▲
ЧИППКРО
УДК 378.091.398+372.882
Разработка программы курса литературы с учетом национально-региональных и этнокультурных особенностей как результат повышения квалификации учителя-словесника
Т. В. Соловьёва
Program development of the literature course of taking into account national, regional and ethnocultural features as result of advanced training of literature and language teacher
T. V. Solovyova
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки слушателей курсов повышения квалификации учителей-предметников к проектированию образовательной программы учебного курса (программы курса внеурочной деятельности) системы общего образования с учетом национально-региональных и этнокультурных особенностей в соответствии с региональной моделью, представлены оригинальные методические решения, позволяющие повысить готовность слушателей к содержательному наполнению части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса. При формировании рекомендаций по подготовке слушателей автор опирается на результаты входной и итоговой диагностики, позволяющей выявить реальные затруднения и продвижение педагога в определении содержания собственной деятельности, а также степень владения практическими умениями, необходимыми для проектирования программ учебных курсов.
Данная модель реализуется в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования. Результатом обучения слушателей является создание ими учебных и учебно-методических пособий под руководством преподавателей кафедры языкового и литературного образования.
Abstract. The questions of preparation of students of advanced training of subject teachers for
development of aeducational program of training course (programs of course of extracurricular activities) of system of the general education taking into account national, regional and ethnocultural features according to regional model are considered, the original methodical decisions allows to increase readiness of listeners for substantial filling of part of the educational program formed by participants of educational process are submitted. When forming recommendations about training of listeners the author relies on results of the entrance and total diagnostics allows to reveal real difficulties and advance of the teacher in definition of the content of own activity, and also extent of possession of the practical abilities necessary for design of training courses programs.
This model is realized at the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators. Creation of educational and methodical grants under the leadership of teachers of chair of language and literary education is result of training of listeners.
Ключевые слова: курсы повышения квалификации, профессиональная готовность учителя, национально-региональные и этнокультурные особенности, проектирование программ учебных курсов, программа курса (модуля), концептуализация опыта.
Keywords: advanced training courses, professional readiness of teacher, national regional and ethnocultural features, programs development of
J, «««■*>«*
training courses, program of course (module), experience conceptualization.
Целевое назначение курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы - обеспечение уровня подготовки учителя, соответствующего профессиональному стандарту «Педагог» и способствующего эффективному осуществлению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, достижению выпускниками образовательных организаций личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ. Реализация данной цели определяется решением в процессе курсовой подготовки ряда задач:
- актуализация, углубление и расширение знаний, необходимых для преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС;
- обеспечение готовности к разработке и реализации основных образовательных программ образовательных организаций;
- овладение на теоретическом и практическом уровнях эффективными технологиями и методиками, обеспечивающими достижение обучающимися планируемых образовательных результатов и учитывающими индивидуальные особенности разных групп обучающихся: со специальными потребностями в образовании; одарённых учеников; учеников с ограниченными возможностями; учеников, для которых русский язык не является родным;
- формирование умения развивать универсальные учебные действия;
- формирование образцов и ценностей социального поведения, навыков поликультурного общения и толерантности;
- знание и понимание (осмысление) основных подходов к оценке достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования, умение объективно определять уровень подготовки (оценивать знания) учеников, используя разные формы и методы контроля.
Успешная реализация данных задач, означающая освоение слушателями в процессе курсовой подготовки теоретических и практических основ достижения современного качества образования, ведущая к качественному измене-
нию профессиональных компетенций в рамках квалификации учителя русского языка и литературы, совершенствованию умения планировать, а также умения осуществлять отбор и структурирование содержания с учетом стратегии развития образования на современном этапе, позволяет им в межкурсовой период самостоятельно разрабатывать (проектировать) образовательные программы учебного предмета (курса) или отдельных его модулей.
В рамках курсовой подготовки слушателей осуществляется подготовка учителей русского языка и литературы к включению элементов содержания национального, регионального и этнокультурного образования в программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности. Актуальность данного направления повышения квалификации определяется современной образовательной политикой, главный принцип которой провозглашает «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 3. [1]). В связи с этим учитель должен быть готов к решению задачи разработки части образовательной программы, отражающей образовательные потребности и интересы обучающихся по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.
