Научная статья на тему 'Персонифицированная программа повышения квалификации как эффективный инструмент адресной поддержки педагогов в преодолении их профессиональных затруднений'

Персонифицированная программа повышения квалификации как эффективный инструмент адресной поддержки педагогов в преодолении их профессиональных затруднений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борченко Ирина Дмитриевна, Малютина Екатерина Владимировна

Актуализируется роль персонифицированных программ повышения квалификации преподавателей дополнительного профессионального образования в свете новых требований к профессиональной деятельности педагогов в условиях приоритетов инновационного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации. Обосновывается идея о необходимости планирования профессионального роста педагога с учетом индивидуальных потребностей и затруднений. Обозначены и аргументированы условия, соблюдение которых позволит педагогу эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Выделен ряд условий, при которых будет наиболее эффективен профессиональный рост педагога образовательной организации. При этом инструментом проектирования процесса профессионального роста будет являться персонифицированная программа повышения квалификации педагога. Также показана роль мониторинговых исследований по диагностике профессиональных затруднений и потребностей педагогов. Особое внимание уделено разработке стратегии управления ресурсами образовательного учреждения при реализации персонифицированных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борченко Ирина Дмитриевна, Малютина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personalized program of advanced training as an effective tool for targeted support of teachers in overcoming their professional difficulties

The role of personalized programs advanced training for teachers of additional professional education is updated based on new requirements to the professional activity of teachers in the context of the priorities of innovative development of the economy and social sphere of the Russian Federation. The idea of the necessity of planning the professional growth of a teacher with regard to individual needs and difficulties is substantiated. The conditions are denoted and argued. Compliance with these conditions will allow the teacher to effectively carry out professional activities. A number of conditions are singled out, under which the professional growth of a teacher of an educational organization will be most effective. However, the personalized program for the development of a teacher's qualification will be a tool for designing the process of professional growth. The role of monitoring studies in diagnosing professional difficulties and the needs of teachers is also shown. Particular attention is paid to developing a strategy for managing the resources of an educational institution during implementing personalized programs.

Текст научной работы на тему «Персонифицированная программа повышения квалификации как эффективный инструмент адресной поддержки педагогов в преодолении их профессиональных затруднений»

И Д. Борченщ Е. В. Малютина

Персонифицированная программа повышения квалификации.

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

УДК 378.091.398

Персонифицированная программа повышения квалификации как эффективный инструмент адресной поддержки педагогов в преодолении их профессиональных затруднений

И. Д. Борченко, Е. В. Малютина

Personalized program of advanced training as an effective tool for targeted support of teachers in overcoming their professional difficulties

I. D. Borchenko, E. V. Malyutina

Аннотация. Актуализируется роль персонифицированных программ повышения квалификации преподавателей дополнительного профессионального образования в свете новых требований к профессиональной деятельности педагогов в условиях приоритетов инновационного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации. Обосновывается идея о необходимости планирования профессионального роста педагога с учетом индивидуальных потребностей и затруднений.

Обозначены и аргументированы условия, соблюдение которых позволит педагогу эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Выделен ряд условий, при которых будет наиболее эффективен профессиональный рост педагога образовательной организации. При этом инструментом проектирования процесса профессионального роста будет являться персонифицированная программа повышения квалификации педагога.

Также показана роль мониторинговых исследований по диагностике профессиональных затруднений и потребностей педагогов. Особое внимание уделено разработке стратегии управления ресурсами образовательного учреждения при реализации персонифицированных программ.

Abstract. The role of personalized programs advanced training for teachers of additional professional education is updated based on new requirements to the professional activity of teachers in the

context of the priorities of innovative development of the economy and social sphere of the Russian Federation. The idea of the necessity of planning the professional growth of a teacher with regard to individual needs and difficulties is substantiated.

The conditions are denoted and argued. Compliance with these conditions will allow the teacher to effectively carry out professional activities. A number of conditions are singled out, under which the professional growth of a teacher of an educational organization will be most effective. However, the personalized program for the development of a teacher's qualification will be a tool for designing the process of professional growth.

The role of monitoring studies in diagnosing professional difficulties and the needs of teachers is also shown. Particular attention is paid to developing a strategy for managing the resources of an educational institution during implementing personalized programs.

Ключевые слова: персонифицированная программа повышения квалификации, образовательное учреждение, педагог, непрерывное профессиональное образование, образовательная организация, педагогическая деятельность.

Keywords: personalized program of advanced training, educational institution, teacher, continuous professional education, educational organization, pedagogical activity.

В рамках реализации правительственных программ России в части реформирования общего образования должны реализовываться концептуальные идеи государственной программы Рос-

Гипотезы, дискуссии, размышления

сийской Федерации «Развитие образования», которые направлены на формирование конкурентоспособного кадрового потенциала. В связи с этим, наиболее эффективным средством профессионального роста является внутрифирменное повышение квалификации через проектирование и реализацию адресной модели повышения квалификации педагогов и специалистов образовательных организаций [1].

