6. Elkonin D.B. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah // Izbrannyie psihologicheskie trudyi / pod red. D.I. Feldshteyna. M., 1995.
Ability for goal setting as the educational competence of senior preschool children
There is revealed the essence of the ability for goal setting as the key educational competence. There is substantiated the necessity and the possibility of its formation for senior preschool children as the sign of child’s readiness for school education. There are empirically sorted out the levels of development of this ability. There are represented the results of the longitude research of the levels of the ability for goal setting by 6-7 year old children.
Key words: goal setting, ability for goal setting, educational competence, readiness for school.
(Статья поступила в редакцию 15.05.2014)
М.С. КОРЕНЬКОВА (Волгоград)
модель процесса формирования
У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
отношения к семье как социально значимой
ЦЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ гуманитарным дисциплинам
Изложены основы конструирования модели процесса формирования у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам. В качестве ведущих средств формирования рассматриваемого личностного образования предложены эвристические личностно значимые педагогические ситуации и проблемные ценностно-смысловые задания.
Ключевые слова: семья, социально значимая ценность, ценностное отношение, эвристическая лич-ностно значимая педагогическая ситуация, проблемное ценностно-смысловое задание.
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет значимую роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, закладывая основы гражданского поведения. В связи с этим формиро-
вание у школьников отношения к семье как социально значимой ценности на основе сочетания духовных ценностей и нравственных ориентиров, характерных для российской культуры, - одна из главных задач, поставленных сегодня государством и обществом перед педагогической наукой и практикой [2].
Отношение старшеклассника к семье как социально значимой ценности мы понимаем как интегративное личностное образование, характеризующееся знанием семейных традиций, обеспечивающих связь между поколениями, осознанием старшеклассником ответственности семьи за воспитание гражданина, проявляющееся в реализации умения личности прогнозировать и корректировать свою деятельность в контексте ценности «семья». Анализ научной литературы позволил выделить и обосновать структуру отношения к семье как социально значимой ценности, включающую когнитивный, эмоционально-смысловой и проективно-деятельностный компоненты [4].
Сензитивным периодом для формирования отношения к семье как социально значимой ценности является старший школьный возраст, когда активно формируется мировоззрение (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон,
Э. Эриксон). Приобщение обучающихся к ценностям является важнейшей составляющей этого процесса. В этой связи особую роль обретает аксиологическая среда гуманитарного образования, которая представляет собой совокупность условий, обеспечивающих активность школьника в присвоении общечеловеческих ценностей, в частности социально значимой ценности «семья» (Л.П. Разбегаева).
Феномен семьи как педагогическая проблема исследовался в различных аспектах (Н.П. Андропова, И.В. Власюк, О.Н. Гноева, Е.П. Гуляева, Е.И. Зритнева, М.А. Дмитриеа, И.Б. Левицкая, Л.Н. Урбанович и др.). Однако потенциал гуманитарных дисциплин для формирования рассматриваемого личностного образования не исследовался, поэтому в настоящей статье мы обратимся к построению модели педагогического процесса, направленного на формирование у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам.
Основаниями для конструирования модели данного процесса выступили теория целостного педагогического процесса (Н.М. Бо-рытко, В.С. Ильин, Н.К. Сергеев), деятельностный подход к организации педагогическо-
© Коренькова М.С., 2014
го процесса (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), идеи личностно ориентированного (В.В. Сериков) и ценностного (А.В. Кирьякова, Л.П. Раз-бегаева) подходов в образовании, теория проблемного обучения (И.Я. Лернер, А.М. Ма-тюшкин, М.И. Махмутов и др.), эвристический подход в обучении (А.В. Хуторской).
