Научная статья на тему 'Развитие субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации на учебном занятии'

Развитие субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации на учебном занятии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-АНДРАГОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровкова Елена Геннадьевна

В статье актуализируется проблема развития субъектной позиции учителя в процессе повышения квалификации. Описываются условия организации образовательного процесса взрослых обучающихся, способствующие развитию субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации (КПК). Показана роль преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования в становлении и развитии субъектной позиции слушателей КПК. Обоснована необходимость повышения качества и эффективности учебного занятия как одного из условий развития субъектной позиции слушателей КПК. На основе результатов мониторингового исследования в рамках внутренней системы оценки качества образования обозначены затруднения, которые испытывают преподаватели при подготовке и проведении учебного занятия. В статье даны методические рекомендации для преподавателей по проведению эффективного учебного занятия. Обозначены и описаны некоторые формы, приемы и методы организации учебной деятельности взрослых обучающихся, использование которых может положительно повлиять на уровень субъектной позиции слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боровкова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the students’ subject position of advanced training courses in the educational process

The article actualizes the problem of development of the teacher's subject position in the advanced training proses. The conditions of the organization of the educational process of adult learners are described, which contribute to the development of the subject position of the listeners of the advanced training courses (ATC). The role of the teacher of the institution of additional professional education in the formation and development of the subject position of the listeners of the ATC is shown. The necessity of improving the quality and effectiveness of the training session as one of the conditions for the development of the subject position of the ATC listeners is grounded. Based on the results of the monitoring study, the internal system for assessing the quality of education identifies the difficulties experienced by teachers in the preparation and conduct of a training session. The article gives methodological recommendations for teachers on conducting an effective training session. Some forms, methods and methods of organizing the educational activity of adult learners are indicated and described, the use of which can positively influence the level of the subject's position of listeners.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации на учебном занятии»

Исследования молодыхученых.

УДК 378.091.398

Развитие субъектной позиции

слушателей курсов повышения квалификации

на учебном занятии

Е. Г. Боровкова

The development of the students' subject position of advanced training courses in the educational process

E. G. Borovkova

Аннотация. В статье актуализируется проблема развития субъектной позиции учителя в процессе повышения квалификации. Описываются условия организации образовательного процесса взрослых обучающихся, способствующие развитию субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации (КПК). Показана роль преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования в становлении и развитии субъектной позиции слушателей КПК. Обоснована необходимость повышения качества и эффективности учебного занятия как одного из условий развития субъектной позиции слушателей КПК. На основе результатов мониторингового исследования в рамках внутренней системы оценки качества образования обозначены затруднения, которые испытывают преподаватели при подготовке и проведении учебного занятия. В статье даны методические рекомендации для преподавателей по проведению эффективного учебного занятия. Обозначены и описаны некоторые формы, приемы и методы организации учебной деятельности взрослых обучающихся, использование которых может положительно повлиять на уровень субъектной позиции слушателей.

Abstract. The article actualizes the problem of development of the teacher's subject position in the

advanced training proses. The conditions of the organization of the educational process of adult learners are described, which contribute to the development of the subject position of the listeners of the advanced training courses (ATC). The role of the teacher of the institution of additional professional education in the formation and development of the subject position of the listeners of the ATC is shown.

The necessity of improving the quality and effectiveness of the training session as one of the conditions for the development of the subject position of the ATC listeners is grounded. Based on the results of the monitoring study, the internal system for assessing the quality of education identifies the difficulties experienced by teachers in the preparation and conduct of a training session. The article gives methodological recommendations for teachers on conducting an effective training session. Some forms, methods and methods of organizing the educational activity of adult learners are indicated and described, the use of which can positively influence the level of the subject's position of listeners.

Ключевые слова: повышение квалификации, субъектная позиция слушателей курсов повышения квалификации, преподаватель-андрагог, образовательная среда, эффективность учебного занятия, активные формы и методы обучения.

Е.. Г. Боровкова

Развитие субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации...

