УДК 378, ББК 74.480 О Е.И. Зарипова
£.И. Зарипова
ТЕХНОЛОГИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МАГИСТРАТУРЫ
В статье представлены особенности применения технологии динамического обучения в контексте индивидуализации образовательного процесса магистратуры высшей школы. Статья содержит характеристику средств индивидуализации образовательного процесса в российских вузах; описание общих основ концепции динамического обучения и сущности воркшопа, анализ в аспекте индивидуализации практического опыта проведения воркшопа с магистрантами. В ходе исследования под индивидуализацией образовательного процесса в высшей школе понимается способ обеспечения каждому студенту права на формирование собственных образовательных целей и задач за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению. Результатом индивидуализации в вузе является развитие субъективности студента, которая проявляется в изменениях направленности личности, её ценностных ориентаций, в учебной мотивации, инициативности, целенаправленности и самостоятельности студента в образовательном процессе вуза. Далее в статье изложены концепция, содержание технологии динамического обучения и рассматривается воркшоп как основная форма реализации технологии при подготовке магистров. Практическим результатом исследования является подборка методов и приёмов технологии динамического обучения студентов магистратуры, развивающих их субъективность, а также описание содержания этапов воркшопа по теме «Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической деятельности» курса «Общенаучные подходы к разработке и реализации образовательных программ» в подготовке магистров по направлению «Образование и педагогические науки» (профиль Педагог-исследователь (методист)). Разработанные рекомендации могут быть использованы преподавателями магистратуры и аспирантуры, педагогами дополнительного образования взрослых, а также ведущими воркшопов в обучающих организациях. На основе апробации в магистратуре воркшопов учебного курса, анализа полученных результатов, анкетирования участников процесса, делается вывод, что технология динамического обучения является средством индивидуализации образовательного процесса в магистратуре.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный образовательный запрос, субъективность, технология динамического обучения, воркшоп, подготовка магистров.
"Ж утверждение и введение с 2010 года в X/ высшие образовательные учреждения федеральных государственных
образовательных стандартов определяет
индивидуализацию образовательного процесса как одно из условий достижения современных целей образования. Одной из технологий обучения, применяемых для достижения целей современного высшего образования, является технология динамического обучения. Задача исследования рассмотреть особенности применения технологии динамического обучения для реализации идей индивидуализации образовательного процесса в магистратуре высшей школы.
Разделяя взгляды Т.М.Ковалевой,
Е.А.Сухановой, А.А.Терова, П.Г. Щедровицкого, под индивидуализацией образовательного процесса в высшей школе понимается способ обеспечения каждому студенту права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, способ придания осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив [2, 3]. Т.В. Бурлакова на основе анализа работ К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Е.И. Исаева, Е.А. Климова, В.И. Слободчикова, к проявлениям индивидуализации профессиональной
подготовки студентов относит целенаправленность студента - подчинение своей силы воли единой цели в создании индивидуального бытия; наличие у студента индивидуального стиля и логики в учебной и учебно-исследовательской деятельности; его относительная автономность в самоопределении, саморегуляции, в самоанализе, мотивации и рефлексии; единство самореализации и самоотдачи студента [1]. В целом, ин дивидумизация магистерской подготовки характеризуется внешней и внутренней составляющими [2, 3]. Внешняя индивидуализация - это направленное воздействие внешнего образовательного пространства, включающего адаптацию содержания и форм образовательного процесса вуза к индивидуальным особенностям студента, осуществление
педагогического сопровождения развития его индивидуальности. Внутренняя индивидуализация -это направленность студента на реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование индивидуально -профессионального стиля деятельности. Этим характеризуется позиция активного носителя субъективного опыта (индивидуального опыта построения себя) в образовательном процессе. При этом субъективность измеряется изменениями в направленности личности, в её ценностных ориентациях, в учебной мотивации, характеризуется
проявлением инициативности, целенаправленностью и самостоятельностью студента.