Модель процесса формирования у старшеклассников отношения к семье как ценности, согласно идеям целостного подхода, включает в себя проектирование целей, средств и прогнозируемых результатов (В.С. Ильин). Логика конструируемого педагогического процесса определяется особенностями психологического механизма «поиск - оценка - выбор -проекция» (А.В. Кирьякова), являющегося универсальным для ориентирования личности в мире общечеловеческих ценностей [3]. С учетом особенностей функционирования каждого из элементов рассматриваемого механизма и уровневых характеристик отношения к семье как социально значимой ценности [4] выделяются следующие этапы процесса: информационно-поисковый, оценочный и рефлексивно-прогностический.
Информационно-поисковый этап направлен на формирование у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности на ценностно-ориентационном уровне сформированности. Он соотносим с «поиском» и проявляется в познавательной деятельности учащихся, обеспечивая обретение личностью знания о ценности «семья».
Оценочный этап направлен на достижение учащимися эвристического уровня сфор-мированности отношения к семье как социально значимой ценности. Он предполагает открытие школьником личностного смысла ценности «семья», осознание ее личностной и социальной значимости. На данном этапе наибольшую нагрузку несут такие элементы ценностного механизма, как «оценка» и «выбор». При оценке у старшеклассников вырабатывается отношение к изучаемому объекту. Если оно отрицательное или амбивалентное, то процесс формирования отношения к семье как социально значимой ценности прекращается, если положительное, то «срабатывает» связь механизма оценки с механизмом выбора и процесс не завершается. Выбор - это определенный механизм соотношения внешнего и внутреннего планов жизнедеятельности личности. Это переход от слова через оценку к поступку [3]. Функция выбора заключается в обнаружении и закреплении эмоциональнооценочного отношения старшеклассников к ценности «семья».
Целью рефлексивно-прогностического этапа является достижение регулятивно-прогностического уровня сформированности отношения к семье как социально значимой ценности. Он соотносим с «проекцией» и предполагает наличие смыслообразующих мотивов, принятие личностного смысла ценности «семья», интеграцию отношения к семье как социально значимой ценности в систему отношений старшеклассника с миром. Школьник приобретает способность осознанно проектировать собственную деятельность. Исследователи рассматривают проектирование жизненной перспективы как критерий процесса ориентации во внешнем мире. Человек, осознав себя в этом мире, осуществляет поиск, оценку, выбор и, наконец, строит перспективу будущего [3; 6].
Для эффективного формирования отношения к семье как социально значимой ценности целесообразно моделировать эвристические личностно значимые педагогические ситуации. Под педагогической ситуацией понимается часть учебно-воспитательного процесса, стимулирующая разностороннюю деятельность учащихся, адекватную в определенном отношении разносторонней деятельности взрослых (В.С. Ильин, Б.Т. Лихачев). Наряду с этим гуманитарное образование предполагает создание аксиологической ситуации, ориентированной на раскрытие, в первую очередь, значимости изучаемого [7].
Полагаем, что разновидностью аксиологической ситуации является эвристическая личностно значимая педагогическая ситуация, под которой понимаем совокупность условий, стимулирующих активность ученика по присвоению ценности «семья» и проектированию самостоятельно-поисковой деятельности в процессе решения им учебных проблем. Представляется, что рассматриваемая педагогическая ситуация позволяет реализовать потенциал аксиологической среды гуманитарного образования. Мы считаем, что ценность «семья» будет более значима для обучаемого, если, во-первых, она будет представлена через проблему, т.к. при этом происходит сопоставление ценности «семья» с другими ценностями и личным опытом школьника; во-вторых, наполнение учебных курсов (истории, обще-ствознания, права) системой проблемных заданий обеспечит эмоциональное переживание и осознание смысла ценности «семья».
Полагаем, что создание эвристических лич-ностно значимых педагогических ситуаций
возможно с помощью проблемных ценностносмысловых заданий. Их специфика определяется особенностями гуманитарного познания и содержанием ценности «семья».
Проблемные ценностно-смысловые задания предполагают самостоятельно-поисковую деятельность, направленную на присвоение учащимися ценности «семья». Наличие проблемы в задании создает у учащихся «практическое или теоретическое затруднение, вызывающее познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащем для правильного выполнения действия, приводящего к достижению цели» [5, с. 194]. Возникает интеллектуальное затруднение личности, когда она с помощью уже имеющихся знаний не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу.
