соГЯЛсг^
/ А
-—^ ¡Исследования молодъисученъис ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Интерактивное обучение как условие развития субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации работников образования
Т. А. Абрамовских
Interactive Learning as a condition for development of subject position of professional development courses trainees
T. A. Abramovskikh
Аннотация. В статье обоснована необходимость развития у обучающихся субъектно-сти как особого свойства личности, которое характеризует его способность к организации и осуществлению какой-либо деятельности. Рассмотрен процесс формирования субъектной позиции слушателей в условиях интерактивного обучения в системе переподготовки и повышения квалификации кадров, определены основные критерии субъектной позиции личности. Названы условия формирования субъектной позиции слушателей. Особое внимание уделено интерактивной лекции, включающей в содержание интерактивные технологии: творческие задания, кейс-метод, ПОПС-формула. Рекомендованы правила организации интерактивного обучения. В работе актуализировано традиционное дидактическое средство обучения - рабочая тетрадь в условиях интерактивного обучения. Представлены фрагменты рабочих тетрадей, которые используются на учебных занятиях по переподготовке педагогических работников в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Abstract. The article discusses the necessity of development of trainees ' subjectness as a special personality trait which characterizes the ability to organize and to realize any activity. The article considers the process of forming trainees ' subject position in the conditions of interactive learning in the system of retraining and professional development. The main criteria of subject position and conditions of its forming are defined. Special attention is paid to interactive lecture including interac-
tive technologies: creative tasks, case method, formula PEEC (position, explanation, example, consequence).The rules of organizing interactive learning are recommended. In the article the traditional didactic learning tool - workbook in the conditions of interactive learning is actualized. The fragments of workbooks which are used in the teachers' training courses in Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators are presented.
Ключевые слова: образование взрослых, профессиональное обучение, субъектность, субъект, активные методы обучения, интерактивное обучение, интерактивные технологии.
Key words: adult learning, vocational education, subjectness, subject, active learning methods, interactive learning, interactive technologies.
Одной из ключевых тенденций развития современного образования является постоянное личностное и профессиональное развитие человека. Особое место в системе образования занимает образование взрослых. Известный французский ученый П. Лангран писал: « будущее образования... и его способность к обновлению зависят от образования взрослых» [1]. Понятие «образование взрослых» охватывает собой весь комплекс непрерывных процессов обучения, с помощью которых взрослые развивают свои способности, совершенствуют свое профессиональное мастерство. Под профессиональным обучением мы понимаем систематические действия с целью изменения своих знаний, определенных навыков, оценок и развития отношений с окружающими для аде-
кватного выполнения профессиональных задач. Однако в современных условиях все более востребованными становятся не столько образованные, сколько активные, с четко выраженной субъектной позицией, специалисты с высоким уровнем ответственности за самостоятельно принимаемые решения в ситуации выбора. Формирование субъектной позиции обучающегося становится актуальной задачей обучения взрослых, особенно педагогических работников. Актуальность проблемы формирования субъектности обучающихся педагогов на современном этапе определяется внедрением новых государственных стандартов, разработанных на основе методологии системно -деятельностного подхода. Под формированием субъектной позиции педагога мы понимаем активный поиск своего места в процессах, происходящих в системе образования, предполагающего реализацию личностно ориентированного подхода к обучению и субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Именно субъектная позиция по -зволяет педагогу осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, повышает его конкурентоспособность при различных реорганизациях, помогает осознанно выстраивать этапы своего профессионального пути и противостоять профессионально-личностным деформациям.
Субъект-субъектное взаимодействие в процессе осуществления образовательного процесса возможно только преподавателем, способным к самореализации и саморазвитию в профессии. Необходимость развития у педагогов субъектной позиции побуждает к поиску новых подходов к определению содержания, методов и средств работы по повышению квалификации. Безусловно оправданной является точка зрения, что «предметом рассмотрения на занятиях являются проблемы, возникающие в профессиональной деятельности. И то, насколько педагог сможет проявить свою субъектную позицию при обучении на курсах повышения квалификации, будет зависеть насколько педагог сможет проявить себя как субъект в профессиональной деятельности, так как основой профессионального роста и становления является активное и заинтересованное отношение к своему образованию» [2].
