известия вгпу
ношении к природе. Эту и многие другие человеческие потребности должны уметь высказывать наши дети. И этому они могут научиться только у взрослых, т.к. последние являются для них примером и образцом. Говоря об ухудшении состояния природы, мы не должны перекладывать ответственность на другого человека, мы должны связать наши чувства с нашими потребностями, и тогда окружающие будут относиться к нашей потребности - сохранению природы - с сопереживанием.
Четвертый, заключительный компонент этого процесса призван помочь человеку выяснить, что он хотел бы просить у других, чтобы обогатить свою жизнь. Когда его потребности не удовлетворены, он спешит выразить то, что наблюдает, чувствует и в чем нуждается, с определенной целью: он просит о тех действиях, которые могут удовлетворить его потребности. Как же следует выражать просьбы, чтобы другие охотнее отвечали сочувствием на нужды просителя?
Необходимо быть аккуратными с формулировкой просьб и избегать таких фраз, как «Я больше не потерплю, что ты ломаешь ветки деревьев» или «Сейчас же перестань рвать цветы». Такие просьбы не принесут положительного результата и, наоборот, усилят сопротивление.
Просьба должна быть выражена ясно и называть конкретные позитивные действия: «Я хочу, чтобы ты, когда гуляешь на улице, не ломал ветки деревьев». Необходимо, чтобы ребенок уже с детства слышал правильно сформулированные просьбы. Следовательно, он будет четко понимать, чего от него хотят, а также сам будет их формулировать подобным образом, обращаясь к своим друзьям или окружающим его людям.
М. Розенберг утверждает: «Есть одна опасность: то, что мы произносим, и то, что слышит наш собеседник, не всегда совпадает. Поэтому так важно понять, были ли наши слова услышаны» [2, с. 13]. Для этого надо попросить другого сформулировать то, как он понял просьбу, выразить свою точку зрения на ситуацию, соблюдая четыре правила: наблюдение, ощущение, потребность, просьба.
Следует постоянно практиковать такой метод ненасильственного общения с природой и, конечно, помогать овладевать этим методом детям. данный метод помогает людям грамотно взаимодействовать с природой, т.к. он имеет определенные компоненты-правила, которые может выполнять даже ребенок.
литература
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д. : Феникс, 1996.
2. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. София, 2009.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Рос. газ. 2010. № 5125. URL : http://www. rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html.
Communication with nature without violence
There is covered the issue of interaction ofman and nature. There are revealed the rules of interaction with nature based on the method of nonviolent communication, accessible both for adults and children.
Key words: nature, attitude, preschool age, method of nonviolent communication.
А.н. МАхинин
(Воронеж)
условия эффективности формирования российской гражданской идентичности старшеклассников в образовательном учреждении
Раскрывается объективная необходимость формирования российской гражданской идентичности в российском обществе. Выделены и обоснованы условия, влияющие на эффективность процесса становления и развития российской гражданской идентичности старшеклассников в современной образовательной практике.
Ключевые слова: антропообраз, гражданин, россиянин, гражданское общество, российская гражданская идентичность, референтность.
Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколе-
© Махинин А.Н., 2013
ния россиян, на создание условий для становления гражданина российского общества, человека, жизнеспособного в условиях меняющейся действительности. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национальногосударственной идентичности [5]. Проблема формирования российской гражданской идентичности (далее РГИ) молодого поколения отчетливо осознается и официально признается как актуальная, о чем свидетельствует акцентируемый в современных нормативных образовательных документах приоритет воспитания гражданина.
В период глобальных изменений современный российский человек оказался в ситуации кризиса идентичности. С одной стороны, распад привычного образа мира влечет за собой массовую дезориентацию, утрату идентичности на индивидуальном и групповом уровнях, на уровне общества в целом [1]. С другой стороны, нестабильность и подвижность подлежащих социокультурному наследованию норм, ценностей, образцов, разнообразие носителей социокультурного опыта, а также кризис традиционных социальных институтов как носителей устоявшихся связей и отношений, усугубляющих проблему становления индивидуальной идентичности, подтолкнули государство при поддержке общественности выступить инициатором поиска единой российской гражданской идентичности как основы для возрождения национального самосознания и базы для воспитания молодежи. Как следствие, и ученые, и практики рассматривают формирование РГИ в качестве «инновационной задачи», поставленной нашим временем перед педагогическим сообществом.
Стоит отметить, что проблема гражданской идентичности наиболее широко исследуется в социологическом аспекте: изучаются тенденции поддержания межэтнической толерантности в контексте формирования национально-гражданских идентичностей у русских и титульных национальностей в республиках, выявляются особенности гражданской идентичности российской молодежи и т.д. [2; 3].
Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать, что в педагогической теории проблема формирования РГИ школьника практически не осмыслена, хотя вопросы, связанные с гражданским образова-
нием и воспитанием, находятся в поле внимания исследователей. о возможности использования идентичности в качестве показателя со-циализированности личности, сопряженности механизмов ее становления и развития с механизмами социализации и воспитания свидетельствуют исследования А.В. Мудрика, В.Г. Бочаровой, И.А. Липского и др.
