Научная статья на тему 'Организация единого воспитательного пространства для ранней профориентации кадетов'

Организация единого воспитательного пространства для ранней профориентации кадетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация единого воспитательного пространства для ранней профориентации кадетов»

Образование в регионах

Сатискова Лариса Васильевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ Ложковская СОШ Тихомиров Александр Евгеньевич,

заместитель директора по военной подготовке МОУ Ложковская СОШ

организация

единого воспитательного пространства для ранней профориентации кадетов

Прежде чем представить программу эксперимента, дадим небольшую информацию об эксперименте. С сентября 2007 года комитетом по народному образованию Солнечногорского района принято решение об открытии в нашей школе кадетских классов. С прошлого года обучение в нашей школе проводится по БУП-2004 года (оборонно-спортивный профиль). В настоящий момент нами набрано 5 классов (7, 8, 9, 10 и 11класс). В этих классах обучаются совместно кадеты и обычные школьники. Школа работает в режиме полного дня.

Тема программы эксперимента:

«Организация единого воспитательного пространства для ранней профориентации кадетов»

I. Актуальность эксперимента и практический задел

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения

проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

Этим и определяется необходимость создания школы кадетского типа, где обучение проводится по авторской программе «Военная подготовка кадетов», разработанной А.Е.Тихомировым - заместителем директора муниципального общеобразовательного учреждения Ложковская средняя общеобразовательная школа по военной подготовке.

До обеда у учащихся единая общешкольная программа. После обеда кадеты остаются в школе, и у них проводится самоподготовка, а также элективные курсы и кружковая работа.

Военная, физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется по дополнительной программе за счет факультативных занятий, кружков, элективных курсов, таких как: «Военная подготовка», «История военного искусства», «Парашютная подготовка», «Юный спасатель», «Этика и культура речи» и «Хореография».

Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Определение целей школы было проведено после анализа уровня развития школы на момент разработки программы развития МОУ Ложковская СОШ.

Итоги социальной диагностики микросоциума школы показали следующее:

• образовательный уровень родителей низкий (28% родителей не имеют среднего образования);

• наблюдается рост неблагополучных семей, где мало занимаются проблемами воспитания и образования (54% детей воспитываются в неполных семьях);

• школа отдалена от культурных центров (в деревне Ложки имеется ЦДК «Ложки»).

46

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Образование в регионах

С целью создания эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся в 2007 году началась экспериментальная деятельность школы. Решением педагогического совета № 24 от 31.08.2007г. в школе были открыты 4 кадетских класса (8-11). Целенаправленно изучая склонности и интересы учащихся и их родителей, учитывая социальный заказ общества, мы определили тип школы - школа с кадетскими классами. Разработали клятву кадета, Правила приема в кадетские классы, Положение о кадетских классах.

Построение инновационного образовательного пространства школы осуществляется через создание и апробацию новых программ, разработку и адаптацию новых педагогических технологий.

Компоненты учебного плана МОУ Ложковская СОШ находятся в полном соответствии с Федеральным базисным учебным планом (БУП-2004 года) и примерным учебным планом оборонно-спортивного профиля.

Создание вариативной модели организации учебновоспитательного процесса потребовало корректировки и изменения дополнительной программы обучения. В ней на первый план выдвигается формирование и развитие чувства верности гражданскому и профессиональному долгу, развитие специальных знаний и навыков, морально-психологических способностей и физической подготовки в период военной службы, учебы в военных училищах, профессионального самоопределения, воспитание общей культуры.

Воспитательная работа отражает интересы всех участников воспитательного процесса, их права, обязанности и ответственность.

Экспериментальная работа школы оформлена в виде Программы эксперимента.

Основания для разработки Программы эксперимента:

• Закон Российской Федерации «Об образовании»;

• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

• Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

• Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

• Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016г.

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»;

• Распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов);

• Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате);

Заказчик: Комитет по народному образованию администрации Солнечногорского муниципального района Московской области.

Разработчик: Муниципальное общеобразовательное учреждение Ложковская средняя общеобразовательная школа.

Цели эксперимента:

Разработать теоретически обоснованную и практически реализуемую муниципальную модель системы воспитательного пространства профориентации кадетов на основе принципов развивающего образования и доступности качественного образования.

II. Объект исследования

Воспитательные системы, направленные на профориентацию кадетов.

III. Предмет исследования

Воспитательные системы, направленные на профориентацию кадетов, основывающиеся на реализации принципов развивающего образования и доступности качественного образования.

Сроки реализации: 2008-2012гг.

Объёмы и источники финансирования: муниципальный бюджет, внебюджетные средства.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

1. Изменение социально-педагогической инфраструктуры школы, целенаправленной на создание условий и возможностей для полной занятости кадетов.

2. Создание системы дополнительного образования кадетов за счёт кружковой работы и элективных курсов.