В связи с этим следует обратиться к идеям эвристического обучения, целью которого «является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта настоящего, а также конкретной, новой для ученика образовательной продукции, ориентированной на конструирование будущего» [9, с. 38]. В ходе выполнения проблемных ценностно-смысловых заданий школьники открывают смысл ценности «семья». Содержание этих заданий, преломляясь через «эмоциональную сферу личности, становится внутренним требованием личности к самой себе, приобретает личностный смысл» [8, с. 64].
Таким образом, представляется возможным говорить о личностно значимом характере проблемных ценностно-смысловых заданий. Они создаются на основе содержания текста учебника, документа, художественного произведения и т. д. Такие задания ориентированы на формирование учебных умений, связанных с ценностью «семья» (отбор и анализ признаков социально значимой ценности «семья» в учебном материале, обоснование собственного отношения к социально значимой ценности «семья», прогнозирование и корректирование деятельности, связанной с проявлением ценности «семья») [4]. Отбор содержательных доминант для каждого задания в рамках эвристической личностно значимой педагогической ситуации способствует эффективному использованию ценностного потенциала гуманитарных дисциплин.
Проблемные ценностно-смысловые задания классифицируются по нескольким основаниям: по содержанию, характеру искомого, по направленности целей и характеру результатов мыслительной деятельности. По содер-
жанию задания подразделяются на раскрывающие сущность идей:
- преемственности поколений;
- ответственности за воспитание гражданина.
По характеру искомого задания подразделяются на два вида:
- объектно-ориентированные, в которых в качестве искомого выступает ценность «семья» как внешний по отношению к старшеклассникам объект;
- субъектно-ориентированные, где искомым является сам субъект, его знание признаков ценности «семья», его отношение к ней, а также способность к видению перспективы собственного будущего.
По направленности целей и характеру результатов мыслительной деятельности задания могут быть:
- познавательными, выполнение которых требует поиска признаков социально значимой ценности «семья» в учебном материале;
- оценочными, требующими от школьников обоснования собственного отношения к социально значимой ценности «семья»;
- прогностическими, выполнение которых требует от учащихся умения выстраивать перспективу собственной жизнедеятельности в контексте ценности «семья».
Таким образом, проблемные ценностносмысловые задания как дидактическое средство характеризуются проблемностью, смысловой направленностью, неоднозначностью решений, способствуют созданию эвристической личностно значимой педагогической ситуации. Исходя из вышеизложенного, мы представляем целесообразным выделить следующие составляющие данной ситуации:
- фрагмент содержания гуманитарных дисциплин как проекция социокультурной реальности, отражающий личностную и социальную значимость ценности «семья» и представленный в виде противоречия (проблемы);
- система проблемных ценностно-смысловых заданий, являющихся формой реализации эвристической личностно значимой педагогической ситуации;
- Другой (субъект изучаемой культуры, эпохи), родители (собственная семья);
- носитель ценностных представлений своего времени, культуры;
- учитель, который является не только организатором эвристической личностно значимой педагогической ситуации, но и самым активным субъектом познавательной деятельности, инициирующим активность учащихся по решению учебных проблем в ходе выпол-
нения проблемных ценностно-смысловых заданий;
- ученик, обладающий потребностями в самоактуализации и саморазвитии, стремящийся реализовать их в познавательной деятельности.
На всех этапах процесса формирования у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в рамках эвристических личностно значимых педагогических ситуаций целесообразно применять различные проблемные ценностно-смысловые задания. Их использование на каждом из этапов, сообразуясь с логикой рассматриваемого процесса, имеет свою специфику.