РГИ является подвидом социокультурной идентичности, которая, в свою очередь, выступает одним из видов идентичности личности. данное утверждение определяет логику анализа от общего к частному: идентичность -социокультурная идентичность - РГИ. основная проблема определения содержания РГИ заключается в нечеткости (фрагментарность, непостоянство, невыраженность и т.п.) базового набора идентификаторов либо в их идеализированном характере (сведение многообразия норм, антропообразов и образцов как должного к ценностным ориентирам, долженствованиям) [4].
Проблема анализа гражданской идентичности в отечественной традиции усложняется разнообразием терминов, связанных с национальным самосознанием: гражданская, общегражданская, государственная, национальная идентичность. С одной стороны, гражданская идентичность подразумевает самоопределение индивида, групп в рамках территориально-политического сообщества -государства, усвоение политических норм и традиций, с другой - формирование на основе усвоенных представлений о своем месте не только в системе отношений между индивидом, сообществом и государством.
Гражданская идентичность не тождественна гражданственности. По сути, гражданская идентичность есть элемент гражданственности как интегративного качества; элемент самосознания (Я-концепции), складывающийся в результате выбора референтов в социуме и принятии (непринятии) транслируемых этими референтами соответствующих («гражданских») антропообразов и образцов. Человек, говоря о себе «Я - россиянин», «Я - гражданин», демонстрирует свою РГИ. он признает свое членство в составе общности, образ члена этой общности ему близок и значим; он знает и принимает нормы поведения, разделяет ценности, реализует их в повседневной жизни. Руководствуясь этими представлениями, оценками, отношениями, человек дифференцирует свое окружение, рефлексирует свое соответствие нормам и образцам, принятым в референтном для него сообществе.
диагностические критерии отслеживания хода реализации педагогических условий
Педагогическое условие Диагностический критерий
1. Принятие ведущими субъектами процесса формирования РГИ старшеклассников в образовательном учреждении целей и задач данного процесса в контексте сложившейся педагогической реальности 1.1. Наличие в плане работы образовательного учреждения мероприятий, направленных на осмысление сущности РГИ и специфику ее формирования у старшеклассников, их содержательные и методические особенности
1.2. Наличие в плане работы образовательного учреждения мероприятий, направленных на осмысление сущности и особенностей це-леполагания в тематической области
1.3. Характеристика педагогами базового понятия в целеполагании, процесса формирования РГИ личности
1.4. Владение педагогами информацией о возрастных особенностях старшеклассников, влияющих на формирование у них РГИ
2. Наличие в образовательном учреждении значимых для старшеклассников персон, групп, общностей, обращающихся к проблеме человека-гражданина, патриота, россиянина 2.1. Мониторинг референтного круга старшеклассников, выделение педагогической составляющей
2.2. Владение педагогами информацией о референтных предпочтениях старшеклассников и соответствующими методическими приемами влияния на его целенаправленное изменение
2.3. Интенсификация содержательного и событийного взаимодействия педагогов со старшеклассниками
2.4. Привлечение к участию в организации и реализации плана работы образовательного учреждения (в части внеучебной деятельности) референтных для старшеклассников персон, микрогрупп, представителей значимых социальных институтов
3. Детализация и практическое подкрепление субъектами деятельности в образовательном учреждении образа человека-гражданина, патриота, россиянина 3.1. Мониторинг, рефлексия, согласование представлений о человеке-гражданине, патриоте, россиянине
3.2. Поиск в историческом прошлом, современной социокультурной среде и популяризация примеров человека-гражданина, патриота, россиянина
4. Цикличность (регулярность) и деятельностный характер осмысления и освоения образов человека-гражданина, патриота, россиянина 4.1. Использование принципа цикличности при планировании деятельности старшеклассников с тематическим целеполаганием
4.2. Мониторинг «удержания» в самосознании старшеклассников тематических антропообразов и образцов
4.3. Уменьшение доли форм деятельности, предполагающих вербальное, констатирующее тематическое взаимодействие
4.4. Освоение педагогами и реализация в различных видах деятельности методов и форм работы, предполагающих выбор, сравнение, примеривание, пробы, проектные технологии и т.п.
Особенностью педагогического подхода к проблеме формирования РГИ у старшеклассников является ее рассмотрение в организационно-деятельностном ключе. Социализирующая функция образования позволяет нам говорить о возможностях моделирования и управления процессом формирования РГИ в старшем школьном возрасте. Вместе с тем мы разделяем утверждение, согласно которому мера педагогического присутствия в жизни растущего человека должна определяться, с одной стороны, его возрастными и индивидуальными особенностями, а с другой -существующими социокультурными условиями, задающими границы допустимого периода взросления и паттерны педагогического сопровождения данного процесса [4].
