Научная статья на тему 'Идеи гуманизма в школьном образовании'

Идеи гуманизма в школьном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1495
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ / HUMANIST IDEAS / ГУМАННАЯ ШКОЛА / HUMANE SCHOOL / PERSONALITY / ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫЙ ПОДХОД / HUMANE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Д.М., Пешхоева А.И.

В статье рассматривается актуальная проблема гуманизации школьной жизни. На основе анализа психолого-педагогической литературы представлены основные идеи становления и развития гуманистической школы. Подчёркивается, что в основе моделирования воспитательной системы школы лежат идеи гуманизма, в частности, идея воспитывающего взаимодействия коллектива и личности, реализация которой даёт возможность педагогам учитывать индивидуальные особенности учащихся. В статье показан опыт реализации идей гуманизма на примере общеобразовательных учреждений Чеченской республики. Авторы делают вывод о том, что гуманизация школьной жизни в Чеченской республике связана с позитивным влиянием социокультурной среды, в которой живёт и учится ребёнок и представляет собой обновляющуюся, совершенствующуюся систему, в основе которой наиболее значимые в целом идеи, отражающие стремление учащихся и педагогов к более одухотворенной и свободной духовной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF HUMANISM IN SCHOOL EDUCATION

The article deals with an actual problem of humanization of school life. On the basis of an analysis of psychological-pedagogical research works the authors present the main ideas of formation and development of humanistic schools. The researchers stress an idea that the educational system of modeling schools has ideas of humanism, particularly the idea of raising the collective interaction and personality, which gives an opportunity for educators to take into account individual specifics of pupils. The article shows the experience in realization of humanism with the help of an example of educational institutions of the Republic of Chechnya. The authors conclude that the humanization of school life in the Chechen Republic is associated with the positive influence of sociocultural environment, in which a child lives and studies. The educators keep improving the system, in which the most significant in the whole idea is reflecting the wishes of students and teachers on their way to a more cultured and spiritual life.

Текст научной работы на тему «Идеи гуманизма в школьном образовании»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)

УДК 378

Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: timop2012@mail.ru

Peshkhoeva A.I., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

THE IDEA OF HUMANISM IN SCHOOL EDUCATION. The article deals with an actual problem of humanization of school life. On the basis of an analysis of psychological-pedagogical research works the authors present the main ideas of formation and development of humanistic schools. The researchers stress an idea that the educational system of modeling schools has ideas of humanism, particularly the idea of raising the collective interaction and personality, which gives an opportunity for educators to take into account individual specifics of pupils. The article shows the experience in realization of humanism with the help of an example of educational institutions of the Republic of Chechnya. The authors conclude that the humanization of school life in the Chechen Republic is associated with the positive influence of sociocultural environment, in which a child lives and studies. The educators keep improving the system, in which the most significant in the whole idea is reflecting the wishes of students and teachers on their way to a more cultured and spiritual life.

Key words: humanism, humanist ideas, humane school, personality, humane approach.

Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,

г. Грозный, E-mail: timop2012@mail.ru

А.И. Пешхоева, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: timop2012@mail.ru

ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается актуальная проблема гуманизации школьной жизни. На основе анализа психолого-педагогической литературы представлены основные идеи становления и развития гуманистической школы. Подчёркивается, что в основе моделирования воспитательной системы школы лежат идеи гуманизма, в частности, идея воспитывающего взаимодействия коллектива и личности, реализация которой даёт возможность педагогам учитывать индивидуальные особенности учащихся. В статье показан опыт реализации идей гуманизма на примере общеобразовательных учреждений Чеченской республики. Авторы делают вывод о том, что гуманизация школьной жизни в Чеченской республике связана с позитивным влиянием социокультурной среды, в которой живёт и учится ребёнок и представляет собой обновляющуюся, совершенствующуюся систему, в основе которой наиболее значимые в целом идеи, отражающие стремление учащихся и педагогов к более одухотворенной и свободной духовной жизни.

Ключевые слова: гуманизм, гуманистические идеи, гуманная школа, личностно-гуманный подход.

Значимость опоры на гуманизм в педагогике определяется тем, что сегодня понятие гуманизма наполняется новым содержанием: актуализируется позиция человека как субъекта гуманных отношений, основанных на принципах соглашения, взаимопонимания, сотрудничества и осуществления конструктивного межкультурного диалога. В этой связи сущность гуманизма мы определяем как совокупность объективного и субъективного в отношении к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности.

