Научная статья на тему 'Актуальные задачи научно-методического сопровождения процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников в современной школе'

Актуальные задачи научно-методического сопровождения процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников в современной школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
434
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СОБЫТИЙНОСТЬ / CIVIL IDENTITY / VALUE-ORIENTED TECHNOLOGIES / AXIOLOGICAL COMPONENT OF CIVIL IDENTITY / SUBJECTIVITY / EVENTNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольховая Татьяна Александровна, Каратаева Татьяна Алексеевна

Статья посвящена характеристике научно-методического сопровождения формирования гражданской идентичности школьников и определению возможностей образовательного процесса современной школы в этом процессе. Востребованность данной темы связана с возрастающими в условиях демократизации общественной жизни требованиями духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, особенно значимыми в контексте реализации ФГОС. Содержание научной публикации определено педагогической инициативой по внедрению ценностно-ориентированных технологий в учебную и внеучебную деятельность старшеклассников. Особое внимание в статье уделено оценке уровня сформированности аксиологического компонента гражданской идентичности. На основе диагностических данных подтверждается наличие среднего уровня развития аксиологического компонента гражданской идентичности, выражающегося в преобладании ситуативно-позитивных настроений обучающихся в отношении базовых национальных ценностей, что актуализирует задачу внедрения ценностно-ориентированных технологий формирования гражданской идентичности школьников. В итоге у большинства респондентов авторы констатируют наличие среднего уровня гражданской идентичности по ценностно-смысловому компоненту (57%). Авторы рассматривают ценностно-ориентированные технологии как инструмент развития аксиологического компонента гражданской идентичности подростков, выявляя основные принципы их внедрения в образовательный процесс в школе: диалогичность и событийность взаимодействия педагога и учащегося; субъектность как педагога, так и подростка; деятельностный характер педагогического взаимодействия; аксиологизацию образования; гуманитаризацию образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the scientific and methodological support of formation of civil identity of pupils and to identify opportunities in the educational process of the modern school in this process. The relevance of this topic is related with increasing in the conditions of democratization of public life demands spiritual and moral education of the person citizen of Russia, especially significant in the context of the implementation of the FSES. The content of scientific publications identified pedagogical initiative for the introduction of value-oriented technologies in educational and extracurricular activities of high school students. Special attention is paid to assessing the level of formation of axiological component of civil identity. On the basis of diagnostic data confirmed the presence of a medium level of development of the axiological component of national identity, expressed in the predominance of situation-the positive attitude of students in relation to basic national values, which actualizes the task of implementing value-oriented techniques of civil identity formation of students. In the end, the majority of respondents, the authors state that there is a medium level of civil identity on value-semantic component (57%). The authors consider value-based technology as a tool of development of the axiological component of civic identity of adolescents, identifying the basic principles of their implementation in educational process at school: Dialogic and eventfulness of interaction between teacher and student; subjectivity as a teacher and a teenager; activity the nature of the pedagogical interaction; axiological education; humanization of the educational process.

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи научно-методического сопровождения процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников в современной школе»

УДК 37.035.6

Ольховая Т.А., Каратаева Т.А.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Е-mail: tatjana.olhovaja@mail.ru МОАУ «Гимназия №3», г. Оренбург, Россия Е-mail: karataevatatyana@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена характеристике научно-методического сопровождения формирования гражданской идентичности школьников и определению возможностей образовательного процесса современной школы в этом процессе. Востребованность данной темы связана с возрастающими в условиях демократизации общественной жизни требованиями духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, особенно значимыми в контексте реализации ФГОС. Содержание научной публикации определено педагогической инициативой по внедрению ценностно-ориентированных технологий в учебную и внеучебную деятельность старшеклассников.

