Научная статья на тему 'Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования'

Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1181
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / AREAS OF EDUCATION AND SOCIALIZATION / AREAS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / THE BASIC NATIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белорыбкина Елена Анатольевна

В статье предлагается авторский взгляд на решение проблемы проектирования комплексной программы внеурочной деятельности в пятом классе основной школы в логике ФГОС основного общего образования второго поколения. Особенностью проектируемой программы является преобладание в ней воспитательных мероприятий, что позволяет, на наш взгляд, объединить в один документ программу воспитательной работы класса и программы пяти направлений внеурочной деятельности. Интеграция программ осуществляется на основе базовых национальных ценностей, которые выступают в качестве основного содержания внеурочных воспитательных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белорыбкина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования»

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования //Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART15200. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15200.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15200 УДК 371.214.14

Белорыбкина Елена Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», г. Киров whitefishea@mail.ru

Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования

Аннотация. В статье предлагается авторский взгляд на решение проблемы проектирования комплексной программы внеурочной деятельности в пятом классе основной школы в логике ФГОС основного общего образования второго поколения. Особенностью проектируемой программы является преобладание в ней воспитательных мероприятий, что позволяет, на наш взгляд, объединить в один документ программу воспитательной работы класса и программы пяти направлений внеурочной деятельности. Интеграция программ осуществляется на основе базовых национальных ценностей, которые выступают в качестве основного содержания внеурочных воспитательных мероприятий.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, направления воспитания и социализации, направления внеурочной деятельности, базовые национальные ценности. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Процесс реализации ФГОС второго поколения призван направить усилия педагогического коллектива школы на создание новой модели открытой воспитательной среды, опирающейся на такие ценности, как патриотические чувства гражданина России, гражданская идентификация, общечеловеческие ценности, поликультурный мир, личное нравственное самосовершенствование.

Основными же механизмами реализации данной модели с позиции рядового педагога, классного руководителя являются программы воспитательной работы класса и программы внеурочной деятельности по пяти направлениям развития личности обучающегося (духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному, социальному, спортивно-оздоровительному), которые возможно интегрировать в один документ - программу внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий.

При разработке программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий мы исходили из понимания внеурочной деятельности Д. В. Григорьева, П. В. Степанова: «Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [1]. На основании этого мы рассматриваем и воспитательную работу классного руководителя (проведение воспитательных мероприятий), и внеурочную деятельность других специалистов (реализация программы кружка, факультатива, секции, студии и т. п.) в пятом классе как целостную внеурочную воспитательную деятельность, предъявляемую в виде программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий.

Данная программа обеспечивает реализацию основной образовательной программы школы, широту развития личности обучающихся, их духовно-нравственное развитие и воспитание, индивидуальные образовательные потребности, определяет

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования //Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART15200. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15200.htm. - ISSN 2304-120X.

объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной воспитательной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности в 5-м классе.

Реализация программы предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), общественности) по воспитанию у обучающихся нравственных качеств в соответствии с национальным воспитательным идеалом и базовыми национальными ценностями.

Основные принципы реализации программы

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Основным механизмом реализации воспитательной системы школы является механизм межведомственной кооперации. Интеграция содержания различных социальных институтов (школы, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, социальной защиты и др.), а также видов деятельности обучающихся в рамках программы внеурочной деятельности осуществляется на основе базовых национальных ценностей. При этом для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию учебных предметов, произведений искусства, интернет-источников, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; культуры и фольклора народов России; истории и традиций современной жизни России, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих предшественников; общественно полезной деятельности в рамках социальных и культурных практик. Системно-деятельностная организация воспитания позволяет преодолеть изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших, обеспечивая полноценную и своевременную социализацию.

Принцип следования нравственному примеру. Пример нравственного поведения является ведущим методом воспитания. Это возможная модель выстраивания отношений человека с другими людьми и с самим собой. Это образец ценностного выбора, совершённого другим значимым человеком. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

В Кировской области в Зуевском, Немском и Уржумском районах в качестве носителей базовых национальных ценностей определены конкретные люди, наши соотечественники, чьи поступки, по мнению педагогического и ученического сообщества данных муниципалитетов, могут служить примером проявления духовно-ценностных ориентаций гражданина России, например: президент РФ Владимир Владимирович Путин, министр обороны РФ Сергей Кужугетович Шойгу, космонавт, доктор технических наук Виктор Петрович Савиных.

