Научная статья на тему 'К вопросу о развитии ключевых компетенций учащихся во внеурочной деятельности'

К вопросу о развитии ключевых компетенций учащихся во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / KEY COMPETENCES / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESULTS OF EXTRACURRICULAR WORK / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / UPBRINGING EFFECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Д.М., Саиева З.Х.

Статья посвящена проблеме формирования ключевых компетенций учащихся во внеурочной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы позволил авторам выделить группы ключевых компетенций и основные направления внеурочной деятельности в школе с целью их развития. Описывается опыт организации внеурочной деятельности для разностороннего и творческого развития учащихся. Определены уровни достижения воспитательных результатов внеурочной деятельности. Авторы делают выводы чтобы внеурочная деятельность учащихся имела успех, следует учитывать, что стало итогом участия школьника в деятельности (результат); последствия результата, то, к чему привело достижение результата (эффект). Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся можно определять по трём уровням: первый уровень приобретение школьником социальных знаний; второй уровень это формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом; третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING KEY COMPETENCES OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR WORK

The article studies a problem of core competencies of pupils in out-of-classrooom work. The authors have analyzed research works on psychology and pedagogy and have highlighted groups of key competences and the main directions for school activities with a special regard to how develop them. The work describes the experience of overtime work for versatile and creative development of pupils. The levels of achievement of the educational results of overtime work. The authors conclude that to make activities of students outside the school successful, it is important to know what made pupils to participate in extracurricular work (result) and what led to get the achievements (effect). Educational outcomes for students can be defined at three levels: first level is the acquisition of schoolchildren’s social knowledge; the second level is the formation of positive attitude of children to the basic values of the society and value relationships to the social reality as a whole.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии ключевых компетенций учащихся во внеурочной деятельности»

воспитания чувства ответственности за свои поступки, уважительного отношения к закону, развития познавательных способностей обучающихся, формирования духовно-нравственных ценностей, в школах республики созданы патриотические отряды «Юный кадыровец».

Развитие личности в этом контексте не является только сферой интересов личности - в нём взаимодействуют интересы личности, семьи, общества, государства. В этой связи основным вопросом образования становится вопрос о том, как научить ра-

Библиографический список

стущего человека жить, сочетая интересы собственной жизни, семьи, общества, государства.

Таким образом, можно заключить, что гуманизация школьной жизни в ЧР связана с позитивным влиянием социокультурной среды, в которой живет и учится ребёнок и представляет собой обновляющуюся, совершенствующуюся систему, в основе которой наиболее значимые в целом идеи, отражающие стремление учащихся и педагогов к более одухотворенной и свободной духовной жизни.

1. Абдуразакова Д.М. Социокультурные условия развития толерантного сознания современной молодежи: проблемы и приоритетные направления. Сибирский педагогический журнал. 2011; 8.

2. Антология гуманной педагогики. Available at: http://www.fw.ru/Lib/Text/V1/414%20(%E2).html

3. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Киев, 1979; Т. 2.

4. Амонашвили Ш.А Размышления о гуманной педагогике. 1996.

5. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Гуманистические стратегии преодоления кризиса. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Available at: http://hpsy.ru/public/x928.htm

References

1. Abdurazakova D.M. Sociokul'turnye usloviya razvitiya tolerantnogo soznaniya sovremennoj molodezhi: problemy i prioritetnye napravleniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2011; 8.

2. Antologiya gumannojpedagogiki. Available at: http://www.fw.ru/Lib/Text/V1/414%20(%E2).html

3. Suhomlinskij V.A. Izbrannye proizvedeniya. Kiev, 1979; T. 2.

4. Amonashvili Sh.A Razmyshleniya o gumannojpedagogike. 1996.

5. Kul'nevich S.V., Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskie strategii preodoleniya krizisa. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya. Available at: http://hpsy.ru/public/x928.htm

Статья поступила в редакцию 21.10.16

УДК 378

Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: timop2012@mail.ru

Saieva Z.H., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

DEVELOPING KEY COMPETENCES OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR WORK. The article studies a problem of core competencies of pupils in out-of-classrooom work. The authors have analyzed research works on psychology and pedagogy and have highlighted groups of key competences and the main directions for school activities with a special regard to how develop them. The work describes the experience of overtime work for versatile and creative development of pupils. The levels of achievement of the educational results of overtime work. The authors conclude that to make activities of students outside the school successful, it is important to know what made pupils to participate in extracurricular work (result) and what led to get the achievements (effect). Educational outcomes for students can be defined at three levels: first level is the acquisition of schoolchildren's social knowledge; the second level is the formation of positive attitude of children to the basic values of the society and value relationships to the social reality as a whole.

