Ж. <8. Соловьёва ^^
¡Подготовка слушателей ^разработке программ курсов внеурочной деятельности
ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Подготовка слушателей к разработке программ курсов внеурочной деятельности
Т. В. Соловьёва
Preparing students to develop programs of extracurricular activities courses
T. V. Solov'eva
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки слушателей к разработке курсов внеурочной деятельности в многообразии ее форм.
Подробно рассматривается организация работы со слушателями на учебных занятиях, посвященных вопросам разработки курсов внеурочной деятельности, особенности конструирования рабочих программ курсов внеурочной деятельности, что создает основу для профессионального роста и непрерывного профессионального образования, а также способствует развитию компетенций для внедрения изменений в практику.
В статье показаны отдельные, легко воспроизводимые в педагогической практике компоненты обучения слушателей в системе повышения квалификации в условиях ИПК, подчеркивается, что эффективность подготовки слушателей курсов повышения квалификации к организации и проведению внеурочной деятельности по предмету зависит в значительной мере от квалификации преподавателя.
Abstract. The article highlights the issues of preparing students for developing courses of extracurricular activities in a variety of its forms. Authors consider in detail the organization of work with students on the courses devoted to developing the courses of extracurricular activities, features of designing work programs of extracurricular activities courses. That creates a basis for professional growth and conti-nuoing professional education, and also promotes development of competencies to implement changes in practice.
The article describes some easily reproducible in teaching practice components of the students training in the system of professional development in an Insti-
tute of Professional Development. It is emphasized that efficiency of preparing professional development courses students for organizing and conducting extracurricular activities largely depends on qualification of the lecturer.
Ключевые слова: образование слушателей, внеурочная деятельность, содержание, организация и формы внеурочной деятельности, рабочая программа.
Keywords: education of students, extracurricular activities, content, organization and forms of extracurricular activities, work program.
Вопросам содержания и организации внеурочной деятельности уделяется в настоящее время большое внимание в связи с тем, что, согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС ОО), основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее - ООП) общего образования [1]. Внеурочная деятельность служит достижению основных целей, задач и планируемых результатов основной образовательной программы каждого из уровней образования. Важность внеурочной деятельности определяется ее главной целью - создание условий для позитивного общения обучающих-
ся в школе и за ее пределами. Реализация этой цели зависит от того, созданы ли во внеурочной деятельности условия для проявления инициативы и самостоятельности, формирования чувства ответственности, проявления искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, выявления интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности. Внеурочная деятельность дает большие возможности для индивидуального развития ребенка, приобретения опыта творческой деятельности, расширения неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Внеурочная деятельность - эффективное средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет более полно учитывать интересы, склонности, способности обучающихся, создавать условия для образования школьников в соответствии с их формирующимися профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Можно сказать, что внеурочная деятельность представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, способствующей их самоопределению по завершении общего образования.
Вопросы содержания и организации внеурочной деятельности занимают соответствующее место во время обучения слушателей на курсах повышения квалификации. Уже само название «внеурочная деятельность» предполагает ее чрезвычайное многообразие, связанное с определением метапредметного и предметного содержания, форм организации внеурочной деятельности, разработкой курсов, моделированием занятий, определением способов осуществления мониторинга достижений учащихся и их личностного развития, обращением к проектной и исследовательской деятельности и т. д.
Курсы повышения квалификации должны обеспечить подготовку слушателей к разработке содержания и реализации внеурочной деятельности. Как справедливо заметила С. В. Тетина, «цель повышения квалификации - предоставить возможность для профессионального роста и непрерывного профессионального образования, а также способствовать развитию компетенций для внедрения изменений в прак-
тику...» [2, с. 155-160]. Реализация данной цели обеспечивается:
- содержанием учебных занятий, включающим опорные знания, необходимые для проектирования учебного процесса,
- управлением собственным развитием через учебную деятельность по освоению методов обучения и способов профессиональной деятельности [3].
Исследователи [3] отмечают, что эффективность освоения содержания курсов и подготовки к ведению профессиональной деятельности обеспечивают:
- участие слушателей в целеполагании и определении смыслов своего учения и предстоящей деятельности,
- рефлексивный анализ собственного продвижения в освоения материала курсовой подготовки и эффективности способов самообразования и саморазвития,
- проектирование нового содержания и способов профессиональной деятельности,
- практическая реализация проектов/курсов (в форме мастер-классов, презентаций и т. п.),
- самоанализ и оценка степени овладения повышением квалификации как деятельностью.
Рассмотрим более подробно вопрос подготовки к разработке курсов внеурочной деятельности предметной направленности в системе мероприятий по повышению квалификации.