Идеи гуманизма восходят к временам античности. В связи с этим можно утверждать, что осознание человеком своей человечности происходит в процессе обретения им духовных ценностей, в процессе социализации и индивидуализации, где усилия самого человека играют важную роль.

В широком смысле гуманизм обозначает общий принцип жизнеустройства на основе признания самоценности человеческой жизни. В этом качестве он прослеживается в духовной истории практически всех народов мира, и это свидетельствует о его универсальности.

Традиционно гуманизм является существенной частью системы совершенствования человека, которая действует, в основ-

ном, в пространстве образования и воспитания, отделяя его от сугубо «почвенных», инстинктивных, утилитарных форм существования [1].

Идеи гуманистической педагогики были развиты в трудах таких крупных педагогов прошлого, как И.Ф. Гербарт, А. Дистервег и др.

Одним из важных источников современного понимания гуманизма являются работы философов-экзистенциалистов (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). В их трудах гуманизм раскрывается в процессе переосмысления человеком основополагающих жизненных ценностей и, прежде всего, его места и роли в обществе. В российской педагогике идеалы гуманистической школы складываются в начале XX в., (К.Н. Вент-цель, И.И. Горбунов-Посадов, В.А. Сухомлинский и др.), и в центре внимания прогрессивных педагогов находится личность ребёнка, живая человеческая душа, наполненная бесконечным духовным миром.

Образ школы, в которой ценится, прежде всего, личность ребёнка, самостоятельная работа его ума, возникает благодаря деятельности известного русского писателя, просветителя, педагога, одного из ближайших сподвижников Л.Н. Толстого -

И.И. Горбунова-Посадова (1864 - 1940). Этот педагог стремился к тому, чтобы сам процесс постижения ребёнком жизни, его вхождение в мир людей сопровождались его собственными размышлениями о нравственных качествах своей души, попытками анализировать и оценивать ситуации и поступки людей, основываясь на христианских духовных ценностях. Он писал: «В нашей школе не будет места никакому насилию. Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились. Там в основу всего будет положена любовь и такое глубокое уважение к личности ребёнка, как и к личности каждого взрослого человека. Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся... главным делом будет для них то, чтобы установить духовное единение, взаимное доверие, искреннее равенство между ними и их учениками-товарищами, без чего не может быть никакой истинной взаимопомощи в работе воспитания и образования» [2].

Созданные ими «общеобразовательно-воспитательные учреждения» стали очагами гуманистической педагогической культуры в российском образовании. Так, К.Н. Вентцель писал об «идеальной школе будущего» («Дом свободного ребёнка»), в которой, по его мнению, на первый план должно быть выдвинуто не учение как таковое, а воспитание человека как целостной личности. Такая школа должна влиять на все стороны жизни ребёнка, удовлетворять все его запросы, встающие по мере взросления - общественные, эстетические, нравственные и др., причём сам ребёнок должен иметь возможность достижения поставленных им самостоятельно целей и становиться, таким образом, творцом своей собственной жизни. Принципиально важным является здесь отношение к ребёнку как к полноценному представителю человечества вообще, а гуманная школа понимается как творческая среда развития свободного человека.

Педагогическая система В.А. Сухомлинского базируется на ряде принципов, подтверждающих ее гуманистическую направленность, среди которых: творческий труд; нравственная свобода; возможность выбора; ответственность за свой выбор и др. «Думаю, что главное для педагога - это человечность, - писал В.А. Сухомлинский, - это глубокая потребность в человеке, ощущение того, что вместе с детьми ты счастлив, а без них несчастен». В логике концепции создания воспитательной системы школы особенно значимы гуманистические идеи Сухомлинского, раскрывающие сущность воспитательного процесса. По Сухом-линскому, мастерство воспитания состоит в том, чтобы учить детей чувствовать другого человека, понимать не только разумом, но и сердцем, что у другого на душе. Учёный был убеждён, что если ученик научился сопереживать, то у него в душе появляется, образно говоря, «маленький магнит», который притягивает его к другим людям, делает его восприимчивым к словам и поступкам других.

Великий педагог выделяет и такой аспект взаимодействия человека и коллектива - способность формировать общественное мнение о человеке, влиять на его судьбу. В своей книге «Сто советов учителю» он писал о том, что недопустимо выставлять напоказ перед коллективом все слабости личности ребёнка, недопустимо, как определил Сухомлинский, «выворачивание души»: «Человек должен не бояться коллектива... Власть коллектива над личностью должна основываться на очень тонких человеческих отношениях. Она вступает в силу лишь тогда, когда коллектив видит в человеке несравненно больше хорошего, чем плохого» [3, с. 44].

