Научная статья на тему 'Кадетская школа как эффективное условие гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся'

Кадетская школа как эффективное условие гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НОВАЯ МИССИЯ ШКОЛЫ / КАДЕТСКАЯ ШКОЛА / СИМБИОЗ ВОЕННЫХ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ / СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ НА ГРАЖДАНСКОМ И ВОЕННОМ ПОПРИЩЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщеговский Григорий Михайлович

Автор обращает внимание на совокупность условий, созданных в кадетской школе, способствующих успешному гражданско-патриотическому обучению и воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борщеговский Григорий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадетская школа как эффективное условие гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся»

Автор обращает внимание на совокупность условий, созданных в кадетской школе, способствующих успешному гражданско-патриотическому обучению и воспитанию.

Борщеговский Григорий Михайлович,

директор

МОУ «Кадетская школа № 1 им. Ф.Ф. Ушакова» г.Хабаровск, Хабаровский край [email protected]

КАДЕТСКАЯ ШКОЛА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Возможно ли обеспечение высокого качества образования через создание многомерной модели школы как симбиоза военных традиций и инноваций?

Ключевые слова: качество образования; новая миссия школы; кадетская школа, симбиоз военных традиций и инноваций; служение Отечеству на гражданском и военном поприще.

Кадетская школа № 1 имени Ф.Ф.Ушакова находится на окраине города, в Краснофлотском районе. Школу окружают дома частного сектора, поэтому школьный двор считается двором детства многих мальчишек и девчонок уже в течение 72 лет. И вот на базе 17 школы в 2002 году было создано ДОО «Кадет». 15 лет назад директором школы стал Борщеговский Г.М. - бывший военный, благодаря ему, в школе много внимания стало уделяться военным соревнованиям и играм. В 1999 году был создан отряд «Штык» для участия в городской военно-спортивной игре. Желающих попасть в него было много, появилась идея создать детское общественное объединение военнопатриотического направления, и им стало объединение «Кадет». Почему «Кадет»?

Борщеговский Г.М. служил в Морфлоте, стал учителем истории и увлёк ребят рассказами об исторических лицах, полководцах, героях войн. Всегда в пример ребятам ставил адмирала русского флота Ф.Ф. Ушакова, который учился когда-то в морском кадетском корпусе. Отсюда и пошло название «Кадет». В 2002 г. 12 октября в кадеты приняли 150 человек. Сейчас в ДОО обучается 474 учащихся. Образование ДОО дало толчок для экспериментальной работы. С 2004 по 2006 годы педагогический коллектив осуществлял опытно - экспериментальную работу по теме: «Пограничный класс как наиболее эффективное условие гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся». С 2007 года школа - муниципальная экспериментальная площадка, тема эксперимента «Кадетское образование как условие формирования высокообразованной социально-активной личности».

Миссия школы сегодня - способствовать становлению ребенка как высокообразованной и общественно активной личности, готовой к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Цель инновационной работы - обеспечение высокого качества образования через создание многомерной модели школы как симбиоза военных традиций и инноваций.

Инновация заключается в создании образовательной среды, которая способствует развитию духовности и патриотизма и основана на социальном партнерстве ребенка, педагога, детского коллектива.

Образование - двухсторонний процесс, основное условие - создание свободного пространства для учителя и ученика.

Деятельность педагогов направлена на погружение ребенка и детского коллектива в мир общественных отношений с учетом их зоны ближайшего развития. Для этого нам предстоит педагогику необходимости заменить на педагогику свободы. Что мы понимаем под педагогикой свободы?

Для ребенка это:

- Право выбора саморазвития и самоопределения в системе общего и дополнительного образования

- Участие в конкурсах, проектах, программах различной направленности

- Право примерить на себя различные социальные роли, в том числе профессию военного.

