Научная статья на тему 'Аксиологические доминанты социализации студентов педагогического вуза'

Аксиологические доминанты социализации студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / VALUE INTERACTION / VALUE ORIENTATIONS / AXIOLOGICAL DOMINANTS / SOCIALIZATION / CREATIVITY / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна

Показаны аксиологические линии социализации студентов педагогических вузов: ориентация на профессию учителя как ценность, становление образа «Я-педагог», ценностное взаимодействие преподавателя и студента, аксиология креативности, интеркультурная коммуникация, информационная компетентность. Делается вывод о преобразовании взаимодействия преподавателя и студента в сторону студенто-ориентированного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the axiological lines of socialization of teacher training higher school students: orientation at teacher’s profession as a value, establishment of the image “I-teacher”, value interaction between a teacher and a student, axiology of creativity, intercultural communication, informational competence. There is made the conclusion about transformation of interaction between a teacher and a student to student-oriented education.

Текст научной работы на тему «Аксиологические доминанты социализации студентов педагогического вуза»

воспитание и дополнительное образование

А.В. КИРЬЯКОВА (Оренбург)

аксиологические доминанты социализации студентов педагогического вуза

Показаны аксиологические линии социализации студентов педагогических вузов: ориентация на профессию учителя как ценность, становление образа «Я—педагог», ценностное взаимодействие преподавателя и студента, аксиология креативности, интеркультурная коммуникация, информационная компетентность. Делается вывод о преобразовании взаимодействия преподавателя и студента в сторону студенто-ориентированного образования.

Ключевые слова: ценностное взаимодействие, ценностные ориентации, аксиологические доминанты, социализация, креативность, интеркультурная коммуникация.

Различные аспекты проблемы социализации в современном стремительно меняющемся мире все больше привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей (Э. Берн, Р. Бернс, Л.И. Божович, В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, М. Вебер, Б.З. Вульфов,

О.С. Газман, М.А. Галагузова, Э. Дюркгейм, М.Б. Коваль, И.С. Кон, Дж. Мид, А.В. Му-дрик, Г. Риккерт, М.И. Рожков, В.Д. Семенов, Д.Б. Эльконин, P.H. Chombart de Lauwe, E.H. Erikson, T. Parsons). Социализация личности рассматривается многими исследователями как сложный, динамичный, непрерывный, противоречивый «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» [12, с. 4], в ходе которого происходит усвоение личностью образца поведения, принятие ценностей. А.В. Мудрик, рассматривая актуальные проблемы социализации личности в современном мире, подчеркивает, что «человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь в обществе»[Там же].

Введенное Ф. Гиддингсом понятие «социализация» употребляется в работе «Теория социализации» в контексте подготовки «человеческого материала» к социальной жизни, развития социальной природы индивида, которая изменяется в процессе его подготовки к социальной жизни.

Результатом процесса социализации, которая у Э. Гидденса определяется как совокупность всех социальных процессов, является становление личности. В понимании Дж. Мид социализация - результат социального взаимодействия, при котором индивид последовательно принимает роли «другого», «других», «обобщенного другого». С точки зрения Т. Парсонса, этот процесс представляет «вбирание» общих ценностей в процессе общения со значимыми другими, в соответствии с общезначимыми нормативными стандартами, что становится потребностью человека. Следовательно, социализация трактуется западными учеными как формирование наиболее общих, устойчивых черт человека, проявляющихся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Задача социализации состоит в приобщении людей к культуре, освоению навыков коммуникации путем научения через включение человека в социальную жизнь.

С позиции аксиологии важными для понимания процесса социализации явились работы Г. Тарда, который описал влияние социального на человеческие ценности и нормы поведения. Н. Смелзер, определяя социализацию как процесс накопления людьми опыта социальных установок, соответствующих социальным ролям личности, по сути, подчеркивает аксиологическую значимость обретения человеком профессионально-личностных ориентаций.