Особое внимание в статье уделено оценке уровня сформированности аксиологического компонента гражданской идентичности. На основе диагностических данных подтверждается наличие среднего уровня развития аксиологического компонента гражданской идентичности, выражающегося в преобладании ситуативно-позитивных настроений обучающихся в отношении базовых национальных ценностей, что актуализирует задачу внедрения ценностно-ориентированных технологий формирования гражданской идентичности школьников. В итоге у большинства респондентов авторы констатируют наличие среднего уровня гражданской идентичности по ценностно-смысловому компоненту (57%).

Авторы рассматривают ценностно-ориентированные технологии как инструмент развития аксиологического компонента гражданской идентичности подростков, выявляя основные принципы их внедрения в образовательный процесс в школе: диалогичность и событийность взаимодействия педагога и учащегося; субъектность как педагога, так и подростка; деятельностный характер педагогического взаимодействия; аксиологизацию образования; гуманитаризацию образовательного процесса.

Ключевые слова: гражданская идентичность, ценностно-ориентированные технологии, аксиологический компонент гражданской идентичности, субъектность, событийность.

Современный опыт формирования гражданской идентичности в школе демонстрирует слабость целенаправленной планомерной работы по его организации педагогическим составом образовательного учреждения [11], что заставляет детально исследовать содержание понятия гражданской идентичности и его структуру.

Рассматривая структуру гражданской идентичности как личностного новообразования, мы обращаем внимание на следующие её компоненты:

- когнитивный (интеллектуальный);

- ценностно-смысловой (аксиологический);

- эмоциональный (психологический);

- деятельностный (праксеологический).

Исследователи этого явления в педагогической науке зачастую прибегают к собственной схеме структурирования гражданской идентичности, что позволяет нам предложить свой вариант распределения её элементов пу-

тём объединения ценностно-смыслового и эмоционально-оценочного компонентов. Тем более к этому близка научная позиция А. Г. Ас-молова, раскрывающего их содержание через уважение к истории, к личности, к ценностям семьи, Родины, труда, природы [13, с. 26].

Понимая, что основными задачами воспитания гражданской идентичности учащихся являются духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание обучающихся; историческое воспитание; политико-правовое воспитание; патриотическое воспитание; трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание; экологическое воспитание, мы полагаем уместным применить в исследовании термин «формирование» как «процесс соотнесения личностью себя с гражданской общностью, её ценностями и нормами, который выводит её на осознание себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, на осознание своей принадлежности к гражданской общности, на понимание своих прав и обязанностей,

реализуемых в процессе участия в жизни гражданского общества, события которой оцениваются им по критерию ценностей гражданского общества, которые становятся мотивами для его поведения и деятельности» [14, с 17].

Показателями сформированности гражданской идентичности подростка мы считаем такие интегративные свойства личности, как патриотизм, толерантность, гражданственность, критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности. Соответственно, необходимо обеспечить создание у обучающихся образа России в единстве исторического, патриотического, ценностно-смыслового и правового контекстов; становление гражданской позиции как основы будущего самоопределения школьников; формирование гражданской ответственности в социальной деятельности, развитие толерантного сознания и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве [19].

Гражданская идентичность рассматривается нами как проявление общечеловеческой социальной идентичности наряду с другими её формами: гендерной, семейной, региональной, конфессиональной, этнической и т.п. Однако для подростков актуальна и школьная идентичность как осознание себя частью классного коллектива, обеспечивающего их социализацию [3]. Поэтому в нашем исследовании школьное пространство рассматривается как образовательная среда для формирования гражданской идентичности современных старшеклассников при целенаправленном воздействии педагогического контингента, исследовать которое помог целый комплекс психолого-педагогических методик (анкета «Индекс гражданской идентичности» Г.С. Кожухарь, В.В. Коврова; методика «Я знаю» И.В. Кожанова; анкета ВГПУ; модифицированная методика Дж. Вини М.В. Шакуровой; авторская анкета «Я - гражданин» и др.).

