Научная статья на тему 'Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности'

Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / общее образование / внеурочная деятельность / педагогическое сопровождение проектов / project activity / general education / extracurricular activity / pedagogical sup- port of projects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О С. Белухина, И В. Осауленко

В статье описан проект организации внеурочной деятельности школьников в форме «проектного лагеря». Предложена система мероприятий, содействующих реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся; развитию исследовательских компетентностей обучающихся; внедрению технологии комплексного педагогического сопровождения; использованию современных дистанционных форм обучения и информационных технологий. Апробация технологии комплексного педагогического сопровождения проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации проектного лагеря и диссеминация опыта внедрения данной технологии будут проведены в следующем учебном году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О С. Белухина, И В. Осауленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT CAMP AS A FORM OF ORGANIZATION EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The author of the article describes the project of organizing extracurricular activities of schoolchildren in the form of a “project camp”. The author suggests a system of measures that facilitate the following: implementation of the project and training and research activities of students; development of research competencies of students; the introduction of integrated pedagogical support technology; use of modern distance learning forms and information technologies. Approbation of the technology of comprehensive pedagogical support for the project and training activities of students in the framework of the project camp and the dissemination of the experience of implementing this technology will be conducted in the next academic year.

Текст научной работы на тему «Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности»

УДК 374.1

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТНЫЙ ЛАГЕРЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описан проект организации внеурочной деятельности школьников в форме «проектного лагеря». Предложена система мероприятий, содействующих реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся; развитию исследовательских компетентностей обучающихся; внедрению технологии комплексного педагогического сопровождения; использованию современных дистанционных форм обучения и информационных технологий. Апробация технологии комплексного педагогического сопровождения проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации проектного лагеря и диссеминация опыта внедрения данной технологии будут проведены в следующем учебном году.

Ключевые слова: проектная деятельность, общее образование, внеурочная деятельность, педагогическое сопровождение проектов

В период стремительных перемен во всех сферах жизни развитие науки и формирование исследовательского подхода к познанию окружающей действительности являются объективной необходимостью. Прочная научная основа отечественного образования — залог успешного поиска ответов на актуальные вызовы современности.

В современных социокультурных условиях век-

Как цитировать статью: Белухина О. С., Осаулен-ко И. В. Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3(51). С. 129-147.

О. С. Белухина

Кандидат исторических наук, заведующий научно-исследовательским отделом ГАУДПО «Саратовский областной институт развития образования», г. Саратов E-mail: [email protected] Olesya S. Belukhina Masters Degree in History, Head of research department SA1 APE «Saratov Regional Institute of Education Development», Russia

И. В. Осауленко

Заместитель директора no научно-методической работе, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза В.С. Антонова», Саратовская область, г. Аткарск E-mail: [email protected] Irina V. Osaidenko Deputy Director for Scientific and Methodological Work, School No. 3 named after Hero of the Soviet Union V.S. Antonov, Saratov Region, Atkarsk, Russia

129

Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности I

тор модернизации системы отечественного образования направлен на развитие личности обучающегося с целью раскрытия её внутреннего потенциала посредством психолого-педагогической поддержки и сопровождения в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий.

Безусловно, внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения и воспитания, созданной в школе.

Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности [4]. «Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности» [18]. Предлагаемая форма организации внеурочной работы — «Проектный лагерь» — является наиболее перспективной и подразумевает организацию работы не только во внеурочное (после уроков), но и каникулярное время, то есть круглогодично.

В этой связи грамотная организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях районного центра рассматривается сегодня как альтернатива детско-подростковой безнадзорности, в широком смысле этого понятия, являющейся одной из предпосылок низкой социализации и как следствие асоциального поведения и совершения противоправных действий. В этом заключается «специфика внеурочной деятельности в районном центре: обучающийся не только должен узнать новое, сколько научиться правильно действовать, чувствовать, принимать решения и др.» [20].

Важным критерием повышения эффективности работы выступает формирование и углубление научной и методической базы по работе с детьми в «Проектном лагере», а также соответствующая подготовка педагогических и управленческих кадров.

Эффективность организации педагогического сопровождения напрямую связана с уровнем разработанности методического обеспечения работы педагога, а также систематичностью повышения квалификации педагогических работников, обеспечением современного и оперативного обмена опытом и распространением успешных педагогических практик.

130

I О. С. Белухина, И. В. Осауленко

Цели и задачи проекта

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования44 значимой целевой установкой является повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны [11].

