Научная статья на тему 'Внеурочная деятельность по математике как фактор развития познавательной активности обучающихся'

Внеурочная деятельность по математике как фактор развития познавательной активности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6204
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / COGNITIVE INTEREST / MATHEMATICS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайкина Виктория Николаевна

В соответствии с федеральными государственными стандартами основного общего образования программа основного общего образования реализуется не только в рамках урочной, но в том числе и через внеурочную деятельность. Однако учителя математики зачастую затрудняются в организации внеурочной деятельности, считают ее бесполезной. В статье рассматривается возможность формирования познавательной активности обучающихся средствами внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайкина Виктория Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеурочная деятельность по математике как фактор развития познавательной активности обучающихся»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шайкина В. Н. Внеурочная деятельность по математике как фактор развития познавательной активности обучающихся//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186073. htm.

ART 186073 DOI 10.24422/MCITO.2018.V8.15634 УДК 372.851

Шайкина Виктория Николаевна,

старший преподаватель ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск [email protected]

Внеурочная деятельность по математике как фактор развития познавательной активности обучающихся

Аннотация. В соответствии с федеральными государственными стандартами основного общего образования программа основного общего образования реализуется не только в рамках урочной, но в том числе и через внеурочную деятельность. Однако учителя математики зачастую затрудняются в организации внеурочной деятельности, считают ее бесполезной. В статье рассматривается возможность формирования познавательной активности обучающихся средствами внеурочной деятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, познавательная активность, познавательный интерес, математика. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте [1] обозначены личностные характеристики выпускника, которые формируются у него посредством деятельности, общения и специальных педагогических влияний: «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике» и т. д.

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность, под которой понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной (кружки, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.), и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в первую очередь личностных и метапредметных результатов.

Внеурочная деятельность тесно взаимосвязана с учебной: знания, полученные на уроках, умения и навыки, приобретенные в учебной деятельности, закрепляются и находят практическое применение во внеурочной деятельности. И наоборот, опыт, приобретенный во внеурочной деятельности, находит теоретическое обоснование и практическое применение в учебной деятельности. «Значимым элементом внеурочной деятельности является высокий воспитательный потенциал, практическая направленность и преобладание активных форм познавательной деятельности» [2].

Внеурочная работа способна обеспечить условия для развития личности любого ученика, его инициативы, самостоятельности, познавательной активности; учесть первоначальные интересы, потребности и способности детей; поддержать и развить интересы учащихся, увлеченных данным предметом; привлечь к учебной деятельности школьников, слабоуспевающих по предметам.

«Одной из приоритетных задач внеурочной деятельности является развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей» [3]. В связи с этим следует учитывать, что в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шайкина В. Н. Внеурочная деятельность по математике как фактор развития познавательной активности обучающихся//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186073. htm.

даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения, находить нестандартные подходы к решению задач и др.

Рассмотрим подробнее особенности образовательной функции внеурочной деятельности: формирование познавательного интереса к предмету; связывание школьного предмета с жизнью; углубление и расширение содержания изучаемого предмета; совершенствование умений и навыков использования источников информации.

Познавательный интерес - это направленность личности на предметы и явления окружающего мира. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. «Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес к предмету может быть случайным, нестойким и поверхностным» [4].

Выделяют следующие ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. В 5-6-х классах у большинства обучающихся познавательный интерес находится, как правило, на уровне любопытства, любознательности, начинать его формировать целесообразно с создания условий занимательности, но такой, которая была бы способна мобилизовать их на активную учебно-познавательную деятельность. Этому могут способствовать: яркая наглядность, интересное содержание задачи, сообщение исторических фактов, необычная форма работы в виде соревнований, конкурсов, игр, решений математических кроссвордов и т. д.

Предмет математика обладает спецификой, которая выражается, прежде всего, в тесной взаимосвязи дидактических единиц программного материала, высоком логическом уровне изложения материала и его абстрактности. Внеурочная деятельность по математике предполагает умение свободно владеть материалом, возможность ликвидации пробелов в знаниях обучающихся через индивидуальную работу и формирование приемов умственной деятельности.

В 7-9-х классах формирование познавательного интереса к математике возможно через содержание предмета, методы, формы, средства обучения и сформированные приемы умственной деятельности. Главным критерием в отборе этих компонентов, способствующих формированию познавательного интереса, является их способность оказать в совокупности влияние на каждый структурный элемент познавательного интереса (эмоциональные, волевые и интеллектуальные процессы).

