Научная статья на тему 'Интеграция систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей географии республики Татарстан'

Интеграция систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей географии республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL AND PROFESSIONAL RETRAINING OF TEACHERS OF GEOGRAPHY / SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / INTEGRATION / A COMPUTERIZATION / ECOLOGIZATION / REGIONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самигуллина Г. С., Гайсин Р. И.

Цель интеграция систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей географии РТ. Метод или методология проведения работы ретроспективный анализ повышения квалификации учителей географии РТ, анализ интеграции систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей географии РТ на современном этапе модернизации образования. Результаты складывающаяся система повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей географии в условиях реформирования образования содействует профессиональному росту учителей с учетом накопленного опыта системы повышения квалификации. Область применения результатов процесс повышения квалификации учителей географии. Содержание статьи посвящено ретроспективному анализу системы повышения квалификации учителей географии на пороге модернизации образования, интеграции систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей географии РТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самигуллина Г. С., Гайсин Р. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL EDUCATION AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF TEACHERS OF GEOGRAPHY

Purpose the integration systems higher vocational education and professional development teachers of geography RT. A method or methodology of work retrospective analysis professional development teachers of geography RT, analysis integrate systems higher vocational education and professional development teachers of geography RT at the present stage modernization education. Resultsdeveloping system improvement professional skill and professional retraining teachers of geography in the conditions formation reforming promotes professional growth of teachers taking into account the saved up experience system improvement professional skill. Scope of resultsprocess improvement professional skill teachers of geography.

Текст научной работы на тему «Интеграция систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей географии республики Татарстан»

УДК 378 ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Самигуллина Г.С., Гайсин Р.И.

Цель - интеграция систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей географии РТ.

Метод или методология проведения работы - ретроспективный анализ повышения квалификации учителей географии РТ, анализ интеграции систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей географии РТ на современном этапе модернизации образования.

Результаты - складывающаяся система повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей географии в условиях реформирования образования содействует профессиональному росту учителей с учетом накопленного опыта системы повышения квалификации.

Область применения результатов - процесс повышения квалификации учителей географии.

Содержание статьи посвящено ретроспективному анализу системы повышения квалификации учителей географии на пороге модернизации образования, интеграции систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей географии РТ.

Ключевые слова: повышение квалификации и профессиональной

переподготовки учителей географии, система высшего профессионального образования, интеграция, компьютеризация, экологизация, регионализация.

INTEGRATION OF SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL EDUCATION AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF TEACHERS OF GEOGRAPHY

Samigullina G.S., Gaisin R.I.

Purpose - the integration systems higher vocational education and professional development teachers of geography RT.

A method or methodology of work - retrospective analysis professional development teachers of geography RT, analysis integrate systems higher vocational education and professional development teachers of geography RT at the present stage modernization education.

Results- developing system improvement professional skill and professional retraining teachers of geography in the conditions formation reforming promotes professional growth of teachers taking into account the saved up experience system improvement professional skill.

Scope of results- process improvement professional skill teachers of geography.

Keywords: improvement of professional skill and professional retraining of teachers of geography, system of the higher vocational education, integration, a computerization, ecologization, regionalization.

Повышение квалификации (ПК) учителей географии неразрывно связано с историческими условиями формирования системы непрерывного образования в Республике Татарстан. Подготовка учительских кадров и повышение их квалификации проходило в Татарском институте повышения квалификации педагогов.

Содержание повышения квалификации учителей географии изменялось и зависило от профессиональных знаний и мастерства учителей, было направлено на: овладение учителями новыми программами единой трудовой школы, получение педагогических знаний по воспитанию нового поколения; усиление

вопросов трудового воспитания, комплексного изучения основ наук и общественной жизни; решение вопросов методики преподавания, оказания помощи в подготовке к поступлению в вуз; овладение учителями географии новых программ, учебников и методических пособий.

Приведенные факты свидетельствуют, что сложившаяся система ПК учителей географии содействовала профессиональному росту учителей с учетом изменяющихся условий. Она была сравнительно стабильна и устойчива в организационных формах, но достаточно подвижна в содержании, изменявшегося и обновлявшегося в зависимости от изменений содержания, форм и методов школьного географического образования [1].

История Татарского института усовершенствования учителей (ТИУУ) неразрывно была связана с его кадрами. В разные годы работали и внесли свой вклад в совершенствование методической работы с учителями географии, повышение их квалификации заведующие кабинетами и методисты: Н.М. Хайруллина, Р.А. Тюменева, Л.А. Корбиева, Г.С. Самигуллина.