В этой связи в деятельности школы особое место занимает развитие системы поддержки обучающихся во внеурочное время. Целью реализации данного направления является создание и организация деятельности на базе общеобразовательного учреждения в районном центре проектного лагеря как условия формирования проектных навыков, проявления и развития обучающимся своих интересов во внеурочное время.

Основными содержательными ориентирами проекта при этом выступают:

— научно-методическое обеспечение процесса педагогического сопровождения обучающихся;

— развитие системы обобщения и диссеминации эффективного педагогического опыта в практику работы образовательных организаций.

В рамках указанных целевых установок проекта планируется реализация следующих ключевых задач:

1. Выявление интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности в рамках разработки и реализации проектов.

2. Создание особого образовательного пространства (проектный лагерь) для развития индивидуальных способностей и образовательных потребностей ребенка в избранных сферах внеурочной деятельности.

3. Развитие опыта творческой, трудовой, общественно полезной деятельности в рамках разработки и реализации проектов.

4. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества в проектной деятельности.

5. Расширение рамок общения с социумом в рамках социальных проектов [12].

6. Профессиональное самоопределение в условиях практически неограниченного выбора образовательно-профессиональной траектории.

Реализация проекта базируется на применении комплекса общенаучных и специфических методов, способствующих эффективному

131

Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности I

выполнению поставленных задач: анализ психолого-педагогической литературы, нормативной документации, понятийно-терминологический анализ и детерминация базовых понятий, системный, сравнительный анализ, многофакторный анализ, изучение успешных педагогических практик и продуктов исследовательского творчества, моделирование, методы обработки данных и метод статистики.

Сроки реализации проекта:

1 этап — диагностико-организационный (май-сентябрь 2018 года);

2 этап — организационно-практический (октябрь 2018 года — октябрь 2019 года).

3 этап — итоговый (ноябрь-декабрь 2019 года).

Содержание проекта

На сегодняшний день в общественном сознании формируется понимание того, что темп развития нашей страны зависит от творческих усилий человека, от тех возможностей и способностей, которыми он обладает. Это стимулирует активность личности, инициирует создание новых моделей и механизмов образования, направленных на развитие и социализацию детей, потенциал которых является стратегическим ресурсом государства. Исходя из этого, образовательный процесс должен строиться на базе вариативных форм организации обучения, позволяющих учитывать индивидуальные возможности обучающихся.

Особое значение в ходе реализации указанных целевых ориентиров приобретает организация комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, основой которого является целевая направленность на создание условий для личностного развития и самореализации обучающихся, к которым относится развитие сети интеллектуальных и творческих конкурсов и иных мероприятий.

Учитывая вышеназванные целевые ориентиры проекта, можно выявить перспективные направления деятельности «Проектного лагеря»: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, эстетическое, научно-познавательное.

В рамках проектного лагеря действуют следующие центры:

— художественно-эстетический;

— спортивно-оздоровительный;

— краеведческий;

132

I О. С. Белухина, И. В. Осауленко

— научно-практический;

— военно-патриотический;

— экологический.

Деятельность каждого из вышеперечисленных центров характеризуется превалированием во внеурочной деятельности методов проектной технологии.

Спортивно-оздоровительный центр создается с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Задачи спортивно-оздоровительной деятельности:

— вовлечение обучающихся в различные формы физкультурно-оздоровительной работы с применением методов проектной технологии;

— выработка и укрепление гигиенических навыков;

— расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации: утренняя гимнастика (зарядка); спортивные игры [23] на стадионе, спортивной площадке; проектирование, организация и проведение спортивных праздников, индивидуальных и групповых культурно-оздоровительных проектов; подвижные игры на свежем воздухе, эстафеты, пешеходные экскурсии на природе, принятие солнечных и воздушных ванн.

При организации деятельности спортивно-оздоровительного центра ставится цель приложить все усилия к созданию условий для физического и нравственного оздоровления обучающихся через создание эмоционально привлекательной среды общения, условий для укрепления физического, психического и эмоционального здоровья, развития личности, формирования толерантных отношений между участниками воспитательного процесса.

Художественно-эстетический центр создается с целью развития эстетического вкуса и коммуникативной культуры, организации содержательной досуговой деятельности детей [19] с применением проектной технологии.

