Научная статья на тему 'Индивидуальный образовательный маршрут как средство демократизации образовательного процесса студентов магистратуры'

Индивидуальный образовательный маршрут как средство демократизации образовательного процесса студентов магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / DESIGN / AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / DEMOCRATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Вера Валентиновна, Харисова Инга Геннадьевна

Статья посвящена проблеме совершенствования профессиональной подготовки студентов магистратуры. Авторы считают, что проектирование индивидуальных образовательных маршрутов является одной из важных составляющих процесса подготовки педагогических кадров в магистратуре, поскольку обеспечивает вариативный подход, способствует реализации принципов индивидуализации в рамках деятельности образовательных организаций и демократизации образовательного процесса, что способствует решению проблемы формирования профессионально значимых компетенций у специалистов, работающих в области обучения и воспитания. В статье представлены принципы и алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута магистранта, предлагаются способы организации учебной, внеучебной и научно-исследовательской деятельности, способствующие созданию субъектно-ориентированной образовательной среды и обеспечивающие, наряду с индивидуальным образовательным маршрутом, высокий уровень субьектности магистрантов в процессе профессионального самоопределения. Некоторые из предлагаемых в статье направлений индивидуализации и демократизации образовательного процесса студентов магистратуры реализуются в рамках организации учебной и внеучебной деятельности студентов на факультете социального управления ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К. Д. Ушинского», их использование позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории обучающихся и способствует формированию у них демократической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкина Вера Валентиновна, Харисова Инга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Individual Educational Route as a Means of Democratization of the Educational Process of Graduate Students

The article is devoted to the problem of improvement of professional training of graduate students. The authors believe that the design of individual educational routes is an important part of the process of teacher's training in the magistracy, because it provides a variational approach and it contributes to the realization of the principles of individualization within the framework of the educational institutions and the democratization of the educational process that contributes to the solution of problems of formation of the professionally significant competence of professionals working in the field of training and education. The article presents the principles and the algorithm of designing the individual educational programme of a student, here are offered methods of organization of educational, extracurricular and research activities contributing to the creation of subject-oriented educational environment and providing along with the individual educational route a high level of students' subjectivity in the process of professional self-determination. Some of the proposed areas of individualization and democratization of the graduate students' educational process are implemented through the organization of educational and extracurricular activities of students at the Faculty of Social Administration of FSBEI F1PE «Yaroslavl State Pedagogical University named them. K. D. Ushinsky», their use allows building students' individual educational trajectories and helps them to develop a democratic culture.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный образовательный маршрут как средство демократизации образовательного процесса студентов магистратуры»

УДК 37

В. В. Белкина, И. Г. Харисова

Индивидуальный образовательный маршрут как средство демократизации образовательного процесса студентов магистратуры

Статья посвящена проблеме совершенствования профессиональной подготовки студентов магистратуры. Авторы считают, что проектирование индивидуальных образовательных маршрутов является одной из важных составляющих процесса подготовки педагогических кадров в магистратуре, поскольку обеспечивает вариативный подход, способствует реализации принципов индивидуализации в рамках деятельности образовательных организаций и демократизации образовательного процесса, что способствует решению проблемы формирования профессионально значимых компетенций у специалистов, работающих в области обучения и воспитания. В статье представлены принципы и алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута магистранта, предлагаются способы организации учебной, внеучебной и научно-исследовательской деятельности, способствующие созданию субъектно-ориентированной образовательной среды и обеспечивающие, наряду с индивидуальным образовательным маршрутом, высокий уровень субъектности магистрантов в процессе профессионального самоопределения. Некоторые из предлагаемых в статье направлений индивидуализации и демократизации образовательного процесса студентов магистратуры реализуются в рамках организации учебной и внеучебной деятельности студентов на факультете социального управления ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К. Д. Ушинского», их использование позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории обучающихся и способствует формированию у них демократической культуры.

Ключевые слова: проектирование, индивидуальный образовательный маршрут, демократизация образовательного процесса.

V. V. Belkina, I. G. Kharisova

The Individual Educational Route as a Means of Democratization of the Educational Process of Graduate Students

The article is devoted to the problem of improvement of professional training of graduate students. The authors believe that the design of individual educational routes is an important part of the process of teacher's training in the magistracy, because it provides a variational approach and it contributes to the realization of the principles of individualization within the framework of the educational institutions and the democratization of the educational process that contributes to the solution of problems of formation of the professionally significant competence of professionals working in the field of training and education. The article presents the principles and the algorithm of designing the individual educational programme of a student, here are offered methods of organization of educational, extracurricular and research activities contributing to the creation of subject-oriented educational environment and providing along with the individual educational route a high level of students' subjectivity in the process of professional self-determination. Some of the proposed areas of individualization and democratization of the graduate students' educational process are implemented through the organization of educational and extracurricular activities of students at the Faculty of Social Administration of FSBEI HPE «Yaroslavl State Pedagogical University named them. K. D. Ushinsky», their use allows building students' individual educational trajectories and helps them to develop a democratic culture.