В то же время анализ практики показал, что наиболее сложной для учителей математики является деятельность по развитию познавательной активности обучающихся на внеурочных занятиях, что ими объясняется: недостаточным интересом школьников к занятиям математикой в свободное время; отсутствием для обучающихся на внеурочном занятии такого важного стимула для проявления познавательной активности, как отметка; необходимостью изменения стиля отношений с обучающимися на внеучебных занятиях; недостаточным вниманием к специфике внеучебной деятельности обучающимися; недостаточным осознанием учителями важности внеурочной работы со школьниками; слабым владением учителями школ приемами управления и развития познавательной активности школьников.

Таким образом, можно сделать вывод о неготовности учителей математики к организации внеурочной деятельности обучающихся и недооценке значимости данной работы. Нами было проведено исследование уровня компетентности учителей мате-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шайкина В. Н. Внеурочная деятельность по математике как фактор развития познавательной активности обучающихся//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186073. htm.

матики в данном вопросе и в результате исследования было выявлено, что большинство педагогов затрудняются пояснить, чем отличаются различные виды организации внеурочной деятельности (54%), не видят различия между урочной и внеурочной деятельностью (55%), затрудняются в разработке программ внеурочной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся (47%).

Поэтому в процессе повышения квалификации учителей математики при обращении к вопросам организации внеурочной деятельности желательно применять активные методы обучения: кейс-технологии, деловые игры, мастер-классы, анализ педагогической ситуации и т. п., что позволит повысить мотивацию учителя к организации внеурочной деятельности и устранит выявленные педагогические дефициты [5].

Некоторые педагоги считают, что внеурочная деятельность является не особым видом учебной деятельности, а просто дополнительными занятиями по предмету. Такие педагоги подходят к организации внеурочной деятельности так же, как к урочной, не меняя формы, методы и приемы.

Одной из особенностей внеурочной деятельности является то, что она часто предполагает, что по окончании таких занятий учащийся получает некий готовый продукт - проект. Проект как один из видов деятельности школьника на внеурочных занятиях способствует более глубокому изучению дисциплины как с содержательной, так и с качественной точки зрения.

Федеральные образовательные стандарты обращают особое внимание на эффективное взаимодействие урочной и внеурочной деятельности обучающихся, когда в условиях совместной и последовательной работы учителей и самих школьников результатом становится качественно существенно более высокое усвоение предметного материала. Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области математики, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

В подростковом возрасте расширяется содержание понятия «учение», в него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. «Процесс интеграции урочной и внеурочной деятельности представляет собой объединение элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Сущность процесса интеграции - качественные изменения внутри каждой составляющей, входящих в систему» [6].

Внеурочная работа расширяет возможности педагога, позволяет ему не просто обучать детей, а создавать условия для формирования творческой, социально успешной личности.

«Но только во взаимосвязи с урочной внеурочная работа образует систему, в которой возможно эффективное решение задачи реализации индивидуального подхода к обучению математике как средства эффективного развития личности ребенка» [7]. Так, например, во внеурочной деятельности можно реализовать курс «Наглядная

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шайкина В. Н. Внеурочная деятельность по математике как фактор развития познавательной активности обучающихся//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186073. htm.

геометрия», который позволяет не только подготовить обучающихся к изучению геометрии, но и развить пространственное воображение, сформировать устойчивый интерес к математике.

Особенностью внеурочной работы по математике является то, что формы ее организации делятся на постоянные (математический кружок, факультатив, научное математическое общество школьников и т. п.) и временные (математическая абака, математический бой, математическая конференция, математическая карусель, математическая драка, математический КВН и т. п.). Временные формы чаще всего ориентированы на диагностику достигнутого предметного результата.

Внеурочная работа по математике в среднем звене должна быть массовой, охватывать как можно больше учащихся, так как этот возраст является самым благоприятным для формирования познавательной активности и интереса к математике.

Групповые проекты, реализуемые во внеурочной деятельности, могут охватывать значительное количество учащихся (от 5 до 25). Например, информационный проект «Загадочное число 3». Работа над проектом может содержать следующие этапы: подобрать пословицы и поговорки с числом 3; перечислить названия сказок с числом 3; проверить, сколько раз число 3 встречается в легендах и мифах Древней Греции, названиях литературных произведений; познакомиться с нумерологией Пифагора; подобрать исторические задачи с числом 3 и т. п.

Интересными для групповой работы в 7-9-х классах будут проекты:

- «Это удивительное понятие функция» (раскрыть понятие функции в различных науках и областях деятельности человека).

