Научная статья на тему 'Социальное партнерство семьи и школы: некоторые результаты апробации в российских школах учебно-методического комплекса и программ психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности учащихся'

Социальное партнерство семьи и школы: некоторые результаты апробации в российских школах учебно-методического комплекса и программ психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОГРАММА / СЕМЬЯ / ШКОЛА / SOCIAL PARTNERSHIP / CIVIC IDENTITY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX / THE PROGRAM / THE FAMILY AND THE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Эвелина Факировна, Радионова Ольга Радиславовна

Рассматриваются результаты апробации учебно-методических комплексов и программ психолого-педагогической подготовки родителей в рамках развития партнерства семьи и школы по формированию гражданской идентичности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Эвелина Факировна, Радионова Ольга Радиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership of school and family: some results approbation of Russian schools of the educational and methodological complex and programs of psychological and pedagogical training of parents on the formation of civil identity of students

The article considers the results of the approbation of the methodical complexes and programs of psychological and pedagogical training of parents in the framework of the development partnership of school and family formation of civil identity of the students.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство семьи и школы: некоторые результаты апробации в российских школах учебно-методического комплекса и программ психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности учащихся»



Серия «Психология»

2013. Т. 2, № 1. С. 2-10

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 159.9.01

Социальное партнерство семьи и школы: некоторые результаты апробации в российских школах учебно-методического комплекса и программ психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности учащихся

Э. Ф. Алиева

Федеральный институт развития образования, г. Москва e-mail: evelyn@rambler.ru

О. Р. Радионова

Федеральный институт развития образования, г. Москва e-mail: nadigol@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются результаты апробации учебно-методических комплексов и программ психолого-педагогической подготовки родителей в рамках развития партнерства семьи и школы по формированию гражданской идентичности обучающихся.

Ключевые слова: социальное партнерство, гражданская идентичность, психолого-педагогическая подготовка, учебно-методический комплекс, программа, семья, школа.

В условиях ценностно-смыслового кризиса, который связан с особенностью состояния социальных трансформаций общества, процесс становления индивидуальной системы ценностей у детей и подростков сопряжен с многочисленными рисками, в том числе и связанными с недостаточной информированностью родителей по вопросам семейного воспитания и развития личности ребенка. Тем не менее становится все более очевидным, что формирование гражданской идентичности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее благосостояние, невозможно без тесного взаимодействия и взаимопонимания между семьей и школой. Важнейшим фактором формирования гражданской идентичности у детей и подростков является готовность школы и семьи к повышению их воспитательного потенциала.

С этой целью Федеральным институтом развития образования была проведена апробация учебно-методических комплексов (УМК) и программ психолого-педагогической подготовки родителей в рамках развития партнерства семьи и школы по формированию гражданской идентичности обучающихся.

Апробация учебно-методического комплекса и программ психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности прошла с 1 марта по 31 мая 2012 г. на базе 25 пилотных площадок - образовательных учреждений из 11 субъектов Российской Федерации: г. Москвы, Томской, Тульской, Пермской, Ростовской, Мурманской, Нижегородской и Московской областей, Республик Татарстан и Башкортостан, Ханты-Мансийского автономного округа.

Пилотные площадки выбирались по следующим критериям:

- участие в апробации образовательных учреждений из различных субъектов РФ с поликультурным и монокультурным составом населения;

- представленность различных видов инновационных образовательных учреждений (лицеи, гимназии, образовательные центры);

- участие городских и сельских образовательных учреждений;

- участие образовательных учреждений с различным уровнем готовности к формированию гражданской идентичности среди учащихся.

Сельские школы составили 30 % от общего количества образовательных учреждений, принявших участие в проведении апробации.

В апробации учебно-методических комплексов и программ психолого-педагогической подготовки родителей в рамках развития партнерства семьи и школы по формированию гражданской идентичности обучающихся приняли участие 199 педагогов и специалистов образовательных учреждений и 1857 учащихся начальной, средней и старшей школы.