Keywords: advanced training, subjective position of listeners (adult learners) of advanced training courses, andragog teacher, educational environment, the effectiveness of the training session, active forms and methods of teaching.

Повышение качества общего образования - ключевая цель реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Достижение этой цели напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Модернизация системы российского общего образования связана с необходимостью повышения его конкурентоспособности, соответствия современным реалиям и запросам участников образовательного процесса. Как справедливо отмечает Н. П. Эпова, «модернизация системы образования невозможна без модернизации педагогической деятельности и условий ее развития», а реализация ФГОС как одной из составляющих модернизации «подразумевает яркое проявление субъектной позиции всех участников образовательного процесса» [1, с. 74].

Развитие субъектной позиции учителя как одного из участников образовательного процесса становится важной задачей повышения квалификации педагогических работников, потому что только специалист, проявляющий активную профессиональную позицию, интерес к процессу и результатам своего труда, нацеленный на самореализацию и саморазвитие в профессии, может выстраивать субъект-субъектное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.

Под субъектной позицией педагога в процессе повышения квалификации будем понимать интегративную личностную характеристику, отражающую систему доминирующих отношений педагога к процессу повышения квалификации, проявляющуюся в избирательной образовательной активности, самостоятельном целеполагании, способности к самоопределению, построению и реализации собственной траектории образования, способности к рефлексии, к партнерскому взаимодействию с коллегами и преподавателями-андрагогами [2, с. 11]. Субъектная позиция учителя-слушателя курсов повышения квалификации проявляется в его образовательной активности, ответствен-

ности за результаты своего обучения, самостоятельности и инициативности в процессе повышения квалификации.

Задача преподавателей, работающих со взрослыми обучающимися на курсах повышения квалификации, - создать условия для развития их субъектной позиции, сделать так, чтобы процесс обучения был не формальным, при котором обучающиеся пассивно принимают информацию, а личностно ориентированным, учитывающим индивидуальные потребности и возможности слушателей.

Учителя, обучающиеся на курсах повышения квалификации, как правило, хотят получить ответы на вопросы, вызывающие профессиональные затруднения, разрешить проблемные ситуации, с которыми они сталкиваются в процессе педагогической деятельности. Стоит отметить, что, если учитель, пришедший на курсы повышения квалификации, имеет ряд вопросов или ситуаций, которые он не может разрешить самостоятельно, опираясь только на собственные знания и опыт, и хочет обсудить их с коллегами, преподавателями-андрагогами, он уже демонстрирует проявление профессионального интереса, а значит, мотивацию к обучению, профессиональному и личностному росту. Такой слушатель готов к профессиональному взаимодействию в процессе повышения квалификации, настроен на положительный результат процесса обучения, проявляет потребность в рефлексии результатов собственной педагогической деятельности. Однако для развития и проявления субъектной позиции слушателей необходимо создать творческо-развивающую образовательную среду - особое пространство взаимодействия слушателей и преподавателей. Создание развивающей, ориентированной на субъект-субъектные отношения образовательной среды в учреждении дополнительного профессионального образования позволит решить одну из проблем, связанных с повышением уровня профессиональной подготовки педагогических работников, а именно проблему безадресного и неперсонифициро-ванного характера программ повышения квалификации.

К сожалению, не все слушатели повышения квалификации понимают значимость и необходимость профессионального роста, проявляют инициативу в выборе программ и форм повы-

шения квалификации, хотя сегодня у педагогов есть право выбора. Так, например, кафедра языкового и литературного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» предлагает учителям русского языка и литературы три программы повышения квалификации: «Теория и методика преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС общего образования», «Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы в области методики развития речи», «Современные образовательные технологии в школьном филологическом образовании». Обучение проводится в двух формах: очной и очно-заочной с применением дистанционных образовательных технологий. Учитель может выбрать программу, а также наиболее удобную для него форму обучения.