Key words: competence-based approach, key competences, extracurricular activities, results of extracurricular work, upbringing effect.

Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,

г. Грозный, E-mail: timop2012@mail.ru

З.Х. Саиева, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: timop2012@mail.ru

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена проблеме формирования ключевых компетенций учащихся во внеурочной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы позволил авторам выделить группы ключевых компетенций и основные направления внеурочной деятельности в школе с целью их развития. Описывается опыт организации внеурочной деятельности для разностороннего и творческого развития учащихся. Определены уровни достижения воспитательных результатов внеурочной деятельности. Авторы делают выводы - чтобы внеурочная деятельность учащихся имела успех, следует учитывать, что стало итогом участия школьника в деятельности (результат); последствия результата, то, к чему привело достижение результата (эффект). Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся можно определять по трём уровням: первый уровень - приобретение школьником социальных знаний; второй уровень - это формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом; третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, внеурочная деятельность, результаты внеурочной деятельности, воспитательный эффект.

Компетентностный подход в образовании охватывает, наряду со знаниями и навыками, такие категории, как способности, готовность к познанию, социальные навыки. Он позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различных видов компетенций. Сущность компетентностного подхода такова, что содержание образования должно быть насыщенным практико-ориентированными ситуациями.

Ключевые компетенции определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности; способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации.

Исследователи выделили следующие группы ключевых компетенций: коммуникативная, включающая как собственно коммуникативную, так и готовность к социальному взаимодействию;

информационная, включающая готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов; компетентность решения проблем, включающая готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС, понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения. Внеурочная деятельность нами рассматривается, как особый вид деятельности, где происходит согласование возможностей и готовности образовательной организации, а именно всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся и их родителей, социальных партнеров) к продуктивному взаимодействию в создании особых условий, развивающих многогранную личность, принимающую и разделяющую социально-значимые ценности того общества, в котором живет [1].

В «Педагогическом словаре» внеурочную работу рассматривают как составную часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся [2].

Как отмечают исследователи (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов), понятие «внеурочная деятельность» объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся» [3]. Внеурочная деятельность учащихся осуществляется в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно - оздоровительное, духовно -нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества. Она способствует проявлению активности школьников, обеспечивает благоприятные условия для их адаптации в обществе.

С целью создания условий для разностороннего и творческого развития личности каждого ученика дополнительное образование в МГБОУ «Президентский лицей» реализовывается через работу 30 детских объединений. В системе дополнительного образования было задействовано около 800 чел., в том числе и во внеурочной деятельности, что составляет 75% от общего числа обучающихся. Осуществление внеурочной работы по пяти направлениям позволяет определить основную её цель - воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально-развитой, культурной личности учащихся. С учетом возможностей педагогического коллектива, пожеланий обучающихся и их родителей, администрация лицея организовала работу дополнительного образования по следующим направлениям:

- художественно-эстетическое (Детский ансамбль танца «Кавказ», кружок «Рукодельница», кружок «Юный художник», «Хор», «Фортепиано»);

- интеллектуально-познавательное (кружок «Уроки словесности», кружок «Занимательный английский», кружок «Книга -лучший друг», кружок «Маленькая Англия», кружок «Английский для начинающих»);

- историко-краеведческое (Кружок «Колесо истории», кружок «Музейное дело»);

- физкультурно-спортивное (секция по армейскому рукопашному бою, секция «Боевое самбо», дзюдо для девочек, дзюдо для мальчиков, секция по футболу, секция по настольному теннису);

- естественно - научное (курс «Физика вокруг нас», кружок «Юный физик», УИР, кружок «Занимательная математика», кружок «Мир информационных технологий», кружок по информатике);

- социально-педагогическое (Кружок «Юный натуралист).

Из всех направлений системы дополнительного образования наиболее широко представлено художественно-эстетическое (250 чел.) Самым популярным среди детей остается и физ-культурно-спортивное направление.