На этапе первичной диагностики уровня сформированности аксиологического компонента гражданской идентичности школьников нами была использована методика «Диагностика личностного роста» (П. В. Степанова, Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой) в авторской интерпретации, в рамках которой учащимся было предложено обработать 91 суждение об отношении к миру, человеку как таковому и че-

ловека как к Другому, семье, Отечеству, Земле, труду, культуре, знаниям, человеку как к Иному, своему телесному Я, своему внутреннему миру, своему духовному Я. Подобные Я-позиции подходят для определения степени идентификации подростков по различным аксиологическим направлениям, тем более если понимать под личностным ростом «развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность» [5], то рационально сочетать оценку наличного уровня развития ценностей подростков с определением степени их личностного роста.

Мы полагаем, что удалось выявить приоритетные ценностные ориентации школьников, составить их аксиологический портрет, выделив отношение к стране как к ценности. Поэтому особое внимание в контексте изучения уровня развития гражданской идентичности нами было уделено взглядам респондентов по поводу утверждений об Отечестве. Приведём некоторые высказывания подростков, которые отражают полярность их взглядов: «День Победы (9 Мая) - праздник только для ветеранов и пожилых людей», «Те, кто критикуют происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами», «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей», «Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности», «Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина», «Я многим обязан своей стране», «Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине». Данная методика позволила полноценно отследить отношение старшеклассников к Родине - ключевому понятию системы гражданской идентичности личности. Шкала обработки результатов представлена ниже в таблице 1.

Устойчиво-позитивное отношение к ценности показывало высокий уровень сформирован-ности той или иной идентичности школьника, ситуативно-позитивное отношение демонстрировало зависимость позиции старшеклассника от окружающей обстановки, ситуативно-негативное отношение свидетельствовало о индифферентности респондента к обозначенному параметру, устойчиво-негативное отношение

отражало потребительский взгляд на некоторые аксиологические характеристики, говорило об отсутствии определённых ценностных ориента-ций. Мы, признавая в содержании аксиологического компонента структуры гражданской идентичности личности заявленные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» базовые национальные ценности [4], проанализировали все показатели их наличия у старшеклассников.

Так, треть опрошенных признают значимость семьи как духовной ценности. 60% участников опроса воспринимают семью как естественное окружение, которое всегда рядом; не испытывая сильных чувств к этой группе, они не собираются строить свою будущую семью по существующему образцу. В меньшинстве остаются те, кто считает семью лишь источником средств для удовлетворения материальных потребностей.

В отношении подростков к Родине следует отметить, что 25% респондентов имеют устойчиво-позитивный настрой, указывающий на развитые чувства гражданственности и патриотизма. Эта группа считает Отечество страной, которой необходимо гордиться, испытывает личную ответственность за судьбу государства, демонстрируя высокий уровень собственной гражданской идентичности. Более половины опрошенных переживают чувство Родины как личное эмоциональное ощущуение, однако встают, когда звучит гимн, скорее, не по

душевному порыву, а потому, что так принято. При необходимости они не откажутся помочь ветеранам, хотя сами своей помощи могут и не предложить, что показывает нестабильность их ценностных ориентаций и говорит о среднем уровне сформированности их гражданской идентичности. В меньшей степени старшеклассники настроены по отношению к своей стране негативно, хотя устойчиво-негативная оценка её значения сохраняется в пределах мнений 5% опрошенных. Эта часть школьников не связывает историю страны со своей жизнью. В целом им свойственно обывательское отношение к Родине. Их отличает низкий уровень гражданской идентичности: осознание гражданства как юридической связи человека с государством для них ближе, чем духовное единство с представителями населения страны, принадлежность к которой участник данной группы готовы изменить в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

Актуальной в условиях нестабильной политической обстановки в современном обществе следует считать позицию обучающихся по отношению к миру как ценности. У 18% респондентов присутствует чётко выраженная пацифистская позиция, отражающая их намерение использовать при разрешении межличностных и социальных конфликтов мирные средства. Подавляющее большинство участников опроса разделяют идеи мира и ненасилия, не исключая, что в отдельных случаях применение силы