Задачи художественно-эстетической деятельности:

— вовлечение обучающихся в различные формы организации досуга (посещение музеев, совместный просмотр и анализ кинофильмов, библиотечные мероприятия, постановки спектаклей и др.);

— организация деятельности творческих мастерских: изобразительного искусства, танцев, хореогафии, вокала, театрального искусства и др.;

— организация и реализация творческих проектов общекультурной направленности;

133

Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности I

— воспитание ценностного отношения к прекрасному;

— формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях [9].

Основные формы организации: ролевая игра, конкурс, викторина, праздник, турнир, поход, библиотечный час, посещение музея [19], творческие конкурсы и мероприятия, просмотр фильмов, чтение книг, киноклуб, соревнования, занятия в мастерских, выполнение и презентация творческих проектов.

Краеведческий центр создается с целью духовно-нравственного развития обучающихся и приобщения их к традициям, истории и культуре своей малой родины.

Задачи краеведческой деятельности заключаются в:

— создании условий для уважительного отношения к предкам, старшему поколению;

— популяризации народных традиций, обычаев и культуры, а также истории своей малой родины;

— приобщении к духовно-нравственным ценностям своей Родины;

— формировании гражданского и патриотического сознания и самосознания подрастающего поколения.

Направления работы краеведческого центра:

— Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное, археологическое и др.).

— Естественно-научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.).

— Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.).

— Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов) [1].

— Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода).

— Оздоровительный туризм (совершение некатегорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода).

— Музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея).

— Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время

134

IО.С. Белухина, И. В. Осауленко

подготовки и проведения самодеятельных экскурсий или участия в плановых экскурсиях [2]).

Основные формы организации: уроки основного курса «Краеведение», интегрированные краеведческие курсы, краеведческие объединения [13], клубы, кружки, экскурсии, в т.ч. виртуальные, конкурсы, викторины, квесты, музейные уроки, в т.ч. дистанционные, научное общество учащихся, семейные формы.

Научно-практический центр создается с целью формирования исследовательской компетентности на основе поэтапной организации научно-исследовательской деятельности учащихся, «установления равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся» [3], построения индивидуальных образовательных траекторий, развития стремления к самореализации каждого ученика, становления поведенческих моделей.

Задачи научно-практического центра:

— активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы учащихся;

— «расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;

— выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей» [3];

— активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

— «совершенствование навыков и умений учащихся в самостоятельной работе» [21];

— повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— становление творческих контактов с учеными, специалистами научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, предприятий области и района.

Основные формы организации: фестивали (парады) наук, День науки, научные общества учащихся, олимпиады, в т.ч. дистанционные, научные лаборатории, научные экспедиции, научно-практические конференции (очные, заочные, дистанционные), предметные дни, экскурсии в вузы.

Военно-патриотический центр создается с целью формирования у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и кон-

135

Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности I

ституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации [14].

Задачи военно-патриотической деятельности:

— целенаправленная работа по подготовке молодежи к службе Отечеству;

— формирование высоких моральных и психологических качеств учащихся, преданности Родине и готовность к ее защите;

— формирование потребности в физическом развитии и совершенствовании;

— воспитание духовности на основе изучения и обобщения опыта, приобретенного Россией за всю историю ее борьбы за независимость, особенно в ходе Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и в „горячих точках66 на территории России и СНГ» [5];

— снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания.

Основные формы организации: военно-патриотический клуб, волонтерское объединение, акции, экскурсии в музеи, киноклуб, викторины, конкурсы, военно-спортивные праздники.

Экологический центр создается с целью формирования у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологически ценностных ориентаций, норм и правил отношения к природе, умений и навыков ее изучения и охраны.

Задачи экологической деятельности:

— воспитание у детей и молодежи нового экологического сознания, основанного на гуманном, ценностном отношении к природе;

— развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром;

— формирование культуры взаимодействия с окружающей средой — природной и социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности;

— развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде;

— создание условий для формирования и реализации школьниками активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора [24].

136

I О.С. Белухина, И. В.Осауленко

Основные формы организации: викторины, олимпиады, экотеатр, экологические тропы.

Проведение апробации результатов исследования планируется посредством участия в научных, научно-практических и научно-методических конференциях, круглых столах различного уровня, публикации серии статей в научных и научно-методических изданиях, а также в рамках курсов повышения квалификации для педагогических работников всех категорий.