- Самостоятельно определять форму презентации своих учебных достижений (портфолио и зачетная книжка)

Для учителя это:

- возможность внутрифирменного обучения по различным видам деятельности;

- участие в конкурсах, проектах и программах различного уровня;

- выбор вариативной части УМК, возможность создания авторских программ элективных курсов;

- индивидуализация оценки достижений учащихся;

- внедрение новых образовательных технологий, для реализации модели непрерывного образования.

Переход на педагогику свободы предполагает создание интеграционной образовательной среды, где приоритетным является раскрытие духовнонравственного потенциала личности кадета.

В школе разработана модель самоуправления. С целью создания системы патриотического и духовнонравственного воспитания в школе принята программа воспитания «Верные сыны Отечества». В уставе определены права и обязанности кадетов, разработаны правила поведения, поощрения и наказания, налагаемые на кадета, различные инструкции, такие как: помощника дежурного по школе, дневального у входа в школу, доклады премьер-кадетов и старшего кадета. Каждое утро начинается с построения, осмотра внешнего вида. Построение проводит военрук, или командир роты. Затем идёт зарядка, для которой есть специальный комплекс военно-спортивных упражнений. После зарядки кадеты расходятся по кабинетам, в кабинетах класс перед началом занятий строит премьер-кадет, затем докладывает учителю о готовности класса к уроку.

В результате проведения школьного конкурса мы имеем свою символику: эмблему, флаг, гимн, нагрудный знак, который вручается за высокие показатели в учёбе и дисциплине. Наша знамённая группа известна в городе, её приглашают на обслуживание торжественных мероприятий, связанных с историческими знаменательными датами страны, края и города.

У нас сложился свои интересные традиции, это:

- линейка, посвященная Дню памяти жертв фашизма-9 сентября;

- туристический слёт «По лесным тропам», посвящённый образованию Хабаровского края в конце сентября;

- День кадета 12 октября;

- День матери в ноябре;

- принятие присяги воинов в/ч3800 на базе нашей школы;

- участие в месячнике военно-патриотической работы;

- участие в городской военно-спортивной игре «Патриот»;

- участие в городском конкурсе за право несения Вахты Памяти на Посту №1;

- КТД «Сын Отечества», посвящённое Дню рождения Ф.Ф.Ушакова. За честь носить его имя борется наша школа;

- «Голубой огонёк» для ветеранов ВОВ и тружеников тыла 5 мая;

- участие в социально-значимых акциях: «Ветеран живёт рядом», «Подарок воину», «Я - гражданин России», «Двор моего детства», «Сделаем город чистым».

- ежемесячный смотр-конкурс песни и строя кадетских классов с использованием государственных символов России и школьной кадетской символики, в жюри приглашаем ветеранов ВОВ и ВС, курсантов пограничного института.

В школе круглогодично работает отряд «Милосердие» в количестве 20 человек, это учащиеся 5-9 классов. Наши кадеты посещают ветеранов на дому с целью оказания им посильной помощи: помогают сделать

уборку в доме, покупают лекарства, продукты питания, поздравляют с такими праздниками как Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День пожилого человека, Днём рождения. Ребята берут интервью у ветеранов, записывают рассказы членов семей, и на основе этого материала оформляют альбом «Герои живут рядом». Приглашают ветеранов на смотры-конкурсы строя и песни, Голубой огонёк. 2-й год подряд участники отряда «Милосердие» принимают участие в городской научно-практической конференции «Судьба человека в российской истории 20 века». 3 работы наших ребят признаны лучшими на этой конференции и вошли в ежегодно издаваемый сборник «Память сердца». ДОО «Кадет» в тесном контакте работает с Советом ветеранов Краснофлотского района.