Таблица 1 - Отношение старшеклассников к основным личностным ценностям

Устойчиво- Ситуативно- Ситуативно- Устойчиво-

Ценность негативное негативное позитивное позитивное

отношение отношение отношение отношение

Семья - 8% 60% 32%

Отечество 5% 14% 57% 24%

Земля - 13% 65% 22%

Мир 1% 16% 65% 18%

Труд - 3% 44% 53%

Культура 3% 21% 63% 13%

Знания - 12% 64% 24%

Человек как таковой 3% 20% 67% 10%

Человек как Другой - 21% 61% 18%

Человек как Иной - 23% 57% 20%

Своё телесное Я - 13% 51% 36%

Свой внутренний мир 7% 44% 42% 7%

Своё духовное Я - 11% 76% 13%

оправданно. Делая выбор между силой и словом, они зачастую склоняются к применению физического воздействия на противников, боясь показаться слабыми. 16% подростков видят в войне один из естественных способов разрешения конфликтов, хотя сами её могут и не развязать, но поддержат при удобном случае.

Результаты диагностики показывают, что труд как ценность в жизни школьников играет особую роль, не вызывая негативного отношения. Он воспринимается ими в 53% случаев одинаково позитивно и как исполнение профессиональных обязанностей, и как помощь по хозяйству родителям. 44% опрошенных выполняют трудовые нагрузки по необходимости, осознавая значимость их результатов больше для себя, чем для окружающих.

Устойчиво-позитивное отношение старшеклассников к культуре сформировано в 13% случаев, а ситуативно-позитивное - в 65%, что свидетельствует об эпизодичности восприятия культурных норм и их реализации на практике, а значит эти правила не стали для них внутренними образцам, не были ими интернализированы. 21% опрошенных рассматривают предписан-ность культурных форм поведения, навязываемых взрослыми, а потому обременяющих их повседневную жизнь. Негативно настроены лишь 3% респондентов, испытывающих неприятие к культурным ценностям.

Ценность знаний осознают большинство школьников: 24% - постоянно ощущают их необходимость, 64% - ситуативно испытывают в них потребность. Первые видят в знаниевом компоненте своего личностного развития залог успешной карьеры, вторые - содержание аттестата. Для 12% опрошенных знания имеют для него чисто практическое назначение (выучил, ответил - значит не нажил неприятностей), что заставляет задуматься о причинах подобной низкой мотивации к обучению.

Ситуативно-позитивное отношение к человеку как таковому нашло проявление у 67% респондентов, что говорит о том, что ценность человека может быть и осмыслена подростками, но полноценно не прочувствована. Они могут продемонстрировать свой гуманизм, но отдельные категории населения с отклоняющимся поведением представляются им теми, кто мешает ощущать радость жизни. Школьники

обосновывают необходимость смертной казни за самые тяжкие преступления. Гуманизм как приоритетная ориентация свойственен только 10% старшеклассников, признающих бесценность человеческой жизни. Одна пятая доля опрошенных склонна делить людей на нормальных и ненормальных. К первым они относятся вполне уважительно, могут быть даже добросердечными к ним; вторых считают неполноценными и хотели бы как можно реже с ними сталкиваться.

В отношении подростков к человеку как Другому преобладает ситуативно-позитивный настрой: 61% опрошенных помогают окружающим в тех случаях, когда к ним обращаются, действуют осторожно, не рискуя собственным благополучием. Лишь 18% обучающихся способны бескорыстно оказывать поддержку нуждающимся по личной инициативе, не ожидая ответных действий в свою пользу. Вызывает опасения негативная статистика: 21% респондентов не интересуются потребностями и чувствами окружающих. Бескорыстие им несвойственно, поскольку осознаётся как расточительство. По их мнению, всякое доброе дело должно справедливо оцениваться и вознаграждаться.

