Научная статья на тему 'История, концепции и технологии воспитания патриотизма и готовности к защите Отечества'

История, концепции и технологии воспитания патриотизма и готовности к защите Отечества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4384
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ГОТОВНОСТЬ К ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / PATRIOTISM / EDUCATION OF PATRIOTISM / READINESS FOR PROTECTION OF THE FATHERLAND / EDUCATION OF YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинов Сергей Александрович

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты истории и современного состояния теории и практики патриотического воспитания российских граждан, формирования у них готовности к защите Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History, concepts and technologies of education of patriotism and readiness for protection of the fatherland

The article covers the theoretical and practical aspects of the history and modern condition of the theory and practice of patriotic education of Russian citizens, forming of their readiness to protect the fatherland.

Текст научной работы на тему «История, концепции и технологии воспитания патриотизма и готовности к защите Отечества»

С. А. Константинов

ИСТОРИЯ, КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГОТОВНОСТИ К ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА

Работа представлена кафедрой педагогики Университета МВД.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты истории и современного состояния теории и практики патриотического воспитания российских граждан, формирования у них готовности к защите Отечества.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание патриотизма, готовность к защите Отечества, воспитание молодежи.

S. Konstantinov

HISTORY, CONCEPTS AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION OF PATRIOTISM AND READINESS FOR PROTECTION OF THE FATHERLAND

The article covers the theoretical and practical aspects of the history and modern condition of the theory and practice ofpatriotic education of Russian citizens, forming of their readiness to protect the fatherland.

Key words: patriotism, education ofpatriotism, readiness for protection of the fatherland, education of youth.

В принятой в мае 2009 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. в числе важнейших ценностей, наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, свободы и независимости Российского государства, мира многонационального народа Российской Федерации, особо отмечается патриотизм. Воспитание патриотизма является существенной предпосылкой для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития Российской Федерации в одну из лидирующих держав.

С учетом этого в современных условиях все более важной проблемой общества, государства, системы образования становится изучение истории, опыта и на этой основе разработка концепций и технологий воспитания патриотизма, гражданственности, обеспечивающих формирование высоких патриотических качеств россиян, их готовности к защите Отечества.

В принятой в 2003 г. Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации отмечается, что «коренные преобразования в стране конца ХХ - начала XXI в., определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании его граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма» [1].

Одной из главных причин кризиса, особенно остро проявившегося в воспитании

в 1990-е гг., явилось отсутствие соответствующих мировоззренческих и идейных основ. Прежняя теоретическая база этих основ была разрушена, а новая еще не в полной мере создана, хотя все более активно формируется. Вследствие этого теория и практика лишились и до начала XXI в. не имели сколько-нибудь определенных ценностно-значимых ориентиров, а также долговременной научно обоснованной стратегии духовного развития общества.

Между тем необходимость разработки идейных, духовных основ воспитания становится все более насущной. Следует заметить, что теоретико-формирующей составляющей воспитания является идеология, поскольку вооружает системой духовно-ценностных ориентаций. Обладая развивающей функцией, идеология способствует активному осмыслению важнейших проблем реальной действительности и их конструктивному разрешению.

В условиях экономического кризиса патриотизм призван дать новый импульс развитию России, духовному подъему народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.

В системе учебных заведений, в связи с осложнением международной ситуации, глобальной угрозой терроризма, возрастанием значимости морально-психологической подготовки молодежи к жизни, к защите Отечества, неотъемлемой стороной образовательного процесса становится воспитание патриотизма,

чувства долга, ответственности и дисциплинированности.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определено, что комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации [2]. Однако приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

Основными направлениями воспитания патриотизма в современных условиях становятся:

• формирование гражданско-патриотического отношения к государству (государственно патриотическое воспитание, ориентированное на национальные интересы патриотизм, чувство долга);

• формирование отношения к обществу (гражданское воспитание, ориентированное на воспитание социальных качеств личности - гражданственности, уважения к закону, социальной активности и ответственности);

• формирование отношения к культуре (приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности);

• формирование отношения к профессии (понимание общественной значимости своей профессии, ответственности за качество своего труда);

• формирование отношения к своей собственной личности как уникальной ценности и в то же время части общества, нации, государства.