Профессиональная готовность как способность проектировать деятельность, то есть профессионально отбирать содержание деятельности, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий, выявляется в процессе входной и итоговой диагностики, являющейся комплексным инструментом определения уровня готовности педагогов к деятельности на основе выявления их осведомленности в вопросах ее организации и содержания. Так, вопросы диагностики позволяют получить сведения о затруднениях педагога в содержательных аспектах деятельности, выявить степень готовности педагога к составлению программ преподаваемых предметов с учетом национальных, региональных, этнокультурных особенностей области, знание соответствующего про-
граммно-методического обеспечения, владение слушателями практическими умениями, необходимыми для проектирования и реализации программ учебных курсов с учетом вышеназванных особенностей. Сравнение результатов входной и итоговой диагностики показывает наличие положительной или отрицательной динамики или неизменность представлений, практических умений слушателя, необходимых для осуществления деятельности по включению национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательную программу учебного курса (курса внеурочной деятельности).
Анализ результатов диагностики слушателей курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы показывает, что 32% учителей русского языка и литературы испытывают затруднения в отборе содержания образования, только у 4% слушателей подтверждается сформированность готовности к деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, у большинства из них не прослеживается наличие установки на овладение эффективными современными образовательными технологиями взаимодействия и сотрудничества с социальными партнерами образовательного учреждения в организации воспитания и социализации (данные входной диагностики). Обучение на курсах способствует повышению готовности учителей к отбору содержания образования (в том числе с учетом национально -региональных и этнокультурных особенностей), к его реализации в учебном процессе с применением эффективных образовательных технологий, к осмыслению собственного педагогического опыта.
Совершенствование профессиональной компетентности учителей происходит в процессе обновления знаний и умений, развития имеющихся компетенций. Для этого необходимо на курсах повышения квалификации обеспечить условия для углубления теоретических представлений слушателей, мотивировать их на обсуждение вопросов курса, активизировать их самостоятельный поиск решений.
Обеспечение этих условий определено следующими рекомендациями к проведению учебных занятий учебного курса/модуля программы повышения квалификации.
ЧИППКРО
1. Стратегии развития современного школьного филологического образования с учетом ФГОС. Концепции филологического образования.
Раскрывая содержание данной темы, преподаватель помогает слушателям осознать современные цели филологического образования. Необходимо заострить внимание на требованиях к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, на определении круга метапредметных и предметных результатов освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку и литературе. Для успешного осуществления педагогической деятельности у педагога должно быть сформировано четкое представление о том, что достижение мета-предметных результатов, формирование функциональной грамотности на основе филологических знаний, эффективной речевой деятельности учащихся базируется на теоретических знаниях по учебному предмету. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование предметных умений учащихся, их читательской культуры и эрудиции, но и на воспитание речевой и общей культуры школьников, таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения, в том числе с учетом национальной, региональной и этнокультурной специфики. Кроме того, перед учителем стоит задача в процессе обучения воспитывать духовно развитую личность, формируя гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной и мировой культуры.
Таким образом, обучение русскому (родному) языку и литературе в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях (в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях), ориентировать учащихся на целенаправленное самосовершенствование в культурном, интеллектуальном и нравственном плане.
2. Преподавание русского языка и литературы с учетом НРЭО как основа сохранения духовных традиций и ценностей.
Эта тема является продолжением предыдущей, так как достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся возможно за счет использования педагогического потенциала национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания образования, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. ФГОС общего образования предусматривает разработку образовательным учреждением (организацией) части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса. При этом содержательное наполнение части каждой из реализуемых основных образовательных программ, формируемой участниками образовательного процесса, должно отражать образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.
Слушатели курсов в совместной деятельности определяют пути и способы включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание образования на основе принципов интеграции, конкретизации, сопоставления фактов и теоретических положений таким образом, чтобы базовое и региональное содержание дополняли друг друга (тема / содержательный элемент темы «Цели, задачи и способы включения НРЭО в содержание языкового и литературного образования. Способы введения НРЭО в урочную деятельность и внеурочную деятельность»). В процессе учебных занятий на курсах повышения квалификации у педагогов формируется представление о формах организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС: они должны иметь преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки работы с различными источниками информации, способность организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуника-
тивной целесообразности высказывания. Слушатели курсов приходят к выводу, что необходимо применять разнообразные формы занятий (уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, экскурсии, защита проекта, конференции и др.), направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и обучающихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.
Одним из результатов реализации данной темы курсов повышения квалификации является понимание учителями некоторых исходных позиций (условий), обеспечивающих успешность реализации регионального содержания образования, на примере литературного образования (основная школа), содержание которого обладает высоким потенциалом для реализации задач НРЭО. Слушателям предлагается раздаточный материал - пособие «Проектирование образовательного процесса в школе на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Концепция отражения НРЭО Челябинской области в содержании образовательных программ общего образования» [2]. В процессе работы с данным пособием они получают теоретические представления и актуализируют умения, необходимые для разработки курсов, модулей региональной и этнокультурной направленности. Преподаватель направляет работу слушателей, вносит необходимые дополнения в созданные ими материалы.
