УДК 791:3.5 ББК 84:1
Рассказов Филипп Дементьевич
доктор педагогических наук, профессор
Сургутский государственный университет г. Сургут Соловьева Екатерина Олеговна кандидат педагогических наук Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
г. Санкт-Петербург Rasskazov Filipp Dementievich doctor of pedagogical sciences professor Surgut State University Surgut
Soloviova Ekaterina Olegovna candidate of pedagogical sciences St. Petersburg branch of the Finance Academy under the Government of the Russian Federation Saint Petersburg [email protected] Работа педагогов по соблюдению условий эффективной внеурочной деятельности младших школьников Teachers work to ensure that the conditions of effective extracurricular activity
of younger schoolboys В статье уточняется понятие «внеурочную деятельность младших школьников», представлены модель и педагогические условия эффективной внеурочной деятельности младших школьников.
This article clarifies the notion of «extra curriculum activity activities of the pupils», presented model and pedagogical conditions of effective extracurricular activity of younger schoolboys.
Ключевые слова: внеурочную деятельность младших школьников, модель внеурочной деятельности, формы организации внеурочной деятельности, педагогические условия эффективной внеурочной деятельности младших школьников
Key words: extra curriculum activity activities of the pupils, model extracurricular activities, forms of organization of extracurricular activities, pedagogical conditions of effective extracurricular activity of younger schoolboys.
Рассматривая внеурочную деятельность как один из механизмов развития
способностей обучающихся, педагоги обязаны учитывать создание благоприятных условий организации образовательного процесса в режиме школы полного дня и функционирования Центра дополнительного образования детей. Именно так и требует Государственная программа Российской Федерации
«Развитие образования» на 2013-2020 годы, направленная на создание соответствующих условий обучения, развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, внедрение и совершенствование современных организационно-экономических механизмов управления образованием [3].
Организация внеурочной деятельности младших школьников - составная часть основной образовательной программы начального общего образования, которая призвана обеспечить развитие способностей обучающихся в разных сферах деятельности, формирование высокого уровня самосознания воспитанников, умения сделать правильный нравственный выбор, а также позволяет решить среди других проблему свободного времени в рамках системнодеятельностного подхода к организации культурно-творческой, интеллектуальной, оздоровительной деятельности, рациональной самоорганизации обучающихся начальной школы. Мы выделяем следующие условия для реализации внеурочной деятельности как механизма развития способностей обучающихся в образовательном пространстве прогимназии:
- возможность пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение полного дня (построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в прогимназии);
- единство учебного, развивающего, воспитательного процессов в рамках основной образовательной программы;
- создание здоровьесберегающей среды;
- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Результаты нашей опытно-экспериментальной работы позволяют зафиксировать появление следующих возможностей проделанной работы:
1. Предоставление младшим школьникам свободного выбора программ, объединений, отвечающих их внутренним потребностям; удовлетворения образовательных запросов, ощущения себя успешным, реализации и развития спо-
собностей; формирования активной позиции в решении жизненных и социальных проблем, ответственности за свой выбор.
2. Реализация во внеурочное время основных целевых образовательных программ различного уровня через вовлечение в проектную и творческо-поисковую деятельность большего числа обучающихся.
3. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности воспитанников совместно с общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, семьями учащихся, получение опыта самостоятельного социального действия, самоорганизации, сохранения здоровья.
Приведенные данные определили нашу цель организации эффективной внеурочной деятельности, способствующей самореализации личности учащегося, развитию его способностей. В настоящее время идёт процесс организации интеллектуальной, общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с социальными партнёрами, учреждениями культуры и спорта, семьями учащихся.
Чтобы внеурочная деятельность стала действительно механизмом развития способностей обучающихся, необходимо осуществление комплексной работы в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования, включающей программу духовно-нравственного воспитания, программу внеурочной деятельности с программами отдельных курсов во взаимодействии с блоком дополнительного образования.
Опираясь на особенности организации образовательного процесса в прогимназии, мы выбрали оптимальную (с точки зрения возможностей для самореализации личности ребёнка), на наш взгляд, модель внеурочной деятельности, характеризующуюся взаимодействием и взаимопроникновением трёх структурных блоков: блока урочной деятельности (1-я половина дня), блока внеурочной деятельности и блока дополнительного образования (2-я половина дня) (рис. 1).
Урочная деятельность
деятельность обраювание
Рис. 1. Модель внеурочной деятельности
Пояснение к Модели:
Зона интеграции 1 - НОУ «Росток».
Зона интеграции 2 - концерты, выставки, праздники, праздничные выступления.
