Научная статья на тему 'Дидактический потенциал воркшопа в формировании профессиональных компетенций учителей географии'

Дидактический потенциал воркшопа в формировании профессиональных компетенций учителей географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORKSHOP / PROFILE / PRINCIPLE / TEACHER-ANDRAGOGIST / COMPETENCE / ВОРКШОП / АНКЕТА / ПРИНЦИП / ПЕДАГОГ-АНДРАГОГ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самигуллина Галина Савельевна

Содержание статьи посвящено воркшопу, форме организации учебного занятия в которой решается конкретная проблема, в поисках решения которой на равных участвуют все участники процесса (учитель и обучающиеся). В условиях стандартизации образования, смены образовательной парадигмы роль учителя с транслятора меняется на участника образовательного процесса. Признавая предметную образованность учителя, востребованными являются знания мотивации, ценностной ориентировки учителя в профессиональной деятельности. Исследование строилось на принципах проблемности, разрешения противоречий между необходимостью управления образовательным процессом и практической деятельностью учителя, получившего профессиональное образование в режиме традиционной модели передачи знаний. В ходе воркшопа были выявлены проблемы, связанные с концепцией географического образования, реализацией компетентностного подхода, проектированием социальной среды развития обучающихся, выявлением роли учителя и др. Методы исследования анкетирование, воркшоп. Метод анкетирования позволил выявить исследовательские, конструктивные, рефлексивные и управленческие профессиональные компетенции учителя. Воркшоп позволил увязать теоретические знания с конкретными трудностями учителя. Этапы исследования: диагностический, информационно-формирующий (обсуждение профессиональных проблем), коррекционный (анализ занятий), организационно-деятельностный. Исследование позволило прийти к выводу о том, что высокий уровень организации образовательного процесса связан с самоорганизацией и саморазвитием учителя. Технология воркшопа обеспечила оптимальные условия профессионального сотрудничества педагога-андрагога и учителей, синтез опыта и реальных проблем; прозрачность границ между учебной и профессиональной деятельностью, возможность их взаимной трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самигуллина Галина Савельевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POTENTIAL OF THE WORKSHOP IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF GEOGRAPHY TEACHERS

The content of the article is devoted to the workshop, the form of training sessions which solves a specific problem in search of solutions which are all participants in the process (teacher and students). In the education standardization conditions, changing role of the teacher education paradigms with compiler changes to participants in the educational process. Recognizing the substantive education teacher, meaningful motivation skills, the value orientation of teachers in the profession. The study was based on the principles of problem-solving contradictions between the need to control the educational process and practice teachers received professional training mode znanievoy paradigm. During the workshop they identified the problems associated with the concept of geographical education, implementation of competence-based approach, the design of the social environment of students, identifying the role of the teacher and other Research methods questionnaires, workshop. The method of questioning revealed the research, design, management, and reflexive professional competence of the teacher. The workshop is allowed to link their theoretical knowledge with the specific difficulties of the teacher. Stages of research: Diagnostic, Information and shaping (for a discussion of professional problems), corrective (training analysis), organizational-activity. The study led to the conclusion that the high level of organization of the educational process is associated with self-organization and self-development of students. Technology workshop provided optimalnye conditions of professional co-andragogist teacher and teachers, the synthesis of experience and real problems; Transparency boundaries between academic and professional activities, the possibility of their mutual transformation.

Текст научной работы на тему «Дидактический потенциал воркшопа в формировании профессиональных компетенций учителей географии»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-11-78-90 УДК 37(082)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОРКШОПА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

Самигуллина Г. С.