К работе на курсах широко привлекались учителя географии г. Казани (мастера педагогического опыта). Интересной формой явились первые в институте авторские курсы учителей географии В.А. Кремлевой (СОШ №36 г. Казани), В.И. Костроминой (СОШ №22 г. Казани), Г.С. Самигуллиной (СОШ № 134), организованные заведующей кабинетом географии Л.А. Корбиевой по проблеме «Использование активных форм обучения на уроках географии» (1991 г.).

Повышению теоретического уровня курсовой подготовки учителей географии способствовала тесная связь института с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами республики. Перед учителями с квалифицированными лекциями по теории и методике преподавания предметов географического цикла, по актуальным проблемам воспитания выступило более 300 преподавателей вузов и ученых КГУ, КГПИ, КГФЭИ, КХТИ и др. Среди них: А.А. Кирсанов (зам. директора, доктор педагогических наук, член-корреспондент АПН СССР), кандидаты и доктора

географических наук, профессора Г.П. Бутаков, А.М. Трофимов, Ю.П. Переведенцев (КГУ); кандидат геолого-минералогических наук Г.В. Сонин, Э.М. Хакимов (КГПИ). Незабываемыми были встречи с членом союза художников СССР, доцентом КГПИ В.П. Игнатьевым.

Вторая половина 80-х годов ХХ века знаменательна компьютеризацией образования. Решая проблемы компьютерного всеобуча, с 1985 года спецкурсом «Использование электронно-вычислительной техники в учебновоспитательном процессе» были охвачены и учителя географии республики.

В институте накоплен большой опыт повышения квалификации учителей географии по использованию ИКТ. В 1992 году 37 учителей географии успешно окончили курсы ПК по проблеме «Методика разработки и использования ППС на уроках географии». В 1993 году Ю.Ф. Симонов, учитель географии, слушатель данных курсов провел на базе СОШ №46 первые авторские курсы по информатике «Использование ППС в целях повышения эффективности урока» в совмещенном кабинете географии и информатики. С 1997 года по настоящее время учитель высшей категории сош № 132 Г.В. Шураева совместно с учителем информатики П.И. Кузнецовым в условиях массовой городской школы (более 1200 учащихся) проводит спецкурс для учителей географии. Опыт проведения спецкурса обобщен в пособии «Использование программных средств обучения в географии», а также в материалах VМеждународного научно-методического семинара «Непрерывное географическое образование: усовершенствование методики преподавания географии в средней и высшей школе» (Харьков 12-15 сентября 2000 г.).

В настоящее время учителя географии В.В. Сорокина (СОШ №131 Вахитовского района г. Казани), Л.Ф. Елагина (Затонская СОШ Камско-Устьинского района), О.Е. Савельева (СОШ №77 Авиастроительного района г. Казани); Л.В. Маркарян (СОШ №103), О.П. Никонов (гимн.№7) Ново-Савиновского района г. Казани), Г.Х. Шайхутдинова (Аланская СОШ Тюлячинского района) и многие другие принимают активное участие в подготовке и проведении Всероссийских, республиканских и региональных

конференций по проблемам преподавания географии и информатики, выездных семинаров, конференций и олимпиад школьников; демонстрируют профессиональную мобильность.

Следующий приоритет в процессе повышения квалификации учителей географии - экологизация. В 1993 году по инициативе ИПКРО РТ (ТИУУ) по согласованию с лесничеством Высокогорского района и председателем Кадышевского местного самоуправления была создана классическая экологическая тропа совместно с коллективом Озерной средней школы данного района.

Спецкурсом на экологической тропе было охвачено более 1000 учителей географии, биологии РТ. Поиск интегративных форм экологического образования средствами использования на экологической тропе искусства, знания родного и иностранных языков, этнических обычаев и традиций оказал мощное эмоционально-эстетическое воздействие на личность учащихся, обогатил учебный процесс, способствовал созданию экологических троп в школах республики.

Отработка спецкурса «Методика создания и использования экологической тропы» позволила отследить дидактические возможности использования экологической тропы в учебно-воспитательном процессе школ; наработать корпоративный опыт работы коллектива Озерной школы и КГУ; отследить рациональность использования экологической тропы в условиях сельской малокомплектной школы и др. Кроме того, спецкурс позволил сформировать у слушателей эколого-педагогические умения -проектировочные, коммуникативные, организаторские, конструктивные, исследовательские [3].