Основное внимание планируется уделить апробации новых исследовательских и методических разработок в образовательной среде, информированию педагогической общественности и внедрению новых форм и методов сопровождения обучающихся в условиях образовательного процесса. Эффективной формой в данной сфере является участие педагогов в интерактивных семинарах, тьюториалах, вебинарах и практикумах, позволяющих не только транслировать необходимую информацию, но и способствовать ее продуктивному усвоению аудиторией слушателей в ходе выполнения заданий эвристического характера и проблемных дискуссий.

В ходе лекционных и практических занятий, компетентностно-ори-ентированных тренингов будут рассмотрены принципиальные методологические и технологические вопросы педагогической поддержки при организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, принципы организации учебного процесса с учетом индивидуальных потребностей самореализации обучающихся, создания условий для всестороннего развития личности. Основное внимание предполагается уделить следующим проблемам:

— освоению комплекса диагностических процедур и методов выявления и развития исследовательских компетенций обучающихся;

— созданию условий для организации благоприятной среды для развития исследовательских компетенций обучающихся в рамках образовательного процесса;

— разработке инструментария организационно-педагогической поддержки обучающихся в рамках реализации проектной и исследовательской деятельности;

— конструированию вариативных моделей обучения и методов работы с обучающимися в рамках «Проектного лагеря»;

— реализации методик формирования исследовательского интереса у обучающихся.

137

Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности I

Программа занятий предусматривает комплексное изучение педагогами технологий конструирования вариативных моделей обучения и методов работы с обучающимися в рамках проектного лагеря. По результатам проведения подобных занятий планируется издание и распространение печатных и электронных методических пособий, рекомендаций и технологических карт.

В рамках реализации проекта предусматривается подготовка и проведение ряда мероприятий в среде педагогической общественности, нацеленных на экстраполяцию существующих технологических наработок в новую образовательную среду, обмен опытом успешного педагогического сопровождения обучающихся и методами психолого-педагогической работы с обучающимися в рамках проектного лагеря.

В частности, планируется проведение межрегиональных научно-практических конференций, региональных круглых столов и дебатов с участием педагогов, представителей администрации образовательных организаций, специалистов-психологов и других педагогических работников, а также обучающихся. Мероприятия такого рода в значительной мере будут способствовать распространению нового научного знания, обмену опытом и мнениями в среде педагогической общественности. Конференции повышают уровень научной компетентности педагогических работников, демонстрирует актуальность проводимых ими исследований, дает возможность установления новых контактов и сотрудничества в научно-образовательной сфере.

В свою очередь, развитие перспективных форм сотрудничества с научными и образовательными организациями региона способствует эффективному совместному решению образовательных задач, расширению использования результатов научно-исследовательской и методической работы в практике деятельности образовательных организаций.

Значимым направлением в этой связи является также разработка и совершенствование системы информационного обеспечения и трансляции результатов исследовательской и методической работы педагогов в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Предусматривается освещение знаковых мероприятий в средствах массовой информации и в сети Интернет, а также внедрение технологии педагогического сопровождения организации исследовательской деятельности обучающихся в образовательный процесс образовательных организаций в виде научно-методических изданий и сборников мате-

138

I О. С. Белухина, И. В. Осауленко

риалов проведенных конференций.

Реализация проекта отвечает актуальным проблемам российского образования, предоставляя педагогам возможность выйти на новый уровень профессионально-педагогической компетентности. «Организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, обеспечить воспитание» [4] социализированной личности, а также позволить скорректировать учебно-воспитательный процесс с учетом образовательных потребностей и психологических особенностей обучающихся.

Таблица 1

План реализации проекта

Этап Наименование этапа Ожидаемые результаты работ Срок исполнения

1 Диагностико-орга- низационный. Разработка технологии комплексного педагогического сопровождения исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации проектного лагеря и соответствующего методического обеспечения данного процесса. Технология комплексного педагогического сопровождения исследовательской деятельности обучающихся и ее методического обеспечения; серия статей; участие и проведение научно-методических мероприятий. май-сентябрь 2018

2 Организационо- практический. Апробация технологии комплексного педагогического сопровождения исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации проектного лагеря и диссемина-ция опыта внедрения данной технологии. Апробированная технология комплексного педагогического сопровождения исследовательской деятельности обучающихся; серия статей, участие и проведение научно-методических мероприятий. октябрь 2018-октябрь 2019

139

Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности I

3 Итоговый. Открытое итоговое занятие ноябрь-де-

Контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов и составление перспективно- в форме вебинара кабрь 2019

го плана дальнейшей

работы.