Анализируя практический опыт российских вузов [2, 4] замечено, что существует общая тенденция индивидуализации образовательного процесса в магистратуре - основным средством индивидуализации является проектирование и реализация индивидуальных образовательных программ магистрантов. Однако в большинстве случаев они не отличаются большим многообразием, так как являются комбинацией тематических курсов и часов на них отведённых в рамках образовательной программы подготовки, а инструменты, применяемые вузами для создания индивидуальных образовательных программ, не обеспечивают магистранту выявление и реализацию его собственных образовательных запросов,
индивидуального образовательного движение.
Рассмотрим технологию динамического обучения как инструмент индивидуализации на практических занятиях в магистратуре. В концепции динамического обучения Клауса Фопеля, основанной на результатах новейших исследований мозга, исследованиях малых групп в Тэвистоке (Великобритания) и в Национальных тренинговых лабораториях (США), гуманистической психологии, обучение является увлекательным для обучающегося, проходит при интенсивном групповом взаимодействии, активности и самостоятельности всех участников [5]. Среди ведущих правил обучения:
- структурирование учебного процесса с учётом разных аспектов психической деятельности мыслей, чувств, фантазий, установок, физиологии и таким образом, чтобы каждый учащийся мог сделать собственные выводы;
- важно создать в учебной группе атмосферу поддержки, взаимного уважения и признания;
- нужно сознательно использовать символы, оказывающие позитивное влияние на периферическое восприятие (уровень шума, освещенности, температуру в помещении, картины, плакаты и т.д.);
- использовать на занятиях как можно больше видов действий, которые имеют место в повседневной жизни;
- мозг в любом возрасте может устанавливать новые связи, а для взрослых людей решающее значение имеет возможность получать от обучения удовольствие и чувствовать себя продуктивными членами группы или организации;
- важно, обучение имело личностное значение для обучающихся - было увлекательным и давало возможность управлять собственным учебным процессом, принимать на себя ответственность за собственное обучение и развивать свои способности;
учебные процессы должны быть разнообразными, чтобы все участники группы могли задействовать свои визуальные, тактильные, эмоциональные и вербальные способности. Поэтому
следует постоянно давать участникам возможность выбора.
Основной формой такого обучения должен стать воркшоп (мастерская), сущность которого, обозначенная К.Фопелем, определяется как «интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. В центре внимания находится самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие. Участники сами могут определять цели обучения. Они разделяют с ведущим ответственность за свой учебный процесс» [5, с.14]. На воркшопе предполагается реализация трёх этапов:
1-ый - создание ситуации «расслабленного внимания», в которой педагогу предполагается использовать многообразие разных стимулов для снятия страха у обучающихся перед неизвестностью, сомнениями не справиться с учебными задачами и боязнью конкуренции между членами группы;
2-ой - создание ситуации погружения, включающий опыт обучающихся в усвоении информации, опыт анализа и практического применение, концептуального понимания и формирования личных установок, развития опыта творческой деятельности;
3-ий - состоит в активной оценке участниками осуществлённого опыта. Участники анализируют свой опыт и проясняют для себя, чему они научились в прошедшей учебной ситуации.
Технология динамического обучения была выбрана как ведущая образовательная технология для апробации курса «Общенаучные подходы к разработке и реализации образовательных программ» модуля «Технологии проектирования и реализации образовательных программ» в подготовке магистров по направлению «Образование и Педагогические науки» профиль Педагог-исследователь (методист) по следующим основаниям:
- учебная группа магистрантов представляет собой группу из 17 взрослых людей разного возраста, каждый из которых имеет свой, отличный от других, образовательный и профессиональный опыт, разную учебную мотивацию;
- с учетом того, что технология предполагает развитие уже имеющегося опыта магистранта в проектной деятельности и в решении профессиональных задач методиста.