Keywords: design, an individual educational route, democratization of the educational process.

Процессы, протекающие в системе педагогического образования, связанные с ее совершенствованием и перестройкой, привели к преобразованию специалитетов в бакалавриат и магистратуру. Бакалавриат призван обеспечить обучающемуся получение базового образования по определенному направлению и профилю, программы магистратуры позволяют усовершенствовать сформированные у бакалавров компетенции в выбранной ими сфере профессиональной деятельности. В то же время следует понимать, что обучение в магистратуре доступно не только для бакалавров, но и для практических работников сферы образования.

Анализ контингента обучающихся по магистерским программам, реализуемым факультетом социального управления ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К. Д. Ушинского», свидетельствует о том, что подавляющее большинство студентов магистратуры составляют лица, имеющие высшее образование, (не всегда педагогическое) и работающие в образовательных организациях Ярославля и области.

Организация образовательного процесса для данной категории обучающихся сопряжена с рядом особенностей и проблем:

© Белкина В. В., Харисова И. Г., 2016

— в связи с занятостью студентов на работе учебные занятия проводятся три раза в неделю во второй половине дня;

— наличие у студентов магистратуры базового образования различных профилей создает трудности при подборе учебного материала на занятия;

— затрудненность взаимодействия магистрантов со студентами, обучающимися на факультете;

— практически полное отсутствие включенности студентов магистратуры в систему ученического самоуправления;

— неучастие магистрантов во внеучебной деятельности студентов факультета (традиционных праздниках, КВН, поездках и т. п.).

По нашему мнению, такая ситуация является неблагоприятной для профессионального и социального становления студентов магистратуры.

Данный факт обуславливают целесообразность проектирования разных вариантов подготовки педагогических кадров в рамках программ магистратуры. И, как следствие, необходимость реализации и развития идеи поливариативности процесса формирования педагогической компетентности на основе учета специфики функций, к выполнению которых готовиться педагог, и его представлений о собственном будущем в профессии. В связи с этим актуальной также становится проблема разработки психолого-педагогического и методического сопровождения процесса индивидуализации и демократизации профессиональной подготовки педагогов. По нашему мнению, индивидуализация и демократизация образовательной деятельности - взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы, обеспечивающие высокий уровень субъектности обучающегося и предоставляющие ему возможности для самостоятельного проектирования процесса собственного профессионального развития.

Ученые и педагоги, занимающиеся проблемами индивидуализации, обращают внимание на необходимость рассматривать ее как процесс двусторонний, предполагающий, с одной стороны, создание условий и предоставление возможностей для выстраивания индивидуальной траектории профессионального развития, с другой -появление у человека внутренней потребности осуществлять профессиональный выбор и идти «своим путем» в рамках профессионального становления. Демократизация же, предусматривающая реализацию демократических принципов, связанных с обеспечением права человека сво-

бодно выражать свои мысли, с уважением и принятием различных точек зрения, равенством позиции участников деятельности, поддерживает процесс индивидуализации и позволяет в полной мере обеспечить студенту вуза свободу личного и профессионального самоопределения в рамках освоения конкретной магистерской программы.

Чтобы обеспечить сопровождение и реализацию индивидуализации и демократизации профессионального становления и развития в магистратуре, необходимо спроектировать действия всех участников данного процесса. Одним из направлений проектирования будут действия по разработке индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих каждому обучающемуся реализовать свою траекторию развития в выбранной профессии. Важно отметить также, что индивидуальный образовательный маршрут может стать одним из системообразующих факторов процесса профессионального становления и развития специалиста и формирования у него демократической культуры. В научной литературе понятие «демократическая культура» рассматривается как «...мера социального развития человека, определяющая его стремление и способность к эффективному социальному взаимодействию на основе гуманизма» [2, 14]. Педагогу важно развивать у себя данное качество, так как его наличие является важной составляющей готовности к решению стоящих перед ним профессиональных задач.

Таким образом, целью реализации технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов в работе со студентами магистратуры является не только индивидуализация профессиональной подготовки на разных этапах, но и обеспечение демократизации образовательного процесса в вузе.