При взаимодействии с учащимися в ходе апробации УМК и программ работа была направлена на:

- выделение ценностных ориентиров формирования гражданской идентичности;

- определение уровня соотношения гражданской идентичности с общечеловеческой и этнической идентичностью;

- учет возрастно-психологических особенностей формирования гражданской идентичности в детском и подростковом возрасте.

При взаимодействии с педагогами в ходе апробации УМК работа была ориентирована на:

- разъяснение специфики психолого-педагогических методов и технологий формирования гражданской идентичности учащихся на всех ступе -нях системы общего образования (начальной, основной, полной);

- учет концептуальных основ формирования гражданской идентичности личности;

- выявление и использование в работе с учащимися критериев сфор-мированности гражданской идентичности и др.

При взаимодействии с родителями в ходе апробации УМК работа была связана с:

- разъяснением специфики учета возраста обучающихся (для каждой ступени образования);

- выявлением степени готовности родителей (когнитивной, мотиваци-онной, операциональной и организационной);

- рассмотрением составляющих компонентов гражданской идентичности (этнокультурной, общероссийской и мировой) и др.

Апробация учебно-методического комплекса и программ психолого-педагогической подготовки родителей и работников системы образования по формированию гражданской идентичности проходила в три этапа. Длительность каждого этапа - один месяц. Каждый этап включал в себя 4 по-дэтапа (4 недели). Содержательная и тематическая нагрузка каждой недели составлялись в зависимости от требований и рекомендаций УМК и программы психолого-педагогической подготовки родителей. Все запланированные виды работ и различные мероприятия были выстроены в строгой системе, которая позволяла осуществлять интеграцию различных методов, приемов, форм и направлений работы со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, педагогами, родителями.

При работе с педагогами использовались такие формы работы, как установочные совещания, дискуссионный клуб, консультации различного характера и др. В качестве самостоятельной работы педагогам были предложены изучение различных материалов УМК и программ, подготовка к проведению мероприятий с учащимися и родителями и др.

При работе с учащимися начальных классов формы организации воспитательного процесса были также разнообразны - библиотечный час, тематическая беседа, семейный проект и др.

Работа с родителями проводилась в виде виртуальных лекториев, тематических встреч, родительских форумов - диспутов, дискуссионных клубов, консультаций, тренингов, семейных проектов. К проведению всех перечисленных мероприятий из числа сотрудников образовательных учреждений привлекались специалисты различного профиля - педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-предметники, воспитатели групп продленного дня, работники библиотеки и др.

Особое внимание было уделено выявлению уровня готовности педагогов и руководителей пилотных площадок к проведению процедуры апробации учебно-методического комплекса и программ психолого-педагогической подготовки родителей и работников системы образования по формированию гражданской идентичности. С этой целью проводилось анкетирование (с использованием анкет и опросников), результаты которого позволили не только выявить уровень готовности педагогов, но и запланировать такие виды работ, которые позволили бы в ходе проведения процедуры апробации скорректировать изначально низкий уровень готовности. Анкетирование позволило в том числе скорректировать содержание УМК и программ с учетом специфики деятельности образовательного учреждения.

Уровень готовности педагогов выявлялся путем оценки основных показателей (рис. 1):

• ориентация на сотрудничество;

• готовность к неформальному общению с учениками;

• степень доверия;

• отношение к организационной культуре и ее правилам;

• осознание ответственности за свои поступки.

4,5

ориентация на неформальное степень отношение к осознание сотрудничество общение с доверия оргкультуре ответственности

учениками за свои

поступки

Рис. 1. Показатели готовности педагогов к организации работы с учащимися по формированию гражданской идентичности личности

Помимо этих показателей оценивались целевые установки педагогического коллектива образовательного учреждения, которые представляли собой ценностные установки и распределялись на следующие категории:

• миссию школы (определение основной задачи школы);

• отношение к ученику (представление о том, кто такой хороший ученик);

• профессиональную миссию (представление о том, что главное для учителя в его профессиональной деятельности).

Опросники были сформированы из групп вопросов, ответы на которые давали картину, раскрывающую основные ценностные ориентации в работе учителя. Обработка анкет и опросников проводилась в соответствии с ключом, транслирующим тип ценностных ориентаций (развивающий, гуманистический, обучающий, воспитательный, престижный, «камера хранения», новаторский).