Диагностико-организационный этап

Данный этап включает:

— выявление перспективных направлений развития образовательного учреждения и проектирование нового качественного представления в условиях модернизации образования;

— создание и организация деятельности проектного лагеря по направлениям Программы, реализуемым в центрах;

— проблемно-ориентированный анализ состояния образовательных организаций;

— изучение нормативных документов и законодательной базы, содержащих приоритетные направления развития современного образования;

— проведение мониторинга социального заказа и потребностей социума и запроса всех участников образовательного процесса;

— разработку, утверждение и согласование Программы, программ функционирования центров проектного лагеря;

— разработку принципов и форм организации инновационной деятельности по созданию образовательно-событийной среды;

— создание условий для профессионального развития педагогов в соответствии с профессиональным стандартом, работы в дистанционном режиме, создание системы сетевого взаимодействия с инновационными площадками по формированию инновационной образовательно-событийной среды;

— подготовку профессиональной команды, включающей администрацию школы, учителей, психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, к работе в инновационном режиме.

Организационно-практический этап

Этап включает:

— информационное общение через сайты образовательных организаций;

140

I О. С. Белухина, И. В. Осауленко

— привлечение социальных партнеров к участию в проекте;

— апробацию программ внеурочной деятельности проектного лагеря: художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного, краеведческого, научно-практического, военно-патриотического, экологического центров;

— образовательные события: профессиональные пробы, социальные практики, исследования, проекты, экспедиции, путешествия и т.п.;

— включение обучающихся в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, соревнования ит.п.);

— промежуточные мониторинговые исследования успешности реализации проекта.

Итоговый этап

Этап включает:

— анализ и оценку опыта организации деятельности проектного лагеря;

— разработку методических рекомендаций;

— презентации продуктивного опыта и результатов инновации на муниципальном, региональном уровнях;

— проведение семинаров, вебинаров, конференций.

Основные методы и методики работ в рамках проекта:

— инновационные технологии по развитию коммуникационного взаимодействия;

— технологии исследовательской деятельности;

— инновационные технологии по развитию лидерских качеств личности;

— ролевые игры по развитию навыков работы в команде;

— тематические семинары;

— дискуссии;

— индивидуальное консультирование;

— технологии групповой деятельности;

— методики организации социально-культурного проектирования;

— методики мониторинга оценки качества образования, включающей систему индексов, индикаторов и показателей устойчивости социальных эффектов;

141

Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности I

— методики психолого-педагогической поддержки и сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся и др. [7].

Механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории

Руководитель проекта обеспечивает координацию работы с отделами образования, образовательными организациями Саратовской области. Организует проведение межрегиональных научно-практических конференций, региональных круглых столов с участием педагогов, представителей администрации образовательных организаций, специ-алистов-психологов и других педагогических работников.

Схема управления проектом:

-административно-координационная (МОУ-СОШ №3 г.Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича, отделы образования Саратовской области, администрация образовательных организаций): осуществление общего контроля и руководства;

— научно-методическая (МОУ-СОШ № 3 г.Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича): проведение семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, консультаций для всех категорий педагогических работников. Аналитическая деятельность.

Критерии оценки эффективности проекта:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках проекта;

— удовлетворенность родителей результатами обучения ребенка;

— эффективность и качество подготовки обучающихся к реализации проектов и исследований;

— активность участия обучающихся, педагогов в конференциях, конкурсах.

Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития проекта долгосрочный эффект

В качестве основных результатов реализации проекта выступают:

— разработка и внедрение технологии комплексного педагогиче-

142

I О. С. Белухина, И. В. Осауленко

ского сопровождения, способствующей развитию исследовательских компетентностей обучающихся;

— создание и распространение методических материалов, способствующих интенсификации работы педагогов в рамках реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

— совершенствование системы информационного обеспечения процесса реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, использование современных дистанционных форм обучения и информационных технологий.

В дальнейшем результаты проекта могут быть использованы при разработке программ обновления содержания и методического сопровождения образовательного процесса, направленных на всестороннее развитие личности и способностей обучающихся. Комплекс технологических разработок может применяться в рамках проведения курсов повышения квалификации, семинаров и тренингов для педагогических работников. Полученные выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях и при подготовке диссертаций.