Анализ исследовательских работ по педагогике за последние 20 лет дал понять, что вопрос формирования структуры педагогической системы последипломного и дополнительного образования является актуальным. Ретроспектива исследуемой проблемы в контексте анализа эффективности и качества последипломного обучения показывает, что традиционное предметное содержание и формы повышения квалификации педагогических работников не обеспечивают принципиальных изменений в системе их профессиональной деятельности в условиях приоритета, индивидуализированного (персонифицированного) подхода к профессиональному образованию. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время возникли необходимые условия для разработки технологии персонифицированного повышения квалификации педагогических работников системы профессионального образования и выявления эффекта профессионального развития педагогов.

Согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее по тексту - профессиональный стандарт), утвержденному приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н, педагогам образовательных организаций в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов необходимо сопровождать образовательную деятельность максимально квалифицированно.

Социальный запрос к качеству образования и его уровню требует от педагога образовательной организации профессиональной компетенции. Термин «профессиональная компетенция» трактуется как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач» [2]. В этих условиях актуальной

проблемой становится профессиональное развитие педагогов, которое является важнейшим условием успешного функционирования любой образовательной организации.

Результативность деятельности образовательной организации зависит от умелого использования ресурсов педагогических кадров и эффективности управления ими. Управление персоналом как устойчивый термин менеджмента, активно используется и современной педагогической наукой, и практикой, применительно к задачам профессионального развития педагогов [3] и требует особого анализа, поскольку педагоги - один из наиболее значимых ее ресурсов.

От того, какое внимание уделяется профессиональному развитию кадров в образовательной организации, зависит эффективность управления персоналом. И, как следствие, в деятельности руководителей образовательных организаций появляется необходимость управления развитием персонала, поиске новых эффективных средств обеспечения непрерывного профессионального развития на уровне отдельного педагога. В этой связи становится очевидной необходимость ориентироваться в педагогической практике на опыт непрерывного образования, постоянного повышения профессионального уровня педагогов и формирование педагогических кадров, соответствующих запросам современного информационного общества [4]. Чтобы такой механизм актуализировать и «запустить в действие», необходимы эффективные механизмы управления непрерывным профессиональным образованием в образовательной организации.

В настоящее время образовательные организации дополнительного профессионального образования обладают достаточным потенциалом для предоставления педагогическому персоналу возможности выбора и выстраивания своего профессионального пути; возможности влияния на содержание, технологии и все элементы образования; возможности развивать компетентности, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что потенциал профессионального роста личности включает в себя: ресурсные профессиональные возможности, мотивацию и готовность к эффективной профессиональной деятельности, временные ре-

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

И Д. Борченко, Е. В. Малютина

Персонифицированная программа повышения квалификации...

сурсы, а также нереализованные, но уже имеющиеся на данном уровне развития, профессиональные свойства [5, с. 18].

Профессиональный рост педагога неразрывен с его педагогической деятельностью. При этом педагогическая деятельность является и как средой профессионального роста, и, собственно, как инструментом воздействия на педагога как личность. В связи с этим можно отметить, что профессиональный рост педагога -это не только его знания, умения и навыки, но и общекультурное развитие педагога, а также формирование субъектной позиции к своей деятельности.

Актуальное значение при этом приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях, так как в современном образовании роль педагога смещает акценты от педагога-профессионала - к педагогу-мастеру. Решение многих проблем его квалификации и методической подготовки, так как педагог является ведущим субъектом образовательной деятельности.

Развитие педагогического персонала осуществляется посредством ряда общих методов управления, среди которых наиболее эффективным является планирование профессионального роста педагога.

Для эффективного профессионального роста педагогов в образовательной организации дополнительного профессионального образования должен быть создан ряд условий:

- обеспечение возможности восполнения недостающих педагогических кадровых ресурсов через сетевое взаимодействие с образовательными организациями общего и профессионального образования;

- регулярная поддержка педагогического персонала в информационном, методическом и научно-теоретическом направлениях;

- повышение уровня квалификации педагогических кадров через его непрерывное стимулирование личностного профессионального роста, методической культуры педагогов и использование ими современных педагогических технологий;

- повышение качества труда педагогических кадров;

- повышение трудовой эффективности педагогов;

- выявление, развитие и использование потенциальных возможностей педагогического персонала;

- осуществление мониторинговых исследований результатов педагогической деятельности.

Одним из средств, обеспечивающих задачи непрерывного профессионального образования, является персонифицированная программа повышения квалификации педагогических работников.

Под персонифицированной программой повышения квалификации понимается форма представления содержательных, процессуально-действенных и организационно-управленческих аспектов педагогических средств, с помощью которых педагоги могут достичь определенного уровня профессионализма, а также иметь перспективы для дальнейшего развития своего педагогического потенциала [6].

