Научная статья на тему 'Возможности детских и юношеских общественных объединений в контексте формирования социокультурной идентичности учащихся'

Возможности детских и юношеских общественных объединений в контексте формирования социокультурной идентичности учащихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
160
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АНТРОПООБРАЗ / SOCIOCULTURAL IDENTITY / CHILDREN''S AND YOUTHFUL PUBLIC ASSOCIATIONS / CIVIL IDENTITY / ANTHROPO-IMAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махинин Александр Николаевич, Уразов Алексей Геннадьевич

В статье делается попытка проанализировать возможности детских и юношеских общественных объединений в контексте педагогической работы по формированию социокультурной идентичности учащихся. Акцентируется внимание на раскрытии опыта гражданских и социально значимых качеств в системе дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Махинин Александр Николаевич, Уразов Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of children''s and youthful public associations in the context of formation of sociocultural identityof pupils

In article the attempt to analyse possibilities of children's and youthful public associations in the context of pedagogical work on formation of sociocultural identity of pupils becomes. The attention is focused on disclosure of experience of civil and socially important qualities in system of additional education of children.

Текст научной работы на тему «Возможности детских и юношеских общественных объединений в контексте формирования социокультурной идентичности учащихся»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

УДК 37.013.42; 351.858; 371.485; 37.035

А. Н. Махинин, А. Г. Уразов

ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В статье делается попытка проанализировать возможности детских и юношеских общественных объединений в контексте педагогической работы по формированию социокультурной идентичности учащихся. Акцентируется внимание на раскрытии опыта гражданских и социально значимых качеств в системе дополнительного образования детей.

In article the attempt to analyse possibilities of children's and youthful public associations in the context of pedagogical work on formation of sociocultural identity of pupils becomes. The attention is focused on disclosure of experience of civil and socially important qualities in system of additional education of children.

Ключевые слова: социокультурная идентичность, детские и юношеские общественные объединения, гражданская идентичность, антропообраз.

Keywords: sociocultural identity, children's and youthful public associations, civil identity, anthropo-image.

В условиях «неопределенности» глобальных социальных преобразований современные социокультурные трансформации и кризис традиционных институтов социального наследования негативным образом влияют на культуру детства, которая особым образом вписана в культуру конкретного общества. Эксперты и педагоги-практики отмечают тенденцию деструктивного воздействия на нравственность молодых людей, поскольку утеряны нравственные и духовные ориентиры социально-общественных отношений в контексте глобального общества, в основе которого лежит потребительская модель бытия [1].

Понимая потенциальные риски и возможные последствия складывающейся ситуации, ООН заявила о том, что первые 20 лет XXI в. должны проходить под знаменем Всемирного движения в интересах детей, что может быть расценено как новый этап реализации Конвенции о правах ребенка. Взятый стратегический курс предполагает оформление обновленной педагогической концепции, которая должна послужить активизации самопознания, самореализации и самоопределения растущего человека. Условием реализации основных идей Конвенции о правах ребенка должно быть воспитание подрастающих поколений на основе гражданских и общечеловеческих ценностей посредством вовлечения детей в реальные социально значимые отношения.

«Национальная стратегия в интересах детей на 2012-2017 годы» указывала на проблему «отсутствия действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни и решении вопросов, затрагивающих их непосредственно» [2]. Разрешением вышеназванной проблемы может стать обращение внимания к повышению качества и ресурсно-педагогического сопровождения практики детского общественного движения, которое следует рассматривать как многоаспектное социально-педагогическое явление, которое является точкой взаимопересечения педагогических систем общества и его социально-политической сферы. В контексте этого пространства целесообразно удовлетворение потребностей детей к различного рода объединениям в референтные для них сообщества, в которых они переживают социальную значимость собственной деятельности, находят самовыражение и перспективы реализации своих потребностей и интересов.

