Научная статья на тему 'Ценностно-смысловое взаимодействие как педагогическая категория'

Ценностно-смысловое взаимодействие как педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1347
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СМЫСЛ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГ / ДОМИНАНТА НА ДРУГОМ / ВНЕНАХОДИМОСТЬ / VALUE / SENSE / VALUE AND SENSE INTERACTION / DIALOGUE / DOMINANT ON THE OTHER / OUTBEING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сиротина Елена Арнольдовна

Раскрывается содержание понятий «ценность», «смысл», показываются объективные основания существования ценностей с точки зрения религиозной философии, описываются сущностные и процессуальные характеристики педагогической категории «ценностно-смысловое взаимодействие» применительно к изучению дисциплин с культурологическим содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is revealed the matter of the notions “value”, “sense”, shown the objective foundations of values from the point of view of religious philosophy, described the essential and procedural characteristics of the pedagogic category “value and sense interaction” regarding culturological disciplines.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловое взаимодействие как педагогическая категория»

целостный учЕБно-воспитАтЕльный процесс

ЕЛ. СИРОТИНА (Волгоград)

ЦЕнностно-смысловоЕ взаимодействие как педагогическая категория

Раскрывается содержание понятий «ценность», «смысл», показываются объективные основания существования ценностей с точки зрения религиозной философии, описываются сущностные и процессуальные характеристики педагогической категории «ценностно-смысловое взаимодействие» применительно к изучению дисциплин с культурологическим содержанием.

Ключевые слова: ценность, смысл, ценностно-смысловое взаимодействие, диалог, доминанта на Другом, вненаходимость.

В условиях модернизации образования предъявляются новые требования к уровню организации учебного и воспитательного взаимодействия педагогов и обучающихся. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения включает требование ориентации педагогического процесса на базовые национальные ценности и необходимость выработки у школьников личностных универсальных действий смыслообразо-вания и нравственно-этического оценивания. Для формирования таких действий необходимо, чтобы педагогическое взаимодействие на уроке носило ценностно-смысловой характер, поскольку личность, по словам Н.Е. Щур-ковой, «не слоеный пирог, состоящий из суммы достоинств. Суть личности в системе ею избранных ценностей и соответственно этому выбору - личностных смыслов» [9, с. 119]. Однако не все аспекты организации ценностносмыслового взаимодействия в достаточной степени разработаны в современной науке, а содержание самого понятия «ценностносмысловое взаимодействие» остается неопределенным.

Конкретизацию содержания понятия ценностно-смыслового взаимодействия целесообразно начать с определения взаимодействия

как такового. Лингвистический анализ термина «взаимодействие» указывает на наличие в нем, по крайней мере, двух сторон, причем каждой из них присуща некоторая активность. Эта активность субъектов имеет определенную направленность, а именно направленность друг на друга. очевидно, что любое взаимодействие между субъектами будет осуществляться при встрече и дальнейшем общении друг с другом. И поскольку «общение для субъекта не что иное, как специфический акт поведения» [2], в структуре взаимодействия выделяется поведенческий аспект. Выявление поведенческого аспекта взаимодействия позволяет указать на общение как на внешнее, наблюдаемое и поддающееся диагностике проявление взаимодействия. С внутренней, содержательной, стороны взаимодействие может быть весьма разнообразно; содержанием ценностно-смыслового взаимодействия является присвоение ценностей человеческой культуры.

ключевая проблема в определении сущности ценностно-смыслового взаимодействия -определение оснований существования ценностей. Проблема ценностей является междисциплинарной и исследуется с разных позиций. Значительную роль в понимании природы ценности играет вненаучное [5] знание -богословское и философское. В гуманистической аксиологии как отрасли философского знания наличествует представление о том, что ценности сами по себе не существуют и представляют собой особого вида реальность, которая, с одной стороны, связана с действительностью, а с другой стороны, полностью порождается разного рода деятельностью человека. Таким образом, ценность обязательно антропогенна, поскольку возникает в процессе человеческого действия и осмысления, в процессе оценки человеком людей, общества, идей, предметов культуры или природы.