Согласно проведенному анкетированию в рамках мониторингового исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО ЧИППКРО основной целью прохождения курсов повышения квалификации является необходимость выполнения требования об обязательном прохождении курсов повышения квалификации, закрепленного в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Вместе с тем есть и такие педагоги, которые относятся к повышению квалификации не просто как к обязательному требованию, а как к возможности преодоления собственных профессиональных затруднений и профессионального роста. [3, с. 87].

Результаты проведенного анкетирования позволяют сделать вывод о том, что среди педагогов, пришедших на курсы повышения квалификации, есть такие, которые изначально не мотивированы на обучение. Такие слушатели воспринимают повышение квалификации как некую узаконенную формальность. Изменить их отношение к процессу повышения квалификации, а следовательно, и к собственному профессиональному развитию необходимо за время курсовой подготовки.

Перед преподавателями, работающими со взрослыми обучающимися, стоит задача повышения эффективности учебного занятия, в том числе и для обеспечения условий, способству-

ющих проявлению и развитию субъектной позиции слушателей, вовлечению их в активный образовательный процесс. На наш взгляд, от качества проведенного занятия зависит уровень субъектной позиции слушателя: чем выше качество проведенного занятия, тем больше возможностей для проявления субъектной позиции, а значит, и выше ее уровень.

Однако мы также считаем, что и активное проявление слушателями субъектной позиции влияет на достижение поставленных целей, результативность проведенного занятия.

Таким образом, можно говорить о взаимообусловленности и взаимовлиянии этих двух результатов (качество учебного занятия и уровень субъектной позиции слушателей).

На основе анализа результатов проведенного в рамках внутренней системы оценки качества образования мониторингового исследования, посвященного определению уровня проведения учебных занятий, И. Д. Борченко выделяет ряд профессиональных затруднений, с которыми сталкиваются преподаватели курсов повышения квалификации:

- вовлечение слушателей в процесс постановки цели учебного занятия, актуализация цели занятия для слушателя;

- использование активных форм и методов обучения;

- организация преподавателем самостоятельной работы слушателей;

- организация преподавателем обратной связи (рефлексии) со слушателями во время учебных занятий [3, с. 89].

Затруднения, испытываемые преподавателями при подготовке и проведении учебного занятия, на наш взгляд, негативно отражаются на эффективности учебного занятия и могут влиять на уровень субъектной позиции слушателей. Анализ результатов входной и итоговой «Диагностики уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ», рассчитанной на определение субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных образовательных программ, может помочь преподавателю осознать собственные затруднения в использовании технологий, методов и приемов работы со взрослыми обучающимися. Обратимся к опыту проведения учебных занятий в системе повышения квалификации учителей русского язы-

Е Г. Боровкова

Развитие субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации...

ка и литературы и опишем некоторые методы и приемы, способствующие развитию и проявлению субъектной позиции слушателей.

Начало учебного занятия - это очень ответственный этап с точки зрения его организации и проведения, на этом этапе преподаватель должен донести до слушателей актуальность и значимость темы, вовлечь в процесс постановки и актуализации цели занятия, оперативно оценить уровень подготовки слушателей по вопросу, в зависимости от подготовленности при необходимости скорректировать содержание учебного занятия и формы организации деятельности обучающихся.

На наш взгляд, одним из возможных вариантов организации деятельности слушателей на этом этапе учебного занятия является проведение диагностики, которая проводится преподавателем в начале учебного занятия после сообщения темы и постановки основной цели обучения.

Диагностика на этом этапе учебного занятия - это экспресс-опрос слушателей по вопросам, связанным с содержанием данного учебного занятия и заранее подготовленным преподавателем. Вопросов не должно быть много, оптимальное количество, на наш взгляд, не более 10. Среди вопросов могут быть как простые, обращенные к опыту профессиональной деятельности учителя, так и более сложные, требующие детального изучения темы (проблемы), например, основательного изучения нормативно-правовых документов [4, с. 27]. После того как обучающиеся ответят на вопросы диагностики, преподаватель предлагает скорректировать ранее обозначенную цель занятия в зависимости от индивидуальных затруднений, проявления интереса к определенным аспектам темы и т. п. Таким образом, каждый обучающийся будет вовлечен в процесс целеполагания. Это сделает процесс обучения личностно значимым, актуальным для конкретного слушателя.

