. red. N.P. Ansimovoj, I.V. Kuznecovoj. - YAroslavl': ID «Kancler», 2015. - 107 s.

4. Metakognitivnye osnovy konfliktnoj kompetentnosti I pod red. M.M. Kashapova. -YAroslavl', 2012. - 428 s.

5. Ovcharova R.V. Spravochnaya kniga shkol'nogo psihologa. - M.: Prosveshchenie, 1993. - 256 s.

6. Fopel' K. Psihologicheskie principy obucheniya vzroslyh. Provedenie vorkshopov: seminarov, master-klassov. - M.: Genezis, 2010. - 360 s.

7. CHto takoe Workshop? I sost. i avtor O.B. CHikurov. - Pskov, 2001. - 59 s.

8. Laal M., Laal A. Challenges for lifelong learning [Elektronnyj resurs] II Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - V 47. - Rp. 1539-1544. - Rezhim dostupa: https:IIdoi.orgI10.1016Ij.sbspro.2012.06.857 (data obrashcheniya: 15.08.2018).

9. Laal M., Laal A. Collaborative learning: what is it? [Elektronnyj resurs] II Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - V. 31. - Rp. 491495. - Rezhim dostupa: https:IIwww.sciencedirect. comIscienceIarticleIpiiIS1877042811030217, https:IIdoi.orgI10.1016Ij.sbspro.2011.12.092 (data obrashcheniya: 15.08.2018).

10. Leonard P.E. & Leonard L.J. The collaborative prescription: Remedy or reverie? [Elektronnyj resurs] II International Journal of Leadership in Education. -2001. - N 4 (4). - Rp. 383-399. - Rezhim dostupa: https:IIpdfs.semanticscholar.orgI9382I602df2720922 215a70fa0f465bf28ddbf70b.pdf (data obrashcheniya: 16.08.2018).

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.