С целью более осознанного понимания обозначенной проблемы обратимся к научному
трактованию понятий «субъект», «субъект-ность». Современные исследователи рассматривают понятия «субъект», «субъектность» в контексте психологических, педагогических и философских проблем. В содержании термина «субъект» заложено «активное начало человека в его жизнедеятельности, когда человек выступает не как «страдательное» существо, зависящее от внешних условий и требований ситуации, а как автор, инициатор и режиссер своей активности, которому в процессе развития стало доступно освоение условий, окружающих его, и требований, предъявляемых окружением [3]. Необходимость появления субъектов труда является одной из ключевых характеристик нынешней социокультурной ситуации. Если в 1960-80 годы социальные требования к педагогу заключались в формировании определенных профессионально важных качеств (ПВК) - индивидуальных, личностных качеств субъекта, которые необходимы и достаточны для нормативной реализации той или иной деятельности, социально-экономические преобразования 1990-х годов привели к необходимости формирования профессионала, обладающего ключевыми компетентностями, то сегодняшняя ситуация требует появления педагога с активной субъектной позицией.
Наряду с понятием «субъект» в работах отечественных психологов рассматривается «субъектность». Термин используется для обозначения способности человека быть субъектом той или иной деятельности. Субъектность - это «особое свойство человека (личности), которое характеризует его способность к организации и осуществлению какой-либо деятельности. Чем более выражены при этом активность и самостоятельность самого человека, по сравнению с силами обстоятельств, тем более выражено у него свойство субъектности» [4].
Понятие субъектности предполагает, что человек может сам инициировать, организовывать и контролировать свою деятельность, в том числе и образовательную. Однако все это возможно только в том случае, если человек становится субъектом деятельности, владеет технологиями, способами ее организации, знаком с этапами ее планирования и реализации, средствами и методами, а также умеет осуществлять контроль и оценку и, в случае необходимости, корректировку своих действий в со-
ответствии с поставленной целью. Формирование субъектной позиции обучающегося возможно при наличии определенных условий. Внешними условиями формирования субъектной позиции педагога выступают:
— институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия с рынком труда;
— разработка образовательных технологий, адекватных современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг.
Внутренними условиями формирования субъектной позиции педагога являются:
— способность к дальнейшему саморазвитию и исследовательской деятельности в профессиональной сфере;
— уровень развития профессионально значимых личностных характеристик и субъектных свойств педагога.
К объективным факторам, способствующим процессу формирования субъектной позиции педагога, можно отнести:
— разработку согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической подготовки и переподготовки педагогов с учетом специфики этапов и уровней процесса профессионализации;
— оптимизацию форм и методов системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, обеспечивающих включенность действующих педагогических кадров в решение задач модернизации системы образования [5].
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о внедрении в образовательную практику педагогических технологий обучения, основанных на идеях субъектно-деятельностного и андрагоги-ческого подходов, учитывающих потребности и образовательные запросы взрослых обучающихся, их психологические характеристики, указанные в исследованиях Д. Ф. Ильясова:
«- это взрослый человек, имеет профессиональную подготовку и специальность, который зарекомендовал себя как специалист высокого уровня;
— имеет богатый жизненный и профессиональный опыт, опыт учебной деятельности и, возможно, курсовой подготовки и переподготовки;
- обладает изначально высокой и конкретной мотивацией к повышению своей квалификации, которая обусловлена возможностью решения профессиональных и личных проблем;
- стремится к непрерывному практическому применению полученных знаний и умений в практике педагогической деятельности;
- предъявляет повышенные требования к качеству и результатам обучения» [6].