Ресурсное обеспечение проекта

План реализации проекта предполагает:

— информационно-методическое обеспечение;

— материально-техническое обеспечение;

— наличие квалифицированного и заинтересованного в проектно-исследовательской деятельности обучающихся педагогического коллектива, готового применять представленные приемы, методики и технологии.

Порядок контроля и оценки результатов проекта

Формы проведения контроля и оценки результатов проекта:

— проведение семинаров, круглых столов;

— открытое итоговое занятие в форме вебинара.

Показатели результативности проекта:

— «повышение профессиональной компетентности педагогов в актуальных вопросах педагогики одаренности» [12];

— повышение качества образования обучающихся;

— повышение рейтинга престижа образовательных организаций на муниципальном и региональном уровнях.

143

Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности I

Литература

1. Байбородова Л. В. Краеведческая деятельность как средство воспитания гражданской идентичности сельских школьников // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 1. С. 223-233 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=29406786& (дата обращения: 28.06.2018).

2. Балданова Ж. Б. Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2015. 231 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dlib.rsl.rU/viewer/01006644080#?page=l (дата обращения: 28.06.2018).

3. Бордонская Л. А., Десненко С. И., Проклова В. Ю. и др. Физика в профильной школе: учебное пособие. Чита: ЗГГПУ, 2009. 217 с.

4. Буняшин И. В. Теоретические аспекты организации внеклассной работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/35_0 INBG_2012/Pedagogica/3_122658.doc (дата обращения: 28.06.2018).

5. Бойкин А. Ю. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в малом городе: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2007. 19 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: chttps://search.rsl.ru/ru/search#q= (дата обращения: 28.06.2018).

6. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности: материалы III Международной науч.-практ. конф. Челябинск - Москва, 26-27 октября 2017 г. Челябинск: ЧИППКРО, 2017. 532 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ipk74.ru/upload/iblock/aal/aald9a4195ac96ab0873cedf3e81f7a4.pdf (дата обращения: 28.06.2018).

7. Инновации в образовании: опыт реализации. Инновации в управлении. Инновации в воспитательной и внеурочной деятельности. Использование инновационных технологий в ОО: материалы VII межрегиональной заочной научно-практической конференции г. Кемерово, 2016 года. Кемерово: МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2016. 363 с.

8. Калинина Л. В., Ломакина О. В. Краеведческая деятельность как средство формирования ценностного отношения к природе младших школьников. Иркутск: Типография «Иркут», 2018. 130 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34932121 (дата обращения: 28.06.2018).

9. Медникова Л. А. Формирование субъективной позиции младшего школьника в образо-

вательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2010. 250 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-subektnoi-pozitsii-mladshegoshkolnika-v-

obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 28.06.2018).

10. Меньшикова Е. Н. Пришкольный оздоровительный лагерь, как форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС [Электронный ресурс]. Peжимдocтyпa:http://www. eduportal44.ru/koiro/enpj/325_2016/4MeHbinmcoBa%20E.H.pdf (дата обращения: 28.06.2018).

11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 // Справочно-правовая система «Гарант»: [сайт].Режимдоступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71748426/ (дата о6ращения:28.06.2018).

12. Описание основной проблемы и обоснование актуальности разработки проекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬЦр://пепиба.ги/описание-основной-про6лемы-и-обо-снование-актуальности-разр.Ы:т1 (дата обращения: 28.06.2018).

13. Острикова Е. А. Проблема организации краеведческой работы как основы исследовательской деятельности школьников // Путь науки. 2014. № 5(5). С. 109-110.; [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_21708610_52882058.pdf (дата обращения: 28.06.2018).

14. Патриот: Программа патриотического воспитания // Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лев-Toлстовская средняя общеобразовательная школа», с. Льва Толстого, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/225/45739.php (дата обращения: 28.06.2018).

15. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.convdocs.org/docs/index-98951.html (дата обращения: 28.06.2018).

144

I О. С. Белухина, И. В. Осауленко

16. Пчельникова Е. В. Развитие и реализация воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях малого города: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2011. 23 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/0100485839l#?page=2 (дата обращения: 28.06.2018).

17. Ривкин Е. Ю. Управление развитием краеведческой деятельности образовательных учреждений на муниципальном уровне: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 274 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003012369 (дата обращения: 28.06.2018).

18. Санжеева В. Г. Внеурочная деятельность как фактор создания благоприятных условий для обучения и развития младшего школьника // Science Time. 2016. № 6 (30). С. 293-297. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26341390 (дата обращения:

28.06.2018).