Программа базовой учебной дисциплины «Общенаучные подходы к разработке и реализации образовательных программ» направлена на формирование у студентов магистратуры способности осуществлять организационное и научно-методическое сопровождение основных и дополнительных образовательных программ на основе использования уже имеющегося собственного опыта, полученного в ходе обучения, а у некоторых магистрантов и с учётом профессионального опыта.
Всего было проведено восемь занятий с магистрантами 2-го года обучения, которые
предполагалось построить на основе технологии динамического обучения.
На первом этапе каждого воркшопа, при создании ситуации «расслабленного внимания», выяснялись ожидания каждого магистранта от изучения курса, конкретной темы, о том, чему и как хотели бы научиться. Обязательно подчёркивалась возможность для каждого магистранта свободного выбора цели занятия, плана обучения, ориентированного на его образовательные потребности.
В связи с тем, что технология динамического обучения применялась впервые педагогом и магистрантами, то на первых практических занятиях возникли большие затруднения с обеих сторон. Со стороны преподавателя это было связано в первую очередь с ограничительными рамками его деятельности, созданными программой дисциплины. В соответствии с программой надо было обеспечить достижение общей образовательной цели всеми магистрантами за 8-мь встреч - 16 академических часов, причём темы каждой встречи уже были определены: «Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической деятельности»; «Проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС основного общего образования»; «Образовательная программа как компонент системы научно-методического обеспечения образовательного процесса»;
«Образовательная программа как нормативный документ»; «Психология взаимодействия субъектов образовательного процесса»; «Проектирование условий взаимодействия субъектов образовательного процесса»; «Индивидуальные образовательные программы»; «Программы индивидуального развития обучающихся различных категорий». Возникло противоречие: с одной стороны главным вектором выбора содержания обучения должны стать образовательные потребности магистрантов, с другой стороны традиционно необходимо «передать знания», запланированные учебной программой и уже разделённые в ней на «порции». Этим обстоятельством задача, стоящая перед преподавателем, сильно усложняется, так как приходиться тратить много времени на планирование занятий для «передачи» информации в соответствии с программой, и проектировать это же занятие, прогнозируя учёт интересов магистрантов. Для разрешения этого затруднения как элемент первого занятия по теме «Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической деятельности» была смоделирована проблемная ситуация и предложено ответить на вопрос: почему проектная технология получила широкое
распространение в образовательной среде и какие изменения в проектную деятельность учителя и обучающихся внесла реализация ФГОС? Преподаватель обозначил три аспекта обсуждения -сущность и этапы проектной деятельности; проектирование как деятельность педагога;
проектирование как деятельность обучающегося. В ходе беседы могли проясниться дополнительные аспекты проблемы, но задача беседы, чтобы каждый участник группы сформулировал индивидуальную, личностно значимую цель занятия.
Второй этап практического занятия заключался в организации ситуации погружения. Это когда каждый участник группы пытается достичь своей цели занятия при взаимодействии со всеми. Итоговый продукт, свидетельствующий о достижении цели, -презентация результатов учебной деятельности и ответ на проблемный вопрос темы. Ситуация погружения организовывалась на основе этапов проектной деятельности и включала: анализ фактов; поиск идей; поиск решения; выступления и презентации результатов учебной деятельности. Организация взаимодействия происходила в зависимости от обстоятельств в разных формах - в парах, в микро группах, группой в целом. Для анализа фактов преподавателем были подготовлены словари, нормативные и методические материалы, презентации, статьи и другие источники информации. Магистранты по своему выбору и в соответствии со своими задачами осуществляли разнообразные действия - знакомились с нормативными документами; сравнивали основные понятия темы; изучали сущность, виды, характеристики образовательных программ; договаривались о критериях сравнения; сравнивали между собой предметы изучения; выявляли общее и особенное; искали идею и решение, ответ на проблемный вопрос; разрабатывали публичное представление своего решения и ответа.