Формирование РГИ предопределяется рядом макро- (социокультурные) и мезо- (антропологические) условий: развитие самосознания гражданской общности; расширение представительства субъектов гражданского общества (личности, микрогруппы, группы, микрообщности), которые по различным основаниям могут стать референтами для школьников; учет механизмов формирования РГИ; изучение и учет представлений о формировании идентичности в контексте онтогенеза и индивидуальной истории личности; учет структуры и путей формирования гражданского сознания и самосознания в целом; конкретизация тематических антропообразов «россиянин», «гражданин».
Однако мы считаем необходимым наряду с условиями макро- и мезоуровней определить условия микроуровня, в данном случае педагогические, в результате обеспечения которых процесс формирования РГИ старшеклассников будет эффективным:
1) принятие ведущими субъектами процесса формирования РГИ старшеклассников в образовательном учреждении целей и задач данного процесса в контексте сложившейся педагогической реальности;
2) наличие в образовательном учреждении значимых для старшеклассников персон, групп, общностей, обращающихся к проблеме человека-гражданина, патриота, россиянина;
3) детализация и практическое подкрепление субъектами в образовательном учреждении образа человека-гражданина, патриота, россиянина;
4) цикличность (регулярность) и деятельностный характер осмысления и освоения образов человека-гражданина, патриота, россиянина.
В целях отслеживания хода реализации выделенных педагогических условий мы выявили диагностические критерии результативности конструирования РГИ у старшеклассников в образовательном учреждении. (см. табл. на с. 84).
Мы предприняли исследование с целью проверки выделенных условий по предлагаемым критериям. В анкету, которая была разработана в связи с данным исследованием и проведена автором на массиве 402 респондента-старшеклассника из 10 регионов страны, были включены вопросы: кто чаще всего тебе напоминает, что ты - россиянин; есть ли в твоем окружении люди, с которых ты хотел бы брать пример. Были получены следующие результаты (см. рис. 1-2 на с. 86).
В рамках опытно-экспериментальной работы (2008/09 - 2010/11 уч. гг.) мы с периодичностью раз в 3 месяца предлагали (6 срезов) экспериментальной группе характеризовать себя (устный вариант методики «20 утверждений» (М. Кун., Т. Макпартленд)). Фиксировались обращение к тематическим характеристикам (россиянин, гражданин, патриот, житель конкретной территории и т.п.) и порядковый номер их упоминания. Данное исследование позволило увидеть неустойчивость данных конструктов в совокупности образов, используемых для самоописа-ния (см. рис. 3).
Анализ данных свидетельствует о более интенсивных позитивных изменениях, которые имели место быть в экспериментальной школе. При этом не по всем параметрам динамика была одинаково заметной. Наибольшую сложность в практической реализации представляют интенсификация содержательного и событийного взаимодействия педагогов со старшеклассниками; привлечение к участию в организации и реализации работы референтных для старшеклассников персон, микрогрупп, представителей значимых социальных институтов; освоение педагогами и реализация в различных видах деятельности методов и форм работы, предполагающих выбор, сравнение, примеривание, пробы, проектные технологии и т.п. Таким образом, выделенные условия и критериально-диагностический комплекс способствуют повышению результативности формирования РГИ старшеклассников в образовательных учреждениях и подталкивают современную школу к изменениям, к поиску собственной ре-ферентности в глазах старшеклассников.
%
60,00'
50,00'
40,00'
З0,00'
20,00'
10,00'
0,00'
21,40' 20,40.
11
Друзья Педагоги СМИ Родители
9,90’
рис. 1. Кто чаще всего напоминает тебе, что ты - россиянин?
рис. 2. Есть ли в твоем окружении люди, с которых ты хотел бы брать пример?
1-5 позиции Я 6-10 позиции А 7-15 позиции X 16-20 позиции
Рис. 3. Обращение к тематическим характеристикам в процессе самоописания с использованием методики «20 утверждений» (М. Кун, Т. Макпартленд)
рис. 4. Динамика формализованной оценки обеспечения педагогических условий формирования РГИ старшеклассников
От этого во многом будут зависеть отношение сограждан к судьбе своего Отечества и их поддержка инициированного властью и обществом проекта «российскости» и развития программ гражданского общества в России посредством формирования и развития РГИ подрастающего поколения.
Литература
1. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ., под ред. В.Л. Иноземцева. М. : Логос, 2002.
2. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред.
В.С. Магун. М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006.
3. Идентичность и толерантность в меняющемся мире : сб. ст. / под ред. Н.М. Лебедевой, Н.Л. Ивановой, В.А. Штроо. М. : ГУ ВШЭ, 2002.
4. О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // BestPravo : информ.-правовой портал. URL : http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-zakony/m1p.htm.
5. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития российской идентичности школьников. Воронеж : ВГПУ, 2007.
Conditions of effectiveness of senior pupils’ Russian civil identity formation at an educational institution
There is determined the objective necessity of formation of Russian civil identity in the Russian society. There are sorted out and substantiated the conditions that influence the effectiveness of the process and establishment of senior pupils’ Russian civil identity in the modern educational experience.
Key words: anthropo-image, citizen, Russian, civil society, Russian civil identity, reference.