Результат данного исследования показал, что миссия школы, по мнению педагогов и руководителей пилотных площадок, заключается в развитии личности учащегося, а ведущими установками были выбраны развивающая и гуманистическая (рис. 2).

В отношении к ученикам выделились три основные установки: воспитательная, развивающая и новаторская (рис. 3).

В определении своей профессиональной миссии учителя выделили следующие: обучающую, развивающую и гуманистическую (рис. 4).

Рис. 2. Распределение рейтингов миссии школы

Рис. 3. Распределение рейтингов установок по отношению к ученику

Рис. 4. Распределение рейтингов установок профессиональной миссии

Предложенные к апробации учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования и программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы вызвали живой интерес. Учительским сообществом и представителями родительской аудитории отмечались их актуальность и новизна, необходимость и востребованность: «...Они помогут учителю спланировать работу по консолидации различных слоев гражданского общества в рамках социального партнерства семьи и школы; будут содействовать уменьшению социальной напряженности между детьми различных конфессий и национальных культур в школьном социуме; активизируют педагогический поиск и внедрение эффективных форм и методов воспитания, сохраняя лучшие традиции, основанные на отечественных ценностях, будут способствовать привлечению и вовлечению родителей к проблеме гражданского воспитания детей посредством реализации программ» (В. Н. Мигун, г. Мурманск, гимназия № 9).

Педагоги в целом высоко оценили качество и эффективность учебно-методических материалов для учителей и программ для родителей по формированию гражданской идентичности, отметив следующие позитивные моменты:

• доступность изложения материалов, их соответствие возрастным особенностям ребенка, наличие ясных формулировок;

• четкость в структурировании циклограммы по реализации программы, наличие интересного и разностороннего материала и разнообразных форм и методов работы;

• полноту и логичность представленности в программах учебно-методических материалов и психолого-педагогической подготовки родителей нормативно-правовой базы и содержательных линий;

• четкость и обоснованность обозначенных в апробируемых материалах принципов формирования гражданской идентичности личности учащихся и критериев ее сформированности, ключевых воспитательных задач, базовых национальных ценностей российского общества;

• представленность конкретных предложений по использованию современных педагогических технологий в рамках социального партнерства семьи и школы;

• интегративный характер учебно-методических материалов и программ для родителей - они легко вписываются как в процесс обучения (в ходе преподавания предметов гуманитарного цикла, например, «Общест-вознания», «Граждановедения», «Истории России» и т. д.), так и в проведение внеклассной воспитательной работы;

• направленность на повышение мотивации по освоению родительской компетенции, необходимой для полноценного развития личности детей и подростков, ее нравственной и физической безопасности.

По итогам апробации были выделены определенные трудности, с которыми столкнулись педагоги и родители. Эти трудности вызваны рядом факторов как объективного, так и субъективного характера. Так, с переходом российского общества к новой фазе исторического развития возросла социальная, духовная и экономическая дифференциация населения. Трансформация общества сопровождалась сложной перестройкой ценностно-смысловой структуры сознания, привела к прагматизации отношений между людьми, мировоззренческому кризису. Вследствие этого, ведущие институты воспитания - школа и семья - начали заметно терять свои воспитательные позиции. Особенно был подорван воспитательно-образовательный потенциал семьи, играющей уникальную роль в формировании личности на ранних этапах отногенеза (ее развития). Сегодня в условиях введения новых государственных стандартов, реализации проекта «Наша новая школа» и принятия Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. задача повышения воспитательного потенциала семьи и школы является ключевой.