В качестве основных принципов, на которых может строиться технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, ученые и педагоги выделяют следующие:

— мотивационное обеспечение процесса проектирования для всех участников, предполагающего их субъектную позицию и личную заинтересованность в успехе;

— компетентностный подход как основа определения целей, задач и результатов;

— алгоритмичность действий субъектов проектирования, обеспечивающая воспроизводимость технологии;

— преемственность, определяющая опору на результаты предыдущего этапа и непрерывность

процесса, предполагающая проектирование общего маршрута профессионального становления и его детализацию для каждой ступени;

— вариативность в содержательной и операционной составляющей этапов проектирования, необходимой для реализации индивидуальных предпочтений, уровня профессионального развития и притязаний;

— рефлексивность с точки зрения самоанализа и самооценки субъектом составляющих собственного маршрута и со стороны определения целесообразности используемых в проектировании форм и приемов, реализующих технологию.

Указанные принципы являются, на наш взгляд, наиболее значимыми для рассматриваемой технологии, наряду с ними должны быть реализованы и другие: целенаправленность, плановость, системность. Также стоит отметить важность организации индивидуально ориентированного контроля на всех этапах подготовки педагогических кадров, в частности в период обучения студента в вузе [1].

Исходя из принципа алгоритмичности, стоит высказать предположение об основных этапах проектирования индивидуального образовательного маршрута в профессиональном самоопределении, становлении и развитии. На наш взгляд логика этапов не должна противоречить общей логике проектирования и должна включать следующие позиции:

1. Определение исходного состояния, предполагающее диагностику, анализ и оценку уровня сформированности качеств, значимых для выбранной профессии, а также характера профессиональных притязаний субъекта.

2. Проектирование целей, задач и желаемого результата на определенный для разрабатываемого маршрута временной период. На данном этапе на первый план, особенно на основном и поствузовском этапах, должны выходить система профессионально значимых компетенций и требования профессионального стандарта педагога.

3. Определение ключевых направлений и контрольных точек маршрута, разработка системы действий и взаимодействий субъектов, участников процесса, на каждом этапе его реализации.

4. Разработка системы средств отслеживания и оценки промежуточных и итоговых результатов прохождения маршрута в рамках контрольных точек и по завершению.

5. Проектирование действий по психолого-педагогическому и методическому сопровожде-

нию реализации индивидуального образовательного маршрута.

Результатом указанных выше этапов должен стать индивидуальный образовательный маршрут студента. Стоить отметить, что в рамках магистратуры субъект может выстраивать разные по масштабу маршруты: общий (до момента достижения желаемого профессионального статуса), частный, конкретизирующий отдельный этап профессионального становления в рамках определенного временного периода [3].

Формы и методы, реализуемые на этапах проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в магистратуре, должны соответствовать демократическим принципам и обеспечивать высокий уровень субъектности студента. В качестве средств, соответствующих указанному положению, могут быть использованы как особым образом организованные занятия, так и отдельные элементы форм индивидуализации и демократизации, используемые при проектировании деятельности обучающихся. Некоторые наиболее эффективные, на наш взгляд, средства создания субъектно-ориентированной демократической образовательной среды мы описываем ниже.

Максимальная индивидуализация образовательного процесса с учетом имеющейся у магистранта квалификации и места работы может быть обеспечена в рамках учебной деятельности через предоставление магистрантам возможности выбора заданий для выполнения (в том числе домашнего), а также способов выполнения заданий.

Также, на наш взгляд, целесообразно использовать потенциал образовательных организаций, в которых работают студенты, в частности проводить отдельные учебные занятия непосредственно на рабочем месте магистранта, использовать их в качестве базы практики для студентов бакалавриата (магистрант при этом выполняет роль наставника). В связи с тем, что программы магистратуры большей частью должны реализовать практико-ориентированное содержание, возможно приглашение на учебные занятия специалистов по «запросу» обучающихся и обсуждение отдельных тем изучаемых дисциплин с опорой на имеющийся у отдельных студентов профессиональный опыт.

Важно, чтобы уже в процессе обучения в магистратуре педагоги приобрели субъективный опыт преподавательской деятельности, поэтому необходимо привлекать магистрантов для проведения занятий со студентами бакалавриата (и не только

во время практики). Передача студентам магистратуры ряда педагогических функций целесообразна также в ситуациях, предусматривающих определение общих и индивидуальных целей занятия; планирование собственной деятельности на занятии и при подготовке к нему; оценку достижений (приоритет - самооценке и взаимооценке); проведение занятий и отдельных фрагментов занятий студентом; участие магистрантов в разработке системы рейтинговой оценки знаний.

Для реализации указанных выше положений важным условием, на наш взгляд, является модификация содержания отдельных учебных дисциплин на основе гибкой трансформации в зависимости от профессиональных и научных интересов магистрантов и включение сведений о направлениях и средствах индивидуализации и демократизации образовательного процесса в школе. Также возможна разработка и внедрение спецкурса «Формирование демократической культуры обучающихся через индивидуализацию образовательного процесса».