Обращаясь к определению аксиологических доминант социализации личности студентов педагогического вуза, необходимо, прежде всего, рассмотреть исходные теоретические положения. Следует подчеркнуть, что в качестве методологического базиса исследования данного вопроса выступает теория ценностей, представленная такими учеными отечественного и западного языкознания, которые рассматривают закономерности и прин-

© Кирьякова А.В., 2014

ципы становления и развития ценностных систем, аксиосферы культуры, трансформацию ценностей в обществе (М.С. Каган, Г.П. Вы-жлецов, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Саратовский, В.С. Степин, В.П. Тугаринов, R. Ingle-hart, S. Schwartz). Педагогическая аксиология, обращенная к вопросам приобретения личностью ценностных ориентиров жизнедеятельности и саморазвития (В.И. Андреев, В.П. Без-духов, И.И. Калина, Н.Д. Никандров, В.А. Сла-стенин), утверждает педагогические условия становления ценностного яруса сознания, ценностного самоопределения личности в общении, познании, деятельности.

Реализация аксиологического подхода к образованию позволяет высветить внутреннюю сторону процесса социализации студентов, увидеть такие его сущностные характеристики, как развитие ценностных ориентаций студентов, особенности, фазы и механизмы ценностного самоопределения студентов в пространстве университетской молодежной субкультуры, обозначить контуры становления: образы педагогического мира, образ «Я - педагог», образ профессиональноличностного будущего.

Проведенные в русле аксиологического подхода специальные исследования последних лет позволяют утверждать, что аксиологическими доминантами социализации личности студента в педагогическом вузе являются следующие: ориентация на профессию учителя как ценность, становление образа «Я - педагог», ценностное взаимодействие преподавателя и студента, аксиология креативности, интеркультурная коммуникация, информационная компетентность.

Развитие ориентации на профессию педагога как ценность. Привлекательность профессии, осознанное желание абитуриента, позднее студента, посвятить себя любимому делу способствуют более успешному и продуктивному обучению, более интенсивной адаптации и социализации. Характер представлений о будущей профессии и работе определяет весьма сдержанное профессиональное ожидание: 40% респондентов считают, что работа будет интересной, позволит самосовершенствоваться в избранной сфере деятельности (28%). Вместе с тем наблюдаются негативные тенденции (от первого до выпускного курса «не собираются работать по специальности»: 1-й курс - 15,9%, 2-й - 24,7%, 3-й -38,3%, 4 -й - 51,4%). Мы убеждаемся, что сама по себе учеба еще не исчерпывает сути освоения профессии. Специальностью не овладева-

ют только на лекциях, семинарах, в лабораториях.

Образовательный процесс педагогического вуза позволяет подготовить будущего учителя к трансляции ценностей в жизнедеятельность школы, к осознанию значимости образа учителя для формирования ценностных ориентаций школьника. Аксиологизация образования, по мнению Г.А. Мелекесова [10], определяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей педагогической деятельности учителя, но и определяют его взаимодействие с миром и с людьми. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и педагогической реальности, своих отношений с миром и с учащимися.

Педагогическую науку процесс социализации интересует с позиции образования и воспитания, его тенденций и перспектив, определения его принципов, содержания, методов, средств, исследования различных сообществ как социализирующей среды для выявления ее образовательных, воспитательных возможностей, с одной стороны, для усиления позитивных влияний на человека, с другой - для уменьшения рисков негативных влияний. Именно поэтому противоречивость ситуации выбора профессии педагога может быть снята за счет дополнительных мер, используемых в образовательном процессе вуза, и средств, среди которых - образовательные практики, оправдавшие себя в опытно-поисковой работе, общепринятые педагогическим сообществом компетентностно-ориентированные технологии, которые влияют на развитие ценностного опыта.

Становление образа «Я - педагог». Проблема становления ценностного образа Я тесно связана с развитием аксиологического потенциала студента педагогического вуза. Она стала предметом специальных исследований сравнительно недавно, но вместе с тем прочно завоевала внимание исследователей. В работах Т.А. Ольховой [13] поэтапное формирование образа «Я - будущий профессионал» студента университета связано со становлением субъектности, причем образовательное пространство университета раскрывается как контекст социализации студента, который, во-первых, определяет содержание индивидуальной образовательной программы студента, во-вторых, способствует его саморазвитию и са-

моорганизации, в-третьих, стимулирует построение временной жизненной перспективы.