3. Снижение количества детей группы риска, обеспечение социальной защиты детей и подростков.

4. Обеспечение преемственности, дифференциации и интеграции общего и дополнительного образования.

5. Присвоение школе статуса «Кадетская школа».

Обоснование

концептуальных позиций эксперимента

Раскрытие, развитие и реализация гражданского потенциала в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса.

Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности школьника: гражданского; нравственного; познавательного; коммуникативного; физического; художественного.

Наша модель выпускника - кадета ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Так как стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, то в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения в школе направлено на создание условий гражданскопатриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

Из этого вытекают следующие задачи воспитания:

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

47

Образование в регионах

1. Приобщение к духовным ценностям своего народа, воспитание гражданственности.

2. Гармонизация отношений в общешкольном коллективе, развитие самосознания и самовоспитания учащихся.

3. Развитие потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственной подготовленности к семейной жизни;

4. Объединение учебно-воспитательной деятельности с другими общественными институтами, предприятиями и организациями.

Главным критерием оценки будет уровень развития у учащихся личностных свойств, присущих кадетам:

- качественное приращение мировоззрения;

- устойчивость познавательных интересов;

- владение способами познания.

Другими критериями будут:

- наличие в воспитательной системе элементов военизированного воспитания;

- выполнение клятвы кадета;

- ношение военной формы и атрибутики;

- подчинение требованиям вышестоящих органов;

- умение жить в условиях внутреннего самоуправления и некоторые другие.

IV. Идеи эксперимента

1. Приобщение к ведущим духовным ценностям своего народа, воспитание гражданственности.

2. Гармонизация отношений в общешкольном коллективе, развитие самосознания и самовоспитания учащихся.

3. Развитие потребности в здоровом образе жизни; формирование нравственной подготовленности к семейной жизни.

4. Объединение учебно-воспитательной деятельности с другими общественными институтами, предприятиями и организациями.

Главным критерием оценки будет уровень развития личностных свойств, качественное приращение мировоззрения, устойчивость познавательных интересов, владение способами познания.

Для педагогического стиля учителя в таком учебном процессе характерны доверительность и непринужденность к воспитанникам.

Воспитательная система включает элементы военизированного воспитания: выполнение клятвы кадета, ношение военной формы и атрибутики, подчинение требованиям вышестоящих органов, умение жить в условиях внутреннего самоуправления.

V. Цель, задачи и этапы эксперимента

Цель: создать эффективные условия для формирования гражданско-патриотических качеств личности кадетов с учетом их возрастных особенностей.

Основные задачи эксперимента:

• формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

• воспитать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

• совершенствовать нравственные качества, воспитывать достойных патриотов и защитников Отечества через систему правил и норм кадетской школы;

• формировать способность к самоопределению через профориентацию, развивая специальные знания и навыки в физической подготовке в период военной службы, учебе в военных училищах и в продолжение дальнейшего обучения;

• формировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Этапы реализации эксперимента:

1. Организационный (с сентября 2007 г. по август 2008 г.).

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.

2. Основной этап (сентябрь 2008 г. - май 2011 г.).

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

3. Обобщающий (2011 - 2012 гг.).

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VI. прогнозируемые результаты эксперимента

В патриотическом и гражданском воспитании педагогический коллектив видит мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся, воспитание личности гуманной, креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать, сострадать.

Таким образом, изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования в целом и организации учебновоспитательного процесса нашей школы, важнейшей задачей которого является успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе - это прогнозируемый результат экспериментальной деятельности школы.

Управление программой

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора по УВР, ВР, кадетскому воспитанию.

В рамках школы кадетского типа планируется проведение мероприятий, связанных с гражданскопатриотическим воспитанием учащихся:

- день принятия Торжественной присяги;

- проведение смотров строя и песни;

48

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Образование в регионах

Самоуправление в МОУ Ложковская СОШ строится по следующей схеме:

- встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий в локальных войнах;

- посещение воспитанниками в\ч 44684, организация совместных мероприятий;

- участие во всех районных и областн ых военноспортивных мероприятиях;

- проведение военно-спортивных праздников в школе.

В результате этого педагогический коллектив планирует изменить уровень организации воспитания молодого поколения на более высокой правовой и м ето-дической основе.

Обучение в одну смену позволило упорядочить расписание внеклассных мероприятий, кружков, спортивных секций, элективных курсов по основам военной подготовки.

Посещение учащимися школы находится под постоянным контролем; школьников, состоящих на учете в ИДН, нет.

Но на сегодняшний день остаются нерешёнными следующие проблемы:

- нестабильность взаимосвязей между отдельными классными руководителями и психологической службой школы, некоторыми родителями и педагогами;

- нестабильность связей между коллективом ЦДК «Ложки» и педагогическим коллективом школы;

- слабо осуществляется связь с военнослужащими в/ч 44684.