В связи с тем, что многообразие форм обучения может поставить в тупик любого преподавателя, далее автор отмечает, что «выбор и использование форм учебной работы с педагогами определяются многими обстоятельствами. Среди них: продолжительность занятия по времени; место, где осуществляется обучение; количество слушателей, которые одновременно вовлечены в курсовую подготовку; постоянство состава слушателей, с которыми систематически осуществляется учебная работа; характер взаимодействия слушателей и преподавателя; результат повышения квалификации слушате-лей»[6]. Немаловажную роль при отборе технологий, по нашему мнению, также играют поставленные цели обучения:
- получение слушателем новой информации, необходимой для успешного решения стоящих перед ним профессиональных задач;
- приобретение стимулов для самосовершенствования;
- систематизация имеющегося опыта.
При организации учебного процесса в условиях выбора технологий и средств обучения необходимо обеспечивать интеграцию теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться» означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций. Другими словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение [7].
Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% - услышанного; 30% - увиденного; 50% - увиденного и услышанного; 80% - того, что говорит сам; 90% -того, до чего дошел в деятельности. Такая статистика подтверждает древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я за-
помню; дай сделать - и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения. В соответствии с данным утверждением согласимся с позицией ученого, что «...изучение действующей системы повышения квалификации педагогических работников, а также соответствующих теоретических исследований показывает, что в процессе повышения квалификации необходимо увеличивать удельный вес таких форм учебной работы, которые позволяют организовывать активную практику, направленную на совершенствование у слушателей теоретических знаний и способов практической деятельности» [6].
В основу обучения слушателей в системе повышения квалификации преподаватель закладывает активные методы обучения, которые предполагают форму многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Существует мнение, что наиболее современной формой активных методов является интерактивное обучение. Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова "interact". "Inter" - «взаимный», "act" - действовать. Интерактивный -основанный на взаимодействии. Применительно к процессу обучения означает наличие обратной связи между педагогом или средством обучения и учащимися. [8]. Следовательно, основой интерактивных подходов к обучению является взаимодействие преподавателя и обучаемых, а также обучаемых между собой. Педагог отказывается от роли транслятора знаний, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию модератора, одного из источников информации. Для реализации актуальных требований сегодняшнего образования должны быть разработаны новые формы обучения, которые бы заставляли обучающихся активно взаимодействовать с преподавателем. Лекция - традиционный, привычный в практике работы метод обучения. Однако современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, которые преобразовали лекцию в интерактивную форму обучения. Лекционное занятие могут сопровождать интерактив-
ные технологии, среди их многообразия можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых группах; дискуссия; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); эвристическая беседа; обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов»); метод кейсов.
Освоение и осознание материала происходит на интерактивной лекции, как то: лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция и другое. Интерактивные методы не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, навыки поведения, которые создают субъектную позицию обучающегося. Избранная форма интерактивной лекции будет эффективна в условиях адекватности ситуации содержанию занятия.
В этой связи следует обратить внимание на сформулированные в методической литературе правила организации интерактивного обучения.
Правило первое.
В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе.
Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье.
Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
Правило четвертое.
Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко переса-
живаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое.
Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое.
Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора» [8].
Дадим характеристику некоторых интерактивных форм обучения, которыми могут сопровождаться лекции.
Лекция с творческими заданиями. Творческие задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообу-чения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Творческое задание отвечает следующим критериям:
- не имеет однозначного и односложного ответа или решения;
- является практическим и полезным для обучающихся;
- вызывает интерес у обучающихся.
Лекция с разбором конкретных ситуаций.
В методической литературе аналогом этой технологии является метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию. На обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме, возможно в рабочих тетрадях по дисциплине. Слушатели анализируют и обсуждают эти микроситуации и обсуждают их сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращен-
ными к отдельным обучаемым, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит слушателей к коллективному выводу или обобщению. Иногда обсуждение ситуации используется в качестве пролога к последующей части лекции.