Патриотическое воспитание граждан России неразрывно связано с формированием любви к Родине, которая воплощается в служении ее интересам и является силой, которая укрепляет связь между народами нашего государства. История свидетельствует, что воспитание патриотизма, готовности защитить свою Родину от врагов во все

времена являлось гарантом безопасности государства.

Анализируя понятие «патриотизм» в различных источниках, можно выделить сходные значения: любовь и преданность Отечеству; уважение к культуре и лучшим национальным традициям; сознание гражданской ответственности за судьбу Отечества; готовность защищать интересы Родины.

С понятием «патриотизм» сопряжено понятие «гражданственность». Гражданственность понимается как сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству. Это не только «сознание гражданской ответственности за судьбу государства». Согласно Конституции РФ в понятие «обязанность по отношению к государству» входит «защита Отечества», которая является «долгом и обязанностью гражданина».

Таким образом, понятия «патриотизм» и «гражданственность» органически связаны друг с другом.

Во все времена, когда общества были объединены в государства, патриотическое воспитание было неразрывно связано с подготовкой граждан к защите и укреплению своего государства. Патриотическое воспитание молодежи в России издавна было обусловлено тем, что на долю нашего Отечества за его многовековую историю выпало немало тяжких испытаний. С детства каждый мальчик готовился стать воином-защитником. В нем воспитывалась ответственность за семью, свое поселение. Чувство долга поднимало юношей на защиту родной земли.

Одним из первых военно-учебных заведений, которое стало заниматься патриотическим (военно-патриотическим) воспитанием молодежи, стал первый кадетский корпус, открытый в 1732 г. Затем Россия начала наращивать число учреждений, ответственных за патриотическое воспитание. История показывает, что проблема патриотического воспитания в России всегда стояла на первом месте.

В новый исторический период проблема воспитания патриотизма, подготовки молодежи к защите рубежей современной России остается актуальной. Сегодня употребление понятия «вероятный противник» считается

некорректным, однако понятие «противник» существует. Этим словом обозначается тот, кто противодействует кому или чему-нибудь, враждебно относится к кому или чему-нибудь [3].

Педагогические аспекты и методы воспитания патриотизма рассматривались в работах Д. Локка, Р. Оуэна, Дж. Бэдли, Э. Демолена, Н. Коупленда, С. Френе, Н. И. Алпатова, А. В. Барабанщикова, П. О. Бобровского, А. Д. Бутовского, К. Н. Вентцеля, П. Ф. Капте-рева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Н. Ф. Феденко и др.

Проведенное в 2007-2008 гг. в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга исследование показало, что процесс формирования патриотических качеств подростков и молодежи может быть результативным при реализации следующих социально-педагогических условий:

• направленность образовательного и воспитательного процесса на формирование гражданской позиции, патриотических качеств;

• использование воспитательного потенциала общеобразовательных и специальных дисциплин;

• формирование патриотических качеств в процессе практической и морально-психологической подготовки к жизни;

• организация практической деятельности внешкольных общественных объединений патриотической направленности.

В России народное образование стало развиваться с открытия по указу Петра I Цифирных школ (1714). С 1732 г. в России начинают создаваться кадетские корпуса, которые стали центрами образования и патриотического воспитания молодежи в российском обществе.

Директор первого кадетского корпуса в Санкт-Петербурге генерал-поручик И. И. Бецкой главное назначение корпуса видел в том, чтобы служить «рассадником великих русских людей». В реализации этой цели первое место он отводил воспитанию. Самое верное нравственно-воспитательное средство, считал И. И. Бецкой, это соответствующая моральная среда, живые образцы высоких нравственных качеств, окружающие воспитанника.

При М. И. Кутузове в этом корпусе происходит усиление военной направленности обучения и воспитания. С этой целью стали преподавать тактику и военную историю, и каждый год открывались в кадетском корпусе обязательные для старших воспитанников летние тренировочные лагеря. Вся воспитательная система способствовала формированию у кадетов гражданского самосознания и патриотических чувств.