Таким образом, учебная деятельность студентов магистратуры должна быть организована в рамках форм, предполагающих субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и обучающихся («круглых столов», дискуссий, занятий «вопросов и ответов» и др.) и реализацию партнерской позиции всех участников образовательного процесса.

Внеучебная деятельность студентов вуза также обладает определенным потенциалом для формирования профессионально значимых компетенций и демократической культуры обучающихся. Для того, чтобы она стала неотъемлемой составляющей субъектно-ориентированной образовательной среды, необходимо развивать самоуправление внутри группы магистрантов, включать их в систему студенческого самоуправления факультета и вуза через привлечение к участию в мероприятиях, организуемых студентами и для студентов (в том числе, на этапе планирования, целеполагания и анализа деятельности), и к работе в органах студенческого самоуправления. Использование опыта организации внеучебной деятельности, имеющегося у отдельных студентов магистратуры, и в учреждении, где они работают, также позволит обеспечить их активную позицию в образовательной деятельности и будет способствовать их профессиональному росту.

Для того чтобы у каждого студента магистратуры формировался собственный взгляд на решение профессиональных задач, развивались

педагогическая наблюдательность и умение принимать самостоятельные решения, необходимо организовать активную индивидуальную познавательную и исследовательскую деятельность обучающегося. Свободный выбор темы магистерской диссертации (возможность предложить собственную тему), совместная с научным руководителем разработка плана работы над диссертацией - неотъемлемая часть процесса выстраивания магистрантом индивидуального образовательного маршрута, которая обеспечивает активное участие студента в научных конференциях (как студенческих, так и преподавательских) и подготовку публикаций (индивидуально или совместно с научным руководителем).

Важно, что проектирование магистрантами индивидуальных образовательных маршрутов и использование других средств индивидуализации и демократизации для создания субъектно-ориентированной образовательной среды не только помогает решать проблему повышения качества подготовки педагогических кадров, но и способствует формированию у специалиста представлений о реализации технологии индивидуализации в области образовательной деятельности, что позволит ему осуществлять индивидуально ориентирований подход в работе со своими учениками (исследования показывают, что далеко не все педагоги хорошо владеют средствами индивидуализации процессов обучения и воспитания [4]).

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки студентов магистратуры необходимо, с одной стороны, осуществлять их активное и полноценное включение в студенческую жизнь факультета, нивелируя изолированность и используя профессиональный опыт и образование магистрантов. С другой стороны, необходимо максимально индивидуализировать образовательный процесс с учетом особенностей и потребностей данной категории обучающихся. На наш взгляд, индивидуальный образовательный маршрут может стать эффективным средством реализации указанных направлений совершенствования процесса подготовки педагогических кадров в магистратуре вуза.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В., Харисова, И. Г. Индивидуально-ориентированный подход к контролю самостоятельной работы студентов [Текст] / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина, И. Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 3. -С. 97-102.

2. Платонова, С. М. Воспитание демократической культуры личности школьника в коллективной организаторской деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Платонова Светлана Михайловна. - СПб., 2004. - 218 с.

3. Харисова, И. Г. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов в подготовке педагогов в системе НПО [Текст] / И. Г. Харисова // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского : материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» (4-5 марта 2014 г.). - Ч. 1. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. -С. 57-63.

4. Харисова, И. Г., Чернявская, А. П. Представления классных руководителей об индивидуализации процесса воспитания школьников [Текст] / И. Г. Харисова, А. П. Чернявская // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 1. -С. 34-38.

ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок

1. Ва^ого^уа, Ь. V., ВеШпа, V V., НапБОуа, I. в. ММ^аТпо-опепйгоуаппу] podhod к койгоЦи

samostojatel'noj raboty studentov [Tekst] / L. V Bajborodova, V. V Belkina, I. G. Harisova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2009. - № 3. -S. 97-102.

2. Platonova, S. M. Vospitanie demokraticheskoj kul'tury lichnosti shkol'nika v kollektivnoj organizatorskoj dejatel'nosti [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Platonova Svetlana Mihajlovna. - SPb., 2004. - 218 s.

3. Harisova, I. G. Tehnologija proektirovanija individual'nyh obrazovatel'nyh marshrutov v podgotovke pedagogov v sisteme NPO [Tekst] / I. G. Harisova // Pedagogicheskoe nasledie K. D. Ushinskogo : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Chtenija Ushinskogo» (4-5 marta 2014 g.). - Ch. 1. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - S. 57-63.

4. Harisova, I. G., Chernjavskaja, A. P. Predstavlenija klassnyh rukovoditelej ob individualizacii processa vospitanija shkol'nikov [Tekst] / I. G. Harisova, A. P. Chernjavskaja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2010. - № 1. - S. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.