Содержание и формы организации внеурочных курсов предметной направленности должны быть направлены на расширение знаний учащихся по какому-либо учебному предмету, уточнение образовательных потребностей и целей его изучения, развитие способности учащихся к изучению предмета. Деятельность учителя на курсах повышения квалификации должна быть направлена на совершенствование компетенций в области разработки программ курсов внеурочной деятельности и учебно-методических материалов к ним. Подготовительная деятельность к разработке программы включает в себя формирование у слушателей оценочного суждения о представлении материала выбранного курса в базовой программе по предмету и проектирование модели программы курса с учетом следующих факторов:
- определение функциональной направленности курса, отличие его содержания от соответствующего содержания в базовом курсе;
Т. В. Соловьёва
Подготовка слушателей кразработке программ курсов внеурочной деятельности
- изучение потребности в учебно-методическом обеспечении курса;
- определение единиц содержания;
- определение возможностей использования информационно-коммуникационных технологий;
- разработка диагностических материалов, инструментария, позволяющего отследить динамику интереса к данному курсу.
В методических рекомендациях «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральный государственный стандарт общего образования» [4, с. 5-7] даны подробные указания преподавателям курсов повышения квалификации о работе со слушателями на учебных занятиях, посвященных вопросам разработки курсов внеурочной деятельности, подчеркивается необходимость освоения слушателями особенностей конструирования рабочих программ курсов внеурочной деятельности. В первую очередь, слушатели должны быть ознакомлены со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения.
Слушатели курсов знакомятся с разъяснениями Министерства образования и науки Российской Федерации по отдельным вопросам введения ФГОС ОО (Письмо от 19.04.2011 № 03-255 «О введении ФГОС общего образования»), в которых указано, что внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием обучающихся в части, касающейся создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологи-ческую, спортивную и другую деятельность.
В документе указаны формы внеурочной деятельности, такие, как различные факультативы, школьные научные общества, учебные курсы и т. д. При рассмотрении структуры программы внеурочной деятельности целесообразно провести сопоставление с требованиями к программам отдельных учебных предметов, курсов, обсудить возможную структуру программы.
При этом необходимо обратить особое внимание на формирование цели курса с учетом государственного и социального заказа, психолого-педагогических особенностей детей, а при отборе
содержания курса - на ценностные ориентиры, логику формирования содержания курса.
Конкретизация целей в тексте программы проходит в ходе определения задач - путей достижения цели. Мы предлагаем слушателям классификацию С. В. Тетерского [5], который разделяет задачи на следующие группы:
- познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность);
- развивающая (развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения);
- мотивационная (создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха);
- социально-педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме и др.);
- обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей);
- эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту);
- оздоровительная (формирование здорового образа жизни).
Необходимо отработать со слушателями возможные формулировки задач, ключевое слово которых должно отражать системно-деятельностный подход в обучении (сформировать, развить, исследовать, анализировать, отработать, освоить, организовать и т. п.), ориентироваться на формирование предметных и ме-тапредметных компетенций.
При рассмотрении вопросов, связанных с составлением учебно-тематического плана, важно сделать акценты на его практико-ориентированном характере, вследствие чего он не должен включать большого количества лекционных занятий; важнее продумать возможность использования таких форм, как игра, беседа, экскурсия, конкурс, конференция, выставка и т. д.
Поскольку главным видом деятельности в подростковом возрасте становится познавательная деятельность, необходимо определить место проектной и исследовательской деятельности во внеурочной работе по предмету.
При определении личностных и метапред-метных результатов, достижение которых
обеспечивает разрабатываемая программа внеурочной деятельности, педагог ориентируется на требования ФГОС.
Поэтому на курсах повышения квалификации слушатели должны составить четкое представление о группах результатов (личностных, метапредметных, предметных), соотнести с ними содержание планируемого курса.
В случае если слушатели курса успешно осуществили на учебных занятиях подготовительную работу, возможно проведение практического занятия по составлению программы модульного курса. Целью такого занятия является создание условий для развития навыка составления программы курса внеурочной деятельности.
Слушатели получают кейс «Моделирование программы курса внеурочной деятельности», в соответствии с которым составляют модель курса по выбранной в каждой группе тематике, опираясь на полученные во время лекции сведения теоретико-практического характера. Кроме этого, возможно предоставить слушателям требования к оформлению программы.
Требования к оформлению программы
Программа должна иметь:
1) название;
2) сведения об авторе (авторах);
3) пояснительную записку (нормативное обеспечение, цели, задачи курса, его актуальность; общее описание курса, его место в учебном плане, учебно-методическое обеспечение, количество часов, предполагаемые результаты, рекомендуемые формы реализации курса, приемы работы);
4) дефиниции содержания, систематизированные в рамках разделов, тем, количество часов на освоение разделов, тем;
5) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
6) дидактические материалы для учащихся;
7) литература для учителя и учащихся;
8) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
При выполнении задания слушателям предлагается рабочий лист к практическому занятию.