Библиографический список

Особое место в системе ДО отводится предметным кружкам, программы которых позволяют расширить предметные знания. Результатом работы кружков являются победы в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Творческая деятельность школьников также нашла отражение в общешкольных проектах, одним из которых является проект «Шоу-группа Президентский лицей», участники которого приняли участие в международном фестивале-конкурсе «Открытая Европа - Открытая Планета». Опыт работы школы полного дня свидетельствует, что только личност-но-ориентированное обучение, основным субъектом которого является ученик, и здоровьесберегающая среда школы позволяет школьнику знать, понимать и действовать в общественной жизни школы и за ее пределами; принимать ее результаты как личност-но значимые [4; 5].

Исследования показали, что основная трудность здесь состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, цели воспитания должны быть четкими, реалистичными и содержательно раскрываемы, а их достижение - диагностируемо. С другой стороны, постановка целей воспитания и процесс диагностирования их достижения должны отражать уважительное отношение к личности воспитанника.

Но в то же время, учёные, учителя - практики считают, что ряд целевых ориентиров и сформулированных в стандартах личностных результатов, в силу сложности, многозначности и, как следствие неопределенности их содержания, не имеют точных инструментов измерения и четких критериев оценивания. Действительно, как измерить и доказать, что у школьника определенного возраста благодаря влиянию школы сформировались: патриотизм, толерантность, нравственность, уважение к историческому прошлому; как определить, что он чувствует гордость за свой край, Родину?

Для того чтобы внеурочная деятельность учащихся имела успех, следует учитывать, что стало итогом участия школьника в деятельности (результат); последствия результата, то, к чему привело достижение результата (эффект). Д.В. Григорьев, П.П. Степанов предлагают определить воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся по трём уровням [3]:

- первый уровень - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе); первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов важное значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами (основное и дополнительное образование) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта;

- второй уровень - это формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения этого уровня результатов важно равномерное взаимодействие школьников с другими субъектами образовательного процесса;

- третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы в открытой общественной среде. В процессе воспитания взаимодействуют несколько социокультурных сред: общество с опорой на национальные представления о ценностях и задачах воспитания создает историко-культурный фон, особую атмосферу, в которой человек формируется как личность, обретая и личностную, и культурную, и национальную идентификацию; государство; семья; СМИ; учебные заведения; общественные организации. Достижение указанных уровней результатов внеурочной деятельности дает нам возможность утверждать о достижении эффектов воспитания и социализации детей, в частности, о формировании ключевых компетенций.

1. Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03 - 296.

2. Наумчик В.Н., Ступакевич О.В. Педагогический словарь. Минск, 2006.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Организация внеурочной деятельности школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Москва, 2010.

4. Абдуразакова Д.М. Развитие толерантности сознания: культурно-педагогический аспект. Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2008; 5 (26): 69 - 73.

5. Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски. Воспитание школьников. 2014; 4 - 5.

References

1. Ob organizacii vneurochnoj deyatel'nosti pri vvedenii FGOS obschego obrazovaniya. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 maya 2011 g. № 03 - 296.

2. Naumchik V.N., Stupakevich O.V. Pedagogicheskijslovar'. Minsk, 2006.

3. Grigor'ev D.V., Stepanov P.V. Organizaciya vneurochnoj deyatel'nosti Shkolnikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlya uchitelya. Moskva, 2010.

4. Abdurazakova D.M. Razvitie tolerantnosti soznaniya: kul'turno-pedagogicheskij aspekt. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstva. 2008; 5 (26): 69 - 73.

5. Novye obrazovatel'nye standarty i vospitatel'noe vliyanie shkoly: celi, vozmozhnosti, riski. Vospitanie shkol'nikov. 2014; 4 - 5.

Статья поступила в редакцию 21.10.16

УДК 378

Aynalieva A.R., senior teacher, Astrakhan State Technical University (Astrakhan, Russia), E-mail: ailida@rambler.ru

THE PLACE OF FOREIGN STUDENTS IN THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM. The article analyzes data on educational services export in the Russian Federation. The material presented in the paper leads to a conclusion that national economy income got from training foreign citizens has increased greatly in last 10 years. Most of foreign consumers of the Russian educational services are citizens of the CIS countries. The number of foreign students in the educational organizations of higher education in the Russian Federation from 2010/11 up to the beginning of 2015/16 academic years has doubled. Building up the number of foreign students has turned into the end itself, it became the appeal indicator of an education system, but the prestige of higher education institution doesn't directly depend on the number of trained foreign students. It is necessary to increase the quality of education of foreign students, to create a favorable educational environment for them. Educational programs quality, professional prospects of students, existence and durability of international relations with employers and scientific organizations are new criteria for determining the rate of a higher education institution.