В течение месячника военно-патриотической работы учащиеся старших классов посещают наших шефов в в/ч 3800, где знакомятся с учебно-материальной базой, смотрят караульное помещение, порядок несения караульной службы, выставку стрелкового оружия. Ко Дню защитника Отечества обязательно приходим в часть с большим концертом и подарками. Уже традицией стало проведение в нашей школе в торжественной обстановке военной присяги. На ней присутствуют родители воинов и наши старшеклассники, которые поздравляют солдат с таким значительным событием в их жизни. Под руководством военных на базе в/ч 3800 проходит ежегодная игра «Зарница». 1раз в месяц согласно совместному плану с в/ч 3800 классы пограничного профиля - выезжают на полигон и проводят там плановые учения по стрельбе. А в начале июня на базе в/ч согласно учебной программе по ОБЖ для кадетов 6-10 взводов в течение 5 дней проходят военно-полевые сборы.

Приписные свидетельства учащимся 11-го класса Краснофлотский военкомат всегда вручает на линейке всей школы в торжественной обстановке. В этом году мы обращались с ходатайством в Пограничный институт с тем, чтобы наших бывших выпускников, а теперь уже курсантов этого института отпускали после занятий к нам в школу, где бы они занимались подготовкой наших кадетов к военно-спортивной игре «Патриот». Наше ходатайство было удовлетворено. 2-й год подряд наших будущих выпускников приглашают в качестве гостей на принятие курсантами военной присяги. С каждым годом совместная работа по военнопатриотическому воспитанию с этим институтом становится плодотворнее.

С созданием ДОО «Кадет» связано введение обязательной формы: в профильных пограничных классах - камуфляж, головным убором является зелёный берет, в остальных классах - рубашка желтого цвета, чёрные брюки, китель, головной убор-пилотка, фуражка; зимняя форма одежды: шинель шапка.

С целью реализации творческих, интеллектуальных и организаторских способностей в школе создана программа дополнительного образования «Школа очаровательных увлечений». Параллельно со «Школой очаровательных увлечений» работает для 5-6 взводов школа полного дня, которая обеспечивает полноценное пребывание ребенка в школе течение всего дня.

Опыт работы кадетской школы является востребованным в городе и крае. Об этом свидетельствуют

мероприятия по дессиминации инновационного опыта учреждения. С 2006 года по 2008 год было проведено 6 городских семинаров для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Обобщён опыт учителей по использованию современных образовательных технологий. Директор школы Борщегов-ский Григорий Михайлович активный участник Все-

российского семинара для директоров кадетских школ и корпусов в Москве и Санкт-Петербурге.

Таким образом, образовательная среда, созданная в кадетской школе, направлена на создание новой школы как многомерного развивающего образовательного пространства, что отвечает задачам модернизации образования.

Автор делится результатами экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении «Центр развития ребенка - Детский сад «Тундровичок».

Дельгас Галина Валентиновна,

заведующий высшей категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 8 «Центр развития ребенка - Детский сад «Тундровичок»

г. Норильск

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Как экспериментальная работа может помочь развитию детского сада?

Ключевые слова: инновационная и экспериментальная деятельность педагогов; «комплексы» развития; базисная программа

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого инновационного потенциала, всех работников системы дошкольного образования.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а многие дошкольные учреждения. Инновационные преобразования приобретают системный характер, являются одним из условий реформирования детского сада, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Одним из важных моментов по внедрению инноваций должна быть подготовка педагогов, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность. При этом важно создать условия для появления у воспитателей внутренней установки, своеобразного отношения к собственному развитию. За этим стоит огромный труд мой, как руководителя, по созданию у педагогов стремления, желания начать эксперимент, понимания необходимости освоения его техники и методологии.

Поэтому для развития учреждения был разработан целый комплекс условий для успешной работы в режиме инноваций и эксперимента:

1. Концепция и программа развития детского сада.

2. Моделирование воспитательно-образовательного процесса как системы, помогающий саморазвитию личности.

3. Проведение в учреждении инновационной и экспериментальной работы.

4. Сплоченный общей целью коллектив - дети, педагоги, родители.

5. Организация оптимальной системы внутри садовского контроля и самоуправления.

6. Материально-техническая база, достаточная для оформления предметно-нравственной среды.

7. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами родителей.

Работа детского сада в инновационном и экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педаго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.