Педагогическое обращение к ценностному потенциалу университетского образования определило в качестве методологических ориентиров становления субъектности студента университета личностные смыслы получаемых знаний, отражающие восхождение к жизненным и профессиональным ценностям, мотивацию достижений, культуру смыслопорож-дения деятельности студента. Т.А. Ольхова определила следующие педагогические условия становления субъектности студента университета: проблемность, проективность, эв-ристичность и рефлексивность. Выбор условий обоснован феноменом и логикой развития предмета исследования, предполагающими актуализацию субъектного потенциала посредством внешних условий, которые отражают ценностные императивы современного университетского образования.

Ценностное взаимодействие преподавателя и студента. Студентоцентрирован-ная парадигма Болонского процесса изменяется против стереотипов устоявшихся отношений «преподаватель - студент» на иное - «студент - преподаватель» (Л.А. Витвицкая,

Н.Ф. Родионова). В общей системе развивающегося и развивающего образовательного взаимодействия был создан базис для поиска нового характера взаимодействия - ценностного, которое снижает степень регламентации самостоятельной работы студента.

В диссертационном исследовании Л.А. Вит-вицкой «Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета» взаимодействие преподавателя и студента рассматривается как взаимная (совместная) деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на приобретение знаний, освоение способов деятельности и обретения новых смыслов и предусматривающая взаимоизме-нение и взаимообогащение интеллектуальной, информационной, эмоционально-ценностной и деятельностной сфер субъектов образования. Содержанием взаимодействия являются обмен информационной и проектной деятельностью, ценностями, расширение ценностного круга познания, активизация механизмов присвоения культуры, актуализация личностной свободы субъектов образовательной деятельности. Развитие взаимодействия предполагает следующие качественные изменения:

- в отношениях студентов к реалиям современного мира, процессу обучения, расширению поликультурного пространства, профессиональной успешности и жизни;

- овладение профессиональной компетентностью;

- развитие аксиологического потенциала личности как студента, так и преподавателя (осознание и принятие участниками своей позиции в системе «студент - преподаватель», «преподаватель - студент»; эффект баланса этих позиций в рамках гуманистической педагогики проявляется в готовности преподавателя учиться и в активизации субъектной позиции студента);

- понимание субъектами образовательного процесса взаимодействия как ценности и цели образования;

- профессиональная установка преподавателя на работу со студентами как носителями индивидуальности, восхождение к ценностям студента;

- готовность субъектов взаимодействия к взаимоизменению.

Аксиологическая доминанта креативности. Ценности педагогической деятельности, выступая ориентирами построения профессионального будущего, в максимальной степени связаны с возможностями развития креативности студента в условиях образовательного процесса вуза.

Нет новизны в утверждении о том, что педагог - профессия творческая. Именно вузовская реальность делает учителя творческим, осознающим собственную уникальность, стремящимся к нестандартности в своей профессиональной деятельности. Невозможность избежать инновационности в будущей деятельности предопределяет необходимость инновационной креативности. В.В. Мороз, изучая аксиологический аспект развития креативности, подчеркивает неразрывную связь креативности с ценностями. Только ценностное отношение к получению знаний, образованию на протяжении жизни способствует развитию устойчивой внутренней мотивации, которая необходима для получения креативных результатов и продуктов. Именно ценностное отношение позволяет преодолеть неизбежное состояние фрустрации, тревоги и страха, возникающее при решении задачи и проблемы довести начатое дело до конца. Ценности регулируют и направляют деятельность, общение учителя, его взаимодействие с учащимися [8].

Чтобы повысить креативность студентов, важно, чтобы преподаватель получил соответствующие знания и обучение, касающиеся необходимых методов обучения. Преподаватели считают, что необходимо внедрять креативность в учебные планы вне зависимости от преподаваемого предмета. Однако существу-

ющие барьеры, а именно: система образования, для которой креативность пока не стала ценностью, отсутствие у преподавателей соответствующих знаний, ресурсов, инструментов, значительно затрудняют процесс развития креативности студентов.

Интеркультурная коммуникация. Интеркультурная коммуникация как аксиологическая доминанта рассмотрена в работе Л.В. Мо-сиенко [11] в контексте ценностного самоопределения студента в пространстве университетской молодежной субкультуры. Последнее автор понимает, с одной стороны, как процесс «взращивания» личности студента, ориентации на саморазвитие и сотрудничество, развитие индивидуальности и коллективизма, отражающий восхождение студента к личностным и профессиональным ценностям, с другой - как результат, выраженный в сформированном системно-личностном новообразовании, обусловливающем способность проектировать жизненную перспективу, совершать ответственный выбор целей и ценностей.