По нашему мнению, современной образовательной ситуацией востребована модель учителя, не только отвечающая нормам стандарта, но и готовая к отказу от привычных схем и стереотипов в поведении, восприятии и мышлении. Включение в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ вызывает необходимость обогащения опыта

творческой деятельности современного учителя теоретико-методологическими, проектными, конструктивно-методическими, профессионально-

деятельностными, диагностическими, исследовательскими, прогностическими знаниями и умениями.

С 1998 года в программу ПК учителей географии включен спецкурс «Методика создания и использования авторской программы». Для ведения практических занятий был приглашен учитель географии высшей категории Кукморской СОШ №3 Р.М. Мухаметов, автор первой программы «География Кукморского района», победитель II Республиканского конкурса авторских программ.

Конечная цель регионализации географического образования состоит в том, чтобы оправдавшие себя подходы, идеи и разработки став частью НРК, по значимости вышли за границы субъекта федерации, стали достоянием всех, переместясь в федеральный компонент стандарта. Так, учителя г. Чистополя Республики Татарстан Г.П. Соловьёва и Г.Н. Романова обобщили опыт работы в учебно-методическом пособии «Чистополь и Чистопольский район -жемчужина Закамья. Занимательное краеведение в вопросах и ответах», ставший достоянием учителей страны и удостоен диплома I степени на конкурсе еженедельника «География».

На сегодняшний день мы имеем в республике авторские программы по географии Актанышского района (Имамова Р.З., Бариев И.Ш.), Приволжского района г. Казани (Мухамадиярова Р.Х., Полуенова Н.В.), Нурлатского (Чибидина-Пинина Т.И.), Чистопольского (Давлетшина Г.З.), Мамадышского (Мугтасимов А.К.), Зеленодольского района и г. Зеленодольска (Мустафина Э.М.), Атнинского (Мустафина Э.М., Каюмов А.А.), Пестречинского (Ахметзянов З.З.) районов республики и др. [2].

В 2003 году в институте под руководством доктора педагогических наук, профессора КГПИ И.Т. Гайсина начинается научно-исследовательская работа по развитию творческого потенциала учителя географии.

Повышение квалификации учителей географии сопровождалось научноисследовательской работой, разработкой научно-методических рекомендаций, комплексов и т.д. На этапе эксперимента разработаны многочисленные рекомендации учебно-методического обеспечения перехода на профильное обучение; системно-дидактический комплекс процесса ПК учителей географии и смежных дисциплин, включающий «Программно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации учителя географии и смежных дисциплин», «Краткий курс лекций для учителей географии», практикум «Рефлексивноаналитическая деятельность учителя географии» и др. [4].

Творческий союз и научное руководство И.Т. Гайсиным позволили успешно защитить работу на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по проблеме «Развитие творческого потенциала учителя географии и смежных дисциплин».

В 2006 году создан Республиканский научно-методический Совет преподавателей географии под руководством И.Т. Гайсина. Функции Совета разнообразны - экспертные, научно-методические, консалтинговые, консультационные и т.д. Под его руководством и в тесном сотрудничестве с профессорско-преподавательским составом географического факультета КГПУ (ТГГПУ) проведены научно-методические и научно-практические конференции по актуальным проблемам методики преподавания предмета и современного образования: «Преемственность в эколого-географическом образовании»,

«Актуальные проблемы методики преподавания естественно-географических дисциплин в школе и вузе», «Совершенствование методики преподавания географии и экологии в школе и вузе» (2002 г.), «Современные проблемы географии населения и рынка труда» (2003, 2006, 2008гг.), «Инновационные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в школе и вузе» (2004, 2006 гг.), «Основные направления повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях» (2005 г.); «Актуальные проблемы преподавания географии в школе и вузе», посвященный 90-летию географического образования в педагогическом

университете (октябрь 2008 г.); «Возможности еженедельника «География» в становлении профессиональных и ключевых компетенций учителя и учащихся» (2005 г.); научно-практическая конференция «География в поликультурном мире» (2010 г.) и др.

Начало нового тысячелетия ознаменовалось интеграцией систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей, в том числе географии с целью рационального использования ресурсов, системной научно-методической работы, повышения профессионального уровня всех работников образования, не в последнюю очередь методистов, педагогов-андрагогов системы повышения квалификации; укрепления союза учреждений повышения квалификации, ученых; интеграции школы и вуза; введения индивидуального режима обучения педагогов с применением новых информационных технологий.