Актуальным для российской практики воспитательных систем сегодня является анализ потенциала и возможностей детского общественного движения в контексте становления и развития социокультурной идентичности личности ребенка.

Современная идентика в рамках рассмотрения феномена идентичности оперирует основными сопряженными категориями: социальная идентичность, личностная идентичность и самоидентичность.

Мы разделяем точку зрения ученых, утверждающих, что названные виды идентичности неразрывно связаны друг с другом. Социальная идентичность есть непременное условие возникновения личностной идентичности. В свою очередь, личностная иден-

тичность выступает обязательным основанием становления самоидентичности, которая, в конечном итоге, обусловливает достижение и развитие личностной и социальной идентичности.

Для педагогических исследований проблематики социальной идентичности и ее различных подвидов принципиально важным является непосредственная зависимость от условий социокультурной среды, которые оказывают влияние на становление личности. Для обозначения различия между социальной и личностной идентичностью отметим, что социальная идентичность указывает на сходство, а личностная акцентирует внимание на различиях между принятыми на себя антропообразами и образцами и антропообра-зами, которые транслируются референтными персонами, общностями, группами [3]. Данное утверждение имеет принципиальное значение, потому что дает возможность рассматривать любой подвид социокультурной идентичности (в частности, российскую гражданскую идентичность) с позиций сочетания сходства и различия.

Для российской системы учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОД) очевидна тенденция к реализации общественно-государственного запроса на создание особых социально-педагогических условий для формирования такого вида социальной идентичности, как российская гражданская идентичность (далее - РГИ), которая рассматривается нами как процесс соотнесения себя с гражданской общностью, ее ценностями и нормами, в результате которого учащийся осознает себя как гражданин своей страны и член гражданского общества, осознает свою принадлежность к гражданской общности. Это вызвано потребностью российского общества в подготовке социально успешных, креативных молодых граждан (россиян, патриотов) с развитой гражданской позицией, способных любить свою Родину и ориентирующихся в своей жизни и деятельности ценностями и смыслами гражданского общества. Эта задача вполне созвучна миссии и целям современной системы УДОД.

Мы солидарны с оценкой Д. В. Григорьева [4], который обосновывает необходимость качественно иного подхода к содержанию и технологиям развития патриотизма и гражданского самосознания посредством интенсификации взаимодействия различных социальных субъектов воспитания в контексте работы по формированию РГИ как социокультурной.

Социально-педагогическая работа с феноменом гражданской идентичности в системе УДОД реализуется на основе систем-но-деятельностного, аксиологического и гуманистического подходов. В числе актуальных практик активно используется потенциал детско-юношеских сообществ: объединения краеведческой и военно-патриотической направленности, туристско-краеведческие экспедиции, поисковые отряды, неимитационное детское самоуправление и т. д. При этом активно используемым особым педагогическим потенциалом в целях гражданско-патриотического воспитания обладают такие технологии, как социальное проектирование, проблемно-ценностная дискуссия, технология «мировоззренческого кино» и пр.

Такая организация работы с детско-юношескими сообществами в логике формирования РГИ как социокультурной позволяет создавать особую воспитывающую среду, которая способна оказывать позитивное и интенсивное воздействие на человека в связи с определенной автономностью и открытостью таких педагогических сообществ: действие внешних факторов может быть частично контролируемо возможностями педагогического управления и сопровождения.

В условиях многообразия форм детско-юношеских объединений в пространстве УДОД наибольшим потенциалом в целях достижения учащимися позитивной РГИ обладают:

• поисково-собирательские объединения;

• военно-патриотические клубы;

• молодежные тематические лагеря гражданской направленности;

• клубы лидерства и пр.

