Всё это говорит о необходимости развивать у курсантов субъектность, жизнестойкость, навыки самопознания, основанные на профессионально значимых ценностях свойственных профессии военного. Данные векторы развития способны
Библиографический список
привести курсанта к интеграции личности через механизмы рефлексии, к развитию системы отношений и актуализации личностного роста. В этом заключается главная задача нашего исследования.
1. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. Высшее образование сегодня. 2004; 8. 26 - 31.
2. White R. Motivation reconsidered: the concept of competence. Psychological Review. 1959; 66.
3. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. Москва, 1994.
4. Фромм Э. Психоанализ и этика. Москва: Республика, 1993.
5. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности. Диссертация ... доктора психологических наук. Новосибирск, 2007.
6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
8. Караваева Е.В. Практика модернизации образования. Высшее образование в России. 2014; 8-9: 5 - 15.
Referencеs
1. Shadrikov V.D. Novaya model' specialista: innovacionnaya podgotovka i kompetentnostnyj podhod. Vysshee obrazovanie segodnya. 2004; 8. 26 - 31.
2. White R. Motivation reconsidered: the concept of competence. Psychological Review. 1959; 66.
3. L'endret G. Igrovaya terapiya: iskusstvo otnoshenij. Moskva, 1994.
4. Fromm 'E. Psihoanaliz i 'etika. Moskva: Respublika, 1993.
5. Bol'shunova N.Ya. Usloviya isredstva razvitiya sub'ektnosti. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2007.
6. Zeer 'E.F., Pavlova A.M., Symanyuk 'E.'E. Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyj podhod: uchebnoe posobie. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2005.
7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnostikak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda vobrazovanii. Avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
8. Karavaeva E.V. Praktika modernizacii obrazovaniya. Vysshee obrazovanie vRossii. 2014; 8-9: 5 - 15.
Статья поступила в редакцию 11.11.15
УДК 371
Abdurazakova M. D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan
State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Saieva Z.H., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
CLUB ASSOCIATIONS AS A FORM OF ORGANIZATION NEURONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN SCHOOL. In the work the authors consider a problem of the organization of extracurricular activities of pupils in school. It is emphasized that the most effective form for organization of activity of pupils of different ages is work of clubs after school lessons. The contents, structure and role of club activity in the educational system of the school are studied. The article shows that the contents, structure, place and role of club activity in the educational system of the school have their own individual features. The total is the fact that the scope of the club on a material of regional studies, art, sports and other activities provides kids all conceivable types and forms of contacts with adults, informal communication with peers and children of other ages and the special atmosphere of freedom, which is most favorable for the existence, growth and development of individual talents, inclinations, interests and needs.
Key words: extracurricular activities, objective, education, club, club activities.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.Х. Саиева, аспирант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
В статье авторы рассматривают проблему организации внеурочной деятельности учащихся в школе. При этом подчёркивается, что наиболее эффективной формой для организации деятельности школьников разных возрастов во внеурочное время являются клубные объединения. Раскрывается содержание, структура и роль клубной деятельности в воспитательной системе школы. В статье показано, что содержание, структура, место и роль клубной деятельности в воспитательной системе школы имеет свои индивидуальные черты. Общим же представляется то, что сфера клуба на материале краеведческой, художественной, спортивной и другой деятельности обеспечивает детскому творческому коллективу различные виды и формы контактов со взрослыми, неформальное общение со сверстниками и ребятами других возрастов.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, цель, воспитание, клуб, клубная деятельность.
В Концепции модернизации образования подчёркивается особая роль внеурочной деятельности, как фактора развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
В современных условиях в школе воспитываются, обучаются учащиеся с новым миропониманием. Обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений в общеобразовательной школе проблематично. Поэтому для приобщения школьников к нормам и правилам общественной жизни используется потенциал внеурочной, внешкольной деятельности, в системе дополнительного образования, который осуществляется через
предметные кружки, факультативы, различные мероприятия (экскурсии, олимпиады, конкурсы, проекты, акции и др.), через освоение той среды, в которой они живут. В ФгОс общего образования отмечается, что внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности, что позволяет определить её главную цель: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально-активной, интеллектуально развитой культурной личности учащегося.