- «Замечательные точки треугольника» (изучить замечательные точки треугольника и рассмотреть возможность применения знаний о них при решении геометрических задач).

- «Золотое сечение» (как математические законы применяются в искусстве).

- «Симметрия в городской архитектуре» (изучить объекты архитектуры родного города с позиции симметрии, работы выдающихся архитекторов прошлого и современности).

- «Старинные методы решения задач на сплавы, смеси и переливания» (традиционные методы решения подобных задач дополняются интересными фактами и приемами решения) и т. п.

Совместная деятельность учащихся и педагогов при разработке проектов по математике создает реальные условия не только для образования, но и для воспитания и саморазвития. Таким образом, внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом в аспекте развития познавательной активности школьников, поддерживая познавательный интерес к предмету на высоком уровне, позволяя увидеть связь школьного предмета с жизнью в процессе углубления и расширения содержания изучаемого предмета, совершенствования умений и навыков использования информации.

Ссылки на источники

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/paragraph/1:0.

2. Хафизова Н. Ю., Обоскалов А. Г., Смушкевич Л. Н. К вопросу о формировании у обучающихся готовности к выбору инженерных профессий // Современные проблемы науки и образования. -URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=27235.

3. Пяткова О. Б., Столяренко С. Ю. Преемственность изучения предмета «химия» в условиях реализации ФГОС начального и основного общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - С. 71.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шайкина В. Н. Внеурочная деятельность по математике как фактор развития познавательной активности обучающихся//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186073. htm.

4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1979. - С. 97.

5. Смирнова С. В., Киселева А. К. Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017. - № (32). - С. 30.

6. Коликова Е. Г., Бабин Е. Н. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Технология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 5 (май). -С. 174. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170118.htm.

7. Уткина Т. В. Формирование целостностного содержания естественно-научного образования при профильном обучении // Биология в школе. - М.: ООО «Школьная Пресса». - 2012. - № 7. - С. 26.

Viktoria Shaikina,

Senior Lecturer, Chelyabinsk Institute of Teachers' Professional Retraining and Further Education, Chelyabinsk [email protected]

Extracurricular activities in mathematics as a factor in the development of students' cognitive activity Abstract. In accordance with federal state standards of basic general education, the basic general education program is implemented not only within the framework of lessons, but also by means of extracurricular activities. However, mathematics teachers often find it difficult to organize extracurricular activities and consider them useless. The article considers the possibility of developing cognitive activity of students by means of extracurricular activities.

Key words: extracurricular activities, cognitive activity, cognitive interest, mathematics. References

1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 "Ob utverzhdenii feder-al'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya" s izmeneni-yamiidopolneniyami. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/paragraph/1:0 (in Russian).

2. Hafizova, N. Yu., Oboskalov, A. G. & Smushkevich, L. N. "K voprosu o formirovanii u obuchayushchihsya gotovnosti k vyboru inzhenernyh professij", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27235 (in Russian).

3. Pyatkova, O. B. & Stolyarenko, S. Yu. (2017). "Preemstvennost' izucheniya predmeta "himiya" v usloviyah realizacii FGOS nachal'nogo i osnovnogo obshchego obrazovaniya", Nauchno-metodicheskij ehlek-tronnyj zhurnal "Koncept", № V10, p. 71 (in Russian).

4. Shchukina, G. I. (1979). Aktivizaciya poznavatel'nojdeyatel'nosti uchashchihsya vuchebnojdeyatel'nosti, Prosveshchenie, Moscow, p. 97 (in Russian).

5. Smirnova, S. V. & Kiseleva, A. K. (2017). "Preodolenie professional'nyh deficitov pedagogov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya", Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalif-ikaciikadrov, № (32), p. 30 (in Russian).

6. Kolikova, E. G. & Babin, E. N. (2017). "Integraciya urochnoj i vneurochnoj deyatel'nosti v predmetnoj oblasti "Tekhnologiya", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 5 (maj), p. 174. Available at: http://e-koncept.ru/2017/170118.htm (in Russian).

7. Utkina, T. V. (2012). "Formirovanie celostnostnogo soderzhaniya estestvenno-nauchnogo obrazovaniya pri profil'nom obuchenii", Biologiya v shkole, OOO "Shkol'naya Pressa", Moscow, № 7, p. 26 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 21.05.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.06.18

Принята к публикации Accepted for publication 10.06.18 Опубликована Published 31.08.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Шайкина В. Н., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.