Толерантными можно назвать большинство опрошенных респондентов. Хотя 57% имеют неустойчивую позицию в отношении человека как представителя иной культуры, иной нации, иного государства, они признают и принимают идею культурного плюрализма. 20% школьников не склонны к культурной дискриминации, осознают личные права людей на отличный от других образ жизни и свободное выражение своих взглядов и принципов. 23% подростков продолжают испытывать ситуативно-негативное отношение, демонстрируя диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости, пытаются оправдать его ссылками на общественное мнение, аморальное поведение, якобы свойственное представителям иных групп, личный неудачный опыт взаимодействия с ними. Отрицая такие проявления интолерантности, как Холокост, фашизм, геноцид, апартеид, сегрегация, человек при этом может характеризовать представителей других культур как носителей субъектов асоциального поведения.

Ценность физического здоровья признают 36% респондентов, считая, что здоровый образ жизни связан с их дальнейшими жизненными успехами. Для этой группы исключены вредные привычки. Половина школьников склонна к ситуативно-позитивному отношению: объективно они понимают важность здорового образа жизни, но субъективно ставят его не слишком высоко. 13% участников опроса относятся к своему здоровью без особой заботы, видя в нём

Оценивая свой внутренний мир, 42% подростков испытывают неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Лишь 7% принимают себя такими, какие они есть. Они верят в свои силы и возможности, честно относятся к себе, искренны в проявлении чувств. 44% опрошенных уверенны, что окружающие замечают в основном их недостатки, поэтому предпочитают одиночество, оказываясь всё время в числе массовки. Собственную неполноценность ощущают 7% школьников, чувствующих свою вину за сам факт существования в этом обществе.

Как автора и распорядителя собственной жизни рассматривают себя 13% опрошенных. Это люди, способные на самостоятельный и ответственный выбор, осознающие смысл собственной жизни. 76% старшеклассников имеют ситуативно-позитивное отношение в понимании своего духовного Я: ощущают в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагают это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Выбор в жизни они делают с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают их, особенно когда требуется обратиться к голосу собственной совести. В 11% случаев подросткам более импонирует роль ведомых, нежели хозяев собственной жизни.

Преобладание среди настроений школьников ситуативно-позитивных позиций по большинству утверждений свидетельствует о личностной незрелости: в силу подросткового возраста у них чаще прослеживается зависимость ценностных ориентаций от конъюнктуры, ситуации, в которой требуется их проявление. Зачастую выбор той или иной аксиологической позиции складывается для них с опорой на мнение окружающих людей, особенно чле-

нов референтной группы. Ценностные векторы определяются на краткосрочный период, когда возможна их смена новыми ориентирами. Особенно показательно мнение обучающихся в отношении Отечества, которое ещё не стало непреходящей ценностью для большинства подростков, что требует внедрения ценностно-ориентированных технологий в процесс формирования их гражданской идентичности. У большинства респондентов мы констатируем наличие среднего уровня гражданской идентичности по ценностно-смысловому компоненту (57%), что сказывается на их гражданской активности, что отражает мнение зарубежных учёных о том, что потребление материальных благ и развлечений становится главной формой деятельности граждан [18].

Специфика содержания понятия гражданской идентичности как интегративного личностного качества требует реализации новых педагогических технологий, в частности ценностно-ориентированных. Предлагая их внедрение в контексте формирования гражданской идентичности старшеклассников в образовательный процесс в школе, под ценностно-ориентированной технологией мы понимаем совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания, направленных на личностное развитие обучающегося, в котором формирование, изменение и интеграция его компонентов рассматриваются как восхождение человека к ценностям общества, определяющее основу для постоянного поиска и самосовершенствования. Основные принципы ценностно-ориентированных технологий включают в себя диалогичность взаимодействия педагога и учащегося; субъектность как целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации [9], поведения учителя и ученика; деятельностный характер педагогического взаимодействия; ак-сиологизацию образования; гуманитаризацию образовательного процесса; событийность как «особое свойство со-организованности ценностно-значимых человеческих отношений в сфере образования» [12, с.3]. Мы предлагаем выделить этапы реализации ценностно-ориентированной технологии формирования основных структурных компонентов граждан-

Таблица 2 - Этапы реализации ценностно-ориентированной технологии формирования основных структурных компонентов гражданской идентичности современных старшеклассников

Этап реализации ценностно-ориентированных технологий Компоненты гражданской идентичности Содержание этапа ценностно-ориентированных технологий Результат реализации ценностно-ориентированных технологий

1. Присвоение гражданских ценностей личностью Ценностно-смысловой и эмоционально-оценочный Знакомство школьников с базовыми национальными ценностями страны Формирование у подростков ценностного «образа мира»: принятие ценностей Отечества, свободы, ответственности, труда, семьи и т. п.