Исследователи отмечают: «Проблема целеполагания, одна из ключевых в теории и практике воспитания, весьма сложна и деликатна. Основная трудность здесь состоит в необходимости
соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, цели воспитания должны быть чётки, реалистичны и содержательно раскрываемы, а их достижение - диагностируемо. С другой стороны, постановка целей воспитания и процесс диагностирования их достижения должны отражать уважительное отношение к личности воспитанника» [1, с. 23].
Цель воспитания - это идеально представленный результат воспитательной деятельности, то, что хочет получить воспитатель в итоге приложенных усилий.
В современных условиях цель и результат воспитания определены как воспитанность, которая является оценочной категорией, её содержание варьируется в пространстве культуры и историческом времени. Можно сказать, что на практике - это ожидаемые результаты изменений, которые происходят в человеке в итоге целенаправленного влияния педагога.
Как отмечает Е.В. Бондаревская, воспитанность - это характеристика зрелости человека, т. е. такого уровня его личностного развития, которому свойственна способность к осознанному выбору и принятию жизненно важных решений, ответственность за свои поступки, самостоятельность и способность к нравственной саморегуляции. Зрелость проявляется в трех фундаментальных блоках воспитанности: духовно-нравственная, социально-гражданская, индивидуально-личностная [2].
Цель воспитания может определяться и как усовершенствование человека в соотнесении с идеалом [3].
Целеполагание, как исходный момент воспитательной деятельности и начальный этап воспитательного процесса включает: анализ (исследование) воспитательной ситуации; диагностику актуальности уровня воспитанности; прогнозирование желаемого результата; планирование деятельности по достижению цели. В данном контексте при определении целей внеурочной деятельности важно учитывать личные интересы, способности учеников. В основу учебно-воспитательного процесса положить личностную деятельность учащегося в школе, вне её; в системе клубной деятельности.
Большими воспитательными возможностями в школе обладает клубная деятельность, как деятельность по интересам. Клубная деятельность синтетична, она включает в себя познание, труд, общение, спорт, игру. Конкретное содержание, структура, место и роль клубной деятельности в воспитательной системе лицея или определенной школы имеет свои индивидуальные черты. Общим же представляется то, что сфера клуба на материале краеведческой, художественной, спортивной и другой деятельности обеспечивает детскому творческому коллективу все мыслимые виды и формы контактов со взрослыми, неформальное общение со сверстниками и ребятами других возрастов и ту особую атмосферу раскованности, которая наиболее благоприятна для проявления, роста и развития индивидуальных способностей, наклонностей, интересов и потребностей [4].
Клубная деятельность имеет самостоятельную ценность в плане представления реальных и достаточных возможностей для разностороннего развития творческих и интеллектуальных способностей детей, становления их гражданского самосознания, активизирует их познавательную деятельность [5].
Например, целью внеурочной деятельности в клубе «Поиск» в Президентском лицее г. Грозного педагоги определили, как воспитание патриотизма, гражданственности у учащегося, спо-
Библиографический список
собного интегрироваться в российскую и мировую культуру, не теряя национальной самобытности. Для реализации этой цели разработали Программу воспитания патриотизма и гражданственности, где определено и описано содержание деятельности и условия по достижению поставленной цели в рамках образовательного учреждения. В Программе определены формы, порядок и сроки выполнения деятельности, нормы и условия включения в нее возможных участников. Обязательной составляющей Программы является пояснительная записка; структура программы представлена различными разделами, последовательно раскрывающие цели, задачи, принципы, компоненты содержания, результаты, условия и способы реализации, критерии успешности деятельности учащихся, родителей, педагогов.
В Программе работы клуба мы определили следующие целевые установки:
- развитие интересов и познавательной активности школьников, целеустремленности, способности к постановке важных целей и их достижению;
- исследование и проектирование социально - культурной предметно - насыщенной среды личности - гражданского становления учащихся для проявления их разносторонних интересов;
- включение учащихся в творческую деятельность, исследовательский поиск.
Программа воспитания патриотизма и гражданственности у членов клуба «Поиск» Президентского лицея построена на принципах межпредметных связей истории, краеведения и обществознания. Её реализация осуществляется в различных формах работы: творческая деятельность, туристско-краеведче-ские и поисковые мероприятия. Члены клуба «Поиск» собирают материал, изучая научную литературу, работая с историческими документами. Они осуществляют практическую помощь учителям в проведении тематических уроков, конкурсов, олимпиад. Деятельность членов клуба, носящая творческий характер, оптимизирует отношения педагогов и школьников, создает благоприятные условия для их взаимодействия. Разновозрастная детская среда клуба «Поиск» является тем многоплановым и многофакторным микросоциумом, который включает учащихся в реальные условия для проявления его субъективности. Опыт работы клуба показывает, что он активно способствует гражданскому и патриотическому воспитанию детей, формирует чувство ответственности за свою позицию, свою роль в жизнедеятельности коллектива.