Принцип идентификации. Идентификация предполагает устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Поэтому духовно-нравственное развитие личности происходит на основе примеров поступков значимых для подростка других людей. В этом случае срабатывает идентификационный механизм - происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании базовых национальных ценностей большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог исходит из признания права воспитанника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную, что не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, а предусматривает равноправное межсубъектное взаимодействие.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования //Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART15200. -0,7п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15200.htm. - ISSN2304-120X.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный характер, так как подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих базовых национальных ценностей) социально-педагогической деятельности различных институтов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность педагогического коллектива школы становится ведущей. Например, социально-педагогическое взаимодействие школы и других социальных институтов осуществляется в Немском и Уржумском районах Кировской области в рамках единого календаря воспитательной системы муниципалитета.

Принцип учета образовательных потребностей обучающихся. Специфика программы внеурочной деятельности заключается в том, что подросток получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования -безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Таким образом, программа внеурочной деятельности позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики - становление личности ребенка.

Программа внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий в 5-м классе решает следующие задачи:

- развитие личностных, метапредметных и предметных результатов образования обучающихся;

- осуществление воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются базовые национальные ценности подрастающего поколения;

- развитие творческого потенциала обучающихся.

Особенностью программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий является интеграция направлений программы воспитания и социализации основной образовательной программы школы и направлений внеурочной деятельности. В результате такого построения внеурочной работы классный руководитель выступает в роли организатора и координатора внеурочной деятельности обучающихся класса, согласуя ее расписание и содержание с другими учителями, специалистами учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и другими включенными в работу по реализации программы специалистами.

В ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность в 5-м классе организуется по пяти направлениям развития личности.

1. Духовно-нравственное направление заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и социума.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности должно обеспечить:

- осознание подростком себя гражданином России на основе принятия общих национальных ценностей;

- развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования //Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART15200. -0,7п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15200.htm. - ISSN2304-120X.

В основу работы по данному направлению может быть положена программа «История родного края в истории моей семьи», которую ведут сам классный руководитель или специалисты учреждений дополнительного образования и культуры (библиотека). По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, создаются проекты.

2. Социальное направление заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме и дальнейшем профессиональном самоопределении.

Классный руководитель реализует это направление через следующие воспитательные мероприятия: дежурство по классу, школе, выполнение поручений ученического самоуправления, социальные пробы на предприятиях, социальные акции по уборке территории, общественно полезный труд (сбор макулатуры, металлолома).

3. Спортивно-оздоровительное направление заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Данное направление, например, может реализовываться посредством программы спортивной секции «Волейбол», которую ведет учитель физической культуры или тренер-преподаватель спортивной школы. По итогам работы в данном направлении проводятся соревнования, дни здоровья.

4. Общеинтеллектуальное направление - обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлено на формирование навыков научно-интеллектуального труда, развитие культуры логического и алгоритмического мышления, формирование опыта практической преобразовательной деятельности, развитие универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.

Данное направление может реализовываться программой внеурочной деятельности «Проектная деятельность: школьные проекты с применением информационных технологий», которую ведет учитель информатики. По итогам работы проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.

5. Общекультурное направление заключается в воспитании способности к духовному развитию, в эстетическом отношении к красоте окружающего мира, стремлении к творческой самореализации средствами художественной деятельности, в нравственном самосовершенствовании, развитии общей культуры через знакомство с общечеловеческими ценностями мировой и отечественной культуры.

Данное направление может осуществляться программами «Хоровое пение» и «Культура народов Земли Вятской», которые ведут специалисты учреждений дополнительного образования и культуры (музыкальная школа, школа искусств).

Необходимо отметить, что в программе внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий должны быть такие структурные компоненты программы воспитательной работы класса, как характеристика классного коллектива, включая социальный паспорт семей обучающихся, занятость обучающихся в учреждениях дополнительного образования, культуры и других социальных институтах. Это позволит спроектировать работу с учетом специфики классного коллектива и ин-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования //Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART15200. -0,7п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15200.htm. - ISSN2304-120X.

дивидуальных особенностей детей, а также позволит избежать перегрузки обучающихся. Если пятиклассник посещает спортивную или художественную школу, то он автоматически освобождается от воспитательных мероприятий спортивно-оздоровительного и общекультурного направлений внеурочной деятельности.