Проведенное исследование доказывает стремление университетской молодежи к меж-культурному диалогу как в реальном, так и в виртуальном пространстве современного по-ликультурного мира. Язык выступает инструментом вхождения в субкультуру, аккумулятором субкультуры, органической необходимой частью университетской молодежной субкультуры. Это живое явление, отражающее и вербализующее бытие университетского пространства молодежной субкультуры, в котором студенты имеют возможность самореализоваться, самоопределиться, самовыразиться, отработать социальные, профессиональные роли. Иностранный язык становится безусловной образовательной ценностью, определяя проблему удовлетворения образовательной потребности и несоответствия желаемого и действительного. Кардинально изменившиеся условия социализации резко повышают интерес и стремление студентов к изучению иностранных языков. Возможность и реальность туристических поездок, академической мобильности воспринимается и как ценность, и как необходимость.

Информационная компетентность. В настоящее время возрастает роль педагогической науки в педагогическом анализе реалий информационного общества. В работе Е.Р. Южа-ниновой [18] делается попытка целостного изучения ценностных структур глобальной компьютерной сети. Интернет рассматривается как фактор, влияющий на изменения в ценностной системе общества и личности. Ди-

намика взаимодействия аксиосферы Интернета и аксиосферы общества, по мнению автора, с одной стороны, приводит к утверждению ценностей информации, знания, независимости, свободы и творчества, а с другой - влечет за собой обесценивание поиска истины, отторжение сложного знания, рост фрагментарности сознания и противоречивости духовного мира как отдельной личности, так и социума в целом.

Педагогическое образование нового века меняет приоритеты и технологии вхождения личности в профессию учителя, раскрывает новые горизонты и доминанты социализации, обращая основное внимание на развитие аксиологического потенциала личности.

Литература

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. : МПСИ, 1996.

2. Борытко Н. М. Социализация и социокультурная адаптация: личность как тип // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр.: в 3 ч. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2002. Вып. 6. Ч. 1. С. 10-15.

3. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры.СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

4.Вершловский С.Г., Хазард Дж. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика. 1992. № 3-4. С. 102-106.

5. Гаязов А.С., Баязитов С.Б., Амиров А.Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования : моногр.Уфа, 2000.

6. Дюркгейм Э. Социология образования. М. : ИНТОР, 1996.

7. Каган М.С. Философская теория ценностей. / СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.

8. Калина И.И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования. М. : Дрофа, 2011.

9. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magister. 1998. № 4. С. 37-50.

10. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара : СамГПУ, 2002.

11. Мелекесов Г.А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие. М.: МПГУ, 2002.

12. Мосиенко Л.В. Ценностное самоопределение студентов в пространстве университетской субкультуры : моногр. Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2012.

13. Мудрик А.В. Социализация человека. М. : Академия, 2006.

14. Ольховая Т.А. Становление образа «Я - будущий педагог» студента университета. М. : ТЦ «Сфера», 2004.

15. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность. Тула : Изд-во: Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2006.

16. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М. : Изд-во «Дело» АНХ, 2010.

17. Тряпицына А.П. Ценностно-смысловые ориентиры построения содержания дисциплины «Педагогика» [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электрон. науч. журн. Июль 2009. ART 1339. URL : http://www.emissia.org/offline/2009/1339.htm.

18. Хазард Дж., Вершловский С.Г. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика. 1992. №4. С. 102-106.

19. Южанинова Е.Р. Аксиосфера Интернета и личность : моногр. М. : Дом педагогики, 2013.

20. Handbook of competence and motivation / ed. by Andrew J. Elliot and Carol S. Dweck The Yuilform Press; N.Y, L., 2005.

21. Inglehart, R., Welzel, C. Changing Mass Priorities: The Link between Modernization and Democracy [Электронный ресурс]. URL : http://www. worldvaluessurvey.org/wvs/articles/folder_published/ publication_587.

22. Schwartz, S. Basic Human Values: An Overview [Электронный ресурс]. URL : http://segr-did2.fmag.unict.it/Allegati/convegno%207-8-10-05/ Schwartzpaper.pdf.