Принимая тезис об антропогенном характере ценностей, существенно важно дополнить его, с одной стороны, указанием на основу, содержащуюся в самой природе явлений внешнего мира (и материального, и идеального), которая позволяет человеку вырабатывать отношение к явлениям мира как к ценностям и действовать в мире сообразно этому отноше-

© Сиротина Е.А., 2013

нию. С другой стороны, необходимо выявить причину, по которой человек способен к ценностной ориентации относительно внешнего мира. Современные аксиологические концепции на поставленные вопросы не дают удовлетворительного ответа. Недостающее знание по обозначенным проблемам можно обнаружить, обратившись к рассмотрению поставленных вопросов с точки зрения христианского мировоззрения.

Исходя из христианского миропонимания, основой, позволяющей принимать явления мира как ценности, являются сообразные Богу соразмерность, гармоничность, целостность мира, заложенные Богом при сотворении мира и поддерживаемые Им. Такое представление многократно отражено в святоотеческих трудах, в частности в Беседах на Ше-стоднев святителя Василия Великого.

В религиозной философии (В.В. Зеньков-ский, В.Н. Лосский) вопрос об основаниях бытия мира разработан в учении о логосной основе мира. Слово «логос» весьма многозначно: в греческом языке оно означает собственно слово, текст, понятие, идею, дело. Развивая святоотеческое учение, религиозный философ, психолог и педагог протоиерей В.В. Зеньковский сближает понятия «логос» и «идея» как обозначения Божией мысли о сотворенном мире и утверждает существование особой «софий-ной» сферы идей, присущих одновременно Богу и миру. Принятие учения о божественных идеях - логосах как основании мира не оставляет места допущениям в изначальном бытии мира зла, несовершенства, недостаточности. И поскольку ценности всегда носят позитивный характер, все феномены мира содержат в себе объективные основания для того, чтобы быть ценностями.

Другим существенным моментом, позволяющим феноменам мира выступать в качестве ценностей человека, являются определенные свойства самого человека. Гуманистическая наука провозглашает его абсолютным основанием ценностей. Соглашаясь с утверждением об уникальном положении человека в мире и принадлежащей исключительно человеку способности продуцировать ценности, подчеркнем, что основанием ценностей в христианском понимании мира будет также не собственно человек как абсолютная субстанциональная ценность, но человек как носитель особого, личного способа существования, которым он наделен как элементом образа своего Творца. Именно причастность бытию Бо-жию через свое личное бытие дает человеку

возможность усматривать в явлениях мира их ценностные основания, становиться к этим явлениям в ценностное отношение и осуществлять свою деятельность в соответствии с ценностными представлениями и отношениями. В современных гуманитарных науках ближе всего к представлению о личностном, ипостас-ном способе бытия подходит идея субъектно-сти человека (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борыт-ко, И.А. Соловцова).

С точки зрения христианского миропонимания, в процессе своего исторического существования человечество, используя данные Богом познавательные способности, открывает заложенные Им в мире закономерности, формируя на разных уровнях знания системы законов и идей, носящих ценностный характер, воплощая их в материальных объектах. Эти системы, в свою очередь, находят отражение в произведениях человеческого творчества в разных сферах общественной жизни, совокупность которых и является собственно культурой.

В современной психологии существуют различные понимания категории «ценность». Так, психологический словарь определяет ценность как «любой объект (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса)» [7]. В данном определении акцент стоит на объективной природе ценности, ее изначальной внеположенности по отношению к субъекту. С другой стороны, С.В. Васильева отмечает, что «исследователи рассматривают ценности как некий высший уровень в иерархии побуждений, потребностей, интересов человека, что подчеркивает психологическую природу ценностей, которые могут быть рассмотрены либо как особые личностные структуры в аспекте сознания, мотивации, либо как субъективные концепции ценностей» [1].

По мнению Д.А. Леонтьева, понимание ценности как исключительно порождения сознания, т.е. смешение понятий «ценность» и «ценностные представления», характерное для гуманистической аксиологии, не является корректным, поскольку соответствующие образования в сознании являются рефлективными представлениями об объективно существующих ценностях. По утверждению Д.А. Леонтьева, в психологии «сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую: 1) общественных идеалах, выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в раз-

личных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов» [4].