Слушатели получают задание определить, какие условия повышают эффективность реализации регионального содержания образования (1 группа), какой должна быть система знаний о родном крае, обеспечивающая формирование у школьников цельного представления о материальной и духовной культуре народа, этапы формирования краеведческих знаний на примере учебного предмета «Литература», что может быть отражено в программе курса/модуля (2 группа).
Результаты работы групп (см. ниже) обсуждаются и корректируются.
Условия успешной реализации регионального содержания образования:
1. «Обеспечение целесообразного баланса национальных, региональных и этнокультурных особенностей при проектировании содержания ... образования» [2, с. 4]. В процессе
изучения вопроса слушатели приходят к выводу, что одним из путей реализации данного условия является интеграция регионального содержания в базовый курс на основе «принципов... конкретизации, сопоставления фактов и теоретических положений, при этом базовое и региональное содержание дополняют друг друга» [3, с. 5].
Для обеспечения «целесообразного баланса» предлагается ввести в образовательную программу по литературе историко-литературный модуль «Литература России. Южный Урал». Для полной реализации идеи данного модуля необходимо включать в него теоретические материалы литературоведения, истории, краеведения, культурологии, фольклористики, формировать у школьников базовые понятия, обеспечить знание терминов, соответствующих этим понятиям [3, с. 30]. Отбор конкретного материала (в данном курсе - отбор художественных произведений) определяется ведущими тенденциями развития отечественной литературы и предполагает обращение к творчеству наиболее ярких писателей, биографически связанных с Уралом, внесших значительный вклад в литературный процесс региона и страны в целом, отразивших особенности многонационального региона.
2. «Ценностно-смысловая интерпретация содержания школьного краеведческого образования» [2, с. 4]. Исходя из данного принципа, необходимо таким образом отбирать содержание образовательных модулей, чтобы оно было приближено к личному опыту учащихся, способствовало их самоопределению [3, с. 8-9], отвечало «стремлению к возрождению базовых национальных ценностей и восстановлению духовно-нравственного воспитания школьников» [3, с. 57]. Этот вопрос целесообразно обсудить также в рамках учебного занятия «Целостное пространство духовно-нравственного развития и воспитания школьников: урочная, внеурочная и внешкольная деятельность обучающихся с включением НРЭО».
3. Организация «общественно полезной коллективной деятельности школьников краеведческой направленности» [2, с. 5].
Подготовкой к этому может служить разработка учебных проектов (возможно, в рамках внеурочной деятельности). На занятии целесообразно обсудить тематику, типы проектов,
ЧИППКРО
которые можно реализовать во внеурочной деятельности.
4. Концептуализация и распространение эффективного и уникального педагогического опыта. Исходя из положения, рассмотренного применительно к Концепции историко-культурного стандарта, в формировании содержания курсов повышения квалификации и модульного курса по краеведческому направлению «выдерживается принцип уровневого подхода: сначала материал рассматривается на информационно-знаковом уровне, потом знания переводятся на отражательно-преобразующий уровень и, наконец, закрепляется на уровне самостоятельной профессиональной деятельности. При таком построении учебного процесса наиболее полно реализуется принцип целостности повышения квалификации учителей» [4]. Поэтому во время курсов повышения квалификации, как мы отмечали ранее в наших статьях, рекомендуется использовать различные формы учебных занятий, лекционные занятия (информационно-знаковый уровень) должны сочетаться с практическими занятиями, семинарами различных форм (отражательно-преобразующий уровень), что способствует более эффективному усвоению материала курсов и внедрению его в практику (самостоятельная профессиональная деятельность) [5; 6].
Результатом деятельности по концептуализации уникального педагогического опыта может быть создание учебных, учебно -методических пособий, разработка программ учебных курсов, курсов внеурочной деятельности с включением НРЭО.
Разработка программы курса «Литература России. Южный Урал» [3] осуществлялась творческой группой, в состав которой были включены слушатели курсов повышения квалификации ЧИППКРО, преподаватели и тьюторы кафедры языкового и литературного образования. Основываясь на изложенных выше подходах к отбору содержания, принципах включения НРЭО в содержание литературного образования, авторы-разработчики программы четко определили предмет изучения историко-литературного модуля/курса «Литература России. Южный Урал» (региональная специфика литературного процесса, изучение творчества писателей, биографически связанных с регионом), цель его включения в образовательную
программу (вызвать у учащихся интерес к своей родине, пробудить чувство уважения и любви к своему краю, литературе и культуре Южного Урала). Региональная литература рассматривается как часть национальной культуры, что означает изучение основных тенденций развития литературы региона в сопоставлении с общероссийским литературным процессом. Данный модуль включает в себя теоретические и практические материалы литературоведения, краеведения, культурологии, фольклористики, истории, что соответствует стратегии современного филологического образования, способствует формированию предметных, мета-предметных и личностных результатов.