19. Симахина Ж. В. Организация летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Солнышко» на базе МОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/04/22/ dokladorganizatsiya-letnego-proshkolnogo-lagerya-solnyshko (дата обращения: 28.06.2018).

20. Тарасова О. А. Специфика внеурочной деятельности в рамках секционной работы в общеобразовательной школе // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. № 1. С. 84-88. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=29369017& (дата обращения: 28.06.2018).

21. Удычак Ю. Ю. Система работы с одаренными детьми в условиях национальной школы: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2005. 158 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. dissercat.com/content/sistema-raboty-s-odarennymi-detmi-v-usloviyakh-natsionalnoi-shkoly (дата обращения: 28.06.2018).

22. Фигурова Т. М., Кипа Е. С. Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений по организации внеурочной деятельности // Педагогическое образование на Алтае. 2016. № 1. С. 61-68. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26185077 (дата обращения: 28.06.2018).

23. Формы работы воспитателя по физкультурно-оздоровительной работе с детьми в ДОУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/fizkultura/ formy-raboty-vospitatelya-po-fizkulturno-ozdorovitelnoy-rabote-s-detmi-v-dou-637371 (дата обращения: 28.06.2018).

24. Экологическое воспитание как важнейший механизм социализации детей и молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://refdb.ru/look/1089729-pall.html (дата обращения:

28.06.2018).

PROJECT CAMP AS A FORM OF ORGANIZATION EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The author of the article describes the project of organizing extracurricular activities of schoolchildren in the form of a “project camp” The author suggests a system of measures that facilitate the following: implementation of the project and training and research activities of students; development of research competencies of students; the introduction of integrated pedagogical support technology; use of modern distance learning forms and information technologies. Approbation of the technology of comprehensive pedagogical support for the project and training activities of students in the framework of the project camp and the dissemination of the experience of implementing this technology will be conducted in the next academic year.

Keywords: project activity, general education, extracurricular activity, pedagogical support of projects.

145

Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности I

References

• Bajborodova L. V. Kraevedcheskaya deyatel’nost’ kak sredstvo vospitaniya grazhdanskoj identichnosti sel’skih shkolnikov 11 Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya. 2017. № 1. S. 223-233 [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=29406786& (data ob-rashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

• Baldanova Zh. B. Kraevedcheskaya deyatel’nost’ kak sredstvo formirovaniya nravstvennoj kul’tury mladshih shkolnikov: dis. ... kand. ped. nauk. Ulan-Udeh, 2015. 231 s. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://dlib.rsl.ru/viewer/01006644080#?page=l (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

• Bordonskaya L. A., Desnenko S. I., Proklova V. Yu. i dr. Fizika v profil’noj shkole: uchebnoe posobie. Chita: ZGGPU, 2009. 217 s. [In Rus].

• Bunyashin I. V. Teoreticheskie aspekty organizacii vneldassnoj raboty [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rusnauka.com/35_0 INBG_2012/Pedagogica/3_122658.doc (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

• Dopolnitel’noe obrazovanie detej v izmenyayushchemsya mire: razvitie vostrebovannosti, privlekatel’nosti, rezurtativnosti: materialy III Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. CHelyabinsk -Moskva, 26-27oktyabrya2017g. CHelyabinsk: CHIPPKRO, 2017.532 s. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ipk74.ru/upload/iblochyaal/aald9a4195ac96ab0873cedf3e81f7a4.pdf (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

• Ekologicheskoe vospitanie kak vazhnejshij mekhanizm socializacii detej I molodezhi [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://refdb.ru/look/1089729-pall.html (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

• Figurova T. M., Kipa E. S. Model’ setevogo vzaimodejstviya obrazovatelnyh uchrezhdenij po organizacii vneurochnoj deyatelnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. 2016. № 1. S. 61-68. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=26185077 (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

• Formy raboty vospitatelya po fizkul’turno-ozdoroviternoj rabote s det’mi v DOU [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/fizkultura/formy-raboty-vospitate-lya-po-fizkulturno-ozdorovitelnoy-rabote-s-detmi-v-dou-637371 (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

• Innovacii v obrazovanii: opyt realizacii. Innovacii v upravlenii. Innovacii v vospitatel’noj i vneurochnoj deyatelnosti. Ispol’zovanie innovacionnyh tekhnologij v OO: materialy VII mezhregionalnoj zaoch-noj nauchno-prakticheskoj konferencii g. Kemerovo, 2016 goda. Kemerovo: MBOU DPO «Nauchno-metodicheskij centr», 2016. 363 s. [In Rus].