ПОПС-формула представляет собой российский вариант юридической технологии профессора права Д. Маккойда-Мэйсона из ЮАР. Используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Обучаюшийся высказывает: П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, начинает выступление словами: «Я считаю...»); О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что.»); П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что.»; С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим создается.»). Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 2-3 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии: слушатели высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них [9].
Организация интерактивного учебного занятия предполагает использование различных приемов и средств обучения. Традиционным средством при проведении практической и самостоятельной работ являются рабочие тетради. Интерактивные лекции, с нашей точки зрения, позволяют по-новому актуализировать рабочие тетради. Разработанные преподавателями кафедры управления, экономики и права тетради ставят своей целью развитие профессиональной компетентности педагогических работников в их профессиональной деятельности. В тетрадях содержатся материалы, способные повысить уровень субъектной позиции слушателей и помочь в проведении собственных исследований, основанных на анализе всей сово-
купности факторов внешней и внутренней среды (в том числе нормативно-правовой базы современного образования) и определении степени их влияния на эффективность педагогической деятельности. Задания ориентированы на разные категории слушателей, в соответствии с их особенностями классифицированы и дифференцированы. Так, в рабочей тетради по управлению персоналом в образовательном учреждении по программе «Менеджмент в образовании» в теме «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала» находим творческие задания для обсуждения.
1. Какие аспекты управления персоналом можно назвать мотивирующими по повышению квалификации кадров?
2. Заполните таблицу 1.
В рабочей тетради по управлению инновациями в образовательном учреждении размещено задание, именуемое «Сказки» для управления изменениями».
Несколько лет назад один профессор из Мичиганского университета захотел исследовать причины стресса и неврозов. Для этого он решил провести серию экспериментов на крысах. Крыс научили прыгать в одну из двух дверей лабиринта. Если они прыгали в левую дверцу, она открывалась, и в награду за свой выбор крысы получали пищу. Правая дверца лабиринта оставалась запертой, и, прыгая в нее, крысы просто разбивали себе носы. Естественно, крысы (а это очень умные животные) быстро научились прыгать в левую дверцу.
Через некоторое время, когда крысы привыкли к этой ситуации, исследователи решили изменить правила. Теперь крысы получали еду за прыжок в правую дверцу, а за прыжок в левую не получали ничего. Конечно, сначала крыс это нервировало, но потом они приспособились к новой ситуации и стали раз за разом прыгать в правую дверцу, чтобы получить пищу.
Потом исследователи решили «поднять уровень» эксперимента и снова усложнили правила. В течение нескольких дней крысам приходилось прыгать налево, а потом несколько дней им приходилось прыгать направо. Выбор был случайным, и в каждый следующий день крысы не знали, за какой дверцей находится пища. В конце концов, крысы не выдержали такой путаницы. Они стали быстро проявлять признаки сильнейшего стресса. В итоге они вообще перестали прыгать, а просто сидели в трансе посреди лабиринта.
Мораль: слишком много перемен - особенно если они случайны и не имеют четкой структуры - иногда также плохо, как и слишком мало.
После знакомства со «сказкой» слушателям предлагаются следующие вопросы для обсуждения.
1. Как происходят изменения в вашей организации - они случайны или имеют какую-то логическую структуру?
2. Как люди в вашей организации обычно реагируют на изменения?
3. Какое обучение необходимо, чтобы принять изменения и успешно адаптироваться?
4. Что в вашей организации играет роль «пищевого» стимула, то есть стимула для изменений?
5. Не происходит ли в вашей организации слишком много изменений за слишком короткое время? Откуда вы это знаете?
Можно предположить, что становление субъектной позиции слушателя в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки осуществится наиболее эффективно, если будет обеспечено субъект-субъектное, диалогическое, профессионально значимое общение с использованием интерактивных методов и форм, средств обучения.