Для реализации содержания данного модуля учитель должен иметь глубокие представления в области литературоведения, лингвистики, методики, культурологии. Но, как справедливо замечает А. Г. Донской [7, с. 59], на курсах повышения квалификации слушатели «занимают позицию ученика, ждущего новой информации и ответов на основные вопросы... ждут какого-то пособия, методической литературы или книги для учителя, в которой было бы однозначно написано, как составлять рабочую программу». Однако в рамках курсов мы ориентируем учителя на самостоятельный поиск, на творческую, исследовательскую работу. Поэтому лекционные занятия, актуализирующие литературоведческие и лингвистические знания учителей, сочетаются с практическими занятиями, ориентирующими слушателей на самостоятельный научный поиск, на творческую работу. На практических занятиях теоретические знания подкрепляются самостоятельной учебно-познавательной деятельностью слушателей (подробно методика проведения практических занятий описана в нашей статье [5]). В рамках занятия слушатели делятся на группы. Одна из них определяет основное содержание и этапы изучения литературы Южного Урала (в сопоставлении с базовым курсом литературы), другие группы разрабатывают урок (фрагмент урока) по изучению творчества уральского писателя (по выбору слушателей). При этом необходимо обеспечить слушателей необходимыми материалами. Так, например, при разработке учебного занятия «Нравственные уроки произведений К. Скворцова» слушателям предлагаются рабочие материалы, содержащие фрагменты диссертационного иссле-
дования Т. В. Соловьёвой и позволяющие педагогам осмыслить творчество поэта, с тем чтобы новое знание экстраполировать в содержание учебного модуля в школе [8].
Активная позиция педагогов в период обучения значительно способствует успешности их дальнейшей деятельности: «Всё более очевидным становится тот факт, что никакие изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Сегодня общество предъявляет к современному учителю много требований, среди которых широкая образованность, глубокое знание психологии и педагогики, фундаментальное знание преподаваемых дисциплин, владение передовыми педагогическими технологиями, творческое отношение к работе, умение передать свою увлеченность школьникам, педагогический оптимизм, постоянное совершенствование педагогического мастерства» [9]. Выявить субъектную позицию слушателей курсов Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, а также убедиться в развитии их профессиональной компетентности позволяет постоянно обновляющаяся и совершенствующаяся система входной и итоговой диагностики.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.02.2017).
2. Проектирование образовательного процесса в школе на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Концепция отражения НРЭО Челябинской области в содержании образовательных программ общего образования : научно-методические материалы / сост. М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 32 с.
3. Тематическое планирование уроков литературы с включением национальных, региональных, этнокультурных особенностей Челябинской области : методические рекомендации к модулю (курсу) «Литература России. Южный Урал» (основное общее образование) / авт.-сост.: Т. В. Со-
ловьёва и др. ; под ред. Т. В. Соловьёвой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 164 с.
4. Кузнецов В. М. Структура и содержание инновационной образовательной программы модульного курса повышения квалификации «Деятельность учителей-предметников в условиях введения Историко-культурного стандарта» /
B. М. Кузнецов и др. // Проблемы культурного образования : материалы IV Всеросс. науч.-практ. конф. 9-10 апреля 2014 г. в 2 ч. Ч. 2 / Мин. обр. и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т перепод. и пов. квалификации работников образования. - Челябинск : Край Ра, 2014. - 212 с. - С. 79-90.
5. Соловьёва Т. В. Сочетание форм учебных занятий на курсах повышения квалификации как условие обеспечения личностно ориентированного и деятельностного подхода в обучении слушателей / Т. В. Соловьёва // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 1 (22). - С. 81-85.
6. Соловьёва Т. В. Способы повышения эффективности лекционного занятия / Т. В. Соловьёва // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 3 (5). -
C.40-43.
7. Донской А. Г. Мировоззренческие особенности историко-культурного стандарта в системе повышения квалификации учителей истории и обществознания / А. Г. Донской // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 3 (23). - С. 55-62.
