ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Наталья Александровна Бородина
учитель анлийского и французского языков МБОУ «СОШ№ 8», г. Краснокамск [email protected]
Аннотация. Раскрываются особенности организации внеурочной деятельности по иностранному языку с учётом требований ФГОС, внеурочной деятельности, возможности создания уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Направления развития личности, определённые требованиями ФГОС, рассматриваются автором как содержательный ориентир при построении рабочей программы внеурочной деятельности по иностранным языкам, а через разнообразные формы организации внеурочной деятельности достигаются поставленные цели.
Ключевые слова. ФГОС, внеурочная деятельность, постеры, конкурсы, проекты, профильный отряд, краеведение, школьные клубы, оценивание, портфель достижений.
Внеурочная деятельность школьников является одним из инновационных компонентов федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который конкретизирует соотношение между образованием и воспитанием и позволяет эффективно решать задачи социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Благодаря внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности, по сравнению с уроком, является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. А основной задачей педагога становится развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока.
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности. спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному,
общеинтеллектуальному, общекультурному. Все эти направления мы рассматриваем как содержательный ориентир при построении рабочей программы внеурочной деятельности по иностранным языкам в начальной школе [5].
Общеинтеллектуальное направление представлено целым спектром конкурсов и олимпиад (школьная олимпиада по английскому языку «RedFox», районная каскадная олимпиада, различные всероссийские олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции). Важным звеном является проектная деятельность, которая не ограничивается рамками уроков, а чаще всего вынесена во внеурочную деятельность, так как требует больших временных затрат.
Общекультурное и социальное направления воплотились в реализации социально-культурных проектов на иностранных языках, организации профильного языкового лагеря, краеведческой деятельности на базе школьного музея. Познавательной формой организации внеурочной деятельности стали образовательные культуроведческие поездки с чёткими целями, программой и формами контроля.
Духовно-нравственное направление представлено проведением различных праздников и мероприятий на английском языке с участием родителей, конкурсов литературных переводов, чтецов, активной деятельностью кружка на английском языке и клуба на французском языке.
Такое многообразие форм деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий.
Цели и задачи урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку похожи, но есть различия в формах, содержании и принципах организации занятий. Основными организационными принципами внеурочной деятельности являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеурочной деятельности с уроками. В чём же плюсы? Во-первых, в отсутствии строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы проведения. Местом проведения работы может быть не только кабинет, но и парк, школьный музей и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учёта знаний, навыков и умений, т. е. оценок в баллах. В-третьих, в большей самостоятельности и инициативности учащихся [3].
Что касается форм внеурочной деятельности, то они остаются традиционными: индивидуальной, групповой и массовой - в зависимости от количественного охвата участников. В своей практике мы используем все перечисленные формы работы. Активная и, на наш взгляд, плодотворная индивидуальная работа осуществляется при подготовке к разным конкурсам, например, научно-исследовательских работ и проектов, сочинений «Мир твоей мечты», постеров, писем зарубежному другу «Спасибо деду за Победу!» (на английском, французском и немецком языках) и др. Полагаем, что уже в начальной школе закладываются основы учебно-исследовательской деятельности. И при постоянном сотрудничестве с родителями, отслеживании результатов таких талантливых детей, создании рекомендаций по внеурочной деятельности по иностранному языку формируется, таким образом, индивидуальная траектория развития обучающегося.
Положительно зарекомендовала себя и такая групповая форма внеурочной деятельности, как кружок. В этом году работают три кружка: для дошколят нашей школы «English-знайка», для первоклассников «Hello, friends!» («Привет, друзья!»), для 3-х-4-х классов - «Друзья французского языка». Результаты очевидны: первоклашки без труда усваивают больше материала, уроки проходят интенсивнее, достигнуто большое количество побед в олимпиадах по иностранным языкам разных уровней и, конечно, выросло постоянное желание большинства учащихся активно заниматься языком. Поэтому мы организовали ещё и летний профильный лагерь «English summer» («Английское лето»).
Не менее важной является идея интегративности в образовании, т. е. самостоятельной творческой деятельности учащихся, основанной на объединении их умений, знаний и навыков, полученных в образовательном пространстве и способствующих достижению поставленной практической цели. Организация профильного отряда младших школьников «Smart Octopus» позволяет реализовать эти идеи в полной мере.
С деятельностью лагеря неразрывно связана идея непрерывности школьного образования, в данном случае дополнительного образования: внеклассное мероприятие - кружок по иностранному языку - профильный лагерь - предпрофильные курсы - профильное обучение в старшей школе и профессиональная подготовка учащихся, ориентированная на знание иностранного языка, дающая возможность его практического использования в жизни.