Мы стараемся решать эти проблемы совместно с педагогами, родителями и учащимися.

Главная задача Российской образовательной политики - обеспечение доступности качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства для всех социальных категорий детей и подростков.

В Программе используются следующие определения и понятия:

Социальная защита детства (СЗД) - осуществляется общественностью района и его официальными структурами путем создания условий организационных, правовых, финансово-экономических, медицинских, социально-психолого-педагогических, гарантирующих успешную жизнедеятельность, обучение, вос-

питание и гармоническое развитие каждого ребенка, жителя города.

Показатели социальной защищенности детства:

• интегративный показатель материального положения,

• интегративный показатель демографии,

• интегративный показатель здоровья,

• интеграти вный показатель учреждений

социально-педагогической инфраструктуры,

• интегративный показатель криминальных проявлений.

Модель социальной защиты детства (МСЗД) -

выстраивается по парадигме развивающего образования, о беспечивающей каждому ребенку:

• полноценное личностное развитие;

• становление субъектности, необходимой для собственного саморазвития;

• удовлетворение индивидуальных интересов и развитие способностей;

• становление жизненно важных ценностей и смыслов;

• успешную социализацию и активную самореализацию в интересах развития региона и развития каждого школьника.

Модель создается при проведении формирующего эксперимента и выполняет следующие функции:

гуманистическая, охранно-защитная, профилактическая, адаптивная, социально-педагогической поддержки.

Концепция развивающего образования - обосновывает интеграцию процессов обучения и воспитания при организации целенаправленного здоровьесбережения и активной социализации обучающихся; при этом базируется на идее саморазвития, самореализации школьников как субъектов личностного развития и призвана обеспечить становление индивидуальности каждого ребенка.

Оценка состояния

социальной защиты детства в районе

Социокультурные предпосылки в Солнечногорском районе: численность детей, подростков и молодежи района в возрасте до 16 лет ежегодно увеличивается. Именно эта категория населения района пользуется

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

49

Образование в регионах

услугами учреждений дошкольного, среднего, специального (коррекционного) и дополнительного образования. На начало 2006 года прирост рождаемости по сравнению с 2002 г. составил 12,6%.

Дошкольные образовательные учреждения - 32 (в них воспитывается 7731 ребенок), из них: 3218 детей воспитываются в д/с района, 1339 детей воспитываются в ДОУ соседнего района. Общеобразовательные учреждения - 31 (11856 детей), из них: 9914 обучаются в районе, 1942 ребенка обучаются в школах соседнего района. Из общего количества детей (19587) группу риска составляют 2217 детей.

Отсюда следует ряд проблем: наличие 2217 детей группы риска говорит об отсутствии системы целенаправленной социальной защиты детства, ежедневный выезд 3218 детей в соседний район в детские сады и школы приводят: к наличию свободных мест в образовательных учреждениях района, к некоторой бесконтрольности территории за детьми, уезжающими на учебу в другие территории, к нарушению притока рабочей силы на предприятия территории вследствие того, что выучившись на другой территории, ученик, как правило, ищет там профессиональное образование и работу.

В большинстве сельских населенных пунктов района школа осталась единственным местом воспитательной и культурной деятельности. Однако, потенциальные образовательные ресурсы, воспитательные функции учреждений общего образования не всегда используются в полном объеме. Поэтому целесообразно на граничных территориях района создание сельских социально-культурных комплексов.

Существование этих проблем и недостатков не позволяет достигать желаемого результата и обуславливает потребность в координации и направленности усилий всех образовательных учреждений и социума по созданию конкурентоспособных, а также комфортных (адекватных, оптимальных) условий для функционирования и дальнейшего развития образования в районе.

Нормативные предпосылки

Современными нормативными основами развития образования как Российской Федерации в целом, так и непосредственно Солнечногорского муниципального района являются правовые акты международного, федерального и регионального (межведомственного и ведомственного) уровней: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Конвенция ООН о правах ребенка; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 г.; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 г.

Документы концептуального характера, определяющие основные идеи и перспективы модернизации и развития российского образования на период до 2010

года, национальной образовательной политики и т.д., раскрывают сущность государственного заказа на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Данный заказ определяет цель и результат образования и воспитания в современных социокультурных условиях.

III. Цели и задачи Программы

Цель - разработать муниципальную систему социальной защиты детства, теоретически обоснованную и практически реализуемую на основе принципов развивающего образования для создания единого образовательного пространства (интеграция общего, дополнительного, предшкольного образования).

Задачи:

• Обосновать сущность теоретических положений, составляющих методическую, теоретическую и практическую основу социальной защиты детства в контексте парадигмы развивающего образования.

• Провести социологическое исследование потребностей и социальных запросов родительского сообщества в образовательных услугах.