8. Концепт «Любовь» и его лингвистическая репрезентация в лингвокультурном аспекте: на материале лирических и драматургических произведений К. Скворцова : дис. ... канд. фи-лол. наук : 10.02.01 / Т. В. Соловьёва. - Челябинск, 2009. - 173 с.
9. Гулеватая О. Н. Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка / О. Н. Гулеватая // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - Издательство «Общество преподавателей русского языка и литературы». - 2016. -№ 5. - С. 1162-1166 [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://ropryal.ru/wp-content/ uploads/2016/10/5ROPRYAL.pdf (дата обращения: 17.02.2017).
References:
1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "About Education in the Russian Federation"
ЧИППКРО
[Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii"] [Web resource]. Access mode: http:// www.consultant.ru/ (accessed date: 02/17/2017).
2. Development of the educational process in the school on the basis of national, regional and ethno-cultural characteristics [Proektirovanie ob-razovatel'nogo processa v shkole na osnove uchjota nacional'nyh, regional'nyh i jetnokul'turnyh oso-bennostej], comp. M. I. Solodkova, D. F. Ilyasov and others, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2015. 32 p.
3. Thematic planning of literature lessons with the inclusion of national, regional, ethno-cultural features of the Chelyabinsk region. Module course "Literature of Russia. Southern Ural "(basic general education)[ Tematicheskoe planirovanie urokov li-teratury s vkljucheniem nacional'nyh, region-al'nyh, jetnokul'turnyh osobennostej Cheljabinskoj oblasti. Modul'/kurs "Literatura Rossii. Juzhnyj Ural" (osnovnoe obshhee obrazovanie)]. Authors-compilers: T. V. Solovyova and others; ed. by T. V. Solovyovoy, Chelyabinsk, CIRIPSE, 2015. 164 p.
4. Kuznetsov V. M. The structure and content of the innovative educational program of the modular advanced training course "Activity of subject teachers in the conditions of the adoption of the Historical and Cultural Standard" [Kuznecov V. M. Struktura i soderzhanie innovacionnoj obrazovatel'noj programmy modul'nogo kursa povyshenija kvalifikacii "De-jatel'nost' uchitelej-predmetnikov v uslovijah vvedenija Istoriko-kul'turnogo standarta"]. Problems of cultural education: materials of IV Russian Scientific-practical. Conf. of April 9-10, 2014 in 2 hours. Part 2, Chelyabinsk,
2014. 212 p, pp. 79-90.
5. Solovyeva T. V. The combination of the forms of training sessions in advanced training courses as a condition for providing a person-centered and activity-based approach in the training of students [Sochetanie form uchebnyh zanjatij na kursah povyshenija kvalifikacii kak uslovie ob-espechenija lichnostno orientirovannogo i deja-tel'nostnogo podhoda v obuchenii slushatelej]. Scientific support of a system of advanced training,
2015, No. 1 (22), pp. 81-85.
6. Solovyeva T. V. Methods of increasing the effectiveness of lecture classes [Sposoby povyshe-nija jeffektivnosti lekcionnogo zanjatija]. Scientific support of a system of advanced training, 2010, No. 3 (5), pp. 40-43.
J, «««■*>«*
7. Donskoy A. G. World-view features of the historical and cultural standard in the system of professional development of teachers of history and social science [Mirovozzrencheskie oso-bennosti istoriko-kul'turnogo standarta v sisteme povyshenija kvalifikacii uchitelej istorii i obshhestvo-znanija]. Scientific support of a system of advanced training, 2015, No. 3 (23), pp. 55-62.
8. The concept of "Love" and its linguistic representation in the linguocultural aspect: on the material of K. Skvortsov's lyrical and dramatic works: dissertation of Candidate of Philology Science. 10.02.01 [Koncept "Ljubov"' i ego lingvisticheskaja reprezen-tacija v lingvokul'turnom aspekte: na materiale liri-
cheskih i dramaturgicheskih proizvedenij K. Skvor-cova: dis. ... kand. filol. nauk]. T. V. Solovyova, Chelyabinsk, 2009. 173 p.
9. Gulevataya O. N. Improvement of the professional competence of the teacher of the Russian language / Dynamics of linguistic and cultural processes in modern Russia [Sovershenstvovanie professional'noj kompetentnosti uchitelja russkogo jazyka / Dinamika jazykovyh i kul'turnyh proces-sov v sovremennoj Rossii]. Creation: Society of Teachers of Russian Language and Literature, 2016, No. 5, pp. 1162-1166 [Web resource]. Accessed mode: http://ropryal.ru/wp-content/uplo ads/2016/10/5ROPRYAL.pdf (accessed date: 02/17/2017).