Содержание статьи посвящено воркшопу, форме организации учебного занятия в которой решается конкретная проблема, в поисках решения которой на равных участвуют все участники процесса (учитель и обучающиеся). В условиях стандартизации образования, смены образовательной парадигмы роль учителя с транслятора меняется на участника образовательного процесса. Признавая предметную образованность учителя, востребованными являются знания мотивации, ценностной ориентировки учителя в профессиональной деятельности. Исследование строилось на принципах проблемности, разрешения противоречий между необходимостью управления образовательным процессом и практической деятельностью учителя, получившего профессиональное образование в режиме традиционной модели передачи знаний. В ходе воркшопа были выявлены проблемы, связанные с концепцией географического образования, реализацией компетентностного подхода, проектированием социальной среды развития обучающихся, выявлением роли учителя и др. Методы исследования - анкетирование, воркшоп. Метод анкетирования позволил выявить исследовательские, конструктивные, рефлексивные и управленческие профессиональные компетенции учителя. Воркшоп позволил увязать теоретические знания с конкретными трудностями учителя. Этапы исследования: диагностический, информационно-формирующий (обсуждение профессиональных проблем), коррекционный (анализ занятий), ор-ганизационно-деятельностный. Исследование позволило прийти к выводу о том, что высокий уровень организации образовательного

процесса связан с самоорганизацией и саморазвитием учителя. Технология воркшопа обеспечила оптимальные условия профессионального сотрудничества педагога-андрагога и учителей, синтез опыта и реальных проблем; прозрачность границ между учебной и профессиональной деятельностью, возможность их взаимной трансформации.

Ключевые слова: Воркшоп; анкета; принцип; педагог-андрагог; компетенции.

DIDACTIC POTENTIAL OF THE WORKSHOP IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF GEOGRAPHY TEACHERS

Samigullina G.S.

The content of the article is devoted to the workshop, the form of training sessions which solves a specific problem in search of solutions which are all participants in the process (teacher and students). In the education standardization conditions, changing role of the teacher education paradigms with compiler changes to participants in the educational process. Recognizing the substantive education teacher, meaningful motivation skills, the value orientation of teachers in the profession. The study was based on the principles of problem-solving contradictions between the need to control the educational process and practice teachers received professional training mode znanievoy paradigm. During the workshop they identified the problems associated with the concept of geographical education, implementation of competence-based approach, the design of the social environment of students, identifying the role of the teacher and other Research methods - questionnaires, workshop. The method of questioning revealed the research, design, management, and reflexive professional competence of the teacher. The workshop is allowed to link their theoretical knowledge with the specific difficulties of the teacher. Stages of research: Diagnostic, Information and shaping (for a discussion of professional problems), corrective (training anal— 79 —

ysis), organizational-activity. The study led to the conclusion that the high level of organization of the educational process is associated with self-organization and self-development of students. Technology workshop provided optimalnye conditions of professional co-andragogist teacher and teachers, the synthesis of experience and real problems; Transparency boundaries between academic and professional activities, the possibility of their mutual transformation.

Keywords: Workshop; profile; principle; teacher-andragogist; competence.

Введение

Казанский федеральный университет вошёл в состав научно-образовательных консорциумов ведущих университетов, стратегических академических единиц (САЕ), занимающихся исследованиями в актуальных научных направлениях [2].

В рамках реализуемой программы САЕ предполагаются совместные проекты в области учебной и научно-исследовательской кооперации с ведущими зарубежными научно-образовательными центрами.

В целях имплементации, в том числе экологического образования в интересах устойчивого развития и укрепления междисциплинарных связей кафедра теории и методики географического и экологического образования Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета установила сотрудничество с кафедрой дидактики географии Берлинского университета им. Гумбольдта [5].

19-20 августа 2016 г. на базе «IT-лицей КФУ» проведён междисциплинарный Республиканский воркшоп с участием Российской ассоциации учителей географии по проблеме «Инновационная образовательная среда в процессе изучения географии в контексте ФГОС-2010: предметный и метапредметный подход».

В работе воркшопа приняли участие учителя географии г. Москвы, Республики Татарстан, победители конкурса лучших учителей Национального проекта «Образование».

В настоящее время в КФУ реализуется проект «Квадратура трансформации педагогического образования - 4Т», связанный с исследованием трансформирующегося ученика, трансформации образования, трансформации учителя, трансформации педагогического образования. Проект носит практико-ориентированный характер и направлен на геймификацию и автоматизацию образования [6].