Для оценки результатов деятельности и соответственно качества воспитания членов клуба «Поиск» мы использовали критерий воспитанности (критерий ключевых компетенций), критерий личностного развития, понимаемый как разные уровни качеств человека. Основным критерием результативности для учащихся в клубе «Поиск» выступает уровень патриотизма, как одна из важнейших характеристик личности, проявляющаяся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Результативность измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга в разнообразных формах проявления, умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом в процветание Отечества.
1. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. Под редакцией Л.И. Виноградовой. Москва, 2006.
2. Бондаревская Е.В. Качество воспитания - качество человека. Известия кафедры педагогики Педагогического института ЮФУ. Ростов-на-Дону, 2008.
3. Абдуразакова Д.М., Саиева Л.Х., Шахбанова П.Г. Проектная деятельность как средство формирования правовой компетентности учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 76 - 78.
4. Полукаров В.В. Клубная деятельность в воспитательной системе школы: сборник научных трудов. Под редакцией Л.И. Новиковой. Москва, 1992.
5. Абдуразакова Д.М., Бускаева Л.М. Возможности интерактивных методов в активизации познавательной деятельности учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 101 - 103.
Referencеs
1. Grigor'ev D.V., Kuleshova I.V., Stepanov P.V. Vospitatel'naya sistema shkoly: ot A do Ya. Pod redakciej L.I. Vinogradovoj. Moskva, 2006.
2. Bondarevskaya E.V. Kachestvo vospitaniya - kachestvo cheloveka. Izvestiya kafedrypedagogikiPedagogicheskogo instituta YuFU. Rostov-na-Donu, 2008.
3. Abdurazakova D.M., Saieva L.H., Shahbanova P.G. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya pravovoj kompetentnosti uchaschihsya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 76 - 78.
4. Polukarov V.V. Klubnaya deyatel'nost' v vospitatel'nojsisteme shkoly: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej L.I. Novikovoj. Moskva, 1992.
5. Abdurazakova D.M., Buskaeva L.M. Vozmozhnosti interaktivnyh metodov v aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 101 - 103.
Статья поступила в редакцию 08.11.05
УДК 371 (796.01)
Samsonova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Physical Education and Sport Baltic Federal University n.a. I. Kanta (Kaliningrad, Russia), E-mail: [email protected] Shvedova D.S., postgraduate, Department of General and Professional Pedagogy, Sochi State University; Deputy Director, MBU DOD SDYUSSHOR No.7 (Sochi, Russia), E-mail: [email protected]
MANAGING CONFLICTS AS AN ASPECT OF QUALITY OF EDUCATION IN CHILDREN'S SPORTS SCHOOLS. The article deals with conflict management as an aspect of quality of education in junior sports school. The authors define the contents of the concept of "conflict management", lists the participants in an educational process, between which conflicts may occur: fans, athletes, coaches, sport organizations and parents. The necessity of proper management of conflicts in youth sports school, which not only reduces the risk of adverse effects, but also enhances the effectiveness of their activities. In the practical part of the article the authors present the results of their research. The subject of the study was the actual availability of disputes (conflicts) between the participants in the educational process. Data on a projective technique "Do you conflict, or you don't?" and the interpretation of the research results are given. The present results lead to the conclusion that in the educational process there were certain rules, standards of conflict management. The paper gives the basic directions of conflict resolution in junior sports schools.
Key words: conflicts in youth sports schools, conflict management in sports organizations, governance, quality of education in youth sports schools.