Как правило, ситуация неуспеха, в которой оказываются некоторые слушатели во время выполнения диагностики, позволяет сделать обучение личностно значимым: меняется настрой, появляется установка на необходимость устранить пробелы в знаниях, желание почувствовать себя успешным в профессиональной сфере. Слушатели же, обладающие

определенным уровнем знаний по данной теме, смогут актуализировать их, углубить или расширить, таких обучающихся можно привлекать в качестве экспертов, руководителей групп при организации групповой работы.

Стоит отметить, что к постановке цели необходимо обращаться не только в начале занятия, но и на других его этапах, это важно для того, чтобы слушатель осознавал, зачем, с какой целью выполняется определенное действие, решается предложенное задание.

Помимо проведения диагностики существуют и другие варианты эффективной организации начала учебного занятия: после ознакомления с темой занятия можно предложить обучающимся самостоятельно сформулировать вопросы, ответы на которые они хотели бы получить в ходе занятия, или заполнить таблицу «Знаю - хочу узнать - узнал», соответственно на этом этапе учебного занятия заполняются колонки «Знаю» и «Хочу узнать». Это также позволит слушателям проявить познавательный интерес, на начальном уровне проанализировать, что уже известно по данной теме (проблеме), а что хотелось бы узнать.

Преподаватель, работающий в системе повышения квалификации, должен в своей профессиональной деятельности руководствоваться требованиями андрагогической модели обучения: при выборе технологий, форм и методов обучения взрослых необходимо учитывать их образовательные потребности и запросы, психофизиологические особенности. В образовательном процессе необходимо обеспечить интеграцию теории и практики, это даст возможность обучающемуся получить новые знания и актуализировать имеющиеся, систематизировать накопленный опыт, получить стимул к его обобщению и диссеминации. Необходимо помнить о том, что взрослый обучающийся является равноправным субъектом образовательного процесса, может управлять этим процессом, координировать его.

Как мы отмечали выше, преподаватели испытывают затруднения в использовании активных форм и методов обучения, которые были бы наиболее эффективны в работе со взрослыми обучающимися.

Преподавателю важно так строить учебное занятие, чтобы мотивировать слушателей курсов повышения квалификации на активное, са-

мостоятельное, творческое освоение учебного материала, проектировать учебное занятие с опорой на жизненный и профессиональный опыт обучающихся. Преподаватель, работающий со взрослыми обучающимися, должен владеть целым арсеналом активных методов и приемов обучения.

На наш взгляд, одним из эффективных способов организации обучения взрослых слушателей на учебном занятии является применение метода кейс-стади ^ase study). Данный метод можно успешно применять как на лекционном, так и на практическом занятии. Специалистами кафедры языкового и литературного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО разработан сборник кейсов, материалы которого успешно используются на учебных занятиях.

Кейс - это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение. Задача обучающихся - осмыслить предложенную ситуацию (педагогическую, методическую), описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, четко сформулировать и квалифицировать проблему и выработать определенный алгоритм действий, который ведет к решению проблемы.

Кейс-метод относят к интерактивным методам обучения, так как он позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя, следовательно, включает всех субъектов образовательной деятельности в диалогическое общение. Совместная учебная деятельность в процессе решения кейса создает атмосферу партнерства, позволяет организовать взаимное обучение. В идеале каждый обучающийся, участвующий в разрешении проблемной ситуации, обозначенной в кейсе, должен чувствовать свою вовлеченность в процесс обучения.

Педагоги, использующие в своей практике кейс-метод, считают, что результативность этого метода обусловлена следующими факторами:

- акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием;

- приобретаются навыки анализа сложных и неструктурированных проблем;

- развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде, умение учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказывать свою;

- развивается самостоятельное критическое и стратегическое мышление.