Качество подготовки офицерских кадров зависело от организации и содержания нравственного, умственного и физического воспитания. Цель умственного образования, по «Уставу» 1830 г., заключалась в том, чтобы довести их до той степени знаний, которая «признана нужною, сообразно с целью воспитания вообще и с развитием в них твердого убеждения в пользе образования как источника гражданских и общественных добродетелей, учение должно иметь влияние и на нравственность, на связь чувств сердца и воли человека, от которых рождаются все его поступки».

Для умственного воспитания и образования в «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений» (1849), предлагался учебный курс, который содержал как общеобразовательные предметы (Закон Божий, русский и иностранные языки, науки математические и естественные и т. д.), так и науки военные (артиллерия, фортификация и т. д.). В «Наставлении» большое внимание уделялось здоровью, физическому развитию и «усовершенствованию телесных сил воспитанников», чтобы сделать их «способными к перенесению трудов военной жизни» [4].

В кадетских корпусах дореволюционной России содержание патриотического воспитания включало умственное, нравственное и физическое воспитание. В процессе познавательно-умственной деятельности кадеты изучали иностранные языки, географию, историю, мифологию, геометрию, а также военные предметы: артиллерию, фортификацию и др. Кадетам преподавали политическую историю, статистику Российской империи, государственные законы. История рассматривалась в учебных планах как предмет, открывающий «завесу древности». География давала,

необходимые сведения о театрах военных действий. Изучение механики, гидравлики, высшей геометрии, аэрометрии, химии и основ экспериментальной физики - создавало общетеоретический фундамент для освоения артиллерии и фортификации.

Основы нравственности воспитанники получали на уроках словесности, законоведения. Содержание нравственного воспитания в военно-учебных заведениях дореволюционной России кроме нравственных принципов и обязанностей включало также трудовые, религиозные, эстетические, патриотические, правовые аспекты воспитательной деятельности.

Морально-психологическая готовность кадетов воспитывалась в процессе учебы, труда, требующих терпения и воли, а воинская готовность - в результате воинских учений. Важным средством военно-патриотического воспитания являлась физическая подготовка, которая способствовала развитию силы, выносливости, морально-волевых качеств и психологической подготовки для выполнения воинского долга по защите Отечества.

Интенсивная разработка научной педагогики началась в середине XIX в., что было обусловлено подъемом общественно-педагогического движения и широкими преобразованиями школьного дела. В то время главной гражданской обязанностью учащихся уездных училищ и гимназий было беспрекословное подчинение и верная служба Богу и царю.

Основой педагогической системы стало требование К. Д. Ушинского о демократизации народного образования и идея народности воспитания, признание деятельной сущности человека, труда как фактора жизни и воспитания, труда умственного и труда физического. К. Д. Ушинский считал, что от методов преподавания зависит нравственное воспитание детей. Он разработал теорию гармоничного развития подрастающего человека [5].

В 1889 г. были введены новые программы, включающие курс «законоведение» - основные понятия о нравственности, праве и общежитии. Общее направление воспитания в кадетских корпусах основывалось «на любви к Богу, на благоговении к постановлениям

Святой Его Церкви, на сыновней преданности престолу, на бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании долга семейного и общественного, военного и гражданского», - писал генерал Я. И. Ростовцев [6].

Системы образования и патриотического воспитания в Кадетских Корпусах постоянно совершенствовались. Они выпускали в течение почти двухсот лет многие тысячи физически и нравственно здоровых, прекрасно воспитанных и хорошо образованных военных и гражданских специалистов-патриотов на благо нашего Отечества. В 1918 г. в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты.

С 1908 г. в России начали свою деятельность первые организации скаутов. Это новое течение в организации досуга детей через игровую и трудовую деятельность играло большую роль в военно-патриотическом воспитании детей, но просуществовало только до Октябрьской революции.

К. Н. Вентцель выделил три важнейшие сферы человеческой деятельности: этическую, направленную на осуществление нравственного идеала; педагогическую, имеющую в виду воспитательные задачи; политическую, задача которой состояла в изменении форм общественной жизни. На первый план он выдвигал задачу нравственного совершенствования личности [7].