Тезис о различении разных форм ценностей проясняет логику присвоения ценностей, происходящего в процессе педагогического ценностно-смыслового взаимодействия: через анализ предметного воплощения идеала (явления культуры) выявляется значимое для субъекта содержание этого идеала, вследствие чего он становится регулятивом поведения субъекта и, в свою очередь, определяет новый характер и результаты деятельности последнего.

Таким образом, ценность можно рассматривать как явление идеального или материального мира, воспринятое человеком в собственную ценностно-смысловую сферу через понимание и приятие заложенного в нем содержания, субъектно значимое, пережитое эмоционально, а также реализуемое в качестве жизненного деятельностного ориентира.

Психологическим основанием построения ценностно-смыслового взаимодействия, в первую очередь, является категория ценностных ориентаций, сформированность которых является главным признаком совершившегося присвоения ценности. И.А. Сурина выделяет в системе ценностных ориентаций три структурных элемента: когнитивную подсистему, представляющую собой совокупность знаний, суждений, убеждений, связанных с той или иной ценностью; эмотивную - систему чувств, эмоциональных оценок; поведенческую - систему определенных действий, последовательное поведение по отношению к ценности [8]. Формирование ценностных ориентаций является и целью, и собственно содержанием ценностносмыслового взаимодействия, и, следовательно, последнее должно быть выстроено таким образом, чтобы в нем реализовались все три указанные подсистемы ценностных ориентаций.

Ценностно-смысловое взаимодействие, вслед за А.Н. Леонтьевым, может быть рассмотрено как единство общения и деятельности. В.Я. Ляудис также указывает на существование системы межличностных отношений, в которой протекает совместная деятельность педагога и учащегося, и утверждает обусловливающий характер этой системы отношений, носящих также изменяющийся характер. Их динамика характеризует направление развития совместной деятельности в це-

лом. Более того, при правильной организации ценностно-смыслового взаимодействия сами эти отношения становятся особым предметом освоения [6].

Ценностно-смысловая сфера человека формируется во взаимодействии со всей совокупностью реальности ценностей через формирование особого рода системы отношений к ним. Эта система подразумевает установление уровневых связей ценностей в ценностносмысловой сфере личности и выстраивает эти уровни в определенную иерархию. Необходимо подчеркнуть, что ценностно-смысловая сфера личности формируется в обязательном порядке, так или иначе. Без целенаправленного воздействия, без специально организованного воспитательного процесса система ценностей будет возникать стихийно под воздействием окружающей ребенка среды.

Еще одним понятием, которое требует раскрытия при определении сущности ценностносмыслового взаимодействия, является понятие смысла, тесно связанное с понятием ценности. Смыслы, как показывает анализ работ В. Франкла, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, могут быть определены как идеальные связи, отражающие реальные отношения, в которые субъект вступает с феноменами материального или духовного мира в процессе жизнедеятельности.

Единство истины, обретаемое в том или ином феномене, не означает единства сознания о нем, а следовательно, не означает и единственности смысла. Система смысловых связей каждого человека обусловливается, во-первых, индивидуальными особенностями (физические данные, темперамент, интеллект, таланты и т.д.); во-вторых, своеобразием конкретно-исторической формы культуры, носителем которой является этот человек; в-третьих, той ступенью духовного развития, на которой он находится - «вектора духовного развития и меры предпочтения базовых ценностей и ценностного отношения к ним» [9, с. 77]; в-четвертых, его конкретной экзистенциальной ситуацией.

Возможность установления разных смысловых связей при рассмотрении одного феномена и создает ту «разность потенциалов», которая позволяет осуществиться подлинному диалогу. При ценностно-смысловом взаимодействии диалог имеет свою специфику, поскольку помимо учителя и ученика в нем участвует третий «субъект» - культура как источник ценностей. Подтверждение особого места феномена культуры в диалоге обнаружи-

вается в идеях М.М. Бахтина, осмысленных в дальнейшем Г.С. Батищевым, А.У. Харашем. Для педагога, выстраивающего ценностносмысловое взаимодействие на основе диалога, естественна позиция толкователя культуры, модератора, посредника между культурой и учеником, объединяющего, иерархизирую-щего, систематизирующего смысловые связи в соответствии с изучаемой культурной традицией. Отсюда становится ясно, насколько важно, чтобы педагог сам был полноценным носителем изучаемой культуры.