Преимуществом использования этого метода именно в обучении взрослых является то, что оптимальным образом сочетаются теория и практика, а это позволяет обращаться к опыту обучающихся, что, в свою очередь, дает возможность для развития их субъектной позиции.

Следующая серьезная проблема, с которой сталкиваются преподаватели курсов повышения квалификации, - это организация самостоятельной работы слушателей.

В процессе повышения квалификации необходимо организовать самостоятельную работу обучающихся как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время.

Степень самостоятельности слушателей на учебном занятии, конечно, зависит от его формы: так, на лекции она будет ниже, чем на практическом занятии или во время работы над проектом, в процессе деловой игры или учебной дискуссии. Но в любом случае на курсах повышения квалификации у слушателя должна быть возможность для самостоятельной научно-исследовательской и познавательной деятельности.

Высоким потенциалом для организации самостоятельной работы слушателей на курсах повышения квалификации обладает такая форма учебного занятия, как семинар.

Как пишет Т. В. Соловьёва, семинар отличается от практического занятия тем, что слушатели самостоятельно осваивают большой теоретический материал по заранее предложенным вопросам и заданиям с использованием широкого круга источников, как рекомендованных преподавателем, так и самостоятельно подобранных [5, с. 84]. Самостоятельная работа с различными источниками информации, такими как научно -методические журналы, учебные и методические пособия, энциклопедии, словари и справочники, интернет-ресурсы, развивает информационную компетентность обучающихся, учит самостоятельно добывать знания.

Е Г. Боровкова

Развитие субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации.

Но работа с источниками не заканчивается только поиском информации: важно уметь интерпретировать, оценивать, анализировать эту информацию, применять ее для решения других образовательных задач.

На наш взгляд, очень важной для учителя является самостоятельная работа с профессиональными научными и научно-методическими изданиями. Опыт показывает, что далеко не все педагоги читают профессиональные периодические издания (журналы), специально предназначенные для них. Это объясняется двумя причинами: отсутствием интереса, потребности в самообразовании и неимением возможности получить быстрый доступ к бумажной или электронной версии журнала. Слушатели курсов повышения квалификации ГБУ ДПО ЧИППКРО могут работать с научно-методическими журналами как во время курсовой подготовки, так и в межкурсовой период, т. к. для этого в институте созданы благоприятные условия: библиотека института выписывает более 140 профессиональных периодических изданий. Роль преподавателя заключается в том, чтобы стимулировать самостоятельную работу обучающихся с научными и научно-методическими изданиями, показать важность и необходимость этой работы.

Опыт проведения занятий для учителей русского языка позволяет говорить о том, что эффективной является групповая работа слушателей, посвященная созданию аннотированного списка статей одного из популярных и авторитетных в профессиональном сообществе научно-методических журналов - журнала «Русский язык в школе». Обучающиеся получают задание составить аннотированный список статей на определенную тему, причем может быть предложена как широкая, так и более узкая тема, например: «Развитие связной речи школьников на уроках русского языка» или «Подготовка школьников к сочинению». Каждая группа обучающихся получает по 6-8 номеров журнала за последние 3-5 лет, при этом должно быть выполнено обязательное условие: примерно одинаковый объем работы для каждой группы. Преподаватель должен учесть этот момент при подготовке к занятию, т. е. оценить потенциал каждого номера с точки зрения возможности освещения заявленной темы.

Задача обучающихся заключается не только в том, чтобы найти нужный материал, но и

написать аннотацию, лаконично передать основное содержание статьи, чтобы ознакомить коллег из других групп с выбранным материалом.