Проблемы воспитания человека в коллективе решал известный советский педагог А. С. Макаренко. Он разработал методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. А. С. Макаренко наполнил понимание коллектива новыми элементами. Его организационно-педагогические находки - разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление -развивали чувство товарищества, качества лидеров, ответственное участие в общественной жизни. Основную задачу воспитания А. С. Макаренко видел в подготовке нового человека, в воспитании человека-творца, че-ловека-гражданина, человека-патриота [8].

В Советском Союзе воспитание патриотизма рассматривалось, главным образом, как военно-патриотическое. Исторически сложилось так, что Великая Отечественная война, а затем нараставшее политико-идеологическое противопоставление СССР западным странам, т.е. период холодной войны, способствовали тому, что патриотизм стал восприниматься как принцип противостояния некоему образу врага.

Воспитание патриотизма в школе было сильно политизировано и определялось Уставом средней общеобразовательной школы: воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма - любовь к Родине, своему народу, КПСС и готовность к защите социалистического Отечества. Оно осуществлялось в учебно-образовательном процессе (умственная, трудовая деятельность, нравственное, физическое воспитание), деятельности пионерской и комсомольской организаций. Военно-патриотическое воспитание проводилось на уроках начальной военной подготовки (НВП) - изучение гражданской обороны, военно-прикладных специальностей, а также на летних военных сборах в лагерях.

Основные цели и направления работы пионерской организации - воспитание гражданина и патриота. Она привлекала многих детей возможностями участия в досуге по интересам, неформальном общении в домах и дворцах пионеров и школьников, имела патриотическую направленность и проводилась с непосредственным участием комсомольской организации. Это деятельность школьных музеев, кружков «Юный моряк», «Меткий стрелок» и т. д. Позитивную роль в организации патриотического воспитания, физической подготовки школьников играли пионерские лагеря. Многие руководители пионерских организаций вносили в ее деятельность романтику и творчество. Однако урон нравственному воспитанию пионеров наносили классовый подход, политизированная направленность мероприятий, обязательность атеистического мировоззрения.

Священный долг комсомола был, согласно Уставу ВЛКСМ - готовить молодежь к защите социалистической Родины, воспитывать

самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага. Одной из составляющих деятельности комсомольской организации школы в деле военно-патриотического воспитания являлось физическое воспитание школьников, спортивные лагеря, проведение уроков мужества, месячников оборонно-массовой работы, организация Всесоюзных военно-спортивных игр: «Зарница» и «Орленок», главными задачами которых было: приобретение школьниками некоторых знаний, умений и навыков, необходимых будущему воину: совершенствование физического развития и закалки. Они представляли собой комплекс мероприятий военно -патриотического характера (лекции, следопытская работа, походы по местам боев, военно-технические конкурсы, эстафеты, тактические игры на местности, лагерные сборы, поездки в воинские части, военно-прикладные виды спорта). Игры имели большое значение в развитии инициативы, общественной активности, организации досуга подростков.

Наиболее ярким примером военно-патриотического воспитания в СССР было воспитание в военно-учебных заведениях, где сочеталось умственное и нравственное воспитание в образовательном процессе с военной подготовкой к службе в вооруженных силах в офицерском звании.

Программа воспитания советского патриотизма в СССР была глубоко продумана и вопрос о ней периодически обсуждался на съездах КПСС и Ленинского Комсомола, так как постоянно поддерживалась мысль о наличии некоего врага, готового посягнуть на жизнь советского государства. Во внешкольной деятельности военно-патриотическим воспитанием детей, наряду с педагогическим коллективом, занимались пионерская и комсомольская организации, различные кружки, объединения патриотической направленности, оборонные общества страны - ОСОАВИАХИМ и ДОСААФ, где действовала широкая сеть клубов и школ по военной подготовке молодежи (стрелковые, автомобильные, аэроклубы и др.).

Оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на гармонизации

гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, признании личности ребенка высшей ценностью, создал В. А. Сухомлинский. Он уделял большое внимание воспитанию гражданственности, любви к родному краю, патриотизму [9].