Зона интеграции 3 - курсы по выбору, концерты, выставки, экскурсии, конкурсы рисунков, поделок, чтецов, фотографий; посещение музеев, выставок, театров.
Зона интеграции 4 - дни науки, праздники, фестивали художественной самодеятельности.
В рамках данной модели реализуется программа внеурочной деятельности, ставшая содержательным ориентиром при построении программ отдельных курсов. Формы деятельности определены в соответствии с её основными направлениями: общеинтеллектуальным, духовно-нравственным, общекультурным, спортивно-оздоровительным и социальным.
План внеурочной деятельности на 2013-2014 уч. г.
1-е классы
Направление внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности ККол-во часов в неделю
Спортивно- оздоровительное Проект « Растём здоровыми и сильными» *
Гимназический спортивный клуб «Олимпик»*
Духовно-нравственное Курс «Истоки» *** 1
Общеинтеллектуальное Кружок «Юный исследователь» *** 1
Общекультурное Кружок «Стань волшебником» *** 1
Проект «Филармонические уроки»**
Социальное Курс «Мир деятельности»*** 1
2-е классы
Направление внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Кол-во часов в неделю
Спортивно- оздоровительное Проект « Растём здоровыми и сильными» *
Гимназический спортивный клуб «Олимпик»*
Духовно-нравственное Курс «Истоки» *** 1
Общеинтеллектуальное Кружок «Робототехника»*
Кружок «Юный исследователь» * 1
Кружок «Инфознайка»*** 1
Курс «СИРС» (Система интенсивного развития способностей. Компьютерная программа)* 1
Кружок «Умники и умницы» *** 1
Общекультурное Проект «Филармонические уроки»**
Социальное Кружок «Мир деятельности»*** 1
Кружок «Полезные привычки» * 1
3-и классы
Направление внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Кол-во часов в неделю
Спортивно- оздоровительное Проект « Растём здоровыми и сильными» *
Гимназический спортивный клуб «Олимпик»*
Духовно-нравственное Курс «Истоки» *** 1
Общеинтеллектуальное Кружок «Робототехника»* 2
Кружок «Юный исследователь» *** 1
Кружок «Умники и умницы» * 1
Курс «СИРС» *** 1
Общекультурное проект «Филармонические уроки»**
Социальное Объединение отряд ЮИД* 1
Курс «Полезные привычки» * 1
Кружок «Мир деятельности»*** 1
В том числе (по источникам финансирования): *деятельность воспитателей ГПД, классных руководителей, специалистов служб сопровождения ОУ (в рамках должностных обязанностей)
**предоставляемая учреждениями ДКМПиС, другими учреждениями в рамках договора о сотрудничестве (бюджетное финансирование)
***факультативы, учебные практики, курсы по выбору (из часов учебного плана)
Формы организации внеурочной деятельности по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
- работа клуба «Олимпик» (многопрофильный спортивный сектор блока дополнительного образования: формирует команды по видам спорта, выбранным обучающимися, готовит участников в личном зачете к спортивным мероприятиям города, округа; участвует в организации и проведении спортивных мероприятий и праздников в прогимназии);
- организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, спортивных соревнований - учителя ФК и педагоги допобразования;
- весёлые старты, «Папа, мама, я - спортивная семья!», «Интересная скакалка»;
- беседы по охране здоровья;
- включение в уроки игровых моментов, физ. минуток;
- участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях (в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования);
- участие в акциях на уровне города «Дети Сургута за здоровый образ жизни», «Спартианские игры», «День Вороны» (воспитатели ГПД, учителя ФК, социальный педагог);
- реализация проекта «Растём здоровыми и сильными» (подпроекты: «Наш двор», «Дорога в прогимназию»; «Школа светофорных наук»; «Растения и человек»; «Домашние питомцы»; «Чистые руки», «Ох, уж эти зубки»; «Здоровое питание» и др.);
- реализация программ дополнительного образования в области здоровь-есбережения и здоровьесохранения, спортивной направленности (педагоги до-побразования).
2. Общекультурное:
- работа кружка «Стань волшебником» (развитие учащихся средствами художественного творчества);
- реализация проекта «Филармонические концерты»;
- организация экскурсий, выставок детских рисунков, творческих работ обучающихся (в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования);
- проведение классных часов «Уроки красоты» (об эстетических ценностях, идеалах красоты, добра, этических нормах);
- традиционные гимназические праздники;
- участие в конкурсах (конкурсы чтецов, строя и песни), концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне прогимназии, города;
- реализация программ дополнительного образования эстетического направления.