Интеграция от латинского слова integer целый; integratio -восстановление, восполнение, объединение. Процесс интеграции двух систем логически вписывается в процесс непрерывного образования, образования «через всю жизнь».

С 2009 года курсы повышения квалификации и профессональной переподготовки переданы Татарскому государственному гуманитарнопедагогическому университету (ТГГПУ), вошедшему в состав К(П)ФУ.

В качестве примера эффективности проведения курсовой подготовки нами были выбраны курсы, практикуемые в ТГГПУ с 2009 года. По итогам курсов повышения квалификации учителей географии нами был проведен социологический опрос слушателей в количестве 97 человек. Для эмпирического замера эффективности курсов нами были разработаны критерии и показатели, отражающие уровень этой эффективности и его составляющие:

1. Удовлетворенность педагогов содержательными и процессуальными условиями курсов повышения квалификации (эмоционально-процессуальный компонент): оценка слушателями содержания занятий; форм и методов

проведения учебных занятий, востребованности полученной информации.

2. Результаты итоговой аттестации: оценка слушателями мотивационной и стимулирующей роли курсов в целом.

Важной первичной информацией для нас является состояние удовлетворенности учителей географии содержательными и процессуальными условиями курсов повышения квалификации (эмоционально-процессуальный компонент). Это показатели, отражающие оценку слушателями процессуальных аспектов курсов повышения квалификации (формы и методы занятий в процессе курсовой подготовки, содержание занятий) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Состояние удовлетворенности учителей географии процессуальными

аспектами курсов повышения квалификации

№ Тема курсов, сроки проведения оценка

Содержания занятий (по 5 балльной шкале) Форм и методов проведения учебных занятий (по 5 балльной шкале)

1 Реализация компетентностного подхода в обучении гоеграфии (19.10.09 г. - 30.10.09 г.) 4 б. - 6 чел. (30%) 5 б. - 13 чел. (65%) 4 б . - 6 чел. (3 0%) 5 б. - 13 чел. (65%)

2 Реализация инетгративного подхода в обучении гоеграфии (16.11. - 27.11. 2009 г). 3 б. - 2 чел. (7%) 4 б. - 15 чел. (50%) 5 б. - 11 чел. (36%) 4 б. - 11 чел. (36%) 5 б . - 1 7 чел. (57%)

3 Развитие творческого потенциала личности (с 07.12 - 18.12. 2009 г.) 4 б. - 6 чел. (30%) 5 б. - 13 чел. (65%) 4 б . - 6 чел. (3 0 %) 5 б. - 13 чел. (65%)

4 Курсы профессиональной переподготовки по направлению: «География» (2009-2010 уч.г). 4 б. - 7 чел. (54%) 5 б. - 5 чел. (38%) 4 б. - 4 чел. (31%) 5 б. - 8 чел. (61%)

5 Курсы профессиональной переподготовки по направлению: «География» (2010-2011 уч.г). 4 б. - 6 чел. (30%) 5 б. - 13 чел. (65%) 4 б. - 6 чел . (30%) 5 б. - 13 чел. (65%)

Как свидетельствуют данные таблицы 1, удовлетворенность слушателей курсами повышения квалификации является достаточно высокой. Следовательно можно сказать, что среди опрошенных слушателей курсов нет ни одного, кто бы высказал полную неудовлетворенность процессуальными аспектами курсовой подготовки.

Таким образом, высокие показатели эмоционально-процессуального компонента курсовой подготовки отражают важное субъективно-практическое отношение слушателей к формам проведения и содержательным аспектам учебно-образовательного процесса. Данные показатели и их значения выражают позицию педагогов как слушателей и степень «насыщения» соответствующих потребностей и запросов, определяемых характером и целями курсов.

Информационно-познавательный эффект курсов повышения квалификации рассматривается нами как показатель, отражающий определенный баланс профессионально-личностных интересов слушателей и оценку ими с этих позиций уровня востребованности полученной информации (см. табл. 2).