Таким образом, участниками ценностносмыслового взаимодействия в рамках диалога выступают педагог, обучающиеся и та культура, явление которой выступает содержанием диалога. Основание для включения культуры в пространство ценностно-смыслового взаимодействия обнаруживается в философии (М.М. Бахтин, В.С. Библер), психологии (Д.А. Леонтьев, В.Я. Ляудис) и педагогике (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова). При этом культура рассматривается как мегатекст, заключающий в себе определенную систему «текстов» (феноменов, артефактов), несущих определенную информацию и обладающих специфическим языком, на котором эти «тексты» говорят со вступающими с ними в диалог.

Основной характеристикой ценностносмыслового взаимодействия при изучении дисциплин с культурологическим содержанием является информационное равноправие педагога и детей перед предъявляемыми феноменами культуры. Это предполагает определенные позиции педагога и школьников, основой которых служит тезис о том, что «роли субъекта и объекта не могут быть строго и однозначно закреплены за участниками, и учитель зачастую выступает как объект, а ученик как субъект информационного воздействия» [3, с. 139]. В процессе взаимодействия осуществляется переход ребенка с помощью педагога от поверхностных и очевидных к более глубоким смыслам явлений культуры.

При организации ценностно-смыслового взаимодействия в форме диалога целесообразно ориентироваться на категории доминанты на собеседнике и вненаходимости, разработанные соответственно А.А. Ухтомским и М.М. Бахтиным. Доминанта на собеседнике, по А.А. Ухтомскому, представляет собой диалогическую позицию, при которой участники диалога в собеседниках видят не проекцию собственного Я, своего Двойника, не са-мозамкнуты, а имеют установку понять другого самого по себе, независимо от собственных взглядов и отношений. Отодвигая при об-

щении себя самого на второй план, отрешаясь от собственных стереотипов, участник диалога становится способен открыть в собеседнике то, что ускользает от взгляда, преломляющего картину мира сквозь призму собственного эгоистичного Я. Такая диалогическая позиция в отношении к феномену культуры, к педагогу и соученику позволит ребенку не только открыть смыслы явлений культуры как ценностей, но и увидеть бытие этих ценностей в окружающей жизни, принять их как основание собственного отношения к миру, сформировать определенные мировоззренческие и нравственные установки.

Вненаходимость, по М.М. Бахтину, - это антоним субъективности, растворения в собеседнике или в наличной ситуации. Требование вненаходимости означает отказ от пристрастий, причем независимо от их эмоциональной окраски. Соблюдение позиции внена-ходимости особенно важно при столкновении субъектных позиций педагога и воспитанника, т.к. они позволяют свободно, непринудительно принять и присвоить смыслы, заложенные в культуре.

Диалог - не просто разговор двух субъектов; таковой может на самом деле являться двумя параллельными монологами. Категории доминанты на собеседнике и вненаходимости являются двумя сторонами антиномии, обеспечивающей подлинное диалогическое взаимодействие.

Вышеизложенное позволяет рассматривать ценностно-смысловое педагогическое взаимодействие как такое взаимодействие педагога, ребенка и явления идеального или материального мира, в котором через диалогическое установление смыслов создаются условия для приятия данного явления в качестве ценности.

литература

1. Васильева С.В. К проблеме ценностей в психологии. URL: http://humanpsy.ru/vasilieva/zennosti (дата обращения: 23.05.2013).

2. Добрович А.Б. Анатомия диалога. URL: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-1822.htm (дата обращения: 18.10.2012).

3. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

4. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. URL : http:// altai.fio.ru/projects/group2/potok10/site/u204/cenost.htm.

5. Лузина Л.М. Человек в проблемном поле воспитания: моногр. Псков: Изд-во ПГПУ, 2008.

6. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. A. A. Бодалева, В. Я. Ляудис. М. : НИИОП Am СССР, 1980. С. 37-52.