• Kalinina L. V, Lomakina О. V. Kraevedcheskaya deyatel’nosf kak sredstvo formirovaniya cennostno-go otnosheniya kprirode mladshih shkolnikov. Irkutsk: Tipografiya «Irkut», 2018.130 s. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=34932121 (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

• Mednikova L. A. Formirovanie sub’ektivnoj pozicii mladshego shkolnika v obrazovatel’nom processe: dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2010. 250 s. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. dissercat.com/content/formirovanie-subektnoi-pozitsii-mladshegoshkolnika-v-obrazovatelnom-protsesse (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

• Menshikova E. N. Prishkolnyj ozdorovitelnyj lager’, kak forma organizacii vneurochnoj deyatelnosti v ramkah FGOS [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.eduportal44.ru/koiro/ enpj/325_2016/4Men’shikova%20E.N.pdf (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

• Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya: Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2017 goda № 1642 // Spravochno-pravovaya sistema «Garant»: [sajt]. Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71748426 (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

• Opisanie osnovnoj problemy i obosnovanie aktual’nosti razrabotki proekta [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://nenuda.ru/opisanie-osnovnoj-problemy-i-obosnovanie-aktual’nosti-razr.html (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

• Ostrikova E. A. Problema organizacii kraevedcheskoj raboty kak osnovy issledovatel’skoj deyatelnosti shkolnikov // Put’ nauki. 2014. № 5(5). S. 109-110.; [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// elibrary.ru/download/elibrary_21708610_52882058.pdf (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

146

I О. С. Белухина, И. В. Осауленко

Patriot: Programma patrioticheskogo vospitaniya // MunicipaFnoe obshcheobrazovatel’noe uchrezhdenie «Lev-Tolstovskaya srednyaya obshcheobrazovatelnaya shkola». s. L’va Tolstogo, 2010. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://pandia.ru/text/78/225/45739.php (data obrashcheniya:

28.06.2018) . [InRus].

PcheFnikova E. V. Razvitie i realizaciya vospitatelnogo potenciala obshcheobrazovatelnoj shkoly v

usloviyah malogo goroda: avtoreferat dis_kand. ped. nauk. Kursk, 2011.23 s. [EHlektronnyj resurs].

Rezhim dostupa: https://dlib.rsl.ru/viewer/0100485839l#?page=2 (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

Programma formirovaniya ehkologicheskoj kul’tury, zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://lib.convdocs.org/docs/index-98951.html (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

Rivkin E. Yu. Upravlenie razvitiem kraevedcheskoj deyatel’nosti obrazovatelnyh uchrezhdenij na

municipalnom urovne: dis____kand. ped. nauk. M., 2006.274 s. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:

https://search.rsl.ru/ru/record/01003012369 (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

Sanzheeva V. G. Vneurochnaya deyatelnost’ kak faktor sozdaniya blagopriyatnyh uslovij dlya obu-cheniya i razvitiya mladshego shkolnika // Science Time. 2016. № 6 (30). S. 293-297. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=26341390 (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

Simahina Zh. V. Organizaciya letnego ozdorovitel’nogo lagerya dnevnogo prebyvaniya «Solnyshko» na baze MOU Krasnopojmskaya srednyaya obshcheobrazovatelnaya shkola. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/04/22/dokladorganizatsiya-let-nego-proshkolnogo-lagerya-solnyshko (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

Tarasova O. A. Specifika vneurochnoj deyatel’nosti vramkah sekcionnoj raboty vobshcheobrazovatel’noj shkole // Vestnik nauchnogo obshchestva studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. 2017. № 1. S. 84-88. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ehbrary.ru/item.asp?id=29369017& (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

Udychak Yu. Yu. Sistema raboty s odarennymi det’mi v usloviyah nacionalnoj shkoly: dis. ... kand. ped. nauk. Majkop, 2005. 158 s. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/ content/sistema-raboty-s-odarennymi-detmi-v-usloviyakh-natsionalnoi-shkoly (data obrashcheniya:

28.06.2018) . [InRus].

Vojkin A. Yu. Voenno-patrioticheskoe vospitanie uchashchejsya molodezhi v malom gorode: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2007. 19 s. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: shttps:// search.rsl.ru/ru/search#q= (data obrashcheniya: 28.06.2018). [In Rus].

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.