На третьем этапе воркшопа создавалась ситуация активного оценивания осуществлённого опыта участников. С начала в учебной группе заслушивались и обсуждались полученные ответы на проблемный вопрос темы, затем каждый анализировал свой опыт и проясняет для себя, чему он научился на занятии. Чаще это происходило в форме резюме (письменного или устного) или эссе.
Обобщая опыт проведения воркшопов, отметим, что особенно сложным для восприятия магистрантами было первое практическое занятие. Со стороны магистрантов затруднения на первых воркшопах были вызваны неготовностью к самостоятельной формулировке собственных суждений относительно тех или иных аспектов проблемы; постановке индивидуальной цели и ожидаемых результатов; получения
индивидуального решения определенной проблемы каждым участником практического занятия. Поэтому на этих занятиях пришлось дополнительно применять приёмы «Знаю - Хочу узнать - Узнал (умею)», «Бортовой журнал», «Корзина идей», подбирать множество материалов и конструировать серию учебных задач для каждого этапа занятия в отдельности. Выбранная стратегия скаффолдинга помогла магистрантам к пятому (из восьми) практическому занятию самостоятельно достигать
поставленной цели. Опыт проведения воркшопов в магистратуре показал, что оптимальная организация взаимодействия в учебной группе обеспечивается в группе до 10 студентов, а при большем количестве возникают дополнительные сложности.
К сожалению, небольшое количество практических занятий не позволяет отследить изменения в субъективности магистрантов, что должно стать несомненным признаком того, что технология динамического обучения является средством индивидуализации образовательного процесса в магистратуре. Однако, в своих анкетах студенты отметили многообразие видов действий, которые они самостоятельно выбирали для достижения значимой для них образовательной цели (подбора нужной информации для решения конкретной проблемы; работы с текстами разных жанров - научными, документальными, методическими разработками; реферирования; проверки выдвинутой гипотезы; дискуссии и рефлексии по поводу представленного решения и выполненной разработки). Преподаватель в анкете отметил, что целенаправленность студентов проявилась в формулировании цели и задач изучения тем курса, в самостоятельном выборе соответствующего содержания и учебных действий по решению этих задач, форм их представления. По мнению педагога, инициативность магистрантов как важная составляющая субъективного опыта проявилась в интерпретации своего индивидуального опыта и опыта других участников в различных
аспектах решаемой проблемы и в поиске каждым своего решения, в активном оценивании результатов собственного обучения и развития своих способностей в обучении. В том, что освоение курса послужило
источником профессионального и личностного развития обучающихся, оказались единодушны студенты и преподаватель. Ещё участниками анкетирования был отмечен ярко выраженный практикоориентированный характер курса, его направленность на формирование определенных профессиональных действий и компетенций педагога-исследователя (методиста). Последнее свидетельствует о личностной значимости полученных образовательных результатов.
Таким образом, обобщая полученные результаты, заметим, что применение технологии динамического обучения, проведение практических занятий в магистратуре в форме воркшопов позволили создать открытую образовательную среду, характеризующуюся многовариативным содержанием, разнообразием учебных действия, среду, которая предоставляет каждому магистранту возможность осуществить целенаправленный выбор, проявить инициативность и самостоятельность в выборе своего образовательного пути, что обеспечивает магистранту выявление и реализацию его индивидуальных образовательных запросов, его индивидуальное образовательное движение. Следовательно, технология динамического обучения является средством индивидуализации образовательного процесса в магистратуре.
Библиографический список
1. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография [Текст] / Т.В. Бурлакова. - Шуя: Изд-во ШГПУ, 2008. - 179 с.
2. Зарипова, Е.И. Анализ опыта современных российских вузов по созданию индивидуальной образовательной программы магистранта / Е.И. Зарипова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования: научный журнал. - 2015. - № 5 (9). - С. 70-72.