Слушателям курсов предлагается также сделать описание методического (УМК) и или материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Структура методического обеспечения курса (УМК) может предполагать совокупность дидактических единиц, отражающих логически законченный объем образовательного материала и дополненных рекомендациями по эффективному внедрению курса.
В самом общем виде комплексное учебно-методическое (методическое) обеспечение может быть представлено тремя компонентами:
1) информационное обеспечение: учебники, учебные пособия, учебно-методические (методические) рекомендации к курсу, рабочие тетради, справочники, словари, кино- и видеофрагменты;
2) алгоритмы деятельности: инструкционные карты, лабораторно-практические задания, задачники, демонстрационные, раздаточные материалы;
3) контрольные измерительные материалы: сборники контрольных заданий, методики контроля, тестовые задания, анкеты и др.,
4) дидактические материалы.
Помимо этого следует описать техническое оснащение, необходимое для реализации программы курса внеурочной деятельности.
Таблица 1
Рабочий лист к практическому занятию
Название курса_
Автор(ы)_
Пояснительная записка
Цели и задачи курса_
Программа курса рассчитана на_часов.
Планируемые результаты освоения курса_
Учебно-тематический план
Т. В. Соловьева
Сочетание форм учебных занятий на курсах повышения квалификации ...
Учебно-методическое обеспечение программ внеурочной деятельности целесообразно представлять в табличной форме.
Список литературы должен содержать перечень публикаций и электронных источников, в которых есть важная, полезная и интересная информация как для педагога, организующего внеурочную деятельность учащихся, так и для детей и их родителей, участвующих в реализации избранного курса.
Слушатель знакомится с требованиями к дидактическим материалам, которые учитель составляет для курса внеурочной деятельности.
Требования к дидактическим материалам:
1. Грамотность представленного материала.
2. Доступность изложения материала, аргументированность, четкость, проблемность, стилевое единство, учет интересов школьников.
3. Насыщенность фактами.
4. Направленность на потребности учащихся.
5. Наличие текстовых источников.
6. Наличие разъяснений терминов и понятий.
7. Реализация принципа внутрипредметного и межпредметного взаимодействия.
Реализация курсов внеурочной деятельности, как правило, связана с проведением конкурсов, викторин, олимпиад, ученических конференций, учебных игр и т. п.
Для их подготовки слушателям предлагаются различные текстовые и интернет-источники.
Одним из направлений деятельности слушателей (особенно при обучении с использованием дистанционных технологий) может быть организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. Для определения эффективности внеурочной деятельности может быть использована мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности. Эффективность подготовки слушателей курсов повышения квалификации к организации и проведению внеурочной деятельности по предмету зависит в значительной мере от квалификации преподавателя, который обязан моделировать оптимальный учебный процесс. Можно сказать, что мастерство преподавателя системы повышения квалификации дает импульс цепочке плодотворного обучения «преподаватель курсов -слушатели (учителя) - учащиеся».
Одной из составляющих мастерства преподавателя является соответствие обучения слушателей следующим принципам [6]:
- методологическое и психологическое обеспечение процесса обучения слушателей, проектирование образовательного процесса с учетом психологических закономерностей развития взрослого человека: возрастных, индивидуальных, мотивационных, жизненного опыта, социальной позиции и т. д.,
- обеспечение соответствия системы повышения квалификации кадров современной образовательной ситуации, учет потребностей и мотивации конкретной профессиональной группы специалистов, осмысление социальной роли обучающегося,
- преобладание адекватных форм и методов современной развивающей подготовки над традиционной лекционно-семинарской системой обучения,
- имитация профессиональной деятельности учителя, максимальное приближение обучения к условиям, формам, ситуациям, имеющим место на занятиях в школе,
- направленность на управление групповым взаимодействием слушателей курсов,
- рефлексия процесса обучения,
- ориентация на формирование субъектной позиции личности (стремление к самоактуализации, самодетерминации, саморазвитию; ценностное отношение к знанию, к метазнаниям; интерес к учебно-познавательной деятельности, устойчивая профессиональная мотивация, стремление к творческой, профессиональной самореализации; активность, креативность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение ставить перед собой определенные цели и задачи и добиваться результата, стремление к взаимодействию с другими субъектами обучения, рефлексия) [7].
- обеспечение наглядными и техническими средствами обучения.
В данной статье сделана попытка показать отдельные, легко воспроизводимые в педагогической практике компоненты обучения слушателей в системе повышения квалификации в условиях ИПК, особенности образовательного процесса, которые, на наш взгляд, являются значимыми для организации обучения и могут стать основой создания моделей обучения, выбора эффективных методов и форм обучения.