Таблица 2

Информационно-познавательный эффект курсов повышения

квалификации учителей географии (общий аспект)

Содержание курсов Востребованность полученной информации (в %) Доля опрошенных (в %)

Реализация компетентностного подхода в обучении географии (19.10.09 г. - 30.10.09 г.) 60 - 100 % 80%

Реализация интегративного подхода в обучении гоеграфии (16.11. - 27.11. 2009 г). 60 - 90 % 74%

Развитие творческого потенциала личности (с 07.12 - 18.12. 2009 г.) 70 - 100% 80%

Курсы профессиональной переподготовки по направлению: «География» (2009-2010 уч.г). 70- 100% 92%

Курсы профессиональной переподготовки по направлению: «География» (2010-2011 уч.г). 60- 100% 80%

Результат показателя информационно-познавательного эффекта подтвердил общую тенденцию позитивной оценки слушателями содержания

курсовой подготовки, а значит можно говорить о достаточно высоком уровне соответствия содержания курсов профессиональным запросам учителей географии.

Несмотря на достаточно выокую оценку курсов повышения квалификации, нами были внимательно изучены предложения слушателей по организации курсовой подготовки.

С целью введения индивидуального режима обучения начинается интенсивная работа по разработке модулей дистанционного повышения квалификации «Диагностика готовности учителя географии и смежных дисциплин к творческой педагогической деятельности», «Диагностика профессиональных затруднений учителя по реализации межпредметных связей», «Диагностика готовности учителя к реализации компетентностного подхода», тематика которых связана с дальнейшей научно-исследовательской работой под руководством И.Т. Гайсина.

Перестройка системы повышения квалификации учителей географии связана и с определенными недочетами. Вузом не предусмотрены общие вопросы организации труда, так многие учителя высказали введение лекций по охране труда, социальной и правовой защите учителей. Анализ анкет слушателей курсов повышения квалификации по географии, профессиональной переподготовки показал совпадение профессиональных интересов и запросов, поскольку и те и другие преподают предмет в школе. Из высказанных предложений слушателей по совершенствованию курсовой подготовки и переподготовки началась работа по созданию предметного кабинета географии (81% учителей), проведению курсовой подготовки по ЕГЭ (60% опрошенных).

Анализ результатов интеграции курсовой и профессиональной переподготовки учителей географии в систему высшего профессионального образования, свидетельствует о том, что складывающаяся система повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей географии в условиях реформирования образования содействует профессиональному росту учителей с учетом накопленного опыта системы повышения квалификации.

Список литературы

1. Исламшин Р.А. Научные основы функционирования модели непрерывного образования учителей в национально-региональных условиях Татарстана: монография. М., в надзаг.: Министерство образования Республики Татарстан,1995. 227 с.

2. Самигуллина Г.С. Технологии внедрения национально-регионального компонента в структуру и содержание географического образования // География в школе. 2000. №6. С.53.

3. Самигуллина Г.С. Экологическая парадигма в системе повышения квалификации учителей географии // География и экология в школе XXI века. 2006. №3. С.76-78.

References

1. Islamshin R.A. Nauchnie osnovi funczionirowaniya modeli nepreriwnogo obrasowaniya uchitelei w nazionalno-regionalnich uslowiyach Tatarstana [Scientific basis the functioning model continuous education teachers in national and regional conditions,Tatarstan]. Moscow, 1995. 227 p.

2. Samigullina G.S. Technology wnedreniya nazionalno-regionalnogo componenta w structuru I soderzchanie geographichescogo obrasovaniya [Technology introduction national-regional component of the structure and content geographical education]. Geografiya v shkole, no. 6 (2000): 53.

3. Samigullina G.S. Ekologicheskaya paradigma v sisteme povysheniya kvalifikatsii uchiteley geografii [Ecological paradigm in the professional development teachers of geography]. Geografiya i ekologiya v shkole XXI veka, no. 3 (2006): 7678.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Самигуллина Галина Савельевна, доцент Института экологии и географии, кандидат педагогических наук Казанский федеральный университет

ул. Левобулачная, 34, г. Казань, 420011, Россия e-mail: galinaterra@yandex. ru

Гайсин Ренат Ильгизарович, старший преподаватель Института экологии и географии, кандидат педагогических наук

Казанский федеральный университет

ул. Левобулачная, 34, г. Казань, 420011, Россия

DATA ABOUT THE AUTHORS

Samigullina Galina Sawelewna, associate professor Institut ecology and geography, candidat of pedagogical Sc.

Kazan (Volga region) university

34, Levobulachnaya st., Kazan, 420011, Russia

e-mail: galinaterra@yandex. ru

Gaisin Renat Ilgisarowich, senior teacher Institut ecology and geography, candidat of pedagogical Sc.

Kazan (Volga region) university

34, Levobulachnaya st., Kazan, 420011, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензент:

Мусин Азгар Гареевич, профессор, доктор географических наук, профессор, Казанский федеральный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.