В условиях стандартизации образования, смены образовательных парадигм в системе повышения квалификации учителей интерес представляет личность учителя как субъекта образовательного процесса [1]. Модернизация образования требует разрушения стереотипов прежнего опыта, реализацию новых педагогических идей.

Признавая функциональную, предметно-информационную образованность современного учителя, в условиях модернизации образования немаловажны знания механизмов мотивации, ценностной ориентировки, смыслопоиска как вектора индивидуально-творческого развития учителя, достижения заданных извне целей профессиональной деятельности.

Такое развитие личности, в нашем случае педагога определяется как закрепившиеся в психологической организации личности способы и инструменты самопреобразования, самопродвижения индивида в своем развитии [Роджерс, 1990].

Поскольку в нашем исследовании мы опирались на механизмы мотивации, то были отобраны соответствующие мотивам дидактические принципы: проблемности, единства предметных и метапред-метных результатов обучения, взаимообучения.

Поскольку выбранная форма семинара предполагает решение актуальных общих для педагога-андрагога и обучающихся проблем в нашем случае школьного географического образования было задано общее направление - инновационная образовательная среда в процессе изучения географии в контексте ФГОС-2010: предметный и метапредметный подход [4].

Наличие проблемы объективно обусловлено бесконечностью сущего и взаимосвязью всех явлений в мире, ориентированного на

устойчивость мотивов учения, мыслительных способностей, детерминированное системой проблемных ситуаций.

В ходе воркшопа выявились следующие проблемы обсуждения: 1. Проектирование социальной среды развития обучающихся и достижение индивидуальных результатов обучения: унисон или диссонанс? 2. Метапредметные результаты обучения: эффективное обучение или потеря времени? 3. Учитель - транслятор, фасили-татор: КТО ОН?

Проектирование социальной среды развития обучающихся, достижение индивидуальных результатов обучения, роль учителя - это всё то, что, относится к педагогической действительности, включается в педагогическую деятельность или возникает в ней. В соответствии с этим дидактика призвана исследовать в качестве существенной характеристики обучения единство его содержательной и процессуальной сторон [Краевский В.В., 1997].

Проблематичность ситуации состоит в том, что российская школа традиционно работает по технологии классно-урочного обучения, которая имеет свои особенности: авторитаризм, ставка на память, вербализм, монофилия (страсть к единообразию), запрет на межличностное общение, неучастие обучающихся в целеполагании урока, исполнение по образцу и т.д.

Декларируемое ФГОС-2010 проектирование социальной среды развития обучающихся в ходе обсуждения нашло как сторонников, так и критически настроенных участников воркшопа.

Признание социальной среды развития обучающихся аргументировалось кумулятивным характером групповой работы (вклад каждого обучающегося), пирамидой эффективности методов обучения (Попова А.А., 1999).

Другая группа участников воркшопа подвергла сомнению социальную среду развития обучающихся во-первых, из-за факта наличия обучающихся с различными учебными способностями (чему научится ученик с повышенными способностями); во-вторых оцениванием предметных и метапредметных, но не личностных результатов обучения.

Рис. 1. Эффективность методов обучения

В контексте нашего исследования принцип проблемности рассматривался как разрешение противоречий между необходимостью руководства (управления) образовательным процессом и практической деятельностью учителя, получившего профессиональное образование в режиме знаниевой парадигмы, ориентированного на трансляцию знаний. Современной образовательной ситуацией востребована личность учителя, обеспечивающего свободу и гибкость в отборе видов деятельности обучаемого и их содержания в соответствии с личностными потребностями, обеспечивающего индивидуальную траекторию обучения, реализующего компетент-ностный подход [8]. Концепция компетентности особенно актуальна в условиях глобализации образования [8].

Переход к постиндустриальному развитию ставит школу перед необходимостью сочетать традиционные цели образования, заключающиеся в передаче знаний и ценностей, с новыми целями - развитием компетенции и обучением способам поведения в социуме [9].