* * *

1. Asmolov A.G. Kulturno-istoricheskaya psiho-logiya i konstruirovanie mirov. M. : MPSI, 1996.

2. Boryitko N. M. Sotsializatsiya i sotsiokulturnaya adaptatsiya: lichnost kak tip // Pedagogicheskie problemyi stanovleniya sub'ektnosti shkolnika, studenta, pedagoga v sisteme nepreryivnogo obrazovaniya : sb. nauch. i metod. tr.: v 3 ch. / pod red. N.K. Sergeeva, N.M. Boryitko. Volgograd, 2002. Vyip. 6. Ch. 1. S. 10-15.

3. Vyizhletsov G.P. Aksiologiya kulturyi.SPb.: Izd-vo SPbGU, 1996.

4.Vershlovskiy S.G., Hazard Dzh. Tsennostnyie orientatsii sovetskih i amerikanskih uchiteley // Pedagogika. 1992. № 3-4. S. 102-106.

5. Gayazov A.C., Bayazitov S.B., Amirov A.F. Sotsializatsiya lichnosti grazhdanina v prostranstve munitsipalnogo obrazovaniya : monogr.Ufa, 2000.

6. Dyurkgeym E. Sotsiologiya obrazovaniya. M. : INTOR, 1996.

7. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennostey / SPb.: TOO TK «Petropolis», 1997.

8. Kalina I.I. Aksiologicheskie osnovaniya modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya. M. : Drofa, 2011.

9. Kiryakova A.V. Orientatsiya lichnosti v mire tsennostey // Magister. 1998. № 4. S. 37-50.

10. Kulyutkin Yu.N., Bezduhov V.P. Tsennostnyie orientiryi i kognitivnyie strukturyi v deyatelnosti uchitelya. Samara : SamGPU, 2002.

11. Melekesov G.A. Aksiologicheskiy potentsial lichnosti buduschego pedagoga: stanovlenie i razvitie. M. : MPGU, 2002.

12. Mosienko. L.V. Tsennostnoe samoopredelenie studentov v prostranstve universitetskoy subkulturyi : monogr. Orenburg : OOO IPK «Universitet», 2012.

13. Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka. / M. : Akademiya, 2006.

14. Olhovaya T.A. Stanovlenie obraza «Ya -buduschiy pedagog» studenta universiteta. / M. : TTs «Sfera», 2004.

15. Orlov A.A. Professionalnoe myishlenie uchitelya kak tsennost. Tula : Izd-vo: Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2006.

16. Prigozhin A.I. Tseli i tsennosti. Novyie meto-dyi rabotyi s buduschim. M. : Izd-tvo «Delo» ANH, 2010.

17. Tryapitsyina A.P. Tsennostno-smyislovyie orientiryi postroeniya soderzhaniya distsiplinyi «Pedagogika» [Elektronnyiy resurs] // Pisma v Emissiya. Offlayn (The Emissia. Offline Letters) : elektron. nauch. zhurn. Iyul 2009. ART 1339. URL : http://www.emissia.org/offline/2009/1339.htm.

18. Hazard Dzh., Vershlovskiy S.G. Tsennostnyie orientatsii sovetskih i amerikanskih uchiteley // Pedagogika. 1992. №4. S. 102-106.

19. Yuzhaninova E.R. Aksiosfera Interneta i lichnost : monogr. M. : Dom pedagogiki, 2013.

20. Handbook of competence and motivation / ed. by Andrew J. Elliot and Carol S. Dweck The Yuilform Press; N.Y, L., 2005.

21. Inglehart, R., Welzel, C. Changing Mass Priorities: The Link between Modernization and Democracy [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www. worldvaluessurvey.org/wvs/articles/ folder_published/ publication_587.

22. Schwartz, S. Basic Human Values: An Overview [Elektronnyiy resurs]. URL : http://segr-did2.fmag. unict.it/Allegati/convegno 7-8-10-05/Schwartzpaperpdf.

Axiological dominants of socialization of teacher training higher school students

There are considered the axiological lines of socialization of teacher training higher school students: orientation at teacher’s profession as a value, establishment of the image "I-teacher", value interaction between a teacher and a student, axiology of creativity, intercul-tural communication, informational competence. There is made the conclusion about transformation of interaction between a teacher and a student to student-oriented education.

Key words: value interaction, value orientations, axiological dominants, socialization, creativity, intercultur-al communication.

(Статья поступила в редакцию 09.04.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.