Таким образом, в трудах В.А. Сухомлинского нами была выявлена значимая для разработки педагогической модели воспитательной системы школы идея воспитывающего взаимодействия коллектива и личности, когда происходит поэтапное закрепление усвоенных духовно-нравственных норм общества, в котором живет и учится ребёнок:

- на 1 этапе происходит освоение информации о законах и требованиях поликультурного общества о необходимости выработки гражданской ответственности за совершаемые поступки, об общности и различиях культур различных народов и т. д.;

- на 2 этапе эта информация обогащается за счет реального общения в поликультурном пространстве, и растущий человек учится переносить освоенные знания в коммуникативную практику;

- на 3 этапе происходит закрепление духовно-нравственных норм в сознании учащихся и превращение их в устойчивую пози-

цию, которая позволяет молодому человеку не только проявлять эти нормы в своем поведении, но и транслировать идею необходимости уважительного отношения другим людям [3].

В 1970 - 1980-х гг. в отечественной педагогике отмечается повышение интереса исследователей к проблемам воспитания, в частности воспитания гуманной личности (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Т.Е. Конникова, Б.Т. Лихачев, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.). Принципы гуманизации образования нашли отражение в педагогике сотрудничества, которая оформилась в нашей стране в 1980-е годы в противовес авторитарной педагогике. Представителями педагогики сотрудничества являются педагоги-новаторы Ш. А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский и др., которые приняли участие в реализации гуманистического направления в педагогике. Под педагогикой сотрудничества педагоги-новаторы понимали установление гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса, выступающих необходимым условием гармоничного развития личности. Практика использования педагогики сотрудничества показала, что ее значение состоит в том, что она обнажила противоречия традиционного образовательного процесса в школе, способствовала утверждению в общественном сознании, в практике обучения и воспитания идей гуманизма.

Многолетний опыт практической работы на основе гуманно-личностной педагогики позволил Ш.А. Амонашвили сформулировать ряд особенностей образовательного процесса, среди которых: естественная внутренняя преемственность природного развития человека и гуманного образовательного процесса; целостность образовательного процесса, обусловленная целостностью личности ребёнка; понимание процесса обучения детей как ведущей формы их жизни; сотруднические взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса; развитие у детей способности к самооценке и саморазвитию; гуманизация социума. Личностно-гуманный подход к ребёнку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики [4].

В 1990-х гг. в отечественной педагогике был разработан личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, И.С. Якиманская и др.). Значимым для нашего исследования является положение, обоснованное Е.В. Бондаревской, о необходимости в учебно-воспитательном процессе осуществления единства с жизнью учащихся в «жизнетворчестве». Жизнетворчество, как утверждает исследователь, предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, милосердия, заботы о близких, коллективного труда для других людей [5]. В данном контексте воспитательная работа в учреждениях образования Чеченской Республики проводится в соответствии с единой концепцией духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, и направлена на формирование у учащихся активной жизненной позиции и патриотических чувств. В учреждениях образования оформлены стенды по духовно-нравственному воспитанию обучающихся: «Нравственно-этические ценности чеченцев», «Нет - экстремизму, Да - созиданию и процветанию», «Нравственные заповеди Корана» и другие. Важную роль в формировании патриотизма и гражданской позиции у подрастающего поколения играют мероприятия, посвященные Памяти Первого Президента Чеченской Республики, Героя России А.А. Кадырова (9 мая): Уроки мужества, классные часы, беседы на тему: «Ислам - религия мира и Созидания», «Мы выбираем здоровый образ жизни», ««Азбука нравственности», «Нравственные учения мира», «Общечеловеческие ценности», беседы и диспуты, способствующие глубокому изучению обычаев, традиций чеченского и других народов.

В школьных библиотеках организовываются выставки книг по духовно-нравственному воспитанию, проводятся тематические классные часы с детьми, диспуты, презентации проектов по проблемам восприятия истинных ценностей, сохранения и приумножения духовного богатства, культуры диалога. Для учащихся школ республики проводятся экскурсии в музейный комплекс «Аллея Славы», музей М.Ю. Лермонтова в пос. Лесхоз и в историко-этнографический музей Л.Н. Толстого в ст. Старогладовской Шелковского района, музей Арби Мамакаева в с. Надтеречном, музейный комплекс Донди-Юрт г. Урус-Мартан, с целью их приобщения к культурным и духовным ценностям чеченского и других народов России.. В целях

воспитания чувства ответственности за свои поступки, уважительного отношения к закону, развития познавательных способностей обучающихся, формирования духовно-нравственных ценностей, в школах республики созданы патриотические отряды «Юный кадыровец».