Компетентность показывает не только результаты обучения (знания, умения), но и систему опыта творческой деятельности и ценностных ориентаций учащихся. Это способность применять на практике полученные знания, умения, навыки (ЗУН), в повседнев-

ной жизни для решения тех или иных практических и теоретических проблем. При этом ЗУН должны рассматриваться как основа, на которой формируются способы творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру [8].

Из перечисленных особенностей классно-урочной системы обучения, наиболее проблематично достижение метапредметных результатов обучения (постановка целей, задач и т.д.), традиционно обучающиеся в целеполагании урока участия не принимали.

Принцип единства предметных и метапредметных результатов обучения, по мнению участников воркшопа достижим. В дидактике он представляется как сближение предметного и допредметного, интуитивно-образного и рационально-критического стилей мышления, синтез содержательного и формализованного описаний, что способствует формированию умения вычленять и учитывать индивидуальные особенности обучаемых.

Метод исследования

Не менее важным в процессе активизации процесса профессионального развития учителя является принцип взаимообучения, созидающего сотрудничества в обучении, обусловленный, во-первых, сменой ролевого поведения учителя с патерналистского на учителя «второго плана», фасилитаторский; во-вторых, введением групповой проектной работы, согласно ФГОС-2010. В-третьих, воркшоп предполагает включение педагога-андрагога в учебный процесс в качестве непосредственного участника...

Реализуя данный принцип, мы учли, во-первых, смену традиционной модели передачи знаний на диалогическое обучение, во-вторых, объективную изоляцию труда учителя, обратив внимание на динамические показатели: рефлексию и инициативу. В-третьих, возможности групповых форм заключаются в возможности самостоятельно создавать социально значимый проект, стать субъектом деятельности, то есть на основе поставленной цели определить конкретные задачи, пути и методы их решения, взять на себя ответственность за результаты и последствия организованной деятельности.

В современном образовательном процессе ценятся и одобряются модели работы в команде.

Творчество приобретает социально значимые черты, поскольку действие личности направлено на реализацию целей, стоящих перед данной учебной группой.

Практика показывает, что учителя особенно склонны к обмену своим опытом, творческими наработками, педагогическими идеями.

В этой связи ключевым моментом в организации различных форм профессионального взаимодействия учителей выступает применение такого метода активного обучения как воркшоп.

Повышение квалификации должно проводиться на высоком уровне понимания учителями теоретических основ предъявляемого содержания обучения, увязке теоретических знаний с конкретными трудностями учителя [Исламшин Р.А., 2004].

В нашем исследовании мы использовали наметившуюся в педагогике образования взрослых тенденцию моделирования занятий с учётом типологических особенностей педагогов:

1 этап - диагностический, выявление педагогических, рефлексивных особенностей с помощью анкеты; определение компетенций педагогов (исследовательских, конструктивных, рефлексивных и управленческих);

2 этап - информационно-формирующий (обсуждение профессиональных проблем);

3 этап - коррекционный (анализ входного анкетирования);

4 этап - организационно-деятельностный этап, включающий технологический блок и организационные формы учебной работы.

Диагностический этап, входное анкетирование позволили выявить понимание педагогических компетенций: исследовательских, конструктивных, рефлексивных и управленческих.

Участникам воркшопа была предложена анкета на выявление педагогических компетенций: исследовательских, управленческих, конструктивных и рефлексивных (табл. 1):

Таблица 1.

Соотнесение содержания вопросов анкеты с педагогическими компетенциями

Педагогические компетенции/вопросы анкеты

исследовательские управленческие конструктивные рефлексивные

1,2,3 4 5 6

1. Назовите документы, обсуждаемые в течении полугода, относительно географии и организации методической работы.

2. Существует ли УМК (назовите автора), изданный до принятия ФГОС-2010, в основу которого положен системно-деятель-ностный подход?