Целесообразно данную работу проводить в компьютерном классе, чтобы каждая группа после изучения статей могла оперативно набрать текст на компьютере и заполнить предложенную преподавателем форму (например, таблицу), тогда у всех обучающихся будет доступ к материалам, подготовленным другими группами. Однако на составлении аннотированного списка работа не заканчивается: обучающиеся представляют результаты своей работы, выступая с небольшими сообщениями, в которых отмечают особенно интересные материалы, дают коллегам рекомендации, почему полезно ознакомиться с той или иной статьей, преподаватель и слушатели могут задать интересующие их вопросы по содержанию материалов. Результат такой работы будет полезен и слушателям - непосредственным участникам, и тем учителям, которые только будут проходить обучение на курсах повышения квалификации: созданный обучающимися продукт может быть использован как образовательный ресурс, который можно будет предлагать для изучения как на учебном занятии, посвященном обозначенной теме, так и для самостоятельной работы. Если какие-то из указанных статей вызовут особый интерес и желание ознакомиться с содержанием более детально, всегда можно найти нужный номер в библиотеке института, т.к. в аннотированном списке помимо названия статьи и ее автора указываются и выходные данные.

Обратимся еще к одной важной проблеме, обозначенной И. Д. Борченко по итогам анализа результатов мониторингового исследования, посвященного определению уровня проведения учебных занятий, - организации преподавателем обратной связи (рефлексии) со слушателями во время учебных занятий. Этап рефлексии на учебном занятии очень важен, т. к. не только дает возможность слушателям поразмышлять о себе, оценить результаты своей деятельности, но и способствует формированию рефлексивно-мыслительной культуры в целом. Только учитель с развитой способностью к самоанализу и самооценке результатов своей деятельности, сможет осуществлять педагогическую ре-

флексию, т. е. осмыслять свою педагогическую деятельность и себя в ней. Если преподаватель не осознаёт значимости этого этапа, пропускает его, то не может рассчитывать на достижение максимального результата, эффективность учебного занятия снижается, какими бы продуктивными, информационно и деятельностно насыщенными ни были другие его этапы.

Существуют различные приемы проведения рефлексии, преподаватель может использовать тот из них, который считает наиболее целесообразным на конкретном занятии. Так, например, если в начале занятия слушатели заполняли таблицу «Знаю - хочу узнать - узнал», то в конце занятия целесообразно вернуться к этим записям и зафиксировать для себя: «А что я узнал нового?». Преподавателю важно дать возможность слушателям получить обратную связь, поэтому необходимо оставить время для ответов на вопросы обучающихся.

Если кто-то из обучающихся не получил исчерпывающей информации, на которую рассчитывал в начале занятия, можно порекомендовать дополнительные источники, которые помогут решить проблему, или предложить продолжить обучение в режиме индивидуальной консультации.

Очень важно в конце занятия еще раз обратиться к результатам проведенной диагностики. Преподаватель должен спросить обучающихся, на все ли заданные вопросы они могут теперь ответить самостоятельно. Это позволит слушателям оценить итог обучения, степень приращения знаний в результате сопоставления своих ответов, данных на начальном этапе, с выводами, к которым удалось прийти к концу занятия.

В рамках данной статьи мы рассмотрели возможность развития субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации на учебных занятиях в системе дополнительного профессионального образования.

На наш взгляд, качество учебного занятия напрямую влияет на развитие субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации, степень проявления которой можно определить с помощью разработанного в институте инструментария мониторингового исследования по определению степени удовлетворенности слушателей курсов повышения квалификации различными сторонами образовательного процесса (автор: М. И. Лукьянова).

По окончании курсовой подготовки слушателям предлагается анкета, содержащая утверждения, с которыми они могут согласиться или не согласиться. Приведем в качестве примера некоторые из утверждений:

- на курсах педагогу предоставлялась достаточная степень самостоятельности в обучении;

- содержание лекций чаще всего было интересным и/или полезным;

- во время курсов я делился(ась) опытом с коллегами;

- на занятиях не просто сообщали научную и методическую информацию, а учили быть активными в познании;

- были предложены разнообразные формы обучения;

- многие преподаватели поощряли активность, инициативу и проявление индивидуальности слушателей на курсах [6, с. 141-143].