2. Преобразование личности на основе присвоения гражданских ценностей Когнитивный Переоценка и дифференциация школьниками ценностей, самопознание, определение личных ценностных приоритетов Формирование у подростков ценностного «образа Я»: самоидентификация в качестве гражданина своей страны

3. Проектирование личности на основе присвоения гражданских ценностей Деятельностный или прогностический Реализация гражданских ценностей в практической деятельности в форме гражданского участия Формирование у подростков «образа будущего»: создание системы ценностных ориентаций в контексте самореализации как гражданина

ской идентичности современных старшеклассников (таблица 2).

Таким образом, научно-методическое сопровождение процесса формирования граж-

данской идентичности старшеклассников обусловило необходимость разработки и внедрения принципиально новых технологий его осуществления.

24.08.2017

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г. Асмолов, А. Л. Семенов, А.Ю. Уваров. - М.: НексПринт, 2010. - 84 с.

2. Бакина А.В. Гражданская идентичность старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6 [Электронный ресурс] // http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17124.

3. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника. [Электронный ресурс]. URL: http://xn---14-redo7b.xn--p1ai/index.php?id=216&Itemid=15&option=com_content&view=article.

4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009. — 29 с.

5. Диагностика личностного роста [Электронный ресурс] // https://docviewer.yandex.ru/view/62147985/.

6. Каратаева Т.А. Реализация принципа событийности в формировании гражданской идентичности современных старшеклассников // Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 21-29.

7. Кирьякова А. В. Аксиология образования. Прикладные исследования в педагогике [Текст] : [монография] / А. В. Кирьякова, Т. А. Ольховая, И. Д. Белоновская. - М. : Дом педагогики, 2010. - 293 с.

8. Кожанов, И.В. Показатели сформированности гражданской идентичности личности / И.В. Кожанов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.science-education.ru/110-9802.

9. Ольховая Т.А., Гаврилова Н.А. Становление гражданской позиции студента университета: Монография. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2017. - 193 с.

10. Педагогические технологии: результаты исследований Ярославской научной школы [Текст] : монография / под ред. Л.В. Байбородовой, В .В. Юдина. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - 453 с.

11. Собкин В .С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. - М: Центр социологии образования РАО, 2003 - С.9-38.

12. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научный редактор серии Н.Б. Крылова. - 2010. - №1 (43). - 157 с.

13. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2016. - 159 с.

14. Шакурова М.В. Социально-педагогическая обусловленность становления идентичности личности: к постановке проблемы [Электронный ресурс] // http://www.emissia.org/offline/2007/1158.htm.

15. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

16. Identity in adolescence: Processes and contents / Waterman A.S. (ed.) San FranciscoL.: JosseyBass, 1985.

17. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge Univ. Press. 1982.

18. Turner, B.S. Ralf Dahrendorf on citizenship and life chances / B. S. Turner // Citizenship Studies. - 2010. - Vol. 14. - № 2. - Р. 325 - 341.

19. Changing Images of Civil Society / B. Jobert et al. (eds). L. — N.Y.: Routledge, 2008.- 219 p.

Сведения об авторах:

Ольховая Татьяна Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, заместитель проректора по учебной работе Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук

е-шаИ: tatjana.olhovaja@mail.ru

Каратаева Татьяна Алексеевна, учитель истории и обществознания МОАУ «Гимназия №3» г Оренбурга

е-шш1: karataevatatyana@yandex.ru

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.