Каким же образом определяются временные рамки направлений воспитания и социализации программы внеурочной деятельности обучающихся?

Согласно ФГОС основного общего образования, в каждой школе должна быть разработана программа воспитания и социализации обучающихся, в основе которой лежат базовые национальные ценности. Базовые ценности можно распределить по следующим шести направлениям [2]:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов).

2. Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны).

3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности).

4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой).

5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии).

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Традиционно общешкольные мероприятия распределяются согласно логике указанных направлений по месяцам учебного года, что связано с годовым циклом государственных праздников. Так, направление «Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования //Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART15200. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15200.htm. - ISSN 2304-120X.

профессии» реализовывается в сентябре-октябре. Направление «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» - в феврале-мае. Направление «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры» - в декабре-марте и т. д.

Такое деление воспитательных мероприятий по месяцам позволяет представить содержание программы внеурочной деятельности в следующем виде: на примере направления «Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии» (табл. 1). Сроки - сентябрь-октябрь.

Таблица 1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Направле-

ние внеурочной деятель- Содержание деятельности Виды внеурочной деятельности Формы занятий Сроки Кол-во часов Ответственные

ности

Духовно- Урок знаний Проблемно-цен- Игра-путе- 1.09 1 Классный ру-

нравствен- ностное общение, шествие ководитель

ное (про- игровая, познава-

грамма «Ис- тельная

тория род- Праздник уро- Трудовая, художе- Выставка 15.09 2 Классный ру-

ного края в жая ственное творче- ководитель

истории мо- ство

ей семьи») Пример трудо- Проблемно-цен- Вечер 14.10 2 Классный ру-

вого подвига в ностное общение, встреч ководитель

истории моей познавательная

семьи

«Папа, мама, Проблемно-цен- Фестиваль 29.10 2 Классный ру-

я - дружная се- ностное общение, семейного ководитель

мья!» игровая, художественное творчество творчества

Социальное Дежурство по Трудовая, соци- Выполне- 1-6.09 6 Классный ру-

школе альное творчество ние поручения ководитель

В мире профес- Трудовая, соци- Социаль- 1.10 2 Классный ру-

сии альное творчество ные пробы 21.10 ководитель

Общекуль- Кружки «Хоро- Художественное См. про- В те- 2 ч в Руководи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

турное вое пение» и «Культура народов Земли Вятской» творчество, досу-говое общение грамму кружка чение года неделю тель кружка

Общеинтел- Кружок «Про- Проблемно-цен- См. про- В те- 1 ч в Учитель ин-

лектуаль- ектная деятель- ностное общение, грамму чение не- форматики

ное ность: школьные проекты с применением информационных технологий» игровая, познавательная кружка года делю

Спортивно- Спортивная Проблемно-цен- См. про- В те- 1 ч в Учитель физ-

оздорови- секция «Волей- ностное общение, грамму чение не- культуры

тельное бол» игровая секции года делю

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования //Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART15200. -0,7п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15200.htm. - ISSN2304-120X.

При проектировании программы внеурочной деятельности необходимо учитывать, что количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность на этапе основной школы, составляет за 5 лет обучения не более 1750 часов, в год - не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий) - не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос часов внеурочной деятельности на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).

При этом расходы времени на отдельные мероприятия внеурочной деятельности могут отличаться, например, целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 3 часов на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1-2 недели может быть использовано до 20 часов.

В связи с необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе, количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Так, например, в 5-м классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6-м или 7-м классах. В 8-м классе в связи с организацией пред-профильной подготовки количество часов также может быть увеличено.

Также необходимо обратить внимание, что внеурочная деятельность осуществляется в формах отличных от урочной системы обучения. Для реализации в школе доступны такие виды внеурочной деятельности, как проблемно-ценностное общение, игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Направления и виды внеурочной деятельности связаны между собой, а выбор форм проведения внеурочных мероприятий обусловлен соответствующим уровнем воспитательных результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности - это духовно-нравственное приобретение школьника благодаря его участию в том или ином виде деятельности [3]. Поэтому каждому уровню воспитательных результатов внеурочной деятельности соответствует своя форма занятия, мероприятия.

Д. В. Григорьевым, П. В. Степановым разработан методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» [4]. Исходя из практики работы и целесообразности формирования и развития у обучающихся базовых национальных ценностей, мы расширили методический конструктор, включив в него направления и виды внеурочной деятельности, дополнили перечень форм внеурочных занятий. Для усиления работы по формированию, развитию и становлению у обучающихся базовых национальных ценностей считаем проблемно-ценностное общение необходимым видом внеурочной деятельности при реализации каждого ее направления. Обозначенные положения рассмотрим на примере табл. 2.