На наш взгляд, при планировании учебного процесса и проектировании учебного занятия преподавателям необходимо учитывать результаты мониторингового исследования, что будет способствовать как повышению эффективности учебных занятий, так и развитию субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации.

Библиографический список:

1. Эпова Н. П. Коучинговый подход к развитию рефлексивно-субъектной позиции педагогических работников и управленческих кадров в системе повышения квалификации / Н. П. Эпова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 3 (28). -С. 73-82.

2. Кузнецова И. Андрагогические условия развития субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И. Ю. Кузнецова. - Кемерово : Кемер. гос. ун-т, 2011. -24 с.

3. Борченко И. Д. Особенности проведения оценки качества образования в рамках внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании / И. Д. Борченко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2016. - № 4 (29). - С. 85-91

4. Боровкова Е. Г. Входная диагностика как средство оптимизации учебного занятия на

Е Г. Боровкова

Развитие субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации...

курсах повышения квалификации / Е. Г. Боровкова // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики : материалы VII Международной научно-практической конференции. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. -С. 27.

5. Соловьёва Т. В. Сочетание форм учебных занятий на курсах повышения квалификации как условие обеспечения личностно ориентированного и деятельностного подхода в обучении слушателей / Т. В. Соловьёва // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 1 (22). - С. 81-85.

6. Баранова Ю. Ю. Использование мониторингового инструментария в рамках внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании : сборник методических материалов для проведения контрольно-оценочной деятельности в рамках внутренней системы оценки качества образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО / Ю. Ю. Баранова, И. Д. Борченко ; под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 152 с.

References:

1. Epova N. P. Coaching approach to the development of the reflective-subjective position of pedagogical workers and management personnel in the system of advanced training [Kouchingovyj podhod k razvitiju refleksivno-sub'ektnoj pozicii pedagog-icheskih rabotnikov i upravlencheskih kadrov v sisteme povyshenija kvalifikacii Scientific support of a system of advanced training], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016, No. 3 (28), pp. 73-82.

2. Kuznetsova I. Y. Andragogic conditions for the development of the teacher's subject position in the process of advanced training: the author's abstract, Dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences [Andragogicheskie uslovija razvitija subektnoj pozicii pedagoga v processe povyshenija kvalifikacii], Kemerovo, 2011. 24 p.

3. Borchenko I. D. Features of the assessment of the quality of education within the internal sys-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tem of assessing the quality of education in additional professional education [Osobennosti provedenija ocenki kachestva obrazovanija v ramkah vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija v dopolnitel'nom professional'nom obra-zovanii] / Scientific support of a system of advanced training, Chelyabinsk, 2016, No. 4 (29), pp.85-91

4. Borovkova E. G. Input diagnostics as a means of optimizing the training session for advanced training courses. Tendencies of additional professional education in the context of modern educational policy [Vhodnaja diagnostika kak sredstvo optimizacii uchebnogo zanjatija na kursah povyshenija kvalifikacii / Tendencii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija v kontekste sovremennoj obrazovatel'noj politiki: materials of the VII International Scientific and Practical Conference], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016. 220 p.

5. Solovyeva T. V. Combination of the forms of training sessions at the advanced training courses as a condition for providing a person-centered and activity-based approach in teaching students [So-chetanie form uchebnyh zanjatij na kursah povyshenija kvalifikacii kak uslovie obespechenija lichnostno orientirovannogo i dejatel'nostnogo podhoda v obuchenii slushatelej] / Scientific support of a system of advanced training, Chelyabinsk, 2015, No. 1 (22), pp. 81-85.

6. Baranova Y. Y., Borchenko I. D. The use of monitoring tools within the internal system of assessing the quality of education in additional professional education [Ispol'zovanie moni-toringovogo instrumentarija v ramkah vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii] methodological materials for conducting monitoring and evaluation activities within the internal system for assessing the quality of education of State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators", ed. by M. I. Solodkova, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2015. 152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.