3. Зарипова, Е.И. Индивидуальная образовательная программа студента как средство индивидуализации магистерской подготовки / Е.И. Зарипова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования: научный журнал. - 2014. - № 1(2). - С. 124-129.
4. Федорова, Н.М. Организация научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в сетевом формате [Текст] / Н.И. Чуркина, Н.М. Федорова // Вестник Сибирского института информационных технологий. - 2016. - №4,- С. 161-166.
5. Фопель, К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. [Текст] / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003.-368 с.
References
1. Burlakova T.V. Individualizatsija professional'nqj podgotovki studentov: kontseptual'nye osnovy: monografija [Individualization of professional training of students: a conceptual framework] / T.V. Burlakova. - Shuja: Izd-vo ShGPU, 2008. - 179 p.
2. Zaripova E.I. Analiz opyta sovremennyh rossijskih vuzov po sozdaniju individual'noj obrazovatel'noj programmy magistranta [An analysis of modern russian universities experience in creating individualized learning programme for postgraduate students] // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija: nauchnyj zhurnal. - 2015 - № 5 (9). - P. 70-72.
3. Zaripova E.I. Individual'naja obrazovatel'naja programma studenta kak sredstvo individualizatsii magisterskoj podgotovki [Individualized learning programme as a means of postgraduate students' preparation] //
Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija: nauchnyj zhurnal. -2014 -№ 1(2). - P. 124-129.
4. Fedorova N. M. Churkina N. I. Organizaciya nauchno-issledovatelskoj deyatelnosti studentov magistratury v setevom formate [The organization of research activity of Magistrates in network] // Vestnik sibirskogo instituta informacionnyx texnologij. - 2016. - №4. - P. 161-166.
5. Fopel' K. "Eff 'ektivnyj vorkshop. Dinamicheskoe obuchenie. [Effective workshop. Dynamic training] / Per. s nem. - M.: Genezis, 2003. - 368 p.
TECHNOLOGY FOR DYNAMIC LEARNING IN THE ASPECT OF INDIVIDUALIZATION OF THE
EDUCATIONAL PROCESS OF GRADUATE
Elena I. Zaripova,
Associate Professor, Omsk State Pedagogical University
Abstract. Peculiarities of using the technology of dynamic education in the context of individualization of educational process in magistracy are given in the article. The paper contains the features and the instruments of educational process individualization in Russia, the description of the foundations of the conception of dynamic education and the main point of workshop, the analysis of the practical experience of implementing a workshop by master students.
Individualisation of educational process in higher school is understood as a mean of supplying every student with rights and possibilities to form personal educational aims and objectives by supplying a possibility to choose a type of an action and gain personal meanings of educational process and personal inquiries connected with educational process . The result of individualization of educational process in higher school is the development of student subjectivity, which displays in changes of orientation of personality, in its axiological orientations, in educational motivation, single-mindedness and independence of a student in educational process in higher school. Further, the conception, meaning, technologies of dynamic education are undertaken. Workshop is taken as a technology for master students training. Practical results of the research are the collection of methods and technologies of dynamic education of master students, which develop their subjectivity. Also the meaning of milestones of workshop "Design as a Mean of Innovational Changes in Pedagogical Activity" in the course "Scientific Approaches to a Design and Occurrence of Educational Programs" is represented in preparation of master students of the program "Education and Pedagogical Sciences" "Pedagog-Researcher (Methodist)"
The given recommendations can be used by lectures in magistracy and postgraduate courses, educational specialists of additional education of adults, workshop moderators in educational institutions. Judging by the results of testing the workshops of an educational course in magistracy, analysis of received results, the results of questioning of the participationals of the process it is concluded that the technology of dynamical education is a mean of individualization of educational process magistency
Keywords: individualization, technology of dynamic education, individual educational inquiry, subjectivity, workshop, preparation of master's students.
Сведения об авторе:
Елена Игоревна Зарипова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, наб. им. Тухачевского, 14), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 01.03.2017.