3. Какое из перечисленных требований сохранилось из предыдущего стандарта? (подчеркните) формирование: представлений о географии; первичных компетенций использования территориального подхода; представлений о целостности...; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов; основами картографической грамотности; основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем.

4. Проектирование социальной среды развития обучающихся это новое или хорошо забытое старое?

5. Изобразите схематично то, о чём пишет Л.Н. Гумилёв:

«И этот камень рычал когда-то, И этот плющ парил в облаках».

6. Одним из интересных и эффективных методов осмысления текста, понятия является задание по маркировке значками по мере чтения (инсерт). Во время работы над понятием «воркшоп» участникам семинара было предложено сделать пометки: «Я» - знаю, «+» - новое, «-» - думаю иначе, «?» - не понял, есть вопросы.

Анализ входного анкетирования на диагностическом этапе позволил выявить наиболее актуальные проблемы, связанные с компетенциями участников воркшопа (табл. 2).

Таблица 2.

Итоги входного анкетирования участников воркшопа

Баллы Номер вопроса/кол-во опрошенных

1 2 3 4 5 6

0б. (ответы отсутствуют) 9 9 11 6 4 8

0.5 б. (дан частичный ответ) 1 3

1б. (дан полный ответ) 1 2 2 7 3

Результат анкетирования позволил прийти к выводу о том, что наиболее актуальными для участников являются исследовательские (ответы отсутствуют у абсолютного большинства участников семинара), управленческие (ответы отсутствуют или даны частичные ответы) и рефлексивные компетенции (ответы отсутствуют у абсолютного большинства участников семинара), что позволило обозначить границы обсуждения профессиональных проблем на информационно-формирующем этапе семинара:

- степень интеграции географического и экологического образования (просмотр презентации Петера Баголи-Симо, Почётного члена оргкомитета, профессора, доктора естественных наук, заведующего кафедрой дидактики географии Берлинского университета им. Гумбольдта). Презентация Петера Баголи-Симо посвящена основным вопросам: Что такое образование в интересах устойчивого развития? Почему образование в интересах устойчивого развития важно? Как много в действительности мы учим экологическому образованию в интересах устойчивого развития? Каков вклад/какова роль географии в образовании в интересах устойчивого развития?;

- структурирование школьных курсов географии (варианты завершения географического образования, вопросы регионализации и т.д.);

- профильные возможности географии (незавершенность географии в 11-летней школе);

- решение частно-методических проблем, например, обобщения и систематизации знаний в условиях подготовки к ЕГЭ;

- соотношение социальной среды развития обучающихся и достижения индивидуальных результатов обучения и т.д.

Организационно-деятельностный этап (собственно воркшоп) позволил прийти к выводу о том, что перевод на более высокий уровень организации образовательного процесса связан с самоорганизацией и саморазвитием участников семинара.

От развития профессиональных тенденций, особенностей личностных разных качеств и профессиональных компетенций, особенностей опыта личности, ее мотивации, ориентации, предпочтений, поведенческих стратегий, будет зависеть уровень конкурентоспособности педагога [3].

От творческого учителя ожидаются те же процессы, что от ученика: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное саморазвитие, владение эвристическими методами, рефлексия. Учитель творческой ориентации способен организовать сопровождающее обучение, использует личный опыт и мотивы учеников, помогает им поставить цель, обеспечивает их выбором видов деятельности, учит соотносить свою цель с результатом, применяет доступные детям формы реализации и самооценки, способен к личному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию собственных изменений [7].

Технология воркшопа, по мнению участников, позволяет обеспечить оптимальные условия профессионального сотрудничества педагога-андрагога и учителей, синтез опыта и реальных проблем; прозрачность границ между учебной и профессиональной деятельностью, отсутствие генераторов (источников информации) и реципиентов (тех, кто воспринимает информацию) в образовательном процессе, возможность последних трансформироваться друг в друга.