Развитие личности в этом контексте не является только сферой интересов личности - в нём взаимодействуют интересы личности, семьи, общества, государства. В этой связи основным вопросом образования становится вопрос о том, как научить ра-

Библиографический список

стущего человека жить, сочетая интересы собственной жизни, семьи, общества, государства.

Таким образом, можно заключить, что гуманизация школьной жизни в ЧР связана с позитивным влиянием социокультурной среды, в которой живет и учится ребёнок и представляет собой обновляющуюся, совершенствующуюся систему, в основе которой наиболее значимые в целом идеи, отражающие стремление учащихся и педагогов к более одухотворенной и свободной духовной жизни.

1. Абдуразакова Д.М. Социокультурные условия развития толерантного сознания современной молодежи: проблемы и приоритетные направления. Сибирский педагогический журнал. 2011; 8.

2. Антология гуманной педагогики. Available at: http://www.fw.ru/Lib/Text/V1/414%20(%E2).html

3. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Киев, 1979; Т. 2.

4. Амонашвили Ш.А Размышления о гуманной педагогике. 1996.

5. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Гуманистические стратегии преодоления кризиса. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Available at: http://hpsy.ru/public/x928.htm

References

1. Abdurazakova D.M. Sociokul'turnye usloviya razvitiya tolerantnogo soznaniya sovremennoj molodezhi: problemy i prioritetnye napravleniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2011; 8.

2. Antologiya gumannojpedagogiki. Available at: http://www.fw.ru/Lib/Text/V1/414%20(%E2).html

3. Suhomlinskij V.A. Izbrannye proizvedeniya. Kiev, 1979; T. 2.

4. Amonashvili Sh.A Razmyshleniya o gumannojpedagogike. 1996.

5. Kul'nevich S.V., Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskie strategii preodoleniya krizisa. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya. Available at: http://hpsy.ru/public/x928.htm

Статья поступила в редакцию 21.10.16

УДК 378

Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: timop2012@mail.ru

Saieva Z.H., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

DEVELOPING KEY COMPETENCES OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR WORK. The article studies a problem of core competencies of pupils in out-of-classrooom work. The authors have analyzed research works on psychology and pedagogy and have highlighted groups of key competences and the main directions for school activities with a special regard to how develop them. The work describes the experience of overtime work for versatile and creative development of pupils. The levels of achievement of the educational results of overtime work. The authors conclude that to make activities of students outside the school successful, it is important to know what made pupils to participate in extracurricular work (result) and what led to get the achievements (effect). Educational outcomes for students can be defined at three levels: first level is the acquisition of schoolchildren's social knowledge; the second level is the formation of positive attitude of children to the basic values of the society and value relationships to the social reality as a whole.

Key words: competence-based approach, key competences, extracurricular activities, results of extracurricular work, upbringing effect.

Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,

г. Грозный, E-mail: timop2012@mail.ru

З.Х. Саиева, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: timop2012@mail.ru

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена проблеме формирования ключевых компетенций учащихся во внеурочной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы позволил авторам выделить группы ключевых компетенций и основные направления внеурочной деятельности в школе с целью их развития. Описывается опыт организации внеурочной деятельности для разностороннего и творческого развития учащихся. Определены уровни достижения воспитательных результатов внеурочной деятельности. Авторы делают выводы - чтобы внеурочная деятельность учащихся имела успех, следует учитывать, что стало итогом участия школьника в деятельности (результат); последствия результата, то, к чему привело достижение результата (эффект). Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся можно определять по трём уровням: первый уровень - приобретение школьником социальных знаний; второй уровень - это формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом; третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, внеурочная деятельность, результаты внеурочной деятельности, воспитательный эффект.

Компетентностный подход в образовании охватывает, наряду со знаниями и навыками, такие категории, как способности, готовность к познанию, социальные навыки. Он позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различных видов компетенций. Сущность компетентностного подхода такова, что содержание образования должно быть насыщенным практико-ориентированными ситуациями.

Ключевые компетенции определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности; способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации.

Исследователи выделили следующие группы ключевых компетенций: коммуникативная, включающая как собственно коммуникативную, так и готовность к социальному взаимодействию;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.