Таблица 1
Сравнительная характеристика двух групп методов обучения персонала
Характеристика Обучение на рабочем месте (внутрифирменное) Обучение вне рабочего места
Преимущества
Недостатки
Вслед за Н. А. Иванцовой определим основные критерии субъектной позиции личности: стремление к самоактуализации, самодетерминации (самоопределению), саморазвитию; интерес к учебно-познавательной деятельности, устойчивая профессиональная мотивация, стремление к творческой, профессиональной самореализации; активность, креативность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение ставить перед собой определенные цели и задачи и добиваться результата, стремление к взаимодействию с другими субъектами обучения, рефлексия [10]. Данные критерии нашли свое отражение в методике «Удовлетворенность слушателей курсов повышения квалификации различными сторонами образовательного процесса в учреждении дополнительного профессионального образования» автора М. И. Лукьяновой, доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и психологии, заведующей научно-исследовательской лаборатории психолого-педагогической и социологической диагностики Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Названная методика применяется в ходе исследования степени удовлетворенности слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров различными сторонами образовательного процесса в ГБОУ ДПО ЧИППКРО, которое ежегодно проводит Отдел мониторинговых исследований и внешних связей в соответствии с планом работы ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
В ходе исследования опрошены различные категории слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки:
- руководители образовательных организаций, заместители руководителей образовательных организаций по учебно-воспитательной и воспитательной работе;
- учителя начальных классов, русского языка и литературы, иностранных языков, истории и обществознания, ИЗО, химии, биологии, информатики, физики, технологии, математики, физической культуры, ОБЖ;
- педагоги-психологи;
- учителя, работающие в коррекционных классах с обучающимися 7 и 8 видов;
- педагоги дополнительного образования;
- воспитатели дошкольных образовательных организаций.
Результаты исследования позволили выявить мнение работников образования о курсах профессиональной переподготовки кадров и повышения квалификации относительно содержательной, организационно-методической и социально-психологической сторон образовательного процесса, которые обеспечивают необходимые условия развития профессионала как личности, субъекта деятельности и общения. Полученные в ходе исследования данные позволяют изучить еще один компонент образовательного процесса - субъектную позицию слушателей. Наиболее высокий индекс субъектной позиции отмечен у слушателей кафедры управления, экономики и права (78,3%). В ходе обработки полученных данных было выявлено, что в 2014 году увеличилось значение индекса субъектной позиции на кафедре управления, экономики и права на 15,5%. Значительное увеличение индекса субъектной позиции слушателей связано с изменением подходов к содержательному и методическому аспектам организованного образовательного процесса на кафедре. Мы наблюдаем повышение количественных и качественных показателей развитости основных характеристик субъектной позиции. Большое количество опрашиваемых показали высокий уровень самоактуализации, ответственности; формирования образа «Я» как самостоятельной личности, наделенной определенной свободой выбора; внутренней мотивации в обучении, стремление к творческому самовыражению посредством профессиональной самореализации.
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что интерактивное обучение формирует коммуникативные качества, свободу самовыражения, ориентирует на активную деятельность и направлено в итоге на формирование субъектной позиции слушателей в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Библиографический список:
1. Lengrand P. Introduction à l'éducation permanente. Paris, 1970, р. 50.
2. Кузнецова И. Ю. Развитие субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации / И. Ю. Кузнецова // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2011. - № 2 (4). - С. 40-45.
3. Осницкий А. К. Субъект и субъектность // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Междунар. конф., посв.
80-летию А. В. Брушлинского / отв. ред. А. Л. Журавлёв, Е. А. Сергиенко. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - Т. 1. - С. 140-143.
4. Корниенко А. Ф. Соотношение понятий «субъект», «субъективность», «субъектность» // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Междунар. конф., посв. 80-летию А. В. Брушлинского / отв. ред. А. Л. Журавлёв, Е. А. Сергиенко. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - Т. 1. - С. 208-210.
5. Блинова Ю. Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение. - Казань : ТГГПУ, 2010. - 202 с.
6. Ильясов Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник Томского педагогического университета. - 2010. - № 2. - С. 30-35.