Кроме того, в программу внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий для реализации механизма межведомственной кооперации необходимо включить и такой раздел, как «Взаимодействие с родителями (законными представителями) и социумом».

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования //Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART15200. -0,7п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15200.htm. - ISSN2304-120X.

Таблица 2

Направление внеурочной деятельности Вид внеурочной деятельности Формы занятий в зависимости от уровня воспитательных результатов

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень

Духовно-нравственное Проблемно-ценностное общение Этическая беседа Проблемно-ценностная дискуссия Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Игровая деятельность Ролевая игра Деловая игра Имитационная игра

Общеинтеллектуальное Проблемно-ценностное общение Этическая беседа Проблемно-ценностная дискуссия Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Познавательная деятельность Познавательная викторина, устный журнал Предметная олимпиада, игра «Что? Где? Когда?» Интеллектуальный марафон, научно-практическая конференция

Общекультурное Проблемно-ценностное общение Этическая беседа Проблемно-ценностная дискуссия Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Художественное творчество Культурная практика Репетиционные и постановочные занятия, культурная акция Концерт, фестиваль, выставка, спектакль, дефиле, творческий конкурс

Досуговое общение Культпоходы в театр, музей, на концерт Классные «огоньки» по итогам культпоходов Встречи с деятелями культуры и искусства

Социальное Проблемно-ценностное общение Этическая беседа Проблемно-ценностная дискуссия Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Социальное творчество Социальные пробы, акции КТД Социальный проект

Трудовая деятельность Дежурство по классу, школе Трудовой десант, работа на учебно-опытном участке Учебно-производственная бригада

Спортивно-оздоровительное Проблемно-ценностное общение Этическая беседа Проблемно-ценностная дискуссия Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Спортивно-оздоровительная деятельность Беседы о ЗОЖ, оздоровительные процедуры Спортивно-оздоровительные акции, день здоровья школы Военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»

Туристско-крае-ведческая деятельность Экскурсия, туристическая поездка Туристический поход, школьный туристический слет Туристско-краеведче-ская экспедиция, поисково-краеведческая экспедиция

Семья является ведущим институтом воспитания. Поэтому она призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

ISSN 2Э04-120Х

ко ниеггг

научно-методический электронный журнал

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования //Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART15200. -0,7п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15200.htm. - ISSN2304-120X.

Реализация данного раздела программы осуществляется по направлениям воспитания и социализации обучающихся основного общего образования (табл. 3).

Таблица 3

Направление воспитания и социализации Меры и мероприятия Участники Ответственные Сроки и место проведения

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Родительское собрание «Закон. Гражданственность. Патриотизм» Родители учащихся класса, представители правоохранительных органов, общественных организаций «Долг», «Боевое братство» Родительский комитет класса, классный руководитель Февраль, май, школьный музей

Воспитание социальной ответственности и компетентности Социальные пробы «В мире профессий» Родители и учащиеся класса Родительский комитет класса, классный руководитель Сентябрь, октябрь, предприятия и предприниматели социума школы

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Фестиваль семейного творчества «Папа, мама, я -дружная семья!» Родители и учащиеся класса Родительский комитет класса, классный руководитель Октябрь, актовый зал школы

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Экологическая акция по уборке мусора Родители и учащиеся класса Родительский комитет класса, классный руководитель Апрель, территория близлежащих от школы парка, сквера, аллеи

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Вечер встреч «Пример трудового подвига в истории моей семьи» Родители и учащиеся класса, представители общественных организаций ветеранов труда Родительский комитет класса, классный руководитель Октябрь, школьная библиотека

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры Культпоход в театр Родители и учащиеся класса Родительский комитет класса, классный руководитель Декабрь, март, театр или клуб по месту жительства

По каждому из направлений воспитания и социализации, а также направлений внеурочной деятельности обучающимися могут быть достигнуты результаты, которые соответствуют планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования школы, включая содержание мониторинга программы воспитания и социализации школы и результативность реализации дополнительных общеобразовательных программ кружков, секций, студий и т. п.

При изучении результативности программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий необходимо соблюдать моральные и правовые нормы исследования личностных, метапредметных и предметных результатов образования обучающихся.