Key words: foreign student, export, education, culture, tolerance, adaptation.

А.Р. Айналиева, ст. преп., Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань,

E-mail: ailida@rambler.ru

ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проведён анализ данных по экспорту образовательных услуг в Российской Федерации. Представленный материал позволяет сделать вывод, что доходы от обучения иностранных граждан, поступающие в экономику страны, за последние 10 лет увеличились в несколько раз. Большинство иностранных потребителей российских образовательных услуг являются гражданами стран СНГ. Количество иностранных студентов в образовательных организациях высшего образования Российской федерации с 2010/11 года на начало 2015/16 учебного года увеличилось почти вдвое. Наращивание числа иностранных студентов превратилось в самоцель, индикатор привлекательности системы образования, но престижность вуза не зависит напрямую от количества обучаемых иностранных студентов. Качество образовательных программ, профессиональные перспективы студентов, наличие и прочность международных связей с работодателями и научными организациями - новые критерии при определении рейтинга вуза.

Ключевые слова: иностранный студент, экспорт, образование, культура, толерантность, адаптация.

Политическое и экономическое положение нашей страны сегодня нестабильно, но кризисные явления порождают как новые трудности, так и новые возможности. Россия укрепляет и развивает отношения со странами Азии, одновременно надеется восстановить отношения с Европейским Союзом [1]. Несмотря на то, что существует мнение, что внешняя политика России основана только на методе жесткой военной силы, ещё с середины 2012 года в российских официальных кругах появился термин потенциального направления внешней политики - «мягкая сила». Этот термин был впервые введён в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия американским политологом Дж. Ная, который определяется как «способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек» [2]. Позже Ная добавил такие компоненты «мягкой силы», как язык, культура и идеология страны, которые играют ключевую роль в международных отношениях, напрямую или косвенно влияя на мировую политику и деловые связи. В свете последних событий на международной арене использование «мягкой силы» как способа позиционирования России становится актуальным. А.В. Торкунов относит распространение национальных культурных ценностей, продвижение русского языка и экспорт образования не к составляющим компонентам «мягкой силы», а к её действующим инструментам [3]. Все три инструмента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Если рассматривать экспорт образования, как один из действующих инструментов внешней политики Российской Федерации, то необходимо понять, из каких компонентов складывается экспорт и как использовать этот инструмент в своих целях. Согласно «Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации», разработанной и реализуемой в 2011 - 2020 гг., вводятся понятия «торговля услугой», «поставка услуги». Они представлены на рынке в разных формах, таких как привлечение

иностранных граждан на учёбу в российские учебные заведения, развитие международных обменов и образовательных связей, дистанционное обучение, создание филиалов за рубежом, а также развитие гуманитарного сотрудничества [4].

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы задача интернационализации российского высшего образования и расширения экспорта российских образовательных услуг является одной из приоритетных. По итогам реализации программы не менее пяти российских университетов должны войти в мировой рейтинг ста ведущих университетов, они включены в проект «5 - 100». Доля иностранных студентов, которые обучаются в российских вузах, должна увеличиться с 2,3% в 2011 году до 10% в 2020 году. С этой целью необходимо предпринять комплекс мероприятий, направленных на увеличение численности иностранных граждан, обучающихся в вузах Российской Федерации [5].

В сфере подготовки национальных кадров для зарубежных государств, прежде всего, для стран Балтии и государств -участников СНГ, основной целью, которую ставит перед собой РФ, является реализация социально-экономических и геополитических интересов России через образовательные программы элиты зарубежных стран [6]. Несколько лет проживания и обучения в определённой стране, общение на её языке позволяют воспринимать социокультурные ценности этой страны как свои собственные. Получив диплом, многие студенты остаются в стране обучения, что положительно влияет на демографическую ситуацию в стране.

Рынок образовательных услуг является для многих стран значительной составной частью ВВП. В общем объеме доходов мирового рынка образовательных услуг на нашу страну приходится всего около 1% - это чуть больше 1 млрд. долларов США в денежном эквиваленте, тогда как доля США составляет око-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.