Так, на информационно-поисковом этапе процесса преимущественно используются познавательные проблемные ценностносмысловые задания, раскрывающие сущность идей семьи как социально значимой ценности (идея преемственности поколений, идея ответственности за воспитание гражданина). Задания данного вида относятся к объектноориентированным, в которых в качестве искомого выступает ценность «семья» как внешний по отношению к старшеклассникам объект. Такие задания направлены на актуализацию имеющихся ценностных отношений учащегося.
На оценочном этапе в основном используются оценочные проблемные ценностносмысловые задания, для решения которых старшекласснику необходимо анализировать поставленную проблему. Такого рода задания характеризуют идеи преемственности поколений и ответственности за воспитание гражданина. Задания данного вида относятся к субъектно-ориентированным, где искомым является сам субъект, его знание признаков ценности «семья». Проблемные ценностно-смысловые задания данного типа направлены на поиск старшеклассником личностного смысла социально значимой ценности «семья».
На рефлексивно-прогностическом этапе эвристические личностно значимые педагогические ситуации создаются посредством прогностических проблемных ценностносмысловых заданий. Они относятся к субъектно-ориентированным, где субъект является искомым, а знание признаков ценности «семья» и отношение к ней как к социально значимой ценности вырабатывают способность видения жизненной перспективы. Задания ориентированы на интеграцию личностного смысла социально значимой ценности «се-
мья» в систему отношений старшеклассника с миром.
Таким образом, представленная модель может быть положена в основу реализации процесса формирования у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам.
Литература
1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности : моногр. / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2001.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2010.
3. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.
4. Коренькова М.С. Структурно-функциональная модель ценностного отношения к семье [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. URL : http://www. science-education.ru/113-11508 (дата обращения: 10.01.2014).
5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. : Педагогика, 1972.
6. Нургалиева Г.К. Психолого-педагогические основы ценностного оиентирования личности : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук. Алма-Ата, 1993.
7. Разбегаева Л.П., Мацкайлова О.А., Кириллов Д.В. [и др.]. Ценностно-коммуникативный подход как основа гуманитаризации современного образования : моногр. / науч. ред. Л.П. Разбегаева. М. : АПКиППРО, 2010.
8. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982.
9. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика : Теория и технология креативного обучения. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003.
* * *
1. Boryitko N.M. V prostranstve vospitatelnoy deyatelnosti : monogr. / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd : Peremena, 2001.
2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M. : Prosveschenie, 2010.
3. Kiryakova A.V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostey. Orenburg, 1996.
4. Korenkova M.S. Strukturno-funktsionalnaya model tsennostnogo otnosheniya k seme [Elektronnyiy resurs] // Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. 2013. № 6. URL : http://www.science-education. ru/113-11508 (data obrascheniya: 10.01.2014).
5. Matyushkin A.M. Problemnyie situatsii v myishlenii i obuchenii. M. : Pedagogika, 1972.
6. Nurgalieva G.K. Psihologo-pedagogicheskie osnovyi tsennostnogo oientirovaniya lichnosti : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Alma-Ata, 1993.
7. Razbegaeva L.P., Matskaylova O.A., Kirillov D.V. [i dr.]. Tsennostno-kommunikativnyiy podhod kak osnova gumanitarizatsii sovremennogo obrazovaniya : monogr. / nauch. red. L.P. Razbegaeva. M. : APKiPPRO, 2010.
8. Ruvinskiy L.I. Nravstvennoe vospitanie lichnosti. M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1982.
9. Hutorskoy A.V. Didakticheskaya evristika : Teoriya i tehnologiya kreativnogo obucheniya. M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 2003.
Model of formation process of senior pupils’ attitude to a family as a socially important value in teaching humanities
There are described the foundations of construction of the model offormation process of senior pupils’ attitude to a family as a socially important value in teaching humanities. As the main means offormation of this personal phenomenon there are suggested the heuristic personally significant pedagogic situations and problem value and sense tasks.
Key words: family, socially significant value, value attitude, heuristic personally significant pedagogic situation, problem value and sense task.
(Статья поступила в редакцию 23.06.2014)