3. Общеинтеллектуальное:
проект «Книга на уроке» (Подготовка и проведение серии уроков по разным предметам на материале одной выбранной книги. Проект ориентирован: на активное использование межпредметной интеграции в привлечении детей к вдумчивому чтению лучших образцов детской литературы; на развитие творчества и познавательной активности школьников через чтение произведений художественной литературы);
- работа кружков «Умники и умницы», «Юный исследователь», «Робототехника», «Инфознайка»;
- работа НОУ «Росток»;
- конференция обучающихся прогимназии «Я - исследователь»;
- участие в предметных декадах в рамках гимназического интеллектуального марафона;
- библиотечные уроки;
- конкурсы, экскурсии, олимпиады, интеллектуальные игры;
- введение курса «СИРС» во 2-4 классах - 2013-2014уч.г. [4].
4. Духовно-нравственное:
- реализация курса «Социокультурные истоки»;
- встречи с ветеранами войн и труда, «Уроки мужества»;
- тематические классные часы («Традиции моей семьи»);
- проекты «Моя родословная», «История семьи в истории моей страны»; родительские собрания «Интересы и увлечения детей»;
- участие в акции «Подарок ветерану».
5. Социальное:
- реализация курса «Мир деятельности»;
- беседы (о правилах дорожного движения, соблюдении этических норм;
- экологические акции, игры (в формате «Поля чудес» - «Птицы нашего края»)акции «И цветы, и деревцо - это города лицо», «От доброго сердца -доброму сердцу»; участие в городских акциях и фестивалях «Растём вместе»; «Белая ромашка», «Спартианские игры»;
- объединение ЮИД;
- гимназические конкурсы («Супершкольница», «А, ну-ка, рыцари!», «Лучший ученик прогимназии»);
- участие в самоуправлении (на уровне класса, прогимназии);
- коллективные творческие дела.
Реализация плана внеурочной деятельности и дополнительного образования подтвердило зависимость ее эффективности от уровня управленческой деятельности, под которой мы понимаем анализ, планирование, организация деятельности, контроль и коррекция по направлениям: работа с кадрами; учащимися; родителями, социальными партнёрами; мониторинг эффективности инновационных процессов.
Для обработки информации о результативности модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования проводятся мониторинговые исследования, диагностика обучающихся, педагогов, и родителей по критериям: рост социальной активности обучающихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности; уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности).
В качестве объектов мониторинга исследуются: оценка востребованности форм и мероприятий внеурочной работы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; включённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность; результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
Как диагностический инструментарий используется входное, промежуточное и итоговое тестирование обучающихся на выявление направленности интересов и склонностей, способностей младших школьников, а также анкетирование с целью выявления образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей); портфолио обучающихся и педагогов.
В качестве критериев оценки результатов мы выбрали комплексное оценивание результатов образования: специальных, метапредметных и личност-Вестник ЧГПУ 12.2'2013 114
ных; применение планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности как содержательной и критериальной базы оценки; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Библиографический список
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010.
- 143 с.
2. Косенок, С. М. Современные образовательные технологии: учебнометодическое пособие / С. М. Косенок, Ф. Д. Рассказов. - Сургут: Изд-во Сургутский гос. ун-т, 2012. - 75 с.
3. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/
4. Система интенсивного развития способностей. Часть II: методическое пособие / А. Н. Буров и др. [под ред. чл.-корр. РАО И. М. Бобко]. - Новосибирск : СИОТ РАО, 1997. - 197 с.
5. Система интенсивного развития способностей. Часть III: методическое пособие / А. Н. Буров и др. [под ред. чл.-корр. РАО И. М. Бобко]. - Новосибирск : СИОТ РАО, 1997. - 231 с.
Bibliography
3. Grigoriev, D. V. Century after-hour activity of schoolchildren. Methodical designer / D. V. Grigoriev, P. V. Stepanov. - M : Education, 2010. - 143 p.
4. Kosenok, S. M. Modern educational technologies: textbook /
S. M. Kosenok, F. D. Russkazov. - Surgut: Publishing house of the Surgut state University, 2012. - 75 p.
5. On Russia's development strategy until 2020. Speech of V.V. Putin at the enlarged meeting of the State Council [Electronic resource]. - Mode of access: http://archive.kremlin.ru/text/
6. Intense development of abilities. Part II: methodological manual / A. N. Burov and other [edited by corresponding member of the Russian Corr. RAO I. M. Bobko]. - Novosibirsk : SIOT RAO, 1997. - 197 p.
7. Intense development of abilities. Part III: methodological manual / A. N. Burov and other [edited by corresponding member of the Russian Corr. RAO I. M. Bobko]. - Novosibirsk : SIOT RAO, 1997. - 231 p.