7. Шишкина М. С., Филимонова З. А. Организация активных, интерактивных и традиционных форм проведения занятий // Методические рекомендации для специальности: 050100 - Педагогическое образование (Биология). - Волгоград, 2012. - С. 15.
8. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М. : ИКАР, 2009. - С. 83-84.
9. http://www .bti. secna.ru/teacher/umk/doc/ Pamyatka_interaktivnye_formy- 1.doc [электронный ресурс] (дата обращения: 20.08.2014).
10. Иванцова Н. А. Субъектная позиция студента в образовательном пространстве высшего учебного заведения / Н. А. Иванцова // Вестник Бурятского Государственного Университета. -Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2007. - № 5. - С. 178-180.
References:
1. Lengrand P. Introduction à l'éducation permanente. Paris, 1970, р. 50.
2. Kuznetsova I. Yu. Development of Teacher's Subject Position during the Professional Development Courses [Razvitie sub'ektnoy pozitsii peda-goga v protsesse povysheniya kvalifikatsii]. Pro-fessional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad]. 2011, № 2 (4), pp. 40-45.
3. Osnitskiy A. K. Subject and Subjectness [Sub'ekt i sub'ektnost']. Chelovek, sub'ekt, lich-nost' v sovremennoy psikhologii : materialy Mezh-dunar. konf., posv. 80-letiyu A.V. Brushlinskogo [Person, Subject, Personality in Modern Psycholo-
gy: Proceedings of the International Conference Devoted to 80th Anniversary of A.V. Brushlins-kiy]. M., 2013, V. 1, pp. 140-143.
4. Kornienko A. F. Relationship Between ehe Concepts "Subject", "Subjectivity", "Subjectness" [Sootnoshenie ponyatiy "sub'ekt", "sub'ektivnost'", "sub'ektnost'"]. Chelovek, sub'ekt, lichnost' v sovremennoy psikhologii: materialy Mezhdunar. konf., posv. 80-letiyu A. V. Brushlinskogo [Person, Subject, Personality in Modern Psychology: Proceedings of the International Conference Devoted to 80th Anniversary of A. V. Brushlinskiy]. M., 2013, V. 1, pp. 208-210.
5. Blinova Yu. L. Sub"ektnaya pozitsiya peda-goga: teoriya i psikhologo-akmeologicheskoe so-provozhdenie [Teacher's Subject Position: Theory and Psycho-Acmeological Support]. Kazan', 2010. 202 p.
6. Ilyasov D. F. The organization of Teacher Learning in Establishment of Additional Professional Pedagogical Education [Organizatsiya obu-cheniya pedagogov v uchrezhdenii povysheniya kvalifikatsii kadrov]. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. 2010, № 2 (92), pp. 30-35.
7. Shishkina M. S., Filimonova Z. A. Organization of Active, Interactive and Traditional Forms of Teaching [Organizatsiya aktivnykh, interaktivnykh i traditsionnykh form provedeniya zanyatiy]. Me-todicheskie rekomendatsii dlya spetsial'nosti: 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie (Biolo-giya) [Methodical Recommendations for the Specialty 050100 - Pedagogical Education (Biology)]. Volgograd, 2012, p. 15.
8. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyy slovar' metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New Dictionary of Methodical Terms and Concepts (Theory and Practice of Language Teaching]. M., 2009, pp. 83-84.
9. http://www.bti.secna.ru/teacher/umk/doc/ Pamyatka_interaktivnye_formy- 1.doc (accessed: 20.08.2014).
10. Ivantsova N. A. Subject Position of The Student in Educational Environment of the Higher Education Institution [Sub"ektnaya pozitsiya stu-denta v obrazovatel'nom prostranstve vysshego uchebnogo zavedeniya]. Vestnik Buryatskogo Go-sudarstvennogo Universiteta [Bulletin of the Buryat State University]. Ulan-Ude, 2007, № 5, pp.178-180.