Отмечая трудности, возникшие в процессе апробации программ для родителей, педагоги ссылаются на следующие факторы:

- загруженность родителей на работе;

- неготовность родителей регулярно взаимодействовать с классным руководителем, психологом, социальным педагогом по вопросам профилактики и предупреждения дефектов воспитания;

- трудности в выборе оптимального для участников образовательного процесса - родителей и учителей - времени для проведения совместных программных мероприятий (лекций, тренингов, дискуссий и т. д.), посвященных проблемам формирования гражданской идентичности у детей и подростков;

- неготовность родителей учиться и повышать уровень педагогической компетенции;

- нежелание части родителей честно отвечать на поставленные в опросниках и анкетах вопросы и, тем самым, демонстрировать свою родительскую несостоятельность;

- ориентированность родителей в большей степени на процесс и результат учебной деятельности ребенка;

- большая часть родительских ожиданий связана с получением высоких академических результатов детей, их карьерного роста и получения в дальнейшем высоких доходов;

- уклонение большинства родителей от выполнения работы по формированию гражданской идентичности у своих детей, считая это приоритетным направлением школы.

В целом педагоги и руководители пилотных площадок, участвующих в апробации, отмечают консервативность и инертность большинства родителей, потребительское отношение к школе. Специалисты пилотных площадок убеждены, что проблема низкого уровня родительской компетенции становится серьезной угрозой не только для полноценного развития лично-

сти ребенка, но и для целенаправленного формирования ценностной базы подрастающего поколения.

В беседах с педагогами и руководителями школ, в которых проводилась апробация, высказывались различные соображения по поводу перспектив сотрудничества семьи и школы. Суть их состоит в следующем: чтобы скорректировать систему ценностей и жизненных ориентиров родителей, детство которых пришлось на 80-90 гг. XX в., необходима систематическая и целенаправленная работа. Школа должна ознакомить родителей с базовыми мировоззренческими ценностями в контексте развития новой культурно-деятельностной парадигмы отечественного образования, разъясняя их значимость. Просветительская работа по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, а также инновационные воспитательно-образовательные практики, предполагающие коммуникативно-дидактический тип социального партнерства (школьно-семейные клубы, школьно-семейное и семейное проектирование, переговорная площадка и др.), являются на сегодняшний день актуальной задачей школы. Без ее выполнения реализация целей, обозначенных в Федеральных государственных стандартах нового поколения, едва ли осуществима.

Учителя, психологи, завучи по воспитательной работе, социальные педагоги по работе с семьями, участвующие в апробации, важнейшими факторами формирования гражданской идентичности в семье считают:

• мотивацию родителей на воспитание детей;

• осознание школой и семьей взаимных интересов и выгод от взаимодействия, что характерно для социального партнерства.

Участники апробации одним из ее важнейших положительных эффектов считают повышение активности родителей и постепенное понимание ими того, что без взаимодействия семьи и школы становится невозможной реализация многих образовательных инициатив и достижение успешной социализации молодежи в быстро меняющемся поликультурном мире.

Social partnership of school and family: some results approbation of Russian schools of the educational and methodological complex and programs of psychological and pedagogical training of parents on the formation of civil identity of students

E. F. ЛНуеуа, O. R. Radionova

Annotation. The article considers the results of the approbation of the methodical complexes and programs of psychological and pedagogical training of parents in the framework of the development partnership of school and family formation of civil identity of the students.

Key words: social partnership, civic identity, psychological and pedagogical training, educational and methodical complex, the program, the family and the school.

Алиева Эвелина Факировна кандидат педагогических наук, зам. руководителя Центра стратегии развития образования и организационной поддержки программ Федеральный институт развития образования

125319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1

e-mail: evelyn@rambler.ru

Aliyevа Evelina Fakirovna Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy head of the Center for strategy development education and institutional support programs Federal Institute development of education

St. 9, p. 1, Chernyakhovskogo str., Moscow, 125319 e-mail: evelyn@rambler.ru

Радионова Ольга Радиславовна кандидат педагогических наук, зав. отделом организационно-методической поддержки проектов и программ Центра стратегии развития образования и организационной поддержки программ Федеральный институт развития образования

125319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1

e-mail: nadigol@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Radionova Olga Radislavovna Candidate of Pedagogical Sciences, head of Department organizational-methodicalsupport of projects and programs of the Center the education development strategy and organizational support programs Federal Institute for development education

St. 9, p. 1, Chernyakhovskogo str.,

Moscow, 125319

e-mail: nadigol@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.