Персонифицированная программа повышения квалификации, как инструмент профессионального роста, формируется на основании выявленных затруднений. К наиболее эффективному методу выявления затруднений у педагогов можно отнести мониторинговые исследования, проводимые в рамках внутренней системы оценки качества образования, накапливающие ежегодно информацию как о развитии всей образовательной организации в целом, так и о каждом педагоге. При этом, анализируя полученные результаты по каждому из педагогических работников, выявляемые в течение длительного периода времени, негативные отклонения могут считаться профессиональными затруднениями, требующими корректировки, получение важной и полной информации о которых возможно на основе информационного мониторинга.

На базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее - Институт) функционирует лаборатория мониторинговых исследований учебно-методического центра переподготовки. Одной из важной составляющей деятельности лаборатории является диагностика затруднений в научной, методической

Гипотезы, дискуссии, размышления

и психологической подготовленности профессорско-преподавательского состава Института.

Таким образом, регулярный анализ информации о деятельности педагога, сопоставление полученных данных с практикой, а также прогнозирование дальнейшего развития профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава Института, позволяет выявить потребности педагогических кадров и предоставить средства их удовлетворения, позволяет правильно спроектировать персонифицированные программы повышения квалификации. Вопрос динамики профессиональной компетентности оказывает прямое влияние на качество предоставляемых профессиональных педагогических услуг, а значит и на качество профессионального дополнительного образования в целом.

Библиографический список:

1. Литвиненко Н. В. Персонифицированная программа повышения квалификации педагогов в ДОО - проблемы проектирования и перспективы ее реализации / Н. В. Литвиненко // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS : сборник статей победителей VII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 275-277.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). - Режим доступа : http://ivo.garant.ru/#/document/705355 56/paragraph/1:0 (дата обращения: 29.05.2018).

3. Коптелов А. В. Управление методической работой в муниципальной образовательной системе : учебно-методическое пособие / А. В. Коптелов, А. Г. Обоскалов. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2011. - 202 с.

4. Педагогическая деятельность в условиях перехода общеобразовательной школы на стандарты второго поколения : рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации по подготовке к контрольной работе / сост. Д. Ф. Ильясов, Л. Г. Махмутова ; ЧИППКРО. -Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. - 22 с.

5. Управление разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации : методические рекомендации / под ред. Т. В. Абрамовой. - Челябинск : Изд-во «Образование», 2011. - 199 с.

6. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования : методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации (для руководителей образовательных учреждений) / [авт.-сост. Д. Ф. Ильясов, М. И. Солодкова, Ю. Ю. Баранова и др.]; МОиН Челяб. обл. - Челябинск : ГБОУ ДПО ЧИППКРО. - 182 с.

References:

1. Litvinenko N. V. Personalized program of teachers' professional development in Preschool Educational Organization - design problems and prospects for its implementation [Personi-ficirovannaya programma povysheniya kvalif-ikacii pedagogov v DOO - problemy proektiro-vaniya i perspektivy ee realizacii], WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS, collection of articles of the winners of the VII International Scientific and Practical Conference, 2017, pp. 275-277.

2. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 10/18/2013 No. 544n "About the approval of the professional standard" Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)"[ Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere dosh-kol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo ob-shchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel') [Web resource], access mode: http://ivo.garant.ru/#/document/7053555 6/paragrap h/1:08 (accessed date: 05/29/2018).

3. Abramova T. V. Managing the development and implementation of personalized training programs [Upravlenie razrabotkoj i realizaciej person-ificirovannyh programm povysheniya kvalifikacii : metodicheskie rekomendacii], Chelyabinsk: Publishing House "Obrazovanie", 2011. 199 p.

4. Ilyasov D. F., Makhmutova L. G. Pedagogical activity in the conditions of the transition of the secondary school to the second generation standards: recommendations for students of advanced training courses in preparation for the control

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

И Д. Борченко, Е. В. Малютина

Персонифицированная программа повышения квалификации.

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

work [Pedagogicheskaya deyatel'nost' v usloviyah perekhoda obshcheobrazovatel'noj shkoly na standarty vtorogo pokoleniya : rekomendacii dlya slushatelej kursov povysheniya kvalifikacii po podgotovke k kontrol'noj rabote], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2009. 22 p.

5. Koptelov A. V., Oboskalov A. V. Management of methodical work in the municipal educational system [Upravlenie metodicheskoj rabotoj v munici-

pal'noj obrazovatel'noj sisteme: uchebno-metodicheskoe posobie], Chelyabinsk, 2011. 202 p.

6. Ilyasov D. F., Solodkova M. I., Barano-

va Yu. Yu. Pedagogical activity in the conditions of transition to Federal state educational standards of general education [Pedagogicheskaya deyatel'nost' v usloviyah perekhoda na Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya], Chelyabinsk: CIRIPSE, 182 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.