Проблема педагогической деятельности

- это совмещение требований учителя с учебными возможностями и желаниями учеников. Решение этой проблемы российскими учеными и педагогами разрабатывалось на основе педагогики сотрудничества. Методическую разработку эта модель педагогической деятельности получила в работах ученых и учителей-практиков: В. Ф. Шаталова, В. А. Караковского, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, И. Л. Волкова, Н. Л. Гузи-ка, М. Л. Щетинина, Ю. К. Бабанского и др. Воспитательная система здесь ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. Отношения взрослых и детей строятся на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности, здесь дети чувствуют сопричастность к жизни общества, что развивает у них понимание своих гражданских прав и обязанностей, патриотического долга перед государством.

В современной России идет становление новой системы образования, провозглашен принцип вариативности. Открываются новые школы, где особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека.

В новой России в период реформ в общественно-политической жизни и в армии общество вновь обращается к воспитанию патриотизма. Школьное патриотическое воспитание проводится в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, военно-

патриотическое - в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (основы обороны государства; назначение, состав и принципы строительства Российских Вооруженных Сил; боевые традиции Вооруженных Сил; воинская обязанность и военная служба граждан; воинские уставы и воинские коллективы; прикладная физическая подготовка). Одной из главных традиций многих школ является создание и развитие музеев, посвященных страницам истории и персоналиям Великой Отечественной войны. В музеях проводятся уроки истории, классные часы, организуются встречи с ветеранами.

Внешкольная система военно-патриотического воспитания включает деятельность оборонно-спортивных лагерей (комплексные военизированные игры на местности, военная топография, кроссы и т. д.), объединений патриотической направленности (кружки, клубы «Юный моряк», «Юный десантник», «Юный пограничник» и др.); оборонных организаций РОСТО (Российской Оборонной Спортивнотехнической Организации): авто- и мотошколы, аэроклубы, стрелковые школы, радиоклубы, автосудомодельные кружки и др.

Подводя итог, можно сказать, что перемены, произошедшие в нашей стране, заставляют переосмыслить сущность воспитания патриотизма, его значимость сегодня, его роль в формировании у молодых людей готовности к выполнению своего гражданского долга

- служить Родине, в том числе и в условиях воинской деятельности. Сегодня главное

- возродить в российском обществе истинный патриотизм как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать у подрастающего поколения граждански активные, социально значимые качества, которые связаны с защитой российских рубежей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М., 2003.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы» // Собрание законодательства РФ. № 29. 18.07.2005.

3. Ожегов С. И., ШведоваН. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

4. КлимашкинаЕ. В. Значение опыта кадетских корпусов в военно-патриотическом воспитании молодежи // Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса: материалы 50-й НМК «Университетская наука - региону». Ставрополь, 2005.

5. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 2002.

6. Цикунов С. Ю., Цикунова О. В. Из истории развития патриотического образования в России. Официальный сайт Саратовского государственного университета. URL: http://old.sgu.ru

7. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности. М.: Педагогика, 1991. Т. 1.

8. Павлова М. П. Педагогические воззрения А. С. Макаренко. М., 1956.

9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.

REFERENCES

1. Kontseptsiya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii. M., 2003.

2. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoye vospitaniye grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2006-2010 gody» // Sobraniye zakonodatel’stva RF. N 29. 18.07.2005.

3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovy slovar’ russkogo yazyka. M., 1992.

4. Klimashkina E. V. Znacheniye opyta kadetskikh korpusov v voyenno-patrioticheskom vospitanii molodezhi // Problemy obespecheniya tselostnosti uchebno-vospitatel’nogo protsessa: materialy 50-y NMK «Universitetskaya nauka - regionu». Stavropol’, 2005.

5. Ushinsky K. D. Trud v ego psikhicheskom i vospitatel’nom znachenii. Antologiya gumannoy pedagogiki. M.: Izd. dom Sh. Amonashvili, 2002.

6. Tsikunov S. Yu., Tsikunova O. V. Iz istorii razvitiya patrioticheskogo obrazovaniya v Rossii. Ofitsial’ny sayt Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta. URL: http://old.sgu.ru

7. Venttsel’K. N. Etika i pedagogika tvorcheskoy lichnosti. M.: Pedagogika, 1991. T. 1.

8. Pavlova M. P. Pedagogicheskiye vozzreniya A. S. Makarenko. M., 1956.

9. Sukhomlinsky V. A. Serdtse otdayu detyam. Kiyev, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.