В качестве практических рекомендаций по использованию ворк-шопа в процессе повышения квалификации учителей, можно отметить необходимость: а). подготовки оперативной входной диагностики в режиме он-лайн, непосредственно после регистрации;

б) организации обеспечения обратной связи;

в) подбора заданий, связанных с обобщением, ориентацией и критическим анализом существующего педагогического и дидактического опыта;

г) включения (антиципирующего планирования) организаторов ворк-шопа в процесс обсуждения с отражением собственной позиции;

д) организации воркшопа на основе сопровождающей диагностики;

е) проявления творческого (ранее не существовавшего) подхода к пониманию и решению проблем профессиональной деятельности. В заключение выражаем глубокую признательность и благодарность за поддержку в проведении воркшопа Петеру Баголи-Симо, Почётному члена оргкомитета воркшопа, профессору, доктору естественных наук, заведующему кафедрой дидактики географии Берлинского университета им. Гумбольдта.

Список литературы

1. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2016. 19(3). С. 87-104.

2. Калимуллин А.М., Габдулхаков В.Ф. Модель педагогического образования как форма реализации Стратегической академической единицы // Образование и саморазвитие. 2016. 2(48). С. 3-17.

3. Личностная зрелость педагога в условиях реализации САЕ / Лапина Е.В., Маркова С.В., Мезинов В.Н. // Образование и саморазвитие. 2016. № 2 (48). С. 63-70.

4. Самигуллина Г.С. Дистанционные модули повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин / Авт. Г.С. Самигуллина. Казань: Отечество, 2015. 199 с.

5. Самигуллина Г.С. Творческая эколого-педагогическая деятельность в процессе повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин // Образование и саморазвитие. 2016. 1(47). С. 41-46.

6. Таюрский Д.А. (2016) Трансформация образования - сегодня один из приоритетов. http://teacher21.kpfu.ru/dmitrij-tayurskij-transformatsiya-obrazovaniya-segodnya-odin-iz-prioritetov/

7. Хуторской А.В. Творческий учитель // Школьные технологии. 1999. (№3). С. 90-97.

8. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. № 2. 1999. С. 27-30.

9. Mac Culloch D Preparer a unecitoyennete locale et globale // Futuribles. 2000. №252. Р. 56.

References

1. Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P. Psikhologicheskaya nauka i obrazo-vanie. 2016. 19(3), pp. 87-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kalimullin A.M., Gabdulkhakov V.F. Obrazovanie i samorazvitie. 2016. 2(48), pp. 3-17.

3. Lapina E.V., Markova S.V., Mezinov V.N. Obrazovanie i samorazvitie. 2016. № 2 (48). S. 63-70.

4. Samigullina G.S. Distantsionnye modulipovysheniya kvalifikatsii uchiteley estestvenno-geograficheskikh distsiplin [Remote modules teacher training course and geographical disciplines]. Kazan': Otechestvo, 2015. 199 p.

5. Samigullina G.S. Obrazovanie i samorazvitie. 2016. 1(47), pp. 41-46.

6. Tayurskiy D.A. (2016) Transformatsiya obrazovaniya - segodnya odin izprioritetov [Transformation of Education - today one of the priorities]. http://teacher21.kpfu.ru/dmitrij-tayurskij-transformatsiya-obrazovani-ya-segodnya-odin-iz-prioritetov/

7. Khutorskoy A.V. Shkol'nye tekhnologii. 1999. (№3), pp. 90-97.

8. Shishov S.E. Standarty i monitoring v obrazovanii. № 2. 1999, pp. 27-30.

9. Mac Culloch D Futuribles. 2000. №252. Р. 56.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Самигуллина Галина Савельевна, доцент отделения развития территорий Института управления, экономики и финансов

Казанский федеральный университета

ул. Кремлёвская, 18, г. Казань, 420008, Российская Федерация

galinaterra@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Samigullina Galina Savelevna, Associate Professor of Department of Territory Development Institute of Management, Economics and Finance

Kazan (Volga) Federal University

18, Kremlevskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation galinaterra@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.