Н.В. Самсонова, д-р пед. наук, проф. каф. теории и методики физической культуры и спорта Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград, E-mail: [email protected] Д.С. Шведова, аспирант каф. общей и профессиональной педагогики, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», зам. дир. по УЧ МБУДО СДЮСШОР № 7, г. Сочи, E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ КАК АСПЕКТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается управление конфликтами как аспект качества образования в детско-юношеской спортивной школе. Раскрыто содержание понятия «управление конфликтами», перечислены участники образовательного процесса, между которыми возникают конфликты: болельщики, спортсмены, тренеры, спортивные организации, родители. Обоснована необходимость правильного управления конфликтами в детско-юношеской спортивной школе, которое не только снижает вероятность возникновения негативных эффектов, но и способствует повышению эффективности их деятельности. В практической части статьи представлены результаты исследования. Предметом исследования являлось фактическое наличие споров (конфликтов) между участниками образовательного процесса. Приведены данные проективной методики «Конфликтуете Вы или нет?» и дана интерпретация результатов исследования. Представленные результаты позволили сделать вывод, что в образовательном процессе сложились определенные нормы, стандарты управления конфликтами. В заключении изложены основные направления урегулирования конфликтов в детско-юношеской спортивной школе.
Ключевые слова: конфликты в детско-юношеских спортивных школах, особенности управления конфликтами в спортивных организациях, управление, качество образования в детско-юношеских спортивных школах.
Сегодня спорт является важным социальным фактором в деле воспитания самостоятельной, гармонично-развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям общества. Спортивная деятельность имеет важное значение, так как обеспечивает развитие физических, интеллектуальных способностей и нравственных качеств у ребёнка, формирует навыки спортивного стиля жизни, совершенствует культуру двигательной и спортивной активности, повышает физическую работоспособность, психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности. Спорт относится к числу важных явлений современной культуры. В «Манифесте о спорте», подготовленном СИЕПС в сотрудничестве с ЮНЕСКО, отмечается, что «спорт всё более прочно утверждается как существенный элемент культуры, который воздействует на сферу этики, на образ жизни, на моральное поведение», «вносит новый вклад в самопознание человека» и т. д. [1].
Возрождается престижность и традиции физического совершенствования не только среди молодёжи, но и среди других возрастных групп. При классическом образовании по физической культуре и спорту показатели качества образования в первую очередь связаны были не только с качеством подготовки тре-нерско-преподавательского состава, состоянием материально-технической базы спортивного сооружения, количеством подготовленных олимпийских чемпионов за определенный период времени, но и с уровнем удовлетворённости участников образовательного процесса.
Модернизация системы физической культуры и спорта в стране, включённость Российской Федерации в глобальные международные спортивные мероприятия (Универсиада, Зимняя Олимпиада, чемпионаты мира по боевым искусствам и др.)., увеличение эфирного времени на пропаганду спортивных достижений и социальную рекламу здорового образа жизни способствовали формированию позитивного отношения у взрослых к занятиям детей и подростков в детско-юношеских спортивных школах разной направленности. В данных учреждениях сложил-
ся образовательный процесс, характеризующийся часто возникающими конфликтами между участниками этого процесса.
Конфликты в образовательном процессе являются острым способом разрешения противоречий в процессе социального взаимодействия, заключающемся в межличностном общении, между участниками образовательного пространства непосредственно в социуме, становятся проблемой в сфере физической культуры и спорта. Они возникают среди участников различных соревнований, в среде болельщиков, спортсменов, тренеров, спортивных организаций, родителей. Иногда в них втягиваются целые государства и межгосударственные союзы.
Конфликты между тренерами-преподавателями, учащимися и родителями (законными представителями) свидетельствуют о проблемном состоянии учебно-тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах. Возникающие в процессе спортивной подготовки конфликты нежелательны, однако, к сожалению, неизбежны.
В настоящее время спортивные конфликты заметно увеличились и обострились. Главной причиной этого является то, что сегодня занятия спортом - общественный, массовый феномен. Особенно массовый спорт, не может существовать без конфликтов, которые возникают между спортсменами, спортивными организациями, тренерами-преподавателями, родителями, болельщиками, поскольку постоянно между ними существует тесная связь. Это значительно отличается от общеобразовательной школы, где деятельность всех субъектов гибко регламентирована.
Однако можем допустить, что наличие умеренно выраженных конфликтов в детско-юношеских спортивных школах чаще всего свидетельствует о том, что большинство участников образовательного процесса ориентированы на задачу, на достижение общей цели, чем на межличностные отношения. Эти «здоровые» конфликты обычно характерны для выступающих на соревнованиях различного уровня. Задача тренера - преподавателя в данном случае не бояться таких конфликтов, а разобраться в его