7. Психологический словарь. URL : http:// psychology.net.ruIdictionaries/psy.html?word=1098 (дата обращения: 06.07.2012).

8. Сурина ИА. Ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 162-164.

9. Щуркова НЕ., Мухин М.И., Желаннова AE. Новое воспитание в новой школе/ под общ. ред. НЕ. Щурковой. М. : APКТИ, 2012.

* * *

1. Vasileva S.V. K probleme tsennostey v psiho-logii. URL: http://humanpsy.ruIvasilievaIzennosti (data obrascheniya: 23.05.2013).

2. Dobrovich A.B. Anatomiya dialoga. URL: http://psychlib.ruImgppuIhre/hre-1822.htm (data obrascheniya: 18.10.2012).

3. Zhurin A.A. Integrirovannoe mediaobrazovanie v sredney shkole. M. : BINOM. Laboratoriya znaniy, 2012.

4. Leontev D.A. Tsennostnyie predstavleniya v individualnom i gruppovom soznanii: vidyi, deter-minantyi i izmeneniya vo vremeni. URL : http://altai. fio.ruIprojects/group2/potok10/site/u204/cenost.htm.

5. Luzina L.M. Chelovek v problemnom pole vospitaniya: monogr. Pskov: Izd-vo PGPU, 2008.

6. Lyaudis V.Ya. Struktura produktivnogo uchebnogo vzaimodeystviya // Psihologo-pedagogi-cheskie problemyi vzaimodeystviya uchitelya i uchaschihsya / pod red. A A. Bodaleva, V.Ya. Lyaudis. M. : NIIOP APN SSSR, 1980. S. 37-52.

7. Psihologicheskiy slovar. URL : http:// psychology.net.ruIdictionaries/psy.html?word=1098 (data obrascheniya: 06.07.2012).

8. Surina I.A. Tsennostnyie orientatsii // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005. № 4. S. 162-164.

9. Schurkova N.E., Muhin M.I., Zhelannova A.V. Novoe vospitanie v novoy shkole/ pod obsch. red. N.E. Schurkovoy. M. : ARKTI, 2012.

Value and sense interaction as a pedagogic category

There is revealed the matter of the notions "value”, "sense ”, shown the objective foundations of values from the point of view of religious philosophy, described the essential and procedural characteristics of the pedagogic category "value and sense interaction” regarding culturological disciplines.

Key words: value, sense, value and sense interaction, dialogue, dominant on the Other, outbeing.

р.а. акжигитов, л.п. разбегаева

(волгоград)

сущностные характеристики ценностного отношения к политическим правам гражданина

Представлена структурно-функциональная модель ценностного отношения к политическим правам гражданина. Выявлены когнитивно-оценочный, мотивационно-смысловой, деятельностно-практический компоненты, определены критерии и уровни сформированности исследуемого личностного новообразования.

Ключевые слова: гражданство, гражданское общество, политические права, ценность, ценностное отношение.

Одной из важнейших особенностей современного социума является признание ценности человека, выступающего в качестве активного субъекта общественных отношений. Многочисленные социальные и политические преобразования в мире на рубеже XX и XXI вв. стимулируют подрастающее поколение во все более раннем возрасте проявлять интерес и определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, общественным процессам и своему статусу. При этом актуальными становятся такие демократические ценности, как гласность, равноправие, естественные права и свободы. Они выступают основными составляющими ценностной картины мира личности.

Развитие демократии требует воспитания ценностного отношения к политическим правам гражданина (Х. Гурецка). Ценностное отношение к политическим правам гражданина позволяет рассматривать их как социально значимую ценность, как нравственный регуля-тив, приобретающий в современном социуме универсальный характер и выступающий в качестве индивидуального и социального ориентира конструктивно-оперативной и коммуникативной деятельности. Политические права гражданина являются основой поддержания в обществе гражданского участия, в создании которого важнейшее значение имеют образование и воспитание, которые детерминируют способность к рефлексии и самостоятельному поиску решений, не поддаваясь внешним влияниям (Ф. Мейер). Таким образом, моральное

© Aкжигитов РА., Разбегаева Л.П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.