Библиографический список:
1. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования : Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .Consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_114121/96c60c11ee5b73882df84a7de3 c4fb18f1a01961/ (дата обращения 15.01.2015).
2. Тетина С. В. Система повышения квалификации учителей английского языка в условиях введения ФГОС ОО / С. В.Тетина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров (научно-теоретический журнал). -2011. - № 3 (8). - С. 155-160.
3. Жаркова Е. Н. Управление развитием региональной системы повышения квалификации работников образования [Электронный ресурс] / Е. Н. Жаркова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - Режим доступа: http: //cyberleninka. ru/ article/n/upravlenierazvitiem -regionalnoy-sistemy-povysheniya-kvalifikatsii-rabotnikov-obrazovaniy (дата обращения: 15.01.2015).
4. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральный государственный стандарт общего образования : методические рекомендации для педагогических работников. - 2 изд., перераб. и доп. - Челябинск : ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2012. - 324 с.
5. Тетерский С. В. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие : практическое пособие / С. В. Тетерский, И. И. Фриш-ман. - М. : АРКТИ, 2007. - 100 с.
6. Шукшина З. А. Человек взрослый: обучение в условиях непрерывных изменений социального контекста [Электронный ресурс] / З. А. Шукшина // ОНВ. - 2009. - № 4-79. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-vzroslyy-obuchenie-v-usloviyah-nepreryvnyh-izmeneniy-sotsialnogo-konteksta (дата обращения 15.01.2015).
7. Березина Н. Н. Сомнение взрослого в целесообразности обучения и формирование субъектной позиции [Электронный ресурс] / Н. Н. Березина // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2006. -№ 13. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/somnenie-vzroslogo-v-tselesoobraznosti-obucheniya-i-formirovaniesubektnoy-pozitsii (дата обращения 15.01.2015).
References:
1. Ob organizatsii vneurochnoy deyatel'nosti pri vvedenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-
zovatel'nogo standarta obshchego obrazovaniya. Pis'mo Departamenta obshchego obrazovaniya Minobrnauki Rossii ot 12 maya 2011 g. N 03-296 [On the Organization of Extracurricular Activities while Implementing the Federal State Educational Standard of General Education / Letter from the Department of General Education Russian Ministry of Education on May 12, 2011 N 03-296] [Electronic resource]. Access mode: http://www.Consultant.ru/document/cons_doc_LA W_114121/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f 1a01961/(the date of circulation 15.01.2015).
2. Tetina S. V. The System of English Language Teachers' Professional Development under the Conditions of the Introduction of the Federal State Educational Standards of the General Education [Sistema povysheniya kvalifikatsii uchiteley angliyskogo yazyka v usloviyakh vvedeniya FGOS OO]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2011, N 3 (8), pp. 155160.
3. Zharkova E. N. Managing the Development of the Regional System of Teachers' Professional Development [Upravlenie razvitiem regional'noy siste-my povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazova-niya] [Electronic resource] / E. N. Zharkova // Sibirs-kiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2010, N 10. Access mode: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-razvitiem-regionalnoysistemy-povysheniya-kvalifikat sii-rabotnikov-obrazovaniya (the date of circulation 15.01.2015).
4. Pedagogicheskaya deyatel'nost' v usloviyakh perekhoda na federal'nyy gosudarstvennyy standart obshchego obrazovaniya [Educational Activity during the Transition to the Federal State Standard of General Education], Chelyabinsk, 2012, 324 p.
5. Teterskiy S. V., Frishman S. V. Detskiy oz-dorovitel'nyy lager': vospitanie, obuchenie, razvitie [Children's Camp: Education, Training, Development], M., 2007, 100 p.
6. Shukshina Z. A. Adult: Learning in a Social Context of Continuous Change [Chelovek vzros-lyy: obuchenie v usloviyakh nepreryvnykh izme-neniy sotsial'nogo konteksta]. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Research Bulletin], 2009, N 4-79. http://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-vzroslyy-obuchenie-v-usloviyah-nepreryvnyh-izmeneniy-sotsialnogo-konteksta.
Т. В. Соловьева
Сочетание форм учебных занятий на курсах повышения квалификации ...
7. Berezina N. N. Doubts of Adult in the Appropriateness of Learning and Forming Subject Position [Electronic resource] / N. N. Berezina // [Somnenie vzroslogo v tselesoobraznosti obu-cheniya i formirovanie sub»ektnoy pozitsii]. Iz-vestiya YuFU [Proceedings of SFU. Technical
science], Tekhnicheskie nauki, 2006, N 13. Access mode: http://cyberleninka.ru/article/ n/somnenie-vzroslogo-v-tselesoobraznosti-obucheniya-i-formirovanie-subek-tnoy-pozitsii (the date of circulation 15.01.2015).