Участие детей в вышеуказанных объединения и реализация ими социально значимых проектов и программ становится для педагогов и воспитанников детских объединений «событием» (Д. В. Григорьев). Таким образом, на основе эмоциональных переживаний и опыта совместной социально ориентированной деятельности у учащихся формируется позитивное отношение к базовым ценностям сообщества российских граждан, и, самое главное, возникает желание действовать в соответствии с данными ценностями. Занятия воспитанников в детском объединении в системе УДОД не только обогащают знаниями, умениями и навыками, но и дают воз-

можность приобрести опыт поведения в дружественной для них детско-взрослой общности. Переживания (как положительные, так и отрицательные) детей и педагога способствуют рождению чувства единения, сопричастности, поскольку происходит создание «среды, дружественной детям» [5], в пространстве которой учащиеся имеют возможность подтвердить и прочувствовать свою социальную идентичность: по отношению к семье, детскому объединению, значимым педагогам, месту своего развития, отчему краю и т. п.

Только в этом случае можно говорить, что речь идет не только об осознании, ощущении, принятии и объективации принадлежности к общности граждан, россиян, и иметь понимание, какие характеристики соответствующего антропообразца вычленяются и принимаются, едины ли они в разных сообществах, как их отбирает человек, чему и почему отдает предпочтение и т. п.

Достижение позитивной РГИ способствует осознанному исполнению индивидом социальных и гражданских ролей в своем сообществе, а государство в этом случае предстает как площадка для реализации гражданского репертуара ролей человека. Следовательно, РГИ должна актуализировать и поддерживать внутренние ресурсы личности и задавать:

• мотивы социально одобряемого поведения (документы гражданско-правового характера указывают на права и свободы гражданина, его права и обязанности, а в процессе социализации эти правила и нормы поведения становятся доступными для человека и становятся регуляторами поведения человека);

• каналы трансляции гражданского опыта подрастающим поколениям;

• сценарии и стратегии интеграции и сохранения гражданского единства;

• способы и средства самоактуализации, саморазвития и самовыражения в среде соотечественников;

• примеры сопереживания своей принадлежности к сообществу граждан (россиян), российскому народу и социальной группе и т. п.

В заключение хотим подчеркнуть, что обладание учащимися личностного уровня РГИ невозможно без полноценного оформления этого вида идентичности на социокультурном уровне, на котором очень многое зависит от прямых и опосредованных педагогических влияний. Заметим, что система образования и УДОД обла-

дают богатым арсеналом средств, которые позволяют растущему человеку решать личностные и социальные задачи, которые требуют от него утверждения себя посредством самопроб и осуществления выбора самоутверждения в качестве гражданина, россиянина, патриота, активного субъекта собственного саморазвития, жизнеспособного в условиях современной действительности.

Примечания

1. Хагуров Т. А. Социальное воспитание детей и молодежи в современном обществе как деструкция традиционной культуры детства // Берегиня. 777. Сова. 2016. № 2(29). С. 193-199.

2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 № «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: http: //www.kremlin.ru/acts/bank/35418.

3. Махинин А. Н., Шакурова М. В. Педагогические условия формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучеб-ной деятельности в образовательном учреждении : монография. Воронеж : ВГПУ, 2012. 108 с.

4. Григорьев Д. В. Школьная идентичность ребенка: поворот к ответственной воспитательной политике // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2013. № 4. С. 32-38.

5. Дъячкова Т. В. Возможности региональной системы дополнительного образования детей в формировании гражданской (российской) идентичности личности учащихся // Актуальные задачи педагогики : материалы V ме-ждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита : Изд-во «Молодой ученый», 2014. С. 167-171.

УДК 371.8; 373.6

М. П. Нечаев

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ПОДМОСКОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА КАРТЕ ПРОФЕССИЙ» И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ

Статья посвящена проблеме развития профориентационной среды в современной образовательной организации. Описывается опыт работы Академии социального управления по разработке и реализации Концепции сетевого социально значимого проекта «Подмосковные ориентиры на карте профессий». Описывается модель профориентационной работы в интегрированной системе «муниципалитет - учитель - ученик - родитель» и новая форма профориентации обучающихся «День АСОУ в муниципальном районе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.