Инструментарий изучения результативности программы предполагает использование таких методов, как тестирование, анкетирование, беседа, психолого-педагогическое наблюдение в ходе итоговых мероприятий.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования //Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART15200. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15200.htm. - ISSN 2304-120X.

Результативность реализации программы внеурочной деятельности представлена в табл. 4 на примере одного из направлений воспитания и социализации обучающихся - содержательного компонента структуры программы.

Таблица 4

Направление воспитания и социализации Ожидаемые результаты (из основной образовательной программы основного общего образования школы: программа воспитания и социализации обучающихся) Инструментарий оценки результатов реализации направления внеурочной деятельности

Духовно- нравственное Социальное Общекультурное Общеин-теллекту-апьное Спортивно-оздоровительное

Воспитание - Понимание необходимости Итого- Психо- Тести- Анкети- Беседа

трудолюбия, научных знаний для развития вое ме- лого- рование рование «Влия-

творческого личности и общества, их роли роприя- педа- в рам- по ре- ние

отношения к в жизни,труде,творчестве; тие в гоги- ках про- зульта- оздоро-

учению, - начальный опыт применения рамках ческое граммы там де- витель-

труду, жизни знаний в труде, общественной данного наблю кружков ятель- ных про-

жизни, в быту; направ- дение «Хоро- ности цедур на

- знание и уважение трудовых ления по ре- вое пе- кружка здоро-

традиций своей семьи, трудо- воспита- зуль- ние» и «Про- вье»

вых подвигов старших поколе- ния и со- татам «Куль- ектная

ний; циали- соци- тура дея-

- начальный опыт участия в зации, аль- наро- тель-

общественно значимых делах; напри- ных дов ность:

- навыки трудового творче- мер уча- проб Земли школь-

ского сотрудничества со стие в «В Вят- ные

сверстниками, младшими школь- мире ской» проекты

детьми и взрослыми; ном про- с при-

- знания о разных профессиях празд- фес- мене-

и их требованиях к здоровью, нике сий» нием

морально-психологическим ка- Урожая; инфор-

чествам, знаниям и умениям анкети- мацион-

человека рование ных тех-

ноло-

гий»

Далее еще одним структурным компонентом программы внеурочной деятельности является раздел «Обеспечение реализации программы», который включает кадровое, информационно-методическое (литература, интернет-источники), материально-техническое (оборудование, место проведения занятий), диагностическое (инструментарий оценки результативности программы) обеспечение.

Таким образом, программа внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности подростка и позволяет оптимизировать труд классного руководителя как организатора внеурочной воспитательной деятельности обучающихся.

Ссылки на источники

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - С. 7. - (Стандарты второго поколения).

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Указ. соч. - С. 8.

4. Там же. - С. 13-15.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования //Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART15200. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15200.htm. - ISSN 2304-120X.

Elena Belorybkina,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the chair of Pedagogics, Psychology and Educational Management, Institute of Education Development, Kirov whitefishea@mail.ru

Approaches to designing a program of extracurricular activities with dominating morale-building activities at the level of general education

Abstract. The paper presents the author's view on the problem of designing a comprehensive program of extracurricular activities in the fifth grade of the primary school in the framework of Federal State educational Standard of basic general education of the second generation. A special feature of the program is predominance of morale-building activities that would help to combine the class program of morale-building work and programs of five areas of extracurricular activities into one document. The program is integrated on the basic of national values, which are the main content of extracurricular morale-building activities. Key words: extracurricular activities, areas of education and socialization, areas of extracurricular activities, basic national values. References

1. Grigor'ev, D. V. & Stepanov, P. V. (2010) Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlja uchitelja, Prosveshhenie. Mosocow, p. 7. (Standarty vtorogo pokolenija) (in Russian).

2. (2011) Primernaja osnovnaja obrazovatel'najaprogramma obrazovatel'nogo uchrezhdenija. Osnovnaja shkola / [sost. E. S. Savinov], Prosveshhenie, Mosocow, 342 p. (Standarty vtorogo pokolenija) (in Russian).

3. Grigor'ev, D. V. & Stepanov, P. V. (2010) Op. cit., p. 8.

4. Ibid., pp. 13-15.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 02.06.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 04.06.15

Принята к публикации Accepted for publication 04.06.15 Опубликована Published 28.06.15

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Белорыбкина Е. А., 2015

5779343120359

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.