Участниками проекта стали учащиеся 2-4-х классов, успешно изучающие иностранный язык, имеющие хорошую языковую подготовку по предмету и способные работать в углублённом режиме на ежедневных языковых занятиях. Характер деятельности отряда - обучающий, творческий, исследовательский, интеллектуальный, познавательный. В ежедневный план работы отряда включались:
- фонетические зарядки (разучивание песен, диалогов и т. д.),
- занятия по речевой практике и речевому этикету (Practice Hour),
- занятия по грамматике английского языка (Grammar Land),
- занятия по совершенствованию умений в письменной речи: открытки, e-mail, письма (Writing Hour); конечно, игры на свежем воздухе (Outdoor games) и рефлексия (Reflection) [1; 2].
Отдельным блоком было проведение мастерских (изготовление поделок, рисование, лепка, оригами и т. д.) по таким темам: «The Park of Love and Friendship» («Дерево дружбы»), «Amazing animals» («Занимательные животные»), «June 22 is Remembrance Day» («День Памяти»), «Sunny Day» («Клоуны - воздушные шары»). Организация деятельности отряда состояла из ряда этапов: подготовительного, деятельностного и рефлексивно-оценочного. На первом этапе была разработана рабочая программа; при наборе группы важное место было отведено тестированию «Мотивация и уровень владения иностранным языком», анкетированию детей и родителей.
Деятельностный этап состоял из реализации программы по следующим основным блокам:
- языковой блок - занятия на иностранном языке, языковые проекты «WE are TOGETHER» («Вместе - дружная семья»), «I ат a guide» («Я - гид»), «June 22 is Remembrance Day» («День памяти»);
- экскурсионно-краеведческий блок (посещение музеев, образовательные поездки и т. д.),
- социальный блок - участие в реализации социально-культурного проекта «Welcome to Krasnokamsk!» (созданы видеоэкскурсии о Краснокамске и о школе-госпитале № 5943).
Важным этапом организации деятельности отряда являлся рефлексивно-оценочный этап. На протяжении работы всей смены осуществлялась рейтинговая система оценки деятельности всех участников профильного лагеря. Во время рефлексии в конце дня подводились его итоги. В конце смены участники лагеря получили медали, соответствующие их достижениям. Несомненным результатом проекта стало повышение уровня языковой компетентности учащихся, так как комплекс разнообразных мероприятий, проводимых в профильном отряде, был направлен на развитие системы поддержки одаренных детей, повышение мотивации к изучению иностранного языка, развитие культуры личности и личностного самоопределения.
По результатам тестирования и отзывам участников профильного отряда цели и задачи были достигнуты. Все посчитали занятия и мероприятия полезными, интересными, развивающими. Многие хотят и планируют участвовать в таком отряде на следующий год. Ещё одним интересным результатом деятельности профильного отряда стал постоянно действующий краеведческий отряд на иностранном языке.
В связи с юбилеем Победы в Великой Отечественной войне группа учащихся школы 4-7-х классов приняла активное участие в международном сетевом социальном проекте «The Flame of the Great Victory!» («Огонь Победы!»), в ходе которого участники разрабатывали и распространяли в разных школах города информационные буклеты на английском языке «We'll remember the war forever» («Войны священные страницы навеки в памяти людской»), встречались с ветеранами и представляли свой творческий проект перед учениками начальной школы. В результате при школьном музее был организован клуб «Remembrance», одной из задач которого стала организация экскурсионной работы на иностранных языках (для гостей из Франции и Германии).
Возвращаясь к концепции ФГОС, где указаны требования к результатам освоения общеобразовательных программ (личностным, метапредметным и предметным), стоит отметить, что все они достигаются в процессе внеурочной деятельности. Один из самых серьёзных вопросов - как оценить то, что невозможно измерить, т. е. личностные результаты, которые можно структурировать в три блока: самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося; смыслообразование - поиск и установление личностного смысла, учения на основе устойчивой системы
108
учебно-познавательных и социальных мотивов; морально этическая ориентация - знание основных моральных норм, развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Как и учебная деятельность, внеурочная также имеет свои результаты, которые необходимо отслеживать. Эти результаты воспитанников наглядно отражены в «Портфеле достижений» каждого класса или группы, который имеет рефлексивный характер и способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост, свои достижения, определить направление дальнейшего пути) [4].
А воспитательные результаты отслеживаются в самостоятельных общественных действиях, например, в ходе реализации проектов.
В документах ФГОС подчёркивается, что внеурочная деятельность - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. В своей работе мы уделяем большое внимание сохранению преемственности между ступенями начального и основного общего образования в рамках реализации ФГОС. Считаем, что реализация рабочей программы, используемые формы, мониторинг занятости моих учеников внеурочной деятельностью по иностранному языку (55 % в 4-х , 50 % в 5-х классах) позволяют достичь поставленных целей.
Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует развитию творческой активности обучаемых, их эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры других стран, развивает культуру личности и помогает личностному самоопределению.
Список литературы
1. Колкер Л.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
2. Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе // Иностранные языки в школе. - № 3. - 2006.
3. Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия по английскому языку в начальной школе. - М.: Глобус, 2008. - 281 с.
4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. Совет Европы (французская и английская версии). — Страсбург, 2001; М.: Московский государственный лингвистический университет (русская версия), 2003.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
© Бородина Н.А., 2016