• Разработать концептуальные положения и региональную модель социальной защиты детства, определить организационно-педагогические, социальноэкономические и правовые условия ее эффективной реализации.

• Обеспечить профессиональную подготовку педагогических кадров, необходимую для реализации модели СЗД.

Гипотеза формирующего эксперимента

При реализации разработанной модели социальной защиты детства будут обеспечены оптимальная занятость детей и подростков в районе, контроль и патронаж детям, обучающимся на других территориях, будут созданы благоприятные условия каждому ребенку для личностного развития, успешной социализации, защиты и интеграции в общество, если:

- проблемы детства и юношества выступят ценностно-целевыми установками общественного сознания и общественного внимания региона;

- организационной основой построения данной муниципальной модели выступит единое образовательное пространство (конкурентоспособное);

- педагогической основой выступит концепция развивающего образования, обеспечивающего социальную активность, здоровьесбережение, высокую нравственность.

Этапы формирующего эксперимента

1 этап -2008 г.

Осмысление теоретических идей социальной защиты детства. Поиск концептуальных оснований проектирования муниципальной модели СЗД. Создание условий для ее реализации. Социологическое исследование социальных потребностей и запросов родительского сообщества на образовательные услуги.

50

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Образование в регионах

2 этап -2009 г.

Переподготовка педагогических кадров. Пилотажная апробация технологии развивающего образования на экспериментальной модели СЗД в общем, дополнительном и предшкольном образовании. Широкое вовлечение в образовательную деятельность и детей, обучающихся на других территориях.

3 этап - 2010 г.

Проведение опытно - экспериментальной работы по проверке эффективности социально-педагогической поддержки детства в детских учреждениях района. Мониторинг состояния СЗД, контроль за состоянием детей группы риска.

4 этап - 2011 г.

Уточнение концептуальных положений формирующего эксперимента. Подготовка и публикация учебных и методических пособий и рекомендаций ресурсных образовательных учреждений. Трансляция инновационного опыта в другие образовательные учреждения района.

5 этап - 2012 г.

Запуск модели СЗД в районе в полном объеме. Экспертная оценка эффективности модели. Трансляция опыта СЗД в другие регионы.

План реализации Программы:

1. Формирование концепции, программ развития ОУ на основе результатов социологических исследований. Обучающие семинары для участников экспериментальной деятельности по основам развивающего образования, круглые столы по обсуждению социологических исследований.

2. Реализация проекта на базе ресурсных ОУ района, совместная деятельность с культурносоциальными, общественными структурами района. Интеграция и дифференциация общего, дополнительного и предшкольного образования.

3. Корректировка программ, создание системы методического сопровождения проекта. Публикации программ, элективных курсов, методических рекомендаций педагогов ресурсных образовательных учреждений.

4. Изучение количественного и качественного состояния детей и подростков группы риска, анализ эффективности проекта, расширение сети ОУ района, участвующих в проекте.

5. Обобщение результатов экспериментальной деятельности, распространение позитивного опыта в другие регионы.

Ожидаемый конечный результат реализации Программы:

• Изменение социально-педагогической инфраструктуры района, целенаправленной на создание условий и возможностей для получения достойного конкурентоспособного образования.

• Развитие социальной компетентности. Личностный рост детей и подростков всех социальных категорий, включенность в различные виды внеучебной деятельности (клубы, кружки, секции); активная субъектная позиция, обеспечивающая различные достижения (победы на конкурсах, олимпиадах, различных соревнованиях); участие в социально значимой деятельности (акции по защите детства, помощь нуждающимся детям, инвалидам, просвещение в вопросах социальной защиты и прав ребенка и т.д.); участие в личностно-ценностной деятельности (развитие индивидуальности, своих способностей и интересов, духовно-нравственных качеств, укрепление своего здоровья, освоение основ непрерывного самообразования, качеств толерантности, ценностно-смыслового сознания) . Как следствие - уменьшение группы риска.

• Обеспечение социальной зрелости к окончанию средней общеобразовательной школы (активная гражданская позиция, патриотизм, любовь к малой родине, высокая гражданская ответственность, способность успешно реализовать свои знания в быстро изменяющемся мире, ранняя профориентационная подготовка).

беднарчик Анна Андреевна,

ГОУ ДОД «Детская школа народных ремесел» г. Архангельск

ДЕТСКАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ

Секреты ремесел, их техника передаются из рода в род на протяжении многих поколений. Эти ремесла, имевшие в прошлом широкое распространение, впоследствии были вытеснены из повседневной жизни крестьян и стали этнографической редкостью, сохранившейся лишь в отдельных сельских районах. В народном, художественном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

времен, народная точка зрения на мир. На протяжении веков безвестные мастера создавали необходимые для жизни вещи, умели видеть прекрасное в обыденном. В создании предметов домашнего обихода они вкладывали свой талант, мастерство, чувство меры, красоты, целесообразности. Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, это корни,

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.